Нравственно-патриотическое воспитание у детей 4-5 лет в условиях детского сада.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 29 29 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 02.11.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Патриотическое воспитание в трудах ведущих психологов 5
2. Отражение патриотического воспитания в ФГОС 7
3. Разработка программы развития патриотизма 11
4. Предметно-развивающая среда 20
5. Результаты апробации программы 22
Заключение 27
Список литературы 28
Фрагмент для ознакомления

Составлялся гербарий, происходило знакомство с лекарственными травами, которые произрастают в регионе. Воспитывалось у детей чувства гордости за нашу страну, которая является одной самой большой в мире. Музыкальный руководитель знакомил с песнями о русском поле, о цветах, растущих на территории страны. Тематическое планирование приведено в Приложение А. Программа по формированию понимания родителями важности патриотического воспитания детей, разрабатывалась с помощью создания в каждом ДОУ реализовывались по следующим направлениям:•расширение знаний родителей в области психолого- педагогических особенностей нормально развивающегося ребенка;•повышение педагогической культуры и педагогической осведомленности родителей в вопросах воспитания и обучения ребенка;•информирование родителей о содержании в дошкольном образовательном учреждении коррекционно-образовательной работы патриотической направленности для детей;•формирование у родителей потребности участия в коррекционно- воспитательной работе патриотической направленности;•обучение родителей конкретным методическим приемам работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;•обеспечение тесного взаимодействия и единых требований ДОУ и семьи в вопросах патриотического воспитания и обучения ребенка.Нами был разработан план взаимодействия с семьями воспитанников. План взаимодействия с родителями осуществлялся по следующим направлениям: консультативным, просветительским, практическим и досуговым. Воспитатели, планируя тематику и содержание взаимодействия с семьями, и отбирая те или иные рекомендованные нами мероприятия, принимали во внимание следующие факторы:•особенности социально-психологического статуса семей;•особенности психофизического и речевого развития дошкольников с нарушениями речи;•потребности родителей в оказании им педагогической помощи;•возможности педагогического . коллектива дошкольного образовательного учреждения.На финальной стадии апробации программы было вновь проведено исследование детей. 4. Предметно-развивающая средаигровые средства обучения (игротека): набор кубиков, мячи, наборы цветной и белой бумаги и картона, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок и пр.сценическая ширма (сцена, актовый зал);видеокамера;элементы театральных декораций;персональный компьютер, оснащенный звуковыми колонками, для обработки сценарного и музыкального материала, экран, кинопроектор.сюжетно-ролевые игрыПартнерские взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в игреОрганизация игровой предметно-развивающей среды и планирование игровой деятельности.Игровая деятельность в рамках правил и контексте сюжета игрыТворческая самореализацияНовое содержание игрыАдекватные ролевое поведениеУсложненный сюжетВыделение мобильных функциональных зонИгровая атрибутика и оборудованиеИнтеллектуальный потенциал ребенкаКак видно из рисунка 1, основное направление велось в развитии интеллектуальной сферы ребенка и его познавательной активности средствами сюжетно-ролевой игры. В работу было заложено как чтение книг и беседа по развитию окружающего мира, так и беседа с родителями, чтобы обеспечить дальнейшее развитие познавательной активности ребенка вне ДОУ. Как известно, игра современных старших дошкольников не обладает богатством наполнения. Было решено, что игра в экспериментальной группе должна базироваться на знаниях об окружающем мире. Мотивом, который становится ведущим в сюжетно-ролевой игре, становится стремление дошкольника войти во взрослый мир, подражать действиям взрослого. Поэтому в основу работы с сюжетно-ролевыми играми было положено обогащение знаний ребенка об окружающем мире. Тем не менее, учитывался тот факт, что не всякое знание налагает свой отпечаток на развитие сюжетно-ролевой игры. К примеру, в этом возрасте дети любят ухаживать за растениями и животными, но, полученные в результате ухода знания никак не могут обогатить саму игру, хоть и сказываются на развитии любознательности. Ролевая игра становится значимой только тогда, когда в центре ее стоит человек, характеризующийся собственными знаниями, поступками и привычками. Поэтому одним из значимых этапов стала работа со школьниками по рассмотрению структуры города и дальнейшее включение этих знаний в игру. Это позволило по-новому выстроить взаимоотношения между детьми в условиях сюжетно-ролевой игры. 5. Результаты апробации программыВ конце исследования проводится подсчет баллов по результатам которых делается вывод о состоянии патриотического воспитания у детей. Подсчет проводился два раза, в начале и в конце исследования. полученные результаты на начальном периоде представлены на рис 1,2,3 соответственно.