Развитие речи на уроках русского языка в первом классе по учебнику В.П Кананиной, В.Г Горецкого.
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 44 + 44 источника
- Добавлена 21.06.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теория развития речи по учебнику В.П. Кананиной, В.Г Горецкого 6
1.1.Понятие "Речь" и "Развитие речи" в начальной школе 6
1.2. Анализ учебника Русского языка, его роль в развитии речи младших школьников 8
Глава 2. Методика преподавания Русского языка и литературного чтения 12
2.1. Методика преподования Русского языка в начальных классах 12
2.2. Классификация занятий по развитию речи 17
Заключение 21
Список литературы 24
Приложение 28
Текст можно озаглавить3.Прочитай ещё раз текст упр. 1. Объясни, как определить в нём количество предложений.•Читай текст, понижая голос в конце каждого предложения и делая паузы между предложениями.Скажи, какая мысль выражена в каждом предложении. Как в устной речи отделяются предложения друг от друга? А в письменной?•Соотнеси текст и рисунок к нему. Каким предложением можно подписать рисунок? Напиши это предложение.Упражнения по развитию словарясолнышко. ЗасверкалПрочитай Утром выглянуло солнышко. Засверкали сосульки на крышах. Растаяли льдинки на окне. Весело зачирикали воробьи.Связаны ли по смыслу все предложения в тексте? Можно ли сказать, что во всех предложениях говорится о признаках наступающей весны?Какой заголовок подойдёт к данному тексту: «Весна пришла!», «Первый весенний денёк», «Льдинки на окне»? Придумай свой заголовок.Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить3.Прочитай ещё раз текст упр. 1. Объясни, как определить в нём количество предложений.•Читай текст, понижая голос в конце каждого предложения и делая паузы между предложениями.Скажи, какая мысль выражена в каждом предложении. Как в устной речи отделяются предложения друг от друга? А в письменной?•Соотнеси текст и рисунок к нему. Каким предложением можно подписать рисунок? Напиши это предложение.Упражнения по развитию словаряи сосульки на крышах. Растаяли льдинки на окне. Весело зачирикали воробьи.Связаны ли по смыслу все предложения в тексте? Можно ли сказать, что во всех предложениях говорится о признаках наступающей весны?Какой заголовок подойдёт к данному тексту: «Весна пришла!», «Первый весенний денёк», «Льдинки на окне»? Придумай свой заголовок.Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить3.Прочитай ещё раз текст упр. 1. Объясни, как определить в нём количество предложений.•Читай текст, понижая голос в конце каждого предложения и делая паузы между предложениями.Скажи, какая мысль выражена в каждом предложении. Как в устной речи отделяются предложения друг от друга? А в письменной?•Соотнеси текст и рисунок к нему. Каким предложением можно подписать рисунок? Напиши это предложение.Упражнения по развитию словаряСписок литературыАрхипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе//Начальнаяшкола,2000,№4.-С.35-39.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.- М.: Знание, 1986.-193с.Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника.//Начальнаяшкола,2003,№4.-С.47-51.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов.- С- Пб. -Питер, 2000. - 298с.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение,1989. - 148с.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.- М.:Педагогика, 1968.-283с.Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младшихшкольников//Начальная школа,2003,№10.-С.41-44.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.:Просвещение,1991.-104с.Выготский Л.С. Мышление и речь.- М.: Педагогика, 1996.-115с.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.- М.: Просвещение,1961.-218с.Ефросинина Л.А. Литературное чтение.- М.: Вентана-Граф,2004.-224с.Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Программа «Литературное чтение» 1-4классы//Начальная школа,2000,№8.-С.20-41.Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи вшколе.- М.: Знание, 1969.-204с.Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.- М.: Просвещение,1982.-198с.Запорожец И.В. Культура речи//Начальная школа,2003,№5.-С.38-39.Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей.