нравственная ситуация в современном мире

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Этика
  • 22 22 страницы
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 02.07.2014
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение 3
Основные проблемы нравственности современного общества 5
Основные направления улучшения уровня нравственности посредствам формирования ценностных характеристик молодежи 13
Заключение 20
Список литературы 22

Фрагмент для ознакомления

Противоречивость и необъективность воспринимаемой молодыми людьми информации приводит к тому, что их мировосприятие и мироотношение становится все менее целостным, оказывается более подверженным манипуляции. В подростковом возрасте часто возникает желание сотворить себе «кумира» и во всем подражать ему, СМИ, работая на удовлетворение этой потребности, могут способствовать формированию ложных жизненных идеалов [11].Современный российский рынок печатных СМИ для молодежи переполнен журналами развлекательного характера - до 75% от тиража всех типов юношеских и молодежных изданий. Кроме того, в молодежных изданиях невелика доля публикаций, непосредственно затрагивающих ее возрастные и социальные проблемы, слабо представлены издания обучающего и познавательного плана. Бывшие молодежные издания в своем большинстве стали публиковать материалы, ориентированные на читателей разных возрастов. Остро стоит проблема информационной незащищенности несовершеннолетних. Быстро растетколичество журналов, публикующих в коммерческих целях материалы сексуального характера. Поэтому огромное число молодых читателей этих изданий оказываются вовлеченными в оборот печатной продукции сексуального характера, что является прямым злоупотреблением интересами молодежи [12].Различные глянцевые журналы пытаются привить российской молодежи ценности гламурной жизни. Ключевые ценности, которые пропагандируют гламурные журналы - это стремление к «красивой жизни», культивирование «звездной болезни», жизни не по средствам. Девушкам советуют обзавестись имиджем стервы, «блондинки в шоколаде», светской львицы [13]. Другие издания выделяют такую категорию, как хорошо натренированные охотницы на «бедных олигархов» [14].Представители молодого поколения часто сами отрицательно оценивают свою погруженность в пространство СМИ. Согласно многим исследованиям, постоянные сообщения в СМИ о девиантных, кризисных, экстремальных событиях, явлениях, формах поведения, преподносимых в качестве сенсации, порождают у читателей и зрителей беспокойство и страх перед нарушением привычного образа жизни, за свое место в обществе, за своебудущее. В то же время есть свидетельства, что люди, слишком часто обращающиеся к СМИ, сильнее вырабатывают негативные установки по отношению к окружающему ми-ру[17].Современные информационные технологии вносят свой весомый вклад в формировании новой социальной ситуации — проблемы одиночества, и, в частности, так называемого интерактивного одиночества. Последнее складывается на фоне повышенной включенности индивида в виртуальный мир Интернет-пространства, где живые социальные контакты заменяются виртуальными. Доступность легкого общения в сети, огромный поток информации приводит к тому, что молодые люди постепенно растворяются в современном информационном поле. Кроме того, они лишаются значимого для себя общения. В результате многие молодые люди пополняют толпу одиноких. Дж. Хоманс, к сожалению, был прав в своем предостережении о том, что общество, которое ради прогресса и научно-технического развития разрушает малые жизненные группы, в итоге приведет к тому, что люди будут чувствовать себя одинокими и несчастными [15].В настоящее время все более очевидным является необходимость критического анализа ценностных ориентиров общественного развития, а также разработка и переход к «нравственно рефлексивной модели жизнедеятельности человека», имеющей в своей основе такие понятия, как: самооценка, ответственность за свои поступки и прогнозирование результатов деятельности, терпимость к окружающим, самоосуществление и т.п. [16]. Сегодня «речь идет о фундаментальных основаниях человеческого бытия, о выработке новых ценностей, которые призваны обеспечить стратегию выживания и прогресса человечества. Необходима выработка новых идеалов человеческой деятельности, нового понимания перспектив человека» [17].Будущее России зависит, прежде всего, от того, какие ценности будут в приоритете у молодежи сегодня. Если наша страна не начнет производить и культивировать собственные духовные ценности, то ей придется довольствоваться импортными «продуктами», что сейчас и происходит. Этот процесс не соответствует национальным интересам России, но вполне отвечает интересам Запада.Ориентиром для государства и социума в целом должен стать «закон возвышения и одухотворения целей жизни новых поколений», без чего не может обойтись любое динамическое общество. Изначально молодежь — только потенция, готовая к любому начинанию, поэтому «она внесет в жизнь общества такой по масштабу и характеру вклад, какую духовную потенцию — систему идей, ценностей, знаний и нравственных качеств — заложит в нее общество» [7-9]. Отсюда одна из главнейших задач — положить конец духовному и нравственному кризису, охватившему, прежде всего, молодых людей. Скрытый потенциал молодежи необходимо ориентировать на выход отдельного человека за пределы индивидуальной жизни, ориентацию на общее благо, противостоящие эгоизму, принципу полезности и эквивалентного обмена. Определяющие направления в преодолении духовного, а значит и социально-экономического кризиса в целом - это образование, обучение и воспитание, задачей которых в ситуации дистанцирования поколений является привитие молодым людям уважительного отношения к культурному наследию как важнейшему фактору развития страны.