Сенека Л.А. О счастливой жизни (в др.переводе о блаженной жизни). Римские стоики: Сенеко, Эпиктет, Марк Аврепий.-М.Республика, 1995 с.167-192

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 16 16 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 08.07.2012
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
СЕНЕКА О СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ:
Предыстория создания трактата Сенеки «О счастливой жизни»
Морально-назидательное учение Сенеки о счастье, добродетели и наслаждении
Мысли Сенеки о возможности совмещения добродетели и удовольствия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Богатство даст обильную материю мудрецу для проявления способностей духа. Бедность может помочь только в одном: «не согнуться и не дать себе прийти в отчаяние». Мудрецу не повредят и блестящие внешние данные, и телесное здоровье и сила. Если отнять вещи, ничтожные с высшей точки зрения, то главное благо не пострадает, но, по мнению Сенеки, богатство действует на мудреца, как «на моряка хороший попутный ветер».
Мудрецы, для которых единственное благо – добродетель, признают, что богатство «вещь предпочтительная». Но есть разница в отношении к богатству между обычными людьми и мудрецами. В жизни мудреца богатство «играет кое-какую роль», но далеко не главную. Мудрец сам владеет своим богатством.

Итак, никто не приговаривает к бедности мудрость. Честно нажитое состояние не может отвратить от философа благосклонность фортуны. Мудрец не станет ни прятать деньги, ни хвастаться ими. Таким образом, настоящий философ «будет богат, но относиться к своему богатству будет легко, как к веществу летучему и непостоянному».
Сенека напоминает, что тот, кто стремится к мудрости – еще не мудрец, достигший цели. Богатство не является благом, так как не делает людей хорошими. Оно полезно в силу жизненных удобств. В заключение своих слов, Сенека говорит, что жизнь мудреца не расходится с его словами. Дело в том, что не все понимают, что означают слова мудреца. Сенека обращается к людям: «оглянитесь лучше на собственные пороки, на зло, оседлавшее вас со всех сторон…палящее огнем самые ваши внутренности».
Сенека потратил немало сил на то, чтобы оправдать несовпадение сущего и должного: «Благородно поступает тот, кто считаясь не с собственными силами, а с силами человеческой природы ставит себе высокие цели, старается их достигнуть и мечтает о столь великих идеалах, что воплощение их в жизнь оказывается трудным даже для людей, обладающих недюжинными дарованиями». Когда философ оправдывает достаток, он старается подчеркнуть свою слабость и несовершенство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Идея морально-назидательного учения Сенеки состоит в том, что каждый человек может стать счастливым при условии, если найдет истинный путь к «блаженной жизни». Нужно определить для себя настоящую цель и твердо следовать ей, не руководствуясь мнением толпы. Наилучший для человека путь тот, который ведет к «вечному счастью».
Подлинный путь от ложного пути Сенека отличает по духу. Философ излагает свои мысли о том, как можно достичь «блаженную жизнь». Душа человека не должна рабски служить наслаждению, а пользоваться им. По определению Сенеки, «блаженная жизнь – это свободный, устремленный ввысь, бесстрашный и устойчивый дух, недосягаемый для боязни и вожделения, для которого единственное благо – честь, единственное зло – позор, а все прочее куча дешевого барахла». По мысли Сенеки, «блаженный человек» тот, кому разум диктует, что ему делать. Безмерные наслаждения способны привести человека к позору, а вот добродетель – никогда. Наслаждение должно только сопутствовать добродетели, но достичь ее необходимо не ради наслаждения. Прежде чем допустить для себя то или иное наслаждение, его нужно оценить разумом. Таким образом, истинное счастье заключается в добродетели.
Можно ли совместить добродетель и удовольствие? При ответе на этот вопрос Сенека анализирует собственные поступки. Он не отрицает того, что в какой-то мере порочен. И живет он не так, как рассуждает. В своих работах он восхваляет ту жизнь, которая должна быть, к которой нужно стремиться. Сенека признает, что трудно следовать в жизни собственным моральным поучениям. Но и не признает критики тех, кто сам не добродетелен, а пытается порицать других за их пороки.

