Особенности форм цикла Э.Х. Грига для голоса в сопровождении фортепиано

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Музыка
  • 27 27 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 11.07.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1 Творческий портрет Эдварда Грига 5
1.1 Краткие биографические сведения 5
1.2 Творчество Грига в контексте национального направления в романтическом искусстве 9
Глава 2. Особенности формообразования во второй тетради цикла для голоса в сопровождении фортепиано Э. Грига op.33 на слова Винье 11
2.1 Общестилевая характеристика вокального цикла op. 33 11
2.2 Формообразование в цикле для голоса с фортепиано op. 33 13
2.2.1 «Старая мать» 13
2.2.2 «Тогда зови» 15
2.2.3 «По дороге на родину» 17
2.2.4 «О дружбе» 19
2.2.5 «Вера» 22
2.2.6 «Цель» 23
Заключение 26
Список литературы 27
Нотография 27
Фрагмент для ознакомления

d moll, появление альтерированных аккордов, в том числе второй низкой. Нисходящий хроматический элептический оборот от второй низкой к пятой ступени. d moll d moll d moll, появление альтерированных аккордов, в том числе второй низкой. Нисходящий хроматический элептический оборот от второй низкой к пятой ступени. d moll
Куплетно-вариантная форма выписана композитором в нотном тексте, однако при повторе изменения минимальны и касаются второй фразы первого предложения.
В 1 части звучание вокальной партии характеризуется чуть более простым ритмическим рисунком:

Во втором варианте куплета появляется пунктирный ритм:

Этот ритмический вариант мелодии (следующий за текстом) является единственным отличием между частями, других изменений (фактурных, динамических, гармонических) нет.

2.2.5 «Вера»
Вокальное произведение имеет подзаголовок, оставленный композитором: «в духе псалма». Две песни – «Дружба» и «Вера» - по своему содержанию отличаются от других романсов вокальных циклов на слова Винье. В стихотворной основе – отсутствие лирики, тематика связана с разочарованием в тех или иных общественных отношениях. Это та ипостясь романтического искусства, которая практически не находит отражения в формах миниатюр. Однако, Григ избирает именно такие тексты поэта, давая собственное их прочтение.
По словам Ф. Бенестадта и Д. Шельдерупа, «композитор не понял издевки поэта над ханжеством, царящим в мире христиан». Представляется, что композитор отразил в этом романсе несколько иное содержание: музыкальными средствами псалма (хоральная фактура, медленный темп, размер 4\2, строение мелодической линии) он создал ощущение религиозной архаики, таящей в себе как внутреннюю силу, так и формализм, безразличный к чувствам людей. Отсюда - уравновешенная по законам мелодики строго стиля мелодическая линия, лишенная всяческой индивидуальности:

Интонационно индивидуальное содержание, авторский взгляд на тематику романса «прорывается» в кульминационной зоне:

и в завершающем построении, где композитор дважды повторяет значимую для него фразу поэтического первоисточника: «что равным им не стал никто».
Форма «Веры» - строфическая, романс состоит из 7 двухтактовых построений (6 и 7 построение – на один и тот же текст).

2.2.6 «Цель»
Последний романс цикла наиболее развернутый по протяженности и разносторонний по содержанию. «Цель» была задумана Винье как «манифест целеустремленных людей нашей страны, как требование нести высоко знамя до окончательной победы. Стихотворение было напечатано в газете «Дёлен» («Житель долины») как призыв к подписчикам».
В музыке Грига данный текст приобрел иное, общечеловеческое звучание. Энергичный характер стиха композитор передает с использованием национального танцевального жанра халдинга, что обращает революционную суть в национальную героику. Пустые квинты на тоническом органном басу, звучащие одновременно с доминантовыми гармониями в верхних голосах являются теми чертами стиля Грига, которые относятся к национальной природе его почерка:

