Исторический опыт государственного управления России
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 20.06.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава первая. От Древней Руси к Российской империи: государственное устройство России с 9 века до 1917 года 5
1.1. Государственное управление в Древней Руси и Русском государстве 5
1.2. Государственное управление в Российской империи 10
Глава вторая. Россия социалистическая и демократическая: государственное устройство в XX и XXI веке 15
2.1. Государственное устройство Советского государства. 15
2.2. Государственное устройство Российской Федерации с 1991 года. 21
Заключение 27
Список использованных источников 29
Законодательной властью является Федеральное собрание РФ. Его полномочия распределены между Федеральным Собранием и Государственной Думой. Порядок формирования обеих палат устанавливаются федеральными законами.
Согласно статье 95 в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. С 18 марта 2014 года субъектов РФ насчитывается 85, соответственно в Совете Федерации должно быть 170 чиновников-сенаторов. Он не может быть распущен президентом и собирается не реже двух раз в месяц. В настоящий момент принята поправка к конституции, по которой 10% сенаторов может назначать Президент.
Совет Федерации: утверждает изменения границ между субъектами РФ; решает вопрос об использовании Вооруженных сил РФ за пределами ее территории и о введение чрезвычайного и военного положение (утверждение указа Президента), назначает выборы Президента, назаначает на должность Генерального прокурора. судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов.
Нижняя палата Федерального собрания РФ называется Государственная дума. Этот представительный орган власти состоит из 450 депутатов. Депутаты избираются в ходе прямых выборов по пропорциональной системе. Барьер для прохождения в Думу в настоящий момент составляет 7%, но с 2015 будет 5%. Срок созыва Думы в настоящий момент составляет 5 лет.
Полномочия Государственной Думы следующие: она дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства, решает вопрос о доверии Президенту, заслушивает отчеты Президента о его деятельности в течение года, назначает и освобождает от должности председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека.
Исполнительную власть в РФ осуществляет правительство, которое разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает функционирование единой образовательной, культурной, здравоохранительной, социальной, денежной, кредитной и финансовой политики на территории РФ, управляет собственностью РФ, осуществляет меры по обеспечению обороны страны и безопасности прав и свобод человека.
Судебная власть в РФ делится на:
Конституционный суд (разрешает дела о соответствии законов и указов Конституции, споры о компетенции между федеральным и региональными органами государственной власти)
Верховный суд (занимается гражданскими, уголовными, административными правонарушениями и другими делами общей юрисдикции)
Высший арбитражный суд (является высшей инстанцией по отношению к арбитражным судам, которые занимаются делами, связанными с предпринимательской и экономической деятельностью)
Начиная с 2004 года исполнительная власть в России была преобразована с выделением трех подразделений:
федеральные службы для контроля над государственной и общественной безопасностью.
федеральные агентства для управления государственным имуществом и оказания государственных услуг
министерства для контроля за службами и агентствами.
На уровне местного самоуправления власть осуществляется с помощью разделения на муниципальные образования. У муниципального образования есть своя собственность, свой бюджет и выборные органы власти.
Для новообразованной Российской Федерации остро стояла проблема межнациональных отношений. в конце марта 1992 года был подписан Федеративный договор, определяющий отношения между членами РФ. При этом субъекты РФ продолжали принимать конституции, во многом противоположные главному закону РФ и заявлять свою независимость. Перед государством снова встал вопрос распада. В этих условиях второй Президент РФ Владимир Путин с 2000 года взял курс на укрепление властной вертикали.
Для контроля власти в регионах Путин издал Указ о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе. Изначально таких округов было создано 7: Центральный, Северо-Западный, Южный, приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. В 2010 году был выделен также Северо-Кавказский округ.
Полномочный представитель входит в Администрацию Президента и имеет следующие полномочия: обеспечивать реализацию конституциональных полномочий Президента в пределах округа и организовывать работу по приведению в жизнь разработанной им политики, обеспечивать контроль за исполнением решений Президента, координировать деятельность органов исполнительной власти в округе. В настоящий момент необходимость в этой должности фактически отпала, и ведутся разговоры об ее упразднении.
