Экологическое воспитание в разновозрастной группе детского сада (3-5 лет)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 22 22 страницы
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 07.11.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы экологического воспитания в детском саду 5
1.1 Сущность экологического воспитания в детском саду 5
1.2 Экологическое воспитание дошкольников: содержание и основные задачи 7
1.2 Формы и методы экологического воспитания в детском саду 9
Глава 2 Особенности экологическое воспитание в разновозрастной группе детского сада 11
Заключение 19
Список литературы 22
Фрагмент для ознакомления

Вмладшем дошкольномвозрастевосприятиеноситдейственныйхарактер.Именно поэтому дляорганизациипоисково-исследовательскойдеятельности необходимоиспользоватьпоисковыедействия, не требующиедлительныхнаблюденийи сложныхвыводов.Впоисковойдеятельностидействияребенкасвязаны свзаимодействиемс предметом. Поисковыедействияоткрываютинтересиформируютпознавательнуюдеятельностьвпроцессе восприятиядетьмиприродной среды.Например, вдождливуюпогодунаблюдаем задвижениемкапель, за ручьем, делаемозерцо, наблюдаемкудаденетсяводапоследождя. Как влияетводана состояниепеска илиземли наогороде. Организуяпоисково-исследовательскуюдеятельностьучитываюто, что у детейхорошо развитадвигательнаяиэмоциональнаяпамять.Они долго незабываютто, что вызываетрадость - посадка дерева, подкормкаптиц, белочкии т.д.Поэтому сэтой цельюнеобходимо проводитьрядигр и упражненийдля обеспеченияповторностидействий. Например, «Спасатели», «Узнай, ктолишний», «Ветерок», «Снежинка», «Приключениякапельки». Дети благодаря двигательнойактивностиусваиваютэлементарныесвязи вприроде.С целью формированияэкологического сознаниячерез организациюинтереснойпознавательнойдеятельностиорганизовываетсяработа натему«Природа жалуется». Идеюэтого проектаподсказываетсама жизнь.К детямс жалобойобратиласьрябина, которуюпривязаливеревкойикоторая не могларастивверх.Спасаярябину, детикаждый деньнаблюдают заееростом, за тем, ктоприлетаетв гостик рябине. К сожалению, детичасто сталкиваются спроблемамив природе, вызваннымилюди с низкимуровнем культуры. В совместной деятельностисвоспитателемдетипомогаютрастениям, которыестрадаютот агрессивныхдействий человека. С этой цельюсобираетсяматериал«КНИГА ЖАЛОБПРИРОДЫ». С целью закреплениязнанийо явленияхприродыведутсякалендарипогоды иприроды.Систематическаяработас календаремпозволяетнакапливатьчувственныйопыт, выполнятьпрактические действия, проявлятьчувствак природеи окружающей среде.Чтобыувеличить интересдетейк явлениямприроды, необходимо изготовить иллюстративныйкалендарьприродыбольшогоразмера. Состояние погодыдетиотмечаютс помощьюиллюстрацийсизображениемявленийисостоянийпогоды, за которыми наблюдали. Для того, чтобы детиучились обращатьвнимание натемпературувоздуха. По мереизменениятемпературывоздуха, необходимо обращатьвнимание на то, какодетыдети.Зимойнеобходимопомогать детям осознатьизменения температуры воздуха,одеваясьнапрогулку. На улице можно предложить на короткое времяснятьперчаткии почувствовать, как холодно. Вместе сэтимнеобходимо предостерегать, каквести себяна природе, советовать неломатькусты, деревья, охранятьвсе живое вприроде.Своивпечатленияотнаблюденийв природедетиотражаютврисунках, которые помещаютвкорзинкупредложений.Как результат - детивнимательнее будутотноситьсяк изменениямв окружающей среде; замечатьиэмоциональновосприниматьпроблемы срастениямииживотными; осуждатьнегативныедействиясверстникови взрослых, ихотношение к окружающей среде;проявлять желаниеоказывать посильную помощьв улучшениесостоянияокружающейприроды.ЗаключениеСостояние окружающей средыиизменения, происходящиевсреде, приобретаютзначительныеугрожающие масштабы. Вусловиях экологического кризисаособенно актуальнымвопросомявляется формированиеэкологического сознания иэкологическойкультуры мышленияу детей.