Обучение младших школьников слушанию как виду речевой деятельности.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 50 50 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 24.06.2011
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение

Глава 1. Научные основы методики обучения младших школьников слушанию как виду речевой деятельности
1.1. Понятие слушания как вида речевой деятельности
в психолингвистике
1.2. Вопросы обучения младших школьников слушанию как виду речевой деятельности в методической науке

Глава 2. Проблемы методики обучения младших школьников слушанию как виду речевой деятельности в практике начальной школы
2.1. Возможности современных УМК по русскому языку для обучения младших школьников как виду речевой деятельности
2.2. Программа и содержание опытного обучения

Заключение

Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Изменилось ли что-нибудь в предложении? (Исчез образ маленького, симпатичного, беззащитного существа.)
- Почему это произошло? Что я изменила в предложении? (Из слов исчезли уменьшительно-ласкательные суффиксы, и предложение потеряло свое очарование и смысл.)
- Читаем следующее предложение: И ДО ТОГО НАЛИЛИСЬ И ПРОПИТАЛИСЬ СОЛНЦЕМ, ЧТО К ОСЕНИ САМИ СТАЛИ КАК СОЛНЫШКИ – БАГРЯНЫМИ И ЗОЛОТЫМИ. Какую картину рисует нам автор одним этим предложением? (Автор описывает листья, поменявшие к осени свой цвет.)
- Дайте научное объяснение, почему зеленые летом листья осенью меняют свой цвет (под воздействием солнца в листьях вырабатывается хлорофилл, который придает листьям зеленый цвет. К осени солнце светит меньше и слабее, хлорофилл перестает образовываться, и листья меняют окраску.)
- Как вы считаете, автор не знает этого? (Знает, но ему нужно показать листья как живые существа, и он не отступает от созданного образа.)
- Читаем дальше: НАЛИЛИСЬ, ОТЯЖЕЛЕЛИ И ПОТЕКЛИ. Почему появилось такое необычное слово ПОТЕКЛИ? Почему не ЗАКАПАЛИ? (Глагол ЗАКАПАЛИ передает действия единичных явлений, а глагол ПОТЕКЛИ - действие сплошного потока. Автор рисует нам листопад в образе золотого дождя, даже не дождя, а настоящего ливня.)
- Прочитайте следующие предложения: ПОЛЕТЕЛИ ИВОЛГАМИ… ЗАПРЫГАЛИ БЕЛКАМИ… ПОНЕСЛИСЬ КУНИЦАМИ... НАЛИЛИСЬ, ОТЯЖЕЛЕЛИ, значит, стали неуклюжими, неповоротливыми, медлительными, а они ПОЛЕТЕЛИ, ЗАПРЫГАЛИ, ПОНЕСЛИСЬ! Может быть, автор ошибся? (Нет, не ошибся. Листочки, о которых пишет автор, сохранили свою легкость. Они пропитались, налились не весом, а цветом. Приобрели характерные цвета солнца: БАГРЯНЫЕ И ЗОЛОТЫЕ.)
- Почему автор использует такие разные глаголы для передачи действия листочков? (Каждый листочек для автора – индивидуальность, личность, неповторимое создание природы и по форме, и по своему характеру. «Характеры» разные, вот и действуют они по-разному.)
- Не противоречит ли это образу дождя? Ведь осенний дождь монотонный, нудный, тоскливый и однообразный. (Противоречия нет. Дождь у Сладкова – необычный, золотой. Автор следующим предложением это подтверждает: ЗАШУМЕЛ В ЛЕСУ ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ.)
- Почему во всех этих предложениях стоят на первом месте глаголы? (Автор показывает изменения в осеннем лесу.)
- Действительно, дождь у Сладкова не монотонный и однообразный. Каждую минуту в лесу происходят изменения, идет своя особенная, удивительная жизнь, а автор нам ее рисует словами:
КАПЛЯ ЩЕЛКНЕТ – СОРВЕТСЯ ЛИСТ…
СИНИЦЫ ЗАВОЗЯТСЯ – ЛИСТЬЯ БРЫЗНУТ…
ВЕТЕР НАЛЕТИТ – ЗАКРУЖИТСЯ СМЕРЧ.
КОСАЧ ВЛОМИТСЯ – ХЛЫНЕТ ВОДОПАД.
Кто заметил особенности, «изюминки» этой картины? (Во-первых, на каждое действие в природе листочки отвечают по-своему; во-вторых, все идёт по возрастающей: чем сильнее воздействие, тем больше листьев падает с дерева.)
