Виды систем управления. Современные подходы к исследованию систем управления

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Системы управления
  • 25 25 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 04.07.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1 Виды бюрократических и органических структур управления организацией 4
Глава 2 Современные подходы к исследованию систем управления 12
Заключение 19
Глоссарий 21
Список использованных источников 23


Фрагмент для ознакомления

Процесс организационного проектирования состоит из последовательного приближения к модели рациональной структуры управления, в котором методы проектирования имеют вспомогательное значение в ходе рассмотрения, оценки и принятия к практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений. Потому необходимо использовать существующие подходы к использованию организационных форм управления.Принципиально важное значение для оценки эффективности системы управления имеет выбор базовых показателей для сравнения или определения уровня ее эффективности, которые должны приниматься как нормативные. Одним из подходов является разработка эталонного варианта, в качестве которого может быть выбрана действующая организационная структура управления, обеспечивающая приемлемый для конкретного предприятия уровень эффективности управления. При этом важно правильно выбрать показатели, используемые для оценки эффективности аппарата управления и его организационной структуры, которые целесообразно сформировать в группы:первая группа представляет показатели, характеризующие эффективность системы управления, выраженную через конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия и затраты на управление;вторая группа показателей характеризует содержание и организацию процесса управления, в том числе, непосредственные результаты и расходы управленческого труда;третья группа показателей характеризует рациональность организационной структуры.Развитие структур управления предусматривает их усовершенствование, которое необходимо обеспечить в ситуациях, характеризующихся:ухудшением показателей социально-экономического развития предприятия, которое выражается в росте расходов на управление, уменьшением объемов товарооборота и ухудшением его структуры; снижением финансовой устойчивости и мотивационных аспектов деятельности персонала;избыточной загрузкой руководителей высшего уровня управления и структурных подразделений, что вызвано нерациональным разделением функциональных обязанностей;отсутствием стратегии социально-экономического развития торгового предприятия, что не позволяет определить перспективные направления его деятельности и разработать мероприятия, направленные на достижение целей развития;разногласием в принятии организационных вопросов, что снижает эффективность разработки и реализации управленческих решений как основного результата функционирования организационной структуры управления.ЗаключениеПод организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации. Эта структура определяет разделение труда и служебные связи между элементами (работниками, отделами и другими подразделениями аппарата управления) по подготовке, принятию и реализации управленческих решений.Отношения между элементами структуры поддерживаются с помощью связей, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи являются связями одного уровня, это координационные, консультационные связи, контроль и другие, а вертикальные имеют характер подчинения, необходимость в них возникает, когда есть несколько уровней управления.Свое конкретное выражение организационная структура управления находит в схеме, штатном расписании, положениях об отделах и службах, существующем соотношении структурных подразделений и работников аппарата управления.Организационные структуры должны отвечать следующим требованиям:1) оптимальность - минимальное необходимое количество связей между органами управления;2) оперативность, гибкость - способность быстро реагировать на изменения во внешней и внутренней среде;3) надежность - гарантия достоверности передачи информации, бесперебойного функционирования;4) простота, экономичность - минимальные затраты на управление, отсутствие дублирования и параллелизма в работе;5) специализация - сосредоточенность отдельных работников на выполнении заданных функций управления;6) независимость от конкретных лиц - требование приспосабливать организацию к особенностям работников, строить ее как инструмент для достижения целей организации, подбирать людей, которые способны обеспечить достижение миссии организации.Требования внешней среды и цели организации являются теми факторами, от которых в значительной степени зависит организационная структура.