Уголовная ответственность за налоговые преступления.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Налоги, налогообложение и налоговое планирование
  • 32 32 страницы
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 29.06.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические основы налогообложения организаций 5
1.1. Сущность и методы взимания налогов в РФ 5
1.2. Общая характеристика налогообложения в Российской Федерации 9
2. Ответственность налогоплательщиков за совершенные правонарушения 16
2.1.Понятие уклонения и обхода налогов 16
2.2. Уголовная ответственность за налоговые преступления 20
3. Применение санкций за нарушение налогового законодательства на практике 26
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Фрагмент для ознакомления

В настоящий момент, в соответствии со ст. 140 п. 1 п.п. 1.1 УПК РФ поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.2 УК РФ служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, п.3. ст. 108 НК РФ,   является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.Если налогоплательщик не уплатил суммы недоимки, достаточные для возбуждения уголовного дела  в течение 2- х месяцев  со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), налоговые органы направляют  материалы  в следственные органы,  для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.Данные нормы налогового и уголовно-процессуального законодательства не способствовали эффективному  раскрытию налоговых преступлений, так как организация – налогоплательщик имеет законное право на многоэтапное обжалование результатов налоговой проверки в вышестоящем налоговом органе и арбитражном суде.При наличии   налогового юриста, апелляционное обжалование акта налоговой проверки иногда было весьма успешным и  суммы недоимки, штрафов, пени таяли «как масло на солнце», а  к руководителю организации уже не могло быть никаких претензий со стороны правоохранительных органов.Данный факт не способствовал повышению раскрываемости экономических преступлений и затруднял эффективность и самодостаточность работы Следственного комитета.Необходимо обеспечить комплексный подход к противодействию экономическим преступлениям, реализации возможностей правоохранительных органов и использованию поискового потенциала оперативно-розыскной деятельности для документирования налоговых преступлений и установления умысла на их совершение.Иными словами возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям необходимо на основании материалов, полученных правоохранительными органами на общих основаниях, не дожидаясь налоговой проверки, а это серьезно изменит ситуацию с уголовной ответственностью руководителей.3. Применение санкцийза нарушение налогового законодательства на практикеРассмотрим несколько примеров применения санкций уголовного законодательства.1. В отношении руководителей ОАО "Альфа" в 2009 г. возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 199 УК РФ "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации". Сумма уклонения от уплаты налогов в течение трех лет составила 840 тыс. руб. При этом данная сумма составила 20% от суммы налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет. По состоянию на 1 января 2010 г. приговор по уголовному делу еще не вынесен.В отношении данного дела действует обратная сила закона, т. е. применяются нормы Федерального закона от 29.12.2009 № 383-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2010 г. Этот закон предусматривает, что уклонение от уплаты налогов в крупном размере происходит тогда, когда налогоплательщик в течение трех финансовых лет не уплачивает сумму налогов, превышающую 2 млн. руб., при условии, что данная сумма превышает 10% от всей суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет.Соответственно уголовное преследование по данному делу должно быть прекращено.2. В ходе налоговой проверки выяснилось, что ОАО «Альфа» в 2011 г. недоплатило в бюджет 744 000 руб. Всего за этот год общество должно было заплатить 6 200 000 руб. Следствие возбудило уголовное дело (ч. 1 ст. 199 УК), потому что сумма недоимки превысила 500 000 руб. и составила 12% от причитающихся с фирмы налогов (744 000 руб. / 6 200 000 руб. х 100% = 12%).Если размер недоимки больше 1500 тыс. руб., процентное соотношение неуплаченных и причитающихся налогов не имеет значения. Особо крупной недоимкой считается сумма более 2500 тыс. руб. (при 20%-ной неуплате) или более 7500 тыс. руб. (независимо от процентного соотношения недоимки и общей суммы причитающихся налогов). Особое внимание следует уделить тому, что недоимка рассчитывается только за три финансовых года, следующих подряд.3. В 2009 г. ОАО «Альфа» не заплатило налогов на сумму 140 тыс. руб., в 2010 г. - 150 тыс. руб., в 2011 г. - 180 тыс. руб. и в 2012 г. - 135 тыс. руб. Общая сумма недоимки за четыре года составила 605 тыс. руб. Возбудить уголовное дело сотрудники милиции не смогли, потому что сумма недоимки за три года подряд (с 2009 по 2011 г. или с 2010 по 2012 г.) меньше 500 тыс. руб.4. Следствием было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 198 УК РФ в отношении ОАО «Альфа». Материалами уголовного дела установлено, что в течение 2013 г., используя труд наемных работников, выплачивал