Теневая экономика: содержание , структура и влияние на экономическое развитие современной России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 35 35 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 26.06.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Определение и сущность теневой экономики 4
1.1 Понятие теневой экономики 4
1.2 Структура теневой экономики 6
1.3 Масштабы теневой экономики 10
Глава 2 Причины и последствия теневой экономики 18
2.1 Причины возникновения теневой экономики 18
2.2 Эволюция теневой экономической деятельности 19
2.3 Коррупция как вид теневой экономики 23
2.4 Социально-экономические последствия теневой и криминальной экономической деятельности 25
Глава 3. Методы борьбы с теневой экономикой 27
3.1 Социально-правовой контроль над экономической преступностью в России 27
3.2 Экономические методы вывода России из теневой экономики 28
Заключение 31
Список использованной литературы: 33
Приложение 35
Фрагмент для ознакомления

Многие ученые справедливо отмечают, что коррупция тем особо опасна, что она тесно связана с теневой экономикой, и проявляется она именно на этой базе, активно способствуя её дальнейшему быстрому росту. Коррупция опирается на теневой капитал, чем способствует росту криминальности общества и всего государства. Возникновение теневых доходов и появляение проблемы противодействия их легализации относится не к 1990-е годам, в которые происходило становление рыночных отношений в России, они появились задолго до начала построения рыночной системы в РФ. Советсткая политическая система также, как и многие другие, не является исключением, хотя формально существование данного явления долгое время не признавалось партийной элитой. В 1960-х годах доля теневого сектора экомики стала расти в силу либерализации некоторых норм регулирования экономики, и в связи с этим была принята система мер по борьбес нетрудовыми доходами населения. Противодействие теневому сектору развивалось вплоть до 1980-х годов в рамках борьбы с нетрудовыми доходами. Формирование морально-этических норм оношения к тем, кто использует в своей деятельности «серые» схемы ведения бизнеса, связан с криминальными структурами, создает условия для нечестной конкуренции, сыграло свою роль в борьбе с ними в том период [21].Системный подход к развитию современных методов регулирования теневых доходов основан на учете опыта и данных о предшествующем их развитии.Система противодействия нелегальным доходам должна учитывать тот факт, что их особенности функционирования теневых операций в современной России тесно связаны с тенденциями периода становления рыночной экономики в 1990-х годах [21]. Недостаточно полная и не всегда вовремя пополняемая законодательная база, либерализация экономических отношений, слаборазвитая система ответственности - всё это создало благоприятную среду для получения незаконных доходов и их вливания в легальную экономику, а также инвестирования этих средств в развитие преступной деятельности [3]. В результате «значительное количество экономических субъектов оказалось под контролем криминальных структур» [17]. Этот факт необходимо учесть при анализе методов оценки и регулирования теневой экономики в России.2.4 Социиально-экономические последствия теневой и криминальной экономической деятельностиОбъективная оценка влияния явления теневой экономики невозможна без упоминания о ее некотором позитивном воздействии на экономику страны [6, с. 19]. Исключив криминальную часть теневой экономики, можно отметить, что она обеспечивает значительную часть потребителей необходимыми товарами и услугами, а также способствует смягчению напряженности на рынке труда, поскольку безработица представляет собой источник дешевой рабочей силы для теневого бизнеса. Кроме того, в случае принятия государством «несправедливых» законов, хозяйствующие субъекты имеют возможность «укрыться» и продолжить свою деятельность уже в теневом секторе экономики. Но, как показывает опыт Великобритании, Германии и других стран, никакие положительные моменты в функционировании теневой экономики не могут оправдать разрушительные последствия, которые приносит теневой бизнес личности, обществу, государству, в том числе: неэффективное использование ресурсов; сокращение инвестиций; снижение эффективности налоговой системы; проблемы в бюджетной политике; усиление имущественного расслоения общества; замедление технического прогресса; рост коррупции и др. .Важной российской особенностью, отличающей Россию от других стран с развитой теневой экономикой, является глубокое взаимопроникновение легального и нелегального бизнесов.Если ничего радикального не предпринимать, о ограничиться штрафами за коррупцию (пусть и очень большими) тогда системную коррупцию в России с полным правом можно будет рассматривать как составную часть ее производственных отношенийТеневой сектор в Российской Федерации порождает деформацию структуры экономики; снижает эффективность макроэкономической политики; сдерживает экономический рост, а масштабы распространения теневой экономики в Российской Федерации являются угрожающими.За последние годы теневая экономика в России сильно трансформировалась, охватив новые сферы экономической деятельности.Глава 3. Методы борьбы с теневой экономикой3.1 Социально-правовой контроль над экономической преступностью в РоссииУчитывая все вышеописанные условия и особенности теневого сектора экономики России можно выделить ряд требований к мерам борьбы с теневой экономикой.