Условия и правила истребования документов от налогоплательщика или налогового агента

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Налоги, налогообложение и налоговое планирование
  • 35 35 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 27.12.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Истребование документов при проведении налоговой проверки 4
1.1. Процедура направления требования 6
1.2. Исчисление и продление срока исполнения требования 8
1.3. Исполнение требования в «пограничных ситуациях» 9
2. Истребование документов у контрагентов проверяемого налогоплательщика (налогового агента) 12
2.1. Основания истребования 12
2.2. Процедура истребования 12
2.3. Ответственность за неисполнение требования 14
2.4. Запрет на повторное истребование документов 15
3. Судебная практика по налоговым спорам 19
Заключение 32
Список использованных источников 35


Фрагмент для ознакомления

Налоговый орган, в частности, вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. При проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать неопределенный перечень и состав первичных документов, относящихся к хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика; им могут быть истребованы только документы, имеющие непосредственное отношение к обнаруженным налоговым органом ошибкам в представленных налогоплательщиком декларациях. Иное толкование положений НК РФ противоречит сущности камеральной налоговой проверки, позволяя налоговому органу фактически провести выездную налоговую проверку, для проведения которой законодательством о налогах и сборах установлен особый порядок.
Переход на УСН носит исключительно уведомительный характер. Инспекция не принимает каких-либо обязательных решений в отношении соответствующего уведомления
ФАС Московского округа признал необоснованность требования о признании незаконным сообщения инспекции о невозможности рассмотрения заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в связи с пропуском срока его направления. В Постановлении № А41-27732/11 от 28.03.2012 ФАС пояснил, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе. В этом случае организация или индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. Направление заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения по окончании налогового периода не предусмотрено НК РФ.
Также нормами НК РФ не установлено и действие уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения за истекший налоговый период. Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения носит уведомительный характер, и положения НК РФ не предусматривают принятие налоговым органом каких-либо решений по указанному заявлению. В связи с этим судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что спорное информационное сообщение инспекции не нарушает права и законные интересы налогоплательщика, поскольку с момента уведомления налогового органа о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик вправе применять соответствующий специальный налоговый режим. Кроме того, сообщение инспекции носит информационный характер.
Отсутствие у сельхозпроизводителя доходов не влечет перерасчет налогов по общей системе обложения.
ФАС Центрального округа признал необоснованность уведомления инспекции о невозможности применения ИП системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в связи с отсутствием доходов и предложения произвести перерасчет налоговых обязательств по общей системе. В Постановлении № А23-2534/2011 от 01.03.2012 ФАС разъяснил, что НК РФ не содержит положений, согласно которым отсутствие у лица дохода от реализации сельскохозяйственной продукции свидетельствует об утрате им имеющегося у него статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Основанием для возврата к общему режиму налогообложения является нарушение налогоплательщиком 70-процентного ограничения. То есть ситуация, при которой доля дохода от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров составляет менее 70%. Отсутствие дохода от реализации сельскохозяйственной продукции не свидетельствует об утрате налогоплательщиком имеющегося у него статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ИП, как вновь зарегистрированный предприниматель - глава КФХ, на основании соответствующего заявления получил право на применение системы налогообложения в виде ЕСХН.
Налогоплательщик не получил каких-либо доходов от реализации сельскохозяйственной продукции, поскольку в спорный период осуществлял подготовительные мероприятия для осуществления сельскохозяйственной деятельности. Ввиду того, что ИП не было допущено нарушение положений НК РФ, он не утратил право на применение режима налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в связи с чем у налогового органа отсутствовали правовые основания для направления оспариваемого уведомления.
Инспекция должна учитывать реальную возможность подготовки налогоплательщиком запрошенных документов в установленный срок.
ФАС Московского округа признал, что поскольку у заявителя отсутствовала реальная возможность подготовить все запрашиваемые в ходе проверки документы в срок, установленный инспекцией в требовании, налогоплательщик не подлежит привлечению к ответственности за непредставление документов. В Постановлении № А40-93860/11-140-400 от 27.03.2012 ФАС разъяснил, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов влечет взыскание штрафа в размере двухсот рублей за каждый непредставленный документ.П ри этом налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика.
 Из материалов дела следовало, что совокупности общий объем документов по выставленным требованиям составил 37 608 листов. Заявитель, исполняя требование, обращался с запросом в налоговый орган о продлении срока представления истребуемых документов, в чем ему было отказано. Таким образом, довод о том, что заявитель умышленно не исполнял обязанность по представлению документов проверяющим, не подтверждается материалами дела. Заявитель не отказывался от исполнения возложенной на него законом обязанности по представлению документов, а наоборот, предпринял все возможные действия для соблюдения установленного налоговым органом срока. В связи с этим ФАС пришел к выводу об отсутствии вины налогоплательщика в совершении вменяемого ему налогового правонарушения в виде непредставления документов.
Конкурсное производство препятствует принудительному взысканию задолженности по налогам.
Довод об обратном отклонил ФАС Центрального округа, признав необоснованным решение о взыскании с банкрота суммы налога, возникшей после открытия конкурсного производства, за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках. В Постановлении № А14-6906/2011 от 07.03.2012 суд отметил, что требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Учитывая, что обязанность по уплате спорной суммы налога возникла у плательщика после открытия конкурсного производства, обязанность по уплате налога на имущество организаций является текущим обязательством, подлежавшим удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр кредиторов. При этом вопрос о взыскании налога должен решаться в порядке, предусмотренном законом о несостоятельности (банкротстве). В связи с этим, суд отклонил доводы налогового органа о правомерности применения мер принудительного взыскания указанной задолженности.
Срок обращения в суд с требованием о возврате переплаты может исчисляться с момента получения справки о состоянии расчетов по налогам и сборам
К такому выводу пришел ФАС Западно-Сибирского округа, пояснив, что нормы НК РФ не препятствуют налогоплательщику в случае пропуска трехгодичного срока для подачи заявления о возврате переплаты обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в пределах общего срока исковой давности. В Постановлении № А45-12781/2011 от 26.03.2012 суд указал, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. НК РФ не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета сумм излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.
В данном случае этот срок следует исчислять с момента получения налогоплательщиком справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, которая свидетельствует о наличии переплаты у общества по НДС. Общество не имело возможности до получения справки установить факт и размер переплаты. Доказательств направления уведомления налогоплательщику о наличии переплаты, либо того, что обществу об этом стало известно ранее установленной судами при рассмотрении дела даты, налоговым органом в материалы дела не представлено. Исходя из установленных по делу фактов, отметил ФАС, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали, что трехлетний срок для обращения общества в суд с заявлением о возврате им не пропущен.