Жанровость, танцевальность в заключительной песне цикла позволяет находить в нем черты финала, по аналогии с сонатно-симфоническими концепциями.
Форма романса «Цель» - сложная трехчастная, внутренне строение каждой части тяготеет к строфическому принципу:
Инструментальное вступление I часть Инструментальная интерлюдия II часть Инструментальная интерлюдия III часть Кода Инструментальная постлюдия Четырехтактовое вступление. Простая двухчастная форма. Allegro moderato. Строфическая сквозная форма. Динамическая реприза. Простая двухчастная форма. A tempo. Tranquillamente. Animato, на материале первой части и репризы, с использованием кульминации среднего раздела. Завершающая интерлюдия апофеоз, 10 тактов. G dur G dur G dur – d moll d moll (ре дорийский), активное модуляционное движение развивающего типа. G dur. G dur Es dur G dur. Активное модуляционное движение развивающего типа G dur
Обобщая принципы музыкальной организации во второй тетради вокального цикла на слова Винье Эдварда Грига, необходимо отметить такие черты романсов, как:
Общность содержания вокального цикла связана только со стилистикой поэтического первоисточника. Общее настроение скорби, которое Ф. Бенестадт и Д. Шельдеруп считают основой всего цикла, не находят отражение в «По дороге на родину».
Для мелодики большинства романсов характерна декламационность, являющаяся отражением восприятия Грига стилистики поэта Винье.
Национальная основа воплощена преимущественно в аккордике, сочетающей архаические элементы (более всего – в «Дружбе» и «Вере») и средства романтического мажоро-минора, с альтерированным аккордами.
Форма произведений тяготеет к строфической, следует за строением поэтического первоисточника. В отдельных романсах – куплетно-вариантная («О дружбе»), простая двухчастная («По дороге на родину»), тяготеющая к сквозной («Вера»), сложная трехчастная («Цель»).

Заключение
Вторая тетрадь вокального цикла op.33 на слова Винье является образцом стиля зрелого периода творчества Эдварда Хагерупа Грига. В мелодике и аккордике сильно национальное начало, да и сам выбор текстов для камерно-вокальных произведений отражает проблематику утверждения ценностей норвежской культуры.
Краткое исследование и обзор отдельных частей второй тетради дан в монографии Ф. Бенестадта и Д. Шельдеруп-Эббе «Эдвард Григ – человек и художник». Вопросы музыкальной формы данного цикла в источниках на русском языке не затрагивались. В связи с этим, в курсовой работе был осуществлен разбор принципов формообразования в вокальном цикле, выявлены его характерные черты, суммированные в заключительном разделе второй главы работы.
Обратившись к характеристике биографии и творчества Грига в первой главе работы, в этом контексте были проанализированы романсы «Старая мать», «Тогда зови», «По дороге на родину», «О дружбе», «Вера», «Цель», охарактеризованы средства музыкальной выразительности и принципы формообразования.
Цель и задачи курсовой работы выполнены.


Список литературы
Асафьев Б. Григ. — Изд. 4-е. – Л.: Музыка, 1986. — 88 с.
Бенестадт Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ – человек и художник. Перевод с норвежского И.И. Мохова. — М.: Радуга, 1986. — 376 с.
Летова С.Г. Эдвард Григ. — М.: Музыка, 1974. — 56 с.
Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. — Спб.: Лань, 2001. — 496 с.


Нотография
Григ Э. Романсы и песни. Для голоса в сопровождении фортепиано. В трех томах. Том 2. — М.: Музыка, 1981. – 136 с.




Бенестадт Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ – человек и художник. Перевод с норвежского И.И. Мохова. — М.: Радуга, 1986. — С. 27.
Асафьев Б. Григ. — Изд. 4-е. – Л.: Музыка, 1986. — С. 10.
Летова С.Г. Эдвард Григ. — М.: Музыка, 1974. — С. 25.
Бенестадт Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ – человек и художник. Перевод с норвежского И.И. Мохова. — М.: Радуга, 1986. — С. 80.
Бенестадт Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ – человек и художник. Перевод с норвежского И.И. Мохова. — М.: Радуга, 1986. — С. 102-103.
Бенестадт Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ – человек и художник. Перевод с норвежского И.И. Мохова. — М.: Радуга, 1986. — С. 126.
Бенестадт Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ – человек и художник. Перевод с норвежского И.И. Мохова. — М.: Радуга, 1986. — С. 133.
Бенестадт Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ – человек и художник. Перевод с норвежского И.И. Мохова. — М.: Радуга, 1986. — С. 163.
Асафьев Б. Григ. — Изд. 4-е. – Л.: Музыка, 1986. — С. 39.
Бенестадт Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ – человек и художник. Перевод с норвежского И.И. Мохова. — М.: Радуга, 1986. — С. 165.
Там же.
Подробнее об этом см.: Бенестадт Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ – человек и художник. Перевод с норвежского И.И. Мохова. — М.: Радуга, 1986. — С. 169.
Григ Э. Романсы и песни. Для голоса в сопровождении фортепиано. В трех томах. Том 2. — М.: Музыка, 1981. — С. 67 – 69.
Бенестадт Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ – человек и художник. Перевод с норвежского И.И. Мохова. — М.: Радуга, 1986. — С. 168.
Бенестадт Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ – человек и художник. Перевод с норвежского И.И. Мохова. — М.: Радуга, 1986. — С. 169.
На доминантовом басу звучит аккорд, близкий доминанте, но отличающийся отсутствием терции, удержанным мелодическим звуком тоники в сопрано, и высокой септимой. Этот альтерированный, содержащий чистые созвучия (квинта) аккорд выражает ощущение внутреннего холода, оцепенения, разочарования.
Трезвучие второй низкой ступени, субдоминантовый терцквартаккорд с высокой септимой, субдоминантовый терцквартаккорд с низкой квинтой, доминантовый септаккорд к третьей ступени (фа мажору).
Бенестадт Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ – человек и художник. Перевод с норвежского И.И. Мохова. — М.: Радуга, 1986. — С. 169.
Бенестадт Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ – человек и художник. Перевод с норвежского И.И. Мохова. — М.: Радуга, 1986. — С. 169.
Бенестадт Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ – человек и художник. Перевод с норвежского И.И. Мохова. — М.: Радуга, 1986. — С. 165-169.