На практике используется два основных типа систем регулирования теневого сектора экономики. Первый предполагает либеральный подход к регулирования экономики в целом, он тесно связан с общеэкономической целью максимизации темпов роста накопления основного капитала. Негативными сторонами реализации такого подхода являются разрастающиеся мощные финансового-промышленные группы, объединяющие в себе предприятия всех секторов экономики и представителей высших эшелонов власти, мешающие развитию среднего и малого бизнеса путем подавления честной конкуренции. Второй тип является диаметрально противоположным и предполагает тотальный контроль экономической деятельности граждан и максимально строгие наказания за сокрытие доходов, уход от налогов и другие проявления теневой деятельности. Чрезмерное регулирование экономики приводит к росту социальной напряженности в обществе, росту уровня безработицы, ухудшению ситуации на рынке труда в целом. Концептуальная основа государственной политики в области противодействия теневой экономики должна учитывать два важных факта. Во-первых, в экономике России в тень уходят не только явно криминальные элементы общества, но и обычные предприниматели, которые предпочитают не вести свою деятельность в правовом поле в виду чрезмерных административных барьеров открытия бизнеса, высоких налогов и коррупционных издержек. Во-вторых, широкое распространение оффшорных предприятий и большое распространение вывода капиталов, полученных от теневой деятельности за рубеж, а также широкое распространение практики легализации доходов, полученных преступным путем. Подход должен быть комплексным, с одной стороны, не стимулировать развития теневого сектора, с другой – не оставлять без регулирования слишком большую часть экономической системы. Необходимо введение в законодательство понятия теневой экономики, подлежащей легализации, а также улучшение условий ведения бизнеса, роста инвестиционной привлекательности экономики и снижению стимулов выводить предприятие в тень. С точки зрения налогового законодательства желательно снижение налогооблагаемой базы; реструктуризация долга по налогам, в первую очередь, для малого бизнеса, перерабатывающей и легкой промышленности; снижение налогового давления на бизнес за счет отмены обложения налогом на прибыль той её части, которая идет на расширение производства и создание новых рабочих мест; перенос центра тяжести налогового бремени из сферы производства в сферу личного потребления, на доходы и имущество граждан, применение рентных платежей [7]. Программа должна в обязательном порядке включать меры, которые ведут к тому, что будет происходить интеграция теневого и легального капитала. В процессе разработки и реализации мер государственной политики по борьбе с теневым сектором обязательно должна быть скоординирована и скооперирована деятельность представителей властей на всех уровнях: федеральном, региональном и местной, представителей правоохранительных органов, а также представителей бизнеса.3.2 Экономические методы вывода России из теневой экономикиБольшой потенциал имеют меры повышения ответственности менеджмента за утечку капитала перед государством и перед акционерами, однако ввиду вышеописанной интеграции крупного бизнеса и представителей высших эшелонов власти, данные меры могут быть приняты только в случае координации усилий всех субъектов экономики в борьбе с теневым капиталом. Идея «амнистии» теневого капитала, имевшая успех в таких странах, как Италия и Бельгия, в данном случае нерезультативна. Дело в том, что за рубежом на банковских счетах хранили деньги в основном физические лица, уходившие от налогов. В случае российского вывода капитала за рубеж, речь идет не о физических лицах, которые не платят налоги, а корпорациях, счета которых находятся в оффшорах, которые не предоставляют другим странам информации и банковских счетах. К тому же значительную часть капиталов, выведенных за рубеж составляют доходы, полученные от нелегальной деятельности, в частности доходы от реализации коррупционных схем. В России периодически предпринимаются попытки разработать и реализовать те или иные концепции противодействия коррупции и «теневой» экономике. Одной из таких попыток явился документ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года. Он стал результатом проводимой работы в области формирования соответствующего правового поля в процессе проведения административной реформы в РФ. Значительное внимание было уделено проблеме противодействия коррупции в Концепции административной реформы в РФ в 2006-2010 годах [1]. В данной концепции были предложены следующие меры:прекращение избыточного государственного регулирования за счет оптимизации функций органов исполнительной власти;формирование эффективных механизмов противодействия коррупции.Предполагалось, что реализация вышеописанных мер будет способствовать интенсивному развитию предпринимательства, а также повысит уровень доверия бизнеса к государственной власти. Для того, чтобы решить данную задачу, было принято решении разработать и принять ещё ряд нормативных правовых актов.В июне 2011 года была утверждена Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы. Первый раздел данной Концепции посвящен достигнутым результатам проводимой административной реформы 2006-2010 годах. Согласно данному разделу документа, в области противодействия коррупции была сформирована необходимая нормативная база. Так же в Концепции отмечалось, что эффективная реализация законодательных актов, описанных в ней, возможно только при условии создания действенных организационных механизмов, установления обратной связи с бизнесом и гражданским обществом и проведения регулярного мониторинга эффективности мероприятий. Для этого представляется необходимым развитие механизмов общественного участия и создания механизмов финансирования Концепции. Следовательно, в настоящее время происходит последовательная реализация мероприятий со стороны государства по формированию правовой основы противодействия коррупции и развитию теневой экономики.