Социально-педагогическая работа по профилактике наркомании среди молодежи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная педагогика
  • 24 24 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 25.06.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ 5
1.1. СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ НАРКОМАНИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ 5
1.2. ПРИЧИНЫ НАРКОМАНИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ 8
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ 12
2.1. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ 12
2.2. ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Заключение
Перечень принимаемых мероприятий социально-педагогической работы не исчерпывается указанными мероприятиями. Несмотря на то, что работа по профилактике наркомании и токсикомании ведется немалая, проблемы все же остаются. Не спешат сокращаться и показатели смертности от передозировки наркотиков. Как всегда заметны трудности с финансированием программ, связанных с развитием физической культуры и спорта.
Выводы:
1) Социальная опасность наркомании проявляется в различных аспектах. Правовой аспект - на почве наркомании совершаются преступные деяния, для получения очередной «дозы» наркоман способен на любое противоправное действие. Приобретение наркотиков становится фоном для совершения ряда преступлений против личности, а также против собственности - воровство, грабеж, разбой.
2) Медицинский аспект - наркомания отрицательно сказывается на физиологическом состоянии и самочувствии индивида, употребляющего наркотики. Более того, наркомания негативно влияет и на потомство, как следствие, дети могут рождаться с серьезными физическими и психическими недостатками.
3) Психологический аспект - наркоман деградирует как личность, так как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать безнравственные и аморальные поступки.
4) Духовнонравственный аспект - у личности, постоянно употребляющей наркотики, кардинально трансформируется ценностная система, разрушается моральный облик.
5) Целями социально-педагогической работы по профилактике наркомании являются: содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социально-педагогической ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условий для охраны здоровья и развития личности молодежи; содействие в приобретении обучающимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни; содействие педагогическим работникам, родителям в воспитании обучающихся, а также формирование у них принципов взаимопомощи, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
6) В программу социально-педагогической работы по профилактике наркомании должны быть включены следующие ее составляющие:
1. Создание программы антинаркотического образования в учебных заведениях переподготовки кадров из числа педагогов и психологов.
2. Создание системы педагогической подготовки родителей (например, в режиме лекториев, школ для молодых родителей и т.п.).
3. Усиление контроля над электронными средствами массовой информации, создание экспертных советов при центральном телевидении с включением региональных экспертов.
4. Принятие действенных законов по защите семьи и детства, по ответственности родителей за детей, закона об образовании, о повышении контроля в школе. Ужесточение борьбы с наркоманией и распространением наркотиков. Создание реально действующих программ по борьбе с наркотиками.
5. Организация досуга и трудоустройство несовершеннолетних, познавательные лекции для детей и образовательные курсы для родителей, разъяснительная работа, ознакомление детей с законами, с их обязанностями и правами.
6. Создание реабилитационных центров для молодых людей, попавших в трудную ситуацию; для наркоманов – закрытых реабилитационных центров, где им может оказываться лечебная, социальная и психологическая помощь, где они могут жить и работать. Создание программы по социальной адаптации наркоманов.
7. Создание психологических служб по месту жительства подростков и в школах. С детьми должны работать высококвалифицированные социальные педагоги. Главное – нужна координация усилий всех служб по вопросам профилактике наркомании среди молодежи.
В глобальном масштабе обществу нужна новая позитивная идеология, духовное возрождение, нужны новые ценностные ориентиры. Должны быть нормальные условия для создания и воспитания полноценной, духовно развитой личности.
Фрагмент для ознакомления

