Идейные споры в Германии накануне Реформации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Зарубежная
  • 29 29 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 23.11.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение. 3
Глава 1.Особенности развития Германии накануне Реформации 8
Глава 2. Идеологические споры в Германии первой половины 16 века. 16
Заключение. 25
Список используемой литературы: 27
Фрагмент для ознакомления

Все они опирались на идеи более известных гуманистов – Эразма Роттердамского, Иоганна Рейхлина, однако порой трактовали их произведения даже более радикально, чем они задумывались авторами.
В процессе идеологических споров с представителями римско-католической церкви, немецкие гуманисты все чаще обращаются к историческим корням, обосновывают национальную идею, формирующую единую немецкую нацию.
Своим критическим запалом, гуманисты создали среду для более рациональной оценки деятельности католической церкви, что подготовило последующие события, связанные с Реформацией.
Критика деятельности римского папства осуществлялась не только сквозь призму здравого смысла, но и с точки зрения христианской морали, с которой были несовместимы пороки священнослужителей.
Разработав рационалистические методы анализа Священного Писания, стремясь дать новое решение сложных политических вопросов, гуманисты вносят значительный вклад в подготовку Реформации.
Общая цель сближала гуманистов и реформаторов. Сторонником М.Лютера стал У.фон Гуттен, Ж.Кальвин серьезно увлекался трудами Эразма Роттердамского. Всех их объединяло стремление к духовному совершенству, поиску новой философии и теологи.
И те, и другие подчеркивали важность просвещения и образования, подталкивали образованную элиту к активному противодействию.
В то же время немалая часть гуманистов не прияла идеи Реформации. Согласно концепции Мартина Лютера, человек лишен свободы выбора. Воспринимая пассивно милость Бога, он перестает быть творцом, лишается возможности действовать разумно.
Обожествленному человеку гуманистов реформисты противопоставляли идею о ничтожности человеческого существования перед великим Богом. Оптимистическому и жизнерадостному духу противопоставлялась идея самоограничения и самодисциплины.
Таким образом, оба идеологических течения отличаются, прежде всего, способами критики средневековой схоластики. Ограничение разума библейскими догматами, преимущество веры над образованием, все эти идеи Мартина Лютера и других реформаторов не могли быть приняты сторонниками гуманистического течения.
Разной была и общественная направленность двух движений. Идеи гуманизма были близки в основном образованной элите немецкого общества, тогда как реформаторы стали выразителями чаяний всех немцев, ожидавших серьезных изменений в вопросах религии.
Основная идея, выраженная Мартином Лютером – богу одно только раскаяние, - наталкивала верующих на мысль о том, что вся система церковно-феодальной собственности незаконна и насильственна. Обличения распутства и стяжательства церкви, привели на сторону Лютера всех недовольных развращенным миром.
Доказывая свою позицию в идейном споре, Лютер объявляет войну церковному и феодальному централизму.
Тему схоластики, он затрагивает в сочинении «Гейдельбергская диспутация», где говорится о том, что любая попытка рационально понять и доказать существование Бога бессмысленна и ложна. Вера и понимание – единственный способ отношений человека с Богом. Понимание приходит при личном чтении Писания. Разум должен использоваться при решении мирских дел.
Такая позиция вызывала протест со стороны течения гуманистов, отводящих разуму ведущую роль в познании.
Существовали и идейные разногласия в отношении идей античности. Аристотель воспринимался Лютером как символ схоластики, в результате чего, в последствии, при активном участии Лютера, аристотелевские дисциплины были исключены из университетского курса.
Противоречивость времени, однако наложила отпечаток на взгляды будущего реформатора. Такие гуманистические идеи, как свобода совести, признание самостоятельности государственно-политических отношений, нравственное значение труда приближали реформаторов, также как и гуманистов к идеалам нарождающейся новой эпохи.
Существование различных еретических сект, также вносило свою лепту в идейные споры периода, предшествовавшего Реформации.
Наиболее влиятельной была секта анабаптистов, во главе с Николаем Шторхом. Как и реформаторы, анабаптисты отрицали церковную организацию, считая, что каждый верующий уже обладает даром Божественного откровения.
Помимо, религиозного вопроса, представители секты возвещали низвержение существующих общественно-политических порядков, что в последствии, заложило идеологические основы крестьянской войны, как части движения Реформации. Идеолог народного направления Томас Мюнцер понимал будущую реформацию как социально-политический переворот, который должны осуществить крестьяне и городская беднота. Служение Богу, по Мюнцеру, это, прежде всего, активная деятельность человека на благо всего общества.

























