Использование методов психодиагностики в профессиональном консультировании.
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 12 + 12 источников
- Добавлена 21.08.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Основная часть 4
1. Особенности психодиагностики в профессионально-психологическом консультировании 4
1.1 Сущность профессионально-психологического консультирования 4
1.2. Основные методы профконсультирования 6
Выводы по 1 главе 13
2. Применение психодиагностических методик при проведении профессиональной консультации 14
2.1 Анализ психодиагностических методик при проведении профессиональной консультации 14
2.2 Схема профконсультирования 18
Выводы по 2 главе 21
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Первый этап. Основной задачей консультанта на данном этапе является помощь клиенту в формулированиипрофконсультационной проблемы. Этот этап начинается со знакомства и является определяющимв вопросе успешности всей консультации. В начале встречи консультант обяхательнодолжен представиться. При этом с самого начала консультации нужно создавать дружескую, доверительную атмосферу. Также не стоит забывать о том, что успешность установления контакта с клиентом напрямую зависит от уровня коммуникативной культуры профконсультанта, предполагающей контроль за своим невербальным поведением(в т.ч. визуальным контактом, эмоциональным тоном речи, позами и жестами, межличностным пространством).Далее консультантом производится оценка исходной ситуации по следующим критериям:- Клиент: в чем заключается его проблема, как он относится к консультации и профконсультанту, в каком состоянии находится, каким может быть внутренний мотив обращения к консультанту.- Условия: организационные, временные, информационная и методическая оснащенность.- Профконсультант: осознание профессиональной квалификации и компетентности относительно данной ситуации, функциональная готовность к ней, статус в глазах клиента.При этом если не получается установить контакт с консультируемым, можно применить такие методики, как, например ДДО, «Карта интересов», конструктивный рисунок человека из геометрических фигур. Для неуверенных клиентов рекомендуется создавать условия, которые будут способствовать переживанию успеха, используя задания на сообразительность и внимание.Второй этап. Основной задачейна данном этапе является выдвижение профконсультационной гипотезы, т. е. рассмотрение проблемы клиента глазами специалиста, а также уточнение или изменение предварительной гипотезы, определение пути совместного решения проблемы, разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий ее проведения. При этом возможно увеличение времени беседы, перенос ее на другое время, и затем между встречами уточнение или получение необходимой информации.Третий этап. Консультант и клиент вместе определяют цель консультации (информационно-справочная, диагностико- рекомендательная, диагностико-корректирующая, формирующая). На данном этапе предполагается равная степень активности. Четвертый этап. Консультант и вместе стараются достичь поставленной ими на предыдущем этапе цели (информационной, диагностической или формирующей).При этом важно показать клиенту, что он и сам немало знает. При этом применяются не только психодиагностические методики, а также и наблюдения за клиентом, за его высказываниями о себе, самооценка.Формирующая цель достигается с помощью профориентационных задач, совместного обсуждения различных ситуаций, а так же профориентационных игр.Пятый этап. На данном этапе происходит совместное подведение итогов консультации (окончательных или промежуточных). У клиента уточняют, что он получил в ходе консультации, достигнуты ли ее цели, какие выводы он смог сделать. Затем, если консультация многоразовая, определяются пути дальнейшей работы, а если одноразовая – составляется более совершенный вариант профессионального плана. В случае, если обратная связь с клиентом оказалась в чем-то неожиданной для профконсультанта, это означает, что на каком –то из этаповим была совершена ошибка. Выходя из контакта, стоит отметить положительные стороны клиента, его интересные мысли, выразить надежду на удачное профессиональное будущее клиента.При завершении консультации составляются протоколы, содержащие следующие сведения:- анкетные данные;- общие выводы согласно предварительным данным;- первоначальное понимание клиентом собственной проблемы;- гипотеза профконсультанта;- совместно конкретизированная цель и шаги, которые были предприняты для её достижения;- итоги консультации, которые были сформулированы клиентом и консультантом;- примечание.Не стоит забывать, что данная схема носит общий характер, и должна корректироваться в зависимости от конкретной ситуации.Выводы по 2 главеТаким образом, нами было проанализировано применение психодиагностических методик при проведении профессиональной консультации.Нами были представлены рекомендуемые методики, которые могут применяться при формировании профессионально важных качеств.Также мы рассмотрели основные этапы процесса профконсультирования, данные представили в виде схемы, которая может выглядеть следующим образом.Подготовительный этап. Первый этап. Второй этап. Третий этап. Четвертый этап. Пятый этап. При завершении консультации составляются протоколы, содержащие следующие сведения:- анкетные данные;- общие выводы согласно предварительным данным;- первоначальное понимание клиентом собственной проблемы;- гипотеза профконсультанта;- совместно конкретизированная цель и шаги, которые были предприняты для её достижения;- итоги консультации, которые были сформулированы клиентом и консультантом;- примечание.Не стоит забывать, что данная схема носит общий характер, и должна корректироваться в зависимости от конкретной ситуации.ЗаключениеТаким образом, можно сделать вывод о том, что психодиагностика представляет собой диагностику какого-либо определенного психического содержания. С помощью рассмотренных групп методов психодиагностики появляется возможность сбора информации, которая необходима для оказания профконсультационной помощи. Совокупность методов диагностики, которые направлены на решение конкретной профконсультационной проблемы, помогает определить психодиагностическое поле деятельности практического психолога.Таким образом, нами было проанализировано применение психодиагностических методик при проведении профессиональной консультации. Нами были представлены рекомендуемые методики, которые могут применяться при формировании профессионально важных качеств.Также мы рассмотрели основные этапы процесса профконсультирования, данные представили в виде схемы, которая может выглядеть следующим образом.Подготовительный этап. Первый этап. Второй этап. Третий этап. Четвертый этап. Пятый этап. При завершении консультации составляются протоколы, содержащие следующие сведения:- анкетные данные;- общие выводы согласно предварительным данным;- первоначальное понимание клиентом собственной проблемы;- гипотеза профконсультанта;- совместно конкретизированная цель и шаги, которые были предприняты для её достижения;- итоги консультации, которые были сформулированы клиентом и консультантом;- примечание.Не стоит забывать, что данная схема носит общий характер, и должна корректироваться в зависимости от конкретной ситуации.Список использованной литературыАбрамова Г.С. Практическая психология. - Екатеринбург: Деловая книга, 2011.Бардиер Г. Бизнес-психология. - М.: Генезис, 2012. - 412 с.Кричевский РЛ., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М.: МГУ, 2011. - 318 с.Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами. Преобразующее лидерство. - М.: УЦ «Перспектива», 2007.- с. 155-172.ОсиповаА.Л. Общая психокоррекция. М.: ТЦ «Сфера», 2009.- 512 с.Основы психологии. Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.Петрушин СВ. Психологический тренинг в многочисленной группе. - М.: Академический проект, 2010. - 256 с.Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. - 688 с.Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под общей ред. В.А. Бодрова. М.: ПЕР СЭ, 2013 - 768 с.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб: Питер, 2010. - 560 с.Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности/ Под ред. Никифорова Г.С, Дмитриевой М.А., Снеткова В.М.- СПб: Речь, 2013. - 448 с.Сборник психодиагностических методик для проведения профессиональной консультации. - М.2001.
