Методика обучения выжиганию по дереву

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Деревообработка
  • 65 65 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 17.09.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ РАЗДЕЛУ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ» 5
1.1 Общая характеристика раздела 5
1.1.1 Методы трудового воспитания на уроках технологии 5
1.1.2 Формы и средства уроков трудового воспитания 9
1.2 Теоретические основы подготовки урока по разделу «Материаловедение» 12
1.3 Общая характеристика материала и предстоящей работы 17
1.3.1 История технологии производства фанеры 17
1.3.2 Характеристика сырья и готовой продукции 19
1.3.3 История выжигания по дереву 24
1.3.4 Инструменты и материалы для проведения работы 25
1.3.5 Подготовка рабочего места 28
2 РАЗРАБОТКА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА ПО РАЗДЕЛУ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ» «ВЫЖИГАНИЕ НА ФАНЕРЕ» 29
2.1 Структура урока раздела «Материаловедение» 29
2.2 План-конспект урока для учащихся 5 класса 34
3 ХОД РАБОТЫ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЦЕССА 42
3.1 Разработка плана занятий 42
4.2 Составление технологической карты 44
5 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ 62
Инструкция по технике безопасности при обработке древесины 62
Правила техники безопасности при работе с электролобзиком 63
Правила техники безопасности при выжигании по дереву 64
Правила техники безопасности при работе с электроприборами 64
Правила техники безопасности при ведении покрасочных работ 65
Фрагмент для ознакомления