ЗаключениеСуществует множество подходов к определению теневой экономики. В соответствии с экономическим методом, к теневой экономике можно отнести любую деятельность, которая не учтена статистическими органами. Существует точка зрения, что структуре теневой экономики следует выделять две составные части: криминализированная, или «серая» экономика и криминальная, или «черная» экономика. Исключив криминальную часть теневой экономики, можно отметить, что она обеспечивает значительную часть потребителей необходимыми товарами и услугами, а также способствует смягчению напряженности на рынке труда, поскольку безработица представляет собой источник дешевой рабочей силы для теневого бизнеса. Однако, как показывает опыт Великобритании, Германии и других стран, никакие положительные моменты в функционировании теневой экономики не могут оправдать разрушительные последствия, которые приносит теневой бизнес личности, обществу, государству. Все страны, развитые и развивающиеся, стремятся к постоянному совершенствованию методов учета и противодействия развитию теневого сектора экономики. В России основная проблема связана коррупционной составляющей, которая является следствием слабого развития экономических институтов. Основной фактор роста теневого сектора в России – высокие коррупционные издержи фирм и населения, а также острая проблема легализации доходов, полученных преступным путем. Теневой бизнес в России переплетен с легальной экономикой, участники теневого сектора тесно связан с отдельными представителями органов государственной власти, что в итоге способствует процветанию коррупции. Коррупция опирается на теневой капитал, чем способствует росту криминальности общества и всего государства. Поэтому в конце 2000-х годов в России активизировались попытки властей разработать и реализовать те или иные концепции противодействия коррупции и «теневой» экономике, которые предполагают выполнение двух принципов: прекращения избыточного государственного регулирования за счет оптимизации функций органов исполнительной власти; формирование эффективных механизмов противодействия коррупции. Однако в рамках осуществления данных концепций на практике не было принято достаточного количества законов, способствующих реальному снижению государственного регулирования фирм, и противодействию коррупции, не был реализован комплекс мер по взаимодействию всех экономических агентов в борьбе с теневым секторов. Следовательно, ближайшие годы не следует ожидать значительного сокращения теневого сектора экономики России. Список использованной литературы:1. Аргументы и факты. 2011. № 24. С. 3.2. Бертовский Л. В., Образцов В. А. Выявление и расследование экономических преступлений. М., 20033 . Булаев А.А. Финансово-правовые аспекты противодействия легализации («отмыванию») доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Дисc. канд. юрид. наук. М., 2010. С. 4.4. Валютное регулирование и валютный контроль. 2007. № 3. С. 89.5. Воронкова О.В. Зарубеный опыт исследования теневых доходов// Terra Economicus. 2010. N4, том 8, стр. 82-90.6. Голованов Н. М., Перекислов В.Е., Фадеев В. А. Теневая экономика и легализация преступных доходов. СПб., 20037. Исправников В., Куликов В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила. М., 1997. 8. Кара-Мурза С.Г. Угрозы России. Точка невозврата. М.: Эксмо, Алгоритм, 2012. С. 76.9. Косалс Л. Теневая экономика как особенность российского капитализма. - Вопросы экономики. – 1998.10. Курочкин Ю. П. Теневая экономика и ее эволюция. Социально-экономическая природа теневой экономики // Актуальные проблемы правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Вып. 1. СПб., 1993. 11. Латов Ю.В. Экономика вне закона. Очерки по теории и истории теневой экономики. М.: МОНФ, 200112. Львов Д. Вернуть народу ренту. Резерв для бедных. М.: Эксмо, Алгоритм, 200413. Олейник А. Н. Институциональная экономика. М., 2005. 14. Орехов П. Статистические показатели и теневая экономика // Российский экономический журнал. 1996. № 4. 15. Мэннион Д. Книга о мафии. М., 200416. Полевой В.А. Механизм противодействия легализации «теневых» доходов в системе обеспечения экономической безопасности государства. Дисс.канд. экон. наук. СПб, 2004. С. 176.17. Российская газета. 15.01.2013. С. 1.18. Сирин Л. Как разграбили СССР. Пир мародеров. М.: Яуза-пресс, 2012. С. 198.19. Смирнов А. А. Государственная политика обеспечения экономической безопасности. СПб., 2002.20. Сото Э. де. Иной путь. Невидимая рука в третьем мире. М., 1995. 21. Хомицкий Возникновение и развитие системы противодействия легализации «теневых» доходов в России. 22. Шиханцов Г. Г. Криминология. М., 200123. Шнайдер Ф., Энсте Д. Рост теневой экономики // Теневая экономика: проблемы и решения. Сб. статей: перевод /Отв. ред. Г.И. Иванов; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. — М.: Изд-во РАГС, 2005. — С. 35–46.24. SCHNEIDER F., ENSTE D. Shadow economies : Size, causes and consequences // J. of econ. literature. - Pittsburg, 2000. - Vol. 38, №1. - P.77-114.25. Non-Observed Economy in National Accounts. Survey of Country Practices. United Nations. New York and Geneva (2008) (http://www.unece.org/stats/publications/NOE2008.pdf)..26. World Bank. Overview-2010. Doing Business database. WB 2010.Приложение – 1Рис. 1. Удельный вес отраслей экономики РФ в теневом секторе, % ВВП. Источник данных: Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат: www.gks.ru)

