Несколько рефератов по гуманитарным темам
Заказать уникальный реферат- 26 26 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 19.07.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Художественная культура Древнего Египта: росписи и пластика 5
Глава 2. Интерес к египетскому искусству как предмету коллекционирования 14
Заключение 21
Список литературы 23
За свое тридцатилетнее пребывание в Египте он стал как идейным вдохновителем египтологии, так и защитником наследия Древнего Египта. В 1857 г. следующий правитель Саид-паша (1822-1863 гг.), поддавшись на уговоры Мариэтта, согласился основать Египетский музей в комплексе складских павильонов Речной компании — бывшей пристани для пароходов на территории района Булак в Каире. Таким образом, формально был учрежден музей древней цивилизации на берегах Нила — первый музей такого рода на территории Ближнего Востока. В рамках надзора за предметами старины Огюст Мариэтт встал также во главе Службы древностей. Вскоре была собрана значительная коллекция экспонатов со всей страны благодаря интенсивным раскопкам, проводившимся под его руководством. Собрания постепенно увеличивались — по мере очередных открытий, которые совершали подопечные и сотрудники Мариэтта.
Однако размещение музея в промышленных помещениях на берегу Нила оказалось плохой идеей, потому что в его окрестностях случались частые наводнения, связанные с периодическими разливами великой африканской реки.
Особенно несчастливым выдался 1878 г., когда катастрофический разлив Нила серьезно повредил и далее полностью уничтожил многие ценные экспонаты. Тогда было принято решение о необходимости переноса собраний в новое здание музея на южной оконечности острова Гезира. Но этим планам не суждено было сбыться, и в следующем десятилетии экспонаты оставались в портовых павильонах в Булаке под угрозой подтопления — в тесноте на площадях, первоначально не предназначенных для экспонирования и музейного хранения. Перенос коллекции в другое место состоялся только при следующем директоре музея, Гастоне Масперо (1846-1916 гг.), французском археологе и египтологе, самом выдающемся ученике Огюста Мариэтта.
В 1799 г., во время экспедиции Бонапарта в Египет, была найдена знаменитая Розеттская надпись — трилингва на средне-, позднеегипетском и на греческом языках, впервые давшая реальные надежды на дешифровку иероглифов. С публикации камня началась интернациональная работа над дешифровкой. Соэга, Окерблад, де Саси, Янг (Юнг) — все внесли свой вклад в дело дешифровки, но полностью этот подвиг удалось совершить все же одному человеку — Ж.-Ф. Шампольону.
Открытие Египта для науки, работа по дешифровке поставили вопрос о создании коллекций в странах Европы и их научном издании. В создании коллекций Россия шла в ногу с Европой. Первая национальная, как мы сказали бы теперь, коллекция была приобретена Россией в 1824 г., примерно в то же время, когда появились соответствующие собрания в Германии, Франции и Италии.
Еще раньше начинается формирование частных коллекций, хотя пока не удалось выявить ни одной коллекции в России, восходящей к XVIII в., и ни одного памятника, о котором было бы точно известно, что он привезен в нашу страну до царствования Александра I. Вместе с тем относительно двух памятников из наших собраний можно, вероятно, сказать, что они были приобретены и привезены в Россию еще в XVIII в. Это статуи сановника Мире (Мери-рау, Мареа) в рижском Музее зарубежного искусства и царя Рамсеса VI в днепропетровском Историческом музее. Последняя (всего лишь вторая в нашей стране целая царская статуя) происходит из коллекции графа де Кэлюс (1692–1765), известного знатока и собирателя древностей.
Отношение российского общества к древнеегипетскому наследию, понимание его роли в культуре Отечества и выборе его исторического пути, иные, по сравнению с эпохой классицизма, обусловили изучение, популяризацию и коллекционирование памятников греко-римского искусства во второй половине XIX - первых двух десятилетиях XX в.
Духовные основы преемственности эстетических и нравственных ценностей античности сформулировал граф A.A. Бобринской, председатель императорской Археологической комиссии, в речи, посвященной её 50-летию. Конечная цель всех наук, в том числе истории и археологии, по его мнению, - христианская: «принести пользу людям, научить их истине, направить их на путь к достижению возможного счастья в жизни». Сохранение и изучение памятников прошлого позволяет использовать во благо накопленный веками духовный опыт предков, получать важнейшие жизненные уроки. Собирание и описание древностей, формирование музейных коллекций - основа системного изучения памятников, воссоздающего жизнь людей в прошлом, процесс «постепенного развития ума и искусства».
