Понятие религиозного мифа
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 11 + 11 источников
- Добавлена 21.07.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Понятие религиозного мифа в работах М. Элиаде, В. Топорова,Р. Кайуа 4
2. Функции религиозного мифа 7
3. Основные типы религиозных мифов 11
Заключение 19
Список литературы 21
Однако ассоциации с «двойником» могли возникнуть только при взгляде на «идентичных» гомозиготных близнецов, т. е. однополых. В процессе становления представлений о близнецах как воплощении антитезы в эту схему был включен образ разнополой близнечной пары. Оппозиция ‘мужское/женское’ занимает особое место в ряду бинарных оппозиций.
Универсальность данной антитезы, наглядно воплощенная в природе, была быстро осознана и положила начало дальнейшей сексуализации космоса: она «вбирает в себя» прочие оппозиции, становясь при этом чистым знаком. Мифологема близнецов воплощает в себе основополагающий принцип восприятия мира. Здесь можно согласиться с взглядами, основанными на бинарных оппозициях в основе любого явления, но это справедливо лишь по отношению к явлениям антропогенным. Попытки древних увидеть четкую иерархизированную структуру в явлениях, не относящихся к человеческой культуре, можно классифицировать как стремление человека «окультурить» окружающее пространство. Примерно так первобытное мышление противопоставляло Луну и Солнце, в реальности относящиеся к различным категориям небесных тел.
Мифы тотемические составляют непременную часть комплекса тотемических верований и обрядов родоплеменного общества; в основе этих мифов лежат представления о фантастическом сверхъестественном родстве между определённой группой людей (родом и др.) и т. н. тотемами, т. е. видами животных и растений. По содержанию тотемические мифы очень просты. Основные персонажи наделены в них чертами и человека, и животного. В наиболее типичном виде тотемические мифы известны у австралийцев и африканских народов. К. Леви-Строса на происхождение тотемизма, с которым близнечность тесно связана в традиционном мировоззрении: «Глобальное постижение людей и животных как чувственных существ, на чем и основывается их отождествление, приводит к осознанию оппозиций: сначала между логическими качествами, мыслимыми как составные части поля, а затем, внутри поля, между “человеческим” и “не-человеческим”».
Календарные мифы теснейшим образом связаны с циклом календарных обрядов, как правило, с аграрной магией, ориентированной на регулярную смену времён года, в особенности на возрождение растительности весной (сюда вплетаются и солярные мотивы), на обеспечение урожая. В древних средиземноморских земледельческих культурах господствует миф, символизирующий судьбу духа растительности, зерна, урожая. Распространён календарный миф об уходящем и возвращающемся или умирающем и воскресающем герое (мифы об Осирисе, Таммузе, Балу, Адонисе, Ammuce, Дионисе и др.). В результате конфликта с хтоническим демоном, богиней-матерью или божественной сестрой-женой герой исчезает или погибает или терпит физический урон, но затем его мать (сестра, жена, сын) ищет и находит, воскрешает, и тот убивает своего демонического противника. Структура календарных мифов имеет много общего с композицией мифов, связанных с ритуалами инициации или интронизации царя-жреца. В свою очередь они оказали влияние на некоторые героические мифы и эпические предания, на мифы о сменяющих друг друга мировых эпохах, на мифы эсхатологические.
Мифы героические фиксируют важнейшие моменты жизненного цикла, строятся вокруг биографии героя и могут включать его чудесное рождение, испытания со стороны старших родичей или враждебных демонов, поиски жены и брачные испытания, борьбу с чудовищами и другие подвиги, смерть героя. Биографическое начало в героическом мифе в принципе аналогично космическому началу в мифе космогоническом; только здесь упорядочивание хаоса отнесено к формированию личности героя, способного в дальнейшем поддержать своими силами космический порядок. Отражением инициации в героическом мифе является обязательный уход или изгнание героя из своего социума и странствия в иных мирах, где он приобретает духов-помощников и побеждает демонических духов-противников, где ему иногда приходится пройти через временную смерть (проглатывание и выплёвывание чудовищем; смерть и воскрешение--инициационные символы). Инициатором испытаний (принимающих иногда форму выполнения «трудной задачи») может быть отец, или дядя героя, или будущий тесть, или племенной вождь, небесное божество, например бог-Солнце, и т. п. Изгнание героя иногда мотивируется его проступками, нарушением табу, в частности, инцестом (кровосмешением с сестрой или женой отца, дяди), также угрозой для власти отца-вождя. Герой как термин греческой мифологии означает сына или потомка божества и смертного человека. В Греции имел место культ умерших героев. Героический миф -- важнейший источник формирования, как героического эпоса, так и сказки.