1. Аргументы и факты. 2011. № 24. С. 3.
2. Бертовский Л. В., Образцов В. А. Выявление и расследование экономических престу¬плений. М., 2003
3 . Булаев А.А. Финансово-правовые аспекты противодействия легализации («отмыванию») доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Дисc. канд. юрид. наук. М., 2010. С. 4.
4. Валютное регулирование и валютный контроль. 2007. № 3. С. 89.
5. Воронкова О.В. Зарубеный опыт исследования теневых доходов// Terra Economicus. 2010. N4, том 8, стр. 82-90.
6. Голованов Н. М., Перекислов В.Е., Фадеев В. А. Теневая экономика и легализация пре¬ступных доходов. СПб., 2003
7. Исправников В., Куликов В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила. М., 1997.
8. Кара-Мурза С.Г. Угрозы России. Точка невозврата. М.: Эксмо, Алгоритм, 2012. С. 76.
9. Косалс Л. Теневая экономика как особенность российского капитализма. - Вопросы экономики. – 1998.
10. Курочкин Ю. П. Теневая экономика и ее эволюция. Социально-экономическая природа теневой экономики // Актуальные проблемы правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Вып. 1. СПб., 1993.
11. Латов Ю.В. Экономика вне закона. Очерки по теории и истории теневой экономики. М.: МОНФ, 2001
12. Львов Д. Вернуть народу ренту. Резерв для бедных. М.: Эксмо, Алгоритм, 2004
13. Олейник А. Н. Институциональная экономика. М., 2005.
14. Орехов П. Статистические показатели и теневая экономика // Российский экономиче¬ский журнал. 1996. № 4.
15. Мэннион Д. Книга о мафии. М., 2004
16. Полевой В.А. Механизм противодействия легализации «теневых» доходов в системе обеспечения экономической безопасности государства. Дисс.канд. экон. наук. СПб, 2004. С. 176.
17. Российская газета. 15.01.2013. С. 1.
18. Сирин Л. Как разграбили СССР. Пир мародеров. М.: Яуза-пресс, 2012. С. 198.
19. Смирнов А. А. Государственная политика обеспечения экономической безопасности. СПб., 2002.
20. Сото Э. де. Иной путь. Невидимая рука в третьем мире. М., 1995.
21. Хомицкий Возникновение и развитие системы противодействия легализации «теневых» доходов в России.
22. Шиханцов Г. Г. Криминология. М., 2001
23. Шнайдер Ф., Энсте Д. Рост теневой экономики // Теневая экономика: проблемы и решения. Сб. статей: перевод /Отв. ред. Г.И. Иванов; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. — М.: Изд-во РАГС, 2005. — С. 35–46.
24. SCHNEIDER F., ENSTE D. Shadow economies : Size, causes and consequences // J. of econ. literature. - Pittsburg, 2000. - Vol. 38, №1. - P.77-114.
25. Non-Observed Economy in National Accounts. Survey of Country Practices. United Nations. New York and Geneva (2008) (http://www.unece.org/stats/publications/NOE2008.pdf)..
26. World Bank. Overview-2010. Doing Business database. WB 2010.

