Антропология святости:старообрядчество,сектантство,юродство.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Религиоведение
  • 16 16 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 26.11.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Старообрядчество и сектантство 4
Глава 2. Юродство как феномен 8
Заключение 15
Список литературы 16
Фрагмент для ознакомления

Русская икона и ее величественные и строгие лики учит «поститься глазами». В лице Богоматери с младенцем мы, несомненно, видим неземной союз, а не семейные узы и отношения. Жесты юродивого не смешат, не направлены на то, чтобы растрогать публику, вызвать такие качества, как жалость или иное естественное человеческое чувство, но, напротив, является устремленным к тому, что является свободным от данных чувств, любого психологизма или душевности. Обращенность к людям здесь носит совершенно иной характер, здесь идет обращение к тому, что является причастным духовной жизни. Юродивый не является гуманистом, он не любит людей человеческой любовью, он проявляется нежности, а все отношения переведены в церковное пространство, даже и те, которые являются дорогими для каждого человека – речь идет об отношениях между родителями и детьми, супругами. Юродивый не является ни учителем, ни наставником, ни пастырем, ни пророком. Его действия тесно связаны с его внутренним опытом. Можно говорить о центрированности юродивого Богом, а не зрителем. Жесты юродивого, в первую очередь, представляют собой внешнее проявление актуализации его внутреннего состояния. Эти состояния не обладают внешней целью. Наконец, и саму фигуру юродивого невозможно рассматривать как другого по отношению к остальным, к членам так называемой общины. Появление юродивого возможно только в пространстве. Юродивый является свидетельством самовыворачивания людей, встречи со своей изнанкой, он является объективированным самоисповеданием народа, а потому юродивые будут существовать до того момента, пока люди каются и исповедуются.Юродивый, по Флоренскому, является таким человеком, подсознательное которого, включая сверхсознательное, обладает несравненно более глубоким напластованием по сравнению с сознательным в общей структуре личности. Сознательное занимает меньший объем. Основной конституцией юродивости являются «пробелы сознания или рыхлость сознания».Обычным человеком мир воспринимается посредством обыденного сознания, по этой причине его реакция является вербальной, раздельной, рациональной. Но постижение иного мира происходит, актуализация невозможного становится возможной только в том состоянии, когда сознание является свободным от наслоений обыденности и суетности, когда оно является утонченным и готовым чисто и непосредственно воспринимать.Юродивый рассматривается в качестве мистериальной фигуры.Утонченное, обнаженное сознание юродивого является чувствительным сверхсознательному, к веянию духа. Реакция юродивого на мир, проходя через призму его сознания, проявляется в мире в качестве чего-то нерасчлененного, невнятного, несвязного, иррационального, допредметного. «Рыхлое» сознание является открытым, пассивным, оно не говорит что-то само. Оно является свободным от данности. Оно является эмоциональным, мгновенным.Поведение юродивого – это и есть результат опыта так называемого «рыхлого» сознания. Оно представляет собой актуализацию невозможного, которая в мире объективации обретает символический характер.Таким образом, если юродивый является человеком обратной перспективы, человеком-иконой, то возможно рассматривать юродивого в качестве особого антропологического типа. Для него является характерным доминирование внутреннего опыта над внешним, другой здесь редуцирован, мир сущего распят, юродивый жертвует не своим, а собой, «я» постоянно смещается на периферию, отсутствует внешнее причинение, актуализируется невозможное в пространстве символа, мистерии. Это находит выражение в поведении иконического характера, в периферическом сознании, метафизической наготе, непосредственности, стремлении к безмолвию, смехе над сущим, направленным из трансцендентной перспективы.ЗаключениеВ целом, можно заключить, что русская святость основывается на аскетизме и самопожертвовании. Русские старообрядцы, сектанты и юродивые были склонны к полному отрицанию земных благ, к самоотверженности. Старообрядчество также характеризуется такой чертой, как вера в богоизбранность, в мессианство, в необходимость защиты истинности и чистоты православной веры. Юродство представляет собой совершенно уникальный феномен. Юродивый – это человек обратной перспективы со всеми присущими ему характеристиками, это новый антропологический тип.Были среди христиан такие, которые нарочито вели себя как безумные. Однако маска юродства и безумия скрывала высшую мудрость, просветленность, часто дар прозорливости. А главное, юродивые жили ради Христа, не удовлетворяли свои страсти и низменные желания. Не для того чтобы тешить беса, а чтобы при жизни не получить никакого воздаяния. Даже в виде похвалы. Они были славными подвижниками, которые вдохновлялись пламенной любовью к Богу, добровольно отказывались не только от всех удобств и благ жизни земной, от всех выгод общественной жизни, от самого близкого и кровного родства, даже от разума. Во всех житиях юродивых подчеркивается, что юродивые проводили много времени в молитве за людей, они строго соблюдали посты, часто им приходилось скитаться, они не обладали личной собственностью, отрекаясь от всего земного. В подвиге юродства в высшей мере мы можем видеть проявление идеалов аскетизма и самоотверженности, характерных для русского типа святости.Список литературыБердяев Н.А. Типы религиозной мысли в России.// http://az.lib.ru/d/dobroljubow_a_m/text_0110.shtmlГусейнов А.А. Этос религиозного подвижничества: аскетизм, святость, юродство. [Ресурс локального доступа]Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М., 1996.// http://rumagic.com/ru_zar/sci_philosophy/zenkovskiy/3/ Карташов А.В. Смысл старообрядчества / А.В. Карташов // Церковь. – 1992. - № 2.Прыжов И.Г. История нищенства, кабачества и кликушества на Руси. - М.: Teppa; «Книжная лавка - РТР», 1997. - 240 с.Ростова Н.А. Человек обратной перспективы. Опыт философского осмысления феномена юродства Христа ради». - М.: МГИУ, 2008. Туминская, О. А. Юродивые Новгорода в священном пространстве своего города [Текст] / О. А. Туминская // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2012. - № 146. - С. 137 - 144Флоренский П. Обратная перспектива. У водоразделов мысли. Христианство и культура. - М.: ООО «Издательство АСТ», - Харьков: «Фолио», 2001. - 672 с.Флоренский П. Столп и утверждение истины. - М.: Правда, 1990 .- 490 с.Хирьянова Л.В. Старообрядческая субкультура в современном российском обществе: дисс. Канд. Филос. Наук. – Белгород, 2009.