Членами клуба могут быть подростки и молодые люди. На каждого члена заводится социальный паспорт, учитывающий все его индивидуальные особенности. Управление клубом строится на принципах самоуправления и единоначалия, а финансирует клуб администрация города.
Каждый день члены клуба занимаются в спортивных секциях, один раз в неделю посещают бассейн.
Наиболее эффективными мероприятиями по профилактике наркомании в стали:
Международный день отказа от курения, в этот день проходили лекции, беседы по борьбе с курением;
Всемирный день борьбы со СПИДом (1 декабря 1999 г.);
месячник борьбы с наркоманией «Молодежь против наркотиков», в рамках которого во всех учебных учреждениях проходили встречи, диспуты, классные часы, выставки плакатов и рисунков, конкурсы сочинений под девизом: «Нет наркотикам!», конкурс агитбригад «Не переступи черту!», просмотр видеофильма «Скажи, нет!».
Создана и работает городская служба психологической помощи «Телефон доверия», куда в любое время могут обратиться за помощью и советом, поговорить с опытным психологом на волнующие их темы. По данным «Телефона доверия».
В целях снижения и стабилизации наркомании большое внимание уделяется трудоустройству молодежи. Открыта и функционирует «Детская биржа труда», где подростки могут заработать себе денег посильным трудом, работая в основном на благоустройстве города, убирая мусор, крася заборы, высаживая деревья и цветы и т. д.
Городская комиссия и Управление образованием активно сотрудничают со средствами массовой информации. В газетах систематически публикуются статьи по проблемам наркомании. По телевидению в информационно-аналитической программе часто показывают сюжеты по профилактике наркомании, проводятся встречи со специалистами психоневрологического диспансера и бывшими наркоманами.
Особое внимание уделяется проблеме детской безнадзорности. В городах работает Центр социальной помощи несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей «Доверие», куда доставляются дети, которые бродяжничают и не посещают школу. Здесь с ними работают опытный психолог-педагог, социальный педагог, учитель, высококвалифицированные воспитатели.
Немалую роль в профилактической работе призваны сыграть и образовательные учреждения. Еще 10 лет назад считалось, что в социально-педагогической работе по профилактике наркомании среди молодежи, использующими наркотические вещества, исключительная прерогатива принадлежит сотрудникам наркологических службы и полиции. Сегодня, когда одурманивание стало неотъемлемым атрибутом субкультуры молодежи, ни один педагог не застрахован оттого, что среди его учеников окажутся поклонники дурмана.
Заключение
Перечень принимаемых мероприятий социально-педагогической работы не исчерпывается указанными мероприятиями. Несмотря на то, что работа по профилактике наркомании и токсикомании ведется немалая, проблемы все же остаются. Не спешат сокращаться и показатели смертности от передозировки наркотиков. Как всегда заметны трудности с финансированием программ, связанных с развитием физической культуры и спорта.
Выводы:
1) Социальная опасность наркомании проявляется в различных аспектах. Правовой аспект - на почве наркомании совершаются преступные деяния, для получения очередной «дозы» наркоман способен на любое противоправное действие. Приобретение наркотиков становится фоном для совершения ряда преступлений против личности, а также против собственности - воровство, грабеж, разбой.
2) Медицинский аспект - наркомания отрицательно сказывается на физиологическом состоянии и самочувствии индивида, употребляющего наркотики. Более того, наркомания негативно влияет и на потомство, как следствие, дети могут рождаться с серьезными физическими и психическими недостатками.
3) Психологический аспект - наркоман деградирует как личность, так как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать безнравственные и аморальные поступки.
4) Духовнонравственный аспект - у личности, постоянно употребляющей наркотики, кардинально трансформируется ценностная система, разрушается моральный облик.
5) Целями социально-педагогической работы по профилактике наркомании являются: содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социально-педагогической ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условий для охраны здоровья и развития личности молодежи; содействие в приобретении обучающимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни; содействие педагогическим работникам, родителям в воспитании обучающихся, а также формирование у них принципов взаимопомощи, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
6) В программу социально-педагогической работы по профилактике наркомании должны быть включены следующие ее составляющие:
1. Создание программы антинаркотического образования в учебных заведениях переподготовки кадров из числа педагогов и психологов.
2. Создание системы педагогической подготовки родителей (например, в режиме лекториев, школ для молодых родителей и т.п.).
3. Усиление контроля над электронными средствами массовой информации, создание экспертных советов при центральном телевидении с включением региональных экспертов.
4. Принятие действенных законов по защите семьи и детства, по ответственности родителей за детей, закона об образовании, о повышении контроля в школе. Ужесточение борьбы с наркоманией и распространением наркотиков. Создание реально действующих программ по борьбе с наркотиками.
5. Организация досуга и трудоустройство несовершеннолетних, познавательные лекции для детей и образовательные курсы для родителей, разъяснительная работа, ознакомление детей с законами, с их обязанностями и правами.
6. Создание реабилитационных центров для молодых людей, попавших в трудную ситуацию; для наркоманов – закрытых реабилитационных центров, где им может оказываться лечебная, социальная и психологическая помощь, где они могут жить и работать. Создание программы по социальной адаптации наркоманов.
7. Создание психологических служб по месту жительства подростков и в школах. С детьми должны работать высококвалифицированные социальные педагоги. Главное – нужна координация усилий всех служб по вопросам профилактике наркомании среди молодежи.
В глобальном масштабе обществу нужна новая позитивная идеология, духовное возрождение, нужны новые ценностные ориентиры. Должны быть нормальные условия для создания и воспитания полноценной, духовно развитой личности.