Действия учеников: Самостоятельный подбор материала, дублирующего материала и инструментов. Самоконтроль. Старшие в группах раздают технологические карты. Действия учителя: Демонстрация технологической карты и объяснение задания. Объяснение правила выпиливания дощечек из фанеры и демонстрация процесса ученикам.Действия учеников: Выслушав задание, учащиеся самостоятельно подготавливают материал к распиливанию, а также подготавливают трафарет для выжигания рисунка. Учитель: Целевой обход. Проверка организации рабочих мест и наличия необходимых материалов. Указывает на ошибки.Действия учеников: Раскладка трафаретов на материале (выпиленных фанерных дощечках). Учитель: Проверочный контроль. Действия учеников: перенос рисунка на древесину. Лучше сделать ксерокопию с выбранного рисунка, так как в процессе обвода рисунок будет испорчен, если же оригинал рисунка не нужен, можно обводить его, не делая ксерокопию. Затем копию с помощью копировальной бумаги - на поверхность древесины.При выжигании орнаментов и одинаковых контурных рисунков можно применять шаблоны и трафареты, выпиленные из фанеры или вырезанные из плотной бумаги.Их кладут на хорошо прошлифованную поверхность фанеры и обводят карандашом.Учитель: Проверить правильность выполнения заданияДействия учеников: Самоконтроль.Учитель: Проверочный контроль. Действия учеников: Подготовка инструмента для выжигания рисунка на материале. Промежуточный самоконтроль.Учитель: Промежуточный контроль. Демонстрация правил пирографического нанесения рисунков. Объяснение, что первые пробные рисунки надо выжигать только точками, нанося их более или менее густо, изменяя размеры и глубину, можно получить переходы от света к тени, объёмность изображаемых предметов. Повторение правил безопасного труда:хорошее освещение обрабатываемой поверхности изделия; при работе воздух в помещении в результате обугливания древесины загрязняется, поэтому помещение время от времени следует проветривать. при выжигании зрение утомляется сравнительно быстро, поэтому через каждые 15-20 минут следует делать небольшие перерывы для отдыха.Действия учеников: Дублирование действий учителя, нанесение рисунков на дощечку при помощи выжигателя. Итоговый взаимоконтроль.Учитель: Итоговый контроль. Проверить осуществление учащимися самоконтроля.Учитель: Промежуточный контроль. Демонстрация правил нанесения морилки и лака на поверхность готовых изделий. Действия учеников: Дублирование действий учителя, нанесение морилки и лака на поверхность готовых изделий. Итоговый взаимоконтроль.6. Заключительная часть Подведение итогов урока. Учащиеся анализируют, оценивают итоги самостоятельной практической деятельности. 1. Опрос – беседа. - Какие новые знания, умения вы приобрели на сегодняшнем уроке? - Пригодятся ли полученные знания, умения в реальной жизни? - Что больше всего понравилось в практической работе? - Что было на уроке самым трудным?2. Оценка уровня усвоения. Рефлексия. Опрос: «Новые понятия, термины» - Фанера – это … - Пирография – это … - Способы нанесения рисунков на фанеру и првила безопасности… 3. Выставление оценок.Учитель ставит оценки за урок в журнал и дневники, проанализировав: работу учеников на уроке, знания учащихся, организацию рабочего места, соблюдение техники безопасности, самоанализы и взаимоанализы учащихся.3 ХОД РАБОТЫ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЦЕССА3.1 Разработка плана занятийВ таблице 1 приведены результаты тематического планирования по предмету «Технология» на 2014-2015 учебный годПри выполнении учебного проекта используются следующие компетентности.Общеучебные компетентности: определение цели и порядок работы; анализ, рефлексия, планирование, проектирование; поиск, отбор, анализ информации; умение работать самостоятельно, сотрудничать, задавать вопросы и вести дискуссию;умение критически оценивать результаты деятельности, анализировать свои и чужие достижения и ошибки, использовать в повседневной жизни приобретенные знания и умения;умение выполнять проект по алгоритму; развитие воображения, эстетического вкуса, кругозора, фантазии, чувства гармонии.Предметно-ориентированные компетентности:Ученик для выполнения проекта должен знать: характеристики и технологию производства фанеры;методику выжигания рисунков по дереву;характеристики используемых инструментов; возможность применения полученных знаний на практике; методы уход за изделиями из дерева;алгоритм выполнения проекта; экономический расчет; понятие себестоимости и рекламы; правила поведения на уроке и технику безопасности Ученик для выполнения проекта долженуметь: выявлять потребность и выбирать объект труда; изготавливать эскизы варианта объекта труда; подбирать материалы и инструменты для выполнения работы;соблюдать правила поведения на занятиях и правила техники безопасности; выполнять трафареты и эскизы рисунков для нанесения на деревянные поверхности методом пирографии; составлять технологическую последовательность изделия;экономически рассчитать затраты на изготовление изделия;разрабатывать рекламу проекта.