1. Бердяев Н.А. Типы религиозной мысли в России.// http://az.lib.ru/d/dobroljubow_a_m/text_0110.shtml
2. Гусейнов А.А. Этос религиозного подвижничества: аскетизм, святость, юродство. [Ресурс локального доступа]
3. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М., 1996.// http://rumagic.com/ru_zar/sci_philosophy/zenkovskiy/3/
4. Карташов А.В. Смысл старообрядчества / А.В. Карташов // Церковь. – 1992. - № 2.
5. Прыжов И.Г. История нищенства, кабачества и кликушества на Руси. - М.: Teppa; «Книжная лавка - РТР», 1997. - 240 с.
6. Ростова Н.А. Человек обратной перспективы. Опыт философского осмысления феномена юродства Христа ради». - М.: МГИУ, 2008.
7. Туминская, О. А. Юродивые Новгорода в священном пространстве своего города [Текст] / О. А. Туминская // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2012. - № 146. - С. 137 - 144
8. Флоренский П. Обратная перспектива. У водоразделов мысли. Христианство и культура. - М.: ООО «Издательство АСТ», - Харьков: «Фолио», 2001. - 672 с.
9. Флоренский П. Столп и утверждение истины. - М.: Правда, 1990 .- 490 с.
10. Хирьянова Л.В. Старообрядческая субкультура в современном российском обществе: дисс. Канд. Филос. Наук. – Белгород, 2009.

Вопрос-ответ:

Что изучает антропология святости?

Антропология святости изучает явление святости в различных религиозных и культурных традициях, включая старообрядчество, сектантство и юродство.

Как связано старообрядчество с сектантством?

Старообрядчество и сектантство являются разновидностями православия, которые возникли впоследствии реформы церкви в 17 веке. Основное различие между ними заключается в отношении к изменениям в богослужебной практике и культурным традициям.

Каковы особенности юродства?

Юродство представляет собой феномен, характерный для православной культуры. Юродивые, или "блаженные безумцы", отличаются поведением, несвойственным обычным людям. Они могут проявлять странные жесты и участвовать в необычных действиях, часто направленных на привлечение внимания и вызывающие недоумение или сочувствие у окружающих.

Какие эмоции вызывает русская икона?

Русская икона, своим величественным и строгим лицом, редко вызывает эмоциональные отклики, такие как жалость или сочувствие. Скорее, она призывает поститься глазами, воспринимать изображения Богоматери с младенцем как выражение неземного союза, а не семейных отношений.

Какие цели преследуют жесты юродивых?

Жесты юродивых не имеют целью растрогать публику или вызвать естественные человеческие чувства. Они являются частью их непредсказуемого и эксцентричного поведения, которое направлено на осуществление своего специфического духовного пути. Эти жесты могут быть символическими и иметь сакральное значение в контексте православной веры.

Какие темы рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются темы антропологии святости, старообрядчества, сектантства и юродства.

Что такое старообрядчество?

Старообрядчество - это течение в православии, возникшее в XVII веке, после реформ Патриарха Никона. Оно отличается от церкви православной утверждением древних обрядов и традиций.

Каковы основные черты юродства?

Основные черты юродства - это необычное и непредсказуемое поведение, открытость и эксцентричность в повседневной жизни, а также претензии на святость и пророчество.