Цицерон М.Т. Тускуланские беседы. - Кн.:О презрении к смерти / М.Т. Цицерон. Избранные сочинения. - М:Художественная литература, 1975 (библиотека античной литературы)
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 3 + 3 источника
- Добавлена 30.11.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Марк Тулий Цицерон и его время
О презрении к смерти
Заключение
Библиография
Итак, Цицерон считает смерть благом и многие греческие философы до него утверждали, что именно так оно и есть. Тем не менее, в нашей культуре принято скорбеть об умерших, носить по ним траур и оплакивать их. Существует множество страшных историй о неупокоенных мертвецах. Этот образ тиражируется в массовой культуре. Большинство авторов настаивает на том, что у оживших мертвецов нет души, что укладывается в традицию древних фольклорных представлений, а также в изложенные Цицероном аргументы философов древности. Популярность темы смерти позволяет сделать вывод о ее актуальности и неразрешенности этого вопроса.
Что касается меня, то я полагаю, что оплакивая усопших, мы скорбим в первую очередь о себе, оставшихся без их любви и поддержки. В наш век одиночеств потеря близкого друга или родственника практически неизбежно превращается в трагедию. Цицерон рассуждает о страхе личной смерти, но насколько актуален он для современного человека? Во времена Цицерона смерть подстерегала человека на каждом шагу, в то время как наша жизнь намного более безопасна: исключены многие факторы случайной смерти — инфекции, голод, междоусобные войны. Если это касается и не всего мира, то, во всяком случае, развитых стран.
Мы редко сталкиваемся со смертью — нет ни публичных кровавых казней, ни проскрипционных списков. Я считаю, что для большинства наших современников смерть является абстракцией, а не явной осязаемой реальностью. Смерть либо внезапна, либо наступает в результате долгой и мучительной болезни (и долгого лечения). Таким образом, мы не то чтобы воспринимаем смерть как несчастье, мы вообще о ней по большей части не думаем, как будто она нам не угрожает.
При этом современный человек не может надеяться оставить о себе долгую память у потомков. Мы живем в эпоху информационного взрыва, когда лавина все новых и новых данных сметает прежние имена и лица. Мы не можем надеяться на долгую посмертную славу, хотя бы потому, что не оперируем категориями вечности.
Современный мир также не имеет сакральных погребальных обрядов. Некоторые религиозные традиции сохранились и еще существуют, однако они в значительной степени утратили свое символическое и ритуальное значение — это лишь дань обыденности. Точно также нет традиционных представлений о посмертии, в которые современный человек мог бы свято уверовать. Религиозное сознание в массе своей ушло в прошлое, исключения довольно редки.
Таким образом, современный человек оказывается полностью безоружным перед смертью — она внезапна — и человек зачастую не может хоть с какой-либо уверенностью сказать что именно его ожидает за пределами физического существования. Более того, предложенный Цицероном вывод о благе смерти ради великой идеи для нас уже нельзя считать актуальным — мы живем не в эпоху великих идей. Нам сложно умирать за государство, которое завтра может утвердить совершенно не разделяемые нами идеалы.
Тем не менее, я не считаю смерть злом: человек смертен, это заложено в его природе. Если человек потратит свою жизнь на борьбу с собственной природой (например на борьбу со смертью или на поиск вечной молодости), то он растратит свою жизнь впустую. Если согласиться с тезисом о бессмертии души (или, по крайней мере, с тем, что душа не умирает вместе с телом), а согласиться стоит хотя бы на том основании, что против него не возражали такие великие умы древности, то за жизнь человек должен реализовать потенциал своей души. Таким образом, я допускаю и смерть, которая может быть благом: это такая смерть, в случае которой человек реализовал свой потенциал, смерть на пике величия, после которого неизбежно должен пойти спад. Тему прекрасной и своевременной смерти поднимали многие философы и литераторы. Но может ли она действительно быть прекрасной или даже красивой? Мне кажется, что красота смерти в значительной степени связана с такими категориями как честь, долг, верность, которые для большинства современных людей не могут быть рабочими.
