Раздельное обучение школьников.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 34 34 страницы
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 09.04.2011
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ
1.1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ПОЛОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
1.1.1. Основные подходы в объяснении половых различий в поведении
1.1.2. Анатомо-физиологические особенности полов
1.1.3. Половые различия в психических качествах
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ
2.2. ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.3. ОБОБЩЕНИЯ ОПЫТА ГЕНДЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕНДЕРНОГО ФАКТОРА ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Цели гендерного образования почти десять лет реализует средняя школа № 3 г. Тулы, программой эксперимента предусмотрен опыт раздельного обучения мальчиков и девочек в разных классах при одновременном совместном пребывании детей в периоды вне классных занятий, на подготовительных и факультативных уроках и некоторых других общих мероприятиях. Предварительное психологические обследование детей, участвующих в эксперименте, показало большой разброс и вариативность их индивидуальностей. Раздельное обучение же создает условия для более индивидуального подхода к учащимся, с учетом их психологических и личностных особенностей.
По результатам эксперимента отмечается ряд положительных тенденций в познавательном и личностном развитии мальчиков и девочек раздельных классов, создана новая гендерная модель образовательно-воспитательной системы, основанная на принципах: демократичности (в гендерном подходе обучения мальчики и девочки имеют равные права в получении знаний и участии в общественной жизни школы; они не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских отношений.
Природосообразности - признание личностного равноправия мальчиков и девочек не означает отрицания биологических и психофизиологических особенностей и различий в их жизнедеятельности. Последнее требует различных форм, методов и средств обучения для более полной реализации способностей каждого как в учебной и вне учебной деятельности.
Соответствие требованиям времени. В гендерном подходе в обучении детей особенно актуальны единство действий учителя и родителей ребенка. Данное положение требует тесного взаимодействия учителя с семьей учащегося для согласования целей задач воспитания и обучения на основе и уважения к ребенку как личности и соблюдения его прав как человека.
Самым результативным и впечатляющим был показан опыт лицея № 103 «Гармония» г. Железногорска Красноярского края, который вот уже пятнадцатый год занимается проблемой раздельного образования мальчиков и девочек, т.е. подбором содержания, форм и методов обучения в соответствии с половозрастными особенностями школьников. Сегодня в Лицее №103 разрабатываются образовательные технологии, учитывающие гендерные особенности учащихся. Созданы и апробируются программы и методические пособия по русскому языку, литературе, истории, иностранным языкам, информатике, математике, физической культуре, ИЗО, которые ориентированы на гендерную маркировку.
Вся научно-исследовательская работа Лицея нацелена на повышение профессиональной компетентности учителей в области нейропсихологии.
Таким образом, результаты работы по раздельному обучению мальчиков и девочек в начальной школе позволяют полагать, что условия гендерного обучения являются более эффективными по сравнению с классами смешенного типа.
период адаптации протекает более благоприятно при раздельном обучении мальчиков и девочек;
микроклимат в однополых классных коллективах более благоприятный, чем в разнополых;
отношение к раздельному обучению у всех участников образовательного процесса положительное;
самоуважение и самооценка у детей в классах раздельного обучения выше, чем в смешанных;
важным является стабильное положительное  эмоциональное состояние мальчиков и девочек в учебном процессе, так как достаточно высокий уровень комфортности способствует более успешной учебной деятельности;
по параметру комфортности в целом отмечается высокий показатель. Положительная динамика исследуемого параметра свидетельствует о благоприятной эмоциональной атмосфере в классах раздельного обучения, доверительном взаимоотношении между учителями и учениками. Кроме того, это указывает на большой авторитет педагогов у школьников;
исследование тревожности и агрессивности показало, что детей с высокими показателями по этим параметрам в классах раздельного обучения нет;
высокие и средние показатели объема слуховой памяти у девочек выше, чем у мальчиков, что характерно для восприятия информации у девочек в этом возрасте. Высокие показатели объема зрительной памяти у мальчиков выше, чем у девочек, это так же соответствует психофизиологическому развитию мальчиков.
Резюмируя итоги работы можно сделать следующие выводы по проблеме обучения и воспитания мальчиков и девочек в школе:
