Формирование положительной учебной мотивации у младших школьников с трудностями образования на уроках технологии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 21 21 страница
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 03.03.2011
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1.Мотивы учебной деятельности школьников
2.Трудности в обучении младших школьников и характеристика трудностей
3.Педагогические условия формирования мотивации у младших школьников с трудностями образования на уроках технологии
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Фрагмент для ознакомления

В каждой избирается командир, команды играют в какую-либо игру по содержанию и теме урока.
Чтобы научить детей групповой работе, желательно проводить её в определённой последовательности. Сначала идёт обучение работе в парах, организуется взаимоопрос. Возможна также работа с карточками по проверке дат, событий (по истории). Обучение продолжается при организации работы с текстом: составление плана текста, опорных схем, аннотаций и т. д.
После парной работы можно перейти к обучению работе в малых группах. Прежде всего, необходимо уяснение детьми принципа: результат работы группы зависит от результата работы и ответственности каждого из участников.
В малой группе проходит обучение принципам работы: например, через активизацию внимания группы на сам процесс работы. В ходе беседы учитель выясняет с детьми: как получилось, что в группе работали не все? Каковы преимущества и недостатки групповой работы? Что нужно изменить в работе группы, чтобы каждый участник вносил свой вклад в общий результат? Давайте выполним работу ещё раз, но по-другому; каждый ли участник сейчас работает? Достигнут ли положительный результат?
При выборе заданий для обучения детей взаимодействию и сотрудничеству необходимо придерживаться следующих требований:
1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один. Целесообразно использовать:
задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей (выполнению этой задачи весьма способствует обмен мнениями между несколькими людьми);
задания, требующие принятия решений непосредственно касающихся будущей деятельности данной группы.
2. Содержание работы должно быть интересно детям.
3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.
4. Задания должны способствовать возникновению разных мнений и являться основой для обсуждения. Другими словами, задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.
5. Материал по своей структуре должен быть таким, чтобы его можно было разделить на относительно самостоятельные единицы, над которыми смогут работать разные группы или отдельные учащиеся в рамках одной группы. Важно, чтобы каждая группа восприняла взаимосвязь своего задания с заданиями остальных групп и всего класса. Это легче уловить при повторении пройденного материала.
В Приложении представлен пример конспекта урока.
Заключение
В психологии общепризнанным является отсутствие единой классификации мотивов учебной деятельности. Но множество классификаций базируется на выделении внешних и внутренних мотивов. Внешние связаны с взаимоотношением ребёнка с окружающей средой, их ещё называют социальными мотивами (сюда входят: ориентация учащегося на оценку и другие формы поощрения и наказания, престижно-лидерские моменты); внутренние – связаны с самим процессом учения, их можно назвать познавательными (непосредственная заинтересованность учащегося в реализации процесса и достижении результата учения). Поскольку учебная деятельность полимотивирована, в ней присутствуют и внутренние и внешние мотивы, но с точки зрения эффективности учебной деятельности, необходимо опираться прежде всего на внутренние мотивы. Но нельзя вообще устранять внешние мотивы из структуры деятельности. Да это и невозможно, так как пришлось бы полностью изолировать процесс обучения от всей окружающей жизни; к тому же это не нужно, так как объекты и условия, соответствующие этим мотивам, в принципе, должны играть свою полезную связующую роль между учебным процессом и окружающей действительностью. Однако необходимо, чтобы предметная структура учебной деятельности стремилась к своему естественному внутреннему, личностно развивающему виду.
Для формирования мотивов учебной деятельности существуют следующие методы: словесные, наглядные и практические, репродуктивные и поисковые, индуктивные и дедуктивные, методы самостоятельной учебной работы или работы под руководством учителя. Для детей, с трудностями в образовании на уроках технологии для формирования мотивации можно использовать нетрадиционные уроки, в частности, метод проектной деятельности.
Список использованной литературы
Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. – М.: АПН - 1959 – 346с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс,1997. – 480с.
Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников. // Воспитание школьников, 2003 г., №8, с. 34-36
Семаго Н. Уровни аффективной регуляции. // Школьный психолог, 2002., №47
Семаго Н. Флейта или хлыст? Мотивация в коррекционно-развивающей работе психолога. // Школьный психолог, 2004 г., №12, с. 12-13
Степанова М. Во власти познания. // Школьный психолог, 2004 г., №12
Степанова М. Замкнутый круг мотивации. // Школьный психолог, 2000 г., №9
Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. С.163-171.
Приложение
Приложение 2
Тема: « Работа с бумагой и картоном ».
Объект труда: Аппликация « Зимние узоры ».
Цели урока:
1. Закрепить умение изготовлять изделия по шаблону , повторить правила скрепления деталей с помощью клея и правила техники безопасности при работе с ножницами . Учить детей планировать свою работу и самостоятельно изготовлять изделие .
2. Развивать творческие способности детей. Работать над развитием моторики руки .
3. Воспитывать аккуратность, трудолюбие .
Материалы: картон, цветная бумага, альбомный лист, клей.
Инструменты и приспособления: шаблоны, ножницы, карандаш.
Оборудование: образец изделия, карточки с планом изготовления изделия, зимние иллюстрации, аудио запись романса Свиридова к повести Пушкина «Метель ».
Содержание урока:
Орг. Момент.
Проверка готовности детей к уроку.
Организация рабочих мест.
Вступительная беседа.
- Какое сейчас время года? ( Зима.)
- Какие признаки наступления зимы мы наблюдаем?
- Отгадайте загадку:
Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.
( Мороз.)
- Как появляются узоры на окнах?
3. Вводный инструктаж .
1) Демонстрация образца изделия.
2) Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами.
- При изготовлении изделия нам понадобятся ножницы.
Сейчас мы вспомним, как правильно работать с ножницами, чтобы не нанести травму себе и соседу. Я буду вырезать из бумаги круг. Если вы заметите, что я что-то делаю не так, поднимите руку и скажите, в чем я ошиблась.
Повторение правил работы с клеем.
Обращаю внимание на аккуратность при изготовлении изделия. При склеивании пользуемся тряпочкой и листом притира .
Составление плана изготовления изделия.
Складывание альбомного листа.
- Какой рисунок? ( Симметричный.) Дается понятие о симметрии.
Разметка по шаблону.
Вырезание. ( Объясняю, что изделие вырезается вдвойне).
Скрепление деталей клеем.
4.Практическая работа.
Самостоятельное изготовление изделия.
Звучит запись романса Свиридова « Метель ».
5. Уборка рабочих мест.
6. Анализ и оценка работ учащихся .
7. Подведение итогов.
8. Инструктаж по домашней работе.
Предлагаю придумать и изготовить свой узор.


