Элективный курс по произведению Н.В. Гоголя

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 32 32 страницы
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 24.06.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 2
1. Анализ существующих стандартов и методологии преподавания литературы, на примере произведений Н.В. Гоголя 3
1.1. Стандарты литературного образования в среднем общеобразовательном учреждений 3
1.2. Анализ учебников и методических пособий по литературе на примере изучения произведений Н.В. Гоголя 7
1.3. Анализ существующих разработок уроков по литературе 12
2. Составление смыслового литературного урока, конспекта, системы уроков по произведению 16
2.1.Анализ произведения Н.В.Гоголя «Вий» 16
2.2. Составление конспекта и системы уроков по произведения Н.В. Гоголя «Вий» 20
3. Экспериментальная часть 21
Список литературы 22
Фрагмент для ознакомления

Особенности имения отца панночки?В чем заключается мистицизм данного произведения?С помощью чего автор дает понять читателю странности происходящего?Чем является демон «Вий»? Какую роль демон «Вий» играет в данном произведении?Каковы основные идеи данного произведения?Домашнее задание: проанализировать основные аспекты данного произведения и сравнить духовное состояние Хомы Брута со своим собственным.Стоит отметить, что на изучение произведения дается несколько уроков, которые должны быть взаимосвязанными и проходить под общей целью. Каждый урок, должен решать ту или иную задачу. Предположим, что для изучения данного произведения отведено три урока. Соответственно, данные уроки должны быть не только логически взаимосвязаны, но и подготавливать учащегося к тесту, написанию контрольной работы или сочинения.Таким образом, первый урок будет представлять собой знакомство с библиографией Гоголя и его творчеством. Домашнее задание будет представлять собой изучение библиографии автора и прочтение половины повести «Вий» и составление констпекта. Второй урок будет представлять собой анализ первой части и просмотр фильма «Вий». Домашним заданием будет являться про чтение второй половины данного произведения и составление конспекта.Третий урок будет разбит на две части. В первой части урока 10 -15 минутный анализ второй главы и ответ на основные вопросы. В течении второй части урока, учащиеся пишут контрольную работу или сочинение по произведению , тема сочинения « Мое понимание повести Гоголя «Вий»». Таким образом, в ходе данной работы учащиеся не только изучат само произведение, но и смогут ответить на вопрос « как я понимаю произведение данного автора»?.3. Экспериментальная частьИтак, главная идея произведения «Вий» - это наличие духовного и морально – нравственного состояния каждого из главных героев.Стоит понимать, что для раскрытия самой сути данного произведения, мало его прочитать или посмотреть фильм. Для проникновения в суть, необходимо погрузиться в ту гоголевскую атмосферу, в которой происходило данное действие.Стоит отметить, что для погружения можно использовать театр или более тщательный анализ произведения. Однако, кроме традиционных способов понимания, можно использовать и иной подход. В качестве эксперимента, можно провести следующую работу, которая будет состоять из двух частей.После изучения и анализа оригинального произведения, учащиеся будет дано задание, написать свое произведение под названием «Вий 21 века».Стоит отметить, что сочинение за заданную тему не только станет отражать внутренний мир каждого из учащихся, но и заставить каждого ученика задуматься о том, какую же цель преследовал автор в ходе написания данного произведения, какими качествами характера стоит наделить Хому Брута и других героев, чтобы они стали настоящими?