Экономические кризисы и государственное регулирование кризисных ситуаций.
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 30.12.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ 5
1.1. Сущность экономического кризиса 5
1.2. Фазы экономического кризиса 8
1.3. Виды экономических кризисов 10
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ 12
2.1. Меры государственного регулирования кризисов в экономике 12
2.2. Развитие антикризисного государственного регулирование в ХХ в. 16
2.3. Государственное регулирование экономики после мирового кризиса 2008 г. 19
2.4. Государственные меры по предотвращению экономического кризиса в России 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
В том, что нормальное функционирование современной рыночной экономики невозможно без активного государственного регулирования, и состоит первый урок кризиса.
Некоторые лидеры развитых государств констатировали окончание эпохи свободного рынка и даже смерть идеологии диктатуры рынка и бессилия государства.
Государства были вынуждены активно вмешиваться в создавшуюся ситуацию. По некоторым экспертным данным, если бы такого вмешательства не произошло, то мировую экономику постигла бы настоящая катастрофа, уровень производства упал бы в ведущих странах в несколько раз, на улице оказались бы сотни миллионов безработных, которые стали бы свергать свои правительства и приводить к власти радикалов.
2) Не подлежит сомнению и второй урок кризиса, заключающийся в том, что активное государственное регулирование экономики должно осуществляться не только в период кризисов. Такое регулирование должно носить постоянный характер с целью максимально возможного предотвращения негативных явлений в экономике.
3) Одной из основных форм государственного регулирования экономики в период кризиса является государственная поддержка. Это третий урок кризиса. Однако финансовые возможности любого государства не безграничны, тем более что в период кризиса на государство тяжелым бременем ложится масса социальных проблем. Государство, как и любой другой участник хозяйственного оборота, обязано, несмотря на кризис, выполнять принятые на себя обязательства.
Государственная поддержка экономики и предпринимательской деятельности должна сопровождаться эффективными организационными формами государственного регулирования, в том числе надлежащим государственным контролем за использованием соответствующих финансовых средств, а для этого необходим адекватный правовой механизм.
4) Четвертый урок кризиса, точнее – парадокс, заключается в том, что без государственной поддержки не могут обойтись, в первую очередь, крупные финансовые структуры и корпоративные предприятия, хотя именно они – столпы «саморегулируемого рынка». Когда ситуация в экономике стабильная, представители крупного бизнеса, обслуживаемые комфортными для них частноправовыми актами, активно насаждают вышеприведенные тезисы и клише. Когда же наступает кризис, они охотно принимают финансовую поддержку со стороны государства, да еще и предлагают, как лучше поделить ее, сделать процесс прозрачным и т. д.
5) Как в Российской Федерации, так и в других странах, отсутствует эффективный правовой антикризисный механизм как система правовых средств (и, в первую очередь, соответствующих правовых норм), направленных на преодоление кризисных явлений в экономике. Это пятый урок кризиса.
С юридической точки зрения, реальная угроза финансово-экономической стабильности – результат различного рода отклонений от принципа верховенства права в экономике, в рамках отдельных государств и на глобальном уровне. Это и неэффективные нормативные правовые акты, и непрофессиональные и неправомерные действия чиновников, должностных лиц и корпораций, включая сомнительные и незаконные финансовые пирамиды – как внутригосударственные, так и транснациональные.
2.4. Государственные меры по предотвращению экономического
кризиса в России
Мировой экономический кризис 2008 г. оказал влияние на развитие экономик многих стран, в том числе и России. На фоне всемирных экономических трудностей в ряде стран Российская Федерация разработала специальные меры, которые по мнению правительства должны будут уберечь государство от повторения печального опыта некоторых мировых держав. Такими мерами стали:
1) Увеличение государственного резерва как основа стабильности. Для любой страны вспыхнувший внезапно экономический кризис характеризуется, прежде всего, незапланированными расходами и убытками, объем которых трудно предсказать. При этом суммы порой оказываются настолько колоссальными, что образуют значительную брешь в экономике государства. Во избежание подобной экстренной ситуации и для того, чтобы сдержать возможное увеличение дефицита бюджета, министром финансов Российской Федерации было принято решение об увеличении антикризисного резерва.