Другим государственным институтом, который должен способствовать укреплению вертикали власти, стал созданный Президентом консультативный орган — Государственный Совет, в состав которого вошли ряд руководителей регионов страны. Этот орган является совещательным при президенте и властными полномочиями не обладает. Также для контроля за деятельностью государственных органов была создана общественная палата РФ
****
В XX веке Россия пережила 2 резких слома общественного строя с последующей перестройкой органов государственного управления. В первой половине века от практически неограниченной монархии через период двоевластия, революцию и гражданскую войну она пришла к тоталитарному государству и плановой экономике. Советский Союз был разрушен в 1991 году мирным путем, его преемницей стала новообразованная Российская Федерация. государство приняло новую конституцию, в которой признала себя демократическим и правовым государством.
В рамках идеалов демократического общества был провозглашен примат прав человека и социальной политики и принцип максимального участия широких масс в государственной политике. По факту же в условиях раздробленности и необходимости укрепления федеральной власти сформировалась Президентская республика, в которой глава государства стоит над ветвями власти и может контролировать проводимую в каждой из них политику. Процесс укреплению власти президента продолжается до сих пор.
Заключение
Исторический анализ системы государственного управления в России позволил нам в рамках курсовой работы проследить ее изменение от образования государственности в IX веке до современной демократической республики, которая продолжает эволюционировать. Исторически реформы системы государственного управления отличались большой противоречивостью, периодами реформ и контрреформ и резкими сменами своей структуры.
Древнерусское государство в IX-XII веке шло по пути объединения различных племен и уездный князей вокруг Киевского князя. Становление государственности шло вместе с социальной дифференциацией общества и формированием класса феодалов. Фактически оно представляло собой федерацию земель под руководством князя-сюзерена.
В XII-XIV веке существующая система распалась из-за междоусобиц между удельными князьями. На территории пытались развивать свои формы правления различные княжества, однако все режимы были слабыми и внутренне раздробленными. В итоге слабости княжеств на Руси было установлено татаро-монгольское иго. В условиях ига княжеская власть была зависима от Хана и черпало в нем свою легитимность. Для свержения ига понадобилось укрепление вертикали власти и объединение всех княжеств вокруг Москвы.
После свержения ига начался этап формирования централизованного Московского государства. В это время в России сформировалась сословно-представительская монархия, в которой царь правил с опорой на Боярскую думу, церковь и земские соборы – первые представительские учреждения на Руси. В процессе реформ появились первые централизованные отраслевые государственные учреждения – приказы.
С 1613 года начинает формироваться абсолютная монархия династии Романовых, которая окончательно закрепилась при Петре I. При нем же сформировался первый централизованный бюрократический аппарат, строго разделенный по своему функционалу. Законодательная и исполнительная власть была сосредоточена в руках императора.
Монархия шла по пути сохранения абсолютизма при реформировании государственного аппарата. Знаменательна, в частности, реформа Александра I, сформировавшая систему министерств.
В середине XIX века стало ясно, что феодально-крепостническая система уже не отвечает развитию российского государства. При Александре II было отменено крепостное право и подготовлен базис для перехода к буржуазной монархии. однако этот период сменился контрреформами Александра III, а затем и Николая II. Только поражение в русско-японской войне и рост народного недовольства заставил императора вернуться к буржуазным преобразованиям. Были созданы некоторые ограничения власти монарха в лице выборной Государственной Думы и Манифеста 17 октября.
Однако этих мер оказалось недостаточно и в 1917 году монархия в России прекратила свое существование. Почти полгода она просуществовала в режиме параллельно функционирования буржуазных и рабоче-крестьянских органов власти. В итоге была установлена власть Советов. Государственная система стала плановой, жесткой и тоталитарной. При доминирующей роли одной партии функции государственного аппарата дублировались партийной структурой. Государственно-партийный аппарат полностью сросся.
После распада СССР Российская Федерация пыталась сочетать выбранный демократический путь с необходимостью укрепления вертикали власти перед угрозой территориального распада. В итоге сформировалась президентская республика, в которой глава государства находится над всеми ветвями власти и может влиять на каждую из них. С течением времени Россия все больше идет по этому пути.