Список литературных источников
Анохина И. П. Основные биологические механизмы алкогольной и наркотической зависимости. Руководство по наркологии: В 2 т. Под ред. Н.Н.Иванца. М.: Медицина, 2002.
Билибин Д.П., Дворников В.Е. Патофизиология алкогольной болезни и наркоманий. М.: Медицина, 2000. – 104 с.
Галагузова Ю. Н., Сорвачева Г. В., Штинова Г. Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов / М.: ВЛАДОС, 2001. — 224 с.
Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков. Клинико-психологические аспекты. СПб.: Речь, 2005. – 436 с.
Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание: учеб. пособие. 5-е изд., стер. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2009. - 224 с.
Коныгина М.Н., Горлова Е.Б. Профессионально-этические основы социальной работы. М.: Академический Проект; Киров: Константа, 2011. - 187 с.
Методика и технологии работы социального педагога / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др. Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — 3-е изд., стер. М.: Академия, 2006. – 192 с.
Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога /Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 399 с.
Осипова Р. Г. Наркомания в молодежной среде: причины распространения и возможные методы профилактики [Текст] / Р. Г. Осипова // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.2. — С. 53-59.
Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. М.: ИНФА-М, 2007. – 185 с.
Сидоров П.И. Наркологическая превентология. М: МЕДпресс-информ, 2006. – 720 с.
Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Зыков О. В. и др. Концептуальная программа первичной профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами. М.: Медицина, 2001. – 136 с.
Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Под редакцией Паленок П.Д. М.: Дашков и К, 2007. – 608.
Шабанов П.Д. Основы наркологии. СПб.: Лань, 2004. – 560 с.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога /М.В. Шакурова. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. — 272 с.













8

Список литературных источников
1. Анохина И. П. Основные биологические механизмы алкогольной и наркотической зависимости. Руководство по наркологии: В 2 т. Под ред. Н.Н.Иванца. М.: Медицина, 2002.
2. Билибин Д.П., Дворников В.Е. Патофизиология алкогольной болезни и наркоманий. М.: Медицина, 2000. – 104 с.
3. Галагузова Ю. Н., Сорвачева Г. В., Штинова Г. Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов / М.: ВЛАДОС, 2001. — 224 с.
4. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков. Клинико-психологические аспекты. СПб.: Речь, 2005. – 436 с.
5. Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание: учеб. пособие. 5-е изд., стер. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2009. - 224 с.
6. Коныгина М.Н., Горлова Е.Б. Профессионально-этические основы социальной работы. М.: Академический Проект; Киров: Константа, 2011. - 187 с.
7. Методика и технологии работы социального педагога / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др. Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — 3-е изд., стер. М.: Академия, 2006. – 192 с.
8. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога /Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 399 с.
9. Осипова Р. Г. Наркомания в молодежной среде: причины распространения и возможные методы профилактики [Текст] / Р. Г. Осипова // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.2. — С. 53-59.
10. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. М.: ИНФА-М, 2007. – 185 с.
11. Сидоров П.И. Наркологическая превентология. М: МЕДпресс-информ, 2006. – 720 с.
12. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Зыков О. В. и др. Концептуальная программа первичной профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами. М.: Медицина, 2001. – 136 с.
13. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Под редакцией Паленок П.Д. М.: Дашков и К, 2007. – 608.
14. Шабанов П.Д. Основы наркологии. СПб.: Лань, 2004. – 560 с.
15. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога /М.В. Шакурова. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. — 272 с.


Вопрос-ответ:

Какова основная проблема социально-педагогической работы по профилактике наркомании среди молодежи в России?

Основная проблема социально-педагогической работы по профилактике наркомании среди молодежи в России заключается в высоком уровне наркомании среди молодежи. Это является серьезной социальной проблемой, которая угрожает здоровью и будущему молодежи.

Какие причины наркомании среди молодежи в России?

Причины наркомании среди молодежи в России многообразны. Одной из основных причин является социально-экономическая нестабильность, что приводит к безработице и общему негативному состоянию молодежи. Другой причиной является отсутствие доступной и эффективной системы профилактики и реабилитации.

Какие аспекты социально-педагогической работы по профилактике наркомании среди молодежи существуют на сегодняшний день?

На сегодняшний день существуют различные аспекты социально-педагогической работы по профилактике наркомании среди молодежи. Они включают в себя информационные кампании, проведение тренингов и семинаров, создание специализированных центров помощи и поддержки молодежи, а также участие родителей и образовательных учреждений в процессе профилактики.

Существует ли программа социально-педагогической работы по профилактике наркомании среди молодежи в России?

Да, в России существует программа социально-педагогической работы по профилактике наркомании среди молодежи. Она включает в себя различные мероприятия, направленные на информирование и образование молодежи, создание условий для развития ее положительных интересов и занятий, а также оказание психологической поддержки и помощи в реабилитации.

Что изучается в 3 главе статьи?

В 3 главе статьи изучается проблема социально-педагогической работы по профилактике наркомании среди молодежи в России.

Какова сущность проблемы наркомании среди молодежи в России?

Сущность проблемы наркомании среди молодежи в России заключается в распространении наркотической зависимости среди молодежи и его отрицательном влиянии на их физическое и психическое здоровье, а также на социальную сферу.

Какие причины наркомании среди молодежи в России?

Существуют различные причины наркомании среди молодежи в России, такие как негативное влияние окружения, семейные проблемы, отсутствие сознательной профилактической работы, недостаток информации о вреде наркотиков и другие.

Какие аспекты социально-педагогической работы по профилактике наркомании среди молодежи рассматриваются в статье?

Статья рассматривает современные аспекты социально-педагогической работы по профилактике наркомании среди молодежи, а также программу социально-педагогической работы по профилактике наркомании среди молодежи.