Сенека не отрицает возможности богатства для себя и других мудрецов. Главное, чтобы им имущество служило лишь вещественным подкреплением добродетели мудреца. Итак, богатство полезно только в силу жизненных удобств.
Трактат Сенеки «О блаженной жизни» - это важная работа, которая дает представление Сенеки о добродетели, о ее соотношении между счастьем и материальными благами. Кроме этого, представляется важной мысль философа-стоика о том, что главная польза философии не может заключаться только в воплощении каких-либо высоких моральных принципов, в еще и в разработке нравственного идеала в том, чтобы определить пути для восхождения к нему.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Сенека Л. А. О блаженной жизни [Электронный ресурс].- Режим доступа:
webreading.ru/prose_/prose.../luciy-seneka-o-blaghennoy-ghizni.htm
Столяров А. А. Стоя и стоицизм.- М., 1995.- с. 292-303.
Титаренко И. Н. Философия Луция Аннея Сенеки и ее связь с учением Ранней Стои.- Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002.
Энгельс Ф. С. Избранные сочинения.



Титаренко И. Н. Философия Луция Аннея Сенеки и ее связь с учением Ранней Стои.- Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002.- с. 3.
Столяров А. А. Стоя и стоицизм.- М., 1995.- с. 292-303.
Там же.
Там же.
Титаренко И. Н. Философия Луция Аннея Сенеки и ее связь с учением Ранней Стои.- Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002.- с. 54

Там же. С. 55.

Энгельс Ф. С. Избранные сочинения: Цит. по: Титаренко И. Н. Философия Луция Аннея Сенеки и ее связь с учением Ранней Стои.- Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002.- с. 54.

Титаренко И. Н. Философия Луция Аннея Сенеки и ее связь с учением Ранней Стои.- Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002.- с. 55.

Сенека Л. А. О блаженной жизни [Электронный ресурс].- Режим доступа:
webreading.ru/prose_/prose.../luciy-seneka-o-blaghennoy-ghizni.htm
Титаренко И. Н. Философия Луция Аннея Сенеки и ее связь с учением Ранней Стои.- Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002.- с. 79.

Сенека Л. А. О блаженной жизни [Электронный ресурс].- Режим доступа:
webreading.ru/prose_/prose.../luciy-seneka-o-blaghennoy-ghizni.htm
Там же.
Там же.
Сенека Л. А. О блаженной жизни [Электронный ресурс].- Режим доступа:
webreading.ru/prose_/prose.../luciy-seneka-o-blaghennoy-ghizni.htm
Там же.
Сенека Л. А. О блаженной жизни [Электронный ресурс].- Режим доступа:
webreading.ru/prose_/prose.../luciy-seneka-o-blaghennoy-ghizni.htm
Там же.
Сенека Л. А. О блаженной жизни [Электронный ресурс].- Режим доступа:
webreading.ru/prose_/prose.../luciy-seneka-o-blaghennoy-ghizni.htm
Титаренко И. Н. Философия Луция Аннея Сенеки и ее связь с учением Ранней Стои.- Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002.- с. 82.

Сенека Л. А. О блаженной жизни [Электронный ресурс].- Режим доступа:
webreading.ru/prose_/prose.../luciy-seneka-o-blaghennoy-ghizni.htm
Там же.
Титаренко И. Н. Философия Луция Аннея Сенеки и ее связь с учением Ранней Стои.- Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002.- с. 82.

Сенека Л. А. О блаженной жизни [Электронный ресурс].- Режим доступа:
webreading.ru/prose_/prose.../luciy-seneka-o-blaghennoy-ghizni.htm
Сенека Л. А. О блаженной жизни [Электронный ресурс].- Режим доступа:
webreading.ru/prose_/prose.../luciy-seneka-o-blaghennoy-ghizni.htm
Там же.
Там же.
Там же.
Сенека Л. А. О блаженной жизни [Электронный ресурс].- Режим доступа:
webreading.ru/prose_/prose.../luciy-seneka-o-blaghennoy-ghizni.htm
Там же.
Там же.












15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Сенека Л. А. О блаженной жизни [Электронный ресурс].- Режим доступа:
webreading.ru/prose_/prose.../luciy-seneka-o-blaghennoy-ghizni.htm
2.Столяров А. А. Стоя и стоицизм.- М., 1995.- с. 292-303.
3.Титаренко И. Н. Философия Луция Аннея Сенеки и ее связь с учением Ранней Стои.- Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002.
4.Энгельс Ф. С. Избранные сочинения.