Заключение

Таким образом, на основании проведенной работы можно подытожить некоторые пункты, а также сделать соответствующие выводы.
Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, однако, в случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 Налогового кодекса РФ.
Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Форма Требования о представлении документов (информации) утверждена Приказом Федеральной налоговой службы РФ от 31.05.2007 N мм-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".
Форма Поручения об истребовании документов (информации) утверждена Приказом Федеральной налоговой службы РФ от 31.05.2007 N мм-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".
Следует обратить внимание на то, что предусмотренное статьей 93.1 Налогового кодекса истребование налоговыми органами у контрагентов или у иных лиц документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках является самостоятельным мероприятием налогового контроля и не связано с установленной пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса РФ обязанностью банков предоставлять соответствующие справки и выписки по счетам их клиентов.
Судебная практика исходит из того, что условиями реализации данного правомочия являются: получение информации от любого третьего лица, а не только от контрагента, сведений в форме информации о конкретных сделках, стороной которых является налогоплательщик. При этом основанием для направления соответствующих запросов служит имеющаяся у налогового органа необходимость получения соответствующих сведений. Особенностью реализации такого права является то, что оно осуществляется инспекцией вне рамок налогового контроля. При этом отсутствие в запросах налоговых органов ссылки на статью 93.1 Налогового кодекса РФ не может служить основанием для признания действий налогового органа по направлению указанных писем незаконными, поскольку данный недостаток в оформлении спорных документов носит формальный характер и не противоречит тем полномочиям налогового органа, которые прямо предусмотрены в пункте 2 статьи 93.1 Кодекса.
Несмотря на все расширяющийся круг задач, которые ставятся государством перед налоговыми органами, основной из них остается контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов, который проводится в процессе выполнения налоговыми органами четко прописанных НК РФ мероприятий налогового контроля (ст. 82 НК РФ). Камеральные налоговые проверки являются одной из наиболее эффективных форм осуществления налогового контроля.
Итак, контроль в налоговой деятельности - это метод руководства компетентного органа государственного управления за соблюдением налогоплательщиками требований налогового законодательства, одной из основных форм которого является камеральная проверка.