Таблица 1. Тематический план по предмету «Технология», 5 класс№ уроковТема урокаКол-во часовИКТКонтрольные, лабораторные, практические работыДомашнее заданиеРаздел: Материаловедение.Проектные работы (12 часов)Творческий проект «Выжигание рисунков на фанере» 10 часов 1-2Характеристика материалов и методов работыПодбор литературы и изучение информации иматериалами по теме проекта.2Презентация «Что такое фанера?», «История пирографии», «Инструменты и материалы для пирографии»Практическая работа №1. Запись и запоминание особо важной информации по теме проекта.Поиск литературы и данных в Интернете по теме проекта.3-41 этап проекта Выбор и экономическое обоснование проекта. Выбор и объекта труда.Теоретические сведения: Выявление потребности и выбор объекта труда2Практическая работа № 2Выявление потребности и выбор объекта труда.Практическая работа № 3Экономический расчет затрат на изготовление проектируемого изделияМаркетинговое исследование, обоснование ценности объекта труда.Продолжение таблицы 1.7-82 этап проектаРазработка технологического процесса. Теоретические сведения:Основные этапы создания проекта, правила безопасности труда.2Презентация: «Тест по технике безопасности»;Рассмотрение примернойтехнологическойкарты.Практическая работа №4, «Выпиливание основы из фанеры для нанесения рисунка и обработка морилкой».Практическая работа №5, «Изготовление трафарета для нанесения рисунка».Составление технологической карты9-103 этап проекта Теоретические сведения:Правила нанесения рисунков на дереве с помощью выжигания, обработка изделия.2Практическая работа №6Выполнение рисунка на выпиленных фанерных заготовках.Практическая работа № 7Покрытие изделия лаком.Разработка рекламы11-124 этап проектаАнализ и защита проекта2Представление презентаций к проектам Защита проектаИтого:12 часов3.2 Составление технологической картыНаличие у учеников технологической карты избавляет учителя от излишней опеки ученической группы, помогает действовать целеустремленнее и результативнее.Приведем пример составления технологической карты проекта.1. Формулирование проблемы.Я и моя семья очень любим дарить друг другу подарки, сделанные своими руками.На день рождения моей младшей сестры (младшего брата, ребенка знакомых и т.п.) я хочу сделать неодинарный подарок – сделанный самостоятельно набор табличек «Русские сказки» с выполненными выжиганием по дереву рисунками.Проанализируем проблемы, с которыми часто сталкивается потребитель, приобретая готовое изделие в магазине:неудовлетворенные потребности;отсутствие оригинальности;конструкционные недостатки или низкое качество;высокая стоимость;отсутствие товара в торговой сети;несоответствие размеров нашим бытовым условиям.Затем определим требования к проектированию и изготовлению набора табличек «Русские сказки».Факторы, которые следует принять во внимание при изготовлении изделия:надежность и долговечность изделия;приятный дизайн;наличие в школьной мастерской станков и оборудования;небольшие габариты и масса;простота изготовления изделия;безопасность изготовления при соблюдении техники безопасности;доступность применяемых материалов;оптимальные экономические затраты и время изготовления;экологичность изделия.Универсальность моего проекта заключается в том, что набор табличек «Русские сказки» можно использовать по прямому назначению, то есть дляобучению детей чтению, и как интерьер для дома. Экономичность заключается в том, что все материалы для данного проекта можно найти в мастерской, среди отходов производства или купить на строительном рынке за небольшую цену. Конструктивность изделия необходимо учитывать при изготовлении. Изделие красивое, безопасное и достаточно прочное.Экологичность заключается в том, что при изготовлении проекта использовалась древесина - экологически чистый материал.С эстетической точки зрения используются старинные традиции, тщательно подбираются узоры. Технология изготовления довольно проста. Все операция делаются электроинструментами или вручную.Цель: изготовить набор табличек «Русские сказки».Задачи выполнения проекта:Разработать оптимальную конструкцию изделия.Выбрать наиболее подходящие породы древесины для деталей изделия.Составить чертежи табличек.Разработать технологическую карту.Использовать свои знания, умения и навыки в области технологии, и математики.Соблюдать точность и аккуратность при изготовлении изделия.