- М.:Просвещение, 1972.- 116с.Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика преподавания русского языка в начальной школ. – 5-е из. – Л., 1955.Ковальчук Г.А. Формирание речевой деятельности младших школьников на основе дидактиычеких принципов К.Д. Ушинского//Начальная школа,2001,№10.-С.27-33.Кустарева В.А., Назарова Л.К., Рождественский Н.С., Светловская Н.Н. Методика русского языка для школьных педагогических училищ. – 2-е изд. – М., 1973.Колунова Л., Ушакова О. Работа со словом в процессе развития речистарших дошкольников // Дошкольное воспитание. №9, 1994. С.11-14.Крутецкий В.А. Психология.- М.: Просвещение,1986.-336с.Крысько В.Г. Психология и педагогика.- М.: ВЛАДОСС-ПРЕСС,2001.-368с.Купарадзе Н. К вопросу о приёмах развития познавательного отношения к литературному тексту//Начальная школа,2004,№12.-С.92-94.Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей.- М.: Педагогика,1980.-210с.Лазарева В. Чтение - вот лучшее учение//Начальнаяшкола,2005,№4.-С.16-17.Леонтьев А.Н. Проблема развития психики.- М.: Прогресс, 1995.-230с.Львов М.Р. Методы развития речи учащихся //Русский язык вшколе,1981,№6, С.24-29.Львов М.Р. Основы теории речи.- М.: Педагогика, 2000.-218с.Методика преподавания русского языка в школе: Учебник длястудентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. М.Т.Баранова. –М., 1999.Основы методики начального обучения русскому языку / Подред. Н.С. Рождественского. – М., 1965.Песняева Н.А. Развитие речевой деятельности младшего школьника вучебном диалоге//Начальная школа,2004,№12.-С.95-97.Программно - методические материалы: Чтение. Начальная школа/Сост.Т.В. Игнатьева.- М.: Дрофа,2001.-288с.Редозубов С.П. Методика русского языка в начальной школе: Пособие для пед. училищ. – 5-е изд. – М., 1963.Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. 3-еизд. М.: Педагогика, 1984. - 295с.Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста/ Под ред. А.П.Еремеева.- М.: НИИ школы МП РСФСР,1982.-116с.Рамзаева Т.Г. Структура и содержание современного начального языкового образования //Начальная школа,2003,№11.-С.14-23.Рождественский Н.С., Кустарева В. А. Методика начального обучения русскому языку: Для фак. подготовки учителей начальной школы пед. Институтов . – М., 1965 .Русский язык в начальных классах. Теория и практика: Пособие для студентов сред. пед. учебных заведений / Под ред.М.С. Соловейчик. – М., 1997.Сосновская О.В. Литературное чтение в начальной школе//Начальнаяшкола,2003,№9.-С.15-23Соколов Н.М., Тумим Г.Г. На уроках родного языка. –Пг., 1917.Ставская Г.М. Работа с фразеологизмами в системе развития речи иобщего развития учащихся//Начальная школа,2000,№12.-С.23-27.Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе:Учебник для студентов фак. русского языка и литературы. – 3-е изд. – М., 1980.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.: Владос,2004.-287с.Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1988 – 1989.рочитай Утром выглянуло солнышко. Засверкали сосульки на крышах. Растаяли льдинки на окне. Весело зачирикали воробьи.Связаны ли по смыслу все предложения в тексте? Можно ли сказать, что во всех предложениях говорится о признаках наступающей весны?Какой заголовок подойдёт к данному тексту: «Весна пришла!», «Первый весенний денёк», «Льдинки на окне»? Придумай свой заголовок.Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить3.Прочитай ещё раз текст упр. 1. Объясни, как определить в нём количество предложений.•Читай текст, понижая голос в конце каждого предложения и делая паузы между предложениями.Скажи, какая мысль выражена в каждом предложении. Как в устной речи отделяются предложения друг от друга? А в письменной?•Соотнеси текст и рисунок к нему. Каким предложением можно подписать рисунок? Напиши это предложение.Упражнения по развитию словаряПриложениеТема: Русский алфавит или азбука.Класс: 1Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знанийЦель: познакомить детей с русским алфавитом и объяснить его значение.Задачи:Образовательные: систематизировать знания учащихся об алфавите;формировать умения пользоваться алфавитом.