Особые Экономические Зоны. ( мировой опыт и российская практика) оценка структуры и тенденции иностранных инвестиций в экономику страны ( на примере конкретной страны)
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 27.06.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОСТА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 4
1.1. Организационно-функциональные особенности функционирования особых экономических зон 4
1.2. Зарубежный опыт функционирования особых экономических зон 7
1.3. Становление и развитие особых экономических зон в РФ 11
2. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 20
2.1. Понятие и формы иностранных инвестиций 20
2.2. Оценка структуры и тенденции иностранных инвестиций в экономику России 23
2.3. Направления и механизмы совершенствования национальной инвестиционной политики РФ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
Региональное распределение инвестиций претерпело в 2013 году некоторые изменения, однако в лидерах по-прежнему территории трех типов: «сырьевые» регионы (Сахалинская область, Ненецкий АО и Ямало-Ненецкий АО) «столичные» регионы (Москва, Санкт-Петербург) и «регионы с благоприятным инвестиционным климатом» (Калужская область и др.). Территориальное распределение иностранных инвестиций не отвечает в должной мере интересам российской экономики и характеризуется чрезмерно высокой концентрацией в столичных городах, в богатых сырьем регионах и крупных промышленных центрах.
5. Проблема обеспечения возвратности и прибыльности инвестиций. Высокая стоимость заемных средств на внутреннем рынке и наличие значительных рисков (политических и экономических) и неопределенностей, удорожающих стоимость инвестиционных средств, привлекаемых из-за рубежа.
6. Сложность налоговой системы, неразвитость законодательной базы.
2.3. Направления и механизмы совершенствования национальной инвестиционной политики РФ
Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику, являющееся одним из необходимых условий выхода страны из экономического кризиса, требует значительных нормотворческих и организационных усилий как от российских федеральных и региональных властей, так и от отдельных предприятий и финансовых институтов. В целом эти усилия должны быть направлены на [4, c.72]:
- улучшение общего инвестиционного климата России, стабилизацию экономической ситуации и создание эффективного экономического законодательства;
- организацию эффективного внутрироссийского рынка капиталов, обеспечивающего полноценную связь рынка ценных бумаг с реальным сектором;
- выход Российской Федерации и промышленных предприятий России на международные рынки ценных бумаг.
В целях наращивания объемов привлечения иностранных инвестиций необходима разработка и последовательное проведение в жизнь единой и согласованной государственной политики в области иностранных инвестиций, способствующей улучшению инвестиционного климата и повышению инвестиционной привлекательности страны.
Стратегия привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику должна исходить из баланса между открытостью экономики и разумным протекционизмом и основываться, в первую очередь, на обеспечении национальных интересов, что подразумевает обеспечение государством своей безопасности и потребностей своего развития. С экономической точки зрения, аспект национальных интересов определяется созданием благоприятных условий для развития отечественного производства, повышения жизненного уровня населения и должен воплотиться в четко сформулированные отраслевые и территориальные приоритеты развития экономики.
Политика привлечения иностранных инвестиций должна отвечать определенным требованиям и условиям, которые призваны заложить основу устойчивого притока капитала. Среди требований можно выделить следующие [7, c.13]:
- стабильность законодательства;
- однозначность компетенции государственных органов при решении вопросов регулирования прямых иностранных инвестиций;
- устранение дублирования со стороны различных ведомств;
- максимальное приближение к принципу «одного окна» при оформлении капиталовложений и осуществлении инвестиционных проектов;
- наличие гибкой финансовой политики по отраслевым и региональным направлениям, обеспечивающим достижение приоритетных целей в развитии народного хозяйства;
- организация комплексной системы страхования инвестиций от некоммерческих рисков;
- разработка специальной программы и создание специальных институтов по возврату вывезенного из России капитала.