им заработную плату, фактический размер которой скрывал от налогообложения, не отражая в отчетных документах, представляемых в налоговый орган. Своими действия ОАО «Альфа». причинило ущерб государству в виде неуплаченных налогов в размере 110,2 тыс. руб. Приговором суда руководитель ОАО «Альфа» был признан виновным в инкриминируемом деянии.5. Следствием было возбуждено уголовное дело в отношении генерального директора ОАО «Альфа». Материалами проверки было установлено, что руководитель организации в 2013 г. включил в налоговые декларации заведомо искаженные сведения о расходах организации. Указанные действия повлекли за собой неуплату налогов с организации в сумме 485,6 тыс. руб. Однако следователем было вынесено решение об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении руководителя ОАО «Альфа», так как в его действиях отсутствовали признаки состава преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, т.е. сумма неуплаченных налогов не превысила уголовно наказуемый размер, предусмотренный Примечанием к ст. 199 УК РФ.ЗаключениеАктуальность темы заключается в том, что в настоящее время применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения тесной связи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предприятий независимо от их ведомственной подчиненности, видов собственности и организационно-правовой формы. Налоги являются источником создания доходов бюджета любого государства, вследствие этого они неразрывно связаны с функционированием самого государства и, соответственно, прямо зависят от уровня развития самого государства. Государство в виде налогов собирает и присваивает себе часть произведенного национального дохода, следовательно уровень налоговой системы напрямую зависит от уровня развития государственного механизма.В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего предприятия.С экономической точки зрения налоги представляют собой главный инструмент ᴨерераспределения доходов и финансовых ресурсов, которое осуществляется государством в целях обесᴨечения финансовыми средствами тех секторов и сфер, которые испытывают потребность в финансовых ресурсах, но не в состоянии обесᴨечитьсебя ими самостоятельно.Основной задачей налогового регулирования доходов является сосредоточение в руках государства и местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития.В данной работе мы рассмотрели систему уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства. В заключение необходимо отметить, необходимо обеспечить комплексный подход к противодействию экономическим преступлениям, реализации возможностей правоохранительных органов и использованию поискового потенциала оперативно-розыскной деятельности для документирования налоговых преступлений и установления умысла на их совершение.Список использованной литературыКонституция Российской Федерации [электронный ресурс]/ http://www.consultant.ru/popular/cons/Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая), принят Государственной Думой РФ 16.07.1998 и утв. Федеральным законом N 146-ФЗ от 31.07.1998. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая), принят Государственной Думой РФ 19.07.2000 и утв. Федеральным законом N 117-ФЗ от 05.08.2000.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая), принят Государственной Думой РФ 24.11.2006 и утв. Федеральным законом N 230-ФЗ от 18.12.2006.Трудовой кодекс Российской Федерации, принят Государственной Думой РФ 21.12.2001 и утв. Федеральным законом № 197-ФЗ от 30.12.2001.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. №402-ФЗ;Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» N 127-ФЗ от 26.10.2002 принят Государственной Думой РФ 27.09.2002.Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 01.09.2013),Федеральный закон РФ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" N 209-ФЗ от 24.07.2007 принят Государственной Думой РФ 06.07.2007.Федеральный закон РФ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» N 54-ФЗ от 22.05.2003 принят Государственной Думой РФ 25.04.2003. (ред. от 02.07.2013) Федеральный закон РФ «О рынке ценных бумаг» N 39-ФЗ от 22.04.1996 принят Государственной Думой РФ 20.03.1996.Федеральный закон РФ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» N 212-ФЗ от 24.07.2009 принят Государственной Думой РФ 17.07.2009.Федеральный закон РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» N 14-ФЗ от 08.02.1998 принят Государственной Думой РФ 14.01.1998.Акжигитова А.Н. Налоги и налоговое планирование: Учебное пособие.// Пенза: Пензенский гос. ун-т, 2011. - 138 с.;Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: Учеб. пособие. – М., Финансы и статистика, 2010. – 160 с.Букина Г. Н. Корпоративный налоговый менеджмент как неотъемлемая составляющая стратегии управления бизнесом // ЭКО.2007. № 1.Вишневский В.П., Веткин А.С. Уход от уплаты налогов: теория и практика. – Донецк: ИЭП НАН Украины, 2013. – 228 с.Красноперова О. А. НДФЛ: спорные вопросы налогообложения (в двух частях) / «Гражданин и право», 2010, № 2. С. 59-64; № 5. С. 69-76. Налоговые системы зарубежных стран : учеб . пособие / Н. А. Филиппова , Н. Н. Семенова , Г. В. Морозова ; под ред . Н. А. Филипповой .– Саранск : Изд -во Мордов . ун -та , 2010. – 324 с.;Налоговый менеджмент. С.