Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 37 37 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 15.11.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 ПРОБЛЕМА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ 5
1.2 УСЛОВИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ 8
1.3 ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 10
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 14
2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДИКА КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 14
2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 18
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» 24
3.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА 24
3.2. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
Фрагмент для ознакомления

Вот какие молодцы - чай заварили! У тебя чайник какого цвета? Что на нём нарисовано? А куда чай наливать будем? ( В чашки). Чашки поставим на блюдца.
Детям раздаются блюдца, уточняется их цвет. Саша, у тебя какого цвета блюдце? Что на нём нарисовано? Поставь его к чайнику такого же цвета и с таким же рисунком. И такую же чашку поставь на блюдце. Ставьте чашку ровно на блюдце, присоединяйте их хорошо друг к другу, чтобы чашка не упала, и горячий чай не разлился. Когда все дети аналогичным образом справятся с заданием, воспитатель продолжает: «Теперь игрушки могут попить чай. Рассаживайте их к чайникам и чашкам с блюдцами». Воспитатель побуждает детей к обыгрыванию ситуации.
В заключение занятия воспитатель совместно с детьми сервируют стол и пьют чай, общаясь друг с другом.
«Строим для персонажей сказки «Репка» новые дома».
Цель: художественно-эстетическое развитие детей, продолжать формировать умение составлять целое с ориентацией на натуру (образец). Развивать точность зрительного восприятия, способность к воспроизведению фигуры, ориентируясь на последовательность расположения полосок (брёвен) по цвету, а также на их горизонтальное или вертикальное расположение (брёвна лежат или стоят). Закреплять названия цветов: красный, синий, жёлтый, зелёный.
Материал: Вырезанные из картона полоски (брёвна) разного цвета, карточки-образцы, на которых наклеены дома с крышей и брёвнами в количестве 4-6 штук, персонажи из настольного театра «Репка».
Ход игры.
Ребята, слышите, кто-то стучит? Это дедушка стучит. Он строит новый дом. Весь день стучал, стучал, да устал, но так дома и не построил. Давайте поможем ему. (Выставляет карточку-образец). Вот какой дом хочет построить дед. Внимательно посмотрите на картинку и постройте такой же дом для деда. По окончании строительства дедушка просматривает все дома и поощряет детей, если они правильно справились с заданием и не соглашается, если допущены ошибки: «Нет, здесь не так. Посмотри на картинку».
Аналогичным образом дома «строят» для бабки, внучки, жучки, кошки, мышки.
Затем можно провести инсценировку сказки «Репка».
«Уложим спать котёнка».
Цель: художественно-эстетическое развитие детей, продолжать формировать умение устанавливать связи и зависимости величины и конфигурации от специально заданных условий. Побуждать детей к активной разговорной речи, пению знакомых песенок или сочинению собственных.
Материал: Комплекты на каждого ребёнка с тремя кроватками разного размера и тремя вариантами составных элементов котят, различных по величине.
Ход игры.
Ребята, в доме живут котята, которые очень любят играть целыми днями. Мама кошка зовёт их: «Мурзик, Снежок, Пушистик, уже пора спать!», а котята никак не хотят слушаться маму и не ложатся в свои кроватки. Мама обиделась на них и сказала: «Раз так, укладывайтесь спать сами, а я пойду на охоту - ловить мышей». Наступил поздний вечер. Котята уже очень устали, глазки слипаются, а они никак не могут найти каждый свою кроватку.
Ребята, давайте поможем котятам найти нужную по размеру кроватку, и уложим их спать. (Воспитатель раздаёт каждому ребёнку комплекты с котятами и кроватками. В каждом комплекте три кроватки (прямоугольника) разного размера и три варианта составных элементов котят, различных по величине и по цвету).
Во время выполнения задания воспитатель делает указания: «Кроватка должна быть как раз по размеру. Укладывайте котят так, чтобы и хвостик, и лапки лежали точно на кроватке».
После выполнения задания воспитатель продолжает: «Котята легли в кроватки, а мамы всё нет. Кто же споёт им песенку на ночь? Какие слова могут быть в колыбельной песенке?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник. – М.: Высш. шк., 2009.
3. Бычков В. В. Эстетика. - М., 2002.
4. Ветлугина И.А. Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985.
5. Волынкин В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие. - М.: Феникс , 2008.
6. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е.Н.Степанова. - М., 2008.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология.– М.: Академия, 2009. – 420 с.
8. Герасимов С.А. Система эстетического воспитания школьников. - М.: Педагогика, 2000.
9. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая младшая группа. ФГОС. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 144 с.
10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. - М.: Просвещение, 2008. – 189 с.
11. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Педагогика, 2002.
12. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. – М.: Сфера, Карапуз, 2009. – 160 с.
13. Лыкова И.А. Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». - М.: «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА, 2009.
14. Лыкова И.А. Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. - М.: СФЕРА, 2009.
15. Марецкая Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника. - М.: «Гном-Пресс», 2005.
16. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте.  2-е издание.  Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 176 с.
17. Морозова Т.В. Торшилова Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: Теория и диагностика Изд. 2-е, перераб., доп. - М.: Деловая книга, 2004.
18. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 334 с.
19. Пряжников Н. С. Методы активизации духовного потенциала личности. — М.: МПСИ, 2008.
20. Ребенок в мире культуры / Под общ. ред. Р. М. Чумичевой. - Ставрополь, 2008.
21. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Педагогика, 2003. – 283с.
22. Торшилова Е.М. Интеллектуальное и эстетическое развитие: история, теория, диагностика. – Дубна: Феникс++, 2007.
23. Урунтаева Г. А. Детская психология. М.: Академия, 2006. - 368 с.
24. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей.  М., 2005. – 212 с.
25. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 703с.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические аспекты рассматриваются в главе 1?