На современном этапе реформирования российской экономики можно выделить основные направления государственной инвестиционной политики на национальном уровне [21, c.72]:
- определить стратегические цели и задачи привлечения иностранных инвестиций исходя из реальной обстановки в стране с учетом внешних и внутренних условий;
- конкретизировать условия федерального и регионального уровней, которые при отсутствии этого фактора могут отрицательно повлиять на разработку и реализацию политики привлечения иностранных инвестиций;
- разработать стратегический уровень политики привлечения иностранных инвестиций;
- определить задачи участников политики привлечения иностранных инвестиций, структурировать их по степени приоритетности, согласовать их задачи и соотношение приоритетов между всеми участниками политики;
- разработать программы привлечения иностранных инвестиций;
- реализовать программы с учетом возможных корректировок и анализ эффективности;
- разработать формальный институт координации и контроля за процессом достижения конечных результатов с выявлением причин и виновников возможных отклонений фактических значений от подконтрольных показателей.
Представляется, что в качестве первоочередных мер, направленных на привлечение иностранных инвестиций и повышение их позитивного вклада в экономику страны и ее регионов, могут быть предложены следующие меры:
- углубление интеграции экономики в систему мирохозяйственных связей через определение стратегических направлений развития, выявление наиболее перспективных и конкурентоспособных на внешнем рынке отраслей, формирование современной инфраструктуры содействия осуществлению внешнеэкономической деятельности;
- повышение общей инвестиционной привлекательности через развитие производственной и социальной инфраструктуры, сферы услуг, повышение уровня жизни населения;
- формирование благоприятного национального режима для иностранных партнеров в виде низких и прозрачных налогов, защиты прав собственности и исполнения контрактов, эффективной судебной системы и рациональной бюрократии, уменьшение административных барьеров;
- сотрудничество в инновационной сфере за счет развития проектов в области НИОКР между зарубежными и российскими компаниями и укрепления партнерства между научными организациями и производственными предприятиями;
- реализация государственных программ по развитию регионов и разработка программ, учитывающих региональные особенности, для более активного привлечения инвесторов;
- совершенствование бизнес-образования за счет проведения инновационных программ совместно с зарубежными университетами и расширения списка специальностей, по которым ведется обучение на российских факультетах бизнеса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мировой опыт свидетельствует, что для создания инновационной экономики и наращивания экспорта необходимо особое внимание уделять развитию соответствующей инфраструктуры, и в частности, особых экономических зон. В наиболее общепринятом понимании особая зона определяется как часть территории страны, где любые товары считаются находящимися за пределами таможенной территории страны. Цель их создания - стимулирование экономического развития отдельных регионов и всего государства в целом, привлечение инвестиций, обеспечение занятости и т. д. ОЭЗ как одна из форм организации территориального разделения труда предоставляют существенные возможности ускорения социально-экономического развития территории и активизации внешнеэкономической деятельности, они способствуют формированию центров повышенной экономической активности.
Широко распространенное в мировой практике явление, как особые экономические зоны имеет полное право на существование в России, так как ее территория обладает большим потенциалом на предмет организации таких зон. В настоящее время в РФ создано 28 ОЭЗ четырех типов:
6 - промышленно-производственного типа (на территории Елабужского района Республики Татарстан, Грязинского района Липецкой области, Ставропольского района Самарской области, муниципального образования Верхнесалдинского городского округа Свердловской области, Псковского района Псковской области, муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» Калужской области;
5 - технико-внедренческого типа (на территории г. Томска, г. Санкт - Петербурга, г. Москвы (г. Зеленоград), Московской области (г. Дубна), Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан);
14 - туристско-рекреационного типа (на территории Республики Алтай, Республики Бурятия, Алтайского края, о. Русский Владивостокского городского округа Приморского края, Иркутской области, а также входящие в состав Северо-Кавказского туристического кластера;
3 - портового типа (на территории Хабаровского края, муниципальных образований г. Мурманска и Кольского района Мурманской области, Ульяновской области на базе аэропорта «Ульяновск - Восточный»).
На территории ОЭЗ России работают высокотехнологичные предприятия и научно-исследовательские лаборатории. В них зарегистрировано более 340 резидентов. На территории ОЭЗ действуют специальные налоговые и таможенные режимы, предусмотрены и другие льготы и преференции.