К организационной структуре управления относятся: звенья управления на каждом его уровне; размещения, связи и подчиненность звеньев; права, обязанности, полномочия и ответственность каждого звена в рамках выполнения общих и конкретных функций менеджмента; численный и профессионально-квалификационный состав работников; степень централизации и децентрализации функций менеджмента.ГлоссарийСтруктура управления организацией - совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Основными элементами организационной структуры являются:- уровни управления; - подразделения и звенья управления; - управленческие связи. Анализ организационной структуры - анализ структуры кадров и их стимулирования, структуры управления, наличных систем планирования и управления, стиля работы на разных уровнях предприятия, а также эффективности организационной структуры. Матричная структура управления - структура органов управления, построенная на принципе двойного подчинения исполнителей:- непосредственному руководителю функциональной службы;- руководителю проекта. Органическая структура - структура организации, характеризующаяся децентрализованной иерархией, гибкими рабочими процедурами и демократическим стилем руководства. Система управления - совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними. Система управления деятельностью организации - система, направленная на обеспечение соответствия предпринимаемых действий установленным планам организации. Схема замещения должностей - документ, содержащий перечень должностей руководителей и специалистов организации, подлежащих замещению работниками с высшим и средним специальным образованием. Схемы замещения позволяют прогнозировать персональные продвижения по службе, их последовательность и сопутствующие мероприятия. Схема замещения должностей - вариант схемы развития организационной структуры организации, ориентированной на конкретные личности. Формальная организационная структура - установленная организационная структура, используемая для достижения целей организации. Функциональная модель системы управления организации - описание системы управления организации на языке выполняемых ею функций. Функциональная структура управления - структура органов управления, в которой каждый орган управления специализирован на выполнении определенного круга производственных, технологических, проектных, финансовых, информационных или обеспечивающих функций. Выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для производственных подразделений. Функционально-структурная модель системы управления организации - условное изображение системы управления организации, полученное путем совмещения схемы организационной структуры управления и функциональной модели. Функциональный руководитель - должностное лицо, несущее ответственность за выполнение группы однородных функций по управлению определенным видом деятельности. Список использованных источников1. Веснин, Владимир Рафаилович Менеджмент: учебник для вузов по спец. "Менеджмент организации" / В. Р. Веснин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2008. - 502 с.2. Виханский, Олег Самуилович Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Экономистъ, 2008. - 670 с. 3. ВиханскийО.С., Наумов А.И.Практикум по курсу «Менеджмент». М., 2002.4. Герчикова, Ирина НиконовнаМенеджмент: учебник для вузов по спец. экономики и управления (060000) / И. Н. Герчикова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2009. - 500 с. 5. Дорофеев, Владимир Дмитриевич Менеджмент: учебное пособие для вузов по спец. "Менеджмент организации" / В. Д, Дорофеев, А. Н. Шмелева, Н. Ю. Шестопал. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 439 с. 6. Мескон, Майкл Х.Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. и ред. О. И. Медведь. - 3-е изд. - М.; СПб.; Киев : Издат. дом "Вильямс", 2009. - 665 с.7. Казначевская, Галина Борисовна Менеджмент: учебное пособие для вузов / Г. Б. Казначевская, И. Н. Чуев, О. В. Матросова. - 3-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 379 с8. Кисляков, Геннадий Васильевич Менеджмент: основные термины и понятия: словарь / Г. В. Кисляков, Н. А. Кислякова. - М. :Высш. шк., 2009. - 264 с. 9. Кнорринг, Владимир ИгоревичТеория, практика и искусство управления : учебник для вузов по экономическим спец. / В.И. Кнорринг. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : НОРМА, 2007. - 527 с. 10. Кравченко, Альберт Иванович История менеджмента: учебник для вузов по направлению 080507 "Менеджмент организации" / А. И. Кравченко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : КноРус, 2010. - 431 с. 11. Основы менеджмента: учебное пособие / под ред. И. Ю. Солдатовой, М. А. Чернышева. - 2-е изд. - М. :Издат.-торг. корпорация "Дашков и К" ; Ростов н/Д : Академцентр, 2010. - 270 с.

