Проективные методы диагностики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психодиагностика
  • 31 31 страница
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 19.07.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ 5
1.1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ 5
1.2. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК 8
1.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК 13
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 17
2.1. ЗАДАЧИ И ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВА 17
2.2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 18
2.3. ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.4. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.5 ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Фрагмент для ознакомления

Его психологические проявления: упорство, самоуверенность, упрямство и самоуважение.
Красный цвет – сила. Он олицетворяет: деятельный интерес к окружающему миру, активность, экспансивность, независимость, стремление к постоянному движению, соревнованию, подвижность. Его психологические проявления: жизнелюбие, возбудимость, стремление к господству, сексуальность.
Желтый цвет – расширение. Он олицетворяет: интерес к окружающему миру, активность, прожектерство, нецелеустремленную любознательность. Его психологические проявления: непостоянство, оптимизм, оригинальность характера, веселая натура [13].
К дополнительным цветам относят 6 (коричневый), 7 (черный) и 0 (серый), а 5-й цвет (фиолетовый) является промежуточным. Эти цвета ассоциированы с филогенетически более древними реакциями и, как правило, отвергаются многими испытуемыми. Далее необходимо сгруппировать цвета и распределить по функциям.
Краткая характеристика функций. Функция «+» оценивает желаемые цели или поведение, диктуемое желаемыми целями, т. е. то, к чему стремится человек. Функция «х» характеризует настоящее состояние, существующую ситуацию и поведение, подходящее к существующей ситуации. Функция «=» оценивает черты поведения, которые находятся в резерве, сдерживаются или поведение, неуместное при данном положении вещей. Функция «-» описывает отрицаемые, подавленные свойства, источники беспокойства; черты, несущие тревогу и стресс. Это то, чего человек хотел больше всего хотел бы избежать. Функция «+-» как сочетание того, что несет тревогу и беспокойство, чего хотелось бы избежать в ассимиляции с устремлениями и целями характеризуют существующую проблему или поведение, вызванное стрессом.
2.5 Предполагаемые результаты исследования
Предполагаемы результаты исследования, сформированы в таблице №1 по 50 чел, по мере выборов цветовых предпочтений.
Таблица 1
Результаты ответов по методике цветовой тест М. Люшера у мужчин
1 2 3 4 5 6 7 8 1 красн. фиол зеленый красн. корич. корич. серый черн. 2 синий желтый серый желтый фиол фиол зелен. черн. 3 красн. зеленый черный синий желтый синий корич. серый 4 корич. зеленый красн. желтый зеленый серый черн. фиол. 5 синий красн. корич. красн. желтый фиол черн. серый 6 зеленый фиол. красн. синий желтый черный серый корич. 7 синий зеленый красн. желтый корич. серый черн. фиол. 8 синий зеленый фиол желтый красн. серый черн. корич. 9 фиол. желтый зеленый красн. синий корич. серый черн. 10 синий желтый серый зеленый красн. фиол корич. черн.
В таблице №1 представлены выборы цветов первой группы по методике цветовых отношений. Из представленных результатов следует, что 60% респондентов делает выборы основных цветов на первых позициях, что позволяет судить о нормальном психологическом состоянии пациентов и отсутствии у них явной или срытой психологической патологии.
Из представленных результатов можно сделать вывод, что чаще всего респонденты выбирают желтый цвет, на первых трех позициях. Результаты можно интерпретировать следующим образом: свободный от комплексов, оптимистичный, кокетливый; предпочитает перемены ради перемен. Свои фантазии стремится воплотить в жизнь.
На втором месте синий цвет – респондент мечтатель, склонен к фантазированию, миролюбивый, печальный жалеет себя, часто обижается на мелочи.
На третьем зеленый цвет. Результаты можно интерпретировать следующим образом желание самоутвердиться, понравиться окружающим. Стремление к реальному удовлетворению потребностей.
Следует отметить, что 10% респондентов на первые три позиции поставили коричневый цвет, а 5% респондентов серый цвет. Результаты исследования можно интерпретировать следующим образом: выбор серого цвета говорит об устойчивом стрессовом состоянии, внутреннем конфликте; стремлении уйти из неблагоприятной ситуации. Нехватка эмоциональной отзывчивости со стороны окружающих, страха одиночества.
Выбор коричневого цвета говорит о том, что респондент испытывает необоснованные страхи.
По результатам данных выборов можно судить о наличии в жизни респондентов психоэмоционального стресса, возможно вызванного определенной жизненной ситуацией.