Обратите внимание на существительное КАПЛЯ. Подберите глаголы, обозначающие действия, которые может СОВЕРШИТЬ КАПЛЯ. (Капнет, растечется, высохнет, упадет…) А Сладков использует глагол ЩЕЛКНЕТ. щелкнуть может дверной замок, птица, бич. Почему же у Сладкова капля ЩЕЛКАЕТ? (Листья осенью сухие, и удар капли дождя по сухому натянутому листочку звучит, как щелчок.)
- Следовательно, автор рисует не только зримую, но и звуковую картину. Перечитайте текст каждый вслух, негромко, вслушивайтесь в звуки текста. Что вы услышали? (Обилие шипящих свистящих звуков, что соответствует осенним шорохам, шелесту.)
- Вернемся к четырем последним из рассматриваемых предложений. Я прочитала их в сокращенном варианте, чтобы выделить действия, но что-то важное при таком прочтении было упущено. Что же? (Смерч – пестрый, косач – неуклюжий; водопад – сверкающий.)
- Почему эти слова так важны? (Они помогают более ярко и полно представить картину, описанную автором.) И не только картину. Как характеризует прилагательное НЕУКЛЮЖИЙ косача? (При помощи данного определения показан характер движения данной птицы.) А какова роль глагола в этом предложении? (Глагол дополняет характеристику птицы: не просто СЯДЕТ, а ВЛОМИТСЯ.)
- Итак, мы видим, что у Сладкова важны не только слова, но и выбор слова или словосочетания. Слова ВЛОМИТСЯ и НЕУКЛЮЖИЙ соответствуют друг другу и делают характеристику косача более выразительной.
- Мы уже подчеркивали, что у Сладкова дождь не обычный, а золотой. Рассмотрим следующее предложение: ЛИСТЬЯ ШУРШАТ, СКРЕБУТ, ЛОПОЧУТ. ЛИСТЬЯ ЛЕТЯТ, КАЧАЮТСЯ И БЕГУТ. ЛИСТЬЯ ВВЕРХУ, ВНИЗУ И ВОКРУГ. Как подчеркивает автор отличие обычного дождя от «золотого»? (При помощи глаголов, обозначающих различные действия, и наречий.)
- ЛИСТЬЯ…ЛИСТЬЯ…ЛИСТЬЯ. Три предложения – три повтора слова. Мы помним, что нужно избегать повторов, заменять их синонимами. Давайте попробуем отредактировать этот отрывок, избавимся от повторяющегося слова. Сделайте вывод. (Делать этого нельзя, т.к. повторы в данном случае оправданы, необходимы, они показывают обилие осенних листьев, разгар листопада.)
ШУМИТ ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ – так заканчивает писатель осеннюю миниатюру. Идет листопад, продолжается удивительное явление в природе, происходящее осенью.
Мы видели, как изобразил одно из явлений осени – листопад Н. Сладков. Давайте посмотрим, как изображается осень в других произведениях другими авторами.
IV. Знакомство учащихся с текстами, посвященными осени.
Обиженной девочкой осень
Уходит,
Срывая цветы…
И голая ива маячит
Над синью холодной травы.
И осень,
Как девочка, плачет
Над россыпью алой листвы.
Ф. Васильев
Осень листья рассылает,
Золотую стаю,
Не простые, золотые
Я листы читаю.
Залетело на крыльцо
Золотое письмецо.
Я сижу, читаю.
А. Барто
Золотая осень, погоди немножко!
За леса и горы ты не уходи!
На тебе янтарные светятся сережки,
Золотые бусы блещут на груди.
В золотых сапожках ножки-невелички,
Золотой платочек вьется на юру,
А косички, словно у моей сестрички,
У моей сестрички – маленькой Гулру.
Г. Сулейманова
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной…
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
И. Бунин
- В каком образе предстает перед читателем осень в каждом из этих стихотворений? (У Ф. Васильева осень – обиженная девочка, у А. Барто – почтальон, рассылающий письма-листья, у Г. Сулеймановой – красавица девушка, у И. Бунина – тихая вдова.)
- Назовите приметы каждого образа осени.
- А теперь каждому из вас предстоит стать писателем и написать об осени, но каждый будет писать по-своему. Каждый представит осень в каком-то образе, придумает атрибуты каждого образа (волшебница – волшебная палочка, художник – кисти и краски) и подберет необходимые для раскрытия данного образа языковые средства. Создайте свою миниатюру об осени.

