Технология организации торгового предприятия/ торговой точки
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 18 + 18 источников
- Добавлена 20.12.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретическая часть 5
1.1. Характеристика деятельности предприятий розничной торговли 5
1.2 Формы торгового обслуживания покупателей и оценка его эффективности 10
1.3. Обоснование выбора сферы торговли и организационно-правовой формы торгового предприятия 14
2. Проектная часть 19
2.1. Мероприятия по созданию нового предприятия 19
2.2. Мероприятия по организации деятельности нового предприятия 21
2.3. Мероприятия по закреплению предприятия на рынке 26
Заключение 29
Список использованной литературы 30
Приложения 32
Здесь имеется в виду как изготовление сувенира по эскизам заказчика, так и модификация имеющегося ассортимента, например, выполнение имеющегося изделия в другой цветовой гамме, в увеличенном или уменьшенном размере и т.п. Данная услуга возможна только для товаров и изделий, приобретенных в самом магазине, так как небольшие работы будут выполняться на месте собственным мастером, крупные и сложные заказы отсылаются поставщикам;- предоставление услуг создания надписи, гравировки или памятной таблички на приобретенном товаре. Понятно, что специфика продукции магазина предполагает, что приобретаемые товары являются, в основном, подарками, и многие покупатели захотят сделать данный подарок более личным, индивидуальным за счет соответствующей надписи;- мелкий ремонт изделий НХП, как приобретенных в данном магазине, так и в других. Данная услуга также востребована из-за повышенной хрупкости и достаточно высокой ценности товаров НХП для покупателей;- комиссия и реставрация. Планируется заключить договор с экспертом в области НХП и /или реставрационной мастерской с тем, чтобы в сложных случаях пользоваться их услугами или рекомендовать их напрямую потребителям;- прием предварительных заказов на товар. Такая услуга будет удобна и покупателю, и хозяину магазина, и производителю, особенно в случае наличия постоянного интереса со стороны покупателя к определенному товару;- информационные услуги: предоставление каталогов производителей НХП, справочно-консультационная информация по покупке и использованию товаров НХП.Итоговые расходы (издержки) на открытие и функционирование магазина приведены в таблице 2.2.Таблица 2.2Расходы на открытие ООО «Хилариос»№ п/пСтатьи расходовСумма, руб.1Организационные расходы 100002Реклама (мес)212250/12= 17687,53Аренда помещения ( 3 мес)45 000, 004Коммунальные платежи (мес)4 300, 005Заработная плата + ЕСН (мес)25 130, 006Телефонная связь (мес)2 500, 007Оборудование и расходные материалы70 000, 008Закупка товара120 000,009Непредвиденные расходы50 000,00ИТОГО:344 617, 5 Из данного перечня затрат все, кроме закупки товара и части заработной платы, будут относится к постоянным, так как не зависят напрямую от объемов продаж, а такие статьи как организационные или непредвиденные расходы в принципе являются разовыми затратами.Для начала бизнеса понадобится 2 продавца-консультанта, работающих посменно на постоянной основе, для того чтобы не нарушать Трудовой кодекс РФ, поэтому магазин сможет работать и в субботу и в воскресенье (многие люди предпочитают делать покупки именно на выходных). Это обеспечит дополнительные продажи, а может, даже и их основную часть. В дальнейшем планируется прием на работу третьего продавца или мастера по пошиву для послепродажного обслуживания (мелкий ремонт, подгонка моделей по фигуре и т.