Особенности социально психологической реабилитации жертв постравматического стрессовогорастройства
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 31 + 31 источник
- Добавлена 02.01.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Понятие и особенности социальной работы 5
1.1 Понятие социального обслуживания 5
1.2 Особенности социальной работы на современном этапе 15
Глава 2. Особенности социально-психологической реабилитации в условиях посттравматического стрессового расстройства 20
2.1 Влияние стрессового расстройства на психику и поведение человека в современном обществе 20
2.2 Понятие об экстремальной и чрезвычайной ситуациях 24
2.3 Особенности адаптации человека к стрессу в условиях посттравматического стрессового расстройства 30
Заключение 39
Список литературы 41
Психологическим компонентам системы регуляции адаптации придается особое значение, поскольку адаптация и как процесс, и как состояние не является пассивным следствием, детерминированным тем или иным воздействием внешней или внутренней среды, а формируется человеком во многом как осознанный акт, обеспечивающий его внутреннюю свободу и независимость.
Психологические аспекты адаптации, как и описание других функциональных состояний, в том числе и стресса, предусматривают прежде всего выявление роли психических процессов и активационных свойств личности (внимания, эмоций, волевых характеристик и т.д.). Большую роль играют те особенности сознания, которые связаны с мотивационной сферой, с социальным положением и профессией человека. Очень важны для понимания динамики адаптации уровень развития самосознания и степень самореализации личности, особенно рефлексивного отражения действительности в сознании, проявляющиеся в переживаниях и действиях.
Динамика адаптационного процесса независимо от того, связана ли она с изменениями вегетативных и обменных процессов, обеспечивающих жизнь и деятельность человека в изменившихся условиях внешней среды, или с процессами, влияющими на уровень и механизмы поддержания гомеостаза, или же с теми или иными формами поведенческого и психологического приспособления, реализуется нейрофизиологическими механизмами так же, как и любой жизненный процесс, протекающий на уровне целого организма. Значительную роль в регуляции адаптации и стресса играют их мозговые и гуморально-гормональные механизмы, которые не являются какими-либо особыми, специфическими только для управления этим процессом.
В развитии реакции организма на сильные и сверхсильные раздражения, как отмечают Г.Н. Кассиль, Л.А. Китаев-Смык, В.И. Медведев и другие, наибольшее значение имеют две системы – симпато-адреналовая и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая. Исследования, выполненные указанными авторами, а также нами по проблеме психологического стресса, позволили представить концептуальную схему развития адаптации, отражающую нервные и гуморально-гормональные механизмы ее регуляции. В этом процессе регуляции формируется система взаимодействующих морфо-функциональных образований, которая включает кору головного мозга, гипоталамус, лимбико-ретикулярную формацию, симпато-адреналовую систему, трофотропные механизмы, гипофиз, адренокортикотропный гормон, кортикостероиды и др.
Особая роль в формировании нейрофизиологических реакций процесса адаптации принадлежит функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Следует, пожалуй, лишь отметить, что возрастает количество суждений, выражающих осторожность в абсолютизации принципа фиксированности функций правого и левого полушарий и утверждающих возможность инверсии этих функций. По мнению Э.А. Костандова, роль межполушарной асимметрии заключается в возможности осуществления взаимодополняющей деятельности и преимущество одного полушария перед другим проявляется лишь на определенных стадиях обработки информации с целью создания адекватного образа внешней среды.
Рассмотрение некоторых общих механизмов развития адаптации свидетельствуют о неразрывной связи физиологических и психологических процессов. Однако в зависимости от вида адаптогенного фактора, особенности его взаимодействия с человеком, исходного состояния человека, имеющихся у него врожденных и приобретенных программ и возможностей их активации, особенностей сочетания природных и социальных условий среды и ряда других факторов, определяющих выбор стратегии адаптационного процесса, роль и состояние физиологических и психологических механизмов могут изменяться, что в принципе и определяет одну из главных характеристик индивидуального развития адаптации.
Это связано, с тем, что современная жизнь человека значительно переполнена различными повседневными стрессами и у социума возникает объективная необходимость преодоления и борьбы с ними. Понятие эмоционального восприятия разрабатывается достаточно давно, однако до сих пор не существует его однозначного определения. Сегодня исследователи, при рассмотрении эмоционального восприятия, вкладывают в него свой особенный смысл.