Развивающие: формирование умения анализировать звучащую речь; формирование опыта работы с учебником; развитие речи, мышления, воображения;Воспитывающие: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в группе.Планируемые результатыЛичностные:- проявление творческого отношения к процессу обучения.-понимание причины успеха в учебной деятельности.МетапредметныеПознавательные:-учащиеся научатся правильно называть буквы в алфавитном порядке;- перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;- давать оценку своим действиям, оценивать результат;- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.Регулятивные-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.Коммуникативные-слушать и понимать речь других;-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.Предметные- усвоение для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей; -умение использовать алфавит на практике, правильно расставлять слова по алфавиту; Организация образовательного пространстваМежпредметные связи:литературное чтение, математика.Методы обучения: объяснительно-иллюстративныйпоисково-исследовательскийОборудование:- рабочая тетрадь;- учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 1 класс. – М.: Издательство «Просвещение», 2011-электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого» Русский язык»- авторская презентация в программе PowerPoint.- компьютеры детей, компьютер учителя, проектор.Ход урока.Организационный момент- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.2.Самоопределение к учебной деятельности.- Чтобы узнать тему урока, расположите буквы так, чтобы получилось слово.(алфавит)-Кто может сформулировать тему урока?-Верно.Мы сегодня должны с вами повторить названия всех русских букв, научиться пользоваться алфавитом при выполнении различных заданий и понять, для чего же нам нужно знать русский алфавит.3.Минутка чистописания.Записываем число, классная работа.Сейчас у нас минутка чистописания.- Какая задача стоит перед нами? (пиши красиво). - Что значит «красиво»? (соблюдая наклон, высоту букв и т.д).-Игра «Третий лишний»-Назовите буквы, которые записаны на доске. о х А-Назовите сочетания букв: хл хо хр.-Выпишите из 1 задания согласную букву х, слог – хо. (у доски)-Запишите в тетради.--Подчеркни букву и слог, которые особенно удались.-Оцените свою работу.4.Словарная работа.-Мы часто произносим слово «хорошо». Каково же значение этого слова.-Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните опасные места. -Запомните в этом слове сочетание –оро--Придумайте предложения со словом «хорошо».-А теперь поработаем группами.-Что вы видите на доске?-Как вы думаете, какое будет задание?-Составьте из данных слов предложение. Прочитайте.-Запишите предложение в тетрадь.(Как хорошо уметь читать!)-Взаимопроверка.5.Работа по теме урока.1)В окошко посмотри: То снег, то дождь пошёл. Прекрасен этот мир! Всё будет хорошо!-Какое словарное слово нам встретилось в стихотворении?-Найдите это слово в орфографическом словаре. На какой странице оно расположено?-Легко ли вам было его найти?-А можно было б это задание выполнить быстрее? Что для этого нужно знать?- Все слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.2)-А где ещё используется алфавит?(Книги в библиотеке и формуляры учащихся расположены в алфавитном порядке. Список учеников в классном журнале, в больнице карточки больных хранятся в алфавитном порядке. Вот как важен алфавит!)3)-А что такое алфавит? ( Расположение букв в определённом порядке.) -По-вашему, азбука и алфавит- это одно и то же? -Давайте убедимся в этом, прочитав сведение о языке в учебнике на стр.52учебника. Откройте учебники, найдите правило, прочитайте его про себя. - Как вы думаете, существует алфавит немецкий, английский, татарский, чувашский? Вы правы. Сколько языков существует, столько и существует и алфавитов. 2)Русский алфавит. -Подробнее остановимся, конечно, на русской азбуке. Сколько в русском алфавите букв? (33) Сколько гласных букв? (10)Сколько согласных букв? (21) Сколько букв, не обозначающих звуки? (2) -Каждая буква имеет своё место и своё название. Давайте прочитаем алфавит хором.Упражнение 1 стр.52.-Назовите первые четыре буквы алфавита, четыре буквы после буквы л, букву, которая находится между буквами п и с.