Развитие речи старших дошкольников в процессе художественно- продуктивных видов деятельности
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 39 + 39 источников
- Добавлена 07.01.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Специфика развития речи старших дошкольников 5
1.1. Развитие речи старших дошкольников 5
1.2. Художественно-продуктивные виды деятельности как средство развития речи дошкольников 10
Глава 2. Констатирующий эксперимент 14
2.1. Цели, задачи и методы исследования 14
2.2. Анализ полученных результатов 16
Глава 3. Формирующий эксперимент 21
3.1. Развитие речи дошкольников 21
3.2. Анализ результатов исследования 26
Заключение 29
Список литературы 31
Для примера разберем две речи детей Артема Р., Ксюши С., участвующих в нашем исследовании и описавших свои рисунки.В рисунке Артема Р. форма деревьев, солнца, облаков переданы точно, композиция рисунка уравновешена. Цветовое решение соответствует окружающей действительности. Листва деревьев передана желтой краской. Но, взглянув на рисунок, видим, что мальчик изобразил середину осени, то есть для передачи особенностей времени года желтая краска использовалась не яркая, а приглушенного тона. Облака изображены темно-синие, в середине с сине-белыми бликами - «тяжелые» осенние облака.Артем Р. «На моем рисунке нарисована осень. Деревья желтые и много, много листьев на земле. Скамейка в парке мокрая, поэтому я нарисовал ее темно-синей краской. Также я нарисовал яркое солнышко, чтобы листочком не грустно было лежать на мокрой земле. Осень я не люблю, потому, что часто идут дожди». Очевидно, что описание рисунка несколько упрощено, реализуется как перечисление объектов, что говорит о недостаточном развитии речи. В рисунке Ксюши С. форма, пропорций изображаемых предметов переданы. Цветовая гамма соответствует действительности, композиция уравновешена.Ксюша С. «Я нарисовала осенний парк. Большие желтые деревья, девочка гуляет по парку и собирает листья. Вверху нарисовала птиц, они улетают, где тепло. Но осенью тоже хорошо потому что желтые деревья, можно бегать и шуршать листьями. Они шуршат как бумага, это мы делали, когда учились показывать веселое, шаловливое(слово вспомнила при помощи педагога) лицо».Использование принципа передачи и усвоения научно-обоснованных знаний во взаимосвязи изобразительной деятельности и развития речи помогает старшим с трудностями общении овладеть знаниями о видах искусства, о способах передачи изображения, расширить границы своего миропонимания. То есть в процессе обучения дошкольники с трудностями в общении получают технические умения, навыки, обеспечивающие создание изображения; знакомятся с изобразительными и речевыми выразительными средствами: ритмом, формой, цветом, композицией, а также приобретают умения коллективно планировать и осуществлять деятельность, овладевают способами анализа продуктов изображения и речи. Поэтому, чем теснее связь между содержанием художественного произведения и жизненным опытом дошкольников, тем эмоциональнее их восприятие и больше возможностей для развития экспрессионного общения. Обогащение рисунка старшего дошкольника вырастает из воображения, установления внутренней связи между предметами,доступными пониманию ребенка и встречающимся в его социальном окружении. Удовлетворение в изобразительной деятельности основано не только на наслаждении от выполненной работы, а на признании работы в глазах значимых людей.Воспроизведение эмоционально значимых для ребенка ситуаций, деятельности эмоционально значимых взрослых постепенно приведет к усложнению детского рисунка и детской речи, а сам ребенок будет вовлекаться в модель социальных отношений посредством игровой деятельности. Преобразование содержательной стороны деятельности должно привести к усложнению речи детей и станет следствием развития на основе сложившихся интересов. Таким образом: для детей экспериментальной группы сохраняет свое значение необходимое условие развития и коррекции речи, психических процессов и личности в целом, однако становится возможной только при специально организованном обучении.Работу по формированию речи необходимо строить в соответствии с общедидактическими принципами (концентрированность, центричность, тематическая ориентация). Художественно-продуктивные виды деятельности, которые будут использоваться детьми, должны находиться в свободном доступе не постоянно, а до той поры, пока к ним будет сохраняться стойкий интерес. Как только интерес утрачивается, тема должны быть сменена. Постепенно можно будет прийти к ситуации, когда подготовка будет занимать минимальное время (а ведь именно она, как мы выяснили, занимает большую часть игры). Воспроизведение эмоционально значимых для ребенка ситуаций, деятельности эмоционально значимых взрослых постепенно приведет к усложнению детской игры, а сам ребенок будет вовлекаться в модель социальных отношений посредством игры. Преобразование содержательной стороны деятельности должно привести к усложнению структуры игровых объединений и станет следствием развития диадических объединений детей на основе сложившихся интересов. 