Внести личный вклад в улучшение интерьера своего дома.Обоснование конкретной потребностиПотребность изготовления данного изделия заключается в том, что именно такие красиво оформленные таблички по мотивам детских сказок можно использовать для обучения детей чтению в игровой форме. Кроме того, такое необычное и красивое изделие будет украшать интерьер дома.Подходящим вариантом будет изделие из древесины, выполненное выжиганием на табличках, выпиленных из березовой фанеры. Изделие должно отличатьсяот продающихся в магазине аналогов оригинальностью.Обоснование выбора проектаГлавное в этом проекте то, что изделие можно сделать самостоятельно. При выборе данного проекта были учтены следующие моменты.В процессе изготовления набора табличек «Русские сказки» используются приобретенные знания, умения и навыки в области математикии технологии.Изготовление набора табличек способствует закреплению ранее изученного материала таких тем, как «Разметка», «Сверление», «Пиление» и «Выжигание по дереву».Оснащение учебных материалов позволяет выполнить этот проект, данная работа неопасна при соблюдении правил безопасного труда.В процессе выполнения можно ознакомиться с технологией оформления интерьера. Изготовив такой набор табличек, можно внести личный вклад в оформление дома, квартиры, сделав приятный подарок близким людям. При изготовлении набора табличек и выжигании узоров требуется соблюдать точность и аккуратность.Материал древесины – березовую фанеру, необходимый для изготовления изделия можно выбрать на пилораме из отходов или купить на строительном рынке, а морилку и лак купить в магазине.Используемый материалНаиболее подходящим материалом для изготовления подсвечника является березовая фанера. Это объясняется тем, что, во-первых, ее текстура очень красива. Во-вторых, заготовки из березовой фанеры легко обрабатываются выпиливанием, выжиганием и лакокрасочными материалами. Также древесина является экологически чистым материалом.Размеры таблички 300 x 210 мм соответствуют размерам листа А4.Таблица 2. Спецификация на изделие№ДетальКоличествоМатериалРазмерыaxbxc, мм1Главная страница1Фанера березовая 300 x 210 х 62Последующие страницы4Фанера березовая300 x 210 х 6Технологическая карта на изделие приведена в таблице 3.Таблица 3. Технологическая карта «Фанерная табличка с нанесенным выжиганием рисунком»№ОперацияДействиеМатериалоборудованиеЭскиз, чертежВремя на операциюСпециалист1Подготовка к работеПодготавливаем эскизы (трафареты) рисунков для выжигания на фанере, лист березовой фанеры и необходимые принадлежности для ее разметки.Лист березовой фанеры, линейка, столярный угольник, карандаш, эскизы рисунков (трафареты)2-3 минУченик (самоконтроль)2Создание эскиза березовой табличкиЧертим размеры табличек из березовой фанерыЧертежная бумага, линейка, карандаш2-3 минУченик (самоконтроль)Продолжение таблицы 3№ОперацияДействиеМатериалоборудованиеЭскиз, чертежВремя на операциюСпециалист3Разметка на листе березовой фанерыСогласно подготовленному чертежу таблички проводим разметку будущих изделий на листе березовой фанерыЛист березовой фанеры, линейка, столярный угольник, карандаш.2-3 минУченик (самоконтроль)4Проверка и уточнение нанесенной разметкиПроверяем правильность нанесенной разметки, при необходимости – исправляем недостатки.Лист березовой фанеры, линейка, столярный угольник, карандаш.2-3 минУченик (контроль учителя)Продолжение таблицы 3№ОперацияДействиеМатериалоборудованиеЭскиз, чертежВремя на операциюСпециалист5Выпиливание табличек по длине при помощи электролобзикаСогласно нанесенной разметке, убрав все лишнее, производим выпиливание табличек из березовой фанеры по длине, строго соблюдая правила техники безопасности.Размеченный лист березовой, электролобзик5-10 минУченик (строгий контроль учителя)Продолжение таблицы 3№ОперацияДействиеМатериалоборудованиеЭскиз, чертежВремя на операциюСпециалист6Выпиливание табличек по ширине при помощи электролобзикаСогласно нанесенной разметке, убрав все лишнее, производим выпиливание табличек из березовой фанеры по ширине, строго соблюдая правила техники безопасности.Размеченный лист березовой, электролобзик2-3 минУченик (контроль учителя)Продолжение таблицы 3№ОперацияДействиеМатериалоборудованиеЭскиз, чертежВремя на операциюСпециалист7Выравнивание поверхности фанерыПри помощи наждачной мелкозернистой бумаги зачищаем неровности на выпиленных фанерных дощечках для сглаживания поверхностиВыпиленные фанерные таблички, мелкозернистая наждачная бумага10-12 минУченик (самоконтроль)Продолжение таблицы 3№ОперацияДействиеМатериалоборудованиеЭскиз, чертежВремя на операциюСпециалист8Протравливание выпиленных и зачищенных фанерных табличек при помощи морилкиНанесение при помощи кисти морилки морилки для дерева на поверхность выпиленных и зачищенных фанерных табличек.