Влияние процессов глобализации на политическое взаимодействие ЮАР и ЕС в 2000-х годах.
Заказать уникальную дипломную работу- 78 78 страниц
- 58 + 58 источников
- Добавлена 30.10.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Общее представление о процессах глобализации 5
1.1. Глобализация: основные концепты и истоки 5
1.2 Глобалистика в системе современного научного знания. 17
1.3. Мир - системный подход в исследовании глобальных трансформаций. 30
Глава 2. Взаимодействие ЕС и ЮАР в свете процесса глобализации 38
2.1. Предпосылки отношений ЕС и ЮАР 38
2.2. Специфика сотрудничества ЕС и ЮАР 47
Заключение 75
Список литературы 77
В дальнейшем ЮАР применила на практике принцип списания долгов и предоставила финансовую помощь региону. ЮАР также принимала участие в региональных и континентальных инициативах по разрешению политических проблем.На многостороннем уровне ЮАР активно участвовала в создании региональной структуры безопасности в рамках САДК. При ее непосредственном участии были разработаны такие документы как Протокол по сотрудничеству в области политики, обороны и безопасности, Стратегический индикативный план органа по обеспечению сотрудничества в области политики, обороны и безопасности, Пакт о совместной обороне САДК, региональный центр раннего оповещения САДК, Единая африканская политика в области обороны и безопасности, Конвенция АС по предотвращению и борьбе с терроризмом.На глобальном уровне ЮАР сыграла важную роль в создании Международного уголовного суда. Страна участвовала на национальном, региональном, международном уровне в создании правовой системы международного сотрудничества по борьбе с преступностью. Согласно заявлениям официальных лиц, ЮАР противостоит любому проявлению расизма, тендерной дискриминации и другим проявлениям нетерпимости. Выражая свою приверженность принципам Устава ООН ЮАР призывала к правовому закреплению определения международного терроризма в рамках ООН.С 1994 г. ЮАР стремилась добиться создания демократичной, прозрачной правовой и экономической структуры для продвижения интересов развивающихся стран. Эта стратегия обуславливала позиции ЮАР в международных организациях по вопросам международной безопасности, охраны окружающей среды и торговли. ЮАР использовала свое участие в Движении неприсоединения и Содружестве наций для продвижения идей реформирования международных органов, таких как — ООН, Международный валютный фонд (МВФ), ВТО.Стремление к реформированию отношений между странами Севера и Юга выражалось в постоянном содержательном диалоге ЮАР со странами Севера в рамках двусторонних встреч, совместных комитетов, участии во встречах «Большой восьмерки», а также в ходе проведения конференций по вопросам устойчивого развития, борьбы со СПИДом и расизма. ЮАР была избрана председателем некоторых межгосударственных объединений - Движения неприсоединения, САДК, Африканского Союза. ЮжноАфриканская Республика и ее партнеры стремились объединить страны Юга посредством единой стратегии для улучшения сотрудничества по оси Юг-Юг.Примером такого сотрудничества стало трехстороннее сотрудничество Индии, Бразилии и ЮАР в рамках ИБСА.Также среди ключевых целей внешней политики ЮАР можно выделить приоритет интересов и развития Африки. Тогдашний министр иностранных дел ЮАР Альфред Нзо в своем докладе парламенту 4 марта 1999 г. заявил: «Мы приветствуем демократические преобразования в Нигерии .... Мы рассматриваем Нигерию как потенциального партнера для продвижения идей африканского возрождения».Руководство ЮАР исходило в своей внешней политике из возросшей роли африканского фактора в международных отношениях. Сегодня Африка является звеном, без которого не может быть прочной цепи позитивных перемен в мировой политике.Ни одно государство не может себе позволить игнорировать государства Африки, где проживает значительная часть человечества. Безопасность самой ЮАР невозможна без обеспечения безопасности на региональном уровне. ЮАР не может отказаться от сотрудничества со своими соседями, сделав ставку на какое- либо другое направление внешнеполитической деятельности.Стратегические и национальные интересы ЮАР находятся на Африканском континенте; однако не следует забывать, что Африка является наиболее проблемным и бедным континентом, факт который не мог не найти отражения во внешнеполитическом курсе Южной Африки.Содействуя созданию мирной и безопасной обстановки в соседних странах, ЮАР тем самым создавала условия для безопасности собственных границ. Осознание важности роли, которую призвана сыграть ЮАР на юге континента в частности, и в Африке в целом, побудило руководство страны избрать внешнеполитический курс, обеспечивший этой стране роль лидера стран континента.Это неоднократно подчеркивали и представители внешнеполитического руководства других стран, в частности США.Помимо всего прочего, ЮАР рассматривала страны южноафриканского региона как потенциальный рынок для своих товаров, что также обуславливало ее заинтересованность в политической стабильности в регионе, побуждая ее выступать в роли посредника в разрешении спорных проблем и конфликтных ситуаций в отношениях между соседними странами.Десятилетие демократии в ЮАР показало, что республика добилась заметного успеха на мировой арене. Можно признать, что внешняя политика ЮАР приобрела четкую направленность на достижение поставленных внешнеполитических задач, требующих для своего решения серьезных усилий и значительных ресурсов.После того, как были сделаны выводы относительно внешней политики ЮАР на рубеже веков и в начале XXI века, обратимся к ЕС как основной зоне сотрудничества для ЮАР.Начать описание следует с экономической части. Европейский Союз является главным экономическим партнером Южно-Африканской Республики, на него приходится приблизительно 40% экспорта и импорта страны, а также более 70% прямых иностранных инвестиций, поступающих в ЮАР (в общей сумме более 20 млрд. евро).В 1977 г. страны ЕС (на то время - 9 стран: Франция, Германия, Италия, Великобритания, Ирландия, Дания и страны БеНиЛюкса) впервые согласовали между собой мероприятия относительно ЮАР: был принят Кодекс Поведения с Южной Африкой, который предусматривалсоблюдение принципов равной оплаты за равный труд, свободный доступ к образованию, отсутствие дискриминации на рабочем месте, признание профсоюзов и т. д. Политика стран Европейского Союза в отношении Южной Африки на тот момент базировалась на приоритетности достижения двух целей: обеспечения экономической либерализации стран Юга Африки и необходимости свержения режима апартеида .