Урок древней истории - «о спокойном, постоянном, органическом развитии, о медленном, но верном прогрессе». Бобринской подчеркнул нравственное, педагогическое значение общественных и частных собраний: они призывают молодёжь к «прилежанию, к любви к отечеству, к деятельности обдуманной, положительной». «В наш век, при росте новых доктрин, при учениях тревожного свойства, теориях разрушения всего созданного, воззваниях к обращению мира в равнину запустения, дабы вновь воздвигнуть <...> невидимое новое - наилучшим противовесом этим воздушным постройкам и воспламеняющим учениям являются прохладные залы хранилищ старины», - отметил граф. Например, памятники Египта учат тому, что «толчки, перевороты, взрывы мало способствуют развитию и усовершенствованию человечества, что святое дело прогресса человеческого рода требует разума, спокойствия, времени и усидчивого труда».
Научное осмысление древнего искусства является одним из условий преемственности древнеегипетской культуры российским обществом. Антиковедение в Европе и России во второй половине XIX - начале XX в. пережило невиданный ранее подъём и расцвет. К середине XIX в., на закате эпохи классицизма, русская наука об античности, требовавшей глубокого изучения, стала самостоятельной областью знания и вышла на европейский уровень.
Заключение
Интерес европейцев к Древнему Египету возник в начале восемнадцатого столетия: наполеоновская кампания 1798 г., открытие Розеттского камня в следующем году и, главным образом, публикация 18-томного французского издания «Описание Египта» в 1809-16 гг., не только дали строго систематизированную постановку египтологии, но и подогрели интерес тех, кто уже начал собирать такие древние объекты, как саркофаги, статуэтки и жуков-скарабеев.
Среди первых, кто начал собирать эти древности, были консулы различных европейских стран. Их коллекции были затем проданы в Европе и составили первоначальное ядро египетских отделов в различных европейских музеях, как, например, в Турине, Париже, Лондоне и Берлине. Коллекцию французского консула Б. Дроветти, например, сам Шампольон рекомендовал купить России — к сожалению, этого не произошло, и она стала основой египетских разделов в Турине и в Лувре. Однако уже в 1825 г. в Петербурге, на основе приобретенной коллекции австрийского офицера Кастильона, был создан «Египетский музеум», вошедший затем в состав Эрмитажа.
Художественное и археологическое наследие Египта, таким образом, несло тяжелые потери: ситуация была настолько серьезна, что в 1830 г. один из исследователей школы Шампольона, попросил пашу Мухаммеда Али учредить специальную службу для опеки памятников. Небрежению и вседозволенности, казалось, пришел конец в 1834 г., когда на берегу озера Эзбекьях был основан музей, где все предметы каталогизировались. Это первое музейное ядро было довольно скоро перемещено в более подходящее место, в Цитадель Каира. В наличии было еще совсем немного экспонатов: они все помещались в одной комнате. Эрцгерцог австрийский Максимилиан увидел эту экспозицию во время посещения Каира в 1855 г. и попросил Аббас-пашу подарить ему некоторые из этих древностей. Паша подарил ему все содержимое комнаты. Так и случилось, что первой коллекцией Каирского музея Древнего Египта можно сегодня любоваться в Вене.
Таким образом, можно сделать вывод о большом интересе к древнеегипетскому искусству, которое выразилось в формировании большого количества музейных собраний во всей Европе и в России.
Список литературы
Аббас Шалаби. Весь Египет. BONECHI. 1995. – 210 с.
Гладкий В.Д. Древний мир: Энциклопедический словарь. Т.1. Донецк, 1996. – 980 с.
Гузик М.А. Культура Древнего Востока. М., 1997. – 450 с.
Египетские древности в С.-Петербурге //Северная пчела. 1825, № 9.
Курциус Л. Египетский храм //История архитектуры. - М., 1935. – С. 15-17.
Лившиц И. Г. Дешифровка египетских иероглифов Шампольоном //Шампольон Ж.-Фр. О египетском иероглифическом алфавите. [Л.], 1950.
Любимов Л. Искусство древнего мира. - М., Просвещение, 1980. – 312 с.
Матье М.Э. Искусство Древнего Египта // Искусство Древнего Востока. М., 1968. – 880 с.
Межуев Б.В. Античная тема в русской философской мысли второй половины XIX в. // Античное наследие в культуре России / Под ред. Г.С. Кнабе. - М.: Изд. РНИИ культурного и природного наследия, 1995. - С. 198, 199.
Мертц Б. Древний Египет: храмы, гробницы, иероглифы. М., 2003. - 320 с.
Мертц Б. Красная земля, черная земля. Древний Египет: легенды и факты. М., 2003. – 320 с.
Мифы народов мира. Энциклопедия, том I. - М., Рос. энциклопедия, 1994. – 984 с.
Тураев Б. А. Египетская литература, М., 1920. – 190 с.
Курциус Л. Египетский храм / История архитектуры. - М., 1935. С. 15.
Т у р а е в Б. А. Египетская литература, М., 1920. С. 56.