При этом в стране существует официально закрепленные права человека и разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, функцию и структуру каждой из которых мы описали во второй части работы.
Список использованных источников
Официальные документы:
Конституция Российской Федерации. Официальный сайт. URL: http://www.constitution.ru
Конституция РСФСР 1918 года. URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/
Конституция СССР 1924 года. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1924.htm
Конституция СССР 1936 года. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm
Конституция СССР 1977 года. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm
«Русская правда» в краткой и пространной редакции. URL: http://www.hrono.ru/dokum/1000dok/pravda72.php
Соборное уложение 1649 года. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htm
Библиография:
Андрианов В. Административная реформа: мировой исторический опыт и российские реалии // Маркетинг. - 2004. - N 4. - С.3-22; N 5. - С.3-18.
Андрианов В. Государственное управление: мировой опыт и российские реалии // Общество и экономика. - 2001. - N 11-12. - С.117-129.
Ачкасов В.А. Особенности эволюции российского государства// Политэкс. Т5, №4. С 40-60
Балацкий Е. Особенности российской модели управления государственным сектором // Пробл. теории и практики управл. - 2002. - N 2. - С.41-46.
Гельман В. Я., Рыженков С. И. Локальные режимы, городское управление и "вертикальвласти" в современной России // Политекс. 2010. Т. 6. № 4. C. 130-151
Давыдов К.В., Старилов Ю.Н. Административная реформа в РФ на современном этапе: основные достижения, проблемы и перспективы//Правовая наука и реформа юридического образования, 2011, № 1 (24). С 125-151
Евзеров Р.Я. Парламентаризм и разделение властей в современной России // Общест. науки и современность. – 1999. – № 1. – С. 83–94.
Ельцин Б.Н. Записки президента. Издательство "Огонек" Москва, 1994. С.215
Еремян В.В. Муниципальная история России /. –М: 2003 – 210 с.
Игнатов В.Г. Взаимосвязь реформирования государственного аппарата и политической системы в современной России. // Государственный аппарат и политические реформы в России и Германии. Ростов н/Д, 2006
Карамзин Н.М. История Государства Российского. В 12 т.. История государства российского в 12 томах. URL: http://www.bibliotekar.ru/karamzin/4.htm
Коган С.В. Создание Основных законов Российской империи в деятельности Комиссии составления законов (1800-1820-е гг.)/ Журнал "NB: Вопросы права и политики" /URL: http://e-notabene.ru/lr/article_167.html
Койчхев Н. Государственное управление при переходе от планового хозяйства к рыночному // Проблемы теории и практики управления - 1998. - N 1. - С.14-16.
Краснов Ю.К. Российская государственность : эволюция институтов власти и проблемы их модернизации. – М. : Изд-во Гос. думы, 2001. – 207 с
Лугвин С. Переход к новой модели государственного управления в постиндустриальном обществе // Пробл. теории и практ. управл. - 2004. - N 4. - С.34-99.
Лукашевский Е. Роль земства в истории России/ Газета «Монархистъ». URL: http://monarhist.net/History_glimpse/Articles/19/Zemstvo.htm
Никонов В.А. Институты представительства в России¸Журнал «Стратегия России», 2013 №7. URL: http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_to.php?subaction=showfull&id=1373528348&archive=1373528612&start_from=&ucat=14&
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т.5–6 / Отв.ред.: Иванов Н.А. — М.: Голос, 1993. — С 758 с
Старостин А.М. Эффективность деятельности административно-политических элит:критерии оценки и анализ состояния в современной России: монография. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2003. С 351
Усанов В.Е. Разделение властей как основа конституционного строя и его роль в формировании парламентаризма в современной России / В.Е. Усанов // Государство и право. – 2005. – № 12. – С. 13–22.