Список использованных источников

Налоговый кодекс РФ. Часть первая: федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
Налоговый кодекс РФ. Часть вторая: федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
Александров И. А. Налоги и налогообложение / И. А. Александров. – М. : Дашков и Ко, 2009. – 318 с.
Анашкин А. К. Система налогового контроля – программа эффективного управления / А. К. Анашкин // Финансы и кредит. 2011. № 14. С. 54-58.
Мазуркевич В. Ю. Исполнение обязанности по уплате налогов: проблемы теории и практики / В. Ю. Мазуркевич // Финансовое право. 2009. № 10. С. 15-20.
Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для вузов / В. Г. Пансков. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Книжный мир. – 2011. – 688 с.
Попонова Н. А. Организация налогового учета и налогового контроля / Н. А. Попонова, Г. Г. Нестеров, А. В. Терзиди. – М. : Эксмо, 2011. – 624 с.
Суслов Д. А. Правовое регулирование деятельности субъектов налогового контроля / Д. А. Суслов // Экономика и производство. 2009. № 3. С. 39 – 42.

Налоговый кодекс РФ. Часть вторая: федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для вузов / В. Г. Пансков. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Книжный мир. – 2011. – 688 с.
Суслов Д. А. Правовое регулирование деятельности субъектов налогового контроля / Д. А. Суслов // Экономика и производство. 2009. № 3. С. 39 – 42.
Александров И. А. Налоги и налогообложение / И. А. Александров. – М. : Дашков и Ко, 2009. – 318 с.
Попонова Н. А. Организация налогового учета и налогового контроля / Н. А. Попонова, Г. Г. Нестеров, А. В. Терзиди. – М. : Эксмо, 2011. – 624 с.
Анашкин А. К. Система налогового контроля – программа эффективного управления / А. К. Анашкин // Финансы и кредит. 2011. № 14. С. 54-58.
Мазуркевич В. Ю. Исполнение обязанности по уплате налогов: проблемы теории и практики / В. Ю. Мазуркевич // Финансовое право. 2009. № 10. С. 15-20.
Налоговый кодекс РФ. Часть первая: федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.











2

Список использованных источников

1. Налоговый кодекс РФ. Часть первая: федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ [электронный ресурс] // КонсультантПлюс.
ВерсияПроф.
2. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая: федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ [электронный ресурс] // КонсультантПлюс.
ВерсияПроф.
3. Александров И. А. Налоги и налогообложение / И. А. Александров. – М. : Дашков и Ко, 2009. – 318 с.
4. Анашкин А. К. Система налогового контроля – программа эффективного управления / А. К. Анашкин // Финансы и кредит. 2011. № 14. ¬¬ С. 54-58.
5. Мазуркевич В. Ю. Исполнение обязанности по уплате налогов: проблемы теории и практики / В. Ю. Мазуркевич // Финансовое право. 2009. № 10. С. 15-20.
6. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для вузов / В. Г. Пансков. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Книжный мир. – 2011. – 688 с.
7. Попонова Н. А. Организация налогового учета и налогового кон-троля / Н. А. Попонова, Г. Г. Нестеров, А. В. Терзиди. – М. : Эксмо,
2011. – 624 с.
8. Суслов Д. А. Правовое регулирование деятельности субъектов налогового контроля / Д. А. Суслов // Экономика и производство. 2009.
№ 3. С. 39 – 42.