21

Список литературы
1. Асафьев Б. Григ. — Изд. 4-е. – Л.: Музыка, 1986. — 88 с.
2. Бенестадт Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ – человек и художник. Перевод с норвежского И.И. Мохова. — М.: Радуга, 1986. — 376 с.
3. Летова С.Г. Эдвард Григ. — М.: Музыка, 1974. — 56 с.
4. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. — Спб.: Лань, 2001. — 496 с.


Нотография
I. Григ Э. Романсы и песни. Для голоса в сопровождении фортепиано. В трех томах. Том 2. — М.: Музыка, 1981. – 136 с.



Вопрос-ответ:

Что такое цикл Э. Х. Грига для голоса в сопровождении фортепиано?

Цикл Э. Х. Грига для голоса в сопровождении фортепиано - это совокупность композиций композитора Эдварда Грига, которые предназначены для исполнения вокалистом с аккомпанементом на фортепиано.

Какие особенности формообразования присутствуют во второй тетради цикла Э. Грига op. 33?

Во второй тетради цикла Э. Грига op. 33 присутствуют различные особенности формообразования, такие как использование вариации темы, конструкция сонатной формы, а также применение различных музыкальных приёмов, таких как повторы, развитие и заключение.

Какое место занимает творчество Грига в контексте национального направления в романтическом искусстве?

Творчество Грига занимает важное место в контексте национального направления в романтическом искусстве. Он был одним из первых композиторов, который использовал национальные мотивы и традиции родной Норвегии в своих произведениях, что сделало его творчество уникальным и оригинальным.

Какие краткие биографические сведения можно найти о Эдварде Григе?

Эдвард Григ был норвежским композитором, жившим в XIX веке. Он родился в 1843 году и скончался в 1907 году. Григ был известен своими пьесами для фортепиано, а также вокальными и оркестровыми произведениями. Он является одним из наиболее известных и уважаемых композиторов Норвегии.

Какая общая стилевая характеристика вокального цикла Э. Грига op. 33?

Вокальный цикл Э. Грига op. 33 имеет общую стилевую характеристику романтизма. В нём присутствуют эмоциональные выражение и сильные музыкальные образы. Композитор использует разнообразные музыкальные приёмы, чтобы передать глубокие эмоции и настроения, которые содержатся в тексте.

Почему творчество Эдварда Грига важно для национального направления в романтическом искусстве?

Творчество Эдварда Грига важно для национального направления в романтическом искусстве, потому что он успешно сочетал в своей музыке элементы народной и скандинавской музыкальной традиции. Григ создавал проникновенные и эмоциональные композиции, которые являлись отражением национального духа и ландшафта Норвегии. Его музыка стала символом национального самосознания и помогла укрепить идентичность народа.

Каковы основные особенности формы цикла для голоса в сопровождении фортепиано Эдварда Грига?

Основными особенностями формы цикла для голоса в сопровождении фортепиано Эдварда Грига является использование циклической структуры, когда несколько песен объединены общей тематикой и мотивами. Кроме того, Григ часто использует повторение музыкальных фраз и различные вариации темы внутри цикла, создавая единое музыкальное произведение. Также стоит отметить, что Григ умело сочетал голос и фортепиано, создавая прекрасное взаимодействие и взаимное дополнение между ними.

Какие биографические сведения известны о Эдварде Григе?

Эдвард Григ был норвежским композитором и пианистом, родившимся 15 июня 1843 года в городе Берген, Норвегия. Он был выдающимся представителем романтической музыки и национального направления в искусстве. Григ получил музыкальное образование в Лейпцигской консерватории и активно выступал как пианист и дирижер. Он также являлся одним из основателей Норвежского музыкального общества и помог развитию музыкальной культуры своей родной страны.

Какие особенности формы цикла Эдварда Грига для голоса в сопровождении фортепиано?

Особенности формы цикла заключаются в его структуре и композиционных приемах. Каждая глава цикла имеет свою тему, которая развивается и повторяется в каждой песне. Также в цикле присутствуют элементы риторики, которые влияют на формирование общей структуры.