Заключение.
Опираясь, на материал, изложенный в предыдущих главах, мы приходим к выводу, что идейные споры периода, предшествующего Реформации, послужили идеологической основой для зарождающегося течения.
Как мы видим, процесс преодоления средневековой схоластики проходил одновременно двумя путями – гуманистические течения Ренессанса и путем европейской Реформации. Каждое течение выразило необходимость уничтожения средневековой философии и идеологии и создало предпосылки для возникновения более прогрессивных взглядов Нового времени.
Идеология антицерковной направленности, в изучаемый период сливается с проявлениями антифеодализма и ростом национального самосознания.
Для общества становится очевидной потребность не только изменить религиозные устои, но и необходимость реформировать общественно-политическое устройство.
Поскольку целый ряд вопросов, связанных с реформой церкви, содержался уже в выступлениях представителей Ренессанса, можно сделать вывод о том, что оба явления – Ренессанс и Реформация, неотделимы друг от друга.
Итогом спора становится мысль, ставящая внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности, что придало нормам буржуазной морали божественное обоснование.
Постепенно меняя сознание людей, нарождающаяся новая идеология открывает перед ними новые духовные горизонты. Человек получает свободу мыслить, стремится освободиться от авторитарной опеки папской церкви, получив на это высшую санкцию – религиозную.
Настоящим реальным результатом споров становится появление нового идеала человека – независимого индивида буржуазного общества, обладающего свободой нравственного выбора, абсолютно самостоятельного в своих оценках, суждениях и поступках.
Гуманисты сделали первый вклад в возрождение классической и христианской античности. Проведенные филологические исследования, редактирование церковных текстов, новые пересмотренные издания Писания привели к новому пониманию исторической роли человека и его связи с божественным.
Реформаторы разделяли с гуманистами новое осмысление взаимоотношений человека, общества и Бога, оставляя при этом возможность собственной трактовки данной идеи.







Список используемой литературы:
Английская реформация: документы и материалы. — М., 1990.
Бецольд, Ф. фон. История Реформации в Германии. — СПб., 2007.
Бобылёв А. В. Дореформационный период и Реформация: Библиографический список / В 2 т. — М., 1999. — Т.1: Книги и брошюры, изданные на русском языке; Т.2: Зарубежные библиографии и справочные издания
Дементьев Г. А. Введение реформации в Швеции. — СПб., 1892.
Дементьев Г. А. Введение реформации в Дании. — СПб., 1900.
Источники по истории Реформации. — М., 1906. — Вып. 1-2
История Европы с древнейших времен до наших дней, тт. 1-8. Т. 3: От средневековья к новому времени (конец ХV - первая половина ХVII в.). М., 2005
Зноско-Боровский М. Православие, римско-католичество, протестантизм и лютеранство. — Загорск, 1991
Кальвин Ж. Наставление в христианской вере, тт. I-II. М., 2005-2006
Кернс Э. Дорогами христианства: История церкви. М., 2006
Ковальский, Ян Веруш. Папы и папство. — М.: Политиздат, 1991. — 236 с. — 2000 экз. — ISBN 5-250-01237-X.
Культура эпохи Возрождения и Реформации. — Л., 1981.
Лемэтр Н. Католики и протестанты: религиозный раскол XVI века в новом освещении. // ВИ. — 1995. — № 10.
Льюис В. Спиц, История Реформации (на русском языке). - М., Фонд «Лютеранское Наследие», 2007.
Лютер М. Время молчания прошло: Избранные произведения 1520-1526 гг. Харьков, 2006
Лютер М. Избранные произведения. СПб, 2005
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7. С. 394
Очерки истории западного протестантизма. — М., 1995
Пол О.Кристеллер. Мысль эпохи Возрождения и ее источники (New York, 2007)
Порозовская Б.Д. Мартин Лютер: Его жизнь и реформаторская деятельность. СПб, 2005
Смирнов М. Ю. Реформация и протестантизм : Словарь. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2005. — 196 с. — ISBN 5-288-03727-2.
Соловьёв Э. Ю. Политико-юридические завоевания Реформации. // Философия эпохи ранних буржуазных революций. — М., 1983
Средневековая Европа глазами современников и историков: Книга для чтения, чч. 1-5. ч.4: От средневековья к новому времени. М., 2005
Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990.
Цвейг С. Совесть против насилия: Кастеллио против Кальвина. — М.: Мысль, 1986. — 238 с. — (Библиотечная серия).
Эпоха Реформации. Европа / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. — Минск: Харвест, 2002. — 624 