Систему управления ОЭЗ в России можно признать условно-эффективной с необходимостью дальнейшего совершенствования по отдельным направлениям, в частности, доработки нормативно-правовой базы, усиления контроля за деятельностью управляющих компаний и расходованием средств, направленных в качестве взносов в их уставные капиталы, а также определения стратегии деятельности по обеспечению инвестиционной привлекательности ОЭЗ.
Зарубежный капитал является, пожалуй, наиболее реальным инвестиционным ресурсом в переходной экономике. Прямые иностранные инвестиции остаются важнейшим источником финансирования капиталовложений, а также дефицита текущего счета платежного баланса. Велика их роль в обеспечении экономического роста стран, в передаче технологии, ноу-хау и передового опыта. Хотя преимущества прямых иностранных инвестиций очевидны, однако значительный их приток оказывает неоднозначное влияние на экономику страны: репатриация прибыли, зависимость от иностранных партнеров, угроза национальной безопасности и др. В настоящее время необходимость более широкого привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России очевидна. Используя их, отечественные предприятия смогут более быстро модернизировать свое производство, освоить новейшие технологии.
Россия обладает значительным потенциалом для привлечения иностранного капитала в страну, но он реализуется не в полной мере. Россия имеет ряд факторов, способствующих привлечению инвестиций, но главным остается ее ресурсная обеспеченность. Также в целом наблюдается рост иностранных инвестиций, но существует тенденция к увеличению иностранных инвестиций в форме кредитов и снижению в форме прямых иностранных инвестиций, что может поспособствовать валютным кризисам. Необходимо добавить к этому, что отток прямых иностранных инвестиций из России практически равен притоку. Кроме того, существует сильная дифференциация регионов по показателю роста иностранных инвестиций. Все это отрицательно сказывается на экономике России и затрудняет привлечение иностранных инвестиций, что особенно заметно на региональном уровне, где иностранные инвестиции значимы для успешного функционирования местной экономики.
Для активизации процессов привлечения иностранных инвестиций в РФ предложены соответствующие меры, в том числе: разработать стратегический уровень политики привлечения иностранных инвестиций; определить задачи участников политики привлечения иностранных инвестиций, структурировать их по степени приоритетности, согласовать их задачи и соотношение приоритетов между всеми участниками политики; разработать программы привлечения иностранных инвестиций; сформировать современной инфраструктуры содействия осуществлению внешнеэкономической деятельности; развивать производственную и социальную инфраструктуру, формировать благоприятный национальный режим для иностранных партнеров, разрабатывать бизнес-планов, отвечающие мировым требованиям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Андрюшкевич, О. А. Зарубежный опыт формирования особых экономических зон / О. А. Андрюшкевич, И. М. Денисова. - М. : ЦЭМИ РАН, 2008. - 61 с.
Баронов, В. И. Свободные экономические и офшорные зоны (экономико-правовые вопросы зарубежной и российской практики): учебное пособие / В. И. Баронов, Г. М. Костюнина. - М.: ИНФРА-М, 2013 - 560 с.
Верещагин, С. Г. Управление свободными экономическими зонами : цели создания, виды и налоговые преференции : учебное пособие / С. Г. Верещагин ; Владивостокский гос. ун-т экономики и сервиса. - Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2009. - 126 с.
Илюхина, Е. Иностранные инвестиции / Е. Илюхина // Экономическое развитие России. - 2014. - Т. 21. - № 4. - С. 69-73.
Костюнина, Г. М. Иностранные инвестиции (вопросы теории и практики зарубежных стран): учебное пособие / Г.М. Костюнина. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 304 с.
Крапивин, Д.С. Иностранные инвестиции: текущее состояние и некоторые проблемы / Д.С. Крапивин // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2014. - Т. 2. - № 39. - С. 98-101.
Кутовой, В. М. Иностранные инвестиции в России / В.М. Кутовой // Лизинг. - 2013. - № 12. - С. 8-13.