Любимов Л. Искусство древнего мира. - М., Просвещение, 1980. С 78.
Мифы народов мира. Энциклопедия, том I. - М., Рос. энциклопедия, 1994. С. 245.
Т у р а е в Б. А. Египетская литература, М., 1920. С 53.
Матье М.Э. Искусство Древнего Египта // Искусство Древнего Востока. М., 1968.
Мертц Б. Древний Египет: храмы, гробницы, иероглифы. М., 2003.
Матье М.Э. Искусство Древнего Египта // Искусство Древнего Востока. М., 1968.
Гладкий В.Д. Древний мир: Энциклопедический словарь. Т.1. Донецк, 1996.
Гузик М.А. Культура Древнего Востока. М., 1997.
Аббас Шалаби. Весь Египет. BONECHI. 1995.
Там же.
Аббас Шалаби. Весь Египет. BONECHI. 1995.
Мертц Б. Красная земля, черная земля. Древний Египет: легенды и факты. М., 2003.
Лившиц И. Г. Дешифровка египетских иероглифов Шампольоном. — Шампольон Ж.-Фр.
О египетском иероглифическом алфавите. [Л.], 1950.
Египетские древности в С.-Петербурге. — Северная пчела. 1825, № 9.
См.: Межуев Б.В. Античная тема в русской философской мысли второй половины XIX в. // Античное наследие в культуре России / Под ред. Г.С. Кнабе. - М.: Изд. РНИИ культурного и природного наследия, 1995. - С. 198, 199.
См.: Межуев Б.В. Античная тема в русской философской мысли второй половины XIX в. // Античное наследие в культуре России / Под ред. Г.С. Кнабе. - М.: Изд. РНИИ культурного и природного наследия, 1995. - С. 198, 199.
15
2. Гладкий В.Д. Древний мир: Энциклопедический словарь. Т.1. Донецк, 1996. – 980 с.
3. Гузик М.А. Культура Древнего Востока. М., 1997. – 450 с.
4. Египетские древности в С.-Петербурге //Северная пчела. 1825, № 9.
5. Курциус Л. Египетский храм //История архитектуры. - М., 1935. – С. 15-17.
6. Лившиц И. Г. Дешифровка египетских иероглифов Шампольоном //Шампольон Ж.-Фр. О египетском иероглифическом алфавите. [Л.], 1950.
7. Любимов Л. Искусство древнего мира. - М., Просвещение, 1980. – 312 с.
8. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта // Искусство Древнего Востока. М., 1968. – 880 с.
9. Межуев Б.В. Античная тема в русской философской мысли второй половины XIX в. // Античное наследие в культуре России / Под ред. Г.С. Кнабе. - М.: Изд. РНИИ культурного и природного наследия, 1995. - С. 198, 199.
10. Мертц Б. Древний Египет: храмы, гробницы, иероглифы. М., 2003. - 320 с.
11. Мертц Б. Красная земля, черная земля. Древний Египет: легенды и факты. М., 2003. – 320 с.
12. Мифы народов мира. Энциклопедия, том I. - М., Рос. энциклопедия, 1994. – 984 с.
13. Тураев Б. А. Египетская литература, М., 1920. – 190 с.
Вопрос-ответ:
Какая тема рассматривается в статье?
Тема статьи - художественная культура Древнего Египта и интерес к египетскому искусству как предмету коллекционирования.
Какое значение имеет Древний Египет в искусстве?
Древний Египет имеет большое значение в искусстве, так как его художественная культура оказывала влияние на развитие искусства в других странах и эпохах.
Кто стал идейным вдохновителем египтологии?
Идейным вдохновителем египтологии стал Мариэтт, который провел в Египте 30 лет и стал защитником наследия Древнего Египта.
Когда был основан Египетский музей?
Египетский музей был основан в 1857 году по инициативе Мариэтта и с согласия правителя Саида паши.
Какую роль играет Египетский музей?
Египетский музей играет важную роль в сохранении и изучении культурного наследия Древнего Египта, а также представляет большой интерес для коллекционеров и любителей искусства.
Какая тема освещается в статье?
Тема статьи - гуманитарные аспекты художественной культуры Древнего Египта.
Что такое Египетский музей?
Египетский музей - это музей, основанный в 1857 году по предложению Мариэтты и при поддержке правителя Саида паши, который стал защитником и наследия Древнего Египта и идейным вдохновителем египтологии.
Кто такой Мариэтта?
Мариэтта - итальянский археолог и историк искусства, который провел 30 лет в Египте и стал защитником наследия Древнего Египта.
Какие интересы представлены в статье?
В статье освещены интересы коллекционирования предметов египетского искусства, история создания Египетского музея, а также аспекты художественной культуры Древнего Египта.
Кто основал Египетский музей?
Египетский музей был основан в 1857 году при поддержке правителя Саида паши.