Так, в частности, еще Адлер А., который занимался разработкой проблем индивидуального стиля эмоциональных переживаний трактовал их в этом аспекте, или Мерлин В., ставил вопрос о существовании индивидуального эмоционального стиля. При всей неоднозначности подходов, все они имеют самое непосредственное отношение к эмоциональному восприятию индивида.
Эмоциональное восприятие ситуации является сложным психологическим явлением, которое характеризует сиюминутное отражение у индивида окружающего мира. Однако очень важно также учитывать и то, что эмоциональное восприятие человека является весьма устойчивым образованием. Восприятие зависит как от особенностей строения, а также функционирования органов чувств, так и от определенных личностных особенностей, а также черт характера и темперамента, мировоззрения человека, его моральных ценностей и психологических установок.
Если говорить об эмоциональном восприятии как составном явлении, то нужно отметить, что оно включает в себя сразу две равнозначные ступени:
Во-первых, это формирование эмоционального образа.
Во-вторых, это возникновение актуального эмоционального состояния.
Две данные ступени невозможно рассматривать в отрыве друг от друга, так как одно неизменно влечет за собой появление другого.
Эмоциональный образ индивида представляет собой некое отражение смыслового содержания сложившейся ситуации, которое сформировалось в результате определенного эмоционального восприятия, а также оценки данной ситуации. Затем уже полностью сформированный данный эмоциональный образ вызывает за собой появление некоего определенного актуального эмоционального состояния, которое характерно для данной ситуации.
Таким образом, актуальное эмоциональное состояние – это своеобразный ответ человека на определенную ситуацию в процессе ее эмоционального восприятия.
Формирование эмоционального образа является опосредующим звеном в этой цепи. Нужно отметить, что у любого индивида актуальное эмоциональное состояние всегда представляет собой определенный результат постоянного процесса эмоционального восприятия.
Иными словами, актуальное эмоциональное состояние представляет собой образование, которое обязательно несет в себе некий компонент устойчивого индивидуального эмоционального реагирования и одновременно обладает только сиюминутным воздействием на определенную деятельность человека.
Таким образом, актуальное эмоциональное состояние – это эмоциональное состояние, которое формируется под воздействием внешних (ситуация и деятельность) и внутренних (настроение и эмоциональная устойчивость) факторов и характеризует отношение индивида к конкретной ситуации и условиям среды.
Исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать определение эмоционального восприятия.
Эмоциональное восприятие – это целостное психическое отражение различных событий и ситуаций, представляющих для индивида определенную значимость, связанное с формированием эмоциональных образов этих ситуаций, которые провоцируют у него (индивида) появление конкретного актуального эмоционального состояния. Вообще если говорить об эмоциональном восприятии, то можно сравнить его с «индивидуальным эмоциональным стилем».
Это связано с тем, что как уже было рассмотрено ранее эмоциональное восприятие, так же как и «индивидуальный эмоциональный стиль», понятие двоякое. С одной стороны эмоциональное восприятие – сиюминутное явление, а с другой – оно обусловлено личностными особенностями конкретного человека.
Человек переживает те или иные события, ситуации, применяя эмоциональные средства и способы как в связи со свойствами собственной индивидуальности, так и в зависимости от объективных условий - именно так можно описать двойственную природу эмоционального восприятия.
В процессе развития человека в онтогенезе структура его личности претерпевает различные изменения, фиксирующие ее качественно новые состояния.
Эти изменения могут приводить к временным проявлениям состояния «нездоровье» как трудностям личностного роста. Одним из основных постулатов рационально-эмоциональной поведенческой теории является то, что у людей в одно и то же время могут быть как рациональные, так и иррациональные убеждения. Рациональные убеждения ассоциированы со здоровыми негативными эмоциями (озабоченность, грусть, сожаление, огорчение, раздражение).
Иррациональные - с нездоровыми негативными эмоциями (тревога, депрессия, вина, стыд/смущение, гнев).