Цели урока:
Продолжить работу над развитием умения слушать, писать изложения по готовому плану;
Обогащать словарный запас детей;
Развивать орфографическую зоркость;
Воспитывать внимательность, прививать интерес к родному языку;
Воспитывать любовь к родной природе;
Осуществлять связь с жизненным опытом детей.
ХОД УРОКА
I. Речевая разминка
Отредактируй текст. Убери ненужные повторы.
Вася хорошо играет в шахматы. Он сумел выиграть партию у Серёжи. А у Серёжи по шахматам – первый разряд. Но Вася смог у него выиграть.
Отредактируй предложения. Убери ненужные слова.
Наша страна – она самая большая в мире.
Яблоня – она цветёт в конце весны.
Подбери подходящее слово.
Учитель достал классовый журнал.
У полковника на руке надеты командировочные часы.
Мы посмотрели комедиантский фильм.
Замени повторяющиеся и однокоренные слова синонимами.
На полу лежит ковёр. Ковёр очень красивый и пушистый. Мы не ходим по ковру в уличной обуви. Уличную обувь мы меняем на домашнюю обувь.
II. Чтение текста учителем
– Внимательно послушайте текст. После прочтения будут вопросы по содержанию. Я посмотрю, кто из вас лучше и полнее на них ответит.
Кормушка
Галя и Саша жили в сторожке. Зимой дети подвесили к ёлке кормушку и насыпали корм. Однажды около кормушки появилась белочка. Она осторожно прыгнула на кормушку. Малышка стала есть семечки. Ребята сделали для белочки столик. Они угощали её ягодами, сухими грибочками. Иногда дети зарывали корм в снег. У белки хорошее чутьё. Она лапками разгребала рыхлый снег и брала съестное. Всю зиму белочка прибегала к кормушке.
III. Беседа. Вопросы по тексту
Для кого ребята сделали кормушку?
Кто пришёл к ним за угощением?
Как ребята кормили белочку?
В какое время года надо подкармливать зверей и птиц?
Какими детьми были Галя и Саша?
IV. Чтение текста учениками
Читает вслух один ученик. Класс «следит глазами» за читаемым текстом.
V. Деление текста на абзацы
– Ознакомьтесь с планом, который составлен к данному тексту (на партах у детей лежат карточки с планом).
Кормушка у сторожки.
Неожиданная гостья.
Столовая для белочки.
Беличье чутьё.
– Перечитайте текст ещё раз и попробуйте разделить его на смысловые части (абзацы), согласно данному плану.
VI. Орфографическая подготовка
На партах у детей лежат карточки с заданиями.
1. Подбери проверочные слова, вставь буквы.
Л...сной – _____________ К..рму..ка – _____________ По..вилась – ____________ М..лы..ка – _____________ Разгр..бала – ___________ Съ..стное – ____________ ст..ро..ке – ______________ прил..тали – _____________ ост..рожно – ______________ уг..щали – _______________ бр..ла – _________________ приб..гала – ______________ 2. Раскрой скобки.
(в)лесной______________ (на)сыпали_____________ (на)кормушку___________ (в)снег________________ (при)бегала_____________ (к)ёлке_________________ (в)неё _________________ (для)белочки____________ (у)белки________________ 3. Спиши. Выдели орфограмму разделительные ъ и ь.
Чутьё, съестное_____________________
4. Спиши. Выдели орфограмму чк.
Белочка, птички____________________
5. Спиши. Выдели орфограммы жи и ща.