п.), возможно совмещение. Оплата труда продавцов – оклад + премия в зависимости от объемов продаж за месяц. Предполагаемый размер оклада – 7000 руб., премия – по результатам месяца, но не менее 15 % оклада. На должность первых 2 продавцов планируется взять членов семьи, имеющих опыт соответствующей работы и образование не ниже средне-специального, в настоящее время неработающих. Дальнейшее расширение персонала планируется за счет создания дополнительных рабочих мест для безработных граждан (1 место) со стороны. Таким образом, в магазине ООО «Хилариос» планируется следующие организационные показатели:- количество рабочих мест; 5- по каким профессиям, специальностям: продавец-консультант, мастер (художник) НХП- квалификационные и другие требования к потенциальным работникам: опыт аналогичной работы, образование не ниже средне-специального, коммуникабельность, вежливость, приятный внешний вид, умение общаться с покупателями.- процесс организации отбора и приема работников на рабочие места из числа безработных граждан: собеседование, испытательный срок.-профессиональные и должностные обязанности работников: основная цель работы- осуществлять продажи товаров магазина для максимально полного охвата постоянных и потенциальных клиентов.- режим работы и отдыха на рабочих местах: согласно ТК РФ, посменная работа, для работника каждые 2 часа – 10 минутный перерыв, один раз за смену – 30 минут на обед.- условия труда на рабочих местах: общие правила, устанавливаемые предпринимателем в отношении труда и отдыха работников определяются в «Правилах внутреннего трудового распорядка».- предполагаемый уровень заработной платы: - оклад 7000 руб.+ ежемесячная премия по результатам работы, но не менее 15 % оклада;- сроки ввода в действие рабочих мест: 2 места – с момента открытия магазина, еще одно – не ранее, чем через 6 месяцев после начала работы магазина;Общая схема управления в магазине «Хилариос» (рис. 2.1):Рис. 2.1. Организационная структура ООО «Хилариос»Данная схема является линейной, т.е. наиболее простой и удобной для такого предприятия.Далее рассчитаем примерный финансовый план ООО «Арт-салон Хилариос» (приложение 2).Таким образом, уже в течение 1 года работы магазин получает прибыль в размере 3661 тыс. руб., в последующие годы данная прибыль еще возрастет.Мероприятия по закреплению предприятия на рынкеЦена на конкретные единицы товара будет формироваться, исходя из его оптовой цены с прибавлением наценки в размере 100 – 200%. Предусмотрены скидки:- на 1 размер (5-25 %)- на последнюю единицу товара – 20-40 %- сезонные скидки (10- 40 %)- выпуск дисконтных карт для постоянных клиентов: карта выдается при разовой покупке от 2000 руб., при этом размер предоставляемой скидки, будет зависеть от количества ранее купленных клиентом товаров: при накопленной сумме до 10000 руб. предоставляется скидка 3%, до 30000 руб. - 4%, от 50000 руб. – 7 %, свыше 75000 руб. - 10%.Таким образом, данная система позволит привлечь клиентов на постоянной основе. Также возможны специальные условия оплаты товара потребителем: при больших суммах можно предоставить покупателю возможность рассрочки платежа.Порядок осуществления продаж, обоснование гарантий сбыта продукции/услуги:Продажа продукции будет осуществляться напрямую потребителю. Непосредственно с покупателем будет работать продавец-консультант, который поможет клиенту выбрать модель, подобрать необходимый размер и проконсультирует его по всем интересующим вопросам. Сбыт будет гарантирован внимательным отношением персонала магазина к клиентам, высоким качеством изделий и относительно низкой ценой.План продаж на весь расчетный период (в соответствии с выбранными базовыми параметрами бизнеса)В первые два месяца планируется провести регистрацию магазина, поиск, аренду и ремонт торгового помещения, наем сотрудников; в третий месяц - осуществлять продажи в объёме 50 % от расчётных, в четвертый – 70%, в пятый – 90 %, и на шестой месяц планируется выйти на 100%.Рекламная деятельность направлена на формирование потребительского спроса и стимулирование сбыта. С ее помощью в сознании потенциального потребителя формируется образ товара или услуги, играющий главную роль в принятии решения о покупке. Для того, чтобы наш магазин нашел своего покупателя, мы решили рекламировать его следующим образом:-регистрация и размещение информации на сайтах – каталогах предприятий; - размещение рекламных объявлений в СМИ (таблица 2.3): Таблица 2.3Затраты на размещение рекламы магазина ООО «Хилариос» (на год) в СМИ:СМИКоличество дней/выпусковСтоимость проката одного дня, руб.