Музыкальное образование в дореволюционной России.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Мировая Художественная Культура
  • 34 34 страницы
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 06.08.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДРЕВНЕЙ И МОСКОВСКОЙ РУСИ 6
1.1.Истоки музыкального образования в России 6
1.2.Роль любительства в становлении музыкального образования 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 19 ВЕКЕ 19
2.1. Общая характеристика развития музыкального образования в первой половине 19 века 19
2.2. Роль РМО в развитии музыкального образования в России 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
Фрагмент для ознакомления

Как ведущие профессиональные иметодические инстанции съезды занимались выработкой единообразных требований, необходимых для унификациисистемы музыкального образования в столичных и провинциальных учебных заведениях, установления преемственности между разными уровнями обучения. Следя за соблюдением подведомственных учебныхзаведениях определенной функциональной иерархии (как правило, сначала открывались музыкальные классы, на их базе– училища, и только послемногочисленных инспекций на основе училищ – консерватории), РМО были заложены основы формированиябудущей системы музыкального образования [19].Характеризуя ситуацию в музыкальной культуре начала ХХ в., Н.Д. Кашкин отмечал: «В обеих столицах и провинции существует множество частных музыкальных школ, с более или менее обширной программой, во главе которых стоят почти исключительно окончившие курс в консерваториях или училищахРМО» [10, c. 207]. Росту авторитета вновь образованныхмузыкальных учебных заведений способствовала миссионерская деятельность выпускников Московской консерватории А.Ф. Арендса в Орле, М.С. Старикова в Тамбове, выпускника Санкт-Петербургской консерваторииА.М. Абазы в Курске и т.д [19].В результате такой целенаправленной работы интерес к музыкальным занятиям настолько возрос, чтоавторитетный музыкальный педагог и композитор С.М. Майкапар, имевший собственный педагогический опыт работы и в столице, и в провинции, констатировал ситуацию началаXX в.: «Изучение музыки везденастолько развито, что редко встретишь дом, где бы не брали уроков; занятие музыкой… <считается> чуть ли не обязательным для каждого семейства с средним и даже малым достатком» [19]. Деятельность местных отделений РМО способствовала не только развитию музыкального образованиярегионов, но и значительной активизации художественной жизни столиц и провинциальных городов.Итак, те музыкальные классы, которые были учреждены при РМО в 1860 году (пение, фортепиано, скрипка, виолончель, хоровое пение, элементарная теория, практическое сочинение) выступили в качестве основы для основания в 1862 году Петербургской консерватории (до 1866 года она носила название Музыкального училища) во главе с А. Г. Рубинштейном. В том же году в противовес консерватории М. А. Балакиревым и Г. Я. Ломакиным была основанав Петербурге Бесплатная музыкальная школа, одной из главных задач которой было дать общее музыкальное образование (элементарные музыкально-теоретические сведения, умение петь в хоре и играть в оркестре и др.) любителям музыки. В 1866 году, также на базе организованных ранее (в 1860) музыкальных классов, произошло учреждение Московской консерватории, директором которой стал инициатор её создания Н. Г. Рубинштейн. Роль обеих консерваторий в становлении русского музыкального образования поистине бесценна. Они заслужили мировое признание прежде всего потому, что в них преподавали действительно выдающиеся музыканты: в Петербурге - А. Г. Рубинштейн (среди его учеников первого выпуска был П. И. Чайковский), Ф. О. Лешетицкий (с 1862), Л. С. Ауэр (с 1868), Н. А. Римский-Корсаков (с 1871), А. К. Лядов (с 1878), Ф. М. Блуменфельд (с 1885), А. Н. Есипова (с 1893), А. К. Глазунов (с 1899), Л. В. Николаев (с 1909) и др.; в Москве - Н. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский (с 1866), С. И. Танеев (с 1878), В. И. Сафонов (с 1885), А. Н. Скрябин (с 1898), К. Н. Игумнов (с 1899), А. Б. Гольденвейзер (с 1906), Н. К. Метнер (с 1909) и др [См.: 2, 3, 8, 19]. На протяжении десятилетий происходили изменения структуры консерваторий, занимавшихся подготовкой музыкантов по всем специальностям, однако постоянный характер носили следующие особенности: разграничение на два отделения - низшее (принимались учащиеся и в детском возрасте) и высшее; «научные классы» (служили для повышения общеобразовательного уровня учащихся); присуждение учащимся, которые прошли полный курс консерватории и сдали специальные выпускные экзамены, диплома «свободного художника» (до 1860-х гг. это звание получали только выпускники Академии художеств) [19].Благодаря консерваториям сформировались русская исполнительская и композиторская школы. Правда, отечественная вокальная школа сформировалась ранее под непосредственным влиянием М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, которые обучали воспитанников как общим принципам музыкального исполнения, так и певческому мастерству; одним из тех, кто выпестовал композиторов новой русской школы был М. А. Балакирев, наставлявший молодых музыкантов в духе традиций Глинки [14]. Несравнимо более широкий размах приобрела деятельность создателей консерваторских школ. В качестве основоположников двух крупнейших русских композиторских школ выступили: в Петербурге - Н.