​ Введение христианства в Киевской Руси и его значение для государства.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политическая история России
  • 32 32 страницы
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 20.10.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Причины принятия христианства в Киевской Руси 5
1.1. Киевская Русь накануне принятия христианства 5
1.2. Факторы обусловленности выбора государственной религии Киевской Руси 13
Глава 2. Значение принятия христианства для Киевской Руси 20
2.1. Социально – культурные последствия крещения Руси 20
2.2. Политической значение принятия христианства 25
Заключение 30
Список литературы 32
Фрагмент для ознакомления

Фактически их функции были идентичны языческим божествам, а потому происходит перенос функций божеств на святых.
Помимо этого, в христианстве существовала традиция канонизации особо отличившихся на духовном поприще деятелей, что славянские культы так же охотно приветствовали в форме поклонения предкам.
После смерти Владимира отношение к языческим культам несколько смягчилось и не воспринималось категорично. Церковь в прямую не поощряла сохранение некоторых славянских культов, но во многом и закрывала на их сохранение глаза и даже приспосабливало их под церковный календарь.
В неизменном состоянии сохраняется культ домашних и природных духов, функции которых небыли возложены ни на одного из христианских святых – домовых, водяных, леших, русалок и т.д. Христианская церковь объявила их демоническими существами, бесами, служителями противоположной стороны, но от этого не сделало менее значимыми для славян. С одной стороны их боялись, но с другой им поклонялись и пытались задобрить учитывая практическую пользу, приносимую ими почитаемой славянами природе.
Сохраняется и языческая повседневная и праздничная обрядность славян – родины, брачные обряды, похороны, гадания и прочие, во внутреннюю структуру которых так же включаются элементы христианства в виде молитв и упоминаний имен святых в контексте магических ритуалов.
Какие же изменения внесло христианство во внутреннюю жизнь славянства? Больше всего, конечно, подействовало оно на верхний слой славянского населения. Духовное влияние христианства простерлось до известной степени и на всю народную массу. Произошел синкретизм язычества и христианства в этой народной массе. Но во всяком случае и этот синкретизм внес больше определенности, больше отчетливости в религиозные верования, установил более определенный культ и определенный класс служителей религии.
Христианство и книжное учение усилили то культурное влияние, которое оказывала на Русь Византия. До принятая христианства это влияние сказывалось главным образом на внешнем обиходе русской жизни. Из Византии к восточным славянам приходили «паволоки», т. е. шелковые ткани, греческие вина, золотые и серебряные монеты, произведения ювелирного искусства. Принятие христианства житейски еще более сблизило русских славян с византийцами и открыло широкую дорогу бытовому влиянию Византии. Князья и их дружинники стали носить одеяние греческого покроя, византийские украшения стали в еще большем ходу, чем раньше. Русские книги стали писаться по византийскому и болгарскому образцам с заставками и виньетками в начале глав, с различными изображениями.
Таким образом, самобытный характер культуры Древней Руси постепенно вытесняется и ассимилируется культурой христианской, византийской. Культура Византии оказала значительное положительное влияние на древнерусскую, однако многие традиционные элементы славянской культуры были вытеснены и утеряны безвозвратно.