1) В целом, в системе образования существует противоречие: образование в нашей стране – мужское по своему содержанию, так как учебные планы, учебные предметы имеют определенную технократическую, естественнонаучную тенденцию и построены с расчетом включения подготовленного ученика в технологические процессы. Вследствие этого являются предпочтительными и мужские стили познания, а также маскулинные качества личности. Но формы организации обучения, способы передачи знаний выстроены таким образом, что являются преимущественно женскими по своим психофизиологическим параметрам, особенно в начальной школе.
2) В связи с этим, с наибольшими трудностями в начальной школе сталкиваются мальчики, так как их психофизиологические особенности часто мешают им быть «примерными» учениками. В средней школе картина меняется, так как на первый план выходят другие подходы в обучении, преимущественно мужские, и на втором плане оказываются девочки.
3) По мнению Владимира Базарного, руководителя Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации МО, при совместном обучении мальчики подражают девочкам и перенимают присущие им качества: прилежность, стремление услужить и понравиться, отсутствие протестных установок и т. д. Другими словами, ценности мужского характера исчезают, природные задатки нивелируются – и мальчики развиваются по женскому типу, усваивая женский же эталон социального поведения. Тогда как в раздельных классах они учатся налаживать отношения в своем коллективе, не прячась за спинами девочек, у них воспитываются типичные мужские черты: воля, смелость, решительность и т.п.
4) Несмотря на все положительные моменты, раздельное обучение имеет немало противников. Их главный аргумент: разница между полами сильно преувеличена, поэтому разделять детей незачем. Хороших результатов можно добиться и в совместных классах, практикуя индивидуальный подход. Конечно, пол ребенка определяет многое, но гораздо важнее его личностные характеристики. Не все девочки аккуратны и усидчивы, так же как и не все мальчишки от природы взбалмошны, гиперактивны, неряшливы и склонны к соперничеству.
Педагоги отмечают целый ряд преимуществ раздельного обучения: девочкам, которых в подростковом возрасте больше волнуют не уроки, а внешность. При раздельном обучении проще сосредоточиться на предмете выросла работоспособность – можно «пройти» больше, подробнее разобрать сложные темы легче поддерживать порядок и тишину, настроить ребят на учебу улучшилось психологическое состояние учеников, они более комфортно чувствуют себя в школе дети не стесняются неправильно ответить или переспросить, если что-то не поняли. На уроках физкультуры девочки не комплектуют в бассейне, уверенно прыгают через «козла», а мальчики не боятся промахнуться мимо кольца, сделать меньше подтягиваний, отжиманий и т.д.
2.4. Рекомендации по использования гендерного фактора при обучении девочек и мальчиков
Приемы и методы работы на уроках в классах мальчиков
В классах мальчиков предлагается высокий темп подачи материала с широким спектром разнообразной нестандартно поданной информации. Обязательно разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач с большим количеством логических заданий и минимальным повторением пройденного материала. Работа на уроке строится в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений. Формулирование правил, выявление закономерностей и осмысление теоретического материала проводится после практической работы, то есть через опыт. В работе с мальчиками оказались целесообразными дозированная эмоциональность в подаче учебного материала, «включение « положительной эмоциональной окраски материала после его логического осмысления. Кроме того, используются групповые формы работы с обязательной сменой лидера. Оценка полученных результатов в дискуссиях, то есть вербальных результатов, может быть положительной или отрицательной, но обязательно конкретной и конструктивной.
Приемы и методы работы на уроках в классах девочек
В классах девочек предложен размеренный темп урока и предъявления нового материала с достаточным количеством повторений для лучшего его усвоения. При этом объем и разнообразие нового материала дозируется, используется и типовые задания, облегчающие манипулирование ранее полученными знаниями. Активное использование речевых навыков с объяснением, повторением, запоминанием и формулированием правил и последующим обучением применению их на практике оказались высокопродуктивными методами.
Положительная эмоциональная окрашенность подачи нового материала необходима как в классах девочек, так и в классах мальчиков, но в другой последовательности: от эмоционального восприятия материала к его логическому осмыслению. Обязательным на уроках в классах девочек является использование большого количества наглядного материала, продуктивным – обучение с опорой на зрительную память. Групповые формы работы также эффективны, но акцент делается на взаимопомощь. Любая выполненная работа девочек эмоционально оценивается с обозначением перспективы.
На уроках совместного обучения (по согласованию планов) создаются максимально благоприятные условия для всех видов совместной деятельности. Воспитательная программа в классах раздельного обучения предусматривает большое количество мероприятий, проводящихся совместно: туристические поездки, походы, экскурсии, ежедневные прогулки, «ученые советы», праздники, участие в общешкольных мероприятиях.

