Правовое государство. Понятие и признаки
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 51 + 51 источник
- Добавлена 01.03.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Верховенство права
Глава 2. Принцип разделения властей
Глава 3. Принцип взаимной ответственности государства и личности
Заключение
Список использованных источников и литературы
В условиях современной России важно повысить эффективность государственной власти на уровне Федерации, федеральных округов и субъектов Федерации. Влияние на экономические процессы в России федеральных органов государственной власти существенно, но федеральная власть не обеспечивает необходимого межрегионального взаимодействия.
Воздействие на правовые процессы заключается не только в способности реализовать нормы Конституции, федеральных законов, указов Президента РФ и других нормативно-правовых актов, но и контролировать правотворческий процесс в субъектах Федерации. Духовные процессы в последних требуют создание единого информационного, культурно-образовательного и языкового пространства.
Подведем итоги. Публичная власть в Российской Федерации осуществляется в трех основных формах: государственная власть, общественная власть, смешанная (общественно-государственная) власть. Институты представительной демократии – органы, представляющие интересы населения: государственная Дума, Совет Федерации, политические партии и т.д. Институты непосредственной демократии – форма прямого вольеизъявления народа: выборы, референдумы, петиции, народная правотворческая инициатива, всенародные и иные обсуждения проектов законов, других важных вопросов государственной жизни; участие в управлении делами общества через органы местного самоуправления, общественные организации, собрания и сходы граждан и др.
Глава 3. Принцип взаимной ответственности государства и личности
Принцип взаимной ответственности государства и личности призвано обеспечивать гражданское общество. Гражданское общество – это все население страны.
Исследования гражданского общества и государства, определение их сути, формы и функционального назначения, остаются одними из центральных в общей теории государства и права.
Идея о правовом государстве зародилась в глубокой древности, в работах великих мыслителей античности: Аристотеля, Цицерона.
Идея правового государства стала популярна в Европе в XVII-XIX вв., во времена эпохи Ренессанса и Просвещения. В то время политический и идеологический аспекты идеи правового государства имели большее значение, нежели юридическая сторона этого понятия.
Следующей ступенью развития идеи новых моделей построения политико-государственных систем, роли права в общественной жизни стали труды Ш.Л. Монтескье.
Концепция правового государства получила свое дальнейшее развитие в исследованиях либеральных теоретиков права XVIII в., таких, как Ж-Ж. Руссо, Теин и др..
Следует обратить внимание на труды немецкого философа И. Канта, явившегося одним из первых представителей теории правового государства, согласно которой деятельность государства должна подчиняться нормам права.
Рисунок № 2
Развитие представления о праве
В. Фон Гумбольт выделял отличительные признаки государства от гражданского общества. После появилась уже более стройная концепция гражданского общества, представленная немецким философом Г.Ф. Гегелем. Согласно Г.Ф. Гегелю гражданское общество подчиняется государству и свойственные гражданскому обществу конфликты между социальными слоями будут нормализироваться, уравновешиваться государством. Новое решение проблемы гражданского общества было предложено К. Марксом. Следуя его теории, гражданское общество необходимо рассматривать как базис любой государственной надстройки.
Судьба российской государственности, ее развитие, осмысление прошлого и настоящего, роль и значение в общемировом цивилизационном процессе заявляла о себе в кризисные, переломные периоды в жизни российского общества; когда возникла потребность в преобразованиях социальных и правовых структур.
Проблемами гражданского общества занимался А. Грамши. Им была выдвинута концепция безгосударственного будущего гражданского общества, как функционирующего над государством, поглощающее государство в «единое упорядоченное общество».
В настоящее время дискуссии по вопросам трактовки понятия «гражданское общество» не завершены. В конце XX в. возникла новая трактовка понятия.
Согласно позиции Клода Морера, отношения между государством и гражданским обществом могут принимать драматический характер. К примеру, поглощение гражданского общества государством, т.е. «намерения одного института уничтожить другой» указывает на возможность установления тоталитарного режима.
