Финансовый контроль на финансовых рынках и его совершенствование
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 31 + 31 источник
- Добавлена 31.03.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ
1.1. Понятие финансового рынка и характеристика его видов
1.2.Сущность финансового контроля, виды и методы
1.3.Органы, осуществляющие финансовый контроль
2.АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ
2.1.Оценка современного состояния финансового контроля на финансовых рынках России
2.2.Анализ результатов контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой РФ в 2008-2010 гг.
2.3.Пути улучшения деятельности Счетной палатой РФ при осуществлении финансового контроля на финансовом рынке
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Проверками было охвачено 58 объектов в 34 субъектах Российской Федерации. В ходе контрольных мероприятий выявлены нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 1 475,6 млн. рублей, в том числе нецелевое использование средств федерального бюджета в объеме 31,7 млн. рублей. По результатам проверок Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, руководителям субъектов Российской Федерации и руководителям организаций направлено 18 представлений и 37 информационных писем о необходимости принятия мер по устранению нарушений. Значительная часть предложений, содержащихся в этих представлениях и письмах, принята и реализуется. По результатам четырнадцати контрольных мероприятий материалы направлены в правоохранительные органы.На рис. 6 показана структура нарушений, выявленных в 2010 году.Рис.6. Структура нарушений, выявленных в 2010 году.Проведенными Счетной палатой в 2009 году контрольными мероприятиями выявлено большое количество нарушений, допущенных в ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, использования бюджетных средств.В 2009 году объем средств, использованных с нарушением законодательства в финансово-бюджетной сфере, составил 238,3 млрд. рублей, из них объем нецелевого использования бюджетных средств – 3,8 млрд. рублей.По итогам контрольных мероприятий Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иным участникам бюджетного процесса в течение 2009 года направлено 320 представлений и предписаний Счетной палаты, 438 информационных писем. Президенту Российской Федерации направлено 15 информационных писем, Правительству Российской Федерации – 5 представлений и 107 информационных писем.Рис.7. Динамика объемов выявленных финансовых нарушений в 2005-2009 годахОсновные показатели, характеризующие работу Счетной палаты в 2008 году, приведены в следующей таблице:Выводы:Согласно информации, предоставленной на сайте Счетной палаты итоги деятельности Счетной палаты в 2008 - 2010 годах свидетельствуют об эффективности ее работы по выявлению потерь финансовых ресурсов государства, возврату незаконно израсходованных средств, подготовке предложений по устранению причин существующих недостатков. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Счетная палата стала инструментом, с помощью которого общество реально осуществляет аудит своего государства. Всего за 2000 - 2010 годы Счетная палата провела 5528 контрольных мероприятий (в 2000 году - 390, в 2010 году - 371). В ходе контрольных мероприятий выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 1850,5 млрд. рублей (в 2000 году - 63,2 млрд. рублей, в 2010 году - 483,9 млрд. рублей). По результатам контрольных мероприятий в 2000 - 2010 годах Счетной палатой было направлено органам государственной власти, предприятиям и организациям 4498 представлений и предписаний. По выявленным фактам нарушения законодательства 1214 материалов были направлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и иные правоохранительные органы, возбуждено более 1170 уголовных дел. В 2000 - 2010 годах было проведено 571 заседание Коллегии Счетной палаты (в 2000 году - 44, в 2010 году - 64). Рассмотрено 7926 вопросов (в 2000 году - 638, в 2009 году - 891). 2.3.Пути улучшения деятельности Счетной палатой РФ при осуществлении финансового контроля на финансовом рынке1. До настоящего времени законодательно не решена проблема разграничения функций внешнего и внутреннего государственного финансового контроля, не развита система внутреннего финансового контроля, имеет место дублирование функций органов государственного финансового контроля.Необходима подготовка новой редакции раздела IX «Государственный и муниципальный финансовый контроль» Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющей понятия внешнего и внутреннего государственного финансового контроля, принципы организации, формы и методы его осуществления, систему органов государственного и муниципального финансового контроля, правовые основы создания и деятельности указанных органов.2. В целях дальнейшего совершенствования законодательного регулирования государственного финансового контроля требуется внесение комплексных изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушения бюджетного законодательства.3. Для дальнейшего совершенствования и повышения эффективности, усиления действенности государственного финансового контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов необходимо дальнейшее совершенствование законодательства о Счетной палате, принятие внесенного Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым 30 сентября 2010 года на рассмотрение Государственной Думы проекта федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».4. В течение 2010 года кассовое исполнение расходов на реализацию ряда ФЦП находилось на низком уровне, что обусловлено, в частности, длительностью проведения конкурсных процедур и заключения государственных контрактов на выполнение работ, оказание услуг, а также отсутствием утвержденной проектно-сметной документации по ряду строек и объектов.