В главе 1 рассматриваются теоретические аспекты использования дидактической игры как средства художественно эстетического развития детей младшего дошкольного возраста. Авторы исследуют проблему художественно эстетического развития детей дошкольного возраста, а также условия этого развития в детском саду.

Какие проблемы художественно эстетического развития рассматриваются в главе 1?

В главе 1 рассматриваются проблемы художественно эстетического развития детей дошкольного возраста. Авторы исследуют эту проблему с точки зрения отечественных и зарубежных авторов.

Какие условия художественно эстетического развития рассматриваются в главе 1?

В главе 1 рассматриваются условия художественно эстетического развития детей младшего дошкольного возраста в детском саду.

Какие аспекты использования дидактической игры рассматриваются в главе 1?

В главе 1 рассматриваются аспекты использования дидактической игры как средства художественно эстетического развития детей младшего дошкольного возраста. Авторы исследуют, как игра может способствовать развитию художественно эстетических навыков у детей.

О чем исследование в главе 1?

Исследование в главе 1 посвящено использованию дидактической игры как средства художественно эстетического развития детей младшего дошкольного возраста. Авторы исследуют проблему художественно эстетического развития детей дошкольного возраста и условия этого развития в детском саду.

Зачем нужна дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста?

Дидактическая игра используется как средство художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста. Она помогает развивать у детей представление о красоте и искусстве, а также способствует развитию их творческого мышления и воображения. Дидактическая игра помогает детям осваивать различные художественные техники и приемы, а также развивает их наблюдательность, внимание и координацию движений.

Какие проблемы решает использование дидактической игры в развитии детей младшего дошкольного возраста?

Использование дидактической игры помогает решать проблему художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Она способствует развитию их воображения, творческого потенциала и навыков визуального восприятия. Также, игра позволяет детям изучать различные художественные техники и приемы, а также развивает их навыки сотрудничества, координации движений и контроля силы. Все эти проблемы решаются благодаря активной игровой деятельности, которую предлагает дидактическая игра.

Какие условия необходимы для художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста в детском саду?

Для художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста в детском саду необходимы подходящие условия. Это может быть наличие разнообразных художественных материалов и инструментов (карандаши, краски, кисти и т.д.), доступность книг и иллюстраций, а также организация различных творческих мастерских и занятий по изобразительному искусству. Важным условием является также присутствие компетентного педагога, который будет проводить эти занятия и помогать детям в их художественно-эстетическом развитии.