В 2000 г. вступило в силу Соглашение о торговле, развитии и сотрудничестве между ЮАР и ЕС. С этого времениЕвропейская программа реконструкции и развития была включена в общее Соглашение, которое определяет ее цели следующим образом:1) финансировать гармоничное и устойчивое экономическое, а также социальное развитие Южной Африки с концентрацией на проблемахборьбы с бедностью(около 1/2 африканцев находятся за чертой бедности, большинство стран не в силах добиться целей развития [3]тысячелетия ООН, которые направлены наснижениечисленности бедного населения на половину до 2015 года);2) поддерживать интеграцию страны в мировую экономику;3) способствовать консолидации демократического общества, квали-фицированному государственному управлению, соблюдению прав человека и соблюдению законов;4) преодолеть внешний долг (на каждого африканца, включая детей, приходится 350 дол. внешнего долга; долги региона составляют 80% ВВП; 60% общейсуммыдолга ЮАР должна государствам с различным уровнем экономического развития на двусторонней основе, 23% - международным институтам,остальное – часным кредиторам)С принятием решения о создании зоны свободной торговли предполагалось, что обе стороны либерализуют около 90% экспорта. Однако, ЕС согласился с тем, что либерализация будет касаться 90% общего объема торговли, при этом ЕС либерализует 95%, а ЮАР - 86% своего экспорта. ЕС также вначале пытался исключить из Соглашения почти половину южноафриканских сельскохозяйственных продуктов, но переговоры закончились тем, что к так называемому «резервному перечню» товаров, таможенные тарифы по которым не подлежат сокращениям, было отнесено всего лишь 28% агроэкспорта ЮАР.Создание зоны свободной торговли с ЕС отрицательно повлияет на углубление интеграционных процессов в SADC, поскольку страны-члены Содружества будут осуществлять экономические отношения с таким важным партнером, как ЕС, на различных условиях (в свое время ЮАР даже обращалась в ЕС с предложением отложить на 10 лет переговоры относительно зоны свободной торговли между ЮАР и ЕС с тем, чтобы за это время SADC смогла достичь соответствующего прогресса в либерализации торговли внутри Содружества, но ЕС отклонил это предложение).Между тем, официальные лица ЮАР обращают внимание на то, что Соглашение не исключает возможности получения этими странами дополнительных выгод. За время действия Соглашения значительное увеличение экспорта (более 20% ежегодно) наблюдается с каждой стороны Соглашения. ЮАР открыла для ЕС почти 90% своей торговли, в то время как ЕС, со своей стороны, предоставляет доступ только к 50% своего рынка. Кроме того, ЕС продолжает использовать нетарифные барьеры (такие как суровые требования в вопросах здравоохранения и безопасности), что фактически блокирует доступ многим южноафриканским товарам на рынок ЕС, ограничивая их, главным образом, сырьем.Таким образом, интеграция предполагает полное подчинение общим принципам сотрудничества. Однако, зачастую, более сильная сторона диктует свои правила. Опыт сотрудничества ЕС и ЮАР показывает, что не возможно не учитывать неравноправность партнеров в структуре экономик, развитости инфраструктуры; важна история, менталитет государств. Все эти преграды можно преодолеть только общими усилиями, при наличии общих политических и экономических целей.[3]Остановимся на политическом взаимодействии со странами ЕС. Взаимодействие с европейскими государствами осуществлялось и в рамках международных организаций по вопросам глобализации, доступности рынков, уменьшения внешних долгов, реформы ООН, разоружения, прав человека.Особые отношения ЮАР поддерживает с Европейским Союзом (ЕС) в различных отраслях и на различных уровнях. Совместно государства Европы являются крупнейшим торговым партнером и основным источником инвестиций и поддержки развития в ЮАР, в то время как ЮАР занимает 15-е место в списке крупнейших торговых партнеров ЕС. Регулярные консультации с ЕС и его членами проводятся для продолжения и расширения конструктивной вовлеченности стран ЕС в развитие ЮАР.Схожие взгляды в отношении общедемократических ценностей, таких как мир и безопасность, устойчивое развитие, многополярность, легли в основу сотрудничества ЕС и ЮАР. ЮАР, в рамках своих взаимоотношений с ЕС, стремилась привлечь внимание европейских стран к проблемам Африки и НЕПАД, ЮАР выступала за внесение в повестку дня ЕС вопросов Африканского развития.Наиболее важными основами взаимодействия между ЕС и ЮАР являются экономическая и политическая сферы, а также вклад ЕС в осуществление НЕПАД. Приоритетными для ЮАР являются двусторонние отношения с ЕС в целом. Торговые отношения между ЕС и ЮАР регламентируются Соглашением о торговле, развитии и сотрудничестве, а также другими соглашениями в сфере науки и технологии, рыболовства, и пр.После первых демократических выборов в 1994 г. ЮАР начала активный процесс интеграции в мировую экономику. Для достижения экономического роста, ЮАР требовалось привлечение большого количества инвестиций и обеспечение доступности рынков для товаров и услуг. В 1994 г. Совет министров ЕС призвал к принятию целого комплекса необходимых мер для поддержания преобразований в ЮАР .Среди них, на ближнюю перспективу было предложено: обеспечение более удобного доступа к рынкам, а на дальнюю - переговоры относительно долгосрочного договора в области торговли и взаимодействия с ЕС В результате ЮАР заявила о желании использовать стандартный льготный режим для продукции сельского хозяйства и промышленности, предоставляемый ЕС всем развивающимся странам, а также о желании присоединится к Ломейским конвенциям , чтобы получить благоприятный режим торговли.Однако Совет министров ЕС и Комиссия Европейского Союза (КЕС) отказали ЮАР в разработке торгового соглашения на долгосрочную перспективу в рамках Ломейской конвенции. В 1995 г. ЕС предложил перейти к переговорам о прогрессивной и обоюдной либерализации торговли для подписания договора о свободной торговле. 19 июля 1997 г. Европарламент принял во втором чтении проект регламента о развитии сотрудничества с Южной Африкой.