2) Экономия в сфере государственного бюджета. Еще одним неприлежным правилом каждого ответственного за свою страну правительства является обязательный режим экономии по некоторым направлениям расходования бюджетных средств. Конечно, не стоит перенимать совсем жесткую политику. В противном случае граждане окажутся в сложном положении, что станет только помехой в эффективном преодолении возникших трудностей.
Такой весьма осторожный подход к разумному снижению расходов должен будет принести свои положительные плоды. Таким образом, сохранятся дополнительные денежные средства, которые можно будет пустить на поддержание стабильности в банковской системе, которая в условиях кризиса сыграет решающую роль для сохранения устойчивости производственных предприятий.
3) Сохранение всех приоритетов. В программу российских антикризисных включены не только мероприятия по предотвращению снижения экономических показателей и темпов роста. В планы руководства страной входит поддержание обычного потенциала производства. Мало того, современная антикризисная программа рассматривает его усиление. Не упущен также момент, связанный и с модернизацией всех сфер страны, в том числе и долгосрочного характера.
Кроме того, необходимо сохранять в полном объеме всю ответственность по обязательствам правительства страны перед населением. Это должно сохранить спокойствие граждан, их права и свободы. Особенно важен такой пункт для служащих бюджетных организаций, которые не должны будут почувствовать на себе какие-либо затруднения в финансовой сфере.
Комплексное соблюдение множества пунктов, факторов и показателей, с помощью которых будет анализироваться и регулироваться деятельность всех отдельных элементов в механизме государства, и является по своей сути антикризисной программой. Только эффективное рассмотрение не только первичных проблем, но и более тонких поможет стране удержаться на своем уровне, не пошатнувшись даже в случае возникновения повтора ситуации 2008 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы отметить, что кризис – это неизбежное состояние экономики, потому что она не может постоянной развиваться стабильно.
Экономический кризис обнаруживает перенакопление капитала, которое выступает в трех формах:
- перепроизводство товарного капитала (рост нереализованной продукции;
- перенакопление производительного капитала (увеличение недогрузки производственных мощностей, рост безработицы);
- перенакопление денежного капитала (увеличение количества денег, не вложенных в производство).
Общим результатом перенакопления капитала становится рост издержек производства, падение цен и, следовательно, прибыли.
Пути выхода из кризиса всегда зависят от причин вызвавших данную ситуацию. Главной целью, государства оказавшегося в затруднительном положении, переход на нормальный, обычный режим работы. Для этого необходимо погасить все задолженности. Это достаточно трудно в состоянии неплатежеспособности, но возможно. Следует разработать план по оздоровлению экономической деятельности государства. Необходимо проанализировать состояние ресурсов предприятия на сегодняшний момент и возможности предприятия на будущее. При наличии возможности получить финансовую или товарную помощь государство может расплатиться с долгами в включиться в производство.
Финансовый кризис 2008 г. стал самым крупным и разрушительным по своим последствиям кризисом в современной экономике мира. Некоторые государства до сих пор не могут полностью восстановится после его действия. Он фактически затронул все сферы экономики, включая ее реальный сектор.
Государства были вынуждены активно вмешиваться в создавшуюся ситуацию. По некоторым экспертным данным, если бы такого вмешательства не произошло, то мировую экономику постигла бы настоящая катастрофа, уровень производства упал бы в ведущих странах в несколько раз, на улице оказались бы сотни миллионов безработных.
Одним из направлений государственного регулирования экономики стала поддержка реального сектора, включая:
- поддержку отдельных отраслей;
- регулирование размера налогов;
- поддержку малого и среднего бизнеса;
- создание специальных бюджетных фондов;
- рост государственных заимствований.
Россия также не стала здесь исключением. На фоне всемирных экономических трудностей российское правительство разработало специальные меры, которые должны будут уберечь государство от повторения печального опыта некоторых мировых держав. Такими мерами стали:
1) Увеличение государственного резерва как основа стабильности.
2) Экономия в сфере государственного бюджета.
3) Сохранение всех приоритетов в программе экономического развития.
Таким образом, соблюдение этих, а также ряда других мер должно препятствовать возникновению кризисных ситуаций в экономике страны.
Подводя итог проделанной работе можно сделать главный вывод, что полностью избежать кризисов экономики невозможно, так как это динамичная система, постоянно находящаяся в развитии. Но при помощи своевременной и эффективной экономической политики вполне реально предугадать возникновение кризисных ситуаций и в наибольшей степени смягчить их последствия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год // Сайт RG.RU Российская Газета [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/03/20/programma-antikrisis-dok.html.