Сенека

Сенека

Н. Дератани

Сенека Люций Анней [Lucius Annaeus Seneca, ок 4. — 65] — римский философ и поэт. P. в Испании, в Кордубе (теперь Кордова) и принадлежал к цензовым слоям "всадников". В Риме С. получил философское и риторическое образование; в 41 был сослан на остров Корсика обвиняли в связи с одной особой императорского дома; после 8 лет ссылки был назначен учителем будущего императора Нерона. Во время правления нерона S. делается консулом и первым человеком при дворе императора. Однако, в 62 от зависти и козней придворных заставили его удалиться от двора, а в 65 обвинен в участии в военной заговоре Пизона, он был обязан покончить самоубийством. С. — яркий идеолог рабовладельческой плутократии Рим; в своих работах, он воспитывает в духе стоиков (частично и эпикуреец) морали. Возгорание-ое S. начал писать ради Нерону едкой сатиры по случаю несостоявшегося обожествления императора Клавдия (дошли фрагменты); пародийно он назвал эту сатиру "Apocolocynthosis" (Отыквление), хотя, описывая различные приключения Клаудия на небо, повидимому не изображается движение в тыквы. Далее, Как пишет ряд трактатов философских, в основном в форме диатрибы (философского диалога): "ира" (О гневе), "De vita beata" (О счастливой жизни), "De brevitate vitae" (О кратковременности жизни), "De tranquillitate animi" (О спокойствие ума), "De beneficiis" (добрые дела), "Previdentia" (премудрость божия) и др.; в "Epistulae morales ad Lucilium" (Письма к Луцилию) он пытается обратить в стоицизм своего друга эпикурейца Луцилия. Стоическая мораль была популярна в среде публичных вверх императорского Рима; "перед государством, то есть от императора, так же бесправны, как и рабы по отношению к господам" (Энгельс О происхождении христианства), представители римской плутократии наслаждались этой философии, как моральной самозащиты против деспотизма imperial; вместе с этой философии, определенного рода возвышала их паразитов бытие, наполняя его содержание этического. Характерно, что стоическая философия C. служит апологией богатства, poe, S., дает возможность проявлять высокие качества ума и так далее, — он. С., самый богатый человек своего времени, не отказывается от подарков, ценных Nero.

В договорах C. сухая философское учение горячий картинными примеры современной ему жизни; ввести различные сравнения; имеет, по определению древний теории, "нанизывающая" построен в риторически острых изысканных сентенций, в рых C. проявляется большой мастер. Философия, Как привести и к проблемам "физика"; сохранился его трактат "questiones Naturales" (Натурфилософские вопросы, в книги VII), посвященный спекуляции метеорологии, астрономии, геологии и др. В построении Нерону. С. написал трактат "О гуманности", в случае, если привлечь стоический идеал "справедливого царя", к-рый не руководится принципом "пусть ненавидят, лишь бы боялись", но опирается на доверие граждан. Основания философии стоиков, пронизаны и трагедии С., написанные им повидимому после удаления от двора. Под названием S. сохранилось 10 трагедий: "Медея" (Медея), "Phaedra" (Федра), "Oedipus" (Концерт), "Агамемнон" (Агамемнон), "Thyestes" (Тиэст), "Геркулес Otaeus" (Геркулес Этейский), "Hercules furens" (Неистовый Геркулес), "Troades" (Троянки), "Phoenissae" (Финикиянки) и "Octavia" (Октавия). Кроме "Октавии" все эти произведения представляют собой вольную переработку трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида (см.) и романы подражателей. С. обильно насыщает свои трагедии стоическими мыслями и тезами; в них проповедуется бегство от городской культуры, идеализируется "золотой век". Ущемленность, отчаяние, выше общества, в условиях деспотии Нерона находятся здесь, в звонок не ценят жизнь ("Агамемнон"). Очевидно, в назидание богатым и самым Нерону С. показывает пагубное действие сильной страсти (Медея, Федра, Атрей); и в то же время рисует идеалы стоического мужества (Геркулес, сгорающий на горе Эте, Поликсена в "Троянках").