Также необходимо отметить научные взгляды ученого юриста Н.М. Коркунова – выдающегося деятеля научной мысли XIX в., сторонника строгого соблюдения законов, особенно, в деятельности органов государственного управления.
Рисунок № 3
Гражданское общество и его окружение
Последователем Н.М. Коркунова в вопросах самоограничения монархии стал А. Котляревский, сторонник идеи создания конституционного государства. А. Котляревским были сформулированы условия реализации «индивидуальных прав» личности. Эти положения нашли свое отражение в современной концепции правового государства в виде принципа взаимной ответственности личности и государства.
Аспекты процесса формирования гражданского общества в России изучаются рядом современных исследователей, заслуживающих особого внимания (П.Ф. Янкевич, М.М. Кравченко, Н.П. Кочетков, Ю. Красин). История формирования гражданского общества в России носит сложный противоречивый характер. На рубеже XIX-XX веков сложившиеся элементы гражданского общества были вполне жизнеспособными.
Заключение
Формирование правового государства – это процесс длительный и основывается на наличие реально действующих признаков правового государства.
Состояние научного осмысления правосознания сферы российского общества, а также его уровень не отвечают требованиям сегодняшнего дня. Кризис правосознания общества непосредственно отражается на правовой жизни, приводит к обесцениванию права, нигилистическому отношению к правовым ценностям.
Россия еще только вступила на путь формирования правового государства. Этот путь длительный и трудный, где россиянам придется решить массу проблем, которые существуют для любого государства:
Проблемы формирования правового государства: развитие культуры, в том числе политической и правовой (нет устоявшихся норм, ценностей демократии); воплощение в жизни принципа разделения властей («суперпрезидентская» республика); разработка демократического законодательства; совершенствование всего механизма государственной власти (огромный бюрократический аппарат, подменяющий друг друга); обеспечение подлинного народовластия.
Чтобы избежать ошибок и отступлений от доктрины правового государства, надо ясно видеть, что необходимо предпринять для его формирования: точкой отсчета государства должен стать человек; установление четких пределов государственной деятельности осуществление на деле примата законности и борьба с коррупцией неуклонное соблюдение принципа разделения властей актуализация и легитимация института непосредственного волеизъявления народа обеспечение оптимального сочетания на деле принципов демократизма, правового и социального государства деэтатизация (разгосударствление) социальной жизни укрепление финансовой основы, независимости реформирования судебной системы, четкое конституционно-правовое разграничение предметов введения и компетенции между РФ и субъектами РФ жесткая ревизия разбухших бюрократических структур государственной власти и, прежде всего, структур исполнительной власти. укрепление системы правоохранительных и правообеспечительных структур общества и государства; создание и укрепление системы правового образования и просвещения.
Список использованных источников и литературы
Итоговый документ Венской встречи 1986 г. Представителей государств-участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после совещания (Вена, 15 января 1989 года). Режим доступа: http://lawrussia.ru/bigtexts/law_3812/index.htm.
Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики». Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=39472
«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=2875.
Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 29.01.2010) «О Правительстве Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=96869.
Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 10.06.2008) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 12.02.1997). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=77597.
Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 18.07.2006) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=61931.
Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О свободе совести и о религиозных объединениях» (принят ГД ФС РФ 19.09.1997). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=78684.
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 14.02.2010) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 07.07.2004). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=97557.
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) «О референдуме Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 23.06.2004). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=76494
Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 22.04.2005). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=108645.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Издательство: Проспект, 2009 – 96 с.
Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 (ред. от 29.12.2009) «О милиции». Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=90783.
Авакьян, С А. Конституционное право России: учеб. курс : в 2 т. / С.А. Авакьян. – М., 2005. Т. 2. С. 42-43.
Бердяев Н. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. - Париж, 1970. – С. 299.
Берсиров, Т.Б. Правосознание как основа формирования гражданского общества: социологический аспект / Т.Б. Берсиров. – Майкоп: 2007. – 146 с.
Беседина, В.А. Роль социально-правовых институтов в формировании правового государства в России / В.А. Беседина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета 2009. – № 1, С. 127-132.
Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб: «Норинт», 2002. – 1456 с.