Рис 1. Показатели когнитивного уровняРис. 2. Уровень развития эмоционального уровняРис. 3. Характеристики поведенческого уровня на начальном этапе исследования Очевидно, что в начале исследования показатели были достаточно низкие - основная масса ответов детей приходится на низкий и средний уровень, тогда как доля высокого уровня достаточно низка. Результаты исследования после проведения работы с детьми мы также представили в диаграммах (рис. 4,5,6 соответственно).рис. 4 Показатели когнитивного уровня после обучениярис. 5. Показатели эмоционального уровняРис. 6. Показатели поведенческого уровняДля большей наглядности была составлена сводная диаграмма по трем показателям, благодаря которой можно наглядно представить как воздействовала программа на детей (рис. 10 и 11)Рис. 10. Уровень нравственного воспитания до апробации программы Рис. 11. Показатели после апробации программыТаким образом, приходится говорить о том, что программа показала достаточно высокие показатели по развитию патриотизма и нравственного воспитания детей. ЗаключениеВнедрение модели коррекционно-развивающего пространства с целью содействия патриотическому воспитанию дошкольников с учетом их актуальных и потенциальных возможностей, функционирующей в трехвекторной направленности и включающей в себя:-комплексную программу по повышению уровня патриотической воспитанности дошкольников с нарушениями речи: а) проведение фронтальных занятий с дошкольниками б) проведение в группе комплекса интегрированных занятий воспитателем по тематическому плану работы патриотического воспитания дошкольников; в) проведение музыкальным руководителем тематических утренников патриотической направленности.-программу по формированию понимания родителями важности патриотического воспитания детей: индивидуальные беседы, консультации, рекомендации; участие в совместных тематических праздниках, календарные праздничные утренники, круглый стол, просмотр и участие в открытых занятиях учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя.По окончанию года апробации были получены результаты, подтверждающие качество программы. Список литературыАлешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М: Изд-воЦГЛ. 2008.Ветохина А.Я. Нравственно- патриотическое воспитание детейдошкольного возраста.- Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2009Гербова В.В. Занятия по развитию речи. - М: Мозаика-Синтез. 2009.Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М. 2001. - 56 с.Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». М., 2005. - 76 с.Далинина Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России.- М: АРКТИ.2005.Жуковская Р.И. Родной край.- М.: Айрис-Пресс, 2005Зацепина М Дни воинской славы.- М.: Мозаика-Синтез, 2009Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е. Мы живем в России.- М., 2008Зимняя И.А Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект). / В сб: Проблемы качества образования. -Материалы XIV Всероссийского совещания. Книга 2. М., 2004.1. С.6-12.Как научить детей любить Родину: пособие по реализации Гос. Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы. М., 2003. - 198 с.Козлова С. Л. Мой мир.- М.: Сфера. 2006.Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей.- М., 2005Кузьменко Г.. Богачева И. Мое Отечество Россия,- М.: Гном, 2005Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.-М.: Сфера. 2010Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы".- М.: Аркти.- 2005.- 96 с.Мосалова Л. Я и мир.- М.: Детство, 2011Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика, № 4, 2004. С. 3-8.Талдина М.В. Системный подход к патриотическому воспитанию младших подростков в общеобразовательных учреждениях: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 М., 2006. - 168 с.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин; под ред. Д.И.Фельдштейна М.: Моск. психолого-социальный институт; МОДЭК, 2001. - 416 с.

