«Трудовое воспитание школьников. Педагогические системы И.Н. Ульянова и А.С. Макаренко»
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 31 + 31 источник
- Добавлена 27.11.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СУЩНОСТЬ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 5
1.1 Цель, задачи трудового воспитания. Основные виды детского труда 5
1.2 Педагогические условия организации трудового воспитания 9
Глава 2. КОНЦЕПЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 13
2.1 Трудовое воспитание в педагогической системе И.Н. Ульянова 13
2.2 Трудовое воспитание в педагогической системе А.С. Макаренко 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Во-вторых, особый смысл единства интеллектуального и физического труда А.С. Макаренко видел в его развивающейфункции. Активное включение ребенка втрудовой производственный процесс приводит в движение его сущностные силы. В частности, в значительной степени активизируется умственная деятельность, т. к. приобретение профессиональной квалификации невозможно без глубокого изучения теоретических основ наук, раскрывающих содержательный аспект технологических процессов. В свою очередь, прочные знания являютсяважным средством хозяйственно-трудовойподготовки. Заслуга А.С. Макаренко в том изаключается, что в возглавляемых им коллективах был достигнут высокий уровеньполноты и цельности интеллектуального ипроизводственного труда воспитанников. Благодаря такому подходу каждый коммунарпродолжал дальнейшее обучение не толькоподготовленным студентом, но и мастеромвысокой квалификации. Рассмотрим следующую идею хозяйственно-трудового воспитания А.С. Макаренкоо соединительной, соборной функции труда. Однако прежде обратимся к воззрениям К.Д. Ушинского по данному вопросу. Раскрывая значение трудовой деятельности вформировании нравственности, К.Д. Ушинский подчеркивал, что совместная трудоваядеятельность объединяет и укрепляет семью. В простой крестьянской семье ежедневновозникающая необходимость совместноготруда проводит супругов «через все ссоры идаже пороки и преступления». Труд соединяет обоих, способствуя проявлению взаимногосочувствия, уважения и доброжелательности. Поэтому, «если мы не хотим быть слепыми, то убедимся, что без труда, дельного, серьезного труда, семейное счастье есть не чтоиное, как романтическая химера».А.С. Макаренко не только не оставил безвнимания данную мысль, но и убедительнодоказал огромное значение хозяйственно-трудового воспитания подрастающего поколения в семье, разработал практические рекомендации его организации. Также как иК.Д. Ушинский, он указывал на важностьсовместного трудового усилия между всемичленами семьи, формирующего правильноеотношение человека друг к другу, нравственно-психологический климат, составляющий основу семьи. Такая деятельность становится основой нравственной подготовки идуховного развития человека. Поэтому задачасемьи состоит в том, чтобы была организована правильная подготовка к труду ребенка. Взаимозависимость хозяйственно-трудовоговоспитания и подготовки будущего гражданина, его будущего жизненного уровня, егоблагосостояния вполне очевидна: дети, получившие в семье полноценное хозяйственно-трудовое воспитание, живут счастливее, т. к. владеют практическими умениями и навыками, многое умеют делать. В противоположность этому дети, которые не приобрелив семье никакого трудового опыта, «те и квалификации не могут получить хорошей, ихпостигают различные неудачи». Значимой тенденцией хозяйственно-трудовоговоспитания ребенка в семье А.С. Макаренконазывает положительное отношение родителей к своей профессиональной деятельности. В условиях, когда отец и мать заняты интересной работой, любят ее, увлекаются ею, относятся к ней с пафосом, достигают чувства удовлетворения и радости от полученныхрезультатов, у детей формируется психологическая установка на труд, побуждающаяактивно и с интересом выполнять разнообразные задания. Фундаментальной идеей педагогического наследия А.С. Макаренко является идея овзаимосвязи воспитания, обучения и производственного труда. Идею соединения обучения с производственным трудом выдвигали многие мыслители прошлого. Так, Т. Мори Т. Кампанелла утверждали, что дети должны теоретически и практически изучать трудземледельца и ремесленника, принимать активное участие в труде вместе со взрослыми. Ж.Ж. Руссо отмечал, что участие детей впроизводственном труде необходимо дляумственного и нравственного развития. Р. Оуэн предпринял попытку реализацииданной идеи на практике. В открытом имвоспитательно-образовательном комплексе«Институт формирования характера» быласоздана вечерняя школа для подростков от10-ти до 17-ти лет, которые работали на прядильной фабрике. Однако в условиях существовавшего тогда строя этот эксперимент немог увенчаться успехом. Важность идеи соединения обучения с производственным трудом в развитии личности ребенка отмечал И.Г. Песталоцци. В «Учреждении для бедных», наряду с обучением чтению, письму, арифметике и пению, воспитанники получали общетрудовую подготовку, работая всельском хозяйстве, в прядильной и ткацкоймастерских под руководством квалифицированных ткачей и опытных прях. Однако соединение обучения с трудом здесь было механическим. Трудясь в мастерской, дети одновременно следили за буквами, которыеучитель писал на доске, слушали его рассказ, заучивали наизусть тексты, упражнялись вустном счете и т. д. Н.