Цицерон очень убедительно изложил доводы в пользу смерти, но почти не рассматривал жизнь. Смерть может быть прекрасной только после достойно прожитой жизни — не обязательно к старости, достойно прожить жизнь можно к любому возрасту. И пространства для того, чтобы достойно прожить жизнь, у современного человека очень мало. Таким образом, я соглашаюсь изложенным представлением Цицерона о смерти, но с оговоркой, которая необходима в свете современный реалий.
Заключение
«Тускуланские беседы» Марка Туллия Цицерона — важная веха в становлении римской философии. Одну из основных задач римской культуры мыслитель видел в преодолении греческого влияния, т.е. в создании оригинальной философии на фундаменте достижений Греции. Также характерной чертой методологии Цицерона является подбор и использование латинских аналогов к устоявшимся терминам из греческого языка.
Книга первая «О презрении к смерти» логически разделена на две части, первая из которых посвящена определению роли, целей и задач философии в римской культуре. Вторая (большая) часть собственно раскрывает поставленную в заглавии тему презрения к смерти. Изложение происходит в форме философского диалога.
Характерной чертой аргументации Цицерона является ее злободневность. Он рассматривает важную философскую проблему на примере реально существующих и знакомых собеседнику людей, упоминает хорошо знакомые слушателю события из истории и мифологии. Рассматривая смерть и посмертие как благо, Цицерон предлагает понимать презрение к смерти как постоянную готовность расстаться с жизнью, расстаться с радостью и готовностью.
Библиография
Ковалев С.И. Марк Туллий Цицерон// Письма Марка Туллия Цицерона к Аттику, близким, брату Квинту, М.Бруту. т. I, годы 68—51. Издательство Академии Наук СССР, М.,—Л.
Цицерон М.Т. О презрении к смерти/Тускуланские беседы// URL: http://ancientrome.ru/antlitr/cicero/phil/tusc1-f.htm (Дата обращения: 24.11.2011)., 1949, с. 387—402.
Гринцер Н.П. Марк Туллий Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. М., Российский государственный гуманитарный университет, 2000, с. 9—38.
Гораций К.Ф. Оды// URL: http://lib.itdevelop.ru/POEEAST/GORACIJ/hor1_5.txt_Piece40.02 (Дата обращения:23.11.2011).
Ковалев С.И. Марк Туллий Цицерон// Письма Марка Туллия Цицерона к Аттику, близким, брату Квинту, М.Бруту. т. I, годы 68—51. Издательство Академии Наук СССР, М.,—Л., 1949, с. 387—402. С. 388.
Гринцер Н.П. Марк Туллий Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. М., Российский государственный гуманитарный университет, 2000, с. 9—38. С.10.
Там же. С.12.
Гринцер Н.П. Марк Туллий Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. М., Российский государственный гуманитарный университет, 2000, с. 9—38. С. 15.
Гринцер Н.П. Марк Туллий Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. М., Российский государственный гуманитарный университет, 2000, с. 9—38. С. 20.
Там же. С. 26.
Гораций К.Ф. Оды//URL: http://lib.itdevelop.ru/POEEAST/GORACIJ/hor1_5.txt_Piece40.02(Дата обращения:23.11.2011).
Цицерон М.Т. О презрении к смерти/Тускуланские беседы// URL: http://ancientrome.ru/antlitr/cicero/phil/tusc1-f.htm (Дата обращения: 24.11.2011).
Там же.
Там же.
Там же.
Цицерон М.Т. О презрении к смерти/Тускуланские беседы// URL: http://ancientrome.ru/antlitr/cicero/phil/tusc1-f.htm (Дата обращения: 24.11.2011).
Там же.
