Анализ хронотопа романа Дж. М. Кутзее "Жизнь и время Михаэла К."

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Зарубежная литература
  • 10 10 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 02.08.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Анализ хронотопа романа Дж. М. Кутзее «Жизнь и время Михаэла К.» 3
Список использованных источников 10
Фрагмент для ознакомления

Вечность в конце первой части вновь побеждена временем, когда место действия из норы в земле переностится на дорогу в Принс-Альберт. Таким специфическим изменением внутреннего времени-пространства своего романа автор хотел подчеркнуть одну из своих основных идей дихотомий цивилизация-природа, время-вечность, социум-индивидуум, молчание-речь, недеяние-действие, самоустранение-самовыражение, творение-деструкция. Благодаря смене хронотопов, их противостоянию, создаётся ощущение вечности, которая разрывает ткань бытия, прорывается в текст и погружает в сон всё, что агрессивно выражало себя. Субхронотоп второй части — это больница Кенилуорта-время неволи. Знаковым мне представляется то, что вся вторая часть — это именно один хронотоп, эта цельная недискретная, линейная, конкретная, нормально насыщенная, событийная, меньше предыдущей части картина, имеющая в отличие от остального романа «я-рассказчика». При более детальном рассмотрении он расслаивается на субхронотоп второго порядка, который включает календарное время и окружение «я-рассказчика» и субхронотоп второго порядка, включающий Михаэле К. и контекст вечности. Во второй части романа, в её субхронотопе происходит тот же процесс эрозии, разъедания линейной и конкретной событийной канвы. Носитель акого «разъедания»— это сам Михаэле К., его настрой на вечность проивостоит линейности, его отказ отфизического— насыщенности, его бездвижие — событийности. Авторский стиль позволяет нам увидеть, как исподволь, медленно, неотвратимо вечность Михаэле, который уже сам, как некогда его мать, стал хронотопом, сведённой до точки вечностью, растворяет ткань времени «я-рассказчика». И вот в финале второй части он погружается в молчание, в мысли, фантазии, он перестаёт действовать, мечтая о побеге и таком же бунте-недеянии, как бунт Михаэле. Третья часть — это вновь субхронотоп Кейптаун-возвращение. Он весь построен на идее цикличности, статики, уменьшенной насыщенности, стремящейся к нулю событийности. Этот субхронотоп меньше двух остальных частей романа, что тоже является интересным стилистическим ходом со сороны автора — растёт недеяние-безвременье-отчуждённость героя и уменьшается пространство вокруг него и пространство текста, который ему посвящён. Третья часть состоит в основном из максимально смазанной картины недействительности, когда деталировка уже не имеет значение, не несёт в себе некогда бывшего смысла. Третий субхронотоп первого порядка — это завершение круга, замыкание на вечности, отказ от деяния, от движения. Однако важно то, что при стремлении героя к самоустранению и самоуничижению, схожему с уничижением превратившегося в жука Йозефа К., последнее слово романа — «жить», что похоже на утверждение и даже императив, но императив, произнесённый в затхлом помещении, бывшей комнате, далеко от солнца и жизни. Третья часть романа своим финалом расставляет авторские акценты, тогда первые две вводят уже названную полемику дихотомий, а также иную полемику и диалог — интертекстуальные, например с «Посторонним» Камю и «Превращением» Кафки, что расширяет контекст романа, а благодаря хронотопам, их изменениям, сменам, взаимодополнениям и противостоянию, читатель попадает в широчайший контекст значений, полемики разных точек зрения, выраженных разными хронотопами. Список использованных источниковБахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://philologos.narod.ru/bakhtin/hronotop/hronmain.html. (Дата обращения: 01.07.2014).Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://teatr-lib.ru/Library/Bahtin/esthetic/. (Дата обращения: 01.07.2014).Кутзее Дж.М. Жизнь и время Михаэла К. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.litmir.net/br/?b=105658&p=1. (Дата обращения: 01.07.2014).Ревзина О. Хронотоп в современном романе. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://danefae.org/pprs/grigoryev/revz.htm. (Дата обращения: 01.07.2014).Хронотоп // Словари и энциклопедии на «Академике». [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/744/%D0%A5%D0%A0%D0%9E%D0%9D%D0%9E%D0%A2%D0%9E%D0%9F. (Дата обращения: 01.07.2014).