В сентябре 1997 г. КЕС участвовала в конференции по вопросам реконструкции и демократизации в Южной Африке, которая состоялась в Кейптауне. Представитель Комиссии С.Шмидт выразил стремление ЕС к поддержке региональной экономической интеграции посредством налаживания торгового и экономического сотрудничества между ЕС и ЮАР.Он заявил также, что целью продолжающихся переговоров между ЕС и ЮАР является не только соглашение о торговле, но и долгосрочное двустороннее соглашение, предусматривающее либерализацию торговли с последующим созданием зоны свободной торговли. Вместе с тем было подчеркнуто, что выбор модели будущих торговых отношений остается целиком за Южной Африкой.В 1998 г. после 20 раундов переговоров стороны пришли к согласию в содержании будущего торгового соглашения. Центральной составляющей" договора являются пониженные тарифы для товаров сельского хозяйства и промышленности.Согласно достигнутым в 1998 г. соглашениям, ЮАР должна была снизить свои тарифы на экспортную продукцию из стран ЕС на 86 % в течение 12 лет, в то время как ЕС снизит свои тарифы на экспортную продукцию ЮАР на 95 % в течение 10 лет . Соглашения были достигнуты и по другим статьям торговых отношений, а также и по другим вопросам, таким как борьба с распространением наркотиков и отмыванием денег, информационная безопасность.Начиная с 1994 г., двусторонние отношения между ЮАР и странами Европы значительно развились. Взаимодействие укреплялось посредствам политических консультаций высокого уровня, экономических отношений и поддержки развития. ЮАР поддерживала отношения со всеми государствами Европы.Для налаживания взаимодействия с европейскими странами были созданы политические и экономические механизмы, двусторонние экономические комитеты с Англией, Францией, Германией, Швецией, Испанией, Италией и Португалией. Отношения ЮАР с Великобританией основаны на общности исторических, политических и экономических ценностей.Великобритания в силу своего исторического прошлого являлась традиционным внешнеполитическим партнером африканских государств. Британская система косвенного управления, характерная английских колоний в Африке, во многом помогла Англии обеспечить плавный переход, для большинства ее колоний, к независимости.В частности, были формально внедрены демократические институты, создано мощное поле информационно - культурного влияния, налажены прочные связи с африканской элитой. По мере роста национально освободительного движения в мире Великобритании приходилось менять механизмы сотрудничества, что было успешно воплощено в идее обновленного Содружества. Деятельность в рамках Содружества до сих пор является главным приоритетом британской внешней политики.Согласно заявлениям руководства британского МИДа, Великобритания ослабила внешнеполитическую активность в Африке в период окончания холодной войны и развала Советского Союза. Тогда можно было говорить о снижении интереса к жизни континента не только со стороны Великобритании, но и со стороны [21]всех ведущих держав.Приход к власти правительства лейбористов во главе с Тони Блэром в мае 1997 г. ознаменовался заметной активизацией внешней политики Великобритании в Африке. Участился обмен визитами на уровне глав государств, министров и заместителей министров, была предложена обновленная стратегия партнерства со странами Африканского континента. Крупными событиями явились поездка Елизаветы II в ЮАР в 1995 г. и по другим странам Африки в ноябре 1999 г., визит Т. Блэра в ЮАР в ноябре 1999 г.Английская политика в Африке следовала общему курсу на демократизацию, либерализацию экономики и уважение прав человека, который был провозглашен руководством развитых стран и международных организаций. Курс на демократизацию привел в начале 90-х гг. к смене ориентиров в отношениях с крупными партнерами Великобритании - ЮАР и Нигерией. Кроме того, лозунг борьбы за распространение демократических ценностей помог Великобритании выйти за пределы традиционной сферы влияния, объединяющей англофонные государства, и в 1995 г. привлечь в Содружество Мозамбик.Согласно статистическим данным, около 400 тысяч граждан ЮАР в 2000 г. имели английские паспорта, а с учетом членов их семей, свыше 1 млн. южноафриканцев имели возможность получить гражданство Великобритании. Учитывая это и другие обстоятельства, Лондон стремился занять особое привилегированное положение в отношениях с Преторией , отодвинув на второй план связи ЮАР с США, ФРГ, Италией и Францией.Великобритания продолжала оставаться в числе первых в списке стран - важнейших торгово-экономических партнеров ЮАР. [16]Внешняя политика Великобритании была наиболее активна в ЮАР и Нигерии, которые Лондон расценивал в качестве ключевых стран влияния. Южная Африка во многом являлась для Лондона образцом экономического и политического развития на Африканском континенте. Великобритания поддерживала концепцию «африканского ренессанса» провозглашенную президентом Т.Мбеки, и сотрудничала с ЮАР в области обороны, торговли и развития, борьбы со СПИДом.Активно развивались связи двух стран в области обороны и военнотехнического сотрудничества. Например, в 1999 г. по итогам тендера правительство ЮАР закупило у британской фирмы «Бритиш Аэроспейс» вооружения на 1 млрд. ф. ст. С английской компанией «БАЕ Системе» был подписан контракт на поставку 24 учебно - тренировочных истребителей Хок по 17 млн. ф. ст. За каждый самолет. Осуществлялась помощь в подготовке миротворцев.Между государствами были установлены отношения партнерства, что объясняет наличие тесного контакта между ними. Так, объем двусторонней торговли между Лондоном и Преторией в 2002 г. составил около 69,9 млрд. рандов. Объемы торговли между двумя государствами увеличивались, и к 2004 г. Англия сохранила свою позицию одного из наиболее влиятельных торговых партнеров и инвесторов ЮАР, а также увеличила показатели в туристической сфере. Между странами проходил регулярный обмен визитами, включая частые встречи на высшем уровне (поездка королевы Елиаветы 11 в ЮАР в 1995 и 1999 гг., президента ЮАР Н.Манделы в 1996, 1997 и 1998 гг., принца Чарльза в 1997 г., Т.Блэра в 1999 г. и т.д.).Англичане также лидировали по объемам капиталовложений в экономику ЮАР, размер которых, например, по состоянию на 2003 г., составил 4,2 млрд. рандов. Свыше 1500 английских фирм и компаний имели тесные связи с южноафриканскими частными и государственными структурами. В рамках британско-южноафриканского партнерства проводились ежегодные мероприятия (выставки, форумы, ярмарки) с участием высокопоставленных чиновников обеих стран.