2. Алекашенко, С., Миронов, В., Мирошниченко, Д. Российский кризис и антикризисный пакет: цели, масштабы, эффективность / С. Алекашенко, В. Миронов, Д. Мирошниченко // Вопросы экономики. - 2011. - №2. - С. 23-49.
3. Бабушкина, Е. А., Бирюкова, О. Ю., Верещагина, Л. С. Антикризисное управление / Е.А. Бабушкина, О.Ю. Бирюкова, Л.С. Верещагин. – М.: Эксмо, 2009. – 467 с.
4. Борисов, Е. Ф., Экономическая теория / Е.Ф. Борисов. - М.: Юрайт, 2012. – 684 с.
5. Дмитриева, Н.З. Экономические кризисы: виды, причины возникновения и последствия / Н.З. Дмитриева. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 481 с.
6. Иванова, Е.А. Меры по предотвращению возникновения экономического кризиса в России / Е.А. Иванова // Экономический вестник. – 2012. - № 7. – С. 58-63.
7. Кудрин, А.Л. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию / А.Л. Кудрин // Вопросы экономики. - 2009. - №1. - С. 9-27.
8. Мау, В. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису / В. Мау // Вопросы экономики. - 2009. - №2. - С. 4-23.
9. Мэнкью, Н.Г. Макроэкономика / Н.Г. Мэнкью. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 736 с.
10. Несветайлова, А. Загадки глобального кредитного краха, или об иллюзии ликвидности / А. Несветайлова // Вопросы экономики. - 2012. - №12. - С. 33-58.
11. Шишкин, С.Н. Государственное регулирование экономики: некоторые уроки глобального финансово-экономического кризиса / С.Н. Шишкин // Бизнес, менеджмент и право. – 2011. - № 8. – С. 25-29.
12. Экономика / Под ред. А. С. Булатова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 461 с.
13. Юницкий, В. Н. Государственное антикризисное регулирование в истории мировой экономики / В.Н. Юницкий // Мировая экономика. – 2011. - № 8. – С. 47-52.
Экономика / Под ред. А. С. Булатова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 258-259.
Борисов Е. Ф., Экономическая теория. М.: Юрайт, 2012. С. 315-316.
Дмитриева Н.З. Экономические кризисы: виды, причины возникновения и последствия. М.: ИНФРА-М, 2012. С. 327-328.
Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 481-482.
Дмитриева Н.З. Экономические кризисы: виды, причины возникновения и последствия. М.: ИНФРА-М, 2012. С. 167-168,170
Бабушкина Е. А., Бирюкова О. Ю., Верещагина Л. С. Антикризисное управление. М.: Эксмо, 2009. С. 187-188, 196-197.
Юницкий В. Н. Государственное антикризисное регулирование в истории мировой экономики // Мировая экономика. – 2011. - № 8. – С. 47-52.
Мау В. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису // Вопросы экономики. 2009. №2. С. 23.
Несветайлов А. Загадки глобального кредитного краха, или об иллюзии ликвидности // Вопросы экономики. - 2012. - №12. - С. 33-58.
Мау В. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису // Вопросы экономики. - 2009. - №2. - С. 4-23.
Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики: некоторые уроки глобального финансово-экономического кризиса // Бизнес, менеджмент и право. – 2011. - № 8. – С. 25-29.
Иванова Е.А. Меры по предотвращению возникновения экономического кризиса в России // Экономический вестник. – 2012. - № 7. – С. 58-63.
25
1. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год // Сайт RG.RU Российская Газета [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/03/20/programma-antikrisis-dok.html.
2. Алекашенко, С., Миронов, В., Мирошниченко, Д. Российский кризис и антикризисный пакет: цели, масштабы, эффективность / С. Алекашенко, В. Миронов, Д. Мирошниченко // Вопросы экономики. - 2011. - №2. - С. 23-49.
3. Бабушкина, Е. А., Бирюкова, О. Ю., Верещагина, Л. С. Антикризисное управление / Е.А. Бабушкина, О.Ю. Бирюкова, Л.С. Верещагин. – М.: Эксмо, 2009. – 467 с.