Список использованных источников

1. Веснин, Владимир Рафаилович Менеджмент: учебник для вузов по спец. "Менеджмент организации" / В. Р. Веснин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2008. - 502 с.
2. Виханский, Олег Самуилович Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Экономистъ, 2008. - 670 с.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». М., 2002.
4. Герчикова, Ирина Никоновна Менеджмент: учебник для вузов по спец. экономики и управления (060000) / И. Н. Герчикова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2009. - 500 с.
5. Дорофеев, Владимир Дмитриевич Менеджмент: учебное пособие для вузов по спец. "Менеджмент организации" / В. Д, Дорофеев, А. Н. Шмелева, Н. Ю. Шестопал. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 439 с.
6. Мескон, Майкл Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. и ред. О. И. Медведь. - 3-е изд. - М.; СПб.; Киев : Издат. дом "Вильямс", 2009. - 665 с.
7. Казначевская, Галина Борисовна Менеджмент: учебное пособие для вузов / Г. Б. Казначевская, И. Н. Чуев, О. В. Матросова. - 3-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 379 с
8. Кисляков, Геннадий Васильевич Менеджмент: основные термины и понятия: словарь / Г. В. Кисляков, Н. А. Кислякова. - М. : Высш. шк., 2009. - 264 с.
9. Кнорринг, Владимир Игоревич Теория, практика и искусство управления : учебник для вузов по экономическим спец. / В.И. Кнорринг. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : НОРМА, 2007. - 527 с.
10. Кравченко, Альберт Иванович История менеджмента: учебник для вузов по направлению 080507 "Менеджмент организации" / А. И. Кравченко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : КноРус, 2010. - 431 с.
11. Основы менеджмента: учебное пособие / под ред. И. Ю. Солдатовой, М. А. Чернышева. - 2-е изд. - М. : Издат.-торг. корпорация "Дашков и К" ; Ростов н/Д : Академцентр, 2010. - 270 с.

Вопрос-ответ:

Какие виды систем управления существуют?

Существуют различные виды систем управления, такие как бюрократические и органические структуры. Бюрократическая структура предполагает четкую иерархию, где каждый работник знает свои обязанности и ответственности. Органическая структура, напротив, основана на гибкости и взаимодействии всех сотрудников.

Что такое органическая структура управления?

Органическая структура управления является одним из видов систем управления организацией. Она основана на гибкости, сотрудничестве и взаимодействии всех сотрудников. В органической структуре нет жесткой иерархии, а принятие решений осуществляется коллективно. Такая структура позволяет быстро реагировать на изменения и достигать гибкости в работе.

Какие подходы используются при исследовании систем управления?

Современные подходы к исследованию систем управления включают различные методы и техники. Одним из подходов является процесс организационного проектирования, который предполагает последовательное приближение к модели рациональной структуры управления. Кроме того, используются методы рассмотрения, оценки и принятия решений.

Что такое процесс организационного проектирования в системе управления?

Процесс организационного проектирования в системе управления состоит из последовательного приближения к модели рациональной структуры управления. В ходе этого процесса используются различные методы проектирования, которые имеют вспомогательное значение. Он включает в себя анализ и определение целей организации, разработку структуры управления и распределение обязанностей и ответственности между сотрудниками.

Какие виды бюрократических и органических структур управления организацией существуют?

Существуют различные виды бюрократических и органических структур управления организацией. В бюрократической структуре преобладает вертикальная иерархия, в которой каждый сотрудник знает свои обязанности и подчинение. Органическая структура, наоборот, характеризуется горизонтальными связями и активным сотрудничеством всех членов организации.

Какие виды систем управления существуют?

Существуют различные виды систем управления, такие как бюрократические и органические структуры управления. Каждый из них имеет свои особенности и применяется в зависимости от специфики организации.

Что такое бюрократические структуры управления?

Бюрократические структуры управления основаны на жесткой иерархии, где принятие решений происходит сверху вниз. Они характеризуются жесткими правилами и процедурами, а также узким специализацией задач.

Какие преимущества органических структур управления?

Органические структуры управления характеризуются гибкостью, децентрализацией и активным участием сотрудников в процессе принятия решений. Они позволяют быстрее реагировать на изменения внешней среды и способствуют развитию творческого потенциала сотрудников.