Заключение
Успешность учения находится в большой зависимости от того, насколько учащийся стал субъектом учебной деятельности, т.е. каково его отношение к предмету изучения, средствам и способам достижения поставленных целей, к себе, учителю и соученикам.
Учебная деятельность требует от участвующих в ней не «одинаковости» ее осуществления, а однонаправленности. Именно в недоучете данного факта заключается ошибка многих учителей, которые требуют от учеников «делай как я» или оценивают их « меряя на себя «. С феноменом объективного психологического различия составляющих совместной учебной деятельности учителя и ученика связана ее эффективность. Чем более сближено понимание целей («я хочу этому научить» - учитель, «я хочу именно этому научиться» - ученик), мотивация (настроенность на учебный процесс в данный момент и ученика и учителя), эмоциональное принятие учебной ситуации (и для учителя и для ученика она эмоционально привлекательна ), согласование способов подачи, восприятия и переработки информации, форм корректировки, контроля и самоконтроля деятельности, тем успешнее идет учебный процесс.
Таким образом, учебная деятельность становится максимально однонаправленной и успешной. Однако отклонение в сторону хотя бы одной составляющей приводит к рассогласованию, деформации деятельности и понижению ее эффективности.
По результатам изучения раздельного обучения школьников можно сделать следующие выводы:
1) Мальчишкам полезны элементы соревновательности при работе в команде. Если при этом роль лидера переходит от одного к другому, то у каждого появляется возможность самоутвердиться, снизить уровень тревожности, усвоить социальные нормы и правила поведения в группе.
Использование соревновательности при обучении девочек может дать негативные результаты, так как им свойственна большая, чем мальчикам, эмоциональная неустойчивость. Такого рода задания создают агрессивное, стрессовое напряжение, не естественное для женского организма. Работа в коллективе должна побуждать девочек не к соревновательности, а к соучастию по отношению к тем, кто слабее.
2) Раздельное по полу обучение ограничивает количество контактов с противоположным полом, искусственно усиливая дифференциацию полов.
3) Возможность организации оптимального процесса обучения для мальчиков и девочек, создание для них адаптивных методик основаны о психофизиологических особенностях мальчиков и девочек. К примеру, мальчики лучше и быстрее выполняют нестандартные задания, а девочки – однотипные; мальчики обладают ярко выраженной способностью к поисковому поведению, тогда как девочкам необходима упорядоченная информация, размеренный темп подачи материала. Существенные различия, о которых важно знать учителю, есть в организации внимания – у мальчиков оно более неустойчивое в продолжение периода врабатываемости, у девочек этот период более короткий; период продуктивной работы у ребят наступает позже, чем у девочек.
4) На современном этапе развития образования раздельное по полу обучение становится все более популярной формой организации учебного процесса, но психолого-педагогические исследования современного состояния данной проблемы пока что разрозненны и противоречивы, кроме того, они в значительной степени подвержены влиянию установок исследователей.
5) Необходимо отметить, что большая роль в гендерном образовании, отводится учителю, перед которым ставится непростая задача преодоления формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола. С этой целью в школе должны быть созданы все возможные условия для повышения информированности учителя по вопросам гендерного обучения и сохранения здоровья учащихся в образовательном процессе, по результатам школьных мониторингов для внесения своевременных коррективов в работу.