Всего, руб.«Авторадио»2254011880«РЕН-ТВ»8739033930«Быстрый курьер»2443010320«Наша газета»2445010800«Я Покупаю»243508400ИТОГО75330- наружная реклама: гибкая и оперативная, с высокой частотой повторных контактов, имеет невысокую стоимость, слабую конкуренцию. К ее недостаткам можно отнести отсутствие избирательности аудитории, ограничения творческих возможностей воплощения.В качестве наружной рекламы магазина ООО «Хилариос» планируетсяштендер — это рекламная раскладная конструкция, которая устанавливается рядом с местами продаж и является одним из самых дешевых и рентабельных рекламоносителей. Информация будет выполнена методом аппликации виниловыми пленками «ORACAL» с обоих сторон штендера, для того чтобы реклама была видна с любой стороны движения. Штендер размером 120*80 см будет установлен на ближайшем перекрестке, на нем будет название (логотип) магазина с указателем направления расположения и указано количество метров, которые нужно пройти, чтобы попасть в магазин), а так же адрес и телефон.Стоимость изготовления, установки и эксплуатации штендера составит 20960 руб. в год.Также для привлечения клиентов разрабатывается яркая вывеска.Данные средства рекламы были выбраны, так как охватывают достаточно большую аудиторию, в основном местное население, что повысит информированность населения о магазине и привлечет потенциальных клиентов.Главной целью предприятия за 3 года является проникновение на рынок и последующее расширение рыночной доли. Главной стратегией предприятия должна стать комплексная стратегия по предоставлению товаров более высокого качества и по более низким ценам, а также расширение ассортимента. Исходя из этого, стратегией маркетинга избирается стратегия расширения спроса за счет стимулирования объема продаж, ценовой политики и неценовых факторов конкурентной борьбы, создания положительного имиджа магазина (приложение 3).Так же планируется два раза в год проводить маркетинговое исследование в форме анкетного опроса посетителей магазина. Целью такого опроса является изучение потребительских предпочтений при выборе сувениров, рейтинг производителей и конкурентов и т.п.Расчет количественных рисков с перечнем мероприятий по их сокращению представлен в приложении4. Таким образом, предлагаемый проект создания арт-салона «Хилариос» является эффективным с социально-экономической точки зрения и малорискованным.ЗаключениеСфера розничной торговли и услуг является важнейшим источником мобилизации потенциала национального роста, повышения качества и уровня жизни. В настоящее время такие организации ориентируют свою стратегию на диверсификацию и качество предлагаемых услуг, что влияет на финансово-экономическую политику, способы и методы управления, стимулирует изыскания дополнительных внешних и внутренних резервов, в целях обеспечения конкурентоспособных позиций.Организация деятельности предприятия торговли – достаточно сложный и затратный процесс. В данной работе было проведено проектирование деятельности предприятия розничной торговли на примере магазина - арт-салона «Хилариос». Данное предприятие планируется открыть в г. Москва, м. «Октябрьское поле», в арендуемом помещении.Ассортимент магазина представляется собой продукцию НХП и сувениры. Поставщиками товаров являются российские предприятия.В работе рассчитано необходимое количество оборудования и инвентаря, штат сотрудников, разработана технология приемки и реализации товара в магазине. Выбранная организационно-правовая форма отвечает требованиям простоты оформления и ведения коммерческой деятельности магазина.Согласно проведенным расчетам, уже в течение первого года работы магазин будет работать с прибылью в размере 317 тыс. руб. Таким образом, создание такого магазина будет экономически эффективно.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫФедеральный закон Российской Федерации от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.01.2010, №1, ст. 2.