Брынзов, И.И., Чернобаева, А.Ю. Конституционные основы законодательной власти / И.И. Брынзов, А.Ю. Чернобаева // Публичное и частное право. – 2009. – № 2. – С. 102-113.
Валяровский, Ф.И. Суверенитет в конституционном строе Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 41-42.
Галоганов, А.П.: Организация и принципы деятельности российской адвокатуры в условиях формирования правового государства / А.П. Галоганов. диссертация ... кандидата юридических наук: Москва, 2000. – 233 с.
Ереклинцева, Е.В. К вопросу о трактовке концепции «суверенная демократия» / Е.В. Ереклинцева // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – № 36. – С. 5-11.
Ильин, И А. Аксиомы власти / И.А. Ильин // Новое время. – 1990. – № 10. – С. 41.
Ишеков, К.А. Принцип разделения властей в системе основ конституционного строя / К.А. Ишеков // Современное право. 2010. – № 3. – С. 17-19.
Йеринг Р. Борьба за право. – СПб., 1904.
Кешикова, Н.В. Демократические основы порядка формирования государственных органов в России / Н.В. Кешикова // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2007. – № 1. – С. 53-57.
Козлова, Е.И., Кутафин, О.Е. Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Издательство: Проспект, 2009. – 608 с.
Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин; МГЮА. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2007. – 608с.
Кокошин, А. Реальный суверенитет в современной мирополитической системе / А. Кокошин. М., – 2006. – С. – 78.
Конституционное право России / С.А. Голубок. – М.: РИОР, 2008. – 161 с.
Конституционное право России / Л.Н. Анисимов. – М.: Юстицинформ, 2006. – 168 с.
Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. - М.: Норма, 2007. – 784 с.
Корчагин, Ю.В. Учебно-методический комплекс дисциплины «Конституционное (государственное) право России» / Ю.В. Корчагин // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2006. – № 1. – С. 63-87.
Марченко, М.Н. Теория государства и права. М.Н. Марченко. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2004. - 640 с.
Мельникова, М.В. Эволюция идей о гражданском обществе и правовом государстве в России и проблемы их реализации в советском и российском государстве / М.В. Мельникова. – Казань, 2004. – 197 c.
Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. — 520 с.
Политология: Учебно-методический комплекс: учеб. пособие для вузов / под ред. Е.М. Бабосова, Е.П. Сапелкина. – Минск: УП Технопринт, 2002. – 464с.
Порфирьев, А. К вопросу об актуальности понятия «суверенитет» / А. Порфирьев // Глобализация, права человека и право : материалы междунар. науч.-практ. конф. М., 2006. – С. 4-5.
Права человека /под ред. Е.А.Лукашевой, Гл.2, [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo.vuzlib.net/book_z1046_page_32.html.
Романенко, В.Б. Механизм легитимации государственной власти: структурно-содержательный аспекты / В.Б. Романенко // Юристъ-Правоведъ. – 2010. – № 2. – С. 60-64.
Селезнев, И.А. Гражданское общество в России и правовая культура студенческой молодежи. [Электронный ресурс]. Журнал Политэкс – Режим доступа: http://www.politex.info/content/view/510/30/.
Соколов, А.Н. Формирование правового государства в России: Проблемы, противоречия, перспективы развития / А.Н. Соколов. // Государство и право. Выпуск 3. – Калининград: Изд-во Калининградского государственного университета, 2004. – С. 35-46.
Старостин, Е.О. Правовые формы осуществления государственной власти: диссертация на соискание ученой степени / Е.О. Старостин; Науч. рук. В.М. Ведяхин. – Нижний Новгород,2006.
Теория государства и права. Под ред. Бабаева В.К. М.: Юристъ, 2003. - 592 с.
Теория власти: учеб. пособие / под ред. В. В. Желтова. М., 2008. С. 584
Уровни легитимности государственной власти и правового действия / А.Ю. Мамычев, А.С. Сухомлинов, Б.С. Щеглов // Власть. 2009. № 12. С. 133-135.