Матраева, Л. В. Прямые иностранные инвестиции в современной мировой экономике: монография / Л. В. Матраева, С. Г. Ерохин. – М. : Маркетинг, 2013. - 195 с.
Международное экономическое право : учебное пособие / [А. Н. Вылегжанин и др.] ; под ред. А. Н. Вылегжанина ; Московский гос. ин-т междунар. отношений МИД России. – М. : КноРус, 2012. - 270 с.
Международные экономические отношения : учебник / [В. Е. Рыбалкин и др.] ; под ред. В. Е. Рыбалкина. - 9-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2012. - 647 с.
Мировая экономика : учебник / [А. А. Абалкина и др.] ; под ред. Б. М. Смитиенко; Финансовый ун-т при Правительстве РФ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 589 с.
Монгуш, А. Г. Проблема создания особых экономических зон в России / А. Г. Монгуш // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2013. - № 11. - С. 193-199.
Мосина, Е. И. Иностранные инвестиции в российской федерации и проблемы их привлечения / Е.И. Мосина, Н.А. Машкина // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2013. - № 1. - С. 23-28.
Неучева, М. Ю. Особые экономические зоны: международный опыт и российская практика / М. Ю. Неучева // Европейский журнал социальных наук. - 2011. - № 2. - С. 383-386.
Об иностранных инвестициях в 2013 году [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/40inv27.htm.
Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг использования мер государственной поддержки, направленных на создание и функционирование особых экономических зон с целью перевода российской экономики на инновационный путь развития» [Электронный ресурс] / Счетная палата РФ. - Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/ru/news/archive/17122013/.
Павлов, П. В. Институт особых экономических зон в Российской Федерации: финансово-правовые и организационно-экономические аспекты функционирования / П. В. Павлов. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 256 с.
Петенева, Е. Н. Современное состояние и перспективы развития особых экономических зон России / Е.Н. Петенева, В. М. Петенева // Вестник Российского нового университета. - 2013. - № 2. - С. 62-67.
Плешакова, Е. Ю. Трансформация управления особыми экономическими зонами / Е. Ю. Плешакова // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. - 2012. - № 2. - С. 51-56.
Савосик, Д. А. Функционирование особых экономических зон на территории Российской Федерации : финансово - правовой аспект : автореф. дис. ... канд. юр. наук : 12.00.14 / Д. А. Савосик; Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов, 2011. - 25 с.
Тахумова, О. В. Иностранные инвестиции в российскую экономику / О.В. Тахумова, В.И. Шевелева // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014. - № 1. - С. 71-72.
Типанов, В. В. Прямые иностранные инвестиции:тенденции и перспективы развития / В.В. Типанов // Вестник Финансового университета. - 2013. - №1. - С. 82-91.
Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013) [Электронный ресурс] / Справочно-правовая система Консультант Плюс. Версия Проф. - М. : ООО «Консультант Плюс», 2014.
Филатов, Ю. Н. Роль особых экономических зон в социально-экономическом развитии регионов / Ю. Н. Филатов, Е. А. Горчакова // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2012. - № 3. - С. 338-340.
Шмонов, Н. Н. Исторический опыт и проблемы развития особых экономических зон в 1990-2010-е гг. / Н. Н. Шмонов. - Елабуга : Изд-во ЕГПУ, 2011. - 203 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Схема расположения основных ОЭЗ федерального значения
1
1. Андрюшкевич, О. А. Зарубежный опыт формирования особых экономических зон / О. А. Андрюшкевич, И. М. Денисова. - М. : ЦЭМИ РАН, 2008. - 61 с.
2. Баронов, В. И. Свободные экономические и офшорные зоны (экономико-правовые вопросы зарубежной и российской практики): учебное пособие / В. И. Баронов, Г. М. Костюнина. - М.: ИНФРА-М, 2013 - 560 с.
3. Верещагин, С. Г. Управление свободными экономическими зонами : цели создания, виды и налоговые преференции : учебное пособие / С. Г. Верещагин ; Владивостокский гос. ун-т экономики и сервиса. - Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2009. - 126 с.