ГОСТ Р 51773-2009 "Услуги торговли. Классификация предприятий торговли".(Дата введения - 1 января 2011 г.) ГОСТ Р 51304-2009 Услуги торговли. Общие требования. (введен в действие 01.01.2011 г.). ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения».Богданова Е.В. Методы розничной продажи товаров (электронный ресурс). Режим доступа - http://www.nbene.narod.ru/comm/fcomm28.htmБорисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (постатейный). М.: Деловой двор, 2010. 176 с.Виноградова С. Н. Организация и технология торговли: Учебник. - Мн.: Выш.школа, 2010. - 223с.Володин Н.А. Оборудование торговых залов магазинов. - СПб., «Нева», 2012. – 93с.Голубков Е.П. Проектирование элементов комплекса маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. - №1Дашков Л.П. Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – М.: Маркетинг, 2011. – 436с.Кудряшов С.Н. Как правила торговли в жизни приживались // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2010. N 20. С. 87 - 98.Народные художественные промыслы России/доклад. – М.:МинПромИздат, 2011. – 74 с.Николаева Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли // Маркетинг в России и за рубежом. – 2010. - №4.Олейник К. Все об управлении продажами. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 331 с..Организация и планирование снабжения и сбыта на предприятиях / Под ред. С.Н.Воронова, И.Д.Фасоляка.. М.: Высшая школа. 2009. – 408 с. – С. 78.Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности. – М.: Дашков и К., 2011. – 672 с.Парамонова Т.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли. – М. КНОРУС, 2010. – 120 с.Савина Е.В., Наумова Л.М. Маркетинговый подход к разработке стратегии номенклатуры и ассортимента ЗАО «Звениговский ГМК» // Менеджмент: теория и практика. 2012 - №3. - С.244-254.ПриложенияПриложение 1Перечень необходимого оборудования для магазина ООО «Хилариос»Наименование оборудованияТООО / модельСпособ получениеСрок поставкиЦена за ед., руб*.Кол-воСтоимость, руб.Прилавок угловой внешний 90грКаскад.004покупкаПо оплате6270,0016270,00Полки тонкиеВКП 28покупкаПо оплате8,362001672,00Полки ярусныеVS 4023покупкаПо оплате924,0021848,00СтеллажиKY-159 D(3-061)покупкаПо оплате3050,0026100,00ЗеркалоKY-162FпокупкаПо оплате2728,0025456,00Экономпанель горизонтальнаяE2412покупкаПо оплате1665,0023330,00Экономпанель вертикальная E1218покупкаПо оплате1800,0023600,00Кронштейн 7 шариков F 111покупкаПо оплате156,00304680,00Кронштейн 522покупкаПо оплате106,04202120,80Полка F 189покупкаПо оплате90,00201800,00Банкетка (пуфик)Цилиндр 370х400покупкаПо оплате1490,0034470,00ЧПММеркурий-115КпокупкаПо оплате4000,0014000,00Витрина застекленнаяГранд Мастер GM-P-202покупкаПо оплате5700,00317100,00Комплектующие для сборки оборудования и расходные материалыпокупкаПо оплате 10703,20ИТОГО 70000,00* цены указаны согласно прайс-листов и данных сайтов компаний, поставляющих соответствующее оборудование.Приложение 2Финансовый план арт-салона№ ппСтатьи1 год2 год3 год1Поступление выручки за продажу10265,017840,020855,02Другие доходы от реализацииххх3ИТОГО поступлений10265,017840,020855,04Платежи: закупка5500,09430,011000,0 оплата коммунальных услуг51,654,056,4 работа персонала301,6488,0524,5 аренда помещения180,0204,0216,0 расходы на оборудование93,123,123,1 прочие расходы70,020,020,0 налоги195,5257,0269,1 реклама в СМИ212,3240,0260,0 ИТОГО платежей6604,010716,112369,15Баланс платежей3661,07123,98485,9Приложение 3Стратегия продвижения ООО «Хилариос» на рынок в 2015 г.Пути продвиженияХаракте-ристикаПериодич-ностьЦена 1 мероприятия, руб.