С ноября 1997 г. была установлена практика проведения двусторонних форумов, первый из которых состоялся в Лондоне. В нем приняли участие премьер-министр, министр иностранных дел и министр торговли Великобритании, и тогдашний заместитель президента Т.Мбеки, министр торговли ЮАР и заместитель министра иностранных дел Южной Африки. По итогам встречи был подписан протокол о ратификации Соглашения по содействию и защите инвестиций.Начиная с 1993 г., англичане предоставили полицейским службам ЮАР помощь в размере 7 млн. долларов США. Так, например, в сентябре 1998 г. правительство Великобритании приняло решение о выделении 1 млн. долларов США министерству (общественной) безопасности ЮАР на борьбу с организованной преступностью в стране.В 1998 г. английский кабинет министров заявил о намерении продолжить оказание финансовой помощи ЮАР в течение ближайших трех лет. Данным решением предусматривалось выделение Претории около 164 млн. долларов США, что на 40% больше, чем предполагалось ранее.В период 1994 - 2004 гг. Англия участвовала в целом ряде инициатив по развитию Африки Средства, выделяемые на реализацию этих инициатив и проектов, направлены по линии двусторонней помощи, через ЕС, а также через Содружество. Основными сферами использования выделяемых средств должны были стать здравоохранение, государственное управление (включая подготовку полиции ЮАР), образование, развитие бизнеса и борьба с преступностью.В ЮАР, кроме посольства Великобритании, действовали еще четыре английские миссии: Деловой центр высоких технологий (Йоханнесбург), Деловые центры в Дурбане и Кейптауне, Генеральное консульство с тремя отделениями.Важную роль в содействии расширению торговли и инвестиций играла действующая в ЮАР ассоциация предпринимателей "Британская палата бизнеса на Юге Африки" (САБРИТА). Она объединяла большое число южноафриканских и британских предприятий и тесно сотрудничала как с правительствами, так и с деловыми кругами двух стран.Достаточно активно проходил политический обмен мнениями между Лондоном и Преторией по ряду международных проблем. Англия выразила свою поддержку НЕПАД, АС и разрешению конфликтов в Африке.В частности Т. Блэром в 2004 г. была утверждена Комиссия для Африки, в задачу которой входила разработка концептуальных предложений по преодолению трудностей континента и обеспечению преемственности в политике стран — председателей « Большой Восьмерки».Англия стремилась избежать расхождений в африканской политике с другими европейскими державами и предпринимала попытки координировать политическую деятельность на континенте с США, Францией, Бельгией.В апреле 2000 г. Великобритания участвовала в первом саммите «Европа - Африка». Желание положить конец традиционному соперничеству выразили Англия и Франция: в декларации, принятой на встрече в Сент - Мало в декабре 1998 г., они договорились о координации политики в Африке. Однако можно отметить, что в последствии это не сработало.Еще одним аспектом в развитии двусторонних отношениях между ЮАР и Великобританией в 2010х годах являлся вопрос эмиграции высококвалифицированных специалистов из ЮАР. В ЮАР была острая нехватка в радиотехниках, программистах, автомобильных механиках, наладчиках и сборщиках различного оборудования, в людях, которые могут пользоваться компьютером.Несмотря на это, и на предпринятое ослабление ограничений на въезд, многие белые эмигрировали из страны, среди основных причин называется высокий уровень преступности. В свое время режим апартеида в ЮАР лишил большинство населения доступа к образованию, что стало причиной кадрового дефицита. После 1994 г. процесс эмиграции усилился. В 1982-1992 гг. 70 тысяч жителей Южной Африки покинули страну, а в 1998-2010 гг. свыше 166 тысяч.По официальным данным, 16 тысяч высококвалифицированных специалистов покинули ЮАР в 1994-2001 гг., но реальный показатель в 3-4 раза больше. Примерно 50% южноафриканцев, живущих в других странах, имеют высшее образование. Международная организация по миграции считает, что количество эмигрантов во всем мире за последние 30 лет более чем удвоилось (в 2000 г. - 175 миллионов), причем Африканский континент отличается самым мобильным населением.Многие африканцы покидают свои страны вынужденно - из-за военных конфликтов или бедности. Африканцы, обладающие ценной квалификацией, представляют интерес для стран с более высокими заработными платами, развитым обществом и широкими перспективами карьерного роста. Эмигранты из ЮАР также называют причиной выезда преступность; белые эмигранты жалуются на предоставление черному [17]населению больших привилегий.Как сообщает Бритиш МедикалДжорнал, ежегодно Африку покидали 23 тысячи медицинских работников. В Великобритании в 2001 г. самое большое число разрешений на работу получили медицинские сестры из ЮАР и Зимбабве. Эмиграция приводила к нехватке персонала во многих государственных клиниках и госпиталях Африки.В ЮАР ежегодно [17]оставались незамещенными 25% вакансий в государственных госпиталях и клиниках. На подготовку южноафриканских медиков, теперь работающих за границей, было потрачено около 1 млрд. долларов США.[17]Следует отметить отлаженную систему сотрудничества с Великобританией с помощью таких органов, как Содружество, так и таких новых структур взаимодействия, как двусторонние форумы. Великобритания надеялась, что с внедрением новых подходов ей удастся более активно противостоять экономическому проникновению Китая, Индии, Германии на африканский рынок.Премьер-министр Великобритании Тони Блэр в феврале 2004 г. объявил о создании Комиссии по Африке. Он сообщил, что специальная комиссия, сформированная в четверг, изучит ситуацию в сферах экономики, образования, решения конфликтов, здравоохранения, борьбы с ВИЧ/СПИД, государственного управления и культуры в Африке. "Она проведёт всестороннюю оценку ситуации в Африке, политики в отношении Африки, что работает эффективно, а что - нет, и что еще нужно сделать".