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - Екатеринбург: Деловая книга, 2011.
2. Бардиер Г. Бизнес-психология. - М.: Генезис, 2012. - 412 с.
3. Кричевский РЛ., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М.: МГУ, 2011. - 318 с.
4. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами. Преобразующее лидерство. - М.: УЦ «Перспектива», 2007.- с. 155-172.
5. Осипова А.Л. Общая психокоррекция. М.: ТЦ «Сфера», 2009.- 512 с.
6. Основы психологии. Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
7. Петрушин СВ. Психологический тренинг в многочисленной группе. - М.: Академический проект, 2010. - 256 с.
8. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. - 688 с.
9. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под общей ред. В.А. Бодрова. М.: ПЕР СЭ, 2013 - 768 с.
10. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб: Питер, 2010. - 560 с.
11. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Никифорова Г.С, Дмитриевой М.А., Снеткова В.М.- СПб: Речь, 2013. - 448 с.
12. Сборник психодиагностических методик для проведения профессиональной консультации. - М. 2001.
Вопрос-ответ:
Какие методы психодиагностики используются в профессиональном консультировании?
В профессиональном консультировании используются различные методы психодиагностики, включая тестирование, анкетирование, интервьюирование и наблюдение.
Какую роль играет психодиагностика в профессионально-психологическом консультировании?
Психодиагностика играет важную роль в профессионально-психологическом консультировании, помогая выявить особенности личности консультируемого, его профессиональные навыки и способности, а также определить возможные причины проблем в сфере работы и карьеры.
Какие основные методы профессионального консультирования существуют?
Основные методы профессионального консультирования включают в себя индивидуальное и групповое консультирование, тренинги, коучинг и менторство. В процессе консультирования могут использоваться различные психодиагностические методики, например, тестирование или анкетирование.
Почему важно анализировать психодиагностические методики при проведении профессиональной консультации?
Анализ психодиагностических методик при проведении профессиональной консультации позволяет определить и выбрать наиболее подходящие инструменты для выявления особенностей личности и профессиональных навыков консультируемых. Такой анализ помогает сделать консультацию более эффективной и результативной.
Какие преимущества имеет использование методов психодиагностики в профессиональном консультировании?
Использование методов психодиагностики в профессиональном консультировании позволяет более точно оценить компетенции и предпочтения клиента, выявить его сильные и слабые стороны, а также предоставить более качественную и целенаправленную помощь в решении профессиональных вопросов и проблем.
Какие методы психодиагностики используются в профессиональном консультировании?
В профессиональном консультировании используются различные методы психодиагностики, такие как тестирование, наблюдение, интервьюирование и анализ личной и профессиональной истории клиента.
Какие особенности имеет психодиагностика в профессионально-психологическом консультировании?
В профессионально-психологическом консультировании особенностью психодиагностики является фокус на изучении личностных и профессиональных особенностей клиента, чтобы помочь ему определить свои профессиональные цели и развить свои навыки и потенциал.
Какие методы используются при проведении профессиональной консультации?
При проведении профессиональной консультации могут быть использованы методы, такие как анализ тестовых результатов, проведение беседы с клиентом, использование методики ролевых игр или диагностических упражнений.
Какие методики психодиагностики применяются при проведении профессиональной консультации?
При проведении профессиональной консультации могут быть использованы такие методики психодиагностики, как опросники для изучения личностных особенностей, тесты на профессиональную ориентацию, анализ мотивации и ценностей клиента, а также методики для изучения профессиональных навыков и компетенций.
Зачем используется психодиагностика в профессиональном консультировании?
Психодиагностика используется в профессиональном консультировании для более глубокого изучения личностных и профессиональных особенностей клиента, что помогает определить его профессиональные потребности, цели и помогает развить его профессиональный потенциал.
Какие методы психодиагностики используются в профессиональном консультировании?
В профессиональном консультировании используются различные методы психодиагностики, такие как анкетирование, тестирование, интервью, наблюдение и т.д. Выбор метода зависит от конкретной задачи и особенностей клиента.