Гендерное обучение направлено на формирование идеи о том, что пол не является основанием для дискриминации и способствует наилучшей реализации склонностей и способностей, как в связи с половой принадлежностью, так и вне ее. Цель раздельного обучения состоит в создании новых условий процесса обучения, отвечающих гендерным психофизиологическим особенностям детей, психологически более комфортных, способствующих гармоничному личностному развитию учащихся, максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек. А это требует не просто изменения, но разработки новых способов обучения, отличных по качеству, содержанию и способам организации учебного процесса и темпам от традиционного обучения.
В заключении следует отметить ряд основополагающих принципов для создания гендерной модели образовательно-воспитательной системы:
Демократичность. При гендерном подходе в обучении мальчики и девочки имеют равные права на получение знаний и участие в общественной жизни школы; они не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских отношений.
Природосообразность. Признание личностного равноправия мальчиков и девочек не означает отрицания биологических и физиологических особенностей и различий в их жизнедеятельности. Признание этих различий требует различных форм, методов и средств обучения для наиболее полной реализации способностей учащихся как представителей своего пола в учебной и во внеучебной деятельности.
Соответствие требованиям времени. При гендерном подходе к обучению особенно актуальным является единство действий учителя и родителей ребенка. Данное положение требует взаимодействия с семьями учащихся для согласования целей, задач воспитания и обучения на основе единства действий, требований и уважения ребенка как представителя своего пола, как личности, соблюдения его прав как человека.
Список литературы
Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
Ананьев В. А. Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. СПб.: Речь, 2007. — 320 с.
Артюхова И. С. Настольная книга классного руководителя: 5-9 классы. М.: Эксмо, 2009. - 384 с.
Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПБ.: Питер, 2007. – 448с.
Базарный В.Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. М.: Весь Сергиев Посад, 2004. – 96 с.
Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс-контроль в школе и дома. Практическое пособие. М.: Аркти, 2005. – 175 с.
Басова. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 416 с.
Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 318 с.
Бениаминова М.В. Воспитание детей. М.: Медицина, 2004. – 288 с.
Введение в гендерные исследования: Учеб. Пособие для студентов вузов. Под ред. И.В. Костиковой. – М.: Аспект-Пресс, 2005. – 235 с.
Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. Сост. Дубровина И.В., Прихожан A.M., Зацепин В.В. М.: Издательский центр Академия, 2007. – 368 с.
Гендерная психология. Под редакцией Клециной И.С. СПб.: Питер, 2009. – 496 с.
Григорович Л.А., Марцинсковская Т.Д Педагогика и психология. М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. – 160 с.
Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М.: Знание, 2000. – 242 с.
Жуков Д.А. Биология поведения: гуморальные механизмы. СПб.: Речь, 2007. – 443 с.
Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб.: Питер, 2010. – 688 с.
Ильин. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2007. – 544 с.
Ильин. Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
Козлов В.В., Шухова Н.А. Гендерная психология. СПб.: Речь, 2010. - 270 с.
Мудрик А.В. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании /А.В. Мудрик //Воспитательная работа в школе. - 2003. - №5. - С. 15 – 19.
Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.
Столярчук Л.И. Теоретико-методологические аспекты воспитания: гендерное измерение / Л.И. Столярчук //Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч. тр. /Под ред. Н.К.Сергеева, Н.М. Борытко. - Волгоград. Перемена, 2004. - С. 54 - 61.


Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. Сост. Дубровина И.В., Прихожан A.M., Зацепин В.В. М.: Издательский центр Академия, 2007. с. 59.
Там же, с. 62.
Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М.: Знание, 2000. с. 102.
Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М.: Знание, 2000. с. 105.
Ильин. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2007. с. 24.
Ильин. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2007. с. 25.
Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб.: Питер, 2010. с. 244.
Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб.: Питер, 2010. с. 246.
Ильин. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2007. с. 27.
Ильин. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2007. с. 28.
Артюхова И. С. Настольная книга классного руководителя: 5-9 классы. М.: Эксмо, 2009. с. 51.
Там же, с. 54.
Артюхова И. С. Настольная книга классного руководителя: 5-9 классы. М.: Эксмо, 2009. с. 53.
Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. Сост. Дубровина И.В., Прихожан A.M., Зацепин В.В. М.: Издательский центр Академия, 2007. с. 181.
Артюхова И. С. Настольная книга классного руководителя: 5-9 классы. М.: Эксмо, 2009. с. 54.
Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. Сост. Дубровина И.В., Прихожан A.M., Зацепин В.В. М.: Издательский центр Академия, 2007. с. 184.
Артюхова И. С. Настольная книга классного руководителя: 5-9 классы. М.: Эксмо, 2009. с. 55.
Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. Сост. Дубровина И.В., Прихожан A.M., Зацепин В.В. М.: Издательский центр Академия, 2007. с. 187.
Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. с. 137.
Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. с. 21.
Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПБ.: Питер, 2007. с. 229.
Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПБ.: Питер, 2007. с. 229. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПБ.: Питер, 2007. с. 230.
Ильин. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2007. с. 296.
Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс-контроль в школе и дома. Практическое пособие. М.: Аркти, 2005. с. 84-86.
Жуков Д.А. Биология поведения: гуморальные механизмы. СПб.: Речь, 2007. с. 232.
Ильин. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2007. с. 298.
Мудрик А.В. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании /А.В. Мудрик //Воспитательная работа в школе. - 2003. - №5. - С. 15.
Мудрик А.В. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании /А.В. Мудрик //Воспитательная работа в школе. - 2003. - №5. - С. 16.
Козлов В.В., Шухова Н.А. Гендерная психология. СПб.: Речь, 2010. с. 20.
Козлов В.В., Шухова Н.А. Гендерная психология. СПб.: Речь, 2010. с. 21.
Там же, с. 23.
Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб.: Питер, 2010. с. 122.
Столярчук Л.И. Теоретико-методологические аспекты воспитания: гендерное измерение / Л.И. Столярчук //Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч. тр. /Под ред. Н.К.Сергеева, Н.М. Борытко. - Волгоград. Перемена, 2004. - С. 54.
Гендерная психология. Под редакцией Клециной И.С. СПб.: Питер, 2009. с. 105.
Гендерная психология. Под редакцией Клециной И.С. СПб.: Питер, 2009. с. 107.
Столярчук Л.И. Теоретико-методологические аспекты воспитания: гендерное измерение / Л.И. Столярчук //Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч. тр. /Под ред. Н.К.Сергеева, Н.М. Борытко. - Волгоград. Перемена, 2004. - С. 55-56.
Столярчук Л.И. Теоретико-методологические аспекты воспитания: гендерное измерение / Л.И. Столярчук //Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч. тр. /Под ред. Н.К.Сергеева, Н.М. Борытко. - Волгоград. Перемена, 2004. - С. 57.
Там же, с. 58.
Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс-контроль в школе и дома. Практическое пособие. М.: Аркти, 2005. с. 43-45.
Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс-контроль в школе и дома. Практическое пособие. М.: Аркти, 2005. с. 102.