Он особо подчеркнул, что Африка будет одним из приоритетов международной политики стран "Большой Восьмёрки" во время председательства в ней США (2004 г.) и Великобритании (2005 г.). Отмечалось это и в 2011 году. В состав комиссии вошли министры финансов и международного развития Великобритании Гордон Браун и Хилари Бенн, спецпредставитель президента Франции по Африке Мишель Камдессю, президент Танзании ЛинахМохохло, премьер-министр Эфиопии МелесЗенави, сотрудники правительственных учреждений США, ЮАР (министр финансов - ТреворМануэль), Франции, Канады, Танзании, других стран, а также высокопоставленные представители ООН.Окончательный вариант упомянутого выше проекта соглашения ЮАР с ЕС, подготовленный в результате трудных и продолжительных переговоров, долгое время оставался не подписанным из-за жесткой позиции, занятой в последний момент Францией, Италией, Испанией, Португалией и Грецией, посчитавших, что в нем содержится слишком много уступок Южной Африке.В ответ представитель профсоюзов в южноафриканском Совете по проблемам национальной экономики, развития и трудовых ресурсов (НЕДЛАК) X. Камфер заявил, что со стороны ЮАР все допустимые уступки уже были сделаны и он не видит смысла в продолжении переговоров. «Странам ЕС, - сказал он, - следует знать, что они важные, но не единственные торговые партнеры.Поэтому Южная Африка не может позволить себе заключать договора ради их символической ценности, но засчет потери рабочих мест. Пришло время определиться, действительно ли так важно для нас это соглашение.» В конечном итоге на этих переговорах ей удалось добиться значительного прорыва, хотя процесс реструктуризации и интеграции в мировую экономику за пять лет обошелся стране потерей 1.5 млн. рабочих мест в государственном секторе и горнодобывающей промышленности.Соглашение между ЮАР и ЕС было подписано 11 октября 1999 г. и вступило в силу в январе 2000 г.; большинство государств-членов ЕС, к марту 2003 г., ратифицировало его . Соглашение состоит из трех основных частей: соглашение о науке и технологии, соглашение о винодельческой продукции, и соглашение о рыболовстве.Соглашение о науке и технологии является первым соглашением достигнутым между пост-апартеидной Южной Африкой и ЕС. Оно было подписано в декабре 1996 г. и вступило в силу в ноябре 1997 г. Согласно соглашению, южноафриканские ученые могут участвовать в исследовательских проектах, финансируемых ЕС.Двусторонний комитет по вопросам науки и технологии был создан для отслеживания взаимных работ и для развития инициатив по интенсификации сотрудничества. В июле 2002 г. ЮАР провела двусторонний министерский форум по вопросам устойчивого развития, созданный для продвижения диалога о науке и технологиях между двумя сторонами соглашения.В результате ЕС выделил 50.7 млн. евро на исследования в области устойчивого развития. Продукция стран Европы в силу особенностей уже сформированной производственной базы и целенаправленной государственной и корпоративной политики энергосбережения гораздо менее энергоемка, чем продукция США и, следовательно, связана с меньшими объемами выбросов парниковых газов.Таким образом, вступление в силу Киотского протокола, из которого США по понятным причинам вышли в 2001 г., дает Европе неоспоримое конкурентное преимущество во внешней торговле.Те страны, выбросы парниковых газов которых незначительны, а именно к ним относятся все страны Юга Африки, не представляют для ЕС большого интереса, поэтому передача энергосберегающих технологий и предоставление им помощи в связи с негативными последствиями потепления климата отодвигается далеко на задний план. Между тем именно страны САДК могут существенным образом пострадать, так как их природные и сельскохозяйственные системы очень хрупкие.Переговоры о заключении соглашения о винодельческой продукции официально завершились в июне 2000 г. Стороны договорились о взаимном признании торговых марок. Однако согласование вызвало негативную реакцию южноафриканцев, в частности использование знаменитой марки южноафриканского вина Недербург (Nederburg) было отклонено ЕС из-за схожего географического названия в Европе.В результате специальной встречи между ЮАР и ЕС в 2001 г. был подписан меморандум о взаимопонимании, который повлек за собой подписание соглашения о винодельческой продукции в январе 2002 г. ЕС обещал заплатить 15 млн. евро (142 млн. рандов), в качестве компенсации за постепенный отказ от использования таких названий как порто, херес, граппа и узо. 28 января 2002 г. Южная Африка и ЕС наконец, подписали соглашение.Соглашение о торговле, развитии и сотрудничестве между ЮАР и ЕС представляет юридическую основу для поддержки ЕС развития в ЮАР в рамках Европейской программы реконструкции и развития (ЕПРР). Финансирование ЕПРР осуществляется бюджетом ЕС в 127.5 млн. евро ежегодно.ЕПРР является единственной крупной программой развития в ЮАР, полностью финансируемой иностранными инвесторами. В период 1995 - 1998 гг., ЕС предоставил 43% всех иностранных грантов в ЮАР, в период 2003 — 2006 гг., финансовый пакет, предоставляемый на средства ЕПРР сотрудничества развития, оценивается в 126 млн. евро.Расширение ЕС, вступление в его члены новых восьми государств в 2004 г., изменило отношения ЮАР с этими государствами. ЮАР рассматривает эти государства в качестве потенциальных рынков для своих товаров, а их население как потенциальных туристов в ЮАР.Однако, к началу второго десятилетия XXI века ситуация изменилась незначительно. Продолжал укрепляться международный статус ЮАР на политической арене. В частности, в 2010 году был проведен чемпионат мира по футболу, укрепившего страну на мировой арене. В 2011 году страна вступила в блок БРИКС. что несколько отдалило ее от ЕС.Таким образом, начиная с начала ХХ века связи ЕС и ЮАР всячески укреплялись. Европа помогала молодому демократическому государству справиться с возникшими проблемами в области государственного устройства и упрочнения демократических свобод. Но цена за это была непомерной - богатейшая территория в ходе взаимодействия фактически подпала под скрытую колониальную политику.Выводы по второй главеС 1994 г. ЮАР вступила в новый этап своего исторического развития, направленный на создание равных условий и возможностей для всех граждан страны. Свободные демократические выборы и создание нового правительства в ЮАР создали более благоприятные условия для осуществления внешней политики. Были разработаны и начали реализовываться новые принципы политического курса страны, планы расширения внешнеполитических связей, которые ранее были парализованы, или, по крайней мере, ограничены системой апартеида.