Высушивание табличек при комнатной температуре в течение 30-40 минут.Выпиленные и зачищенные фанерные таблички, морилка дя дерева, пластиковый стакан (емкость для морилки), кисть.30-40 минУченик (самоконтроль)Продолжение таблицы 3№ОперацияДействиеМатериалоборудованиеЭскиз, чертежВремя на операциюСпециалист9Проверка качества полученных березовых фанерных табличекВизуальный контроль обработанных и высушенных фанерных табличекОбработанные фанерные таблички.2-3 минУченик (контроль учителя)Продолжение таблицы 3№ОперацияДействиеМатериалоборудованиеЭскиз, чертежВремя на операциюСпециалист10Нанесение распечатанных рисунков на фанерные таблички при помощи копировальной бумагиРазместив на выпиленной и обработанной табличке лист копировальной бумаги и эскиз выжигаемых рисунков, тщательно обводим их по контурам остро заточенным карандашом или черной ручкойОбработанные фанерные таблички, копировальная бумага, листы бумаги А4 с распечатанными на них эскизами рисунков, ручка или карандаш.15-20 минУченик (контроль учителя)Продолжение таблицы 3№ОперацияДействиеМатериалоборудованиеЭскиз, чертежВремя на операциюСпециалист12Выжигание рисунков на фанерных табличкахПри помощи прибора для выжигания по дереву тщательно повторяем контуры переведенных на фанерные дощечки рисунков.Обработанные фанерные таблички с переведенными на них рисунками.25-30 минУченик (контроль учителя)Продолжение таблицы 3№ОперацияДействиеМатериалоборудованиеЭскиз, чертежВремя на операциюСпециалист11Покрытие лаком для дерева табличек с нанесенными выжиганием рисунками.Покрываем древесным лаком таблички с нанесенными на них рисунками. Высушиваем в течение 20-30 минутФанерные таблички с нанесенными выжиганием рисунками, пластиковый стакан, лак для дерева, (емкость для лака), кисть.20-30 минУченик (самоконтроль)12Проверка качества изделияПроводим визуальный контроль качества полученного изделияПокрытые лаком фанерные таблички с нанесенными рисунками.2-3 минУченик (контроль учителя)4 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТАВ данной части проекта приводится расчет стоимости материалов и оборудования, необходимого для изготовления набора из пяти лакированных фанерных табличек с нанесенными на них рисунками по мотивам русских народных сказок.Затраты на покупку оборудования (электролобзика, прибора для выжигания по дереву) не учитываются, так как оно предоставляется школьной мастерской бесплатно. Также в расчете не учитываются затраты на электроэнергию для работы приборов и освещения, предоставляемую школьной мастерской бесплатно и оплату труда учителя.Таким образом, себестоимость проект складывается только из стоимости затраченных на его изготовления материалов. Общая смета расходов на осуществление проекта приведена в таблице 4.Рассчитаем расход фанеры на производство 5 табличек размером 300 х 210 мм с учетом коэффициента производственных потерь в 20% (K = 1,2).Площадь затраченной фанеры толщиной 4 мм составляет:S = n.a.b.K,гдеn – число табличек, шт;а, b – соответственно длина и ширина табличек, мм;К – коэффициент потерь, примем максимально возможный – 1,2.S = 5 .300 . 210 . 1,2 = 378000 мм2 = 0,378 м2Таблица 4. Смета расходов на реализацию проекта [4]№Наименование материалаУчетная единицаЦена за 1 учетную ед.Кол-воСтоимость, руб.1Карандаш простойшт.101102Фанера березовая, 4 мм1 м28000,43203Морилка для деревабут. 0,5 л351354Лак для деревабут. 0,5 л1301130Итого 495Таким образом, себестоимость изделия составляет 500 рублей и укладывается в допустимых для школьника материальных затрат.ЗАКЛЮЧЕНИЕНачало XXI века является временем глобальных изменений, охватывающих все сферы жизни человека: экономику, политику, культуру, науку,и, конечно же, образование. Образование, в особенности школьное, призвано воспитывать человека нового поколения -активную, свободную, творческую личность, живущую в гармонии с окружающим миром и осознающую ответственность перед ним.Главной целью такой современной школы, безусловно,является всестороннее развитие способностей ученика, который помимо получения качественных знаний по предметам должен осознать себя социально значимой личностью, способной не только воспринимать окружающий мир, но и активно его изменять, с помощью полученных знаний, умений и навыков в области технологии.В рамках представленной курсовой работы нами были подробно основные формы, методы и средства обучения учащихся средней школы предметы «Технология». Также нами на основе литературных и практических данных была разработана плановая система изучения раздела Материаловедение 5 класс на примере обучению школьников технологии выжиганию по дереву.