А. Римский-Корсаков, в Москве - П. И. Чайковский. Во 2-й пол. 19 и нач. 20 вв. произошло увеличение количества русских музыкальных учебных заведений. Местными отделениямиРМО были открытымузыкальные училища в Киеве (1863), Казани (1864), Саратове (1865), а позднее и в другихгородах страны. Впоследствии училища в Саратове (1912), Киеве и Одессе (1913) обрели статус консерватории. В 1883 году было открыто Музыкально-драматические училище при Московском филармоническом обществе. В 1887 году выступил А. Г. Рубинштейн с проектом всеобщего детского музыкального обучения, предложив ввести в младших классах всех ремесленных и народных школ, классических и реальных гимназий, кадетских корпусов обязательные хоровое пение, сольфеджио и элементарную теорию музыки [19]. Для того времени данный проект носил поистине утопический характер, соответственно, реализация его осуществилась только в некоторых привилегированных учебных заведениях. Значительная роль в развитии русского музыкального образования сыграли многие частные музыкальные школы, открытые в кон. 19 - нач. 20 вв. в Петербурге (Музыкальность-драматическиекурсы Е. П. Рапгофа, 1882; Музыкальные классы И. А. Глиссера, 1886; Специальная школа фортепианной игры и курсы пианистов-методологов С. Ф.Шлезингера, 1887), Москве (музыкальные школы В. Ю. Зограф-Плаксиной, 1891; сестёр Евг. Ф., Елены Ф. Гнесиных, 1895; В. А. Селиванова, 1903), Киеве, Одессе, Харькове, Ростове-на-Дону, Тбилиси и других городах [15]. Консерватории, училища и музыкальные школы дореволюционной России существовали в основном за счёт установленной высокой платы за обучение, и поэтому получение музыкального образования было доступно только детям обеспеченных родителей, либо отдельным даровитым учащимся, поддерживаемым меценатами или, в виде исключения, освобождавшимся от оплаты за обучение. Для приобщения к музыкальной культуре более широких слоев населения, прогрессивными музыкантами кон. 19 - нач. 20 вв., в известном смысле были продолжены традиции Бесплатной музыкальной школы, начался процесс создания учебных заведений (некоторые носили название Народных консерваторий), где можно было получать музыкальное образование бесплатно или за небольшую плату. В Петербурге такими школами были: Общедоступные музыкальные классы Педагогического музея (осн. в 1881), служившие базой для проведения исследований в области детской музыкальной педагогики; Бесплатная детская музыкальная школа им. Глинки, организованная в 1906 году по инициативе М. А. Балакирева и С. М. Ляпунова; Народная консерватория, открытию которой в 1906 году способствовали Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов, А. В. Вержбилович и Л. С. Ауэр (оканчивающим присваивалась квалификация народных учителей музыки и пения). Одно из наиболее действенных и авторитетных учреждений такого типа - Народная консерватория в Москве (основана в 1906 году), в учреждении и деятельности которой принимали участие виднейшие музыканты, а именно, речь идет о С.И. Танееве, Е.Э. Линёве, Б.Л. Яворском, Н.Я. Брюсовом и др [4].Октябрьская революция повлекла за собой радикальные перемены в организации и постановке музыкального образования. Руководство и материальную заботу о музыкальных учебных заведениях взяло на себя государство (Декрет Совета Народных Комиссаров о передаче всех учебных заведений в ведение Народного комиссариата просвещения от 5 июля 1918 года), открыв путь широкому распространению общего музыкального образования, предоставив учащимся профессиональных учебных заведений бесплатное обучение и стипендии. Благодаря этому открылся доступ к образованию трудящейся молодёжи, в том числе и представителям отсталых в культурном отношении национальностей. Среди правительственных мероприятий, способствовавших привлечению в высшую музыкальную школу рабочих и крестьян, были организация так называемого Единого художественного рабфака, передача его музыкального отдела (учреждён в 1923 году) в ведение Московской консерватории (1927) и открытие затем рабфаков в Московской (1929) и Ленинградской (1931) консерваториях. В первые же послереволюционные годы определились общие принципы, лёгшие в основу перестройки музыкального образования. Наиболее существенные из них: 1) провозглашение обязательности всеобщего музыкального обучения (постановление Музыкального отдела Наркомироса о преподавании пения и музыки в единой трудовой школе, не позже 19 октября 1918 года) и признание огромного значения общего музыкального образования как для поднятия культуры народа, так и для выявления музыкально способных людей, пригодных к профессиональному занятию музыкой; 2) понимание необходимости подготовить музыкантов, которые обладали бы точно очерченной специализацией (исполнительской, композиторской, педагогической, просветительской, музыковедческой) и в то же время владели широким кругом знаний по своей специальности, по смежным предметам и общественным дисциплинам; 3) осознание огромной роли производственной практики в самом учебном заведении и за его пределами (это привело к организации оперных студий при консерваториях; первая из них открыта в 1923 году при Петроградской консерватории); 4) установление требования, чтобы музыкант любой профессии мог сочетать свою профессиональную деятельность с просветительской [4]. Для становления системы современного музыкального образования особо важную роль сыграли организационные и методические поиски в период 1917-27 гг. Решающее