Стоимость на срок реализации проектареклама«РЕН-ТВ»87 дней (27 дней – в процессе открытия магазина и по 15 дней в сезон)39033930«Авторадио»22 дня (6 дней – в процессе открытия магазина и по 4 дней в сезон)54011880- в СМИВ 3х еженедельных изданиях в течение месяца перед началом и в начале сезонадоговорная29520- наружная реклама- штендер- реклама на троллейбусах (20 шт.)20920,060020920,012000,0стимулирование сбытасезонные распродажи и скидки по согласованию с головной компанией4 раза в год20000,080000,0личная продажавнедрение принципов мерчандайзингаЕжемесячно2000,024000,0Итого212250,0Приложение4Степени риска по стадиям№ФакторыСтепень риска по стадиямМероприятияПодготовкаВнедрениеРеализация ВесОценкаΣВесОценкаΣВесОценкаΣ1ПолитическиеДетальное изучение налогового законодательства с целью выявления льгот. Немедленноепопвещение компетентных органов в случае столкновения с коррупцией. Возможность усугубления налогового бремени0,510,50,521111 Рост коррупции0,5210,531,5111 Усугубление положения РФ на мировом рынке1111220,510,5 Возможность вооруженных столкновений на территории РФ0,2510,251330,510,5 Влияние нестабильность регионального правительства на деятельность предприятия0,2520,50,542212 Возрастание роли государства в экономике РФ0,5210,521122 Итого3 4,254 10,56 7 2ЭкономическиеНалаживание отношений с конкурентами, раздел рынка. Неагрессивная конкуренция. Ужесточение конкуренции133111111 Резкое увеличение стоимости ресурсов (материальных и трудовых)133111111 Резкий рост инфляции1,523224224 Увеличение влияния государства на экономику236224224 Резкое снижение материального благосостояния населения1,523224212 Итого7 188 148 12 3СоциальныеПостоянный мониторинг демографических изменений, разработка групп услуг для доминирующих групп населения - пожилых людей и пр. Усугубление демографического кризиса122111111 Возможность забастовок работников ЖКХ224122111 Резкое изменение структуры населения в сторону ухудшения 122111111 Уменьшение количества детей и подростков236122224 Увеличение количества пожилых людей122111111 Итого7 165 76 8 4Технологическиенайти способы поставки оборудования от производителя, следить за новинками в области высоких технологий для 1) Последние новинки стоят дорого111111111 2) Увеличение себестоимости услуг за счет дороговизны нового оборудования111111122 3) Прогресс опережает образование (нехватка квалифицированных кадров)0,5210,510,5111 4) Отсутствие инноваций1220,510,5212 5) Физический и моральный износ оборудования111111212 Итого4,5 64 47 8Составлять контракты таким образом, чтобы в нем оговаривалось, каким образом можно расторгать контракт, в какие сроки, следить за налоговыми постановлениями для изыскания возможностей для налоговых льгот5Финансовые 1) Аннулирование контрактов по внешним причинам133224111 2) Высокая арендная плата224122212 3) Высокие налоги236224224 4) Низкий стартовый капитал0,5210,510,50,510,5 5) Трудности с получением кредита0,5210,510,50,510,5 Итого6 156 116 86Стихийные бедствия1111 11 17Прочий ущербСтрахование 1) Неблагоприятная экология1110,510,50,510,5 2) Порча имущества122212111 3) Ремонт122212111 4) Утечка информации224212111 5) Форс-мажорные обстоятельства1110,510,50,510,5 6) Хищение122212111 Итого7 129 95 5Итоговая оценка степени риска:20,64%16,14%14,00%
2. ГОСТ Р 51773-2009 "Услуги торговли. Классификация предприятий торговли".(Дата введения - 1 января 2011 г.)
3. ГОСТ Р 51304-2009 Услуги торговли. Общие требования. (введен в действие 01.01.2011 г.).
4. ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения».
5. Богданова Е.В. Методы розничной продажи товаров (электронный ресурс). Режим доступа - http://www.nbene.narod.ru/comm/fcomm28.htm
6. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (постатейный). М.: Деловой двор, 2010. 176 с.
7. Виноградова С. Н. Организация и технология торговли: Учебник. - Мн.: Выш.школа, 2010. - 223с.
8. Володин Н.А. Оборудование торговых залов магазинов. - СПб., «Нева», 2012. – 93с.
9. Голубков Е.П. Проектирование элементов комплекса маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. - №1
10. Дашков Л.П. Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – М.: Маркетинг, 2011. – 436с.
11. Кудряшов С.Н. Как правила торговли в жизни приживались // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2010. N 20. С. 87 - 98.