-Назовите буквы, которые не обозначают звуков.3) Упражнение по электронному приложению. Найдите место буквы в алфавитном порядке.4)Выполнение упражнения 1 в рабочей тетради стр. 26.5)Самопроверка, оценивание своей работы.6)Игра «Угадай слово»Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б”, вторая за – буквой “Н”, третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”.(волк)Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”, вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”.(коса)6. Закрепление изученного материала.1)-Ребята, к нам в гости заглянули Смешарики со своими заданиями.Давайте порадуем их и выполним все задания.-Расположите свои фамилии в алфавитном порядке.(коллективная работа)-Расположите свои имена в алфавитном порядке. ( на партах карточки с именами)-Самопроверка. Оцените свою работу.7.Проверочная работа.7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.-Что такое алфавит? -Сколько букв в русском алфавите?-Кто уже запомнил алфавит?-Кому ещё нужно немножко потренироваться?-Оцените свою работу на уроке.8.Поведение итогов. -Урок подходит к концу. Спасибо всем за работу. Завтра мы продолжим изучение темы сегодняшнего урока.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.- М.: Знание, 1986.-193с.
3. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника.//Начальная школа,2003,№4.-С.47-51.
4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов.- С- Пб. - Питер, 2000. - 298с.
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение,1989. - 148с.
6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.- М.: Педагогика, 1968.-283с.
7. Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников//Начальная школа,2003,№10.-С.41-44.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение,1991.-104с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь.- М.: Педагогика, 1996.-115с.
10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.- М.: Просвещение,1961.-218с.
11. Ефросинина Л.А. Литературное чтение.- М.: Вентана-Граф,2004.-224с.
12. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Программа «Литературное чтение» 1-4 классы//Начальная школа,2000,№8.-С.20-41.
13. Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе.- М.: Знание, 1969.-204с.
14. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.- М.: Просвещение, 1982.-198с.
15. Запорожец И.В. Культура речи//Начальная школа,2003,№5.-С.38-39.
16. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей.- М.: Просвещение, 1972.- 116с.
17. Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика преподавания русского языка в начальной школ. – 5-е из. – Л., 1955.
18. Ковальчук Г.А. Формирание речевой деятельности младших школьников на основе дидактиычеких принципов К.Д. Ушинского//Начальная школа,2001,№10.-С.27-33.
19. Кустарева В.А., Назарова Л.К., Рождественский Н.С., Светловская Н.Н. Методика русского языка для школьных педагогических училищ. – 2-е изд. – М., 1973.
20. Колунова Л., Ушакова О. Работа со словом в процессе развития речистарших дошкольников // Дошкольное воспитание. №9, 1994. С.11-14.
21. Крутецкий В.А. Психология.- М.: Просвещение,1986.-336с.
22. Крысько В.Г. Психология и педагогика.- М.: ВЛАДОСС-ПРЕСС,2001.-368с.
23. Купарадзе Н. К вопросу о приёмах развития познавательного отношения к литературному тексту//Начальная школа,2004,№12.-С.92-94.
24. Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей.- М.: Педагогика,1980.-210с.
25. Лазарева В. Чтение - вот лучшее учение//Начальнаяшкола,2005,№4.-С.16-17.
26. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики.- М.: Прогресс, 1995.-230с.
27. Львов М.Р. Методы развития речи учащихся //Русский язык в школе,1981,№6, С.24-29.
28. Львов М.Р. Основы теории речи.- М.: Педагогика, 2000.-218с.
29. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник длястудентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. М.Т.Баранова. –М., 1999.
30. Основы методики начального обучения русскому языку / Подред. Н.С. Рождественского. – М., 1965.
31. Песняева Н.А. Развитие речевой деятельности младшего школьника в
учебном диалоге//Начальная школа,2004,№12.-С.95-97.