значение для дальнейшего развития профессиональногомузыкального образования имели подписанный В. И. Лениным Декрет Совета Народных Комиссаров от 12 июля 1918 о переходе Петроградской и Московской консерваторий «в ведение Народного Комиссариата по просвещению на равных со всеми высшими учебными заведениями правах с уничтожением зависимости от Русского музыкального общества», а также последующие постановления того же года, которые объявляли губернские и городские учебные заведения РМО государственными [1, c. 56]. В конце первого и в самом начале второго десятилетия 20 в. в центре внимания музыкальной общественности - вопросы общего музыкального образования и в связи с этим работа массово-просветительских школ, открывавшихся в Петрограде, Москве и других городах. Школы носили разные наименования: народные музыкальные школы, школы музыкального просвещения, народные консерватории, народные курсы общего музыкального образования и др. В работе этих учебных заведений, заложивших методической основы советского общего музыкального образования, принимали участие видные музыканты: в Петрограде - Б. В. Асафьев, M. H. Баринова, С. Л. Гинзбург, Н. Л. Гродзенская, В. Г. Каратыгин, Л. В. Николаев, В. В. Софроницкий и др.; в Москве - А. В. Александров, Н. Я. Брюсова, А. Ф. Гедике, А. Д. Кастальский, В. Н. Шацкая и др [4]. ЗАКЛЮЧЕНИЕПо результатам исследования можно сделать следующие выводы.Таким образом, история музыкального образования в России в дореволюционный период достаточно обширна, включает в себя несколько больших этапов. До 18 века наиболее развитым музыкальное образование было в церковной среде. Обучались хоровому церковному пению.Большая роль в дальнейшем развитии музыкального образования принадлежит любительству, а позднее – музыкальным кружкам и салонам.Вплоть до 18 века светское музыкальное образование в России не было развито в достаточной степени. После петровских реформ данный процесс стал более интенсивным. Но тем не менее, в этот период музыкальное образование было доступно немногим обеспеченным людям.Велика заслуга Русского музыкального общества в развитии отечественного музыкального образования. Именно РМО удалось создать систему музыкального образования по всей стране. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАдищев В.И. Музыкальное образование в женских институтах и кадетских корпусах России второй половиныXIX – началаXX: теория, концепции, практика. - М.: Музыка, 2007. - 340 с.Апраксина О.А. (сост.). Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с.Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.- Л.: Музыка, 1973. – 163 с.Баренбойм Л.А. Музыкальное образование в дореволюционной России и в СССР. [Электронный ресурс] (CD-ROM)Баренбойм Л.А. Музыкальное образование / Л. А. Баренбойм // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю.В. Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, Т. 3, 1976. - С. 763-787. Вебер К. Э. Краткий очерк современного состояния музыкального образования в России. 1884- 1885 / К.Э. Вебер. - М., 1885. - 123 с.Зеленская, С.Б. Музыкально-педагогическое образование в России на начальном этапе его развития[Текст]: автореф. Дисс. Канд. Пед. Наук. – М., 2005. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-muzykalno-pedagogicheskoe-obrazovanie-v-rossii-na-nachalnom-etape-ego-razvitiyaЗингаренко А. А. История и теория обучения профессиональных певчих в России в 17-первой половине 19 века: к проблеме воспитания музыкального слуха: дис. канд. иск.: 17.00.02 / Зингаренко Анжела Абелевна. - СПб., 2008. -289 с.История русской музыки. От древнейших времён до середины XIX в.: учебник для музыкальных вузов: Т. 1 / О. Левашёва, Ю. Келдыш, А. Кандинский; 3-е изд., доп. - М.: Музыка, 1980. - 623 с.Кашкин Н.Д. Первое25-летие Московской консерватории: Исторический очерк. - М.: б.и., 1891. - 81 с.Кашкин Н. Д. Статьи о русской музыке и музыкантах / Н. Д. Кашкин. - М.: Музгиз, 1953. - 83 с.Кашкин Н.Д. Очерк истории русской музыки. - М.: б.и., 1908. - 223 с.Константинова М.А. Музыкальное образование в России XIX века. Современный взгляд: Современное музыкальное образование: Материалы международной научно-практической конференции, 9-11 октября 2003 года / М. А. Константинова. - СПб., 2003. С. 56-60.Константинова М.А. История Бесплатной музыкальной школы (1862-1917): дис. канд. иск.: 17.00.02 /Константинова Марианна Александровна. СПб., 2008. - 332 с.Николаева, Е.В. Музыкальное образование в России (Историко-теоретический и педагогический аспекты)[Текст]: автореф…. Дисс… канд. Пед. Наук./Е.В. Николаева. – М., 2000. Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/muzykalnoe-obrazovanie-v-rossii.htmlРубинштейн А.Г. О музыке в России// Рубинштейн А.Г. Литературное наследие: в3 т. Т. 1: Статьи. Книги. Докладные записки. Речи. - М.: Музыка, 1983. С. 46–53.Рубинштейн А.Г. Речь на открытии Петербургской консерватории//Рубинштейн А.Г. Там же. С. 53–54.Сраджев С., Кондакова Е.П., Мандебура И.П. Развитие системы музыкального образования в России: ретроспективный анализ.//Наука. Искусство. Культура. – № 2. – 2013. – С. 129-136.Юдина В.И. Из истории культурной политики в дореволюционной России: Русское Музыкальное Общество во второй половине 19 века./Вестник Томского университета. - № 351. – 2011. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-kulturnoy-politiki-v-dorevolyutsionnoy-rossii-russkoe-muzykalnoe-obschestvo-vo-vtoroy-polovine-xix-v

