Прокурорский надзор за исполнением законов в Вооружённых силах Российской Федерации
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 20.06.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Предмет и пределы надзора за исполнением законов органами военного управления, воинскими должностными лицами и полномочия военного прокурора по его осуществлению 4
2. Организация проверок исполнения законов органами военного управления, воинскими должностными лицами 14
3. Проведение проверок соответствия законам правовых актов, издаваемых органами военного управления и воинскими должностными лицами 17
Заключение 19
Список литературы 20
Прокурорские проверки организуются и проводятся как в плановом порядке (в соответствии с планами работы военной прокуратуры, по заданиям вышестоящих прокуроров), так и на основании поступившей информации о нарушениях законности (актов финансовых проверок, ревизий, обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.к.), требующих использования прокурорских полномочий по устранению нарушений и привлечению виновных к ответственности, в первую очередь для защиты интересов государства и прав военнослужащих, обеспечения обороноспособности страны и боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации, установленного порядка прохождения военной службы, соблюдения законности при выполнении задач, возложенных на воинские формирования и органы, где законом предусмотрена военная служба.
Независимо от поступления сигналов о правонарушениях военными прокурорами проводятся обязательные плановые проверки законности правовых актов командования и соблюдения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан (в течение года должен обеспечиваться охват всех поднадзорных объектов), а также содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах и лиц, подвергнутых административному задержанию пограничными органами (не реже одного раза в месяц).
В качестве повода и основания для организации прокурорских проверок рассматриваются материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистических сведений о состоянии законности в войсках, прокурорской и правоприменительной практики, обращения граждан, сообщения СМИ, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона, требующих прокурорского реагирования.
3. Проведение проверок соответствия законам правовых актов, издаваемых органами военного управления и воинскими должностными лицами
Одним из важнейших средств обеспечения защиты конституционных прав и социальных гарантий военнослужащих, членов их семей, других граждан, соблюдения интересов государства является надзор за законностью приказов и других правовых актов, издаваемых органами военного управления и воинскими должностными лицами (далее - правовые акты).
Военный прокурор проверяет в порядке надзора все правовые акты (нормативные и индивидуальные, секретные и несекретные, оперативные и административно-хозяйственные) и оценивает их с точки зрения соответствия законам, а также с учетом требований Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации.
В каждом случае выявления незаконных правовых актов военными прокурорами принимаются в пределах компетенции необходимые меры к их немедленной отмене, устранению нарушений закона и восстановлению прав граждан путем принесения протестов, применения иных средств прокурорского реагирования, а в предусмотренных законом случаях - путем обращения в суд.
Проверки законности правовых актов осуществляются в плановом порядке независимо от поступления информации о нарушениях законов. При этом, должен быть обеспечен полный охват проверочными мероприятиями данной направленности объектов надзора в течение года.
Необходимость такого надзора определяется тем, что акты, издаваемые органами военного управления и воинскими должностными лицами, являются правовым средством управления войсками. Посредством их издания реализуются властные полномочия командиров (начальников), направленные на обеспечение повседневной жизнедеятельности войск, определяется порядок исполнения подчиненными законов, воинских уставов, других нормативных правовых актов.
Основными чертами актов военного управления являются:
а) подзаконность акта, которая означает, что издаваемый акт по своему содержанию не должен противоречить требованиям законодательных актов, издается в пределах компетенции данного органа управления и в порядке, установленном законом. Подзаконность акта военного управления в широком смысле понимается и как соответствие актов не только закону, но и подзаконным актам других государственных органов и органов военного управления. Акты военного управления вызывают определенные юридические последствия, которые могут выражаться в установлении соответствующих правил поведения (норм) общего характера или затрагивать отношения, связанные с конкретными лицами, т.е. они имеют правовой характер.
Правовые акты, изданные вопреки требованиям закона, отрицательно влияют на боеспособность и боевую готовность войсковых подразделений, состояние воинской дисциплины, установленный порядок несения военной службы, нарушают права и законные интересы граждан. В связи с этим в соответствии с п. 3 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" командирам (начальникам) запрещено отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации;
б) авторитарность акта военного управления, означающая обязательность его исполнения лицами и органами, на которых он распространяется, независимо от того, являются ли эти лица подчиненными органа, издавшего акт, или таковыми не являются, а также независимо от согласия исполнителей акта (императивность акта военного управления).