Мифы эсхатологические о «последних» вещах, о конце мира возникают относительно поздно и опираются на модели мифов календарных, мифов о смене эпох, мифов космогонических. В противоположность космогоническим мифам, эсхатологические рассказывают не о возникновении мира и его элементов, а об их уничтожении - гибель суши во всемирном потопе, хаотизация космоса и др. Трудно отделить мифы о катастрофах, сопровождавших смену эпох (о гибели великанов или старшего поколения богов, живших до появления человека, о периодических катастрофах и обновлении мира), от мифов о конечной гибели мира. Более или менее развитую эсхатологию находим в мифах аборигенов Америки, в мифологиях древнескандинавской, индуистской, иранской, христианской (евангельский «Апокалипсис»). Эсхатологическим катастрофам часто предшествуют нарушение права и морали, распри, преступления людей, требующие возмездия богов. Мир погибает в огне, потопе, в результате космических сражений с демоническими силами, от голода, жары, холода и т. п. миф цивилизация легенда предание
Заключение
Религиозный миф с учетом всего своего многообразия в первую очередь призван сохранять свое религиозное значение. Сегодня представляется очевидной роль религии в формировании культурных ценностей. Очевидно, что таковое положение вещей формировалось исторически и его нельзя просто игнорировать ни со стороны общества, ни со стороны государства. Религиозный ренессанс заставляет пересмотреть то отношение к религии, которое на протяжении прошлого столетия диктовала секуляризация.
Секуляризация сегодня стала ключевым слово в анализе социального значения религии. По сути, она описывает процесс снижения значимости религиозного мировоззрения, а в идеале и полный отказ от него. В настоящее время секуляризация стала настолько обыденным явлением для анализа религиозности, что часто воспринимается как очевидный факт. Однако стоит помнить о том, что секуляризация имеет вполне определенные исторические рамки возникновения и сегодня в новых условиях современности она может исчерпать свой положительный потенциал, и уже не играть ту роль, которая она выполняла на протяжении последних двухсот лет.
Религия была важнейшей сферой общественной жизни, более того, во многом определяла ее на протяжении многих тысячелетий. На определенном этапе религиозные нормы вступили в противоречие с динамикой общественной жизни, так как отстаивали традиционные ценности, при этом не позволяя пояснить новые знания, которые не укладывались в рамки религиозной догматики. Все это привело к тому, что религия стала своего рода тормозом социального прогресса, что привело к возникновению стремления ограничить ее влияние на социальную жизнь. Результатом такого стремления и стало развития процесса секуляризация. Для этапа модерна, который и породил секуляризацию, она была вполне передовой концепцией, которая позволяла обеспечить развития социальных отношений и общественный прогресс в целом.
Развитие религиозного мифа продолжается и в настоящее время. Большой ошибкой будет считать данный феномен исключительно явлением родового строя, архаичной эпохи. Миф как форма общественного сознания продолжает проявлять себя в силу того, что играет уникальное значение образного объяснения мира. До настоящего времени не существует эффективного заменителя мифа, что и определяет его значение в религии и в других областях жизни.
Список литературы
Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное / Пер. с фр. И вступ. ст. С.Н. Зенкина. – М.: ОГИ.2003. – 296 с.
Лосев А.Ф. Античная мифология в ее диалектическом развитии.
Лосев А.Ф. Диалектика мифа.
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. Изд-е 3-е. М. 2000
Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. М.: Советская энциклопедия. 1991 (особо см. вступительную статью в т. 1 – стр. 11 - 20)
Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л. 1976
Теологический энциклопедический словарь под ре. Уолтера Элвелла. М.: Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ. 2003. С. 690 – 693
Токарев С.А. Что такое мифология
Элиаде М. Аспекты мифа. Инвест ППП. 1995. 239 с.
Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость. СПб. Алетейя. 1998. 249 с.
Элиаде М. Мифы. Сновидения. Мистерии. Рефл-бук. Ваклер. 1996. 285 с.
Элиаде М. Аспекты мифа. Инвест ППП. 1995. 239 с.
Элиаде М. Аспекты мифа. Инвест ППП. 1995. 239 с.