Хачатуров, Р.И. Формирование правовой культуры в условиях становления гражданского общества в России / Р.И. Хачатуров. – Казань, 2005. – 185 с.
Хропанюк, В.Н. Теория государства и права. Хропанюк В.Н. 3-е изд., дополн. и испр. - М.: Омега-Л, 2008. - 384 с.
Чепурнова, Н.М., Серегин, А.В. Теория государства и права: Учебное пособие / Н.М. Чепурнова, А.В. Серегин. – М.: ЕАОИ, 2007. – 465 с.
Шаипов, Р.Н. Предупреждение преступлений в условиях формирования правового государства в России / Р.Н. Шаипов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Уголовно-исполнительное право / Р.Н. Шаипов; Науч. рук. И.Н. Кондрат; МВД России. Санкт-Петербургский университет. – СПб., 2006. – 22 с.
Шайхутдинов, Р.Г. О проблемах устройства государства и власти / Р.Г. Шайхутдинов / Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2007. – № 1. – С. 21-30.
Югов, А.А. Научные основы организации государственного устройства Российской Федерации / А.А. Югов // Российский юридический журнал. – 2006. – № 1. – С. 88-97.
Конституция Российской Федерации. Издательство: Поматур, 2009 – 48 с.
Там же.
Югов, А.А. Научные основы организации государственного устройства Российской Федерации / А.А. Югов // Российский юридический журнал. – 2006. – № 1. – С. 89.
Старостин, Е.О. Правовые формы осуществления государственной власти: диссертация на соискание ученой степени / Е.О. Старостин; Науч. рук. В.М. Ведяхин. – Нижний Новгород,2006.
Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. - М.: Норма, 2007. – 784 с.; Козлова, Е.И., Кутафин, О.Е. Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Издательство: Проспект, 2009. – 608 с.
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) «О референдуме Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 23.06.2004). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=76494
Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 22.04.2005). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=108645.
Старостин, Е.О. Правовые формы осуществления государственной власти: диссертация на соискание ученой степени / Е.О. Старостин; Науч. рук. В.М. Ведяхин. – Нижний Новгород,2006.
Старостин, Е.О. Правовые формы осуществления государственной власти: диссертация на соискание ученой степени / Е.О. Старостин; Науч. рук. В.М. Ведяхин. – Нижний Новгород,2006.
Там же.
39
1.Итоговый документ Венской встречи 1986 г. Представителей государств-участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после совещания (Вена, 15 января 1989 года). Режим доступа: http://lawrussia.ru/bigtexts/law_3812/index.htm.
2.Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики». Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=39472
3.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=2875.
4.Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 29.01.2010) «О Правительстве Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=96869.
5.Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 10.06.2008) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 12.02.1997). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=77597.
6.Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 18.07.2006) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=61931.
7.Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О свободе совести и о религиозных объединениях» (принят ГД ФС РФ 19.09.1997). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=78684.
8.Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 14.02.2010) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 07.07.2004). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=97557.
9.Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) «О референдуме Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 23.06.2004). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=76494
10.Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 22.04.2005). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=108645.
11.Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Издательство: Проспект, 2009 – 96 с.
12.Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 (ред. от 29.12.2009) «О милиции». Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=90783.
13.Авакьян, С А. Конституционное право России: учеб. курс : в 2 т. / С.А. Авакьян. – М., 2005. Т. 2. С. 42-43.
14.Бердяев Н. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. - Париж, 1970. – С. 299.
15.Берсиров, Т.Б. Правосознание как основа формирования гражданского общества: социологический аспект / Т.Б. Берсиров. – Майкоп: 2007. – 146 с.
16.Беседина, В.А. Роль социально-правовых институтов в формировании правового государства в России / В.А. Беседина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета 2009. – № 1, С. 127-132.
17.Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб: «Норинт», 2002. – 1456 с.
18.Брынзов, И.И., Чернобаева, А.Ю. Конституционные основы законодательной власти / И.И. Брынзов, А.Ю. Чернобаева // Публичное и частное право. – 2009. – № 2. – С. 102-113.
19.Валяровский, Ф.И. Суверенитет в конституционном строе Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 41-42.