Начиная с начала ХХ века связи ЕС и ЮАР всячески укреплялись. Европа помогала молодому демократическому государству справиться с возникшими проблемами в области государственного устройства и упрочнения демократических свобод. Но цена за это была непомерной - богатейшая территория в ходе взаимодействия фактически подпала под скрытую колониальную политику.ЗаключениеГлобализация - это сложный многофакторный процесс, определяемый системой взаимодействий в многоуровневом комплексе отношений «природа-человек-общество». Основное содержание глобализации, на наш взгляд, заключается в обретении человечеством своей общепланетарной целостности.Глобалистика - это новая интегративная область научного знания, которая включает в себя [1]как теоретические (философские, гуманитарные, естественно-научные, технические), так и прикладные (экономические, политические, экологические и др.) аспекты изучения глобальных явлений.Предмет глобалистики содержит в себе множество нерешенных проблем, потому его можно [1]рассматривать как незавершенный, формирующийся, устанавливающий свои границы. Среди наиболее актуальных тем в этой области следует выделить: дискуссии о предмете и методах глобалистики, причинах и моделях глобализации, сути, этапах и последствиях глобальных процессов.В современном мире практически все народы включены в процессы межкультурных контактов и испытывают определенные этнокультурные деформации. Как полагают некоторые исследователи, это обусловлено тем, что взаимодействующие общества обычно находятся на разных уровнях социально- экономического развития и их контакты носят асимметричный характер: культурные заимствования и ассимиляционные процессы протекают преимущественно в одном направлении — от обществ, более развитых политически и экономически, к менее развитым. Ввиду некорректности понятий "более" и "менее" в отношении развитости той или иной культуры процесс ассимиляции в ходе культурного взаимодействия можно рассматривать с помощью такого критерия, как уровень технического освоения природы.Проблема сохранения национальных меньшинств - проблема актуальная для мира, однако, мало в каких странах интересная. проблема заключается в том, что явление глобализма - экономическое, а потому большая раздробленность мыслится как угроза рынку. В том случае, если государство не обеспечивает малые народы нужной поддержкой, они либо отмирают, уступая место другим народам, ассимилируясь им, либо вступают на "тропу войны", локализуясь или уходя в радикализм. Отдельным звеном по поддержке малых народов стало движение антиглобализма.Процессы эти не обошли и ЮАР. С 1994 г. ЮАР вступила в новый этап своего исторического развития, направленный на создание равных условий и возможностей для всех граждан страны. Свободные демократические выборы и создание нового правительства в ЮАР создали более благоприятные условия для осуществления внешней политики. Были разработаны и начали реализовываться новые принципы политического курса страны, планы расширения внешнеполитических связей, которые ранее были парализованы, или, по крайней мере, ограничены системой апартеида.Начиная с начала ХХ века связи ЕС и ЮАР всячески укреплялись. Европа помогала молодому демократическому государству справиться с возникшими проблемами в области государственного устройства и упрочнения демократических свобод. Но цена за это была непомерной - богатейшая территория в ходе взаимодействия фактически подпала под скрытую колониальную политику.Список литературыАрутюнов С. А. Основы этнологии. - М., 2007. - 514 с.Бек У. Что такое глобализация? М., 2001. - с. 1 - 49Бергер П. Культурная динамика глобализации // Многоликая глобализация / под ред. П. Бергера и С. Хантингтона М., 2004 - 379 с.Блинова М. С. Современные социологические теории миграции населения: монография / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Социол. фак. - Москва : Университет Книжный дом, 2009. - 203 с.Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб[1]. 2001. - с. 38 - 74Василенко И.А. Политическая глобалистика. - М., 2000. - 288 с.Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. М, 2004. С. 25-26.Гидденс Э. Социология - М., 2005. С. 232-233.Глобалистика: Энциклопедия / Гл. ред. И.И.Мазур, А.Н.Чумаков. М., 2003. С. 251 -252.Дергачев B.A. Глобалистика. M., 2005. - 303 с.Доклад о мировом развитии. 2009. Новый взгляд на экономическую географию» (Всемирный банк). – М.: Издательство «Весь мир», 2009 - 384 с.Замятин Д. Н. Феноменология географических образов // http://magazines.russ.ru/nlo/2000/46/fenom.htmlИванов В.В. Значение идей М.М. Бахтина о знаке, высказывании и диалоге для современной семиотики // М.М. Бахтин: proetcontra. - с. 5-44Иноземцев В.Л. Современная глобализация и её восприятие в мире // Век глобализаци. 2008. № 1. - с. 31 - 44Касимова А.Н. Выборы 2004г. и политическое развитие ЮАР // Тезисы. X конференция африканистов. Безопасность Африки: внутренние и внешние аспекты. Москва, 24-26 мая 2005 г. С.204.[16]Многоликая глобализация: Культурное разнообразие в современном мире»/Под ред П.Л. Бергера и С.П. Хантингтона. М., 2004. С.8 - 26.Мнацаканян М.О. Национализм и глобализм. Национальная жизнь в современном мире. М., 2008. - 407 с.Панарин A.C. Искушение глобализмом. - М., 2004. - 211 с.Панарин A.C. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М., 2004. - 304 с.Перцик Е.Н. Города мира: география мировой урбанизации: Учебное пособие для географических специальностей вузов. – М.: Международные отношения, 1999 С. 23-25Поликанов Д.В. Африканское направление внешней политики ведущих мировых держав (США, Великобритания, Франция, Китай). // Африка во внешнеполитических приоритетах России. М., 2003. С. 35.Применение санкций в соответствии с главой VII Устава ООН. Южная Африка. II http://www.un.org/russian/sc/sanctions/south_africa.htmПушкаревС.Г. Обзор русской истории. Ставрополь: Кавказскийкрай, 1993. - 416 с.Рублев Г.В. Глобальные процессы в мировом развитии. - Красноярск, 2006. - 144 с.Слука Н. А. Эволюция концепции «мировых городов» // Региональные исследования. 2005. - с. 1 - 11Слука Н. А. Глобальные города на передовой демографической модернизации//[Электронный ресурс] URL: http://dialogs.org.ua/print.php?part=issue&м_id=18450Тетекин В.И. ТабоМбеки: трудный путь у победе. // Современные африканские лидеры. М., 2001. С. 154.Урсул А.