Заключение
Военные прокуроры свои усилия направляют на обеспечение эффективности надзора за исполнением законов, максимальное использование надзорных полномочий для предупреждения и пресечения нарушений законов, принятия своевременных мер к их устранению, восстановления нарушенных прав граждан, возмещения ущерба государству, привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности, вплоть до уголовной. Конечной целью этих усилий является защита интересов государства и прав граждан, укрепление законности и правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
Основными направлениями надзора за исполнением законов являются:
- соответствие законам правовых актов, издаваемых органами военного управления и воинскими должностными лицами;
- соблюдение прав и социальных гарантий военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, членов их семей и других граждан;
- защита экономических интересов государства;
- борьба с правонарушениями коррупционной направленности;
- обеспечение сохранности, поддержание в боеготовом состоянии, безопасная эксплуатация и утилизация вооружения, военной техники, боеприпасов, взрывчатых веществ;
- противодействие экстремизму и терроризму;
- экологическая безопасность и исполнение природоохранного законодательства.
Военные прокуроры, исходя из специфики выполняемых поднадзорными органами задач, состояния преступности и законности, вправе определять приоритеты надзорной деятельности, развивать иные направления надзора.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. - 2009. - N 4. - Ст. 445.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ 1996. - N 25. - Ст. 2954; 2011. - N 1. - Ст. 54.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ // СЗ РФ. - 2001. - N 52 (ч. I). - Ст. 4921; 2011. - N 7. - Ст. 901.
Федеральный закон от 7 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. от 7 февраля 2011 г.) // СЗ РФ. - 1995. - N 47. - Ст. 4472; 2011. - N 7. - Ст. 901.
Литература
Басков В.И. Прокурорский надзор: Учебник. - М., 2012.
Басков В.И. Прокурорский надзор. 2-е изд. М., 2014.
Байкин И.М. Прокуратура - орган государственной власти // Современное право. - 2011. N 12.
Военное право: учеб. / под ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. М., 2014.
Левый М.Г. Организация прокурорского надзора за соблюдением жилищных прав военнослужащих в условиях перехода Вооруженных Сил Российской Федерации к новому облику // Военно-юридический журнал. 2013. N 2.
Организация прокурорского надзора органами военной прокуратуры: сб. метод. материалов / под общ. ред. С.Н. Фридинского. М., 2010.
Басков В.И. Прокурорский надзор: Учебник. М., 2012. С. 68.
Организация прокурорского надзора органами военной прокуратуры: сб. метод. материалов / под общ. ред. С.Н. Фридинского. М., 2010. С. 61.
Левый М.Г. Организация прокурорского надзора за соблюдением жилищных прав военнослужащих в условиях перехода Вооруженных Сил Российской Федерации к новому облику // Военно-юридический журнал. 2013. N 2. С. 26.
Басков В.И. Прокурорский надзор. 2-е изд. М., 2014. С. 124.
Байкин И.М. Прокуратура - орган государственной власти // Современное право. 2011. N 12. С. 14.
Организация прокурорского надзора органами военной прокуратуры: сб. метод. материалов / под общ. ред. С.Н. Фридинского. М., 2010. С. 87.
Военное право: учеб. / под ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. М., 2014. С. 78.
20
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. - 2009. - N 4. - Ст. 445.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ 1996. - N 25. - Ст. 2954; 2011. - N 1. - Ст. 54.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ // СЗ РФ. - 2001. - N 52 (ч. I). - Ст. 4921; 2011. - N 7. - Ст. 901.
4. Федеральный закон от 7 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. от 7 февраля 2011 г.) // СЗ РФ. - 1995. - N 47. - Ст. 4472; 2011. - N 7. - Ст. 901.
Литература
5. Басков В.И. Прокурорский надзор: Учебник. - М., 2012.
6. Басков В.И. Прокурорский надзор. 2-е изд. М., 2014.
7. Байкин И.М. Прокуратура - орган государственной власти // Современное право. - 2011. N 12.
8. Военное право: учеб. / под ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. М., 2014.
9. Левый М.Г. Организация прокурорского надзора за соблюдением жилищных прав военнослужащих в условиях перехода Вооруженных Сил Российской Федерации к новому облику // Военно-юридический журнал. 2013. N 2.
10. Организация прокурорского надзора органами военной прокуратуры: сб. метод. материалов / под общ. ред. С.Н. Фридинского. М., 2010.
Вопрос-ответ:
Какой предмет и какие пределы у прокурорского надзора за исполнением законов в Вооруженных силах Российской Федерации?