20.Галоганов, А.П.: Организация и принципы деятельности российской адвокатуры в условиях формирования правового государства / А.П. Галоганов. диссертация ... кандидата юридических наук: Москва, 2000. – 233 с.
21.Ереклинцева, Е.В. К вопросу о трактовке концепции «суверенная демократия» / Е.В. Ереклинцева // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – № 36. – С. 5-11.
22.Ильин, И А. Аксиомы власти / И.А. Ильин // Новое время. – 1990. – № 10. – С. 41.
23.Ишеков, К.А. Принцип разделения властей в системе основ конституционного строя / К.А. Ишеков // Современное право. 2010. – № 3. – С. 17-19.
24.Йеринг Р. Борьба за право. – СПб., 1904.
25.Кешикова, Н.В. Демократические основы порядка формирования государственных органов в России / Н.В. Кешикова // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2007. – № 1. – С. 53-57.
26.Козлова, Е.И., Кутафин, О.Е. Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Издательство: Проспект, 2009. – 608 с.
27.Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин; МГЮА. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2007. – 608с.
28.Кокошин, А. Реальный суверенитет в современной мирополитической системе / А. Кокошин. М., – 2006. – С. – 78.
29.Конституционное право России / С.А. Голубок. – М.: РИОР, 2008. – 161 с.
30.Конституционное право России / Л.Н. Анисимов. – М.: Юстицинформ, 2006. – 168 с.
31.Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. - М.: Норма, 2007. – 784 с.
32.Корчагин, Ю.В. Учебно-методический комплекс дисциплины «Конституционное (государственное) право России» / Ю.В. Корчагин // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2006. – № 1. – С. 63-87.
33.Марченко, М.Н. Теория государства и права. М.Н. Марченко. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2004. - 640 с.
34.Мельникова, М.В. Эволюция идей о гражданском обществе и правовом государстве в России и проблемы их реализации в советском и российском государстве / М.В. Мельникова. – Казань, 2004. – 197 c.
35.Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. — 520 с.
36.Политология: Учебно-методический комплекс: учеб. пособие для вузов / под ред. Е.М. Бабосова, Е.П. Сапелкина. – Минск: УП Технопринт, 2002. – 464с.
37.Порфирьев, А. К вопросу об актуальности понятия «суверенитет» / А. Порфирьев // Глобализация, права человека и право : материалы междунар. науч.-практ. конф. М., 2006. – С. 4-5.
38.Права человека /под ред. Е.А.Лукашевой, Гл.2, [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo.vuzlib.net/book_z1046_page_32.html.
39.Романенко, В.Б. Механизм легитимации государственной власти: структурно-содержательный аспекты / В.Б. Романенко // Юристъ-Правоведъ. – 2010. – № 2. – С. 60-64.
40.Селезнев, И.А. Гражданское общество в России и правовая культура студенческой молодежи. [Электронный ресурс]. Журнал Политэкс – Режим доступа: http://www.politex.info/content/view/510/30/.
41.Соколов, А.Н. Формирование правового государства в России: Проблемы, противоречия, перспективы развития / А.Н. Соколов. // Государство и право. Выпуск 3. – Калининград: Изд-во Калининградского государственного университета, 2004. – С. 35-46.
42.Старостин, Е.О. Правовые формы осуществления государственной власти: диссертация на соискание ученой степени / Е.О. Старостин; Науч. рук. В.М. Ведяхин. – Нижний Новгород,2006.
43.Теория государства и права. Под ред. Бабаева В.К. М.: Юристъ, 2003. - 592 с.
44.Теория власти: учеб. пособие / под ред. В. В. Желтова. М., 2008. С. 584
45.Уровни легитимности государственной власти и правового действия / А.Ю. Мамычев, А.С. Сухомлинов, Б.С. Щеглов // Власть. 2009. № 12. С. 133-135.
46.Хачатуров, Р.И. Формирование правовой культуры в условиях становления гражданского общества в России / Р.И. Хачатуров. – Казань, 2005. – 185 с.
47.Хропанюк, В.Н. Теория государства и права. Хропанюк В.Н. 3-е изд., дополн. и испр. - М.: Омега-Л, 2008. - 384 с.