Теологический энциклопедический словарь под ре. Уолтера Элвелла. М.: Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ. 2003. С. 690 – 693
Гуревич П.С. Философская антропология / П.С. Гуревич. – М.: Вестник, 1997. – С. 67.
Токарев С.А. Мифология / С.А. Токарев // Мифы народов мира: энциклопедия. – М.,
1980. – Т. 1. – С. 15-16.
Леви-Стросс К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. – М., 1983. - с.271.
Мечковская Н.Б. Язык и религия: пособие для студентов гуманитарных вузов / Н.Б. Мечковская. – М., 1998. - с.29.
Та же. - с.28.
Мечковская Н.Б. Язык и религия: пособие для студентов гуманитарных вузов / Н.Б. Мечковская. – М., 1998. - с.157.
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М., 2000. - с.205.
Евзлин М. Космогония и ритуал. - М., 1993. - с.108.
Тайлор, Э. Б. Первобытная культура. М., 1989. - с. 435.
Леви-Строс, К. Первобытное мышление. М., 1994. - с. 106.
2
1. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное / Пер. с фр. И вступ. ст. С.Н. Зенкина. – М.: ОГИ.2003. – 296 с.
2. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее диалектическом развитии.
3. Лосев А.Ф. Диалектика мифа.
4. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. Изд-е 3-е. М. 2000
5. Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. М.: Советская энциклопедия. 1991 (особо см. вступительную статью в т. 1 – стр. 11 - 20)
6. Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л. 1976
7. Теологический энциклопедический словарь под ре. Уолтера Элвелла. М.: Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ. 2003. С. 690 – 693
8. Токарев С.А. Что такое мифология
9. Элиаде М. Аспекты мифа. Инвест ППП. 1995. 239 с.
10. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость. СПб. Алетейя. 1998. 249 с.
11. Элиаде М. Мифы. Сновидения. Мистерии. Рефл-бук. Ваклер. 1996. 285 с.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет понятие религиозного мифа?
Понятие религиозного мифа используется для описания особого типа мифологических рассказов, которые входят в состав религиозных учений и выполняют определенные функции в вероисповедании.
Какие функции выполняет религиозный миф?
Религиозный миф выполняет несколько функций, включая объяснение происхождения мира и человека, установление связи с сверхъестественными силами, обрядовое использование и символическое выражение верований.
Какие типы религиозных мифов существуют?
Существует несколько типов религиозных мифов, таких как мифы о создании мира, мифы о богах, мифы о героях, мифы о воскрешении и мифы о конце света.
Какие авторы внесли вклад в понимание религиозного мифа?
М. Элиаде и Р. Кайуа стали известными исследователями религиозного мифа. В своих работах они подробно рассматривали понятия, функции и типы религиозных мифов.
Какие ассоциации возникают при рассмотрении идентичных гомозиготных близнецов?
При рассмотрении идентичных гомозиготных близнецов могут возникнуть ассоциации с двойником, так как они имеют одинаковый генетический материал и выглядят очень похоже. Это может вызывать интерес и любопытство у людей.
Что такое религиозный миф?
Религиозный миф - это набор вымышленных или сказочных рассказов, которые используются для передачи религиозных и культурных ценностей. Они объясняют происхождение мира, создание человека и другие важные аспекты религии.
Какие функции выполняет религиозный миф?
Религиозный миф выполняет несколько функций. Он объясняет мир и его сущность, предоставляет модель поведения для последователей религии, обеспечивает форму социальной организации и предоставляет опору и утешение для верующих.
Какие типы религиозных мифов существуют?
Существует несколько основных типов религиозных мифов. Это мифы о происхождении мира, мифы о богах и героях, мифы о создании человека и мифы о судьбе и жизни после смерти.
Какие исследователи занимались понятием религиозного мифа?
Множество исследователей изучали понятие религиозного мифа. Известные названия в этой области включают Мирчу Элиаде, Руслана Топорова и Рауля Кайуа. Они внесли значительный вклад в понимание религиозных мифов.
Можно ли сказать, что религиозный миф - это своего рода аллегория?
Да, религиозный миф в определенной степени может рассматриваться как аллегория. Он содержит символические элементы и образы, которые обычно не имеют буквального значения, но представляют собой аллегорические представления о религиозных историях и верованиях.
Какие работы можно отнести к понятию религиозного мифа?
В работах М. Элиаде и Р. Кайуа можно найти понятие религиозного мифа.