Вопрос-ответ:

Какие документы может потребовать налоговая инспекция при проведении налоговой проверки?

При проведении налоговой проверки налоговая инспекция может потребовать различные документы от налогоплательщика или налогового агента. В частности, это могут быть налоговые декларации, бухгалтерская отчетность, договоры с контрагентами, счета-фактуры, акты выполненных работ или оказанных услуг, кассовые документы, расходные накладные и прочие документы, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности.

Какова процедура направления требования на истребование документов от налогоплательщика?

Процедура направления требования на истребование документов от налогоплательщика включает в себя составление официального запроса, который должен быть направлен налоговой инспекцией. В запросе должны быть указаны конкретные документы, которые требуется предоставить, а также срок, в течение которого требование должно быть выполнено. Налогоплательщик обязан представить требуемые документы в установленный срок.

Что происходит, если налогоплательщик не предоставляет требуемые документы в установленный срок?

Если налогоплательщик не предоставляет требуемые документы в установленный срок, то налоговая инспекция имеет право применить меры ответственности. В частности, это может быть наложение штрафа за неисполнение требования. Также, непредоставление требуемых документов может быть рассмотрено в рамках налоговой проверки и повлечь за собой налогообложение по оценочным данным.

Возможно ли продление срока исполнения требования на истребование документов?

Да, возможно продление срока исполнения требования на истребование документов. Налоговая инспекция может продлить срок исполнения, если есть уважительные причины, такие как сложность предоставления требуемых документов, невозможность выполнить требование в установленный срок по объективным причинам и т.д. О продлении срока исполнения требования налогоплательщик должен уведомить налоговую инспекцию до истечения установленного срока.

Какие условия и правила действуют при истребовании документов от налогоплательщика или налогового агента?

При истребовании документов от налогоплательщика или налогового агента действуют определенные условия и правила. Например, такое истребование может быть осуществлено только в рамках налоговой проверки и с соблюдением процедур, установленных законодательством. Требуемые документы должны иметь отношение к налоговым обязательствам и должны быть представлены в установленный срок. Неисполнение требования или предоставление заведомо ложных документов может повлечь юридическую ответственность.

Как происходит процедура направления требования об истребовании документов?

Процедура направления требования об истребовании документов включает несколько шагов. Первым этапом является составление и отправка письменного требования налоговым органом. В требовании должны быть указаны основания и цели истребования документов. Далее, налогоплательщику или налоговому агенту предоставляется определенный срок для исполнения требования. В случае неисполнения или непредоставления требуемых документов, могут применяться меры юридической ответственности.

Как осуществляется исчисление и продление срока исполнения требования об истребовании документов?

Исчисление и продление срока исполнения требования об истребовании документов происходит в соответствии с законодательством. Обычно срок исполнения составляет не менее 10 рабочих дней с момента получения требования. Однако, срок может быть продлен по уважительным причинам, таким как отсутствие возможности предоставить требуемые документы в установленный срок. В таком случае, налогоплательщик или налоговый агент должен письменно обосновать причины задержки и ожидаемую дату предоставления документов.

Как осуществляется исполнение требования об истребовании документов в пограничных ситуациях?

Исполнение требования об истребовании документов в пограничных ситуациях может иметь некоторые особенности. Например, если налогоплательщик или налоговый агент находится за границей или в другом регионе, то требование может быть направлено через письменное уведомление или налоговый орган может запросить сотрудничество соответствующих исполнительных органов других стран или регионов. В таких случаях важно соблюдать международные договоры и соглашения, регулирующие процедуры истребования документов в международных ситуациях.