Библиотека в культурной среде общества
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 12.09.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Анализ библиотеки как социально-культурного института 4
1.1. Понятие социально-культурного института 4
1.2. Сущность библиотеки как института 5
Глава 2. Роль библиотеки как культурного института в современном обществе 9
2.1. Функции библиотеки как культурного института 9
2.2. Библиотека как культурный институт в современном обществе 21
Заключение 27
Список литературы 28
д.). Таким образом, помимо функциональных детерминант, развитие и роль библиотеки обеспечивается ее ресурсным потенциалом.Можно выделить следующие институциональные ресурсы, в большей или меньшей степени оказывающие влияние на деятельность библиотеки как информационного института: материальные, трудовые, информационные.Материальные ресурсы библиотеки - это материально-техническая база (помещения, оборудование, технические средства и пр.). Все это имеет немаловажное значение и образует ту среду и атмосферу, с которой пользователь библиотеки встречается, впервые переступая ее порог. К сожалению, техническая оснащенность большинства российских библиотек сегодня не соответствуют уровню технологического развития общества. Отсутствие собственного транспорта также является насущной проблемой для многих библиотек. Это значительно затрудняет организацию библиотечного обслуживания населения в сельской местности, особенно в отдаленных населенных пунктах. Низкий уровень технической обеспеченности библиотек не позволяет в должной мере повышать качество обслуживания, разнообразить ассортимент библиотечных услуг, внедрять современные информационные технологии в практику работы библиотек.Огромное значение для развития библиотеки имеют трудовые ресурсы. Они представлены библиотечными специалистами высшей и средней квалификации, а также специалистами других отраслей - инженерами, программистами, экономистами и др. Причем по мере усложнения библиотечного производства количество небиблиотечных специалистов возрастает. В настоящее время во многих крупных библиотеках в штат введены психолог, социолог, юрист.Таким образом, обращает на себя внимание, что культурная функция неотделима от информационной и социальной функции. 2.2. Библиотека как культурный институт в современном обществеРазвитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых институтов и благодаря трансформации сложившихся. При этом в определенный исторический период одни социальные институты занимают доминирующее положение, а другие отходят на второй план. Среди социальных институтов, получивших в последние годы особенно сильное развитие, следует назвать информационные институты, которые в настоящее время выдвигаются на ведущие позиции и становятся важнейшими из социальных институтов общества. Связано это с растущей ролью культурной информации, которую институты приобретают, хранят и транслируют.В современных условиях динамичного развития общества и усложнения технической и социальной инфраструктур культура становится стратегическим ресурсом и агентом трансформации многих социальных институтов, особенно информационных. В то же время, скорость социальных изменений, особенно когда они осуществляются посредством информационных технологий, с неизбежностью ставит перед обществом сложные проблемы: как контролировать эти процессы, как создать наилучшие условия для их развития.С. Пюкке подчеркивает, что «развитие человеческого общества, расширение знаний об окружающем мире и необходимость обмениваться ими послужили причиной появления и широкого распространения разнообразных средств передачи, обработки и накопления данных, постепенно оформившихся в особую область человеческой деятельности, связанную с созданием, хранением и распространением информации», - культурные институты. Появление и активное развитие культурных институтов связаны с потребностью общества в получении надежной и качественной информации. Они выступают незаменимым средством распространения информации, приобретая особое значение как основной инструмент, позволяющий человеку реагировать на окружающие его события и явления. Эти институты, получившие особый импульс развития именно в XXI веке, являются важной детерминантой общественного развития и во многом определяют вектор дальнейшего движения всего социума.Культурные институты являются теми «органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Они выступают главным источником знаний о накопленном опыте, выраженном в символах. Видом информационных институтов являются библиотеки, архивы, музеи, издательства, почта, радио, сети книгораспространения, телевидение, сети мобильной связи, средства массовой информации, Интернет.