Прокурорский надзор включает в себя контроль за соблюдением законов органами военного управления и воинскими должностными лицами. Прокурор осуществляет свои полномочия в пределах, установленных законом и процессуальным законодательством. Он контролирует выполнение законов в сфере обеспечения обороны и безопасности государства, деятельности Вооруженных сил, высшего командования, военной юстиции и военного управления. В случае выявления нарушений законов, прокурор принимает меры по их устранению и привлечению виновных к ответственности.
Какие полномочия имеет военный прокурор при осуществлении надзора?
Военный прокурор при осуществлении прокурорского надзора имеет широкие полномочия. Он имеет право запрашивать необходимую информацию, документы и материалы от соответствующих органов военного управления и воинских должностных лиц. Также прокурор имеет право проводить проверки исполнения законов и контролировать соответствие правовых актов, издаваемых данными органами и должностными лицами, законам. Если в результате проверок будут выявлены нарушения, прокурор принимает меры по их устранению.
Как организуются проверки исполнения законов в Вооруженных силах Российской Федерации?
Организация проверок исполнения законов в Вооруженных силах Российской Федерации осуществляется военными прокурорскими органами. Они проводят плановые и внеплановые проверки, основываясь на информации о возможных нарушениях или обращениях граждан. Проверки проводятся как в центральных, так и в местных органах военного управления. В ходе проверок прокуроры анализируют собранные документы, проводят интервью с военнослужащими, являющимися участниками проверяемых событий, и выносят решения о дальнейших действиях.
Какие предметы и пределы надзора у прокуроров над исполнением законов в Вооруженных силах Российской Федерации?
Прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов в Вооруженных силах Российской Федерации. Они контролируют деятельность органов военного управления и военских должностных лиц. Надзор прокуроров охватывает широкий спектр задач, включая контроль за соблюдением прав и свобод военнослужащих, законности предоставления льгот и компенсаций, соблюдение боевой и внутренней дисциплины, расследование преступлений и иных правонарушений военного характера.
Какие полномочия имеет военный прокурор при осуществлении надзора?
Военный прокурор обладает определенными полномочиями при осуществлении надзора за исполнением законов в Вооруженных силах Российской Федерации. Он имеет право проводить проверки деятельности органов военного управления и военских должностных лиц, запрашивать необходимые документы и материалы, требовать предоставления информации, принимать меры по устранению выявленных нарушений, а также проводить расследование преступлений и иных правонарушений военного характера.
Как организуются проверки исполнения законов органами военного управления и военскими должностными лицами?
Проверки исполнения законов органами военного управления и военскими должностными лицами организуются определенным образом. Военный прокурор назначает проверки, определяет объем и сроки их проведения. Проверки могут осуществляться как планово, так и внепланово в случае обнаружения нарушений или получения информации о возможных правонарушениях. В ходе проверок проверяются соблюдение законодательства, действие установленных правил и инструкций, выполнение служебных обязанностей и др. По результатам проверок могут приниматься меры по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.
Какие задачи решает прокурорский надзор в Вооруженных силах Российской Федерации?
Прокурорский надзор в Вооруженных силах Российской Федерации решает такие задачи, как контроль за исполнением законов органами военного управления и воинскими должностными лицами, проверка соответствия правовых актов, издаваемых этими органами, законам, а также устранение нарушений и пресечение противоправных действий военнослужащих и гражданских лиц.
Какие полномочия имеет военный прокурор при осуществлении надзора?
Военный прокурор имеет полномочия по проведению проверок исполнения законов органами военного управления и воинскими должностными лицами, а также по выявлению нарушений и пресечению противоправных действий. Он также имеет право обжаловать судебные решения, связанные с нарушением законодательства, и принимать участие в рассмотрении и разрешении споров в суде, касающихся военных дел.
Как осуществляется организация проверок исполнения законов органами военного управления и воинскими должностными лицами?
Организация проверок исполнения законов органами военного управления и воинскими должностными лицами осуществляется по поручению военного прокурора. Проверки могут проводиться как по плану, так и по результатам обращений граждан и организаций. Военный прокурор имеет право требовать предоставления документов и информации, проводить осмотры, допросы и другие необходимые мероприятия.
Что произойдет, если органы военного управления и воинские должностные лица не выполняют свои обязанности в соответствии с законодательством?
Если органы военного управления и воинские должностные лица не выполняют свои обязанности в соответствии с законодательством, военный прокурор может применить меры к ним вплоть до привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Он также имеет право запросить привлечение к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения законодательства.
Какая организация осуществляет прокурорский надзор за исполнением законов в Вооруженных силах Российской Федерации?
Осуществление прокурорского надзора за исполнением законов в Вооруженных силах Российской Федерации возложено на военные прокуратуры.