Федосеев Ю.Г Долетописная Русь. Русь доордынская. Русь и Золотая Орда. М: Детектив-пресс, 2006. С 336
Формы присяги русских чиновников государю в середине XVII века. URL: http://www.portal-slovo.ru/history/41881.php
Василенко И.А. Административно-государственное управление как наука. URL: ecsocman.hse.ru/data/932/847/1217/012_Vasilenko_LITERATURA.pdf
Карамзин Н.М. История государства российского в 12 томах. URL: http://www.bibliotekar.ru/karamzin/4.htm
Федосеев Ю.Г Долетописная Русь. Русь доордынская. Русь и Золотая Орда. М .: Детектив-пресс, 2006. С 24
Формы присяги русских чиновников государю в середине XVII века. URL: http://www.portal-slovo.ru/history/41881.php
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т.5–6 / Отв.ред.: Иванов Н.А. — М.: Голос, 1993. — С 525
Коган С.В. Создание Основных законов Российской империи в деятельности Комиссии составления законов (1800-1820-е гг.)/ Журнал "NB: Вопросы права и политики" /URL: http://e-notabene.ru/lr/article_167.html
Лукашевский Е. Роль земства в истории России/ Газета «Монархистъ». URL: http://monarhist.net/History_glimpse/Articles/19/Zemstvo.htm
Конституция СССР 1977 года. Статья 9. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm#i
там же, статья 6.
Ельцин Б.Н. Записки президента. Издательство "Огонек" Москва, 1994. С.83
Конституция РФ. Статьи 80-93. URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-6.htm
Конституция РФ. Статья 95. URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-7.htm
там же, статья 102
Конституция РФ, статья 107. URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-8.htm
2
Официальные документы:
1. Конституция Российской Федерации. Официальный сайт. URL: http://www.constitution.ru
2. Конституция РСФСР 1918 года. URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/
3. Конституция СССР 1924 года. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1924.htm
4. Конституция СССР 1936 года. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm
5. Конституция СССР 1977 года. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm
6. «Русская правда» в краткой и пространной редакции. URL: http://www.hrono.ru/dokum/1000dok/pravda72.php
7. Соборное уложение 1649 года. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htm
Библиография:
8. Андрианов В. Административная реформа: мировой исторический опыт и российские реалии // Маркетинг. - 2004. - N 4. - С.3-22; N 5. - С.3-18.
9. Андрианов В. Государственное управление: мировой опыт и российские реалии // Общество и экономика. - 2001. - N 11-12. - С.117-129.
10. Ачкасов В.А. Особенности эволюции российского государства// Политэкс. Т5, №4. С 40-60
11. Балацкий Е. Особенности российской модели управления государственным сектором // Пробл. теории и практики управл. - 2002. - N 2. - С.41-46.
12. Гельман В. Я., Рыженков С. И. Локальные режимы, городское управление и "вертикальвласти" в современной России // Политекс. 2010. Т. 6. № 4. C. 130-151
13. Давыдов К.В., Старилов Ю.Н. Административная реформа в РФ на современном этапе: основные достижения, проблемы и перспективы//Правовая наука и реформа юридического образования, 2011, № 1 (24). С 125-151
14. Евзеров Р.Я. Парламентаризм и разделение властей в современной России // Общест. науки и современность. – 1999. – № 1. – С. 83–94.
15. Ельцин Б.Н. Записки президента. Издательство "Огонек" Москва, 1994. С.215
16. Еремян В.В. Муниципальная история России /. –М: 2003 – 210 с.
17. Игнатов В.Г. Взаимосвязь реформирования государственного аппарата и политической системы в современной России. // Государственный аппарат и политические реформы в России и Германии. Ростов н/Д, 2006
18. Карамзин Н.М. История Государства Российского. В 12 т.. История государства российского в 12 томах. URL: http://www.bibliotekar.ru/karamzin/4.htm
19. Коган С.В. Создание Основных законов Российской империи в деятельности Комиссии составления законов (1800-1820-е гг.)/ Журнал "NB: Вопросы права и политики" /URL: http://e-notabene.ru/lr/article_167.html
20. Койчхев Н. Государственное управление при переходе от планового хозяйства к рыночному // Проблемы теории и практики управления - 1998. - N 1. - С.14-16.
21. Краснов Ю.К. Российская государственность : эволюция институтов власти и проблемы их модернизации. – М. : Изд-во Гос. думы, 2001. – 207 с
22. Лугвин С. Переход к новой модели государственного управления в постиндустриальном обществе // Пробл. теории и практ. управл. - 2004. - N 4. - С.34-99.