Список литературы

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М: Изд-во ЦГЛ. 2008.
2. Ветохина А.Я. Нравственно- патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста.- Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2009
3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи. - М: Мозаика-Синтез. 2009.
4. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М. 2001. - 56 с.
5. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». М., 2005. - 76 с.
6. Далинина Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России.- М: АРКТИ. 2005.
7. Жуковская Р.И. Родной край.- М.: Айрис-Пресс, 2005
8. Зацепина М Дни воинской славы.- М.: Мозаика-Синтез, 2009
9. Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е. Мы живем в России.- М., 2008
10. Зимняя И.А Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект). / В сб: Проблемы качества образования. -Материалы XIV Всероссийского совещания. Книга 2. М., 2004.1. С.6-12.
11. Как научить детей любить Родину: пособие по реализации Гос. Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы. М., 2003. - 198 с.
12. Козлова С. Л. Мой мир.- М.: Сфера. 2006.
13. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей.- М., 2005
14. Кузьменко Г.. Богачева И. Мое Отечество Россия,- М.: Гном, 2005
15. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.- М.: Сфера. 2010
16. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы".- М.: Аркти.- 2005.- 96 с.
17. Мосалова Л. Я и мир.- М.: Детство, 2011
18. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика, № 4, 2004. С. 3-8.
19. Талдина М.В. Системный подход к патриотическому воспитанию младших подростков в общеобразовательных учреждениях: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 М., 2006. - 168 с.
20. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин; под ред. Д.И.Фельдштейна М.: Моск. психолого-социальный институт; МОДЭК, 2001. - 416 с.

Вопрос-ответ:

Какова цель нравственно-патриотического воспитания у детей 4-5 лет в детском саду?

Целью нравственно-патриотического воспитания у детей 4-5 лет в детском саду является формирование у них чувства гордости за свою страну, уважения к истории и культурным ценностям России, а также развитие нравственно-этических качеств.

Какие труды ведущих психологов посвящены патриотическому воспитанию?

Ведущие психологи описывают различные методики и подходы к патриотическому воспитанию, включая использование игровых форм, рассказы о героях истории, активное участие в праздниках и мероприятиях, а также участие в сообщественных и патриотических делах.

Как патриотическое воспитание отражается в ФГОС (Федеральном государственном образовательном стандарте)?

Патриотическое воспитание является одной из основных составляющих воспитательной работы в детских садах, соответствующих ФГОС. В стандарте прописаны цели и задачи патриотического воспитания, а также описаны основные направления и методы его реализации.

Как разрабатывается программа развития патриотизма в детском саду?

Программа развития патриотизма в детском саду разрабатывается на основе анализа потребностей и возможностей детей, учитывая принципы ФГОС и методики ведущих психологов. В программе определяются цели, задачи, содержание, методы и формы работы по развитию патриотических качеств

Какие результаты были получены в результате апробации программы развития патриотизма?

Результаты апробации программы развития патриотизма показали, что у детей возраста 4-5 лет происходит формирование чувства гордости за Россию, уважения к истории и традициям народа, а также развитие нравственно-этических качеств, таких как дружелюбие, честность, ответственность и др.

Какое значение имеет нравственно патриотическое воспитание у детей 4-5 лет?

Нравственно патриотическое воспитание у детей 4-5 лет имеет огромное значение, так как именно в этом возрасте формируются основы моральных ценностей и патриотических чувств. Воспитание патриотизма помогает развить у детей чувство гордости за свою страну, любовь к родине и уважение к национальным символам.

Какие методы патриотического воспитания используются в детском саду?

В детском саду для патриотического воспитания детей 4-5 лет используются различные методы, такие как проведение тематических занятий о родине, использование национальных символов в обстановке и декорациях, организация экскурсий и посещение памятных мест. Также воспитатели вводят в программу развития патриотизма изучение истории и культуры своей страны, знакомство с национальными традициями и обычаями.

Как патриотическое воспитание отражается в ФГОС?

В ФГОС (Федеральном государственном образовательном стандарте) особое внимание уделяется патриотическому воспитанию детей. В программе развития дошкольников прописаны цели и задачи по формированию патриотических чувств, уважения к истории и культуре России, гордости за свою страну. Воспитатели должны создавать условия для знакомства детей с национальными традициями, символами и уважения к природе и окружающему миру.

Как разрабатывается программа развития патриотизма в детском саду?

Программа развития патриотизма в детском саду разрабатывается в соответствии с ФГОС и основывается на принципах патриотического воспитания. В ней определяются основные направления работы, цели и задачи, а также план деятельности. Программа включает в себя различные формы работы с детьми, например, проведение экскурсий, организацию праздников, тематических занятий и игр.

Зачем нужно нравственно патриотическое воспитание у детей 4-5 лет?

Нравственно патриотическое воспитание у детей 4-5 лет необходимо для формирования у них правильных ценностей, укрепления гражданской и патриотической идентичности, развития понимания и уважения к своей стране и ее культурным традициям. Это помогает детям стать ответственными и активными гражданами в будущем.