Планирование источников финансирования дефицита бюджета

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Финансы
  • 38 38 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 08.01.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. Источники финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, их состав и характеристика
2.Планирование средств из источников финансирования дефицитов бюджета и их погашение
3. Перспектива совершенствования планирования источников финансирования дефицита бюджета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список источников

Фрагмент для ознакомления

Привлечение организаций негосударственного сектора к предоставлению государственных (муниципальных) услуг позволит увеличить конкуренцию между поставщиками данных услуг и, таким образом, оптимизирует расходы регионального (местного) бюджета. Приватизация государственных (муниципальных) унитарных предприятий в секторах, где услуги могут быть предоставлены негосударственными поставщиками, может также привести к дополнительным поступлениям неналоговых доходов в региональный (муниципальный) бюджет, а также снимает с регионального (местного) бюджета субсидиарную ответственность в случае банкротства предприятия.
7. Совершенствование системы управления инвестициями.
Важным шагом повышения эффективности расходования бюджета принимаемых обязательств является совершенствование системы управления инвестициями, осуществляемое по двум направлениям: применение процедуры отбора новых инвестиционных проектов, финансируемых за счет бюджетных средств, мониторинг реализации инвестиционных проектов, осуществляемых за счет средств региональных и местных бюджетов, и использование результатов мониторинга при принятии инвестиционных решений.
10. Мобилизация источников финансирования дефицита региональных и местных бюджетов, управление государственным (муниципальным) долгом.
11.Так же важную роль в планировании источников финансирования дефицита бюджета играет планирование государственного долга.
Стоимость внутреннего долга, как правило, зависит от таких показателей, как темпы инфляции, средневзвешенная процентная ставка по кредитам коммерческих банков, которые определяются направленностью государственной денежно-кредитной политики.
Стоимость внешнего долга зависит от динамики обменных курсов, международных процентных ставок и рейтинга страны-заемщика, что отражается определенным перечнем экономических показателей. Наиболее сложным элементом прогнозирования является моделирование ситуации на мировых валютных рынках, изменения на которых могут существенно увеличить затраты на обслуживание долга и привести к серьезному изменению расходов бюджета. Поэтому значительный по объему долг, номинированный в иностранной валюте, является весомым фактором риска, что ставит управление долгом в жесткую зависимость от валютной политики и состояния платежного баланса.
Исходя из вышеприведенного, можно констатировать, что прежде чем утверждать источники покрытия дефицита бюджета следует осуществить соответствующие просчеты и анализ. Должны быть просчитаны (проанализированы) кратко-, средне- и долгосрочные последствия государственных заимствований на макроэкономическое развитие. Так, например, если заимствования имеют инвестиционный характер, то их первоначальным последствием будет увеличение нагрузки на государственный бюджет (на величину обслуживания и погашения долга). По мере же появления эффекта от освоения инвестиций нагрузка на государственный бюджет будет уменьшаться вплоть до полного исчезновения и обращения в "чистый эффект" для бюджета вследствие макроэкономического роста. Следовательно, последствия государственного заимствования как для государственного бюджета, так и для макроэкономического возрастания будут существенно различаться по годам анализируемого периода.
При осуществлении любых государственных заимствований следует ввести в практику деятельности соответствующих властных структур осуществление обязательных просчетов последствий таких заимствований как для государственного бюджета, так и для макроэкономического развития в целом - по годам определенного временного периода. Такие просчеты позволят проанализировать общий эффект (убытки) от осуществления заимствований и принять окончательное решение.
При недостаточном обеспечении доходными источниками принятых расходных обязательств региональный (местный) бюджет утверждается с дефицитом в пределах норм, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. При этом субъект Российской Федерации (муниципальное образование) определяет источники покрытия дефицита бюджета:
1. Поступления от продажи государственной (муниципальной) собственности, в том числе земельных участков, приватизация государственных (муниципальных) унитарных предприятий. При этом следует иметь в виду, что данные поступления нельзя рассматривать в качестве постоянного источника финансирования дефицита местного бюджета, так как они носят единовременный характер.