Данное сочинение должно будет содержать в себе 15 листов печатного текста, выравненного по ширине. Также стоит отметить, что написать произведение, даже не столь большого объема требует не только достаточно временного интервала, но и качественной подготовки к нему. Именно по этой причине, при выполнении данной работы учитель – предметник должен быть вовлечен в данный процесс. Кроме того, стоит понимать, что заданная тема должна отражать суеверия настоящего времени, которых не так много. После того, как все работы будут написаны, учитель проверит работы и с разрешения авторов работы раздаст копии каждой работы учащимся для их дальнейшей корректировки. Стоит отметить, что первый этап позволит каждому учащемуся почувствовать себя автором, который работает на заказ, второй же этап работы позволяет почувствовать себя редактором. После того как все желающие внесут корректировки и ознакомятся с работами стоит провести голосование. Две работы, которые будут лидерами в голосовании, станут постановкой в школьном театре. Театральная постановка и будет являться вторым шагом в ходе данного эксперимента.Класс, в котором будет производится данный эксперимент, будет разбит на две команды, которые будут включать в себя не только актеров и актрис, но и таких сотрудников как:РежиссёрПостановщикДизайнерВизажист и т.д.Более того, стоит понимать, что по причине малого объема команд, необходимо будет привлекать и учащихся других классов. В результате данного мероприятия не только будет изучен основной материал по Гоголя, но и вовлечено достаточно большое количество учащихся, что послужит не только образовательному процессу, но и общему командообразования. Кроме того, стоит понимать, что две постановки должны быть полярными и не повторяться.Также стоит понимать, не смотря на предполагающих достаточно большой объем работы, выполняется сразу несколько условий, что говорит в пользу данного эксперимента: Развивает творческие задатки учащихся,Позволяет сравнивать и анализировать не чужую критику, а давать свою собственную оценку происходящемуПримерять к себе различные ролиУвеличивать вовлеченность детей в учебный процесс, по причине того, что он перестает быть формальнымВ ходе различных задач, которые появляются при постановке данного эксперимента, у каждого из учащихся есть возможность найти свою профессию, которая будет приносить не только заработок, но и удовлетворение, в ходе чего каждый из учащихся сможет стать лучшим в той или иной области жизни общества.Однако, стоит понимать, что данный экспериментальный проект, должен быть не только запущен преподавателем литературы, но и одобрен директором школы, т.к. именно основываясь на поддержке вышестоящего руководства данный проект будет реализован или останется только на бумаге.Заключение В ходе данной курсовой работы были рассмотрены существующие стандарты в отношении литературы, а также был проведен анализ существующих методик преподавания.Стоит отметить, что практически все методики соответствую государственному стандарту по литературе, однако, в ходе преподавания литературы большую роль играет сам преподаватель предметник. Именно от данного преподавателя зависит уровень восприятия самого предмета и отношения к нему. Кроме того, стоит понимать, что учебники имеющиеся на современном рынке, предполагают только общий обзор информации, который необходим для изучения программы, но не призывают к пониманию произведений.Вторая часть работы является элективным курсом, который представляет собой анализ произведения, характеризующий уникально Гоголя не только как русского прозаика, но и как великого деятеля мировой литературы. Кроме того, во второй части курсового проекта приведен пример план – конспекта для урока по произведению «Вий». Заключением данной курсовой является экспериментальный проект.Стоит отметить, что данный проект достаточно интересен и актуален, по причине того, что в ходе реализации возможно не только подробное изучение материала( уникальность проекта заключается в том, что он может использоваться не только для любого произведения, но и для других предметов), но и проявление собственного творческого подходав отношении выполнения различных заданий.Кроме того, на основе теории можно предположить, что эксперимент несет в себе и моменты командообразования, которая важна для любого учреждения. Список литературыМетодика преподавания литературы / Под ред. З. Я. Рез. - 2-е изд. - М., 1985.Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана. В 2 ч. - М., 1994.Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней школе. - М., 1971.Поэтика художественного текста на уроках литературы: Сб. ст. / Отв. ред. О. Ю. Богданова. - М., 1997.Рыбникова М. А. Избранные труды. - М., 1985.Академические школы в русском литературоведении – М., 1975.Актуальные вопросы литературоведения и методики преподавания литературы: Сб. науч.работ. Вып.1.- Саратов, 2000.Актуальные проблемы филологии и ее преподавания: Материалы межвузовской конференции. Ч.1. Литературоведение.- Саратов, 1996.Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. – М., 1980.Бушмин А.С. Наука о литературе: Проблемы. Суждения. Споры. М. – Современник, 1980.Волков Г. Три лика культуры. – М., 1986. Гомаюнов К.К. Самостоятельная работа студентов. Методические рекомендации преподавателям.- Л., 1988.Дискуссия о преподавании литературы в высшей школе // Вопросы литературы.- 1962.- №1; 1963- №1,№8; 1964- №4.Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1979.2. Беленький Г.И. Методическое руководство к учебнику – Хрестоматия для 7кл. – М., 1969.3. Вопросы анализа художественных произведений. Под ред. Н. О. Корста. М, 1969.4. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М.— Л., 1966.5. Изучение творчества Н.В. Гоголя в школе / под ред. Л.И. Тимофеева. – М., 19546. Искусство анализа художественного произведения/ Сост. Т. Г. Браже. М, 1971.7. Маймин Е. А. Опыты литературного анализа. М., 1972.8. Маранцман В. Г., Чирковская Т. В. Проблемное изучение лите­ратурного произведения в школе. М., 1977.9. Методика преподавания литературы / под ред. О.Ю. Богданова. – М.: изд. Центр «Академия», 1999.Методика преподавания литературы: учебник для пединститутов / Р.Ф. Брандеев, Т.В. Зверс – М.: Просвещение, 1985.10. В. И. Сорокин, Анализ литературного произведения всред­ней школе, Учпедгиз, 1955.11. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. М., 1976.12. Л. В. Щепилова, Введение в литературоведение, Учпед­гиз, М., 1956.Приложение 1. Тест 1.Кто такой Вий?«есть колоссальное создание простонародного воображения»«начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли»Оба ответа верныеК кому относится следующая характеристика «рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав: всё, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет. В другом случае характер его был чрезвычайно мрачен, и когда напивался он пьян, то прятался в бурьяне, и семинарии стоило большого труда его сыскать там»:К богослову ХалявеК филосовуХоме БрутуК ритору Тиберию ГоробецьК кому относится следующая характеристика «Любил очень лежать и курить люльку. Если же пил, то непременно нанимал музыкантов и отплясывал тропака. Он часто пробовал крупного гороху»:К богослову ХалявеК филосовуХоме БрутуК ритору Тиберию ГоробецьК кому относится следующее описание «не имел права носить усов, пить горелки и курить люльки. Он носил только оселедец, и потому характер его в то время еще мало развился; но, судя по большим шишкам на лбу, с которыми он часто являлся в класс, можно было предположить, что из него будет хороший воин»:К богослову ХалявеК филосовуХоме БрутуК ритору Тиберию Горобець Кто убил ведьму?Хома БрутТебирийГоробецьХаляваПо какой причине Хома Брут отпевал панночку?Так велел ректор академииЭто было последним желанием панночкиСам попросилсяВсе ответы верныеКому принадлежит данное описание «Ему было около пятидесяти лет; но глубокое уныние на лице и какой-то бледно-тощий цвет показывали, что душа его была убита и разрушена вдруг, в одну минуту, и вся прежняя веселость и шумная жизнь исчезли навеки»:Престарелому сотникуХоме БрутаНет правильного ответаСколько ночей отпевал Хома Брут панночку?:315Нет правильного ответаИз какого материала был сделан гроб панночки?:ДеревоОловоЖелезоЖелезо+дерево10. Что случилось с Хомой Брутом после того как он отпел панночку?:УмерУехал в КиевОстался имении отца панночкиНет правильного ответаДальнейшую судьбу персонажа автор не описывает