Г. Чернышевский основную задачу соединения обучения с производственным трудом видел в правильностивыбора той или иной специальности при наличии общего образования и выявленныхнаклонностях и способностях. Огромнейший вклад, бесспорно, в развитие данной идеи внес А.С. Макаренко. Он нетолько детально разработал механизм ее реализации, но и создал уникальную, не имеющую аналога в мире, систему соединениявоспитания и обучения с производственнымтрудом, доказал на практике ее действенность и высокий педагогический эффект. Необходимость производственного труда в школе он объясняет тем, что в результате участия в нем «вырастает настоящий характер человека», только он предоставляетпростор для удовлетворения вкусов и наклонностей. Высокопроизводительный, рентабельный, воспитывающий труд формируетмобильных работников, а также их нравственное здоровье, т. к. ежедневное включениевоспитанников в решение вопросов промфинплана, технологического процесса, снабжения, работы отдельных деталей, приспособлений, рационализации и контроля, норми расценок, штатов и качества персоналаразвивает творческую активность личности, самостоятельность, целеустремленность, создает основу для делового общения в коллективе, совершенствует волю и такие важные черты характера, как дисциплинированность, инициативность, ответственность, точность и исполнительность. Вместе с тем, в условиях серьезногопроизводства, оснащенного эффективнойтехникой, с высокой организацией труда успешно решаются задачи профессиональногосамоопределения подрастающего поколения. Молодые люди приобретают производственный опыт, практические умения и навыки вобласти конкретной специализации, осознанно осуществляют выбор профессии. Приэтом подготовка будущих кадров, по мнениюА.С. Макаренко, должна «равняться не накустарную квалификацию для кустарноймастерской, а на квалификацию современного рабочего в большом производстве с разделением труда и со стандартной продукцией». Ценность производственного труда А.С. Макаренко видит также в развитии хозяйственной позиции по отношению к себе, семье, коллективу, окружающему миру, экономической подготовке подрастающегопоколения, предусматривающей формирование личности, способной ориентироваться вэкономической среде и умеющей целесообразно осуществлять свою деятельность. Все сказанное позволяет сделать вывод отом, что А.С. Макаренко исторически наследовал и творчески развил ряд идей о трудовой подготовке подрастающего поколения, представив в результате истинное знание омеханизме организации данного важнейшегопроцесса и его значении.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодавляющее большинство авторов, формулируя сущность, цель, задачи трудового воспитания, в явном или неявном виде, в целом или частично выделяют в этом процессе три основных компонента: социально-творческий, личностно-развивающий, ценностно-ориентационный. Структура трудового воспитания, выработанная на основе философского анализа и подтвержденная анализом педагогических источников, позволяет говорить о ее объективности.На основе анализа определений понятия «трудовое воспитание», соотнесения его с сущностью понятия «труд», трудовое воспитание представляет собой системный, диалектический процесс, направленный на социальную, нравственную, практическую подготовку к трудовой деятельности, включающий социально-творческий, личностно-развивающий, ценностно-ориентационный компоненты.Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности.Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью.К трудовому воспитанию, как к основе образовательного процесса склонялись выдающиеся отечественные педагоги. Важнейшим фактором воспитания в педагогической системе А.С. Макаренко является труд. В своих «Лекциях о воспитании детей» он говорил: «Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой жизни и культуры… В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». Он считал, что трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека – это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния. Макаренко А.С. отмечал, что «различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течении его жизни, и в особенности в молодости». Справедливо замечено педагогом то, что «неправильно думать, что в трудовом воспитании развиваются только мускулы или внешние качества – зрение, осязание, развиваются пальцы и т.д. Физическое развитие в труде, конечно, тоже имеет большое значение, являясь важным и совершенно необходимым элементом физической культуры. Но главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии человека. Это духовное развитие и должно составить главную особенность человека».О значении труда в жизни человека, о важности сочетания интеллектуального и физического труда в учебно-воспитательной деятельности писали и другие выдающиеся деятели русской педагогической науки.И.Н.Ульянов был педагогом-новатором, истинным творцом, искателем лучших педагогических идей, создателем новых нетрадиционных ценностей, которые вошли в сокровищницу педагогической науки и практики России. Его педагогическая концепция сложилась в результате многолетней школьной практики, обобщения опыта сотен рядовых педагогов, систематического наблюдения и обобщения их результатов деятельности в многонациональном крае.