2. Привлечение кредитных ресурсов необходимо осуществлять по наиболее выгодным условиям их предоставления, используя практику проведения конкурсов среди кредитных организаций.
3. Рекомендуется использовать региональные (муниципальные) ценные бумаги, как источники финансирования дефицита бюджета. Очевидно, что это имеет ряд преимуществ перед заемными средствами в кредитных организациях, в том числе по стоимости выплат, срокам погашения, срокам уплаты процентов за пользование заемными средствами, регистрации активов и оформлению гарантированного обеспечения.
Значительную угрозу для платежеспособности субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) представляют риски, связанные с управлением государственным (муниципальным) долгом. В целях снижения рисков неплатежеспособности рекомендуется осуществлять управление государственным (муниципальным) долгом в соответствии с «Методическими рекомендациями субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по совершенствованию системы управления государственным и муниципальным долгом», в частности рекомендуется следующее:
1.Проведение ежегодного анализа объема и состава задолженности, в том числе с точки зрения сроков погашения, стоимости обслуживания заимствований, категорий дебиторов, влияния на общую платежеспособность;
2.Утверждение порядка оценки долговой емкости бюджета;
3.Разработка механизма оценки эффективности заимствований;
4.Утверждение порядка учета условных обязательств при расчете долговой емкости;
5.Привлечение краткосрочных заемных средств (на срок менее одного года) только для поддержки текущей ликвидности (рекомендуется не использовать краткосрочные заимствования для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов);
6.Привлечение долгосрочных заемных средств для финансирования инвестиций в общественную инфраструктуру и рефинансирования имеющегося долга с целью оптимизации структуры портфеля заимствований (не допускается использование долгосрочных займов для финансирования ткущих расходов);
7.Утверждение обязательного предоставления залога в обеспечение выданной гарантии;
8.Утверждение формализованной процедуры отбора претендентов на получение гарантии;
9.Не использовать заемные средства для финансирования инвестиций с целью получения прибыли. Подобное использование заемных средств существенно повышает риск неплатежеспособности и отвлекает органы власти от выполнения основных функций;
10.Добиваться равномерности выплат по обслуживанию и погашению долга (наличие «пиков» выплат по долговым обязательствам негативно сказывается на текущей ликвидности и требует заблаговременного создания крупных резервов; равномерный график погашения и обслуживания долговых обязательств позволяет повысить финансовую стабильность и эффективность использования финансовых ресурсов при неизменном уровне долговой нагрузки);
11.Погашение или реструктуризация просроченной кредиторской задолженности. Реструктуризация может быть проведена путем подписания дополнительного соглашения к первоначальному договору, в котором определяются условия, порядок и сроки погашения просроченной задолженности. Другим путем является прекращение просроченных обязательств с заменой их долговыми обязательствами.
Таким образом, на современном этапе в области политики планирования финансирования дефицита федерального бюджета основные задачи заключаются в следующем: проведение субъектами и муниципальными образованиями антициклической финансовой политики; создание региональных стабилизационных фондов; увеличение расходов, снижающих будущие обязательства региона (муниципалитета); оптимизация расходов региональных и местных бюджетов, планирование государственного долга и др.
Но, следует отметить, что соглашаясь с необходимостью сокращения бюджетного дефицита, эксперты, однако, считают задачу искоренения бюджетного дефицита не совсем разумной. Для России гораздо проще и целесообразнее было бы выйти на некоторый низкий и стабильный уровень бюджетного дефицита порядка 1,5-2% и поддерживать его в течение долгого периода. Это потребует гораздо меньших издержек и меньших сокращений капиталовложений. Такой сценарий стабильного низкого бюджетного дефицита вполне хорош при достижении стабильных достаточно высоких темпов экономического роста[21].
Дефицит, если он контролируем и невысок, может стать одним из инструментов развития. Дефицит бюджета можно сравнить с инфляцией: большая инфляция вредна для экономики, небольшая - полезна, поскольку оказывает стимулирующее воздействие. С небольшим дефицитом (не больше 2%) можно развиваться быстрее, чем с бездефицитным бюджетом, особенно когда он превращается в идею фикс и дополняется политикой формирования фондов.