В последнее время, когдатермин «экология» из чисто научногопонятия,предусматривающегогармониюиединствов природе, превратился всинонимбедствия, когдаученые судручающейточностьюподсчитывают,скольколет можетпросуществоватьжизнь на земле, доведеннаячеловеком докатастрофическогосостояния. Итак, одной изсамых актуальныхзадачпедагоговсталоэкологическое воспитаниеподрастающего поколения. Ведьимисправлятьошибки родителей, лечитьморя, реки, леса, возрождатьземлю.И такважно, чтобы онис детстваполюбилиприродув ееудивительномразнообразииимногообразии, осозналинезыблемыесвязи междувсем живымна земле, почувствовали себянеотъемлемойчастью этойстройнойивеличественнойсистемы, этогобесценногодара,называемогожизнью.Человек сталчеловеком, по утверждениюВ. А. Сухомлинского, когда услышалдыханиелисточковипеснюсоловья; мягкийплескволниторжественнуютишинуночи, -услышал, затаивдыхание.Слушаетсотни летзамечательнуюмузыкужизни;нодля того, чтобы этамузыказвучалавечно, ее нужнооберегать. Особеннотеперь, когда понятие«экология» наполнилосьтревожнымсодержанием.Непременнымусловиемэкологического образования и воспитаниядетей в детском саду в возрасте 3 летявляется созданиеэкологическогоразвивающей среды. На этом путинеобходимым элементомвыступаетэкологическаятропинка. Основная цельэкологическойтропы- ознакомлениеи изучениеобъектов природы, установление связейотдельныхкомпонентовприродымеждусобойиопределение их состояния. Созданиеэкологическойтропыпроисходит по следующим этапам:1Определениецели: •Знакомстводошкольниковсобъектамиживой и неживойприроды; •Обучениеустановлениювзаимосвязив природе; •Проведениеприродоохранныхмероприятий;•Формированиепервыхзачатковэкологического сознания. 2Выборместа.3Разработкамаршрута.4Изготовлениемакетатропинки. 5Составлениепаспорта натропинку. 6Составлениемаршрутаэкологическойтропыгорода. 7Разработказадачиэкологическойтропинкиощущений. Работапо экологическому воспитанию детей в возрасте 5 лет и вышев детском садубудет неполнойбез игры. Но для того, чтобы детиуспешноиграли, следуетпроводить работупонакоплениючувственногоопыта.Знакомядетей с такимииграми, как «Угадай наощупь», «Отгадай навкус», «Магазин овощей», «Волшебный мешочек», должноеместоимели разныевиды деятельностидетейв природе.Разрабатываяэкологическиеигры, необходимо опиратьсянаприобретенныйопытдетей.Очень часто у детейнедостаточнызнанияо живыхобъекты. Для этогонеобходимо наполнятьмикро-кабинетнаборамитематическихлистовок ииндивидуальныхкартинок. Стоит использовать рядэнциклопедическихкниго жизни животных, птиц, рыб. Развитиеу детей с 5 лет и вышеактивности и самоответственностив жизненномпространстве происходитвпоисково-исследовательской деятельности. Этоорганизациядеятельности детей, во время которойребенокусваиваетновые знания, умения, навыкивзаимодействия сприродой.Цельпоисково-исследовательскойдеятельностивсреде-формироватьу детей представленияо явленияхприроды, их причиныивзаимосвязимежду ними.Список литературыХабарова Т.В., Шафигуллина Н.В. Планирование занятий – по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников.- СПб. : ООО Издательство «Детство – Пресс»,2010. – 128 сЧернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2008. – 144 с.Николаева В.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 112 с.Кравченко Н.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Методическое пособие. Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 208 с.Токарев А. А. Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 376-377.Зебзеева В.А.Теория и методика экологического образования детей. – М.: ТЦ Сфера, 2009.Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г. Саморуковой.- М., 1983. Кривенко В.Л. Витагенный подход к экологическому образованию и воспитанию младших школьников // Начальная школа.- 2002.- №7. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп детского сада.: книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2004.Поддъяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство.-  М.: Речь, 2009.Реймерс Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и    гипотезы. - М., 1993. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа»: блок занятий !Я и природа». – М.: Карапуз-Дидактика, 2005.10.  Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. - М.: Академия, 2008.