3.2. Анализ результатов исследованияПроанализировав данные, в конце исследования мы пришли к выводу, что показатели речи детей после проведенной работы существенно улучшились. Были реализованы те же методики, что и на начальном этапе исследования. Естественно, больших результатов за месяц достичь достаточно сложно, но в целом показатели были достаточно благоприятные.Показатели по методике произвольного рисунка (теперь тема была дана произвольно) представлена в Таблице 4. Таблица 4.Показатели уровня развития воображения по произвольному рисункуИспытуемыеКритерии Взаимодействие со взрослымОтношение к рисункуИнтерес к рисункам Выбор цветов Уровень А12311Очень низкийА21332НизкийА31222НизкийА42134СреднийА52044СреднийА61144СреднийА72222Низкий А82044Средний А91222НизкийА101222НизкийНа основании проведенного контрольного эксперимента становится очевидным, что показатели развития речи существенно отличаются. Большинство детей, имеющих ранее низкий уровень развития речи получили средние показатели, что говорит об общем улучшении речевых навыков детей. Впрочем, приходится принимать тот факт, что есть два ребенка, которые получили низкий уровень развития. Во втором случае, очевидно, это связано с какими-то внешними показателями. Различие по данной методике можно наблюдать в процентном отношении на рис. 3рис. 3. количественная характеристики по методике произвольного рисункаВторой методикой вновь стала методика лепки на свободную тему Результаты ее представлены в Таблице 6. Таблица 6.Показатели уровня развития воображения по дополнению геометрической фигурыИспытуемыеКритерии Взаимодействие со взрослымОтношение к рисункуИнтерес к рисункам Выбор цветов Уровень А11133Низкий А23134среднийА31234среднийА41143среднийА51133высокийА61133высокийА71124высокийА81134высокийА91133высокийА101133Низкий Таким образом, контрольный эксперимент обнаружил улучшение показателей по развитию речи детей. Это подтвердило тот факт, что при правильно организованных занятиях и планомерной работе можно достичь коррекции речи у детей. ЗаключениеАнализ литературных источников по проблеме развития речи у дошкольников показал что, что эта тема актуальна и значима в настоящее время. Проблема развития речи по праву может считаться одной из самых актуальных как в логопедии, так и в дошкольной педагогике. Развитие речинеобходимо потому, что оно лежит в основе умственных качеств личности, что проявляется впоследствии в развитии ее инициативности и самостоятельности суждений. Лепка и рисование для детей, имеет свое значение не только как деятельность развлекательная, но и как деятельность развивающая, в которой реализовываются различные знания, мыслительные операции, а также практические умственные действия, которые необходимо освоить детям. Художественно-продуктивная деятельность детей, в большинстве своем отражательная, это не только средство развлечения, но и средство актуализации знаний об окружающем мире, средство развития ребенка. В процессе этих игр происходит развитие знаний ребенка. Работу по формированию коммуникации в ней необходимо строить в соответствии с общедидактическими принципами (концентрированность, центричность, тематическая ориентация). В данной работе мы опирались на положения Н. С. Жуковой и Е. А. Стребелевой. Развитие речи детей лучше всего осуществлять посредством обращения к описанию лепки и рисования. Организация должна сводиться к планированию деятельности, распределению ролей, использовании игровой атрибутики. Педагог в сюжетно-ролевой игре выполняет регуляторную функцию.Таким образом, обучение ребенка художественно-продуктивным видам деятельности становится возможным только при условии систематической и целенаправленной коррекционно-логопедической работы, которая также должна способствовать расширению кругозора детей, обогащению их чувственного опыта, активизации мыслительной деятельности и развитию речи в целом.Список литературыАндреев О. А., Хромов Л.Н. Учитесь быть внимательными. - М., 1996. Богословский В.В., Ковалев А.Г., Степанова А.А. Общая психология. -М., 1981. Венгер Л, Мухина В.С. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте / Дошкольное воспитание. 1974. № 12. – с.12-16.Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики – СПб, 2005.Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. – М,: Просвещение. 1976. Выготский Л.С Мышление и речь// Собр. соч. в 6 т.- М., 1981.- Т.2.Выготский Л.С. История развития высших психологических функций // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. Т. 3. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Докл. Апн РСФСР. 1958. № 3. -С.33-38.Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т.1. – М., 1993. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С .Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: изд-во Моск. Ун-та, 1974. – 101 с.Гаркуша Ю.Ф. Опыт развития внимания у детей с дизартрией. //Дефектология. - М., 1983.- № 4.Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание. М. – 1972. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.- ЛГУ, 1988.Григорьева Л.П. Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями // Дефектология. – 2002. - № 1. – С.3-14Добрынин Н. Ф. Деятельность и внимание // Проблемы деятельности в советской психологии. Тезисы докл. к 5-му Всесоюзному съезду общества психологов. Ч. 1. М., 1977. – с. 93 – 137.Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания // Вопросы психологии. 1975 . № 2. С. 68-80.Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребёнка: Психофизиологические основы детской валеологии. – М.: Владос, 2000. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Владос, 2008.Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания.-М., 1974.Киселева В. А. Комплексное исследование детей со стертой дизартрией / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 3. - С.39-50.Козырева Л. М. Как стать внимательным. – М., 2002 Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет.– М., 1996. Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием ребёнка. – М., 1980 Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975.Московкина А. Г., Анисимова И. В. Как помочь ребёнку с нарушениями внимания // Дефектология. - 2000. - № 1. - С. 61-63МухинаВ.С. Возрастная психология. – М., 1997.Немов Р.С. Психология.- М.,1994.Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. -М.,2004.ПетровскийА.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 2000. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. – М.: 1976 . Рожкова Л.А. Особенности зрительного внимания детей с различной речевой патологией. Консультация по специальной психологии и коррекционной педагогике - М., 2000.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. - Ярославль, 2000.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1997.Цветкова Л.С. Методики нейропсихологической диагностики детей. - М., 2001. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей – Ярославль, 1997.Чупров Л.Ф. Особенности внимания и познавательной деятельности дошкольников. Дефектология, №6. – М., 1987.Эльконин Д.Б. Детская психология: Развитие ребёнка от рождения до семи лет. – М., 1960.
1. Андреев О. А., Хромов Л.Н. Учитесь быть внимательными. - М., 1996.
2. Богословский В.В., Ковалев А.Г., Степанова А.А. Общая психология. -М., 1981.
3. Венгер Л, Мухина В.С. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте / Дошкольное воспитание. 1974. № 12. – с.12-16.
4. Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики – СПб, 2005.
5. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. – М,: Просвещение. 1976.
6. Выготский Л.С Мышление и речь// Собр. соч. в 6 т.- М., 1981.- Т.2.
7. Выготский Л.С. История развития высших психологических функций // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. Т. 3.
8. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Докл. Апн РСФСР. 1958. № 3. -С.33-38.
9. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т.1. – М., 1993.
10. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С .Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: изд-во Моск. Ун-та, 1974. – 101 с.
11. Гаркуша Ю.Ф. Опыт развития внимания у детей с дизартрией. //Дефектология. - М., 1983.- № 4.
12. Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание. М. – 1972.
13. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.- ЛГУ, 1988.
14. Григорьева Л.П. Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями // Дефектология. – 2002. - № 1. – С.3-14
15. Добрынин Н. Ф. Деятельность и внимание // Проблемы деятельности в советской психологии. Тезисы докл. к 5-му Всесоюзному съезду общества психологов. Ч. 1. М., 1977. – с. 93 – 137.
16. Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания // Вопросы психологии. 1975 . № 2. С. 68-80.
17. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребёнка: Психофизиологические основы детской валеологии. – М.: Владос, 2000.
18. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Владос, 2008.
19. Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания.-М., 1974.
20. Киселева В. А. Комплексное исследование детей со стертой дизартрией / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 3. - С.39-50.
21. Козырева Л. М. Как стать внимательным. – М., 2002
22. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет.– М., 1996.
23. Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием ребёнка. – М., 1980
24. Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975.
25. Московкина А. Г., Анисимова И. В. Как помочь ребёнку с нарушениями внимания // Дефектология. - 2000. - № 1. - С. 61-63
26. МухинаВ.С. Возрастная психология. – М., 1997.