Цицерон М.Т. О презрении к смерти/Тускуланские беседы// URL: http://ancientrome.ru/antlitr/cicero/phil/tusc1-f.htm (Дата обращения: 24.11.2011).
Там же.
Там же.
Там же.
Цицерон М.Т. О презрении к смерти/Тускуланские беседы// URL: http://ancientrome.ru/antlitr/cicero/phil/tusc1-f.htm (Дата обращения: 24.11.2011).
Там же.
Там же.
Там же.
Цицерон М.Т. О презрении к смерти/Тускуланские беседы// URL: http://ancientrome.ru/antlitr/cicero/phil/tusc1-f.htm (Дата обращения: 24.11.2011).
Там же.
Цицерон М.Т. О презрении к смерти/Тускуланские беседы// URL: http://ancientrome.ru/antlitr/cicero/phil/tusc1-f.htm (Дата обращения: 24.11.2011).
18
2.Цицерон М.Т. О презрении к смерти/Тускуланские беседы// URL: http://ancientrome.ru/antlitr/cicero/phil/tusc1-f.htm (Дата обращения: 24.11.2011)., 1949, с. 387—402.
3.Гринцер Н.П. Марк Туллий Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. М., Российский государственный гуманитарный университет, 2000, с. 9—38.
Вопрос-ответ:
Что представляют собой "Тускуланские беседы" Цицерона?
"Тускуланские беседы" - это философское сочинение Марка Тулия Цицерона, в котором он обсуждает различные аспекты человеческой жизни, включая проблему презрения к смерти.
Почему Цицерон считает смерть благом?
Цицерон считает смерть благом, так как он считает, что смерть избавляет человека от страданий и несчастий этого мира. Он рассматривает смерть как переход в другой мир, где нет мучений и боли.
Почему в нашей культуре принято скорбеть об умерших и носить по ним траур?
В нашей культуре принято скорбеть об умерших и носить по ним траур в основном из уважения и почтения к покойному и его близким. Также это позволяет выразить свои соболезнования и поддержку родным и близким, которые остались жить дальше.
Существуют ли примеры неупокоенных мертвецов?
Да, существует множество легенд и историй о неупокоенных мертвецах, которые могут преследовать живых или причинять им вред. Это часто связывается с верованиями в призраков или духов умерших, которые не нашли покоя и остались в мире живых.
Что еще обсуждается в "Тускуланских беседах" Цицерона, помимо проблемы презрения к смерти?
"Тускуланские беседы" Цицерона касаются различных философских тем, включая проблему боли и страдания, природу добра и зла, управление эмоциями и влияние философии на человеческую жизнь.
Почему Цицерон считает смерть благом?
Цицерон считает смерть благом, так как он верит в бессмертие души и возможность перехода в лучший мир после смерти.
Что говорят греческие философы о презрении к смерти?
Многие греческие философы, включая Цицерона, утверждали, что смерть - это благо, так как она освобождает душу от телесных страданий и приводит к вечной жизни.
Почему в нашей культуре принято скорбеть и оплакивать умерших?
В нашей культуре скорбь и оплакивание умерших связаны с традициями и обычаями, которые помогают выразить уважение и скорбь по поводу утраты близкого человека. Это позволяет нам выразить свои эмоции и поддержать родственников и близких умершего.
Есть ли научное обоснование презрения к смерти?
Презрение к смерти является философским и этическим вопросом, который не имеет однозначного научного обоснования. Мнения людей относительно смерти различаются в зависимости от культурных, религиозных и философских убеждений.
Какие страшные истории существуют о неупокоенных мертвецах?
Существует множество легенд и рассказов о неупокоенных мертвецах, которые возвращаются из могилы и причиняют вред живым. Эти истории часто включают в себя элементы ужаса и мистики.
Почему Цицерон считает смерть благом?
Цицерон считает смерть благом, так как многие греческие философы до него утверждали, что именно так оно и есть.