Таблица 2
Результаты ответов по методике цветовой тест М. Люшера у женщин
Предполагаемы результаты исследования, сформированы в таблице №2 по 50 чел, по мере выборов цветовых предпочтений.
1 2 3 4 5 6 7 8 1 красн. фиол зеленый красн. корич. корич. серый черн. 2 синий желтый серый желтый фиол фиол зелен. черн. 3 красн. зеленый черный синий желтый синий корич. серый 4 корич. зеленый красн. желтый зеленый серый черн. фиол. 5 синий красн. корич. красн. желтый фиол черн. серый 6 зеленый фиол. красн. синий желтый черный серый корич. 7 синий зеленый красн. желтый корич. серый черн. фиол. 8 синий зеленый фиол желтый красн. серый черн. корич. 9 фиол. желтый зеленый красн. синий корич. серый черн. 10 синий желтый серый зеленый красн. фиол корич. черн.

В таблице №2 представлены выборы цветов второй группы по методике цветовых отношений. Из представленных результатов следует, что 50% респондентов делает выборы основных цветов на первых позициях, что позволяет судить о нормальном психологическом состоянии респондентов и отсутствии у них явной или срытой психологической патологии.
Из представленных результатов можно сделать вывод, что чаще всего респонденты выбирают синий цвет – респондент мечтатель, склонен к фантазированию, миролюбивый, печальный жалеет себя, часто обижается на мелочи.
На втором месте желтый цвет, на первых трех позициях. Результаты можно интерпретировать следующим образом: свободный от комплексов, оптимистичный, кокетливый; предпочитает перемены ради перемен. Свои фантазии стремится воплотить в жизнь.
На третьем красный и зеленый цвет. Результаты можно интерпретировать следующим образом желание самоутвердиться, понравиться окружающим, стремление к реальному удовлетворению потребностей, стремление к активности и желание деятельности.
Следует отметить, что 7% респондентов на первые три позиции поставили коричневый цвет, 7% респондентов серый цвет, 5% респондентов черный цвет. Результаты исследования можно интерпретировать следующим образом: выбор серого цвета говорит об устойчивом стрессовом состоянии, внутреннем конфликте; стремлении уйти из неблагоприятной ситуации. Нехватка эмоциональной отзывчивости со стороны окружающих, страха одиночества.
Выбор коричневого и черного цвета говорит о том, что респонденты испытывают необоснованные , один пациент испытывает состояние стресса на высоком уровне.
По результатам данных выборов можно судить о наличии в жизни респондентов психоэмоционального стресса, возможно вызванного определенной жизненной ситуацией.

Заключение
Психодиагностика зарождается благодаря идее измерения и количественного выражения индивидуальных различий, популярной в 50-70-е годы XIX века.
Оформление психодиагностики в качестве самостоятельной области исследований завершается в 20-е гг. XX столетия.
Ф. Гальтон назвал испытания, проводившиеся в его лаборатории, умственными тестами (от англ. “test” - испытание). Этот термин после опубликования статьи Дж. Кэттелла “Умственные тесты и измерения” (“Mind”,1890) приобрел широкую известность.
В заключении следует отметить, что эффективность и адекватность теста подтверждена многолетними исследованиями. Он позволяет определить неосознанные реакции испытуемого и, следовательно, изучить глубинное эмоциональное и физиологическое состояние человека, практически исключив влияние культурно-этнических особенностей.
Проективные методики не адресуются познавательной стороне психики и предназначены для диагностики личности. В них испытуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию, например, дать толкование фигур или пятен неопределенных очертаний (тест Роршаха), интерпретировать содержание сюжетной картинки (тест ТАТ), нарисовать человека или животное и т.д. Для того чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, даются только краткие общие инструкции. Предполагается, что характер ответов испытуемого и его реакции выявляют особенности его личности, которые дают проекцию в его ответах. Диагностика с использованием проективной техники изучает результаты деятельности испытуемого, который обычно не подозревает, какие стороны его личности диагностируются. Проективная методика требует широкой теоретической подготовки психолога и большого опыта по применению методики.
Психофизиологические методики выявляют формально-динамические особенности психики и поведения человека. Согласно сложившимся в современной дифференциальной психофизиологии представлениям, темп, выносливость, работоспособность и другие динамические характеристики человека определяются основными свойствами нервной системы (ее силой, лабильностью, подвижностью, динамичностью).
Выводы:
1) Тест – стандартизованный инструмент психологических измерений, предназначенный для диагностики выраженности у индивида психических свойств и состояний при решении задач. В состав теста входят три компонента: серия кратких испытаний (задач, вопросов, ситуаций); стандартизованная процедура проведения; технология обработки и анализа результатов.
2) Особым направлением психодиагностики стала разработка внетестовых диагностических методов. Это были опросники и проективные техники.
3) Сегодня проективные методики имеют самое широкое применение как метод самодиагностики, мониторинга и коррекции своего психологического состояния; мониторинга психологического состояния спортсменов во время соревнований и тренировочного периода; как метод дифференциальной клинической диагностики и профконсультирования.
4) В настоящее время при тестировании применяют полный и краткий варианты. Полный вариант «Клинический цветовой тест» предполагает предъявление испытуемому 7 типов цветовых таблиц:
1. Таблица оттенков серого.
2. Восьмицветовая таблица.
3. Таблица 4-х основных цветов.
4. Цветовая колонка синего.
5. Цветовая колонка зеленого.
6. Цветовая колонка красного.
7. Цветовая колонка желтого.
Краткий тест «Восьмицветовый субтест» хотя и не дает такой полноты данных, как полный вариант, но в составе пакета тестовых методик оказывается достаточно информативным и надежным инструментом, увеличивающим общую достоверность данных.