27. Немов Р.С. Психология.- М.,1994.
28. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. -М.,2004.
29. ПетровскийА.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 2000.
30. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977
31. Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. – М.: 1976 .
32. Рожкова Л.А. Особенности зрительного внимания детей с различной речевой патологией. Консультация по специальной психологии и коррекционной педагогике - М., 2000.
33. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999.
34. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. - Ярославль, 2000.
35. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1997.
36. Цветкова Л.С. Методики нейропсихологической диагностики детей. - М., 2001.
37. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей – Ярославль, 1997.
38. Чупров Л.Ф. Особенности внимания и познавательной деятельности дошкольников. Дефектология, №6. – М., 1987.
39. Эльконин Д.Б. Детская психология: Развитие ребёнка от рождения до семи лет. – М., 1960.
Вопрос-ответ:
Как можно развивать речь старших дошкольников?
Речь старших дошкольников можно развивать, используя художественно продуктивные виды деятельности. Они помогают детям расширять словарный запас, улучшать грамматическую структуру предложений, развивать навыки артикуляции и эмоциональной выразительности.
Какие цели и задачи были ставлены в констатирующем эксперименте?
В констатирующем эксперименте были поставлены следующие цели и задачи: определить уровень развития речи старших дошкольников, выявить основные проблемы их речевого развития, анализировать результаты и сделать выводы о необходимости использования художественно продуктивных видов деятельности в процессе обучения.
Какие результаты были получены в ходе констатирующего эксперимента?
В ходе констатирующего эксперимента были получены следующие результаты: уровень развития речи старших дошкольников варьировался, наблюдались проблемы в словарном запасе и грамматической структуре предложений, а также в навыках артикуляции и эмоциональной выразительности. Эти результаты подтверждают необходимость использования художественно продуктивных видов деятельности для развития речи дошкольников.
Какие виды деятельности могут быть использованы для развития речи старших дошкольников?
Для развития речи старших дошкольников можно использовать такие художественно продуктивные виды деятельности, как театральная игра, художественное чтение, рисование и моделирование, пение и музыкальные занятия. Эти виды деятельности способствуют развитию речевых навыков, артикуляции, лексического и грамматического богатства, а также эмоциональной выразительности.
Какие результаты были получены в ходе формирующего эксперимента?
В ходе формирующего эксперимента были получены следующие результаты: использование художественно продуктивных видов деятельности в процессе обучения старших дошкольников привело к улучшению их речи. Дети стали более грамотными, уверенными в себе, расширили свой словарный запас, улучшили грамматическую структуру предложений и развили навыки артикуляции и эмоциональной выразительности.
Какие виды деятельности способствуют развитию речи у старших дошкольников?
Художественно продуктивные виды деятельности, такие как театральная игра, рисование, лепка, сказочное путешествие и другие, способствуют развитию речи у старших дошкольников. В процессе этих видов деятельности ребенок активно использует свою речь, учится выражать свои мысли и чувства, сочинять и рассказывать истории, общаться с другими детьми и взрослыми. Все это способствует развитию лексического запаса, грамматических навыков, умения связно и понятно говорить.
Чем отличается констатирующий эксперимент от формирующего эксперимента?
Констатирующий эксперимент направлен на сбор и анализ первичных данных, которые позволяют установить начальный уровень развития речи старших дошкольников и определить задачи исследования. В результате констатирующего эксперимента можно получить информацию о среднем уровне развития речи детей, выявить их основные проблемы и трудности, а также оценить эффективность методов и приемов, используемых в работе с детьми. Формирующий эксперимент, в свою очередь, направлен на разработку и проверку методик и приемов работы, которые помогут детям развивать речь. В результате формирующего эксперимента можно определить, какие методики и приемы наиболее эффективны для развития различных аспектов речи старших дошкольников.
Какие результаты были получены в ходе анализа развития речи дошкольников?
В ходе анализа были получены следующие результаты: развитие речи старших дошкольников происходит неравномерно, у некоторых детей наблюдаются определенные проблемы и трудности; дети имеют разный уровень лексического запаса, грамматических навыков и умения использовать свою речь для выражения мыслей и чувств; взаимодействие с взрослыми и сверстниками играет важную роль в развитии речи детей; использование художественно продуктивных видов деятельности способствует развитию речи старших дошкольников.