Роль изобразительной деятельности в развитии умственно отсталых детей .

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 85 85 страниц
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 25.05.2011
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
1.3.СЕНСОРНЫЕ ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
2.1. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
2.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3. КОНТРОЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

Фрагмент для ознакомления

Также для 7 детей с умственной отсталостью характерны психомоторная расторможенность в сочетании с плохим самоконтролем, у 7 детей наблюдались бедный запас знаний, культуральная задержка, у 8 детей отмечены недостатки моторики и нарушение кратковременной памяти, у 7 детей отмечено нарушение речи. Для 4 детей с нормативным вариантом развития по результатам наблюдению были отмечены недостатки пространственного анализа и синтеза и несформированность умственного плана действий. У 3 детей были отмечены недостатки моторики и речевые недостатки, в нарушение планирования, регулирования деятельности.
Таким образом, по результатам наблюдения можно говорить о недостаточной организации мыслительной деятельности умственно отсталых детей, неумении планировать деятельность, о ее качественном своеобразии.
5) Анализ результатов выявлению уровня художественного развития детей с умственной отсталостью показал, что до проведения занятий по изобразительной деятельности уровень художественного развития у всех детей был определен низкий уровень художественного развития. При низком уровне художественного развития дети затрудняются передавать образы предметов, явлений. Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками.
После проведения занятий по изобразительному творчеству у 4 детей был диагностирован средний уровень художественного развития. В изобразительной деятельности отмечается стереотипность образов. Дети недостаточно самостоятельны при выборе средств выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже недостаточно полный, хотя дети освоили практические умения, владеют техническими навыками
Анализ результатов выявлению уровня художественного развития детей с умственной отсталостью показал, что проведенная программа занятий по изобразительному творчеству оказала положительное влияние на развитие детей с умственной отсталостью. У 40% детей результаты улучшились с низкого уровня до среднего уровня художественного развития.
Таким образом, изобразительная деятельность является важным средством всестороннего воспитания и развития детей, способствует умственному, нравственному, сенсорному, эстетическому и трудовому воспитанию детей.
6) Сравнительный анализ результатов анкетирование родителей с целью изучения данной проблемы в условиях семейного воспитания показал, что до проведения уровень развития изобразительной деятельности оценивался родителями в 80% как неудовлетворительный и в 20% как удовлетворительный. После проведения экспериментальной программы занятий по изобразительному творчеству показатели улучшились в среднем на 60%. Детей с неудовлетворительным уровнем изобразительной деятельности осталось только 20%, уровень детей с удовлетворительным уровнем изобразительной деятельности увеличилось с 20% до 60%. У 20% детей был диагностирован хороший уровень развития изобразительной деятельности.
Анализ результатов выявлению уровня художественного развития детей с умственной отсталостью показал, что проведенная программа занятий по изобразительному творчеству оказала положительное влияние на развитие детей с умственной отсталостью. Таким образом, изобразительная деятельность является важным средством всестороннего воспитания и развития детей, способствует умственному, нравственному, сенсорному, эстетическому и трудовому воспитанию детей.

Спасибо за внимание.