ЗаключениеСовременная нравственность предъявляет к человеку больше требований, чем когда-либо ранее в человеческой истории. Традиционная мораль давала человеку четкие правила жизни, но не требовала от него ничего сверх того. Жизнь человека в традиционном обществе была регламентирована, достаточно было просто жить по заведенному веками порядку. Это не требовало душевых усилий, это было просто и примитивно. Современная мораль требует от человека развиваться и собственными усилиями добиваться успеха. Но она не говорит, как это сделать, лишь стимулируя человека к постоянному поиску, преодолению себя и напряжению своих сил. Взамен современная нравственность дает человеку ощущение того, что он не винтик бессмысленной машины, придуманной неизвестно зачем, а творец будущего и один из строителей самого себя и всего этого мира (см. раздел «Смысл жизни»). Кроме того, саморазвитие, повышение профессионализма приводит и к обретению материального богатства, дает достаток и процветание уже «в этой жизни».Вне всякого сомнения, cовременная нравственность уничтожает многие бессмысленные правила и запреты (например, в сфере секса) и в этом смысле делает жизнь легче и приятнее. Но одновременно современная нравственность жестко предъявляет к человеку требование быть именно человеком, а не идти на поводу собственных животных инстинктов либо стадного чувства. Эта нравственность требует проявлений разума, а не примитивных эмоций вроде агрессии, мести, желания подчинять других людей или подчиняться авторитету, который «все за нас устроит и решит». И далеко не просто стать толерантным, перебороть в себе личные и общественные комплексы. Но главное — современная нравственность делает упор не на «ублажении себя любимого» и не на самоотверженном (точнее самоуничижительном) достижении «великих целей», но на самосовершенствовании и совершенствовании всего, что окружает современного человека. В результате людям нечего делить — никому не нужно что-либо отнимать у других, чтобы сосредоточить у себя больше ресурсов (неважно — ради «великих целей» или собственных прихотей, что часто в реальности одно и то же). Ведь невозможно развить себя за счет других — это можно сделать лишь в результате собственных усилий. Поэтому отпадает потребность приносить ущерб другим в любой форме, в частности, лгать и т.д.Список литературыБаева Л.В. Ценности молодежи «эпохи перемен»: взгляд из России URL: http://www.socioloskaluca.ac.me/PDF8/baeva2.pdf (дата обращения: 21.02.2013).Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. М.: ЭдиториалУРСС, 1999. 703 c.Елютина М. Э. Социальная геронтология. М.: Инфра-М, 2004. 240 c.Горбушина О. П. Психологические особенности социальной работы с пожилыми людьми // Журнал прикладной психологии. 2003. № 2. С. 63-68.Ильинский, И. М.Прошлое в Настоящем. Избранное. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011. 840 с.Ильясов Р.Ф. Динамика ценностей долженствования современной молодежи …дисс. канд. филос. наук. Елабуга, 2011. 130 с.Королев А. А. Современная российская молодежь под прицелом СМИ // Образ российской молодежи в современном мире: ее самосознание и социокультурные ориентиры: доклады и материалы Всерос. науч. конференции. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. С. 115-128.КутыревВ.А. Человеческое и иное: борьба миров. СПб.:Алатейа, 2009. 464 с.Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989.624 с.Панарин А.С. Народ без элиты. М.: Изд-во Алгоритм, Изд-во Эксмо, 2006. 352 с.Соколов А.В., Щербаков О.И. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социс. 2003. № 1. С. 115-124.Социально-философский анализ процесса социализации молодёжи как фактор развития общества // CredoNew. 2008. №3. URL: http://www.intelros.ru/readroom/credo_new/credo_03_2008/2708-socialno-filosofskijj-analiz-processa.html (дата обращения: 21.02.2013).Вал. А. Луков и др. Социальные и культурные ценностные ориентации российской молодежи: Доклад Института гуманитарных исследований // Образ российской молодежи в современном мире: ее самосознание и социо-культурные ориентиры: доклады и материалы Всерос. науч. конференции. М.:Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. С. 13-55.Степин В.С. Философия и образы будущего // Вопросы философии. 1999. №6. С. 31-39.Трудовая социализация подростков: По материалам социологического исследования / под общ. ред. А. И. Ковалевой, Вал. А. Лукова. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005. 460 с.Хвыля-Олинтер Н. А. Социальная значимость преодоления экстреvизма среди молодежи // Образ российской молодежи в современном мире: еесамосознание и социокультурные ориентиры: доклады и материалы Всерос. науч. конференции. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. С. 233-238.Чернышова В. И целого мира мало // НГ-Антракт. 2007. №38. С. 13-16.

