Монополистическая конкуренция.
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 23.11.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Сущность монополистической конкуренции 5
2. Анализ эффективности монополистической конкуренции 13
3. Особенности развития монополистической конкуренции в России 21
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 2
Следя за развитием отраслевого рынка, по мере появления новых конкурентов компания активно расширяла зону действия сети и оптимизировала тарифные планы.3. Особенности развития монополистической конкуренции в России Формирование рыночного механизма в России сопровождалось противоречивыми процессами и экономическими преобразованиями. Важным фактором в формировании российского рынка монополистической конкуренции на сегодняшний день является процесс глобализации. Именно глобализацией предприятий, поглощением одних форм собственности – другими обусловлены многие кризисные явления в экономической сфере. Тем не менее, процесс глобализации российского экономического рынка имеет и положительные стороны: возникновение новых механизмов выхода на международные рынки, появление новых видов конкуренции. Высокая степень конкурентной борьбы способствует сокращению жизненного цикла товара за счёт появления новых продуктов и услуг.[16, с.44] В таких условиях совершенная конкуренция не является желаемой формой ведения бизнеса, и монополия не воспринимается как угроза для экономики в целом. При таких процессах огромный интерес возникает к такому виду конкуренции, как монополистическая. Основой деятельности монополистической конкуренции являются низкие барьеры входа на отраслевой рынок и возможность дифференциации продуктов. Сегодня на мировом рынке, учитывая всю специфику сложившихся экономических отношений на российском рынке, актуальным является повышение конкурентоспособности российских предприятий - производителей.В этих целях необходимым условием является проведение структурной перестройки экономики, внедрение системы инновационных мер в производственные и научные комплексы. Процесс глобализации оказывает непосредственное влияние на всех участников рынка монополистической конкуренции. В связи с этим, возникают новые особенности этого вида несовершенной конкуренции и направления еёдальнейшего развития. За счёт свободной экономической деятельности и снятия табу частной инициативы либерализируется международная экономика.В такой ситуации происходит увеличение качественной и количественной эффективности деятельности российских собственников. Механизмы рыночного регулирования получают простор для реализации. Административные формы и формы прямого государственного регулирования экономики отходят на второй план. Роль государства заключается в поддержке конкурентной среды методами совершенствования законодательства, введения системы льгот малому предпринимательству, облечению процесса ведения частного бизнеса.Позитивным следствием либерализации международной экономики является поступление на российский рынок прямых иностранных инвестиций. С начала ХХІ века наметилась тенденция увеличения инвестирования российской экономики, наиболее прибыльных и стабильно действующих её отраслей. Такой процесс означает развитие приоритетных экономических отраслей, получение ценных контрактов, современных транснациональных управленческих навыков, внедрение передовых технологий, развитие деловых связей.Однако, в настоящий момент, инвестиционная привлекательность России значительно упала. Это связано с межнациональными конфликтами, нестабильной политической ситуацией, в том числе конфликтной ситуацией на востоке Украины. Одной из тенденций российской глобализации и монополистической конкуренции являетсяукрупнение капитала,непосредственное влияние на экономику транснациональных корпораций. В целях достижения наибольших конкурентных преимуществ, глобализация выявляет необходимость обладания крупным капиталом. Стремление к получению этих преимуществ, ведёт к изменению стратегических планов монополистических конкурентов. Появляется всё большее количество компаний, являющихся представителями глобального преимущества. Подобный процесс распространяется повсеместно.Оценивая влияние на участников рынка монополистической конкуренции научно-технического прогресса, необходимо отметить, что такая отрасль, как транспортные услуги характеризуется пониженными стоимостными и временными издержками. Это позволяет увеличивать скорость доставки товаров. Вместе с тем, усложняются технологии и повышается их стоимость. [19, с.37]Таким образом, можно отметить, что в отраслях монополистической конкуренции, современные технологии являются основным источником конкурентных преимуществ, являющихсязалогом эффективности деятельности предприятий. Однако, разработка и внедрение передовых научных технологий – процесс дорогостоящий. Этот фактор способствует объединению участников монополистического рынка. Эволюция продукта производства способствует