В.Барулин,Е.А. Ермакова,В.В.Степаненко. Издательство: Омега-Л Год: 2012 – С272Налогообложение физических лиц : учеб . пособие / Н. А. Филиппова , Г. В. Морозова , Н. Н. Семенова , О. В. Дерина ; под ред . Н. А. Филипповой . – Саранск : Изд -во Мордов . ун -та , 2011. – 200 с.;Сапрыкина Т.В., Владыка М.В., Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение: учебник// Издательство: Кнорус, 2012г. – 488с.;Селезнева Н. Н. Налоговый менеджмент: администрирование, планирование, учет. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 224 с.Сидорова Е. Ю. Налоговое планирование. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 221 с.Скворцов О.В. Налоги и налогообложение: учебник / О.В. Скворцов, Н.О. Скворцова. – М.: Издательский центр «Академия»Томшинская И.Н. Бухгалтерский и налоговый учет в коммерческих организациях: Учебное пособие для бакалавров и специалистов.- СПб.: Питер, 2013.;Феоктистов И.А., Нечипорчук Н.А., Красноперова О.А. Комментарий к последним изменениям в Налоговый кодекс РФ. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. — 192 с.;Финансы, налоги и кредит: Учебник / Общ. ред. Емельянов А.М. и др. – М.: РАГС, 2012. – 546 с.;Чайковская Л.А. Налоги и налогообложение (схемы и примеры): учебное пособие// Издательство: Экономика, 2012г. – 301 с.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации [электронный ресурс]/ http://www.consultant.ru/popular/cons/
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая), принят Государственной Думой РФ 16.07.1998 и утв. Федеральным законом N 146-ФЗ от 31.07.1998.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая), принят Государственной Думой РФ 19.07.2000 и утв. Федеральным законом N 117-ФЗ от 05.08.2000.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая), принят Государственной Думой РФ 24.11.2006 и утв. Федеральным законом N 230-ФЗ от 18.12.2006.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации, принят Государственной Думой РФ 21.12.2001 и утв. Федеральным законом № 197-ФЗ от 30.12.2001.
6. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. №402-ФЗ;
7. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» N 127-ФЗ от 26.10.2002 принят Государственной Думой РФ 27.09.2002.
8. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 01.09.2013),
9. Федеральный закон РФ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" N 209-ФЗ от 24.07.2007 принят Государственной Думой РФ 06.07.2007.
10. Федеральный закон РФ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» N 54-ФЗ от 22.05.2003 принят Государственной Думой РФ 25.04.2003. (ред. от 02.07.2013)
11. Федеральный закон РФ «О рынке ценных бумаг» N 39-ФЗ от 22.04.1996 принят Государственной Думой РФ 20.03.1996.
12. Федеральный закон РФ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» N 212-ФЗ от 24.07.2009 принят Государственной Думой РФ 17.07.2009.
13. Федеральный закон РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» N 14-ФЗ от 08.02.1998 принят Государственной Думой РФ 14.01.1998.
14. Акжигитова А.Н. Налоги и налоговое планирование: Учебное пособие.// Пенза: Пензенский гос. ун-т, 2011. - 138 с.;
15. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: Учеб. пособие. – М., Финансы и статистика, 2010. – 160 с.
16. Букина Г. Н. Корпоративный налоговый менеджмент как неотъемлемая составляющая стратегии управления бизнесом // ЭКО.2007. № 1.
17. Вишневский В.П., Веткин А.С. Уход от уплаты налогов: теория и практика. – Донецк: ИЭП НАН Украины, 2013. – 228 с.
18. Красноперова О. А. НДФЛ: спорные вопросы налогообложения (в двух частях) / «Гражданин и право», 2010, № 2. С. 59-64; № 5. С. 69-76.
19. Налоговые системы зарубежных стран : учеб . пособие / Н. А. Филиппова , Н. Н. Семенова , Г. В. Морозова ; под ред . Н. А. Филипповой .– Саранск : Изд -во Мордов . ун -та , 2010. – 324 с.;
20. Налоговый менеджмент. С.В. Барулин, Е.А. Ермакова, В.В. Степаненко. Издательство: Омега-Л Год: 2012 – С272
21. Налогообложение физических лиц : учеб . пособие / Н. А. Филиппова , Г. В. Морозова , Н. Н. Семенова , О. В. Дерина ; под ред . Н. А. Филипповой . – Саранск : Изд -во Мордов . ун -та , 2011. – 200 с.;
22. Сапрыкина Т.В., Владыка М.В., Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение: учебник// Издательство: Кнорус, 2012г. – 488с.;
23. Селезнева Н. Н. Налоговый менеджмент: администрирование, планирование, учет. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 224 с.
24. Сидорова Е. Ю. Налоговое планирование. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 221 с.
25. Скворцов О.В. Налоги и налогообложение: учебник / О.В. Скворцов, Н.О. Скворцова. – М.: Издательский центр «Академия»
26. Томшинская И.Н. Бухгалтерский и налоговый учет в коммерческих организациях: Учебное пособие для бакалавров и специалистов.- СПб.: Питер, 2013.;
27. Феоктистов И.А., Нечипорчук Н.А., Красноперова О.А. Комментарий к последним изменениям в Налоговый кодекс РФ. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. — 192 с.;
28. Финансы, налоги и кредит: Учебник / Общ. ред. Емельянов А.М. и др. – М.: РАГС, 2012. – 546 с.;
29. Чайковская Л.А. Налоги и налогообложение (схемы и примеры): учебное пособие// Издательство: Экономика, 2012г. – 301 с.