8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Варенова Т. В. Теория и практика коррекционной педагогики: Мн.: ООО «Асар», 2007. – 320 с.
2.Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка, М.: Просвещение, 1990.
3.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
4.Гаврина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки- чтобы учиться и писать и красиво рисовать. Ярославль, "Академия развития", 1997.
5.Гаврилушкина О. П. О некоторых особенностях изобразительной деятельности умственно отсталых дошкольников \\Дефектология.- 1994.-№1.
6.Гаврилушкина О. П. Организация подготовительного периода к обучению умственно отсталых дошкольников изобразительной деятельности // Дефектология. -1994. -№3
7.Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе 8 вида.- М.: Издательский центр "Академия", 2002. -208 с.
8.Дрезнина М. Г. Игры на листе бумаги. Открой в себе художника,- М.: Издательский дом "Искатель", 1998.
9.Дрезнина М. Г. Каждый ребенок- художник: Обучение дошкольников рисованию. - М.: Издательство "Ювента", 2002.- 200 с.
10.Дульнев Г. М. Учебно- воспитательная работа во вспомогательной школе /Под ред. Т. А. Власовой., В. Г. Петровой.- М., 1996.
11.Жидкина Т. С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы 8 вида. Т. С. Жидкина, Н. Н. Кузьмина,- М.: Издательский центр "Академия"- 2005.- 1995 с.
12.Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. М., 1998.
13.Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности.- М.:1998. 2-е изд.,доп.
14.Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной отсталости. Екжанова Е.А. М., Сотис, СПб, 2002.
15.Казакова Т.Г. Интеграция видов изобразительной деятельности: Задачи, содержание: Дошкольное воспитание. М., 2002.
16.Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования, 1994. М.: АО "Столетие".
17.Комарова Т. С. Детское художественное творчество.- М.: Мозаика- Синтез, 2005.- 120 с.
18.Костерин Н. П. Учебное рисование.- М., 1990.
19.Кузин В. С. Психология искусства. М., 1990.
20.Кравцова Е. С. Разбуди в ребенке волшебника. М., 1996.
21.Лилов А. Природа художественного творчества. М., 1998.
22.Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. -С П б.: Речь, 2006.- 400 с.
23.Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей (сравнительно с нормой).- М., 1999.
24.Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.,1994.
25.. Мухина В. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 2000.- 208 с.
26.Падашуль Н. В. Педагогические условия развития творчества детей. Ростов-на-Дону, 2001.
27.Палагина Н. Н. Воображение у самого истока. Бишкек, 1992.
28.Савенкова Л. Г. Изобразительное искусство и среда. М., 2001.
29.Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1992.
30.Сакулина Н.П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей.- 2- изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1996.- 208 с.
31.Сесиль Лупан. Поверь в свое дитя- М.: Эллис Лак, 1993.
32.Слепович Е. С, Поляков А. М. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. СПб.: Речь, 2008. – 247 с.
33.Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. М., 1990.
34.Якобсон П. М. Психология художественного творчества. М., 1992.

Вопрос-ответ:

Почему изобразительная деятельность важна для развития умственно отсталых детей?

Изобразительная деятельность способствует развитию когнитивных, эмоционально-волевых, социально-эмоциональных и моторных навыков у детей с умственной отсталостью.

Какие педагогические условия необходимы для развития детского изобразительного творчества?

Для развития детского изобразительного творчества необходимы педагогические условия, такие как организация свободного пространства для творчества, наличие разнообразных материалов и инструментов, поддержка и поощрение детей в их творческих проявлениях.

Какие сенсорные основы лежат в основе изобразительной деятельности у детей?

Сенсорные основы изобразительной деятельности у детей включают такие аспекты, как осязание и тактильная чувствительность, цветовое восприятие, пространственная ориентация и координация движений.

Что такое базовые изобразительные навыки и как их формируют у детей с умственной отсталостью?

Базовые изобразительные навыки включают элементарные двигательные навыки, овладение различными инструментами, представление о форме и пространстве, цветовые представления. Они формируются у детей с умственной отсталостью через систематическое обучение и повторение, использование подходящих методик и приемов обучения.

Какие педагогические условия необходимы для развития изобразительной деятельности у детей с умственной отсталостью?

Для развития изобразительной деятельности у детей с умственной отсталостью необходимы педагогические условия, такие как индивидуальный подход к каждому ребенку, создание поддерживающей и стимулирующей обстановки, использование разнообразных методик и приемов обучения.

Какую роль играет изобразительная деятельность в развитии умственно отсталых детей?

Изобразительная деятельность играет очень важную роль в развитии умственно отсталых детей. Она помогает им развивать моторику, воображение, внимание, образное мышление и другие психические процессы. Благодаря изобразительной деятельности дети могут выразить свои чувства и мысли, развивать творческое мышление и получать удовольствие от самовыражения.

Какую роль играет изобразительная деятельность в развитии умственно отсталых детей?

Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии умственно отсталых детей. Она помогает развивать их воображение, творческое мышление, мелкую моторику и эмоциональную сферу. Через рисование и лепку дети могут выразить свои мысли, чувства и эмоции.

Какие психолого-педагогические условия влияют на изобразительную деятельность умственно отсталых детей?

Для эффективной изобразительной деятельности умственно отсталых детей необходимы определенные психолого-педагогические условия. Важным является создание подходящей обстановки и атмосферы, где дети могут чувствовать себя комфортно и безопасно, а также наличие квалифицированных педагогов, которые могут помочь детям развивать свои творческие способности.