сокращению жизненного цикла реализуемого товара. Поэтому, для сохранения и наращивания конкурентных преимуществ, предприятиям, осуществляющим свою деятельность в сфере монополистической конкуренции, необходимо проводить разработку инноваций. Этот процесс предполагает дополнительные расходы. Товарооборот многих компаний постоянно увеличивается, разработка инноваций должна происходить соответствующими темпами с учётом всех необходимых сроков. Актуальным и определяющим фактором российской глобализации на монополистическом рынке является информатизация российского общества. В результате чего, например, в сети Интернет, функционирует виртуальный рынок. Реклама сопутствует росту конкуренции, однако с появлением сети Интернет, предприятиям – производителям необходимо осваивать современные технологии.В таких реалиях российской экономики происходит вертикальная интеграция участников рынка монополистической конкуренции. Это означает, что оцениваются не только предприятия – производители, но и поставщики сырья, комплектующих. Наиболее востребованными являются поставщики, принимающие активное участие в инновационных и производственных процессах конкретных компаний.Одним из неценовых факторов российской конкуренции по прежнему остается уровень сервисного обслуживания. Сегодня можно наблюдать при завоевании новых рынков, тенденцию развития функций услуг. Невозможно реализовать дорогостоящий продукт при отсутствии отлаженной системы гарантийного обслуживания. В результате этого фактора на российском рынке появилось немало компаний, реализующих товар с такими преимуществами, как выполнение работ «под ключ», сервис «всё включено», оказание помощи в управлении, специальная подготовка персонала в сфере обслуживания.Бесспорным преимуществом процесса российской глобализации, является использование в финансовой системе метода электронных расчётов. Это ускоряет процесс товарооборота, упрощает возможность выхода компании на международные рынки монополистической конкуренции.Сегодня предприятия российского рынка монополистической конкуренции испытывают немалые трудности. Одной из причин является низкая дифференциация их продукции.Дело в том, что в советскую эпоху для предприятий были установлены единые стандарты и технологии. Ассортимент был крайне узок: в России производилось около десятка разновидностей автомобильного транспорта, небольшое количество разновидностей теле- и радио – аппаратуры и т.д. В силу этого обстоятельства отечественные предприятия оказались неконкурентоспособными перед зарубежными компаньонами.На рынке пореформенной России можно проследить тенденцию важности предоставления компаниями дополнительных услуг. В условиях товарного голода 1991—1992 гг., например, сливочное масло при появлении в продаже было нерасфасованным, либо в случайных упаковках. С насыщением рынка к 1997 г. типичными стали яркиеупаковки из фольги с расфасовкой масла по 200, 250 и 500 г. Производители стремились повысить долю реализации продукции за счёт создания дополнительных удобств.ЗаключениеГоворя о монополистической конкуренции на современном этапе рыночных отношений, необходимо отметить, что компании, работающие на этом рынке, приобретают специфические черты. Например, российский рынок монополистической конкуренции характеризуется процессом всеобщей глобализации.В общей классификации рыночных структур монополистическая конкуренция занимает промежуточное положение между совершенной (чистой) конкуренцией и чистой монополией. Это обусловливает её основные черты, в некоторой степени присущие как совершенной конкуренции, так и монополии. Эти черты отражаются как в определённых условиях её существования, так и в особенностях поведения. Однако, монополистической конкуренции присущи и свои собственные отличительные признаки. К таким, например, можно отнести использование в качестве основных - неценовыеметоды конкуренции.Современный рынок монополистической конкуренции в результате эволюции приобрёл свои специфические особенности:а) некоторые компании, осуществляющие свою деятельность на рынке монопольной конкуренции, способны выпускать сложно воспроизводимые товары. Например, компания имеет патент или лицензию, обеспечивающие ей конкурентные преимущества перед другими участниками рынка. Такие компании – производители способны получать небольшие экономические прибыли даже при работе в долговременном периоде.б) вхождение в отрасль имеет некоторыеограничения. Поскольку продукция дифференцирована, для новых участников рынка возникают значительные финансовые проблемы.в) в результате дифференциации убытки как и прибыль отдельных компаний с точки зрения размещения и доступностимогут быть ниже нормы в течение длительного времени.Список использованных источников и литературы:Абрамишвили Г. Г. «Конкуренция: анализ, стратегия и тактика конкурентной борьбы монополий», Москва, «Экономика», 2011.Авдашева, С. Российские холдинги: новые эмпирические свидетельства //Вопросы экономики. - 2012. - №1. Блинов А.