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1. Адищев В.И. Музыкальное образование в женских институтах и кадетских корпусах России второй половиныXIX – началаXX: теория, концепции, практика. - М.: Музыка, 2007. - 340 с.
2. Апраксина О.А. (сост.). Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с.
3. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.- Л.: Музыка, 1973. – 163 с.
4. Баренбойм Л.А. Музыкальное образование в дореволюционной России и в СССР. [Электронный ресурс] (CD-ROM)
5. Баренбойм Л.А. Музыкальное образование / Л. А. Баренбойм // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю.В. Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, Т. 3, 1976. - С. 763-787.
6. Вебер К. Э. Краткий очерк современного состояния музыкального образования в России. 1884- 1885 / К.Э. Вебер. - М., 1885. - 123 с.
7. Зеленская, С.Б. Музыкально-педагогическое образование в России на начальном этапе его развития[Текст]: автореф. Дисс. Канд. Пед. Наук. – М., 2005. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-muzykalno-pedagogicheskoe-obrazovanie-v-rossii-na-nachalnom-etape-ego-razvitiya
8. Зингаренко А. А. История и теория обучения профессиональных певчих в России в 17-первой половине 19 века: к проблеме воспитания музыкального слуха: дис. канд. иск.: 17.00.02 / Зингаренко Анжела Абелевна. - СПб., 2008. -289 с.
9. История русской музыки. От древнейших времён до середины XIX в.: учебник для музыкальных вузов: Т. 1 / О. Левашёва, Ю. Келдыш, А. Кандинский; 3-е изд., доп. - М.: Музыка, 1980. - 623 с.
10. Кашкин Н.Д. Первое25-летие Московской консерватории: Исторический очерк. - М.: б.и., 1891. - 81 с.
11. Кашкин Н. Д. Статьи о русской музыке и музыкантах / Н. Д. Кашкин. - М.: Музгиз, 1953. - 83 с.
12. Кашкин Н.Д. Очерк истории русской музыки. - М.: б.и., 1908. - 223 с.
13. Константинова М.А. Музыкальное образование в России XIX века. Современный взгляд: Современное музыкальное образование: Материалы международной научно-практической конференции, 9-11 октября 2003 года / М. А. Константинова. - СПб., 2003. С. 56-60.
14. Константинова М.А. История Бесплатной музыкальной школы (1862-1917): дис. канд. иск.: 17.00.02 /Константинова Марианна Александровна. СПб., 2008. - 332 с.
15. Николаева, Е.В. Музыкальное образование в России (Историко-теоретический и педагогический аспекты)[Текст]: автореф…. Дисс… канд. Пед. Наук./Е.В. Николаева. – М., 2000. Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/muzykalnoe-obrazovanie-v-rossii.html
16. Рубинштейн А.Г. О музыке в России// Рубинштейн А.Г. Литературное наследие: в3 т. Т. 1: Статьи. Книги. Докладные записки. Речи. - М.: Музыка, 1983. С. 46–53.
17. Рубинштейн А.Г. Речь на открытии Петербургской консерватории//Рубинштейн А.Г. Там же. С. 53–54.
18. Сраджев С., Кондакова Е.П., Мандебура И.П. Развитие системы музыкального образования в России: ретроспективный анализ.//Наука. Искусство. Культура. – № 2. – 2013. – С. 129-136.
19. Юдина В.И. Из истории культурной политики в дореволюционной России: Русское Музыкальное Общество во второй половине 19 века./Вестник Томского университета. - № 351. – 2011. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-kulturnoy-politiki-v-dorevolyutsionnoy-rossii-russkoe-muzykalnoe-obschestvo-vo-vtoroy-polovine-xix-v