2.2. Политической значение принятия христианства
Крещение Руси произошло до окончательного раскола Западной и Восточной церквей, но в период, когда он уже вполне вызрел и получил своё выражение как в вероучении, так и во взаимоотношении церковной и светской властей.
В византийском церковно-государственном правосознании Император (Василевс) мыслился как Хранитель и Верховный Защитник православия (эпистимонарх), а следовательно, и единый самодержец (автократор) всех православных народов. Правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулы архонтов, князей, стольников. Таким образом, приняв крещение от Ромеев (византийцев), Владимир включил Русь в орбиту византийской государственности. Так, Киевскому великому князю в XII в Константинополе присвоили скромный придворный титул стольника. Киевская же митрополия в Константинопольских диптихах занимала место в ряду последних: в древнейшем из них — 61-е, а в более позднем, составленном при Андронике II Палеологе (1306—1328).
Принятие христианства также обусловливает и процесс изменения в социальной структуре общества. В первую очередь это сказывается на появлении нового привилегированного социального слоя – священнослужителей. Они получают возможность влиять не только на духовную, но и светскую жизнь, обусловливая это тем, что власть божественная превыше власти земной и никто, даже князь, не может быть выше бога и его законов. А священнослужители несут слово бога в связи с чем должны почитаться не менее, а то и более князя. Особую роль данный фактор сыграл в том, что князь сидел в Киеве и его власть и влияние не могли распространяться на каждого жителя тогда, как священнослужителей становилось все больше и они проявляли все большую активность.
Духовенство начинает насаждать новые истины и новые концепции миропонимания. Церкви были предоставлены достаточно широкие полномочия. В ее состав входили дела «о ведовстве и зелейничестве», о нарушении неприкосновенности и святости христианских храмов и символов, о церковной татьбе, о разводе, о блуде, о прелюбодеянии, о кровосмешении, о насилии и оскорблении женщин, о браках в недозволенных степенях родства и свойства, об имущественных столкновениях между мужем и женой, об оскорблении действием родителей и т. д. Выполняя эти задачи, церковь привлекала к содействию и светскую, княжескую власть, расширяя таким образом и усложняя ее деятельность. Распространение христианства повлекло за собой и распространение грамотности, книжного учения на Руси. После крещения киевлян Владимир, по рассказу летописи, начал ставить везде церкви и попов и приводить людей на крещение по городам и селам. Вместе с этим он велел брать «у нарочитой чади» детей и отдавать «на ученье книжное». Цель была та, чтобы приготовить своих собственных русских священнослужителей. Но наряду с кандидатами на священство грамотность стала, однако, усваиваться и князьями, и боярами.
Фактически же, сам факт принятия христианства для политического развития Руси сыграл немаловажную роль, хотя далеко не все историки согласны с исключительно положительным влиянием крещения Руси. Не смотря на тот факт, что крещение представлялось, как политическая и экономическая необходимость, процесс выбора и возможности выбора религии, объединяющей государство, мог быть не столь однозначным и далеко не факт, что выбор иного союзника не сыграл бы более положительную роль. Фактором, который дает основание сомневаться в успешности выбора так является отсутствие статистики и подтверждений благотворного влияния христианства.
Тем не менее, положительное влияние принятия христианства прослеживается в дальнейшей истории политического развития Руси. Установление взаимоотношений с Константинополем сыграли роль в экономическом развитии и, как уже было сказано ранее, культурном. Именно на уровне культуры происходят наиболее серьезные изменения начиная с активного развития письменности и грамотности населения и заканчивая активностью в градостроительство, в том числе культовых сооружений из камня.
Помимо этого происходит изменение и в самой политической структуре. Которая все больше начинает ориентироваться на византийскую систему, формируется класс землевладельцев и сама система землевладения также, как происходит развитие законодательства. Князь приобретает дополнительные функции не просто человека, стоящего во главе дружины и выполняющего функции военноначальника, но также и правителя государства, его представителя на международной арене, вершины пирамиды власти. Этот же фактор способствовал и разветвлению системы властных отношений и формированию бюрократического аппарата.
Наиболее же важную роль христианство сыграло выполнив ту роль, которая на него была изначально возложена Владимиром – объединяющий фактор. Укоренившись среди славянских племен в качестве вероучения и впитав в себя традиционные мировоззрения христианство стало единой религиозной концепцией для всего населения Руси и разобщающий фактор противостояния религий исчез, обеспечив политическую стабильность и отсутствие тенденции к распаду на почве религиозных противоречий.
Особенно значительную роль сыграло христианство в период политической раздробленности на Руси, являясь единственной объединяющей силой. Православие становится и достаточно веским стимулом в процессе централизации и выделения в качестве центра Москвы. Москва окончательно занимает центральное положение после переезда в нее митрополита. После падения Константинополя возникает теория «Москва третий Рим», так же имевшая религиозную основу и обосновавшая концепцию о Москве как последнем и единственном оплоте православия, а соответственно священном месте для всех православных. Однако, языческие элементы, не смотря на все старания власти и церкви, искоренить не смогли. В результате, традиционные языческие славянские праздники и культы вошли в своеобразный симбиоз с христианскими, когда христианские святые взяли на себе функции поверженных языческих богов.
Православная церковь также сыграла ведущую роль в становлении и формировании русского национального самосознания. В результате ее влияния формируются такие особые, специфические черты русского национального самосознания, как первенство духовности, сосредотачиваемой на осмыслении высшей сущности, выражаемой в православном христианстве, но при этом постоянном стремлении к свободе. Характерной чертой русского национального самосознания стал коллективизм и слабая выраженность личности и индивидуализма. Сформировалось четкая приверженность к ценностям православия с его своеобразным миропониманием. Установился четко выраженный приоритет интересов государства перед личными. Независимость государства, приобретенная в результате свержения монголо – татарского ига становится главным национальным достоянием и является высшей ценностью всего народа.
Как следствие возникновения национального сознания происходит формирования определенных черт национального характера русского народа, то есть определенных психологических особенностей, проявляющихся в поведении и действиях. Помимо нравственных устоев православной церкви и политики на формирование русского национального характера оказали влияние природные условия, определенные архетипы, лежащие в основе поведения человека.
Таким образом, возможно отметить, что принятие христианства на Руси сыграло значительную роль на уровне экономических, политических и социальных процессов. Став объединяющим фактором христианство также способствовало установлению выгодных торговых и политических отношений с соседями, устранению религиозных противоречий на Руси и формированию новой системы феодальных отношений.