4. Борисов, Е. Ф., Экономическая теория / Е.Ф. Борисов. - М.: Юрайт, 2012. – 684 с.
5. Дмитриева, Н.З. Экономические кризисы: виды, причины возникновения и последствия / Н.З. Дмитриева. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 481 с.
6. Иванова, Е.А. Меры по предотвращению возникновения экономического кризиса в России / Е.А. Иванова // Экономический вестник. – 2012. - № 7. – С. 58-63.
7. Кудрин, А.Л. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию / А.Л. Кудрин // Вопросы экономики. - 2009. - №1. - С. 9-27.
8. Мау, В. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису / В. Мау // Вопросы экономики. - 2009. - №2. - С. 4-23.
9. Мэнкью, Н.Г. Макроэкономика / Н.Г. Мэнкью. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 736 с.
10. Несветайлова, А. Загадки глобального кредитного краха, или об иллюзии ликвидности / А. Несветайлова // Вопросы экономики. - 2012. - №12. - С. 33-58.
11. Шишкин, С.Н. Государственное регулирование экономики: некоторые уроки глобального финансово-экономического кризиса / С.Н. Шишкин // Бизнес, менеджмент и право. – 2011. - № 8. – С. 25-29.
12. Экономика / Под ред. А. С. Булатова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 461 с.
13. Юницкий, В. Н. Государственное антикризисное регулирование в истории мировой экономики / В.Н. Юницкий // Мировая экономика. – 2011. - № 8. – С. 47-52.
Вопрос-ответ:
Что такое экономический кризис?
Экономический кризис - это серьезное нарушение в экономике, характеризующееся снижением производства, увеличением безработицы и общим ухудшением финансовой ситуации в стране или регионе.
Какие фазы можно выделить в экономическом кризисе?
Экономический кризис обычно проходит через три фазы: начальную фазу (предвестник кризиса), активную фазу (сам кризис, характеризующийся резким спадом экономики) и конечную фазу (посткризисное восстановление).
Какие меры государственного регулирования используются во время экономического кризиса?
Во время экономического кризиса государство может использовать различные меры регулирования, такие как фискальные стимулы (снижение налогов, увеличение государственных расходов), монетарные меры (снижение процентных ставок, увеличение объема денежных поступлений в экономику) и стимулирование инвестиций.
Как развивалось государственное регулирование кризисных ситуаций в ХХ веке?
В ХХ веке государственное регулирование кризисов стало более активным. Государства начали принимать законы и политики, направленные на предотвращение и облегчение кризисных ситуаций. Были созданы многие международные организации, например, Международный валютный фонд и Всемирная торговая организация, которые занимаются регулированием экономики и урегулированием кризисных ситуаций.
Какое влияние оказало мировое кризиса на государственное регулирование экономики?
Мировой кризис привел к серьезным изменениям в государственном регулировании экономики. Многие страны стали более активно вмешиваться в экономические процессы, вводя новые меры регулирования, чтобы предотвратить дальнейшее развитие кризиса и способствовать восстановлению экономики.
Какова сущность экономического кризиса?
Экономический кризис - это сильное и продолжительное нарушение в экономике, характеризующееся снижением производства, ростом безработицы, инфляцией и другими отрицательными явлениями. Главной причиной экономического кризиса является неравновесие между спросом и предложением.
Какие фазы проходит экономический кризис?
Экономический кризис проходит через три основные фазы: предкризисную, кризисную и послекризисную. В предкризисной фазе наблюдается снижение экономической активности, накопление проблем и неравновесий. В кризисной фазе происходят массовые банкротства, рост безработицы и снижение доходов. В послекризисной фазе начинается восстановление экономики и выход из кризиса.
Какие есть виды экономических кризисов?
Существует несколько видов экономических кризисов, включая финансовый кризис, валютный кризис, долговой кризис, инфляционный кризис и другие. Каждый из них имеет свои особенности и причины возникновения, но общей чертой является нарушение нормального функционирования экономики и негативные последствия для населения и бизнеса.
Какое государственное регулирование применяется в экономических кризисах?
В экономических кризисах государство применяет различные меры регулирования, такие как фискальная политика, монетарная политика, стимулирование экономической активности, поддержка бизнеса и работников, регулирование банковской системы и т.д. Цель таких мер - стабилизация экономики и смягчение негативных последствий кризиса.