Жили, угощали_____________________
6. Выпиши из текста имена собственные_______________________________
7. Прочитай трудные слова по слогам. Обрати внимание на них, когда будешь писать изложение.
подвесили, однажды, разгребала, съестное
VII. Лексическая подготовка
На партах у детей лежат карточки с заданиями.
1. Подбери синонимы.
Корм – _____________________ . Чутьё – _____________________ . Подвесить – ________________ .
2. Подбери антонимы.
Сухой – ____________________ . Появиться – _________________ .
3. Объясни значение слова.
Сторожка – ___________________ .
4. Перифраз. Скажи по-другому.
Однажды около кормушки появилась белочка.
VIII. Пунктуационная подготовка
– Прочитайте предложение. Обратите внимание на знаки препинания. Как вы думаете, почему здесь должна стоять запятая?
Они угощали её ягодами, сухими грибами.
IX. Устный рассказ
– Прочитайте текст ещё раз и перескажите его, пользуясь планом и опорными словами.
Опорные слова:
Подвесили, насыпали.
Появилась, прыгнула, семечки.
Столик, угощали.
Зарывали, разгребала, всю зиму.
(Рассказывают сначала по частям, а затем весь текст целиком.)
X. Повторное чтение учителем
– Теперь – полное внимание. Текст закрывается. Перед детьми остаются карточки с планом и опорными словами. Даётся возможность в последний раз услышать текст. Дети сверяют то, что они слышат, с пунктами плана, обращая внимание на опорные слова.
XI. Самостоятельная работа учащихся.
В ходе написания изложения детям оказывается индивидуальная помощь.
XII. Самопроверка (по памятке)
Памятка
Ясно ли передал мысль?
Нет ли повторов одинаковых слов, оборотов речи?
Все ли слова употреблены удачно?
Орфография.
Пунктуация.
На контрольном этапе формирующего эксперимента была проведена срезовая работа, которая состояла из написания изложения.
Изложение
Цели урока:
развитие речи учащихся;
развитие умения последовательно передавать содержание текста.
формировать умения анализировать текст, выделять главную мысль, озаглавливать части текста;
развивать память, внимание, мышление;
формировать умение применять правила проверки безударных гласных в корне слов;
развитие интереса к фольклорным праздникам русского народа.
Рекомендация: актуально провести это изложение в конце марта, в начале апреля.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент
2. Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке мы будем писать изложение. Тема изложения выбрана неспроста. Весной в конце марта, в начале апреля в нашей стране принято отмечать день птиц. Учащиеся многих школ, особенно расположенных в сельской местности, изготавливают и развешивают птичьи домики. И традиция эта имеет очень давние корни, с народного праздника «Гуканье весны».
– Кто знает, когда проходил этот праздник и в чем он заключался? (Гуканье весны на Руси отмечали в день весеннего равноденствия 22 марта. Накануне праздника в каждом доме хозяйки пекли из теста фигурки птиц. Называли их «жаворонки». Утром «жаворонков» раздавали детям. Дети насаживали печеных «жаворонков» на длинные палки, выбегали с ними на пригорки и, что есть силы, пели песни, зазывая в гости птиц и весну.)