Список литературы
Анастази А. Дифференциальная психология. М.: Апрель Пресс, 2004 – 356 с.
Базыма Б.А. Психология цвета. Теория и практика. СПб.: Речь, 2007. – 205 с.
Беллак, Л. Эбт, Л. и др. Проективная психология: Пер. с англ. — 2-е изд. — М. Психотерапия, 2010 — с. 416
Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика. — СПб.: Питер, 2002. — с. 352
Бурлачук, Л.Ф. Введение в проективную психологию. — Киев, Издательство «Ника-Центр» 1997 — 128 с.
Горбатов, Д. С. Общепсихологический практикум / Д. С. Горбатов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2013. — 307 с.
Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. Практическое пособие. М.: АСТ, 2004. – 448 с.
Ильин Е.П Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004 – 701 с.
Константинов В.В. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2006. – 272 с.
Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. Теория и методы. М.: Аспект-Пресс, 2002. – 380 с.
Полный тест М. Люшера в практике врача-психофизиолога. Составитель И.И. Цыганок. СПб.: ВМедА, 2002 – 160с.
Психологическая диагностика. Под редакцией Акимовой М.К. Гуревича К.М., СПб.: Питер, 2007. – 652 с.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под редакцией Крылова А.А. Маничева С.А. СПб.: Питер, 2003 – 560 с.
Практикум по дифференциальной диагностике профессиональной пригодности. Под редакцией Бодрова В.А. М.: ПЕР СЭ, 2004. – 768 с.
Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. СПб.: Речь, 2003. – 249 с.
Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 315 с.
Суркова, Е.Г. Проективные методы диагностики: Психологическое консультирование детей и подростков: Учебное пособие для студентов вузов / Е.Г. Суркова. — М.: Аспект Пресс, 2008. — С. 319.
Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 315 с.
Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. - СПб, 2002. - 480 с.
Шостак В.И., Косенков Н.И. Психофизиология восприятия: как человек воспринимает мир и свое тело. СПб.: РОСК, 2004. – 134 с.
Червинская К.Р., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика и инженерия знаний. СПб.: Ювента, 2004. – 624 с.
Яньшин П.В. Психосемантика цвета. СПб.: Речь, 2006. – 368 с.












8


Список литературы
1. Анастази А. Дифференциальная психология. М.: Апрель Пресс, 2004 – 356 с.
2. Базыма Б.А. Психология цвета. Теория и практика. СПб.: Речь, 2007. – 205 с.
3. Беллак, Л. Эбт, Л. и др. Проективная психология: Пер. с англ. — 2-е изд. — М. Психотерапия, 2010 — с. 416
4. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика. — СПб.: Питер, 2002. — с. 352
5. Бурлачук, Л.Ф. Введение в проективную психологию. — Киев, Издательство «Ника-Центр» 1997 — 128 с.
6. Горбатов, Д. С. Общепсихологический практикум / Д. С. Горбатов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2013. — 307 с.
7. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. Практическое пособие. М.: АСТ, 2004. – 448 с.
8. Ильин Е.П Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004 – 701 с.
9. Константинов В.В. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2006. – 272 с.
10. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. Теория и методы. М.: Аспект-Пресс, 2002. – 380 с.
11. Полный тест М. Люшера в практике врача-психофизиолога. Составитель И.И. Цыганок. СПб.: ВМедА, 2002 – 160с.
12. Психологическая диагностика. Под редакцией Акимовой М.К. Гуревича К.М., СПб.: Питер, 2007. – 652 с.
13. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под редакцией Крылова А.А. Маничева С.А. СПб.: Питер, 2003 – 560 с.
14. Практикум по дифференциальной диагностике профессиональной пригодности. Под редакцией Бодрова В.А. М.: ПЕР СЭ, 2004. – 768 с.
15. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. СПб.: Речь, 2003. – 249 с.
16. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 315 с.
17. Суркова, Е.Г. Проективные методы диагностики: Психологическое консультирование детей и подростков: Учебное пособие для студентов вузов / Е.Г. Суркова. — М.: Аспект Пресс, 2008. — С. 319.
18. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 315 с.
19. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. - СПб, 2002. - 480 с.
20. Шостак В.И., Косенков Н.И. Психофизиология восприятия: как человек воспринимает мир и свое тело. СПб.: РОСК, 2004. – 134 с.
21. Червинская К.Р., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика и инженерия знаний. СПб.: Ювента, 2004. – 624 с.
22. Яньшин П.В. Психосемантика цвета. СПб.: Речь, 2006. – 368 с.