Любой человек - от ребенка до пенсионера - имеет право прийти в библиотеку и надеяться на помощь в получении необходимой литературы, поддержки при информационном поиске, касается ли это материалов для написания реферата, оформления юридического договора или простого желания прочитать книгу. В то же время, приобретение книг и поход в библиотеку не противоречат друг другу: среди постоянных посетителей библиотек немало тех людей, которые регулярно покупают книги. Другой вопрос, какую литературу покупают в книжных магазинах и что спрашивают в библиотеках. Справочники, атласы, энциклопедии довольно дороги для обычного покупателя и переиздаются почти каждый год, что не позволяет покупать их регулярно и на массовой основе. Поэтому если перестанут существовать библиотеки, сложно понять, как люди смогут осуществлять свободный доступ к изданиям вроде «Кто есть кто», «Книга рекордов Гинесса» и большому количеству справочных изданий, имеющих ежегодное переиздание, охватывая школы и вузы, политические, благотворительные и другие организации. Исчезновение библиотек может привести к значительному сужению информационного пространства, используемого людьми.Вместе с тем, в настоящее время можно отметить очевидные негативные тенденции в работе библиотек: уменьшение закупок литературы, сокращение штата сотрудников, в библиотеки поступает все меньше периодических изданий, во многих случаях не оформляется подписка на газеты, часто сокращается время работы библиотек, а также урезается содержание на уборку помещений. В условиях дефицита материальных средств, библиотеки вынуждены внедрять дополнительные (платные) услуги, хотя они не являются основными в библиотечном обслуживании, потому что и сложившееся законодательство, и устоявшаяся этика библиотекарей не нацелены на коммерческую деятельность. К платным услугам можно отнести заказ редких книг, межбиблиотечный абонемент, некоторые виды справочных и информационно-библиографических услуг, а санкции за возврат книг в неположенное время в современных библиотеках рассматриваются не в качестве методов наказания читателей, а как эффективный способ аккумулирования дополнительных средств и, соответственно, формирования фонда новой литературы.Следствием подобных проблем, ограниченного доступа к библиотечным фондам, определенных барьеров при пользовании библиотекой, небольшого выбора книг, с одновременным сокращением библиотечных фондов и времени работы библиотечных учреждений становится институциональный кризис библиотек, проявившийся во многих странах. Данные обстоятельства со всей очевидностью говорят о снижении значимости библиотек как важной части культурного пространства. Основополагающие принципы работы библиотек в настоящее время поставлены под угрозу, поскольку современные подходы к информации побуждают сделать переоценку данным принципам.Как отмечает A.B. Соколов , «для библиотек, традиционных хранилищ культурной информации и знаний, информационный рынок, где торгуют информацией и знаниями, оказался закрыт, потому что их услуги бесплатны. В силу этого книгохранилища, финансируемые государством или бизнесом, не создают добавленной стоимости, никакого вклада в ВВП не вносят, не способны к самоокупаемости и являются бременем для экономики информационного общества. По этой причине в технократических концепциях информационного общества главный акцент делается на информационно- коммуникационные технологии, а книга и библиотеки не упоминаются вообще или фигурируют в качестве «объектов информатизации». Бумажные носители отвергаются, потому что информация и знания в информационном обществе должны воплотиться не в архаичные документные фонды, а в электронные (оцифрованные) информационные ресурсы глобального масштаба с возможностями доступа из любого места и в любое время. Интернет уже сегодня обеспечивает библиографический поиск и электронную доставку документов более полно и оперативно, чем традиционные библиотеки. На книжном рынке популярностью пользуются ридеры (e-book). В итоге создается впечатление, что электронная коммуникация успешно вытесняет документальную коммуникацию, что грядущее информационное общество немыслимо без ридеров и Интернета, а без библиотек вполне может обойтись».