Как назывались такие песни? (Веснянки)
Давайте вспомним эти песенки:
Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Весна-красна,
На чём пришла?
На сохе, на бороне,
На кобыле вороне.
Ой, вы, жаворонки,
Жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье,
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье!
Прилетите, жаворонушки, к нам,
Принесите из-за моря вы нам
Весну ясную, весну красную – с сохой,
С бороной, с лошадкой вороной.
Зима нам надоела, весь хлебушек поела,
Ручки-ножки познобила, скотинушку поморила!
– Люди верили, что в этот день из теплых стран прилетают 40 разных птиц, и первая из них – жаворонок.
– Вот о жаворонке мы и будем писать изложение.

– Что вы знаете о жаворонке? (Птица перелетная, зимует на юге Европы. В Россию возвращается одной из первых в конце марта, начале апреля. Излюбленное место обитания поля и луга. Гнездо устраивает на земле. Песня жаворонка очень нежна и красива.)
– Послушайте песню жаворонка.
3. Первичное восприятие текста
– Послушайте историю, в которой говорится о том, как появились на Земле жаворонки.
Бродил по Земле волшебник.
Видит – мужик пашет. Земля песчаная, местами каменистая. Тяжело мужику пахать. У пахаря рубашка взмокла от соленого пота.
Поздоровался волшебник с хлеборобом. Пригласил пахарь путника пообедать вместе. Разделили на двоих ломоть хлеба, пару луковиц да кувшин родниковой воды.
Подкрепился волшебник, стал расспрашивать пахаря о житье-бытье.
Пожаловался тот лишь на то, что надоело слушать, как камни о плуг грохочут.
Бросил волшебник в небо маленький камень. Превратился камень в птичку. Защебетала в поднебесье серая птичка. Впервые за весь день улыбнулся пахарь.
Вопросы к тексту:
– Как появился жаворонок? (Его превратил из камня волшебник.)
– Для чего? (Чтобы порадовать пахаря.)
– За что? (За тяжелый труд, щедрость и доброту.)
– Из чего волшебник понял, что труд пахаря тяжел? (Рубаха пахаря взмокла от пота.)
– Почему волшебник решил помочь хлеборобу? (Пожаловался пахарь, что надоело слушать, как камни стучат о плуг.)
– Как вы думаете, порадовал ли волшебник пахаря?
– Как можно озаглавить текст? (Легенда о жаворонке.)
4. Словарно-орфографическая подготовка
– Кто такой хлебороб? От каких слов образовалось это слово? Какими еще словами можно заменить это слово в тексте? (Пахарь, земледелец, мужик)
– В тексте дважды встречается слово земля. Одинаково ли лексическое значение этих слов? (В первом предложении Земля планета, в следующем предложении земля –почва.)
– В тексте встречается много слов, написание которых надо проверить. Давайте подберем проверочные слова.
(На доске текст с пропущенными буквами. Дети называют проверочные слова, доказывая правильность написания тех или иных букв.)
Бр_дил по З_мле волшебник.
Видит – муж_к пашет. Земля песч_ная, м_стами к_менистая. Т_жело мужику п_хать. У пахаря рубашка взмокла от с_леного пота.
Поздоровался волшебник с хлеб_робом. Пригласил пахарь путника пообедать вместе. Разд_лили на двоих ломоть хлеба, пару луковиц да кувш_н родниковой в_ды.
Подкр_пился волшебник, стал расспраш_вать пахаря о ж_тье – бытье. Пожаловался тот лишь на то, что надоело слушать, как камни о плу___ гр_хоч_т.
Бросил волшебник в небо маленький камень. Превратился камень в птичку. Защ_б_тала в подн_бесье серая птичка. Впервые за весь день улыбнулся пахарь.
5. Составление плана
– Сколько абзацев в тексте? Давайте их озаглавим.
План:
1. Волшебник.
2. Мужик пашет.
3. Обед.
4. Разговор о житье-бытье.
5. Птичка в небе.
Устный тренировочный пересказ по плану.
6. Запись текста изложения
Во время написания изложения на доске остается план изложения и слова для справок, расположенные по абзацам.
Слова для справок:
1. Песчаная, каменистая, взмокла.
2. Поздоровался, хлебороб.
3. Подкрепился, стал расспрашивать, пожаловался.
4. Защебетала в поднебесье.
7. Итог урока

Использование различных типов речевых упражнений и словарной работы развивают речевую деятельность учащихся, обогащают словарный запас. Целенаправленная работа по обучению слушания как речевой деятельности позволяет учащимся сделать свои изложения более выразительными и эмоциональными.
Выводы:
1. Разработанная методика направлена на взаимосвязанное обучение слушанию и говорению с опорой на речеведческие знания о говорении и слушании как видах речевой деятельности на базе основных типов текста.
2. Обучение говорению и слушанию проводится при подготовке учащихся к пересказам и к составлению устного рассказа, учитывая при этом структурные, функционально-стилистические и языковые особенности основных типов текста (повествования, описания, рассуждения), это делает процесс обучения устной речи более эффективным.
3. Обучение слушанию и говорению ведётся на материале звучащих текстов-образцов - это способствовало совершенствованию речевой культуры учащихся.
4. Знание учащимися жанровых и композиционных особенностей основных типов текста (повествования, описания, рассуждения) способствует практическому усвоению функций, структуры, языка этих типов текста и овладению жанровыми и стилевыми разновидностями типов речи.