Сегодня трудовое воспитание подрастающего поколения затруднено отсутствием у определенного контингента его представителей устойчивой мотивации к труду. Ощущается дефицит систематической, грамотной пропаганды квалифицированного труда представителей рабочих профессий.Современная школа призвана сохранять и развивать многообразие содержания и форм воспитательной деятельности в общеобразовательном учреждении, формировать ценностно-идеологическую общность участников образовательного процесса, основанную на гармоничном сочетании человеческих ценностей и нравственных ориентиров характерных для российской культуры.СПИСОКЛИТЕРАТУРЫАтутов П. Р., Бабкин Н. И., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основами наук. – М.: Просвещение, 1983. Атутов П. Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. – М.: Просвещение, 1985.Васильев Ю. К. Экономическое образование н воспитание учащихся. – М.: Педагогика, 1983. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству. – М.: Просвещение, 1982. Дмитриев Ю.А. Подготовка учителя к трудовому воспитанию младших школьников: 13.00.08. Дис…докт. пед. наук. М., 2003.достоинства. М.: Академия. 2004.Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. [Текст] / Ф.И. Иващенко. М.: Просвещение, 1987.Кадыров С. Профессиональная ориентация школьников. Душанбе: Сино, 1997. Кондаков А.И. Директор народных училищ И. Н. Ульянов. 2-е изд. М.: Просвещение, 1964.Котельникова Г. Н. Формирование интереса к трудовой деятельности у младших школьников в процессе выполнения профессиональных проб: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1996. Майрансаева З.К. Т рудовое воспитание и реформы образования в конце XX — начале XXI вв. // Вестник Новгородского государственного университета. 2007. №2.Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. М., 1983. Т. 1. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. М., 1984. Т. 4. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М. 2004.Модернизация российского образования: Документы и материалы / Ред.-сост. Э.Д.Днепров. М.: ГУ ВШЭ, 2002.Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование: проблемы качества и научно-методического обеспечения. – Казань: Магариф, 2005.Никитин, Г. А. Эстетические аспекты трудового обучения в системе работы школ И.Я. Яковлева // Вестн. ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 1998. № 2 (3). Николаев В.А. Истоки русской народной педагогики. [Текст] / В.А. Николаев / МПГУ, ОГУ. М. — Орел, 1997.Носкова О.Г. Психология труда. / под ред. Е.А. Климова. – М. Академия. 2004.Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения: в 3 т. М., 1961. Т. 2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческогоРешетова З. А. Психологические основы профессионального обучения / З.А. Решетова. – М., 1985.Сергеев Т. С. Научно-педагогическое наследие И.Н. Ульянова и современность. М. :Изд-во МГГу им. М. А. Шолохова, 2009. Систематический сборник постановлений симбирского губернского земского собрания. Симбирск, 1901.Трофимов Ж. А. И.Н. Ульянов и Московская политехническая выставка 1882 года // Вестн. ленинского мемориала. Ульяновск, 2006. вып. 8. Ульянов И.Н. Избранное : статьи, документы, материалы / сост. А.Л. Карамышев. Cаратов :Приволж. кн. изд-во, 1983. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М., 1974. Т. 1.Чебышева В. В. Психология трудового обучения / В.В. Чебышева. – М., 1969. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1950. Чернышенко И. Д. Трудовое воспитание школьников. М., 1981. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М.А. Чошанов. – М.: Народное образование, 1996.
1. Атутов П. Р., Бабкин Н. И., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основами наук. – М.: Просвещение, 1983.
2. Атутов П. Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. – М.: Просвещение, 1985.
3. Васильев Ю. К. Экономическое образование н воспитание учащихся. – М.: Педагогика, 1983.
4. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству. – М.: Просвещение, 1982.
5. Дмитриев Ю.А. Подготовка учителя к трудовому воспитанию младших школьников: 13.00.08. Дис…докт. пед. наук. М., 2003.
6. достоинства. М.: Академия. 2004.
7. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. [Текст] / Ф.И. Иващенко. М.: Просвещение, 1987.
8. Кадыров С. Профессиональная ориентация школьников. Душанбе: Сино, 1997.
9. Кондаков А.И. Директор народных училищ И. Н. Ульянов. 2-е изд. М.: Просвещение, 1964.
10. Котельникова Г. Н. Формирование интереса к трудовой деятельности у младших школьников в процессе выполнения профессиональных проб: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1996.
11. Майрансаева З.К. Т рудовое воспитание и реформы образования в конце XX — начале XXI вв. // Вестник Новгородского государственного университета. 2007. №2.
12. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. М., 1983. Т. 1.
13. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. М., 1984. Т. 4.
14. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М. 2004.
15. Модернизация российского образования: Документы и материалы / Ред.-сост. Э.Д.Днепров. М.: ГУ ВШЭ, 2002.
16. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование: проблемы качества и научно-методического обеспечения. – Казань: Магариф, 2005.
17. Никитин, Г. А. Эстетические аспекты трудового обучения в системе работы школ И.Я. Яковлева // Вестн. ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 1998. № 2 (3).
18. Николаев В.А. Истоки русской народной педагогики. [Текст] / В.А. Николаев / МПГУ, ОГУ. М. — Орел, 1997.
19. Носкова О.Г. Психология труда. / под ред. Е.А. Климова. – М. Академия. 2004.
20. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения: в 3 т. М., 1961. Т. 2.
21. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого
22. Решетова З. А. Психологические основы профессионального обучения / З.А. Решетова. – М., 1985.
23. Сергеев Т. С. Научно-педагогическое наследие И.Н. Ульянова и современность. М. : Изд-во МГГу им. М. А. Шолохова, 2009.
24. Систематический сборник постановлений симбирского губернского земского собрания. Симбирск, 1901.
25. Трофимов Ж. А. И.Н. Ульянов и Московская политехническая выставка 1882 года // Вестн. ленинского мемориала. Ульяновск, 2006. вып. 8.
26. Ульянов И.Н. Избранное : статьи, документы, материалы / сост. А.Л. Карамышев. Cаратов : Приволж. кн. изд-во, 1983.
27. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М., 1974. Т. 1.
28. Чебышева В. В. Психология трудового обучения / В.В. Чебышева. – М., 1969.
29. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1950.
30. Чернышенко И. Д. Трудовое воспитание школьников. М., 1981.
31. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М.А. Чошанов. – М.: Народное образование, 1996.
Вопрос-ответ:
Какая цель и задачи трудового воспитания?
Целью трудового воспитания является формирование у школьников готовности и способности к труду, развитие трудовых навыков и умений. Основными задачами трудового воспитания являются: воспитание ответственного отношения к труду, развитие самостоятельности и трудолюбия, формирование трудовых навыков, развитие творческих способностей.
Какие виды детского труда существуют?
Основными видами детского труда являются учебно-продуктивный труд, домашний труд, социально-практический труд и самостоятельный труд. Учебно-продуктивный труд осуществляется в рамках учебного процесса и направлен на получение знаний и умений. Домашний труд включает выполнение различных обязанностей в семье и помощь родителям. Социально-практический труд связан с оказанием помощи обществу, например, участие в благотворительности. Самостоятельный труд позволяет школьникам проявить свою самостоятельность и творческие способности.
Какие педагогические условия необходимы для организации трудового воспитания?
Для организации трудового воспитания необходимы следующие педагогические условия: создание ситуаций труда, активизация учебной работы, организация коллективной деятельности, педагогическое сопровождение и поддержка, обеспечение материально-технической базы.
Какую роль играет трудовое воспитание в педагогической системе И.Н. Ульянова?
В педагогической системе И.Н. Ульянова трудовое воспитание играет важнейшую роль. Оно является основой для развития всех сторон личности ребенка. Трудовое воспитание направлено на формирование у ребенка ответственного отношения к труду, развитие самостоятельности, творческого мышления и умений. Для этого используются различные формы работы, включая игровую и практическую деятельность.
Какова цель и задачи трудового воспитания?
Целью трудового воспитания является формирование у школьников устойчивого интереса к труду и развитие их трудовых навыков и умений. Задачи трудового воспитания включают в себя организацию деятельности ребят на участке учебно-профильного труда, формирование ответственного отношения к работе, развитие коллективного трудового умения и культуры труда.
Какие виды детского труда существуют?
Основные виды детского труда: учебно-профильный труд, который выполняется в рамках учебного плана и программы, хозяйственно-бытовой труд, направленный на обслуживание школьного учреждения, домашний труд, выполняемый в условиях семьи, и социальный труд, ориентированный на оказание помощи и поддержку окружающим.
Какие педагогические условия необходимы для организации трудового воспитания?
Для организации трудового воспитания необходимо создание благоприятной педагогической атмосферы, формирование учебных планов и программ, предусматривающих трудовую деятельность, наличие квалифицированных и опытных педагогов, которые будут руководить этим процессом, а также организация взаимодействия школы с родителями и общественностью.
Каковы особенности трудового воспитания в педагогических системах И.Н. Ульянова и А.С. Макаренко?
Особенностью трудового воспитания в педагогической системе И.Н. Ульянова является акцент на развитие трудовых навыков и умений через реальную практическую деятельность, а также использование коллективно-групповых форм организации труда. В педагогической системе А.С. Макаренко основной особенностью является активное использование коллективно-командной формы участия школьников в трудовой деятельности, формирование в них чувства солидарности и ответственности перед коллективом.