Заключение

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени, представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти приобретает силу закона и обязателен для исполнения.
При спаде общественного производства, росте предельных издержек общественного производства, неоправданно «раздутых» социальных программах образуется превышение расходов бюджета над доходами, которое называется бюджетный дефицит. Различают структурный, циклический и фактический бюджетный дефицит. Выделяют также текущий дефицит бюджета и первичный дефицит.
Источники финансирования дефицита бюджетов бюджетной системы РФ утверждаются Бюджетным Кодексом РФ и подразделяются на внутренние и внешние.
Основная часть бюджетного дефицита федерального бюджета в 2009 году финансировалась за счет Резервного фонда, на втором месте – источники внутреннего финансирования. К 2012 г. планируется осуществлять финансирование дефицита бюджета за счет внешних заимствований и за счет Фонда национального благосостояния практически в равных долях. Источники внутреннего финансирования будут занимать 14,9 %.
Источниками финансирования дефицита региональных и местных бюджетов в 2009-2010 г.г. являлись кредиты, остатки средств бюджетов на начало года и выпуск ценных бумаг.
Процесс прогнозирования дефицита бюджета и источников его покрытия можно разбить на такие этапы:
1. Осуществление прогноза доходов бюджета.
2. Прогноз первичных (непроцентних) расходов бюджета.
3. Осуществление прогноза расходов на обслуживание долгов.
4. Определение дефицита бюджета (объема чистого финансирования бюджета).
5. Осуществление прогноза поступлений от приватизации и определения чистого финансирования бюджета за счет заимствований.
6. Определение объемов необходимых и потенциально возможных уровней государственных заимствований.
7. Корректировка рассчитанного дефицита или разработка мероприятий по реструктуризации долгов в случае превышения рассчитанных объемов внутренних и внешних заимствований над их потенциально возможным уровнем
8. Определение объема государственного долга.
9. Корректировка рассчитанного дефицита в случае превышения объемов долга над предельным уровнем.
В ходе исполнения бюджета в первую очередь должна проводиться работа по минимизация размера дефицита. Это обеспечивается путем: введения процедуры санкционирования бюджетных расходов; строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств; определения оптимальных сроков осуществления расходов; использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета; мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных доходов; последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных средств и т.п.
Но на современном этапе в области политики планирования финансирования дефицита федерального бюджета основные задачи заключаются в следующем:
1. Проведение субъектами и муниципальными образованиями антициклической финансовой политики;
2. Создание региональных стабилизационных фондов;
3. Увеличение расходов, снижающих будущие обязательства региона (муниципалитета).
4. Оптимизация расходов региональных и местных бюджетов.
5. Организация бюджетного процесса, ориентированного на результат
6. Совершенствование системы управления инвестициями.
Так же важную роль в планировании источников финансирования дефицита бюджета играет планирование государственного долга.
Прежде чем утверждать источники покрытия дефицита бюджета следует осуществить соответствующие просчеты и анализ. Должны быть просчитаны (проанализированы) кратко-, средне- и долгосрочные последствия государственных заимствований на макроэкономическое развитие.
Так же на современном этапе в области политики планирования финансирования дефицита федерального бюджета основные задачи заключаются в следующем:
-в продолжении курса неинфляционного покрытия бюджета при систематическом сокращении объема внешних заимствований;
-в увеличении доли бюджетных заимствований в небанковском секторе путем привлечения средств предприятий, организаций, иных инвесторов, а также населения;
-в координации выпуска федеральных, региональных и муниципальных займов с целью поддержания сбалансированности финансового рынка внутри страны.
-в использовании региональных (муниципальных) ценных бумаг, как источников финансирования дефицита бюджета. Очевидно, что это имеет ряд преимуществ перед заемными средствами в кредитных организациях
-в правильном управлении государственным (муниципальным) долгом