12. Народные художественные промыслы России/доклад. – М.:МинПромИздат, 2011. – 74 с.
13. Николаева Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли // Маркетинг в России и за рубежом. – 2010. - №4.
14. Олейник К. Все об управлении продажами. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 331 с..
15. Организация и планирование снабжения и сбыта на предприятиях / Под ред. С.Н.Воронова, И.Д.Фасоляка.. М.: Высшая школа. 2009. – 408 с. – С. 78.
16. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности. – М.: Дашков и К., 2011. – 672 с.
17. Парамонова Т.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли. – М. КНОРУС, 2010. – 120 с.
18. Савина Е.В., Наумова Л.М. Маркетинговый подход к разработке стратегии номенклатуры и ассортимента ЗАО «Звениговский ГМК» // Менеджмент: теория и практика. 2012 - №3. - С.244-254.
Вопрос-ответ:
Что такое торговое предприятие?
Торговое предприятие - это организация, занимающаяся продажей товаров или услуг непосредственно конечным потребителям.
Какие основные формы торгового обслуживания покупателей?
Основные формы торгового обслуживания покупателей включают розничную торговлю (продажа товаров непосредственно покупателям), оптовую торговлю (продажа товаров крупным партиям), интернет-торговлю (продажа товаров через интернет) и дистанционную торговлю (продажа товаров по телефону или почте).
Какие факторы нужно учитывать при выборе сферы торговли для организации торгового предприятия?
Факторы, которые нужно учитывать при выборе сферы торговли, включают анализ рынка (спрос, конкуренция), потребности и предпочтения потребителей, стоимость продажи товаров, доступность поставщиков и ресурсов, правовые и регуляторные ограничения.
Какие мероприятия нужно провести для создания нового предприятия?
Для создания нового предприятия нужно провести мероприятия по разработке бизнес-плана, выбору локации, регистрации предприятия, закупке оборудования и товаров, найму персонала, проведению маркетинговых и рекламных активностей.
Какие мероприятия нужно провести для организации деятельности нового предприятия?
Для организации деятельности нового предприятия нужно провести мероприятия по установлению бизнес-процессов, организации складского хозяйства, установлению системы управления персоналом и клиентского обслуживания, проведению инвентаризации и контроля качества товаров.
Какие характеристики имеет деятельность предприятий розничной торговли?
Деятельность предприятий розничной торговли характеризуется следующими особенностями: наличие торгового зала или магазина, прямой контакт с покупателем, широкий ассортимент товаров, различные формы продажи (например, розничная или оптовая), конкуренция с другими предприятиями и т.д.
Какие существуют формы торгового обслуживания покупателей и как оценивается их эффективность?
Существуют различные формы торгового обслуживания покупателей, такие как самообслуживание, обслуживание за стойкой, консультационное обслуживание и др. Эффективность оценивается по различным критериям, например, удовлетворенность клиента, время обслуживания, уровень продаж и др.
Каким образом выбирается сфера торговли и организационно-правовая форма торгового предприятия?
Выбор сферы торговли и организационно-правовой формы торгового предприятия осуществляется на основе анализа рынка, потребностей потенциальных клиентов, конкуренции, ресурсов и других факторов. Затем проводится обоснование выбора с учетом эффективности и потенциала предприятия.
Какие мероприятия проводятся при создании нового торгового предприятия?
При создании нового торгового предприятия проводятся такие мероприятия, как разработка бизнес-плана, выбор места расположения, регистрация предприятия, закупка оборудования, найм персонала и др.
Какие мероприятия проводятся для организации деятельности нового торгового предприятия?
Для организации деятельности нового торгового предприятия проводятся такие мероприятия как разработка системы управления, определение ассортимента товаров, разработка маркетинговой стратегии, реклама и промо-акции, организация логистики и др.
Какие формы торгового обслуживания покупателей существуют?
Существуют следующие формы торгового обслуживания покупателей: самообслуживание, обслуживание за столиками, индивидуальное обслуживание, комбинированное обслуживание и интернет-торговля.