Заключение
Таким образом, возможно отметить, что принятие христианства было обусловлено политической и экономической необходимостью и именно данные факторы оказали решающее влияние на выбор монотеистического религиозного мировоззрения.
Наиболее решающую роль принятие христианства сыграло для культурного развития Древней Руси. Культура Древней Руси в своей основе носит как самобытные, так и привнесенные вместе с крещением византийские черты. Киевская Русь стала в ряд передовых по культуре государств своего времени. Средоточием феодальной культуры был город. Рост городов в то время был необычайно велик. Явным критерием повышения уровня развития народа является появление письменности. Грамотность в Киевской Руси была сравнительно широко распространена среди народа, К грамотным людям относилась не только знать, но и ремесленники (оружейники, резчики по пению, ювелиры).
В культурологическом плане начало нового этапа следует связывать с принятием Русью христианства. Крещение Руси в 988 году стало поворотным пунктом в истории и культуре восточнославянских племен. Вместе с новой религией они восприняли от Византии письменность, книжную культуру, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и образы прикладного искусства. После этого Киевская Русь пережила подъем культуры, в течение первого же столетия вышедшей на высокий европейский уровень. В течение четырех последующих столетий Киевская Русь сформировалась в хорошо управляемое демократическое городское рыночное общество. В период наивысшего расцвета в XI веке ее население достигло 7 - 8 млн. человек, включая такие развитые городские центры, как Киев, Новгород и Смоленск. Это было самое большое и населенное государство Европы.
Однако, не смотря на успешное внедрение христианской культуры элементы самобытности все же сохранились в традиционной обрядности, которая составила симбиоз с православием. Культура Киевской Руси получила дальнейшее развитие в период феодальной раздробленности в различных древнерусских княжествах. Возникает ряд школ (владимиро-суздальская церковь, новгородская школа), сохраняющих связь с культурой Киевской Руси.
Помимо влияния на культурно развития христианство также оказало влияние на политические и экономические процессы. Крещение Руси способствовало повышению роль князя в системе государственного управления, способствует формированию новых социальных слоев, развитие системы землевладения и правовых отношений. Фактически же с принятием христианства формируется наиболее влиятельный социальный слой – духовенство. Не смотря на прямое отношение к религии он оказывает серьезное влияние и на светскую жизнь, в том числе и государственное управление, мотивируя это верховной властью бога на властью светской и одновременно выступая мощной объединяющей силой для населения.

Список литературы


Греков Б.Д. Киевская Русь. – М.: Аспект – пресс, 2006. – 412 с.
Зезина М.Р. и др. История русской культуры. – М.: Наука, 1990. – 411 с.
Карамзин Н.М. История государства Российского. – Спб.: Питер, 2008. т.1. – 317 с.
Кавелин К. Д. Взгляд на юридический быт древней России. // Кавелин К. Д. Наш умственный строй: статьи по философии и истории русской культуры. - М.: Наука, 1989. - С. 11 - 67.
Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. – М.: Мысль, 1995. Т.1. – 318 с.
Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М.: Терра, 1997. Т.1. – 516 с.
Коялович М.О. История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям.- Изд. 4-е.- Минск: Лучи Софии, 1997. – 522 с.
Любавский М.К. Лекции по древней Русской истории до кон.XVI века. – СПб.: «Лань», 2000. – 422 с.
Мильков В.В. Осмысление истории в Древней Руси.- Изд. 2-е.- СПб.: Алетейя, 2000. – 504 с.
Рыбаков Б.А. Рождение Руси. – М.: АИФ-Принт, 2003. – 447 с.
Хелдон Д. История Византии. – М.: Вече, 2007. – 418 с.






Повесть временных лет. – Новосибирск, 2003. с. 26.

Любавский М. Курс русской истории. – Спб.: Питер, 2000. – С. 31.
Мильков В.В. Осмысление истории в Древней Руси.- Изд. 2-е.- СПб.: Алетейя, 2000. С. 202.
Греков Б.Д. Киевская Русь. – М., 2006. с.251.
Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. – М., 1966. с.114.
Карамзин Н.М. История государства Российского. – Спб., 2008. т.1. с. 46.