Основной целью работы было составление подробной методики по изучению раздела, и в ходе работы данная цель была достигнута. Нами была рассмотрена структура урока раздела «Материаловедение» и составлен подробный план-конспект урока для учащихся 5 класса.В практической части данной работы нами был выполнен творческий проект по предмету «Технология» - набор фанерных табличек с выжженными на них рисунками «Русские сказки» и составлена подробная технологическая карта по выполнению проекта для учащихся. Также была рассчитана себестоимость выполнения проекта, равная 495 рублям и укладывающаяся в заложенный бюджет проекта.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2012 Г. N 273-ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИВасечкин Ю.В. Технология и оборудование для производства фанеры. Учебник для лесотехнических техникумов. — М.: Лесная промышленность, 2003. — 310 с.Джексон А., Дэй Д. Энциклопедия работ по дереву. Пер. с англ. Ю. Е. Суслова. - М.: Астрель, АСТ, 2005. - 319 с.Каталог строительных и отделочных материаловСтройКласс[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://strojklass48.ru/Кириллов А.Н., Карасев Е.И. Технология фанерного производства. Учебник для техникумов деревообрабатывающей промышленности. — М.: Лесная промышленность, 1974. – 312 с.Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии. Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. — 296 с.Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования Том 2. Учебник для студ. высш. учеб.заведений : в 2 т. Т. 2 : Теория воспитания Н.А.Морева. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 192 с.Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. Том 1. Дидактика. Учебник для студентов высших учебных заведений: в 2 томмах. Том 1: Дидактика /Н.А.Морева.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 432с.Педагогика и психология в России: вчера, сегодня, завтра. 2011. Вып. 02. Сборник статей / под ред. А.В. Головинова, Д.С. Петрова. – Алейск, Барнаул: Изд-во «Сизиф» Д.С. Петрова, 2011. — 118 с.Ращупкина С.Ю. Выжигание по дереву. М.: РИПОЛ классик, 2011. — 192 с.Симонов В.П. Урок: планирование, организация и оценка эффективности. - М.:УЦ « Перспектива».-2010.-208с.Теория и методика обучения технологии. Учебно-методическое пособие. –. Шуя: изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009. – 205 с.Технология. 7 класс. Обслуживающий труд. Под ред. Симоненко В.Д. – М.: Просвещение, 2009. – 135 с.Уолтерс С. Пирография или искусство выжигания по дереву. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 222 с.Яровой И.Н., Малюта Н.Т., Рыбенцев В.Н. Сборник задач по техническому труду. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2006. — 136 с.ПРИЛОЖЕНИЕ А. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫИнструкция по технике безопасности при обработке древесиныДо начала работы1 .Правильно надеть спецодежду (фартук с нарукавниками или халат и головной убор: берет, при этом следует тщательно подобрать волосы).2.Проверить наличие инвентаря (совок, сметка, сидение, подставная решетка).3.Проверить состояние инструментов индивидуального пользования, разложи их в строгом порядке, установленном учителем. В случае неисправности инструментов сообщить об этом учителю.4.Проверить состояние верстачных тисков (губки тисков должны быть плотно привинчены, насечка не сработана).Во время работы1.Прочно закрепить обрабатываемую деталь в тисках.2.Работу выполнять только исправными, хорошо налаженными инструментами.З. Во избежание травм следить за тем, чтобы:а) инструменты (напильники и др.), имеющие заостренные хвостовики, должны быть снабжены деревянными, плотно прилегающими рукоятками установленной формы без расколов и трещин;б) не отвлекаться во время работы;в) при работе с ножовкой выполняя запил использовать приспособления.4.Не проверять пальцами качество обработанной поверхности,5.Столярными инструментами пользоваться только по их прямому назначению.По окончании работы1.Проверить состояние инструментов и в случае неисправности их доложить учителю.2. Привести в исправное состояние инструменты.3. Тщательно убрать рабочее место (опилки не сдувать и не смахивать руками). Отходы сложить в специальный ящик.4. Положить инструменты в том порядке, установленном учителем.5. Во избежание порчи насечек на губках тисков не зажимать их плотно, оставлять зазор в 1-2 мм.6. Привести себя в порядок.7.Из мастерской выходить только с разрешения учителя.Правила техники безопасностиприработе с электролобзиком1. Нельзя работать в сильном волнении или утомлении, когда притупляется внимание и трудно сосредоточиться. 2. Рабочее место всегда необходимо содержать в порядке. 