1. Хабарова Т.В., Шафигуллина Н.В. Планирование занятий – по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников.- СПб. : ООО Издательство «Детство – Пресс»,2010. – 128 с
2. Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2008. – 144 с.
3. Николаева В.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 112 с.
4. Кравченко Н.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Методическое пособие. Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 208 с.
5. Токарев А. А. Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 376-377.
6. Зебзеева В.А.Теория и методика экологического образования детей. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
7. Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г. Саморуковой.- М., 1983.
8. Кривенко В.Л. Витагенный подход к экологическому образованию и воспитанию младших школьников // Начальная школа.- 2002.- №7.
9. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп детского сада.: книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2004.
10. Поддъяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство.- М.: Речь, 2009.
11. Реймерс Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. - М., 1993.
12. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа»: блок занятий !Я и природа». – М.: Карапуз-Дидактика, 2005.
13. 10. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. - М.: Академия, 2008.

Вопрос-ответ:

Какова сущность экологического воспитания в детском саду?

Сущность экологического воспитания в детском саду заключается в формировании у детей ценностного отношения к окружающей природе, развитии их экологической культуры, осознанного и ответственного поведения в отношении природных ресурсов, а также понимания взаимосвязи между человеком и природой.

Какие задачи ставятся перед экологическим воспитанием дошкольников?

Основные задачи экологического воспитания дошкольников включают развитие экологической культуры, формирование экологических знаний и умений, развитие экологического сознания и отношения к природе, стимулирование самостоятельной деятельности в области охраны природы и экологически ответственного поведения.

Какие формы и методы экологического воспитания используются в детском саду?

В детском саду используются различные формы и методы экологического воспитания, такие как экскурсии в природу, занятия на открытом воздухе, игры и творческие задания, экологические проекты, работа с природными материалами, общение с животными и растениями, чтение книг и просмотр фильмов на экологическую тематику.

Какие особенности имеет экологическое воспитание в разновозрастной группе детского сада?

В разновозрастной группе детского сада каждый ребенок находится на определенной стадии развития, поэтому особенности экологического воспитания включают учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, обеспечение возможностей для самостоятельного исследования природы, создание условий для совместной деятельности разных возрастных групп.

Какие источники литературы можно использовать для изучения экологического воспитания в детском саду?

Для изучения экологического воспитания в детском саду можно использовать различные источники литературы, такие как учебники по педагогике, методические пособия для педагогов, научные статьи, электронные ресурсы, книги и журналы, посвященные экологии и воспитанию.

Что такое экологическое воспитание в детском саду?

Экологическое воспитание в детском саду - это процесс формирования у детей осознанного отношения к окружающей среде и развития экологической культуры. Оно направлено на формирование знаний, умений и навыков, позволяющих сохранить природу, заботиться о ней и принимать активное участие в ее охране.

Какую роль играет экологическое воспитание в дошкольном возрасте?

Экологическое воспитание имеет огромное значение в дошкольном возрасте. В этот период формируется основа экологической культуры ребенка, воспитывается понимание взаимосвязи человека и природы, развивается ответственность за свои действия и их последствия.

Какие задачи ставит перед собой экологическое воспитание в детском саду?

Основные задачи экологического воспитания в детском саду включают формирование у детей любви и бережного отношения к природе, развитие ценностного отношения к окружающей среде, ознакомление с основными экологическими проблемами современности и поиск пути их решения.

Какие формы и методы используются в экологическом воспитании в детском саду?

В экологическом воспитании в детском саду используются различные формы и методы работы, такие как экскурсии, игры, экологические проекты, эксперименты, обсуждение проблемной ситуации и другие. Они позволяют детям активно и познавательно учиться о природе и принимать активное участие в ее охране.

Какие особенности имеет экологическое воспитание в разновозрастной группе детского сада?

Экологическое воспитание в разновозрастной группе детского сада требует учета особенностей развития детей разного возраста. Взаимодействие детей разных возрастов способствует взаимному обмену знаниями и опытом в области экологии, развитию социальных навыков и формированию экологической культуры.

Что такое экологическое воспитание в детском саду?

Экологическое воспитание в детском саду - это систематическое формирование экологической культуры и экологических ценностей у детей при помощи специально организованного образовательного процесса.

Какое содержание и какие задачи имеет экологическое воспитание дошкольников?

Содержание экологического воспитания дошкольников включает ознакомление с природными явлениями и объектами, понятиями о биологическом разнообразии и экологических проблемах. Основные задачи экологического воспитания - формирование экологической культуры, бережное отношение к природе и развитие экологического мышления у детей.