Вопрос-ответ:

В чем заключается сущность теневой экономики?

Теневая экономика представляет собой совокупность экономических отношений и видов деятельности, которые осуществляются вне официальных каналов и не учитываются в официальной статистике. Она включает в себя нелегальные, полулегальные и интенсивно уклоняющиеся от налогообложения деятельности.

Какова структура теневой экономики?

Структура теневой экономики включает в себя различные секторы, такие как нелегальное производство и сбыт товаров и услуг, нелегальная торговля, нелегальная финансовая деятельность, нелегальная аренда недвижимости и другие. Кроме того, в структуру теневой экономики входит различные формы уклонения от налогообложения, нелегальная занятость и нелегальная миграция.

Какие масштабы имеет теневая экономика в современной России?

Масштабы теневой экономики в России достаточно высоки. Согласно оценкам экспертов, она составляет около 40% от объема официального ВВП. Это связано с высоким уровнем коррупции, низкой обязательностью уплаты налогов, сложным бюрократическим аппаратом и другими факторами.

Какие причины лежат в основе возникновения теневой экономики?

Существует несколько причин, влияющих на возникновение и развитие теневой экономики. Это, в первую очередь, недоверие к государству и его институтам, высокая налоговая и административная нагрузка, сложные процедуры регистрации и получения разрешений, неэффективная система контроля и многое другое.

Какие социально-экономические последствия несет теневая экономика?

Теневая экономика оказывает негативное влияние на социальную и экономическую сферы. Она ведет к ухудшению конкурентоспособности бизнеса, снижению доходов государства, оказывает негативное влияние на развитие инфраструктуры и социальных программ, а также способствует коррупции и утрате доверия к государству.

Что такое теневая экономика?

Теневая экономика - это совокупность незаконных и неофициальных экономических операций, которые не отображаются в официальной статистике и не подлежат налогообложению.

Какова структура теневой экономики?

Структура теневой экономики включает в себя такие составляющие, как нелегальная добыча и сбыт товаров, нелегальные услуги, нелегальная занятость, уклонение от уплаты налогов, контрабанда и другие незаконные операции.

Какие масштабы имеет теневая экономика в России?

Масштабы теневой экономики в России достаточно высоки и составляют существенную долю в общем объеме экономической деятельности. По разным оценкам, она может составлять от 15% до 50% ВВП страны.

Какие причины лежат в основе возникновения теневой экономики?

Основными причинами возникновения теневой экономики являются высокий уровень налогообложения, сложная бюрократическая система, низкая эффективность правоохранительных органов, отсутствие доверия к государству и другие факторы.

Какие социально-экономические последствия имеет теневая экономика?

Теневая экономика оказывает негативное влияние на экономическое развитие страны, так как ухудшает условия конкуренции, подрывает фискальную систему, ослабляет социальную защиту населения и ведет к неравному распределению доходов.