Сегодня все чаще можно услышать мнения, что библиотеки не успевают за интенсивным развитием общества, стараются сохранить традиционные книги как свою основную ценность, в то время как необходимо активно переходить к новым носителям информации. Такая позиция отражает современные тенденции в развитии общества и институционального кризиса библиотеки. Необходимость глобальной трансформации библиотеки в связи с распространением информационно-коммуникационных технологий детерминирована стремлением библиотек оказаться в русле глобальных перемен и занять свою нишу в структуре информационных институтов.Конечно, разные страны находятся на разных этапах социального и экономического развития. В каждой из этих стран сформировалось и укрепилось свое понимание того, по каким принципам и моделям будут развиваться библиотеки. Однако, уже сейчас можно заметить, что все модели не предполагают закрытия библиотек как культурных институтов. ЗаключениеТаким образом, на основании анализа библиотеки как культурного института можно сделать следующие выводы: Библиотека является одним из тех социальных институтов, которые в настоящее время проходят период длительной институциональной трансформации, смены парадигмы развития, функций и форм работы. Изменения в ее функционировании детерминированы особенностями развития российского общества, его культурным, техническим и технологическим уровнем, общественными потребностями в информации, трансформацией привычной для библиотеки институциональной среды. Все это объясняет новое отношение общества к ней, в первую очередь как к информационному институту.Анализ рассмотренных тенденций убеждает, что содержание деятельности библиотек в ближайшей перспективе будет определяться, главным образом, возможностями цифровых технологий. Есть основания полагать, что новый арсенал средств и возможностей позволит библиотекам занять устойчивое место в структуре информационных институтов современного общества.Роль института библиотеки в современном обществе детерминируют ряд внешних и внутренних факторов. Они непосредственным образом влияют на востребованность и конкурентоспособность библиотеки в обществе, значительно меняют ее положение в структуре информационных институтов общества. Однако, приходится утверждать, что библиотека будет востребована всегда. Список литературыАкилина, М.И. Информационная функция как понятие // Библиотека. - 1999. - № 10. - С. 32Берестова, Т.Ф. Общедоступная библиотека как часть информационного пространства : Теоретико-методологические основания: дис ... д-ра пед. наук. - М., 2005 - С. 297.Ванеев, А.Н. Библиотековедение в России конца XX века. Общетеоретические концепции и дискуссии : учеб. пособие / А. Н. Ванеев. - СПб.: Профессия, 2007. - 248 с.Вормел, И. Придание новых качеств найденной информации: Вызов работникам в области библиотековедения и информатики // Международный форум по информатике. - 2000.-Т. 25,-№4.-С. 23Громов, И.А. Западная теоретическая социология / И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. - М.: Ольга, 1996. - 286 сЗабелина, H.A. Библиотека XXI века. Московская городская Деловая библиотека - М.: Альфа, 2006.-С. 121.Мотульский, P.C. Общее библиотековедение. - М.: ЛИБЕРЕЯ, 2004. - 219 с. Парсонс, Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Социология: Хрестоматия / Сост. Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая - М.: Гардарики, 2003. - С. 111Пюкке, С. Информационное общество и проблемы социального развития [Электронный ресурс] - М., 2003 - Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/pikke_infobschy * Добреньков, В.И. Социология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - С. 514. Самохина, М.М. Библиотека как социальный институт и ее функции // «Библиотека и общество в России 90-х годов XX века»: материалы семинара. - М., 1994. - С. 15.Федеральный закон «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ (с изменениями на 3 июня 2009 г.) // КонсультантПлюс.
1. Акилина, М.И. Информационная функция как понятие // Библиотека. - 1999. - № 10. - С. 32
2. Берестова, Т.Ф. Общедоступная библиотека как часть информационного пространства : Теоретико-методологические основания: дис ... д-ра пед. наук. - М., 2005 - С. 297.
3. Ванеев, А.Н. Библиотековедение в России конца XX века. Общетеоретические концепции и дискуссии : учеб. пособие / А. Н. Ванеев. - СПб.: Профессия, 2007. - 248 с.
4. Вормел, И. Придание новых качеств найденной информации: Вызов работникам в области библиотековедения и информатики // Международный форум по информатике. - 2000.-Т. 25,-№4.-С. 23
5. Громов, И.А. Западная теоретическая социология / И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. - М.: Ольга, 1996. - 286 с
6. Забелина, H.A. Библиотека XXI века. Московская городская Деловая библиотека - М.: Альфа, 2006.-С. 121.