23. Лукашевский Е. Роль земства в истории России/ Газета «Монархистъ». URL: http://monarhist.net/History_glimpse/Articles/19/Zemstvo.htm
24. Никонов В.А. Институты представительства в России¸Журнал «Стратегия России», 2013 №7. URL: http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_to.php?subaction=showfull&id=1373528348&archive=1373528612&start_from=&ucat=14&
25. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т.5–6 / Отв.ред.: Иванов Н.А. — М.: Голос, 1993. — С 758 с
26. Старостин А.М. Эффективность деятельности административно-политических элит:критерии оценки и анализ состояния в современной России: монография. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2003. С 351
27. Усанов В.Е. Разделение властей как основа конституционного строя и его роль в формировании парламентаризма в современной России / В.Е. Усанов // Государство и право. – 2005. – № 12. – С. 13–22.
28. Федосеев Ю.Г Долетописная Русь. Русь доордынская. Русь и Золотая Орда. М: Детектив-пресс, 2006. С 336
Формы присяги русских чиновников государю в середине XVII века. URL: http://www.portal-slovo.ru/history/41881.php
Вопрос-ответ:
Какое государственное управление было в Древней Руси и Русском государстве?
В Древней Руси и Русском государстве государственное управление было монархическим, с централизованной властью правителей, основанной на принципах княжеского самодержавия и церковной иерархии.
Какое государственное устройство было в Российской империи?
В Российской империи государственное управление было абсолютистским, с одним монархом на вершине иерархии власти. Монарх обладал всеми полномочиями и регулировал все сферы жизни государства.
Какое государственное устройство было в Советском государстве?
В Советском государстве была установлена система социалистического государственного управления. Главной формой власти были советы трудящихся – советы рабочих, крестьянские советы, советы солдатских и матросских депутатов, а также Совет Союза.
Какое государственное устройство было в Российской Федерации?
В Российской Федерации государственное управление осуществляется на основе демократических принципов. Глава государства – президент – избирается населением, а законодательная власть представлена Федеральным Собранием, состоящим из Государственной Думы и Совета Федерации.
Каким было государственное устройство России в XX и XXI веке?
В XX и XXI веке государственное устройство России прошло через периоды социализма и демократии. Под руководством всех последних руководителей государства стремилось к стабильной и справедливой системе управления, обеспечивающей развитие и процветание страны.
Какое государственное управление существовало в Древней Руси?
В Древней Руси государственное управление было основано на княжеской власти. Князь был главой государства и имел право на принятие всех важных решений. Он назначал воевод, судей и прочих должностных лиц, проводил съезды для обсуждения вопросов и принятия решений. Однако, князь мог советоваться с боярами и владимирскими князями для принятия решений.
Каким было государственное управление в Российской империи?
В Российской империи государственное управление было строго централизованным. Власть принадлежала императору, который назначал всех должностных лиц, включая губернаторов, министров и судей. Важные решения и законы принимались императором, но он также советовался с Сенатом и Государственным Советом. Государственная машина была мощной и сложной, с разветвленной бюрократией.
Какое государственное устройство было в Советском государстве?
В Советском государстве государственное устройство было построено на принципах социализма и коммунизма. Высшей властью был Верховный Совет, который избирался всеобщим голосованием. Совет Министров был исполнительной властью и руководил экономикой и политикой страны. Коммунистическая партия имела особую роль в управлении государством и обществом.
Какое государственное устройство существует в Российской Федерации сегодня?
В Российской Федерации сегодня государственное устройство основано на принципах демократии. Высшей властью является Президент, который избирается на выборах. Федеральное Собрание состоит из Государственной Думы и Совета Федерации и осуществляет законодательную власть. Правительство руководит экономикой и политикой страны, а судебная власть независима и самостоятельна.
Какое государственное устройство было в Древней Руси?
В Древней Руси государственное управление осуществлялось на принципах княжеской власти. Князь был верховным правителем, а подчиненные ему княжества формировали федеративное государство.