Б., Гришин И.В., Ширяев В.И. Определение емкости рынка в городах и районах субъекта РФ // /Тез. докл. 5-го Всерос. симпозиума — М.: ЦЭМИ РАН, 2014. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. Бочаров Р.В., Тихвинский В.О. Экономическое прогнозирование развития сотовой подвижной связи в регионах России //Электросвязь. — 2011.Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика / Под общей ред. д.э.н., проф. А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2012. Журавлева Г.П. «Экономика: учебник», Москва, «Юрист», 2011.Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2013. Казанцев С.Ю., Фролов И.Э. Состояние и потенциал развития инфокоммуникационного комплекса России //Проблемы прогнозирования. ЮНИТИ – Дана, 2013.Крамин Т.В. К оценке потенциала и структуры спроса на услуги сотовой связи в регионах России // Прогресс, 2014.Криппендорф К. «36 стратегий для победы в эпоху конкуренции», Санкт-Петербург, 2012.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для ВУЗов. - 2-е изд., изм. - М.: Норма, 2012. Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика. - 5-е междунар. изд-е. - М., СПб.: Питер, 2013. Попов Е.В. Миниэкономика — приоритетное направление исследований // Вестник РАН. — 2014.Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория. - М. Эксмо, 2013.Тарануха Ю.В. Микроэкономика. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2013. Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2012. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.:Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2012. Экономическая теория: Учебник./ Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. Курс экономической теории: учебник - 4-е дополненное и переработанное издание - Киров: «АСА», 2011 г. Экономическая теория /Под редакцией А.И. Добрышна, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. 3-е издание. - СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2011. Габиш Г., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. «Микроэкономика. Электронный учебник», Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов http://www.amp.aknet.kg/microeconomics/Информационно-аналитическое агентство «Сотовик». http://www.sotovik.ru.Мобильный форум. http://mforum.ru.Интернет сайт: Ритейлер.РУ 10, Октябрь, 2014. Статья «На чем зарабатывают сотовые ритейлеры?» Ильдара Валеева, gazeta.etatar.ru; http://my-mobile.ru/; http://www.akm.ru/
2. Авдашева, С. Российские холдинги: новые эмпирические свидетельства //Вопросы экономики. - 2012. - №1.
3. Блинов А.Б., Гришин И.В., Ширяев В.И. Определение емкости рынка в городах и районах субъекта РФ // /Тез. докл. 5-го Всерос. симпозиума — М.: ЦЭМИ РАН, 2014.
4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012.
5. Бочаров Р.В., Тихвинский В.О. Экономическое прогнозирование развития сотовой подвижной связи в регионах России //Электросвязь. — 2011.
6. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика / Под общей ред. д.э.н., проф. А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2012.
7. Журавлева Г.П. «Экономика: учебник», Москва, «Юрист», 2011.
8. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2013.
9. Казанцев С.Ю., Фролов И.Э. Состояние и потенциал развития инфокоммуникационного комплекса России //Проблемы прогнозирования. ЮНИТИ – Дана, 2013.
10. Крамин Т.В. К оценке потенциала и структуры спроса на услуги сотовой связи в регионах России // Прогресс, 2014.
11. Криппендорф К. «36 стратегий для победы в эпоху конкуренции», Санкт-Петербург, 2012.
12. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для ВУЗов. - 2-е изд., изм. - М.: Норма, 2012.
13. Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика. - 5-е междунар. изд-е. - М., СПб.: Питер, 2013.
14. Попов Е.В. Миниэкономика — приоритетное направление исследований // Вестник РАН. — 2014.
15. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория. - М. Эксмо, 2013.
16. Тарануха Ю.В. Микроэкономика. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2013.
17. Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2012.
18. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.:Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2012.
19. Экономическая теория: Учебник./ Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой. - М.: Издательство «Экзамен», 2014.
20. Курс экономической теории: учебник - 4-е дополненное и переработанное издание - Киров: «АСА», 2011 г.
21. Экономическая теория /Под редакцией А.И. Добрышна, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. 3-е издание. - СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2011.
22. Габиш Г., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. «Микроэкономика. Электронный учебник», Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов http://www.amp.aknet.kg/microeconomics/
23. Информационно-аналитическое агентство «Сотовик». http://www.sotovik.ru.
24. Мобильный форум. http://mforum.ru.