4. Илюхина, Е. Иностранные инвестиции / Е. Илюхина // Экономическое развитие России. - 2014. - Т. 21. - № 4. - С. 69-73.
5. Костюнина, Г. М. Иностранные инвестиции (вопросы теории и практики зарубежных стран): учебное пособие / Г.М. Костюнина. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 304 с.
6. Крапивин, Д.С. Иностранные инвестиции: текущее состояние и некоторые проблемы / Д.С. Крапивин // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2014. - Т. 2. - № 39. - С. 98-101.
7. Кутовой, В. М. Иностранные инвестиции в России / В.М. Кутовой // Лизинг. - 2013. - № 12. - С. 8-13.
8. Матраева, Л. В. Прямые иностранные инвестиции в современной мировой экономике: монография / Л. В. Матраева, С. Г. Ерохин. – М. : Маркетинг, 2013. - 195 с.
9. Международное экономическое право : учебное пособие / [А. Н. Вылегжанин и др.] ; под ред. А. Н. Вылегжанина ; Московский гос. ин-т междунар. отношений МИД России. – М. : КноРус, 2012. - 270 с.
10. Международные экономические отношения : учебник / [В. Е. Рыбалкин и др.] ; под ред. В. Е. Рыбалкина. - 9-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2012. - 647 с.
11. Мировая экономика : учебник / [А. А. Абалкина и др.] ; под ред. Б. М. Смитиенко; Финансовый ун-т при Правительстве РФ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 589 с.
12. Монгуш, А. Г. Проблема создания особых экономических зон в России / А. Г. Монгуш // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2013. - № 11. - С. 193-199.
13. Мосина, Е. И. Иностранные инвестиции в российской федерации и проблемы их привлечения / Е.И. Мосина, Н.А. Машкина // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2013. - № 1. - С. 23-28.
14. Неучева, М. Ю. Особые экономические зоны: международный опыт и российская практика / М. Ю. Неучева // Европейский журнал социальных наук. - 2011. - № 2. - С. 383-386.
15. Об иностранных инвестициях в 2013 году [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/40inv27.htm.
16. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг использования мер государственной поддержки, направленных на создание и функционирование особых экономических зон с целью перевода российской экономики на инновационный путь развития» [Электронный ресурс] / Счетная палата РФ. - Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/ru/news/archive/17122013/.
17. Павлов, П. В. Институт особых экономических зон в Российской Федерации: финансово-правовые и организационно-экономические аспекты функционирования / П. В. Павлов. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 256 с.
18. Петенева, Е. Н. Современное состояние и перспективы развития особых экономических зон России / Е.Н. Петенева, В. М. Петенева // Вестник Российского нового университета. - 2013. - № 2. - С. 62-67.
19. Плешакова, Е. Ю. Трансформация управления особыми экономическими зонами / Е. Ю. Плешакова // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. - 2012. - № 2. - С. 51-56.
20. Савосик, Д. А. Функционирование особых экономических зон на территории Российской Федерации : финансово - правовой аспект : автореф. дис. ... канд. юр. наук : 12.00.14 / Д. А. Савосик; Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов, 2011. - 25 с.
21. Тахумова, О. В. Иностранные инвестиции в российскую экономику / О.В. Тахумова, В.И. Шевелева // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014. - № 1. - С. 71-72.
22. Типанов, В. В. Прямые иностранные инвестиции:тенденции и перспективы развития / В.В. Типанов // Вестник Финансового университета. - 2013. - №1. - С. 82-91.
23. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013) [Электронный ресурс] / Справочно-правовая система Консультант Плюс. Версия Проф. - М. : ООО «Консультант Плюс», 2014.
24. Филатов, Ю. Н. Роль особых экономических зон в социально-экономическом развитии регионов / Ю. Н. Филатов, Е. А. Горчакова // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2012. - № 3. - С. 338-340.
25. Шмонов, Н. Н. Исторический опыт и проблемы развития особых экономических зон в 1990-2010-е гг. / Н. Н. Шмонов. - Елабуга : Изд-во ЕГПУ, 2011. - 203 с.