1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://philologos.narod.ru/bakhtin/hronotop/hronmain.html. (Дата обращения: 01.07.2014).
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://teatr-lib.ru/Library/Bahtin/esthetic/. (Дата обращения: 01.07.2014).
3. Кутзее Дж.М. Жизнь и время Михаэла К. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.litmir.net/br/?b=105658&p=1. (Дата обращения: 01.07.2014).
4. Ревзина О. Хронотоп в современном романе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://danefae.org/pprs/grigoryev/revz.htm. (Дата обращения: 01.07.2014).
5. Хронотоп // Словари и энциклопедии на «Академике». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/744/%D0%A5%D0%A0%D0%9E%D0%9D%D0%9E%D0%A2%D0%9E%D0%9F. (Дата обращения: 01.07.2014).

Вопрос-ответ:

Какой хронотоп присутствует в романе "Жизнь и время Михаэла К."?

Анализ хронотопа романа показывает взаимосвязь между временем и пространством в произведении. События романа разворачиваются как в настоящем, так и в прошлом, а также перемещаются в разные места - от норы в земле до дороги в Принс Альберт. Таким образом, хронотоп романа ставит вопросы о соотношении времени и пространства, а также о противоречиях между цивилизацией и природой.

Как автор использует хронотоп в романе "Жизнь и время Михаэла К."?

Автор использовал хронотоп как средство подчеркнуть свои основные идеи, такие как дихотомии между цивилизацией и природой, социумом и индивидуумом, временем и вечностью. Изменение внутреннего времени и пространства романа, когда действие переносится из норы в земле на дорогу в Принс Альберт, символизирует победу времени над вечностью и подчеркивает неизбежность противоречий между разными сферами жизни.

Какие идеи автор хотел подчеркнуть через анализ хронотопа в романе "Жизнь и время Михаэла К."?

Через анализ хронотопа романа, автор хотел подчеркнуть идеи о дихотомиях в жизни - между цивилизацией и природой, социумом и индивидуумом, временем и вечностью. Автор показывает, что эти противоречия неизбежны и их нельзя разрешить, поскольку они являются неотъемлемой частью человеческого опыта и существования.

Какие места и временные периоды присутствуют в романе "Жизнь и время Михаэла К."?

В романе присутствуют разные места и временные периоды. Начиная с норы в земле, место действия переносится на дорогу в Принс Альберт. Временные периоды также меняются, присутствуют и настоящее, и прошлое. Это позволяет автору исследовать диалектику между разными местами и временами, а также осуществить свои идеи о дихотомиях в жизни.

Что такое хронотоп?

Хронотоп – это понятие, введенное русским литературоведом М.М. Бахтином, которое обозначает способ организации времени и пространства в литературном произведении.

Какой хронотоп представлен в романе "Жизнь и время Михаэла К."?

В романе "Жизнь и время Михаэла К." хронотоп представлен с помощью разных символов и образов. Начало произведения происходит в "норе", представляющей изоляцию и вечность, а затем переносится на дорогу в Принс Альберт, где происходит изменение внутреннего времени и пространства.

Какое значение имеет изменение хронотопа в романе "Жизнь и время Михаэла К."?

Изменение хронотопа в романе "Жизнь и время Михаэла К." подчеркивает одну из основных идей автора – дихотомию между цивилизацией и природой, временем и вечностью, социумом и индивидуумом.

Какие еще символы и образы использует автор для выражения хронотопа в романе?

Автор использует различные символы и образы, чтобы выразить хронотоп в романе "Жизнь и время Михаэла К.". Например, "нора" представляет изоляцию и вечность, а дорога в Принс Альберт отражает перемещение и изменение времени и пространства.

Какое сообщение передает автор с помощью анализа хронотопа в романе "Жизнь и время Михаэла К."?

Автор передает с помощью анализа хронотопа в романе "Жизнь и время Михаэла К." идею о взаимосвязи и противопоставлении цивилизации и природы, времени и вечности, социума и индивидуума. Это помогает читателю лучше понять основную концепцию произведения и значимость этих тем в жизни главного героя.

Какие основные идеи хотел подчеркнуть автор изменяя хронотоп в своем романе?

Автор хотел подчеркнуть дихотомии между цивилизацией и природой, временем и вечностью, социумом и индивидуумом.

Что произошло с хронотопом романа после того, как место действия перенеслось на дорогу в Принс Альберт?

Основное изменение в хронотопе романа состояло в переносе места действия из норы в земле на дорогу в Принс Альберт. Это привело к изменению внутреннего времени и пространства и подчеркнуло дихотомию между цивилизацией и природой.

Что автор хотел подчеркнуть, меняя внутреннее время и пространство своего романа?

Автор хотел подчеркнуть одну из своих основных идей - дихотомию между цивилизацией и природой, временем и вечностью, социумом и индивидуумом.