Заключение

Теоретический анализ психологической, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования позволяет сделать обобщающие выводы:
1. Слушание - вид устного общения, неотъемлемый, значимый вид речевой деятельности человека, был и до сих пор остается без должного внимания: обучение слушанию пока еще относится к числу мало разработанных проблем методики и не находит полного воплощения в содержании обучения русскому языку. Это не только важное и востребованное речевое умение, но еще и способ приобретения знаний по всем предметам школьного цикла, канал социализации, средство формирования духовного мира человека, приобщения его к ценностям культуры.
2. Слушание (восприятие речи) представляет собой сложный и многомерный психический процесс. Анализ литературы по проблемам слухового и смыслового восприятия звучащей речи как механизмов слушания показал, что эффективное обучение слушанию возможно при условии обеспечения активности действий всех лежащих в основе деятельности слушания психофизиологических механизмов, способствующих достижению цели слушания – осознанию основной мысли высказывания, пониманию авторского замысла, проникновению в содержание услышанного.
3. Анализ литературы позволил разграничить понятия: слушание как вид речевой деятельности и слушание как вид учебной деятельности. Под слушанием как видом речевой деятельности понимается рецептивный, внешне невыраженный, но внутренне активный процесс слухового и смыслового восприятия звучащей информации.
Под слушанием как видом учебной деятельности понимается организованный и управляемый процесс восприятия информации, в котором происходит овладение техникой слушания (овладение действиями и операциями восприятия и понимания воспринимаемого на слух сообщения), результатом которого является усвоение учебного материала. Конкретизирована структурная организация и предметное содержание слушания как вида речевой деятельности, особенности учебной деятельности слушания младших школьников.
4. В современных УМК не представлен материал по обучению восприятию услышанной информации. В учебниках представлены несистематично и в малом количестве упражнения по развитию умений глобального, детального и критического восприятия прочитанного текста, что недостаточно для развития умений слушания.
5. Критериями сформированности у младших школьников слушания как вида учебной деятельности являются: умение определять характеристики эффективного слушания; умение сознательно воспринимать учебную информацию; умение воспринимать информацию в условиях коллективной коммуникации; умение в зависимости от целевой установки представлять результат слушания в учебных текстах; умение использовать текущую или отсроченную запись воспринимаемого сообщения.
6. Обучение активному слушанию важно не только потому, что это речевое умение, обеспечивающее общение в повседневной жизни, но и потому, что это учебное умение, определяющее эффективность восприятия и усвоения информации, формирующее устную речь.


Список использованной литературы

Афанасьев О.П. Методические очерки о преподавании родного языка и примерные уроки по всем отделам русского языка с методическими пояснениями. – М., 1914.
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка. - М., 1990
Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков // Рус. яз. в шк. 1993.- № 3. – С. 36-43
Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М., 1977.
Бондарко Л.В., Зиндер Л.Р. Исследование фонетики // Основы теории речевой деятельности. – М., 1974
Брудный А.А. Понимание как философская и психологическая проблема // Вопросы философии.– 1975. №10
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960
Дридзе Т.М. Язык информации и язык реципиента как факторы информированности // Речевое воздействие. М., 1972
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1982
Залевская А.А. Понимание текста. – Калинин, 1988
Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М., 2001
Зимняя И.А. Речевой механизм в схеме порождения речи // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. – М., 1969
Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения // Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации. – М., 1976
Зиндер Л.Р., Штерн А.С. Факторы, влияющие на опознание слова / /Материалы IV Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. – М., 1972
Зинченко В.П. Теоретические проблемы психологии восприятия // Инженерная психология. – М., 1964
Иваницкая Г.М., Пашковская Н.А. Методика изучения русского языка. - М., 1967
Кузьменко-Наумова О.Д. Смысловое восприятие знаковой информации в процессе чтения. – Куйбышев, 1980
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – Изд. 3-е. – СПб., 2003
Леонтьев А.А. Психофизиологические механизмы речи // Общее языкознание. – М., 1970
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.,1969
Лурия А.Р. Речь и мышление. – М., 1975
Мельникова И.И Развитие речи. Дети 7 – 10 лет.- Ярославль, 2002
Развиваем речь. Учебное пособие для письменных творческих заданий // Девина И.А., Девина В.А. – М., 2003
Фрумкина P.M. Психолингвистика. – М., 2001
Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. – М., 1988
Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность. – М., 1985
Чистович Л.А., Кожевников В.А. Восприятие речи // Вопросы теории и методов исследования речевых сигналов. – Л., 1969