Д. Глобальные процессы, безопасность и устойчивое развитие // Век глобализации. Исследования современных глобальных процессов. Научно-теоретический журнал. 2008. №1 - с. 14 - 27Фуко М.. Археология знания. - Киев. - 208 с.Урнов А.Ю. Политика ЮАР в Африке. М., 1982. С. 179.Шубин Г.В., Майданов И.И. Вооруженные силы и воанная промышленность ЮАР. М., 2007. С. 132.Хелд Д., Гольдблатг Д., Макгрю Э., Перратон Дне. Глобальные трансформации. М., 2004. - 576 с.Чешков М. А. Глобалистика: предмет, проблемы, перспективы / Общественные науки и современность 1998 № 2 - с. 127 - 132Чумаков А.Н. О предмете и границах глобалистики // Век глобализации.2008. №1. С 7 - 16Micklethwait J., Wooldridge A. A. FuturePerfect: TheEssentialsofGlobalization. N.-Y., 2000. P. 335.Rodrik D. HasGlobalizationGoneTooFar? Washington (D.C.). 1997. Rugman A. TheendofGlobalization. A NewandRadicalAnalysisofGlobalizationsandWhatitMeansforBusiness. N.-Y.; London. 2000 - 374 р.Shipman A. TheGlobalizationMyth. Cambridge. 2002. - р. 9-10Henderson H. BeyondGlobalization: ShapingaSustainableGlobalEconomy. WestHartford (Con). 1999. - р. 211Brecher J., Costello Т., Smith В. GlobalizationfromBelow: ThePowerofSolidarity. Cambridge (Mas). 2000. P.14.Keohane R.O., NycJ.S.Jr. PowerandInterdependans. N.-Y., 2000. Ch. 10.Talbott S. TheGrateExperiment: TheStoryofAncientEmpires, ModemStates, andtheQuestforaGlobalNation. N.-Y., 2008. P. 257.Mbeki T. SouthAfrica'sInternationalRelations - TodayandTomorrow. SouthAfricaInternational, [20]Johannesburg, April 1991. P.231.RSA PolicyReview, November/December 1992, Pretoria, p.51.ZumaND. Foreignaffairsdebtbudgetvote 2004/2005. http://www.info.gov.zaПоликанов Д.В. Политика Великобритании в Африке на современном этапе. // Африка в современном мире и российсо-африканские отношения. М., 2001. С. 65-66.Speechby FCO MinisterofStatePeterHainat "TheHallengesforGovernanceinAfrica" Conference, WiltonPark, 1999, September 13.Abrahamsen R. andWilliams P. BritainandSouthernAfrica: A ThirdWayorbusinessasusual? // GlobalizationoremergingtrendsinAfricanstates' foreignpolicymakingprocess. SouthAfrica, 2002.Britishcabinetdeclaresitssupportfor SA development. 1998r. http://www.allafrica.comНапример, программы помощи школьникам и учащимся. http://www.hsbc.co. za/default.asp?id=subsaharanafrica/community/community_educationalUK-SouthAfricaBilateralForumhttp://vnvw.fco.gov.uk/Files/kfile/fínalcommunique2006bilateralforum.pdfKouchner B., MinisterofForeignandEuropeanAffairs, andMiliband D. "Saint-Malotenyearsafter". Paris, LeMonde, 6 December 2008.Dividendsofdiversity, http://www.rsa.org.uk/journal/article.asp?articleID=670Migration - aclearerpicture. http://www.migrationcommission.org/Migration - anindependentcommission, http://www.migrationcommission.org/Adepoju A. ContinuityandChangingConfigurationsofMigrationtoandfromtheRepublicofSouthAfrica, http://www.blackwell-synergy.com/doi/abs/10.llll/1468-Pang Т. MaryAnnLansangandAndyHaines. Braindrainandhealthprofessionals; BMJ Vol.324 2 March 2002 http://www.bmj.com/cgi/reprint/324/7336/499.pdfX Проверяемый документ: Источник цитирования: Цитируемость 100%X
Список литературы
1. Арутюнов С. А. Основы этнологии. - М., 2007. - 514 с.
2. Бек У. Что такое глобализация? М., 2001. - с. 1 - 49
3. Бергер П. Культурная динамика глобализации // Многоликая глобализация / под ред. П. Бергера и С. Хантингтона М., 2004 - 379 с.
4. Блинова М. С. Современные социологические теории миграции населения: монография / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Социол. фак. - Москва : Университет Книжный дом, 2009. - 203 с.
5. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб. 2001. - с. 38 - 74
6. Василенко И.А. Политическая глобалистика. - М., 2000. - 288 с.
7. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. М, 2004. С. 25-26.
8. Гидденс Э. Социология - М., 2005. С. 232-233.
9. Глобалистика: Энциклопедия / Гл. ред. И.И.Мазур, А.Н.Чумаков. М., 2003. С. 251 -252.
10. Дергачев B.A. Глобалистика. M., 2005. - 303 с.
11. Доклад о мировом развитии. 2009. Новый взгляд на экономическую географию» (Всемирный банк). – М.: Издательство «Весь мир», 2009 - 384 с.
12. Замятин Д. Н. Феноменология географических образов // http://magazines.russ.ru/nlo/2000/46/fenom.html
13. Иванов В.В. Значение идей М.М. Бахтина о знаке, высказывании и диалоге для современной семиотики // М.М. Бахтин: pro et contra. - с. 5-44
14. Иноземцев В.Л. Современная глобализация и её восприятие в мире // Век глобализаци. 2008. № 1. - с. 31 - 44
15. Касимова А.Н. Выборы 2004г. и политическое развитие ЮАР // Тезисы. X конференция африканистов. Безопасность Африки: внутренние и внешние аспекты. Москва, 24-26 мая 2005 г. С.204.
16. Многоликая глобализация: Культурное разнообразие в современном мире»/Под ред П.Л. Бергера и С.П. Хантингтона. М., 2004. С.8 - 26.
17. Мнацаканян М.О. Национализм и глобализм. Национальная жизнь в современном мире. М., 2008. - 407 с.
18. Панарин A.C. Искушение глобализмом. - М., 2004. - 211 с.
19. Панарин A.C. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М., 2004. - 304 с.
20. Перцик Е.Н. Города мира: география мировой урбанизации: Учебное пособие для географических специальностей вузов. – М.: Международные отношения, 1999 С. 23-25
21. Поликанов Д.В. Африканское направление внешней политики ведущих мировых держав (США, Великобритания, Франция, Китай). // Африка во внешнеполитических приоритетах России. М., 2003. С. 35.
22. Применение санкций в соответствии с главой VII Устава ООН. Южная Африка. II http://www.un.org/russian/sc/sanctions/south_africa.htm
23. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Ставрополь: Кавказский край, 1993. - 416 с.
24. Рублев Г.В. Глобальные процессы в мировом развитии. - Красноярск, 2006. - 144 с.
25. Слука Н. А. Эволюция концепции «мировых городов» // Региональные исследования. 2005. - с. 1 - 11
26. Слука Н. А. Глобальные города на передовой демографической модернизации//[Электронный ресурс] URL: http://dialogs.org.ua/print.php?part=issue&m_id=18450
27. Тетекин В.И. Табо Мбеки: трудный путь у победе. // Современные африканские лидеры. М., 2001. С. 154.
28. Урсул А.Д. Глобальные процессы, безопасность и устойчивое развитие // Век глобализации. Исследования современных глобальных процессов. Научно-теоретический журнал. 2008. №1 - с. 14 - 27
29. Фуко М.. Археология знания. - Киев. - 208 с.