48.Чепурнова, Н.М., Серегин, А.В. Теория государства и права: Учебное пособие / Н.М. Чепурнова, А.В. Серегин. – М.: ЕАОИ, 2007. – 465 с.
49.Шаипов, Р.Н. Предупреждение преступлений в условиях формирования правового государства в России / Р.Н. Шаипов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Уголовно-исполнительное право / Р.Н. Шаипов; Науч. рук. И.Н. Кондрат; МВД России. Санкт-Петербургский университет. – СПб., 2006. – 22 с.
50.Шайхутдинов, Р.Г. О проблемах устройства государства и власти / Р.Г. Шайхутдинов / Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2007. – № 1. – С. 21-30.
51.Югов, А.А. Научные основы организации государственного устройства Российской Федерации / А.А. Югов // Российский юридический журнал. – 2006. – № 1. – С. 88-97.
Вопрос-ответ:
Что такое правовое государство?
Правовое государство - это организационная и правовая форма государства, в которой деятельность государственных органов и их представителей регулируется законом, а граждане и другие субъекты общества защищены от произвола власти и имеют возможность использовать правовые средства защиты своих прав и свобод. В правовом государстве гарантируется верховенство права.
Почему важно повысить эффективность государственной власти?
Эффективность государственной власти является одним из основных условий успешного развития государства. Повышение эффективности государственной власти позволяет более эффективно реализовывать политику, обеспечивать стабильность и прогресс в различных сферах жизни государства, а также улучшать качество жизни его граждан. В условиях современной России повышение эффективности государственной власти на уровне Федерации, федеральных округов и субъектов Федерации может способствовать развитию регионов и обеспечению равенства и справедливости для всех граждан.
Что такое правовое государство?
Правовое государство - это форма государственного устройства, в которой власть ограничена законом, а права и свободы граждан защищены законодательством.
Какие есть признаки правового государства?
Признаки правового государства включают верховенство права, разделение властей и взаимную ответственность государства и личности.
Что означает принцип верховенства права?
Принцип верховенства права предусматривает, что закон является высшей нормой правовой системы, и ни одно лицо или орган государства не может противоречить или нарушать закон, включая самого себя.
Какой принцип лежит в основе разделения властей?
Принцип разделения властей предусматривает разделение полномочий между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти, чтобы предотвратить возможность злоупотребления властью и обеспечить баланс в системе государственного управления.
В чем заключается принцип взаимной ответственности государства и личности?
Принцип взаимной ответственности государства и личности предполагает, что государство обязано защищать права и свободы граждан, а граждане в свою очередь обязаны соблюдать законы и исполнять свои обязанности перед государством.
Что такое правовое государство?
Правовое государство - это такое государство, в котором власть осуществляется на основе права и закона, а права и свободы граждан защищаются государством. В таком государстве все граждане равны перед законом, и никто не может быть привилегирован или лишен прав без соблюдения законных процедур. Принципы правового государства закреплены в Конституции и других правовых актах.
Какие признаки свойственны правовому государству?
Правовое государство имеет несколько основных признаков. Во-первых, власть осуществляется на основе законов, что означает, что ни одно действие государственных органов не может противоречить закону. Во-вторых, в правовом государстве существуют независимые суды, которые защищают права и свободы граждан и решают конфликты по закону. В-третьих, важен принцип правовой ответственности, то есть лица, совершившие преступление или нарушившие закон, несут наказание в соответствии с законом.
Какие принципы лежат в основе правового государства?
В правовом государстве основными принципами являются верховенство права, принцип разделения властей и принцип взаимной ответственности государства и личности. Верховенство права означает, что все органы государственной власти, включая президента, правительство и законодательную власть, должны действовать в соответствии с законом. Принцип разделения властей предусматривает распределение власти между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти, чтобы избежать концентрации власти в одних руках. Принцип взаимной ответственности государства и личности означает, что государство обязано защищать права и свободы граждан, а граждане обязаны соблюдать законы и не препятствовать работе государственных органов.