Средневековая Европа глазами современников и историков: Книга для чтения, чч. 1-5. ч.4: От средневековья к новому времени. М., 2005.стр.161

Лютер М. Избранные произведения. СПб, 2005 стр.11

Средневековая Европа глазами современников и историков: Книга для чтения, чч. 1-5. ч.4: От средневековья к новому времени. М., 2005

Средневековая Европа глазами современников и историков: Книга для чтения, ч. 1-5. ч.4: От средневековья к новому времени. М., 2005,стр.176

Соловьёв Э. Ю. Политико-юридические завоевания Реформации. // Философия эпохи ранних буржуазных революций. — М., 1983

Пол О.Кристеллер. Мысль эпохи Возрождения и ее источники (New York, 2007)

Бецольд, Ф. фон. История Реформации в Германии. — СПб.,2007 с.173

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7. С. 394
История Европы с древнейших времен до наших дней, тт. 1-8. Т. 3: От средневековья к новому времени (конец ХV - первая половина ХVII в.). М., 2005

История Европы с древнейших времен до наших дней, тт. 1-8. Т. 3: От средневековья к новому времени (конец ХV - первая половина ХVII в.). М., 2005

Кернс Э. Дорогами христианства: История церкви. М., 2006,с.402










29



Средневековая Европа глазами современников и историков: Книга для чтения, чч. 1-5. ч.4: От средневековья к новому времени. М., 2005


Соловьёв Э. Ю. Политико-юридические завоевания Реформации. // Философия эпохи ранних буржуазных революций. — М., 1983

Пол О.Кристеллер. Мысль эпохи Возрождения и ее источники (New York, 2007)