Вопрос-ответ:
Что такое Особые Экономические Зоны (ОЭЗ) и как они способствуют развитию национальной экономики?
Особые Экономические Зоны (ОЭЗ) - это территории, которые вводятся государством для привлечения иностранных инвестиций и развития экономики региона. Они предоставляют особые льготы и условия для бизнеса, такие как налоговые преференции, упрощенные процедуры регистрации и лицензирования, освобождение от таможенных пошлин и т.д. ОЭЗ способствуют притоку иностранных инвестиций, созданию новых рабочих мест, развитию инфраструктуры и технологий, и, в конечном счете, росту национальной экономики.
Каковы организационно-функциональные особенности функционирования особых экономических зон?
Организационно-функциональные особенности функционирования особых экономических зон включают в себя создание специальных правил и условий для привлечения инвестиций и обеспечения развития. Это включает в себя определение границ ОЭЗ, установление правил создания и развития бизнеса, предоставление налоговых преференций и субсидий, организацию инфраструктуры и т.д. Кроме того, управление ОЭЗ обычно осуществляется специальными административными органами, которые занимаются контролем и поддержкой деятельности предприятий, находящихся на территории ОЭЗ.
Какой зарубежный опыт существования и функционирования особых экономических зон?
Зарубежный опыт существования и функционирования особых экономических зон очень разнообразен. В разных странах они имеют различные формы и правила функционирования. Например, в Китае ОЭЗ играют важную роль в экономике страны и привлекают множество иностранных инвестиций, особенно в сфере промышленности и технологий. В Сингапуре ОЭЗ сосредоточены вокруг портов и финансовых центров и являются основным источником экспорта и внешней торговли. В других странах, таких как Вьетнам, Таиланд и Малайзия, ОЭЗ основываются на производстве и экспорте сельскохозяйственных и промышленных товаров. В целом, зарубежный опыт показывает, что ОЭЗ являются эффективным инструментом для привлечения инвестиций и стимулирования экономического роста.
Что такое особые экономические зоны и как они способствуют росту национальной экономики?
Особые экономические зоны (ОЭЗ) - это географически определенные территории, где действуют упрощенные налоговые, таможенные и регуляторные правила. Они создаются с целью привлечения иностранных инвестиций, стимулирования экспорта и развития новых отраслей экономики. Благодаря ОЭЗ растет приток иностранных инвестиций, создается новая рабочая сила, развиваются инновационные технологии, а также формируются новые рынки сбыта для местных продуктов.
Какие организационно-функциональные особенности характерны для функционирования особых экономических зон?
Организационно-функциональные особенности особых экономических зон включают в себя налоговые льготы, упрощенные таможенные процедуры, особые правила трудоустройства и лицензирования, а также предоставление инфраструктурных услуг и льгот по получению земельных участков. В этих зонах создаются особые управленческие органы, которые контролируют режим деятельности предприятий и обеспечивают соблюдение установленных правил и условий.
Какие страны имеют успешный зарубежный опыт функционирования особых экономических зон?
Среди стран с успешным зарубежным опытом функционирования особых экономических зон можно выделить Сингапур, Саудовскую Аравию, Китай, Американские Виргинские острова и ОАЭ. В этих странах ОЭЗ сыграли значимую роль в привлечении иностранных инвестиций, диверсификации экономики и стимулировании экспорта.
Как развиваются особые экономические зоны в России?
Особые экономические зоны в России начали формироваться в 1990-х годах. Сейчас их количество превышает 40. Развитие ОЭЗ в России происходит в рамках специальных законодательных актов и заключения соглашений с иностранными инвесторами. В последние годы акцент делается на создание индустриальных парков, технопарков и инновационных кластеров, которые способствуют развитию науки, технологий и высокотехнологичных производств.
Какие функции выполняют особые экономические зоны?
Особые экономические зоны выполняют ряд функций, таких как привлечение иностранных инвестиций, развитие экспорта, создание новых рабочих мест и технологический прогресс.