Хелдон Д. История Византии. – М.: Вече, 2007. С. 317.
Рыбаков Б.А. Рождение Руси. – М.: АИФ-Принт, 2003. – С. 216.
Зезина М.Р. и др. История русской культуры. – М.: Наука, 1990. С. 18.
Кавелин К. Д. Взгляд на юридический быт древней России. // Кавелин К. Д. Наш умственный строй: статьи по философии и истории русской культуры. - М.: Наука, 1989. – С. 40.
Костомаров Н. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – Спб., 2005. - С. 341.
Любавский М. Курс русской истории. – Спб.: Питер, 2000. - С. 41.












32

Список литературы


1. Греков Б.Д. Киевская Русь. – М.: Аспект – пресс, 2006. – 412 с.
2. Зезина М.Р. и др. История русской культуры. – М.: Наука, 1990. – 411 с.
3. Карамзин Н.М. История государства Российского. – Спб.: Питер, 2008. т.1. – 317 с.
4. Кавелин К. Д. Взгляд на юридический быт древней России. // Кавелин К. Д. Наш умственный строй: статьи по философии и истории русской культуры. - М.: Наука, 1989. - С. 11 - 67.
5. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. – М.: Мысль, 1995. Т.1. – 318 с.
6. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М.: Терра, 1997. Т.1. – 516 с.
7. Коялович М.О. История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям.- Изд. 4-е.- Минск: Лучи Софии, 1997. – 522 с.
8. Любавский М.К. Лекции по древней Русской истории до кон.XVI века. – СПб.: «Лань», 2000. – 422 с.
9. Мильков В.В. Осмысление истории в Древней Руси.- Изд. 2-е.- СПб.: Алетейя, 2000. – 504 с.
10. Рыбаков Б.А. Рождение Руси. – М.: АИФ-Принт, 2003. – 447 с.
11. Хелдон Д. История Византии. – М.: Вече, 2007. – 418 с.




Причины и значение введения христианства в России,














Тема

"Причины и значение введения христианства в России"











Севастополь 2010.

Введение

В черноморских греческих городах, так же как и на Подунавье, христианство начало распространяться уже в первые века по P. X., а там отсканированы в наши края купцы и путешественники людом. Без сомнения, уже в IX веке христианская религия стала довольно распространенным явлением в большинстве крупных городов Украины, где много было такого подвижного населения, и захватила высшие слои общества. Известно, что в 860х лет на Русь греческие духовники крестил многих людей, так что на русь объявление было затем специального епископа для этих христиан. В первой половине X века упоминается церковь святых Илии в Киеве на Подоле – в трактате, Игоря с греками, и среди Игоревой учащихся в том же трактате отличаются Руси христианской и языческой Руси. На княжеском дворе и в боярских кругах было довольно много христиан, и не удивительно, что и жена Его, княгиня Ольга, тоже крестилась.

1 Княгиня Ольга

Княгиня Ольга стала первым правителем киевской руси, принявшем крещение, и, таким образом, предопределила принятие христианства всем древнерусским народом.

Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно ПВЛ это произошло в 955 году в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин с патриархом (Феофилакт до 956,): "И был вызван в нее в крещении имя Елена, как и древней царице — матери Константина великого". ПВЛ и житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского императора. Тот, подивившись ее разуму и красоте, захотел взять Ольгу замуж, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили ее царь с патриархом. Когда король вновь стал домогаться принцесса, которые указали на то, что она сейчас представлены на кресте, дочь царя. Тогда тот богато одарил ее и отпустил домой.

Из византийских источников известно только об одном визите Ольги в Константинополь. Константин Багрянородный описал его подробно в сочинении "Церемонии", не указав года события. Вместо этого, он указал даты официальных приемов: среда 9 сентября (по случаю прибытия Ольги), а в воскресенье, 18 октября. Эта комбинация подходит 957 и 946 лет. Обращает внимание на длительное пребывание Ольги в Константинополе. В описании приема называются василевс (сам Константин) и Роман — багрянородный василевс. Известно, что Роман, сын Константина, стал формальным соправителем отца в 945. Версия истории, Литаврина посетить описал Константин, действительно имел место в 946 году, а боевое крещение состоялось во время 2-го визита в Константинополь в 954 или 955 лет[ Литаврин, Г. К вопросу об обстоятельствах, месте и времени крещения княгини Ольги]. Упоминание на приеме детей Романа свидетельствует в пользу 957 года, который считается принятой датой визита Ольги и ее крещения.