32. Программно - методические материалы: Чтение. Начальная школа/Сост. Т.В. Игнатьева.- М.: Дрофа,2001.-288с.
33. Редозубов С.П. Методика русского языка в начальной школе: Пособие для пед. училищ. – 5-е изд. – М., 1963.
34. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. 3-е изд. М.: Педагогика, 1984. - 295с.
35. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста/ Под ред. А.П. Еремеева.- М.: НИИ школы МП РСФСР,1982.-116с.
36. Рамзаева Т.Г. Структура и содержание современного начального языкового образования //Начальная школа,2003,№11.-С.14-23.
37. Рождественский Н.С., Кустарева В. А. Методика начального обучения русскому языку: Для фак. подготовки учителей начальной школы пед. Институтов . – М., 1965 .
38. Русский язык в начальных классах. Теория и практика: Пособие для студентов сред. пед. учебных заведений / Под ред.М.С. Соловейчик. – М., 1997.
39. Сосновская О.В. Литературное чтение в начальной школе//Начальная школа,2003,№9.-С.15-23
40. Соколов Н.М., Тумим Г.Г. На уроках родного языка. –Пг., 1917.
41. Ставская Г.М. Работа с фразеологизмами в системе развития речи и общего развития учащихся//Начальная школа,2000,№12.-С.23-27.
42. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе:Учебник для студентов фак. русского языка и литературы. – 3-е изд. – М., 1980.
43. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.: Владос,2004.-287с.
44. Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1988 – 1989.
Вопрос-ответ:
Какие основные методы используются для развития речи на уроках русского языка в первом классе?
Основными методами, применяемыми для развития речи на уроках русского языка в первом классе, являются игровой метод, метод моделирования, метод обучения через действие и метод коллективного обсуждения.
Каково понятие "речь" и как оно развивается в начальной школе?
Понятие "речь" охватывает процесс взаимодействия человека с окружающим миром с помощью языковых знаков. Развитие речи в начальной школе включает развитие звуковой, лексической, грамматической и смысловой сторон речи, а также развитие навыков чтения и письма.
Какую роль играет учебник русского языка в развитии речи младших школьников?
Учебник русского языка играет важную роль в развитии речи младших школьников. Он предлагает разнообразные тексты и задания, которые способствуют развитию навыков чтения, письма и говорения. Учебник также помогает расширить словарный запас и усвоить основные правила грамматики.
Какие методики преподавания русского языка используются в начальных классах?
В начальных классах применяются различные методики преподавания русского языка, включая интегрированный подход, коммуникативный подход, игровые методики и методики развития речи. Они направлены на развитие навыков чтения, письма, говорения и слушания, а также на формирование правильного произношения и усвоение грамматических правил.
Какие занятия по развитию речи можно классифицировать на уроках русского языка?
Занятия по развитию речи на уроках русского языка можно классифицировать на несколько типов. Это занятия, направленные на развитие звуковой аппарата речи, на обогащение словарного запаса, на формирование навыков чтения и письма, на развитие грамматических навыков и на развитие речи в целом.
Какие основные принципы развития речи акцентируются в учебнике В П Кананиной и В Г Горецкого?
Основные принципы развития речи в учебнике В П Кананиной и В Г Горецкого включают создание коммуникативной среды, развитие активного словаря, формирование навыков анализа и синтеза речи, обучение правильному произношению звуков и правилам орфоэпии.
Какую роль играет учебник русского языка в развитии речи младших школьников?
Учебник русского языка играет важную роль в развитии речи младших школьников, поскольку он структурирован таким образом, чтобы постепенно расширять активный словарь учеников, развивать навыки чтения, письма, анализа и синтеза речи, а также обогащать их знания о русском языке и его грамматике.
Какова методика преподавания русского языка в начальных классах?
Методика преподавания русского языка в начальных классах предполагает комбинирование различных упражнений и заданий, основанных на развитии речи, чтении и письме. Она включает в себя работу с текстами, упражнения на правописание, грамматические упражнения, словообразование, различные игры и задания на развитие словаря и синтаксиса.