2

1.Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
2.Ананьев В. А. Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. СПб.: Речь, 2007. — 320 с.
3.Артюхова И. С. Настольная книга классного руководителя: 5-9 классы. М.: Эксмо, 2009. - 384 с.
4.Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПБ.: Питер, 2007. – 448с.
5.Басова. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 416 с.
6.Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 318 с.
7.Бениаминова М.В. Воспитание детей. М.: Медицина, 2004. – 288 с.
8.Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. Сост. Дубровина И.В., Прихожан A.M., Зацепин В.В. М.: Издательский центр Академия, 2007. – 368 с.
9.Гендерная психология. Под редакцией Клециной И.С. СПб.: Питер, 2009. – 496 с.
10.Григорович Л.А., Марцинсковская Т.Д Педагогика и психология. М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
11.Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. – 160 с.
12.Гендерная психология. Под редакцией Клециной И.С. СПб.: Питер, 2009. – 496 с.
13.Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М.: Знание, 2000. – 242 с.
14.Жуков Д.А. Биология поведения: гуморальные механизмы. СПб.: Речь, 2007. – 443 с.
15.Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб.: Питер, 2010. – 688 с.
16.Ильин. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2007. – 544 с.
17.Ильин. Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
18.Куницына В.Н. , Казаринова Н.В., Погольша В.М., Межличностное общение. СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
19.Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.
20.Педагогика. Под редакцией Крившенко Л.П. М.: ТК Велби2008. – 432 с.
21.Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. Под ред. М.М.Семаго. М.: АРКТИ, 1998.
22.Талызина Н.Ф. Способы моделирования приемов познавательной деятельности. Управление процессом усвоения знаний. – М.: Знание, 2004. – 458 с.
23.Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 288 с.

Вопрос-ответ:

Какие анатомо-физиологические особенности полов влияют на обучение и воспитание школьников?

Анатомо-физиологические особенности полов, такие как разница в строении мозга, уровне гормонов и физической развитости, могут влиять на способности и поведение школьников. Эти различия могут быть учтены при разработке педагогических подходов к обучению и воспитанию.

Какие существуют подходы в объяснении половых различий в поведении школьников?

Существует несколько подходов для объяснения половых различий в поведении школьников. Некоторые исследователи считают, что различия в поведении обусловлены биологическими особенностями полов, такими как гормональные различия или различия в строении мозга. Другие исследователи утверждают, что половые различия являются результатом социального воспитания и культурных стереотипов.

Какие психические качества могут различаться у школьников в зависимости от пола?

У школьников могут различаться некоторые психические качества в зависимости от пола. Например, исследования показывают, что мальчики чаще проявляют агрессивное поведение и имеют более высокий уровень физической активности, в то время как девочки чаще проявляют социальные и эмоциональные навыки. Однако, важно отметить, что эти различия являются общими тенденциями, и индивидуальные различия в поведении всегда возможны.

Какие особенности присущи гендерному образованию?

Гендерное образование имеет свои особенности, которые связаны с учетом половых различий в обучении и воспитании. Это может включать в себя использование различных методик и подходов, учитывающих индивидуальные потребности и особенности учеников в зависимости от их пола. Гендерное образование также может стремиться к достижению гендерного равенства и преодолению стереотипов половых ролей.

Какие психофизиологические основы учитываются при раздельном обучении школьников?

При раздельном обучении школьников учитываются психофизиологические основы, такие как половые различия в поведении, анатомо-физиологические особенности полов и половые различия в психических качествах. Такой подход позволяет более эффективно организовать обучение и воспитание учащихся с учетом их гендерных особенностей.

Какие подходы существуют в объяснении половых различий в поведении?

В объяснении половых различий в поведении существуют различные подходы. Один из них – биологический подход, основанный на половых различиях в анатомии и физиологии организма. Другой подход – социокультурный, учитывающий влияние социальных и культурных факторов на формирование поведения мужчин и женщин. Также существуют психологические подходы, исследующие различия в психических особенностях мужчин и женщин.

Какие особенности гендерного образования в педагогике?

Гендерное образование в педагогике имеет свои особенности. Одна из них – раздельное обучение школьников, основанное на учете их гендерных особенностей. Другая особенность – использование гендерно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию, который учитывает различия в интересах, предпочтениях и способностях мальчиков и девочек. Такой подход позволяет более эффективно реализовывать потенциал каждого ученика.

Чем отличается гендерное обучение от обычного обучения?

Гендерное обучение отличается от обычного обучения тем, что учитывает гендерные особенности учащихся. В рамках гендерного обучения используется раздельное обучение школьников и гендерно-ориентированный подход к обучению и воспитанию. Такой подход позволяет учитывать различия в интересах, предпочтениях и способностях мальчиков и девочек, что способствует более эффективному обучению и развитию каждого ученика.