Неравномерное исполнение расходов по отдельным мероприятиям ПНП обусловлено в основном графиком поставки оборудования и расходных материалов, а также оплатой государственных контрактов по факту поставкипривели к сокращению законодательно утвержденного размера дефицита федерального бюджета, что наряду с дополнительными поступлениями от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации, обусловило уменьшение объема средств Резервного фонда, направленных на финансовое обеспечение сбалансированности федерального бюджета.5.В целях совершенствования налогового законодательства, бюджетного процесса и обеспечения большей прозрачности при формировании и исполнении федерального бюджета Счетная палата полагает целесообразным обеспечить:принятие федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;подготовку и принятие федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», предусматривающего изложение в новой редакции раздела IX «Государственный и муниципальный финансовый контроль»;подготовку и принятие программы Правительства Российской Федерации по развитию доходного потенциала бюджетной системы;реализацию Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, включая реализацию мер, направленных на кардинальное повышение качества управления государственными финансами Минфином России и главными администраторами средств федерального бюджета, создание надежной системы внутреннего финансового контроля, отвечающей современным требованиям;внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, исключающих возможность неправомерного снижения размера налоговых платежей путем минимизации налоговой базы;внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, направленных на стимулирование инновационной активности хозяйствующих субъектов;осуществление мер по своевременной подготовке и принятию нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, обеспечивающих реализацию федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год;принятие мер по повышению качества макроэкономического прогнозирования;равномерное исполнение доходов и расходов федерального бюджета, эффективное использование бюджетных средств в течение года, исполнениерасходов федерального бюджета в полном объеме;принятие мер по реализации в полном объеме федеральных целевых программ, обеспечению эффективного и прозрачного использования бюджетных расходов инвестиционной направленности;последовательное снижение дефицита федерального бюджета;усиление контроля за обоснованностью внешних заимствований и повышение эффективности использования заемных средств;продолжение работы в области межбюджетных отношений по достижению оптимального баланса между объективно необходимым выравниванием бюджетной обеспеченности и созданием стимулов для экономического и налогового потенциалов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также по снижению уровня их дотационности.Выводы:1. Развить систему внутреннего финансового контроля.2. Необходима подготовка новой редакции раздела IX «Государственный и муниципальный финансовый контроль» Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющей понятия внешнего и внутреннего государственного финансового контроля, принципы организации, формы и методы его осуществления, систему органов государственного и муниципального финансового контроля, правовые основы создания и деятельности указанных органов.3. Требуется внесение комплексных изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушения бюджетного законодательства.4. В целях совершенствования налогового законодательства, бюджетного процесса и обеспечения большей прозрачности при формировании и исполнении федерального бюджета целесообразно обеспечить Счетной палатепринятие различных Федеральных законов.Выводы и предложения1. Под финансовым рынком понимается совокупность всех денежных ресурсов, которые находятся в постоянном движении под воздействием изменяющегося спроса и предложения на них со стороны различных субъектов экономики.2. Сущность финансового контроля заключается в обеспечении законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.3. Можно составить следующую классификацию органов, осуществляющих финансовый контроль (Рис. 8):Рис.8. Органы финансового управления и контроля4. Благодаря новому нормативно-правовому акту выполнение функций нормативно-правового регулирования закреплено как за ФСФР, так и за Минфином. Если отдать Минфину законодательную инициативу, а за ФСФР оставить нормативные акты, такие как приказы и инструкции,то есть разделить функции так же, как это сделано между Банком России и Минфином, то финансовый контроль будет более совершенен.5. Согласно информации, предоставленной на сайте Счетной палаты итоги деятельности Счетной палаты в 2008 - 2010 годах свидетельствуют об эффективности ее работы по выявлению потерь финансовых ресурсов государства, возврату незаконно израсходованных средств, подготовке предложений по устранению причин существующих недостатков. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Счетная палата стала инструментом, с помощью которого общество реально осуществляет аудит своего государства. 6. Для успешного финансового контроля Счетной палатой необходимо осуществить следующие мероприятия:1) Развить систему внутреннего финансового контроля.2)Необходима подготовка новой редакции раздела IX «Государственный и муниципальный финансовый контроль» Бюджетного кодекса Российской Федерации/3) Требуется внесение комплексных изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушения бюджетного законодательства.4)В целях совершенствования налогового законодательства, бюджетного процесса и обеспечения большей прозрачности при формировании и исполнении федерального бюджета целесообразно обеспечить Счетной палатепринятие различных Федеральных законов.Список использованной литературыI. Нормативно-правовые материалы:1. Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. - 25 декабря.2. Бюджетный кодекс РФ / Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - №31. - Ст. 3823.3. Налоговый кодекс РФ. Часть первая / Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - №31. - Ст. 3824.4. Федеральный закон РФ от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - №3. – Ст. 167.5. Федеральный закон Российской Федерации от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ О федеральном бюджете на 2007 год6. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"7. Федеральный закон от 11 января 1995 года №4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации"8. Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 190-ФЗ "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О Счетной палате РФ"9. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора» // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2904.10. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам» // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2780II. Специальная литература:11. Банковское дело. /Справочное пособие под ред. Бабичевой Ю. А.-- М., Экономика, 2006. 12. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М. В. Романовский и др.; Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. М.: Юрайт, 2005.13. Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации. -- М.: Изд.-торговая корп. «Дашков и Ко», 200214. Горбунова О.Н. Финансовое право. - М, 200515. Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть. Учебник. - М.: Юрист, 2005. 16. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации - М.: Система ГАРАНТ, 2007.17. Нестеренко Т.Г. Казначейская система как инструмент эффективного управления государственными финансами // Финансы. 2006. № 3.18. Новиков Д.В. Бюджетная классификация РФ в 2007 году. Журнал «Бюджет». 21.11.2006 г.19. Пансков В.Г. О роли Счетной палаты РФ в системе органов государственного финансового контроля. // Финансы - 2006. - № 920. Петров А.Ю. Государственный финансовый контроль // Финансы - №10, 200621. Правовое обеспечение финансового контроля в Российской Федерации. Т.В. Конюхова "Право и экономика", 2006, №422. Степашин С.В. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов - СПб Питер - 2004.557с. с 19-21.23. Официальный сайт Счетной палаты http://www.ach.gov.ru/ru24. Бычков С.С., Об учете межбюджетных трансфертов // Финансы №1/200725. Парыгина В.А., Тедеев А.А., Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2005.26. Овсянников Л. Государственный финансовый контроль: кому он нужен? // Президентский контроль, 2006;27. С.Миронов: В условиях финансово-экономического кризиса следует ввести налог на роскошь28. СП РФ: Нормативная база по управлению золотовалютными резервами требует доработки (http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20090504132409.shtml)29. «Коммерсантъ» № 69(4124) от 17.04. 2009 г.30. Официальный сайт Счетной палаты http://www.ach.gov.ru/ru31. www.cbr.ru
I. Нормативно-правовые материалы:
1. Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. - 25 декабря.
2. Бюджетный кодекс РФ / Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - №31. - Ст. 3823.
3. Налоговый кодекс РФ. Часть первая / Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - №31. - Ст. 3824.
4. Федеральный закон РФ от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - №3. – Ст. 167.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ О федеральном бюджете на 2007 год
6. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
7. Федеральный закон от 11 января 1995 года №4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации"
8. Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 190-ФЗ "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О Счетной палате РФ"
9. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора» // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2904.
10. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам» // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2780
II. Специальная литература:
11. Банковское дело. /Справочное пособие под ред. Бабичевой Ю. А.-- М., Экономика, 2006.
12. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М. В. Романовский и др.; Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. М.: Юрайт, 2005.
13. Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации. -- М.: Изд.-торговая корп. «Дашков и Ко», 2002
14. Горбунова О.Н. Финансовое право. - М, 2005
15. Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть. Учебник. - М.: Юрист, 2005.
16. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации - М.: Система ГАРАНТ, 2007.
17. Нестеренко Т.Г. Казначейская система как инструмент эффективного управления государственными финансами // Финансы. 2006. № 3.
18. Новиков Д.В. Бюджетная классификация РФ в 2007 году. Журнал «Бюджет». 21.11.2006 г.
19. Пансков В.Г. О роли Счетной палаты РФ в системе органов государственного финансового контроля. // Финансы - 2006. - № 9
20. Петров А.Ю. Государственный финансовый контроль // Финансы - №10, 2006
21. Правовое обеспечение финансового контроля в Российской Федерации. Т.В. Конюхова "Право и экономика", 2006, №4
22. Степашин С.В. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов - СПб Питер - 2004.557с. с 19-21.
23. Официальный сайт Счетной палаты http://www.ach.gov.ru/ru
24. Бычков С.С., Об учете межбюджетных трансфертов // Финансы №1/2007
25. Парыгина В.А., Тедеев А.А., Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2005.
26. Овсянников Л. Государственный финансовый контроль: кому он нужен? // Президентский контроль, 2006;
27. С.Миронов: В условиях финансово-экономического кризиса следует ввести налог на роскошь
28. СП РФ: Нормативная база по управлению золотовалютными резервами требует доработки (http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20090504132409.shtml)
29. «Коммерсантъ» № 69(4124) от 17.04. 2009 г.
30. Официальный сайт Счетной палаты http://www.ach.gov.ru/ru
31. www.cbr.ru
Вопрос-ответ:
Что такое финансовый контроль на финансовых рынках?
Финансовый контроль на финансовых рынках - это система мероприятий и процедур, направленных на обеспечение стабильности и эффективности функционирования финансовых рынков. Он включает в себя анализ и контроль финансовой отчетности, деятельности финансовых организаций, операций на финансовых рынках, а также нормативно-правовое регулирование.
Какие органы осуществляют финансовый контроль на финансовых рынках?
Органы, осуществляющие финансовый контроль на финансовых рынках, включают Центральный банк, комиссии по ценным бумагам и биржам, финансовые контролеры и аудиторы. Центральный банк осуществляет надзор за банками и регулирует денежно-кредитную политику. Комиссии по ценным бумагам и биржам контролируют деятельность фондовых бирж, брокерских фирм, инвестиционных компаний. Финансовые контролеры и аудиторы проводят анализ и проверку финансовой отчетности финансовых организаций.
Каковы виды и методы финансового контроля на финансовых рынках?
Виды и методы финансового контроля на финансовых рынках включают анализ финансовой отчетности, проверку соответствия нормативным актам, аудит и внутренний контроль, мониторинг финансовых рынков, обнаружение и предотвращение финансовых махинаций, контроль за соблюдением правил торговли на бирже и т. д.
Как оценивается современное состояние финансового контроля на финансовых рынках в России?
Оценка современного состояния финансового контроля на финансовых рынках в России включает анализ эффективности действующих нормативных актов, степени соблюдения финансовыми организациями требований регуляторов, результатов контрольных мероприятий и аудитов, а также уровня преступности и финансовых махинаций на финансовых рынках.
Какие виды финансовых рынков существуют?
Финансовые рынки делятся на различные виды: денежный рынок, валютный рынок, рынок ценных бумаг, рынок акций и другие.
Что такое финансовый контроль на финансовых рынках?
Финансовый контроль на финансовых рынках - это система мер и механизмов, направленных на обеспечение стабильности и эффективности функционирования этих рынков.
Какие органы осуществляют финансовый контроль?
Финансовый контроль осуществляют различные органы, такие как Центральный банк, финансовые регуляторы, государственные органы и т.д.
Как оценивается современное состояние финансового контроля на финансовых рынках России?
Современное состояние финансового контроля на финансовых рынках России оценивается как неудовлетворительное, требующее дальнейшего совершенствования и усиления контрольных мероприятий.
Какие результаты имеют контрольные мероприятия, проводимые Счетной палатой?
Результаты контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой, могут быть различными. Они могут выявить нарушения, неэффективное использование бюджетных средств, недостатки в финансовом контроле и другие проблемы, требующие дальнейшего исправления и улучшения.