30. Урнов А.Ю. Политика ЮАР в Африке. М., 1982. С. 179.
31. Шубин Г.В., Майданов И.И. Вооруженные силы и воанная промышленность ЮАР. М., 2007. С. 132.
32. Хелд Д., Гольдблатг Д., Макгрю Э., Перратон Дне. Глобальные трансформации. М., 2004. - 576 с.
33. Чешков М. А. Глобалистика: предмет, проблемы, перспективы / Общественные науки и современность 1998 № 2 - с. 127 - 132
34. Чумаков А.Н. О предмете и границах глобалистики // Век глобализации.
35. 2008. №1. С 7 - 16
36. Micklethwait J., Wooldridge A. A. Future Perfect: The Essentials of Globalization. N.-Y., 2000. P. 335.
37. Rodrik D. Has Globalization Gone Too Far? Washington (D.C.). 1997. Rugman A. The end of Globalization. A New and Radical Analysis of Globalizations and What it Means for Business. N.-Y.; London. 2000 - 374 р.
38. Shipman A. The Globalization Myth. Cambridge. 2002. - р. 9-10
39. Henderson H. Beyond Globalization: Shaping a Sustainable Global Economy. West Hartford (Con). 1999. - р. 211
40. Brecher J., Costello Т., Smith В. Globalization from Below: The Power of Solidarity. Cambridge (Mas). 2000. P.14.
41. Keohane R.O., Nyc J.S.Jr. Power and Interdependans. N.-Y., 2000. Ch. 10.
42. Talbott S. The Grate Experiment: The Story of Ancient Empires, Modem States, and the Quest for a Global Nation. N.-Y., 2008. P. 257.
43. Mbeki T. South Africa's International Relations - Today and Tomorrow. South Africa International, Johannesburg, April 1991. P.231.
44. RSA Policy Review, November/December 1992, Pretoria, p.51.
45. ZumaND. Foreign affairs debt budget vote 2004/2005. http://www.info.gov.za
46. Поликанов Д.В. Политика Великобритании в Африке на современном этапе. // Африка в современном мире и российсо-африканские отношения. М., 2001. С. 65-66.
47. Speech by FCO Minister of State Peter Hain at "The Hallenges for Governance in Africa" Conference, Wilton Park, 1999, September 13.
48. Abrahamsen R. and Williams P. Britain and Southern Africa: A Third Way or business as usual? // Globalization or emerging trends in African states' foreign policy making process. South Africa, 2002.
49. British cabinet declares its support for SA development. 1998r. http://www.allafrica.com
50. Например, программы помощи школьникам и учащимся. http://www.hsbc.co. za/default.asp?id=subsaharanafrica/community/community_educational
51. UK-South Africa Bilateral Forum
52. http://vnvw.fco.gov.uk/Files/kfile/fínalcommunique2006bilateralforum.pdf
53. Kouchner B., Minister of Foreign and European Affairs, and Miliband D. "Saint-Malo ten years after". Paris, Le Monde, 6 December 2008.
54. Dividends of diversity, http://www.rsa.org.uk/journal/article.asp?articleID=670
55. Migration - a clearer picture. http://www.migrationcommission.org/
56. Migration - an independent commission, http://www.migrationcommission.org/
57. Adepoju A. Continuity and Changing Configurations of Migration to and from the Republic of South Africa, http://www.blackwell-synergy.com/doi/abs/10.llll/1468-
58. Pang Т. Mary Ann Lansang and Andy Haines. Brain drain and health professionals; BMJ Vol.324 2 March 2002 http://www.bmj.com/cgi/reprint/324/7336/499.pdf
Вопрос-ответ:
Какие процессы глобализации оказали влияние на политическое взаимодействие ЮАР и ЕС в 2000-х годах?
Процессы глобализации, которые оказали влияние на политическое взаимодействие ЮАР и ЕС в 2000-х годах, включали экономическую интеграцию, свободный обмен товарами и услугами, технологический прогресс, международную миграцию, общественные движения и культурный обмен.
Какие концепты и истоки глобализации являются основными?
Основными концептами и истоками глобализации являются экономическая интеграция, развитие информационных и коммуникационных технологий, транснациональные корпорации, международные финансовые институты и организации, такие как Международный валютный фонд и Всемирная торговая организация.
Каким образом системный подход помог исследовать глобальные трансформации в мире?
Системный подход помог исследовать глобальные трансформации в мире, позволяя анализировать взаимосвязи и взаимодействия различных элементов глобальной системы, таких как политические, экономические, социальные, культурные и экологические факторы. Это позволяет более полно понять и объяснить процессы, происходящие в мире и их влияние на политическое взаимодействие различных акторов, включая ЮАР и ЕС.
Какие предпосылки легли в основу отношений ЕС и ЮАР?
В основу отношений ЕС и ЮАР легли предпосылки, такие как схожие ценности и принципы, как демократия и права человека, а также потребность в сотрудничестве в области торговли, инвестиций, развития и конфликтологии. Оба региона также стали сторонниками многогранного и универсального подхода к международным отношениям.
Что специфично в сотрудничестве ЕС и ЮАР?
Сотрудничество ЕС и ЮАР специфично тем, что они установили широкий спектр партнерских отношений в различных областях, включая политику, экономику, образование, культуру, науку и экологию. Они также развивают диалог и консультации по важным международным вопросам и работают вместе для поддержания политической стабильности и мира в регионе и мире в целом.
Какие концепты и истоки глобализации освещены в статье?
В статье освещены основные концепты и истоки глобализации, которые помогают понять суть этого процесса.
Что такое глобализация и как она изучается в современном научном знании?
Глобализация - это процесс глобальной интеграции и взаимодействия между различными странами и регионами. В современном научном знании глобализация изучается через концепты и теории, которые позволяют анализировать и объяснять глобальные трансформации в мире.
Какие взаимоотношения существовали между ЕС и ЮАР в период 2000-х годов?
В период 2000-х годов ЕС и ЮАР имели различные формы взаимодействия и сотрудничества в рамках процесса глобализации.
Какие предпосылки повлияли на отношения ЕС и ЮАР?
Отношения ЕС и ЮАР были повлияны различными предпосылками, которые помогли сформировать их взаимодействие в рамках процесса глобализации.
Какие особенности сотрудничества ЕС и ЮАР были отмечены в статье?
В статье отмечены особенности сотрудничества ЕС и ЮАР, которые подчеркивают важность их взаимодействия в свете процесса глобализации.