Семаго Н. Уровни аффективной регуляции. // «Школьный психолог», 2002., №47
Семаго Н. Флейта или хлыст? Мотивация в коррекционно-развивающей работе психолога. // Школьный психолог, 2004 г., №12, с. 12-13
Семаго Н. Флейта или хлыст? Мотивация в коррекционно-развивающей работе психолога. // Школьный психолог, 2004 г., №12, с. 14
Степанова М. Замкнутый круг мотивации. // «Школьный психолог», 2000 г., №9
Степанова М. Во власти познания. // «Школьный психолог», 2004 г., №12
Степанова М. Замкнутый круг мотивации. // «Школьный психолог», 2000 г., №9
Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников. // «Воспитание школьников», 2003 г., №8, с. 34-36
Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс,1997.-480с.
Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе.- М.: АПН - 1959 - 346 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480с.
Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. С.163-171.









2

1.Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. – М.: АПН - 1959 – 346с.
2.Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480с.
3.Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс,1997. – 480с.
4.Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников. // Воспитание школьников, 2003 г., №8, с. 34-36
5.Семаго Н. Уровни аффективной регуляции. // Школьный психолог, 2002., №47
6.Семаго Н. Флейта или хлыст? Мотивация в коррекционно-развивающей работе психолога. // Школьный психолог, 2004 г., №12, с. 12-13
7.Степанова М. Во власти познания. // Школьный психолог, 2004 г., №12
8.Степанова М. Замкнутый круг мотивации. // Школьный психолог, 2000 г., №9
9.Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. С.163-171.