3 Освещение на изделие должно падать спереди, сбоку и сверху, а лампа – находиться на достаточном расстоянии от резчика. Важно, чтобы свет лампы не отсвечивал от доски в глаза, а также позволял бы выделить рельеф и получить светотень.4. Нельзя следует отвлекаться и, если это не нужно для резьбы, ходить с инструментом в руках, так как электролобзик – очень острый и опасный инструмент.5. Инструмент всегда нужно поддерживать в хорошем рабочем состоянии. Ручка инструмента должна быть плотно и надежно закреплена. 6 Стамески и ножи всегда без исключения нужно держать двумя руками: руки всегда находятся на инструменте в конкретном и определенном месте. Если не выполняется это условие, то при сосредоточении внимания на резьбе одной рукой человек забывается и оставляет без контроля другую руку, которая все равно участвует в работе, поддерживая предмет, и рано или поздно неизбежно окажется на пути стамески. Срывы же стамески при работе только одной рукой обычны и часты, а травмы неминуемы. При работе двумя руками фактически порезаться невозможно.7. Нельзя располагать заготовку на ладони или на коленях, а также резать, держа изделие на весу без упора. 8. Необходимо всегда иметь под рукой бинт, йод, нашатырный спирт, перекись водорода и бактерицидный лейкопластырь.Правила техники безопасности при выжигании по дереву1. Включать электровыжигатель в сеть только с разрешения учителя. Работать исправным прибором.2. При работе следует проветривать помещение.3. Не следует наклоняться близко к месту выжигания.4. Не оставлять прибор включенным в сеть.5. Оберегать руки и одежду от прикосновений раскаленного пера.Правила техники безопасности при работе с электроприборами1. Перед работой с электроприбором проверить исправность шнура, о неполадках сообщить учителю.2. Включать и выключать электроприборы сухими руками за корпус вилки.3. Во время работы стоять на резиновом коврике.4. Не оставлять включенным электроприбор без присмотра.Правила техники безопасностипри ведении покрасочных работПри лакокрасочных работах возможны следующие виды риска и опасности: опасность отравления и опасность пожара или взрыва. Опасность возникновения пожара может быть устранена или уменьшена при соблюдении следующих правил.Место покраски должно быть изолировано.Склад красок и растворителей должен быть изолирован от места покраски.Отходы (ветошь, банки, пробки и т. п.) помещаются в мусорный ящик с крышкой, ящик ежедневно опорожняется.Категорически запрещается при лакировании пользоваться открытым огнем и нагревательными приборами.Противопожарный инструмент должен в полном комплекте находиться на своих местах и в рабочем состоянии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2012 Г. N 273-ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2. Васечкин Ю.В. Технология и оборудование для производства фанеры. Учебник для лесотехнических техникумов. — М.: Лесная промышленность, 2003. — 310 с.
3. Джексон А., Дэй Д. Энциклопедия работ по дереву. Пер. с англ. Ю. Е. Суслова. - М.: Астрель, АСТ, 2005. - 319 с.
4. Каталог строительных и отделочных материаловСтройКласс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://strojklass48.ru/
5. Кириллов А.Н., Карасев Е.И. Технология фанерного производства. Учебник для техникумов деревообрабатывающей промышленности. — М.: Лесная промышленность, 1974. – 312 с.
6. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии. Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. — 296 с.
7. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования Том 2. Учебник для студ. высш. учеб. заведений : в 2 т. Т. 2 : Теория воспитания Н.А.Морева. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 192 с.
8. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. Том 1. Дидактика. Учебник для студентов высших учебных заведений: в 2 томмах. Том 1: Дидактика /Н.А.Морева.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 432с.
9. Педагогика и психология в России: вчера, сегодня, завтра. 2011. Вып. 02. Сборник статей / под ред. А.В. Головинова, Д.С. Петрова. – Алейск, Барнаул: Изд-во «Сизиф» Д.С. Петрова, 2011. — 118 с.
10. Ращупкина С.Ю. Выжигание по дереву. М.: РИПОЛ классик, 2011. — 192 с.
11. Симонов В.П. Урок: планирование, организация и оценка эффективности. - М.:УЦ « Перспектива».-2010. - 208с.
12. Теория и методика обучения технологии. Учебно-методическое пособие. –. Шуя: изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009. – 205 с.
13. Технология. 7 класс. Обслуживающий труд. Под ред. Симоненко В.Д. – М.: Просвещение, 2009. – 135 с.
14. Уолтерс С. Пирография или искусство выжигания по дереву. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 222 с.
15. Яровой И.Н., Малюта Н.Т., Рыбенцев В.Н. Сборник задач по техническому труду. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2006. — 136 с.