6

Список использованной литературы

1.Афанасьев О.П. Методические очерки о преподавании родного языка и примерные уроки по всем отделам русского языка с методическими пояснениями. – М., 1914.
2.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка. - М., 1990
3.Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков // Рус. яз. в шк. 1993.- № 3. – С. 36-43
4.Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М., 1977.
5.Бондарко Л.В., Зиндер Л.Р. Исследование фонетики // Основы теории речевой деятельности. – М., 1974
6.Брудный А.А. Понимание как философская и психологическая проблема // Вопросы философии.– 1975. №10
7.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956
8.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960
9.Дридзе Т.М. Язык информации и язык реципиента как факторы ин-формированности // Речевое воздействие. М., 1972
10.Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1982
11.Залевская А.А. Понимание текста. – Калинин, 1988
12.Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М., 2001
13.Зимняя И.А. Речевой механизм в схеме порождения речи // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. – М., 1969
14.Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения // Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации. – М., 1976
15.Зиндер Л.Р., Штерн А.С. Факторы, влияющие на опознание слова / /Материалы IV Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. – М., 1972
16.Зинченко В.П. Теоретические проблемы психологии восприятия // Инженерная психология. – М., 1964
17.Иваницкая Г.М., Пашковская Н.А. Методика изучения русского языка. - М., 1967
18.Кузьменко-Наумова О.Д. Смысловое восприятие знаковой информации в процессе чтения. – Куйбышев, 1980
19.Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – Изд. 3-е. – СПб., 2003
20.Леонтьев А.А. Психофизиологические механизмы речи // Общее языкознание. – М., 1970
21.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.,1969
22.Лурия А.Р. Речь и мышление. – М., 1975
23.Мельникова И.И Развитие речи. Дети 7 – 10 лет.- Ярославль, 2002
24.Развиваем речь. Учебное пособие для письменных творческих заданий // Девина И.А., Девина В.А. – М., 2003
25.Фрумкина P.M. Психолингвистика. – М., 2001
26.Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. – М., 1988
27.Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность. – М., 1985
28.Чистович Л.А., Кожевников В.А. Восприятие речи // Вопросы теории и методов исследования речевых сигналов. – Л., 1969




Вопрос-ответ:

Что такое слушание как вид речевой деятельности?

Слушание - это способность понимать и воспринимать речевую информацию, передаваемую устно. Это важный вид речевой деятельности, который позволяет ученикам эффективно учиться и общаться.

Какие задачи ставятся в обучении слушанию?

Обучение слушанию имеет несколько задач. Одна из них - развитие навыков слушания и понимания текста. Другая задача - развитие умения анализировать и интерпретировать речевую информацию. Третья задача - формирование умения выделять главную мысль и основные детали текста.

Какие проблемы возникают при обучении младших школьников слушанию?

При обучении слушанию могут возникать проблемы, связанные с недостаточной концентрацией и вниманием учеников, отсутствием навыков работы с текстом и словарем, непониманием грамматических и лексических структур. Также проблемой может быть некорректное умение выделять главную мысль и основные детали текста.

Какие методики обучения слушанию существуют в практике начальной школы?

В практике начальной школы используются различные методики обучения слушанию, такие как методика аудирования, методика активного слушания, методика контекстуального слушания. В каждой из этих методик используются разные подходы и упражнения для развития навыков слушания у младших школьников.

Что такое слушание как вид речевой деятельности?

Слушание - это вид речевой деятельности, включающий в себя восприятие и понимание устной речи других людей. В процессе слушания мы получаем информацию, улавливаем интонацию, структуру предложений и смысл высказывания. Навык слушания является важным компонентом коммуникативной компетенции.

Какие вопросы возникают при обучении младших школьников слушанию?

При обучении младших школьников слушанию возникают следующие вопросы: как развить навык активного слушания, как научить осознанно воспринимать устную речь, как развить понимание услышанного текста, как учить детей слушать различные жанры и стили речи, как развить навык дифференцированного слушания.

Какие методические проблемы возникают при обучении младших школьников слушанию?

При обучении младших школьников слушанию возникают такие методические проблемы, как подбор аудиоматериалов, создание интересной и познавательной обстановки, развитие слухового восприятия и памяти, использование разнообразных методов и приемов для активизации слушания, оценивание и контроль успехов в обучении.

Какие возможности предоставляют современные УМК по русскому языку для обучения слушанию?

Современные учебно-методические комплексы по русскому языку предоставляют много возможностей для обучения младших школьников слушанию. Они включают разнообразные аудиоматериалы, задания на слушание и понимание текстов, игры и упражнения для развития слухового восприятия и памяти. УМК помогают структурировать процесс обучения и сделать его интересным и эффективным.