Список литературы

1. Методика преподавания литературы / Под ред. З. Я. Рез. - 2-е изд. - М., 1985.
2. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана. В 2 ч. - М., 1994.
3. Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней школе. - М., 1971.
4. Поэтика художественного текста на уроках литературы: Сб. ст. / Отв. ред. О. Ю. Богданова. - М., 1997.
5. Рыбникова М. А. Избранные труды. - М., 1985.
6. Академические школы в русском литературоведении – М., 1975.
7. Актуальные вопросы литературоведения и методики преподавания литературы: Сб. науч.работ. Вып.1.- Саратов, 2000.
8. Актуальные проблемы филологии и ее преподавания: Материалы межвузовской конференции. Ч.1. Литературоведение.- Саратов, 1996.
9. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. – М., 1980.
10. Бушмин А.С. Наука о литературе: Проблемы. Суждения. Споры. М. – Современник, 1980.
11. Волков Г. Три лика культуры. – М., 1986.
12. Гомаюнов К.К. Самостоятельная работа студентов. Методические рекомендации преподавателям.- Л., 1988.
13. Дискуссия о преподавании литературы в высшей школе // Вопросы литературы.- 1962.- №1; 1963- №1,№8; 1964- №4.
14. Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1979.
15. 2. Беленький Г.И. Методическое руководство к учебнику – Хрестоматия для 7кл. – М., 1969.
16. 3. Вопросы анализа художественных произведений. Под ред. Н. О. Корста. М, 1969.
17. 4. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М.— Л., 1966.
18. 5. Изучение творчества Н.В. Гоголя в школе / под ред. Л.И. Тимофеева. – М., 1954
19. 6. Искусство анализа художественного произведения/ Сост. Т. Г. Браже. М, 1971.
20. 7. Маймин Е. А. Опыты литературного анализа. М., 1972.
21. 8. Маранцман В. Г., Чирковская Т. В. Проблемное изучение лите­ратурного произведения в школе. М., 1977.
22. 9. Методика преподавания литературы / под ред. О.Ю. Богданова. – М.: изд. Центр «Академия», 1999.
23. Методика преподавания литературы: учебник для пединститутов / Р.Ф. Брандеев, Т.В. Зверс – М.: Просвещение, 1985.
24. 10. В. И. Сорокин, Анализ литературного произведения в сред­ней школе, Учпедгиз, 1955.
25. 11. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. М., 1976.
26. 12. Л. В. Щепилова, Введение в литературоведение, Учпед­гиз, М., 1956.

Вопрос-ответ:

Какие стандарты существуют для преподавания литературы?

Существуют стандарты литературного образования в средних общеобразовательных учреждениях, которые определяют основные требования к программам и учебным планам по литературе.

Какие учебники и методические пособия существуют для изучения произведений Гоголя?

Существует множество учебников и методических пособий по литературе, которые включают в себя изучение произведений Н. В. Гоголя. Они предлагают различные подходы и методы работы с текстом и анализа произведений.

Какие разработки уроков по литературе существуют?

Существуют различные разработки уроков по литературе, в том числе и по произведениям Н. В. Гоголя. Они включают в себя цели урока, задания для учащихся, материалы для анализа и обсуждения произведения, а также методы и формы работы с текстом.

Как можно составить смысловой литературный урок по произведению Гоголя?

Для составления смыслового литературного урока по произведению Н. В. Гоголя можно использовать различные методы и подходы. Например, можно анализировать языковые и стилистические особенности текста, изучать характеры и мотивы героев, а также проводить обсуждение главных тем произведения.

Как можно составить систему уроков по произведению Гоголя?

Для составления системы уроков по произведению Н. В. Гоголя можно определить цели и задачи обучения, разработать план уроков, включающий в себя анализ отдельных глав произведения, обсуждение ключевых моментов и тем, а также проведение творческих работ на основе текста.

Какие стандарты существуют в литературном образовании?

Существуют стандарты литературного образования в средних общеобразовательных учреждениях.

Какие учебники и методические пособия существуют по литературе и изучению произведений Н.В. Гоголя?

Существуют учебники и методические пособия по литературе, где рассматривается изучение произведений Н.В. Гоголя.

Есть ли готовые разработки уроков по литературе по произведениям Н.В. Гоголя?

Существуют готовые разработки уроков по литературе, где рассматривается изучение произведений Н.В. Гоголя.