Бецольд, Ф. фон. История Реформации в Германии. — СПб.,2007 с.173

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7. С. 394

1. Английская реформация: документы и материалы. — М., 1990.
2. Бецольд, Ф. фон. История Реформации в Германии. — СПб., 2007.
3. Бобылёв А. В. Дореформационный период и Реформация: Библиографический список / В 2 т. — М., 1999. — Т.1: Книги и брошюры, изданные на русском языке; Т.2: Зарубежные библиографии и справочные издания
4. Дементьев Г. А. Введение реформации в Швеции. — СПб., 1892.
5. Дементьев Г. А. Введение реформации в Дании. — СПб., 1900.
6. Источники по истории Реформации. — М., 1906. — Вып. 1-2
7. История Европы с древнейших времен до наших дней, тт. 1-8. Т. 3: От средневековья к новому времени (конец ХV - первая половина ХVII в.). М., 2005
8. Зноско-Боровский М. Православие, римско-католичество, протестантизм и лютеранство. — Загорск, 1991
9. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере, тт. I-II. М., 2005-2006
10. Кернс Э. Дорогами христианства: История церкви. М., 2006
11. Ковальский, Ян Веруш. Папы и папство. — М.: Политиздат, 1991. — 236 с. — 2000 экз. — ISBN 5-250-01237-X.
12. Культура эпохи Возрождения и Реформации. — Л., 1981.
13. Лемэтр Н. Католики и протестанты: религиозный раскол XVI века в новом освещении. // ВИ. — 1995. — № 10.
14. Льюис В. Спиц, История Реформации (на русском языке). - М., Фонд «Лютеранское Наследие», 2007.
15. Лютер М. Время молчания прошло: Избранные произведения 1520-1526 гг. Харьков, 2006
16. Лютер М. Избранные произведения. СПб, 2005
17. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7. С. 394
18. Очерки истории западного протестантизма. — М., 1995
19. Пол О.Кристеллер. Мысль эпохи Возрождения и ее источники (New York, 2007)
20. Порозовская Б.Д. Мартин Лютер: Его жизнь и реформаторская деятельность. СПб, 2005
21. Смирнов М. Ю. Реформация и протестантизм : Словарь. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2005. — 196 с. — ISBN 5-288-03727-2.
22. Соловьёв Э. Ю. Политико-юридические завоевания Реформации. // Философия эпохи ранних буржуазных революций. — М., 1983
23. Средневековая Европа глазами современников и историков: Книга для чтения, чч. 1-5. ч.4: От средневековья к новому времени. М., 2005
24. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990.
25. Цвейг С. Совесть против насилия: Кастеллио против Кальвина. — М.: Мысль, 1986. — 238 с. — (Библиотечная серия).
26. Эпоха Реформации. Европа / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. — Минск: Харвест, 2002. — 624

Вопрос-ответ:

Какие особенности развития Германии существовали накануне Реформации?

Особенности развития Германии накануне Реформации включали экономический рост, возникновение новых городов, укрепление власти князей и развитие торговых связей.

Какие идеологические споры происходили в Германии в первой половине 16 века?

В Германии в первой половине 16 века происходили идеологические споры, связанные с реформацией церковных догм, вопросами веры и морали. Были высказаны различные точки зрения на роль церкви и природу религиозного опыта.

Откуда черпали вдохновение представители идеологических споров в Германии?

Представители идеологических споров в Германии черпали вдохновение из произведений известных гуманистов Эразма Роттердамского и Иоганна Рейхлина. Однако они порой трактовали их идеи более радикально, чем задумывали авторы.

С кем велись идеологические споры представителями германской церкви?

Представители германской церкви вели идеологические споры с представителями римско-католической церкви. Эти споры касались вопросов доктрины и иерархической структуры церкви.

Какие идеи особенно активно обсуждались во время идеологических споров в Германии?

Во время идеологических споров в Германии особенно активно обсуждались вопросы о роли церкви в обществе и ее отношении к верующим, а также вопросы о теологии, нравственности и практике исповедания веры.

Какие были особенности развития Германии накануне Реформации?

Особенности развития Германии накануне Реформации включали ряд факторов, таких как социальные и экономические противоречия, коррупция в римско-католической церкви, низкий уровень образования и информированности населения, а также нарастание критики в адрес церковных догм.

Какие идеологические споры происходили в Германии в первой половине 16 века?

В первой половине 16 века в Германии происходили идеологические споры по поводу роли римско-католической церкви, вопросов о покаянии и распространении грехов, споры о правильности перевода Библии и роли церкви в образовании. Эти споры были часто связаны с критикой и реформами, предлагаемыми гуманистами того времени.

Какие идеи гуманистов влияли на идеологические споры в Германии?

Идеи более известных гуманистов, таких как Эразм Роттердамский и Иоганн Рейхлин, оказали значительное влияние на идеологические споры в Германии. Однако, в ходе этих споров, идеи гуманистов порой трактовались даже более радикально, чем задумывались авторами. Такие идеи включали критику церкви, призыв к реформации и усиление роли образования.