Список источников

Конституция Российской Федерации: официальный текст.- М: Омега-Л, 2008.
Бюджетный кодекс Российской Федерации: официальный текст.-М.: Статут, 11.01.2011 г.
Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный текст// Справочная правовая система “ГАРАНТ”.-Последнее обновление 20.03.2011
О Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 г.: Распоряжение Правительства РФ от 08.08.2009 N 1123-р// "Собрание законодательства РФ", 17.08.2009, N 33, ст. 4129
Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов до 2012 г.[Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010г. №1101-р // Справочная правовая система “ГАРАНТ”.-Последнее обновление 20.03.2011
"О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02 декабря 2009 г. № 308-ФЗ //// Справочная правовая система “ГАРАНТ”.-Последнее обновление 20.03.2011
"О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов". Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ [Электронный ресурс]: // Справочная правовая система “ГАРАНТ”.-Последнее обновление 20.03.2011
Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации» [Электронный ресурс]: Приказ Министерства Финансов РФ №190-н от 28.12.2010 г.// Справочная правовая система “ГАРАНТ”.-Последнее обновление 20.03.2011
Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 г.г.// Финансы.-2009.-№6.
Бюджетная политика – важный инструмент в борьбе с кризисом//Финансы.-2010-№4
Бюджетный дефицит сведут к нулю. Интервью А.Кудрина //Бюджет.-2010.-№8
Измоденов А.К. Истомина Н.А. Формирование правовой базы планирования на местном уровне/ Измоденов А.К. Истомина Н.А.// Вестник АКСОР.-2009.- №3.-с.97-104
Климовицкий А.А. Контроль за государственным долгом/ Климовицкий А.А.// Вестник АКСОР.--2009.- №4.-с.75-78
Кудрин А.Л. Бюджет-основа обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости страны/ Кудрин А.Л.// Финансы.-2009.-№12.-с.6
Модернизация – новая экономическая политика РФ// Регионы России.-2009.-№4
Обсуждаются проблемы региональных и местных бюджетов//Финансы.-2010.-№7.-с.1
Панкин Д.В. Минфин нашел источники покрытия дефицита бюджета/ Панкин Д.В.// Финансы.-2009.-№8.-с.3-5
Рацане Ю. Дефицит бюджета стимулирует профицит мысли/ Рацане Ю. // Экономика и время.-2004.- № 5.-с 12--15.
Силуанов А.Г. Финансовая система страны выстояла, потому что мы действовали слаженно и последовательно/ Силуанов А.Г.//Финансы.-2010.-№2.-с.3-6
Слепов В.А. Приоритетные направления развития межбюджетных отношений / Слепов В.А.//Финансы.- 2009- №3.
Столповских Г.В. Долговая политика России/ Столповских Г.В.// Вестник АКСОР.-2009.- №1.-с.209-215
Финансы, денежное обращение и кредит: учебник/ Сенчагов В.К. и др. -изд.2-е перераб.и допол. - М.: ТК Велби, Проспект, 2009.-719с.
Швецов Ю.Г. Миркина И.В.Целевые программы как инструмент управления государственными расходами/ Швецов Ю.Г. Миркина И.В.//Финансы.-2009.-№4.-с.15
Госкомстат России[Электронный ресурс].-Официальный сайт,2011. – Режим доступа :Режим доступа : http:// www.grs.ru
Министерство финансов[Электронный ресурс].-Официальный сайт,2011. – Режим доступа : http:// www.minfin.ru



Приложение
Динамика дефицита федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 – 2013 г.г.
(млрд. рублей)
  2010 г. Закон № 308-ФЗ (с изм.) 2011г. проект 2012 г. проект 2013 г. проект 2013 г. к 2010 г.,
% Дефицит -2428,6 -1814,0 -1734,4 -1795,7 73,9 % ВВП -5,4 -3,6 -3,1 -2,9 53,7 Источники финансирования дефицита федерального бюджета, в том числе: 2428,6 1814,0 1734,4 1795,7 73,9 % ВВП 5,4 3,6 3,1 2,9 53,7 Источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета 2344,3 1768,3 1651,5 1712,1 73 % ВВП 5,2 3,5 3 2,8 53,7 из них:           средства Резервного фонда 1419,3 284,4 0,0 0,0   средства ФНБ 2,5 5,0 7,5 10,0 400 государственные ценные бумаги (сальдо) 934,3 1340,8 1504,4 1485,3 159 поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации 7,0 298,0 276,1 309,4 4420 Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета 84,3 45,7 82,9 83,5 99,1 % ВВП 0,2 0,1 0,1 0,1 50 из них:           государственные ценные бумаги (сальдо) 175,5 137,5 174,4 176,1 100,3