Вопрос-ответ:

Что такое методика обучения выжиганию по дереву?

Методика обучения выжиганию по дереву представляет собой способ обучения учащихся различным приемам и техникам работы с деревом с помощью техники выжигания. Этот метод позволяет развивать творческие и художественные навыки детей, а также повышать их интерес к технологии и материаловедению.

В чем состоят основные теоретические основы методики обучения учащихся пятых классов разделу материаловедение?

Основные теоретические основы методики обучения учащихся пятых классов разделу материаловедение заключаются в ознакомлении детей с основными методами трудового воспитания на уроках технологии, формами и средствами уроков трудового воспитания, историей технологии производства фанеры, характеристикой сырья и готовой продукции.

Какие методы трудового воспитания используются на уроках технологии?

На уроках технологии используются различные методы трудового воспитания, такие как объяснение, самостоятельная работа, коллективное обсуждение, практические занятия, игры и т.д. Они позволяют разнообразить учебный процесс и активизировать учащихся, стимулируя их интерес к предмету.

Какие формы и средства используются на уроках трудового воспитания?

На уроках трудового воспитания используются различные формы и средства обучения, такие как демонстрация, рассказ, беседа, практические занятия, использование учебных пособий и инструментов. Это позволяет учащимся более глубоко погрузиться в изучаемую тему и получить необходимые практические навыки.

Чему посвящена история технологии производства фанеры?

История технологии производства фанеры посвящена историческому развитию и использованию этого материала в различных областях, таких как строительство, мебельное производство, декоративное искусство и др. Учащиеся узнают о том, каким образом появилась фанера, каковы основные этапы ее производства и для чего она применяется в различных отраслях.

Какая методика используется при обучении выжиганию по дереву?

Для обучения выжиганию по дереву используется определенная методика, которая включает в себя различные техники и приемы работы с материалом, а также особенности подготовки урока и формы трудового воспитания на занятиях технологии.

Какие методы трудового воспитания применяются на уроках технологии при обучении выжиганию по дереву?

На уроках технологии при обучении выжиганию по дереву применяются различные методы трудового воспитания. Это могут быть такие методы, как обучение через практическую деятельность, формирование умения работать в коллективе, развитие трудовой активности и ответственности учащихся.

Что представляет собой раздел материаловедение и какая его основная характеристика?

Раздел материаловедение является одной из важных тем в учебном курсе технологии. Основная характеристика этого раздела заключается в изучении различных материалов, их свойств и применения в технологических процессах.

Какие формы и средства используются на уроках трудового воспитания при обучении выжиганию по дереву?

На уроках трудового воспитания при обучении выжиганию по дереву используются различные формы и средства. Могут быть проведены практические занятия, мастер-классы, презентации, обсуждения, демонстрации и т.д. Также активно применяются различные инструменты и материалы, необходимые для работы с деревом.

Каково предназначение и история технологии производства фанеры, и к какому разделу относится эта тема?

Тема "технология производства фанеры" относится к разделу материаловедение. Она изучается с целью познакомить учащихся с жизненным циклом материала, его историей и применением в различных технологических процессах. История технологии производства фанеры включает в себя развитие этого материала, его применение и улучшение качества.

Для чего используется методика обучения выжиганию по дереву?

Методика обучения выжиганию по дереву используется для развития умений и навыков учащихся в области технологии и материаловедения. Она позволяет изучить процесс производства фанеры и разработать навыки работы с инструментами и материалами.

Какие методы трудового воспитания используются на уроках технологии?

На уроках технологии применяются различные методы трудового воспитания, такие как коллективное выполнение заданий, самостоятельная работа учащихся, организация творческого процесса, использование моделирующих игр и ролевых игр. Все эти методы способствуют развитию трудовых навыков и умений учащихся.