Вопрос-ответ:

Какие основные характеристики проективных методов диагностики?

Основные характеристики проективных методов диагностики включают следующие аспекты: непрямое измерение психических процессов и состояний, использование символических материалов, высокую степень свободы интерпретации данных, возможность изучения бессознательных аспектов личности, фокус на индивидуальных особенностях, нестандартность подхода, дополнительный контентный уровень, простоту применения и высокую информативность.

В чем суть и основные характеристики проективных методик?

Суть проективных методик заключается в предложении испытуемому определенной стимулирующей ситуации, в результате которой проявляются его индивидуальные особенности, скрытые мотивы и бессознательные процессы. Основные характеристики проективных методик включают непрямость и неявность измерений, использование специальных символических материалов, нестандартность подхода, высокую интерпретационную свободу и возможность изучения личностных особенностей.

Каким образом проективные методы диагностики применяются на практике?

Проективные методы диагностики применяются на практике в рамках психологических исследований, клинической работы и практической психологии. Они могут быть использованы для изучения личности, выявления психических состояний, психологической помощи, психотерапии, подбора персонала, оценки эмоционального состояния и многих других сферах. Применение проективных методов требует специальной подготовки и детального анализа результатов.

Какие задачи и гипотезы могут быть поставлены в исследовании с использованием проективных методов?

В исследовании с использованием проективных методов могут быть поставлены различные задачи и гипотезы. Например, задачей может быть выявление связей между символическими материалами и психическими процессами, исследование влияния определенных внешних факторов на результаты проективных методик, анализ индивидуальных особенностей и т.д. Гипотезы, соответствующие этим задачам, могут быть связаны с предположением о наличии определенных закономерностей и связей в проявлении психических состояний и личностных особенностей.

Какая история возникновения проективных методов диагностики?

История возникновения проективных методов диагностики начинается с конца XIX века, когда были разработаны первые проективные тесты. Одним из первых исследователей в этой области был Герман Роршах, который в 1921 году создал известный Роршаховский тест. С тех пор проективные методы диагностики развивались и использовались в психологии и психиатрии для изучения личности, выявления эмоциональных и психических состояний.

В чем состоит сущность и основные характеристики проективных методик?

Сущность проективных методик заключается в том, что они основаны на предположении, что человек проецирует свои внутренние состояния и конфликты на внешний мир. Это позволяет исследователям расшифровать эти проекции и получить информацию о личности испытуемого. Основные характеристики проективных методик включают неструктурированность, неоднозначность и интерпретативность получаемых данных.

Какие практические аспекты исследования можно использовать при применении проективных методик?

Применение проективных методик в исследованиях позволяет получить информацию о личности испытуемого, его эмоциональном состоянии, мотивациях и конфликтах. Эти методы могут использоваться в области психологии, психиатрии, психотерапии и других смежных областях. Проективные методики обладают высокой гибкостью и могут адаптироваться для разных целей и условий исследования.

Какие задачи и гипотезы можно ставить перед исследованием с применением проективных методов?

Исследования с применением проективных методов могут иметь разные задачи и гипотезы в зависимости от исследуемой области. Например, задачи могут быть связаны с исследованием личности, выявлением эмоциональных состояний, изучением мотивации или психических расстройств. Гипотезы могут предполагать связь между определенными проекциями и определенными характеристиками личности или состояниями.

Какие основные характеристики проективных методов диагностики?

Основными характеристиками проективных методов диагностики являются неструктурированность, многозначность и амбигуитет. Эти методы позволяют получить информацию о внутреннем мире человека, его эмоциональном состоянии, мотивах и личностных особенностях.