Список литературы

1. Баева Л.В. Ценности молодежи «эпохи перемен»: взгляд из России URL: http://www.socioloskaluca.ac.me/PDF8/baeva2.pdf (дата обращения: 21.02.2013).
2. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 703 c.
3. Елютина М. Э. Социальная геронтология. М.: Инфра-М, 2004. 240 c.
4. Горбушина О. П. Психологические особенности социальной работы с пожилыми людьми // Журнал прикладной психологии. 2003. № 2. С. 63-68.
5. Ильинский, И. М.Прошлое в Настоящем. Избранное. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011. 840 с.
6. Ильясов Р.Ф. Динамика ценностей долженствования современной молодежи …дисс. канд. филос. наук. Елабуга, 2011. 130 с.
7. Королев А. А. Современная российская молодежь под прицелом СМИ // Образ российской молодежи в современном мире: ее самосознание и социокультурные ориентиры: доклады и материалы Всерос. науч. конференции. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. С. 115-128.
8. Кутырев В.А. Человеческое и иное: борьба миров. СПб.: Алатейа, 2009. 464 с.
9. Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989.624 с.

10. Панарин А.С. Народ без элиты. М.: Изд-во Алгоритм, Изд-во Эксмо, 2006. 352 с.
11. Соколов А.В., Щербаков О.И. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социс. 2003. № 1. С. 115-124.
12. Социально-философский анализ процесса социализации молодёжи как фактор развития общества // Credo New. 2008. №3. URL: http://www.intelros.ru/readroom/credo_new/credo_03_2008/2708-socialno-filosofskijj-analiz-processa.html (дата обращения: 21.02.2013).
13. Вал. А. Луков и др. Социальные и культурные ценностные ориентации российской молодежи: Доклад Института гуманитарных исследований // Образ российской молодежи в современном мире: ее самосознание и социо-культурные ориентиры: доклады и материалы Всерос. науч. конференции. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. С. 13-55.
14. Степин В.С. Философия и образы будущего // Вопросы философии. 1999. №6. С. 31-39.
15. Трудовая социализация подростков: По материалам социологического исследования / под общ. ред. А. И. Ковалевой, Вал. А. Лукова. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005. 460 с.
16. Хвыля-Олинтер Н. А. Социальная значимость преодоления экстреvизма среди молодежи // Образ российской молодежи в современном мире: ее самосознание и социокультурные ориентиры: доклады и материалы Всерос. науч. конференции. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. С. 233-238.
17. Чернышова В. И целого мира мало // НГ-Антракт. 2007. №38. С. 13-16.

Нравственное воспитание в современном мире

Введение

Стремительное развитие техники, убыстрение темпов жизни, социальные преобразования во всем мире, увеличения числа и разнообразия контактов между людьми, все это предъявляет повышенные требования и к моральной зрелости, и к самостоятельности человека. Нравственное формирование человека-это очень сложный и многогранный процесс. Решающую роль в этом процессе играет социальная среда. Само формирование нравственности происходит в социальной среде, в реальные действия и поступки и в той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и в них выплескивается.

Морально воспитанный человек, говорит народная мудрость, считается тот человек, который умеет найти свое место среди людей и не услышит в адрес: «подвинься». Культурность - совокупность образования, самовоспитания и воспитания, врожденного интеллекта.

В словаре Ожегова дается следующее определение нравственности: «Мораль есть «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

Человек, живя в обществе, находится в системе многочисленных социальных, нравственных, экономических и иных связей и опосредований. И эти отношения регулируются, в значительной степени, моральные и культурные правила, которые развивались на протяжении веков.

Таким образом, для гармоничного развития современной личности необходимо приобщение к сокровищам духовной народной культуры и традиций.

1. Народные культура и традиции - основа нравственного воспитания

Зачем в современном обществе нужно знания культурно-исторических традиций, нравственных норм которыми руководствовались наши предки? Если вам нужно это? В конце концов, сейчас совсем другое время и другие законы. Казалось, что на такие вопросы существуют природные и ответы.

Культура и традиции - выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути развития общества. На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных традиций развивается понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе.

В Советское время воспитание нравственности, патриотизма, любви к Родине воспитывалось на основе примеров исторических нашего героического прошлого (Дм. Донского, Я. Мудрого, А. Невского). В Великой Отечественной Войне, в разгар борьбы с немецко-фашистскими захватчиками в 1942г. Советское правительство учредило орден Александра Невского. Им был предоставлен 42017 офицеров советской армии. Воспитывалось убеждение, что русский народ никогда не нападал на другие страны. Россия всегда была мирной власти. Но, в нужный момент, каждый русский готов встать на защиту своей Родины («Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»).