Вопрос-ответ:

Какие существуют методы взимания налогов в РФ?

В Российской Федерации существуют различные методы взимания налогов, включая прямой налоговый и косвенный налоговый методы. При прямом методе налог уплачивается прямым налогоплательщиком, а при косвенном методе налог взимается с помощью посредников, таких как поставщики товаров или услуг. Также в РФ применяются методы налогообложения, такие как единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения и прогрессивный налоговый шкалы.

Какие санкции применяются за нарушение налогового законодательства в России?

За нарушение налогового законодательства в Российской Федерации могут быть применены различные санкции, включая штрафы, административные наказания и уголовную ответственность. Размер штрафов зависит от характера и тяжести совершенного правонарушения, а административные наказания могут включать лишение права занимать определенные должности, право владения определенными суммами денег и другие ограничения. Уголовная ответственность может включать сроки лишения свободы и штрафы в значительных размерах.

Какие могут быть последствия для налогоплательщиков при уклонении и обходе налогов?

Уклонение и обход налогов могут повлечь за собой серьезные последствия для налогоплательщиков. При обнаружении таких налоговых правонарушений, налоговые органы могут применить штрафы и административные наказания в соответствии с законодательством. Кроме того, налогоплательщик может быть привлечен к уголовной ответственности, что может привести к наказанию в виде длительного лишения свободы и значительных денежных штрафов.

Какие основные виды налогового законодательства существуют в России?

В Российской Федерации существует несколько видов налогового законодательства, включая федеральное налоговое законодательство, региональное налоговое законодательство и местное налоговое законодательство. Федеральное налоговое законодательство определяет основные принципы налогообложения и установления налоговых ставок на федеральном уровне, региональное налоговое законодательство дополняет федеральное законодательство и регулирует налогообложение на региональном уровне, а местное налоговое законодательство устанавливает налоги на муниципальном уровне.

Каковы теоретические основы налогообложения организаций?

Теоретические основы налогообложения организаций включают в себя понятие налога, его сущность и методы взимания. Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан для финансирования государственных нужд. Методы взимания налогов в РФ включают прямой налоговый метод, косвенный налоговый метод и специальные методы, такие как единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог и т.д.

Какова общая характеристика налогообложения в Российской Федерации?

В Российской Федерации налогообложение осуществляется на основе конституционных принципов равенства налогоплательщиков, законности и справедливости. Налоговая система включает в себя ряд налогов, таких как налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и т.д. Налоги могут быть федеральными, региональными или местными. В России также существуют специальные налоговые режимы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Что означают понятия уклонение и обход налогов?

Уклонение от уплаты налогов означает незаконные действия налогоплательщика, направленные на снижение налоговых обязательств или полное уклонение от уплаты налогов. Обход налогов – это использование различных юридических формальностей, лазеек и тактик для уменьшения налоговых платежей, не нарушая при этом налоговое законодательство. Оба этих понятия являются налоговыми правонарушениями и влекут за собой ответственность перед законом.

Какими санкциями можно наказывать за налоговые преступления?

За совершение налоговых преступлений предусмотрена уголовная ответственность. Наказание может быть выражено в виде штрафа, лишения свободы, исправительных работ или ограничения свободы. Размер штрафа и срок наказания зависят от характера совершенного преступления, суммы недоплаченных налогов и других обстоятельств дела. Кроме того, налогоплательщику могут быть применены и административные санкции, такие как штрафы или лишение прав, а также возможно возмещение ущерба, причиненного государству.

Какие налоги взимаются в Российской Федерации?

В Российской Федерации взимаются различные налоги, включая налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и т.д.