25. Интернет сайт: Ритейлер.РУ 10, Октябрь, 2014. Статья «На чем зарабатывают сотовые ритейлеры?» Ильдара Валеева, gazeta.etatar.ru; http://my-mobile.ru/; http://www.akm.ru/
Вопрос-ответ:
Чем отличается монополистическая конкуренция от других видов рыночных структур?
Монополистическая конкуренция отличается от других видов рыночных структур, таких как чистая конкуренция, монополия или олигополия, тем, что на рынке действует большое количество фирм, которые производят схожие, но не идентичные товары или услуги. В отличие от чистой конкуренции, каждая фирма в монополистической конкуренции имеет некоторую степень власти над ценой своего продукта. Вместе с тем, монополистическая конкуренция отличается от монополии или олигополии тем, что фирмы на рынке не имеют полного контроля над ценой и сталкиваются с конкуренцией со стороны других фирм.
Как анализируется эффективность монополистической конкуренции?
Анализ эффективности монополистической конкуренции осуществляется с помощью различных индикаторов, таких как размеры прибыли фирм, степень конкуренции на рынке, уровень цен и качество товаров или услуг. Кроме того, важно анализировать эффективность потребления, то есть удовлетворение потребностей покупателей на рынке монополистической конкуренции. Оценка эффективности позволяет выявить преимущества и недостатки данной рыночной структуры и принять меры для повышения ее эффективности.
Какие особенности развития монополистической конкуренции есть в России?
В России особенности развития монополистической конкуренции связаны с особенностями экономической сферы и законодательства. В некоторых отраслях, таких как розничная торговля или сфера услуг, наблюдается высокая конкуренция и большое количество фирм, предлагающих сходные товары и услуги. Однако в других отраслях, особенно в сфере естественных монополий, на рынке может доминировать одна или несколько крупных компаний. В целом, развитие монополистической конкуренции в России зависит от множества факторов, включая экономическую политику, конкурентное право и инфраструктуру.
Каковы особенности развития монополистической конкуренции в России?
Особенности развития монополистической конкуренции в России связаны с формированием рыночного механизма, который определяет взаимодействие между производителями и потребителями. Это включает в себя формирование тарифных планов, развитие сетей и расширение зоны действия компаний.
Какая сущность монополистической конкуренции?
Сущность монополистической конкуренции заключается в том, что на рынке существует большое количество небольших производителей, которые предлагают схожие, но не идентичные товары. Каждый производитель имеет некоторую степень власти над ценами и может воздействовать на спрос на свой товар.
Как анализировать эффективность монополистической конкуренции?
Анализ эффективности монополистической конкуренции может проводиться по различным показателям, таким как уровень цен, степень конкуренции, инновационная активность производителей, уровень потребления товаров и др. Также можно сравнивать эффективность монополистической конкуренции с другими формами конкуренции, такими как чистая конкуренция или монополия.
Как компания оптимизирует тарифные планы в условиях монополистической конкуренции?
Компания следит за развитием отраслевого рынка и реагирует на появление новых конкурентов путем оптимизации своих тарифных планов. Она может предлагать более выгодные условия, снижать стоимость услуг или вводить новые привилегии для своих клиентов с целью удержания и привлечения новых потребителей.
Какие источники и литература использовались при написании статьи о монополистической конкуренции?
Для написания статьи о монополистической конкуренции были использованы различные источники и литература, включая научные статьи, учебники, отчеты и публикации экономических исследований. В списке использованных источников и литературы можно найти подробную информацию о каждом конкретном источнике, который был использован при составлении статьи.
Что такое монополистическая конкуренция?
Монополистическая конкуренция - это форма рыночной структуры, при которой на рынке существует множество независимых фирм, производящих товары, которые считаются близкими, но не абсолютно идентичными. Каждая фирма имеет некоторую степень власти на рынке и может оказывать влияние на цену своего товара. В монополистической конкуренции фирмы также могут применять нетарифные методы дифференциации товара, такие как реклама и брендирование.
Как анализируется эффективность монополистической конкуренции?
Эффективность монополистической конкуренции может быть оценена по нескольким критериям. Один из них - это степень дифференциации товара. Чем больше разнообразие товаров и услуг предлагается на рынке, тем выше степень дифференциации и, соответственно, эффективность конкуренции. Другой критерий - это уровень цен на рынке. Если цены на товары в монополистической конкуренции близки к себестоимости, это говорит о высокой конкуренции и эффективности рынка.