7. Мотульский, P.C. Общее библиотековедение. - М.: ЛИБЕРЕЯ, 2004. - 219 с.
8. Парсонс, Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Социология: Хрестоматия / Сост. Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая - М.: Гардарики, 2003. - С. 111
9. Пюкке, С. Информационное общество и проблемы социального развития [Электронный ресурс] - М., 2003 - Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/pikke_infobschy * Добреньков, В.И. Социология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - С. 514.
10. Самохина, М.М. Библиотека как социальный институт и ее функции // «Библиотека и общество в России 90-х годов XX века»: материалы семинара. - М., 1994. - С. 15.
11. Федеральный закон «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ (с изменениями на 3 июня 2009 г.) // КонсультантПлюс.
Вопрос-ответ:
Какую роль играет библиотека в культурной среде общества?
Библиотека играет важную роль в культурной среде общества. Она является социально-культурным институтом, предоставляющим доступ к разнообразным информационным ресурсам, литературе, искусству и знаниям. Библиотеки способствуют развитию образования, культуры и самосовершенствования человека. Они могут быть центрами культурной жизни, проводить различные мероприятия, организовывать выставки, лекции и консультации. Библиотека в современном обществе является неотъемлемой частью культурного наследия и местом, где можно расширять свои знания и развивать свои интересы.
Что означает понятие "социально-культурный институт"?
Социально-культурный институт - это организация или организационная структура, которая играет важную роль в формировании и развитии культурной среды общества. Она предоставляет услуги и ресурсы, связанные с культурой и образованием, и способствует распространению и сохранению знаний, искусства и литературы. Библиотека является одним из примеров социально-культурного института, предоставляющего доступ к культурным ценностям и являющегося местом формирования культурных активностей.
Какие функции выполняет библиотека как культурный институт?
Библиотека как культурный институт выполняет разнообразные функции. Она является информационным центром, где люди могут получить доступ к различным информационным ресурсам. Библиотека также способствует развитию образования, предоставляя учебники, научные журналы и другую литературу. Она играет важную роль в сохранении и распространении культурного наследия, собирая и храня книги, рукописи, аудио- и видеозаписи. Библиотеки также проводят различные мероприятия, способствующие культурному развитию общества, такие как лекции, выставки и культурно-просветительские программы.
Какие функции выполняет библиотека как социально-культурный институт?
Библиотека выполняет различные функции, такие как информационная, образовательная, культурно-просветительская, социальная и др. Она предоставляет доступ к информации, формирует культурные ценности, способствует образованию и саморазвитию личности, служит местом встречи и общения людей.
Какова роль библиотеки как культурного института в современном обществе?
Библиотека играет важную роль в современном обществе. Она является центром культурной жизни, где люди могут получить доступ к книгам, электронным ресурсам, мультимедийным материалам и другим источникам информации. Библиотека способствует формированию и развитию культуры, образования и духовности общества.
Какова сущность библиотеки как института в современном обществе?
Сущность библиотеки как института в современном обществе заключается в предоставлении доступа к информации и культурным ценностям. Она служит площадкой для образования, самообразования и саморазвития личности. Библиотека способствует формированию гражданского сознания, культуры чтения, развитию критического мышления и творческого потенциала.
Почему библиотеку называют социально-культурным институтом?
Библиотеку называют социально-культурным институтом, потому что она выполняет социально значимые функции и способствует развитию культуры в обществе. Она предоставляет доступ к информации и знаниям, помогает людям образовываться и развиваться, формирует ценности и нормы культуры, служит местом общения и взаимодействия людей.
Какими функциональными детерминантами обладает библиотека?
Библиотека обладает различными функциональными детерминантами, такими как информационная функция, образовательная функция, культурно-просветительская функция, научно-исследовательская функция, социальная функция и другие. Каждая из этих функций имеет свою цель и задачи, в результате чего библиотека выполняет свою многогранную роль в обществе.
Что такое социально-культурный институт?
Социально-культурный институт - это организация или учреждение, которое играет важную роль в развитии культурной среды общества и удовлетворении потребностей людей в информации, образовании и культурных ценностях.