37

1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М: Омега-Л, 2008.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон от 17 июля 2008 г. №145 ФЗ в редакции ФЗ № 83 от 8 мая 2010.-М.: Статут, 11.01.2011 г.
3.Налоговый кодекс Российской Федерации: (в 2 ч.)/принят Государственной думой от 31.07.1998 N 146-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.11.2010 N 287-ФЗ// Справочная правовая система “ГАРАНТ”: НПП “Гарант-Сервис”, 2011
4. О Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 г.: Распоряжение Правительства РФ от 08.08.2009 N 1123-р// "Собрание законодательства РФ", 17.08.2009, N 33, ст. 4129
5.Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов до 2012 г: Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010г. №1101-р // Справочная правовая система “ГАРАНТ”: НПП “Гарант-Сервис”, 2011
6."О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02 декабря 2009 г. № 308-ФЗ
7."О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов". Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ [Электронный ресурс]: Справочная правовая система “ГАРАНТ”: НПП “Гарант-Сервис”, 2011
8.Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации» [Электронный ресурс]: Приказ Министерства Финансов РФ №190-н от 28.12.2010 г.// Справочная правовая система “ГАРАНТ”: НПП “Гарант-Сервис”, 2011
9.Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 г.г.// Финансы.-2009.-№6. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 6 октября 2003 года № 131 ФЗ( с изменениями).
10.Бюджетная политика – важный инструмент в борьбе с кризисом//Финансы.-2010-№4
11.Бюджетный дефицит сведут к нулю. Интервью А.Кудрина //Бюджет.-2010.-№8
12.Измоденов А.К. Истомина Н.А. Формирование правовой базы планирования на местном уровне// Вестник АКСОР.-2009.- №3.-с.97-104
13.Климовицкий А.А. Контроль за государственным долгом// Вестник АКСОР.--2009.- №4.-с.75-78
14.Кудрин А.Л. Бюджет-основа обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости страны// Финансы.-2009.-№12.-с.6
15.Модернизация – новая экономическая политика РФ// Регионы России.-2009.-№4
16.Обсуждаются проблемы региональных и местных бюджетов//Финансы.-2010.-№7.-с.1
17.Панкин Д.В. Минфин нашел источники покрытия дефицита бюджета// Финансы.-2009.-№8.-с.3-5
18.Рацане Ю. Дефицит бюджета стимулирует профицит мысли // Экономика и время, № 5, 2004. С. 12--15.
19.Силуанов А.Г. Финансовая система страны выстояла, потому что мы действовали слаженно и последовательно//Финансы.-2010.-№2.-с.3-6
20.Слепов В.А. Приоритетные направления развития межбюджетных отношений //Финансы.- 2009- №3.
21.Столповских Г.В. Долговая политика России// Вестник АКСОР.-2009.- №1.-с.209-215
22.Финансы, денежное обращение и кредит: учебник/ Сенчагов В.К. и др. -изд.2-е перераб.и допол. - М.: ТК Велби, Проспект, 2009.-719с.
23.Швецов Ю.Г. Миркина И.В.Целевые программы как инструмент управления государственными расходами//Финансы.-2009.-№4.-с.15
24.Госкомстат России [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2011.]. – Режим доступа : http:// www.grs.ru
25.Министерство финансов [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2010.]. – Режим доступа: http:// www.minfin.ru

Вопрос-ответ:

Какие источники финансирования дефицитов бюджета существуют в Российской Федерации?

В Российской Федерации источниками финансирования дефицитов бюджета являются государственные займы, размещение облигаций, использование накопленных финансовых резервов, а также привлечение иностранных инвестиций.

Какие основные характеристики у источников финансирования дефицита бюджета в России?

Основные характеристики источников финансирования дефицита бюджета в России включают ставку процента по займам, сроки погашения займов, размеры размещаемых облигаций, а также условия привлечения иностранных инвестиций.

Как происходит планирование и погашение средств из источников финансирования дефицита бюджета?

Планирование и погашение средств из источников финансирования дефицита бюджета осуществляется путем определения объема финансирования, распределения средств по различным источникам, установления сроков погашения займов и облигаций, а также контроля их выполнения в рамках бюджетного процесса.

В чем перспектива совершенствования планирования источников финансирования дефицита бюджета?

Перспективой совершенствования планирования источников финансирования дефицита бюджета является улучшение механизмов контроля и учета займов и облигаций, разработка эффективных инструментов привлечения иностранных инвестиций, а также повышение прозрачности и открытости в сфере финансирования бюджетного дефицита.

Как привлечение организаций негосударственного сектора к предоставлению государственных муниципальных услуг может увеличить конкуренцию между поставщиками?

Привлечение организаций негосударственного сектора к предоставлению государственных муниципальных услуг может увеличить конкуренцию между поставщиками за счет создания альтернативных предложений и снижения цен на такие услуги. Это позволит государству выбирать наиболее эффективных и экономичных поставщиков, а также стимулировать развитие конкуренции на рынке услуг.

Какие источники финансирования дефицита бюджета существуют в бюджетной системе РФ?

В бюджетной системе РФ существуют следующие источники финансирования дефицита бюджета: внутренние источники (поступления от распределения прибыли государственных предприятий, привлечение заемных средств на внутреннем рынке, реализация государственной собственности) и внешние источники (переводы из федерального бюджета, государственный займ под гарантии федерального правительства).

Какие перспективы совершенствования планирования источников финансирования дефицита бюджета существуют?

Одной из перспектив совершенствования планирования источников финансирования дефицита бюджета является привлечение организаций негосударственного сектора к предоставлению государственных муниципальных услуг. Это позволит увеличить конкуренцию между поставщиками услуг и разнообразить источники финансирования. Также возможны другие меры, например, обмен опционами на гарантирующее долги федеральное правительство, развитие современных финансовых инструментов и др.