Вопрос-ответ:

Какие были истоки музыкального образования в России?

Истоки музыкального образования в России кроются в древней и московской Руси. В это время музыкальное образование было связано с православной церковью и монастырями, где обучались церковным певчим. Они изучали пение, музыкальную теорию и композицию.

Какую роль играло любительство в становлении музыкального образования в России?

Любительство сыграло важную роль в становлении музыкального образования в России. Благодаря любителям музыки были организованы музыкальные общества и ассоциации, в которых предоставлялись возможности для обучения и выступления молодых музыкантов. Любительское музицирование также способствовало распространению музыкального образования в обществе.

Как развивалось музыкальное образование в первой половине 19 века?

В первой половине 19 века музыкальное образование в России начало развиваться бурными темпами. В этот период возникли первые консерватории и училища, где предоставлялось профессиональное образование молодым музыкантам. Также самообразование и музыкальные гимназии стали все более популярными, открывая доступ к образованию для широких слоев населения.

Какую роль играла РМО в развитии музыкального образования в России?

РМО (Русское Музыкальное Общество) сыграло значительную роль в развитии музыкального образования в России. Оно организовывало концерты, фестивали и конкурсы, способствуя распространению музыкальной культуры и развитию молодых талантов. РМО также создало свою музыкальную школу, где обучались молодые музыканты.

Какие были особенности развития музыкального образования в России в 19 веке?

Особенности развития музыкального образования в России в 19 веке включали создание профессиональных музыкальных училищ и консерваторий, а также развитие любительского музицирования. Благодаря этому были открыты новые возможности для образования и развития музыкантов, а музыкальная культура стала все более доступной для общества.

Какими истоками отличалось музыкальное образование в России в дореволюционный период?

Музыкальное образование в России имело свои истоки в древней и московской Руси. Одним из основных источников музыкального образования было православное церковное пение, которое развивалось в монастырях и церквях. Также важным элементом была народная музыка и песни, которые передавались из поколения в поколение. Благодаря этим истокам, музыкальное образование в России начало развиваться и становиться важной сферой образования.

Какая была роль РМО в развитии музыкального образования в России?

РМО (Русское музыкальное общество) играло ключевую роль в развитии музыкального образования в России. Оно было основано в начале 19 века и стало центром музыкальной жизни страны. РМО организовывало концерты, фестивали, оперные постановки, а также занималось артистическим образованием и поддержкой молодых музыкантов. Организация также создала Московскую консерваторию, которая стала одним из ведущих центров музыкального образования в России. Благодаря активности РМО музыкальное образование стало доступным для все большего числа людей в России, а также было заложено крепкое основание для развития профессиональной музыкальной культуры в стране.