Вопрос-ответ:

Какие мотивы учебной деятельности у младших школьников?

Мотивы учебной деятельности у младших школьников могут быть разнообразными. Некоторые дети могут быть мотивированы желанием получить хорошую оценку, другие - желанием удовлетворить свое любопытство, еще другие - пониманием важности образования для своего будущего.

Какие трудности возникают у младших школьников в обучении и как они проявляются?

У младших школьников могут возникать различные трудности в обучении. Например, они могут испытывать проблемы с концентрацией внимания, сложности в понимании учебного материала, трудности в организации своего времени или проблемы социализации. Это может проявляться в низких успехах в учебе, отсутствии интереса к учебным предметам или непослушании на уроках.

Какие педагогические условия помогают формированию учебной мотивации у младших школьников с трудностями образования на уроках технологии?

Для формирования учебной мотивации у младших школьников с трудностями образования на уроках технологии важно создать поддерживающую и стимулирующую обстановку. Педагог должен использовать интересные и понятные задания, применять различные методы обучения, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Также важно поощрять достижения детей и создавать положительную атмосферу в классе.

Какая роль игр и групповой работы на уроках технологии для формирования мотивации у младших школьников с трудностями образования?

Игры и групповая работа на уроках технологии имеют большое значение для формирования мотивации у младших школьников с трудностями образования. Они помогают детям развивать коммуникативные навыки, учат работать в коллективе, повышают мотивацию к учебе через взаимное сотрудничество и соревнование. Такие активности делают уроки технологии интересными и позволяют детям более активно включаться в учебный процесс.

Какие мотивы учебной деятельности могут возникать у младших школьников с трудностями образования на уроках технологии?

У младших школьников с трудностями образования на уроках технологии могут возникать различные мотивы учебной деятельности. Например, они могут быть мотивированы желанием научиться делать что-то своими руками, создавать новые предметы или применять технические навыки. Также ученики могут быть мотивированы желанием показать свои успехи и получить признание от других.

Какие трудности в обучении младших школьников могут возникать на уроках технологии?

Младшие школьники могут столкнуться с различными трудностями на уроках технологии. Например, у них может быть затруднение с пониманием инструкций, выполнением сложных технических заданий или использованием материалов и инструментов. Также могут возникать трудности с организацией рабочего места и распределением времени для выполнения заданий. Более общей трудностью может быть недостаток уверенности в своих возможностях и стремление избегать технических заданий.

Какие педагогические условия помогают формированию учебной мотивации у младших школьников с трудностями образования на уроках технологии?

Для формирования положительной учебной мотивации у младших школьников с трудностями образования на уроках технологии необходимо создать определенные педагогические условия. Важно предоставить ученикам возможность выбора и самостоятельности в выполнении заданий, а также давать им обратную связь и поддержку. Необходимо стимулировать интерес к техническим заданиям, например, через привлекательную тематику и использование интерактивных методов обучения. Также положительное обучающее окружение, включающее в себя поддержку со стороны педагога и товарищей, является важным условием для формирования мотивации у младших школьников.

Какие мотивы учебной деятельности могут быть у младших школьников?

Мотивы учебной деятельности могут быть различными и зависят от интересов и потребностей детей. Некоторые мотивы могут включать желание получить знания и навыки, стремление быть успешным, узнать что-то новое, удовлетворение от достижения учебных целей и другие.

Какие трудности могут возникать у младших школьников при обучении?

У младших школьников могут возникать различные трудности в обучении. Некоторые из них включают затруднения в чтении или письме, слабые навыки решения математических задач, трудности сосредоточения на уроке, низкая учебная мотивация, нежелание сотрудничать с другими детьми и т.д.

Какие педагогические условия помогают формированию мотивации у младших школьников с трудностями образования на уроках технологии?

Для формирования мотивации у младших школьников с трудностями образования на уроках технологии необходимо создать следующие педагогические условия: организовать интересные и понятные задания, применять методы и формы работы, адаптированные к уровню учащихся, поощрять их достижения, создавать положительную атмосферу сотрудничества и поддержки, и др.