В настоящее время не существует общепризнанной классификации типов преодоления. В частности, С. Хобфолл предложил многоосевую модель «поведения преодоления», которая имеет две основные оси: «просоциальная-асоциальная», «активная-пассивная» и одну дополнительную ось: «прямая-непрямая».
- Осознание индивидом непрерывности, постоянства и идентичности своего физического, психического и личностного «Я»;
- Способность управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами, правилами и законами;
- Позитивная критичность к себе и собственной жизнедеятельности во всех ее формах и проявлениях, а также к ее результатам;
- Способность к позитивному планированию своей жизнедеятельности и реализации этого плана в общих чертах;
- Способность изменять поведение и уточнять смысл своего существования в зависимости от смены жизненных обстоятельств.
Работа с иррациональными взглядами и формирование рациональных взглядов составляют сущность рационально-эмоциональной поведенческой терапии по преодолению фрустрации.
В связи с тем, что фрустрация (как психическое состояние) связана с преодолением трудностей (фрустрирующей ситуации), необходимо также учитывать используемые при этом стратегии.
Заключение
Исходя из теоретико-экспериментальных положений об адаптации человека, развитии и преодолении психологического стресса, любую эрготическую систему следует рассматривать как динамический объект, который отражает изменения не только параметров внешней среды, но и человека. Процессы гомеостатической и адаптивной регуляции функционального состояния связаны как с онтогенетическим развитием организма и психики, так и с постоянным приспособлением к экстремальным воздействиям факторов среды.
Влияние этих воздействий носит защитно-приспособительный и преобразующе-развивающий характер. В этих условиях человек как биологический и социальный субъект реализует в пассивной или активной форме механизмы адаптации к среде, а также стремится активно, целесообразно преобразовать саму среду.
Эмоциональным нарушениям как составляющей социального неблагополучия в последнее время уделяется значительное внимание со стороны исследователей.
Установлено, что устойчивые отрицательные эмоции выполняют дезорганизующую роль в общей активности индивида любой тип длительных отрицательных переживаний является основным фактором эмоциональной и поведенческой агрессии, безволия и разного рода зависимости, вызывает рассогласование между потребностью в самосохранении, самозащите и осознанием той или иной угрозы для жизни в ситуации риска с последующим принятием неадекватного поведенческого решения; ведет к искажениям ведущих потребностей.
Доказано, что превышение оптимального уровня стресса оказывает негативное воздействие на соматическое и эмоциональное состояние и протекание когнитивных процессов, а также снижают продуктивность труда.
Непосредственно в стрессогенной ситуации могут возникать элементы пограничных состояний и признаки измененного состояния сознания.
Длительное пребывание в стрессогенных условиях или регулярное воздействие стрессовых раздражителей истощает организм и ослабляет иммунитет, что создает риск развития психогенных заболеваний.
Эмоциональное состояние – это результат проявления конкретной эмоции, вызванной социальной ситуацией или потребностями личности. В этом случае эмоция проявляет свою социальную функцию.
Эмоциональное состояние доказывает завершенность данной функции. Если это состояние позитивное, то оно свидетельствует об адекватной социализации индивида в сложившихся условиях.
Отрицательное состояние требует своевременной психологической коррекции. Суть ее заключается в социализации базовых положительных и отрицательных эмоций.
Изменение отношения к ситуации успешно осуществляется с помощью методов когнитивной (рационально-эмотивной) психотерапии. Изменение поведения – задача поведенческих методов психотерапии.
Снизить уровень стресса без изменения стрессогенной ситуации и вызванных ею когниций можно с помощью обучения нервно-мышечной релаксации и других релаксирующих воздействий (физиотерапии, противотревожной фармакотерапии, седативной фитотерапии и т.п.).
Следует отметить, что релаксационные тренинги формально относятся к поведенческим методам психотерапии, а значит, психотерапевтические задачи (изменение отношения, изменение поведения, снижение уровня стресса) могут быть успешно решены с помощью когнитивных и поведенческих методов психотерапии.
Список литературы
1. Александровский Ю.А. Психические расстройства: диагностика и терапия в общемедицинской практике. М., 2007.
2. Бартош Т.П., Бартош О.П., Вассерман Л.И. Комплексное психофизиологическое и медико-психологическое исследование подростков, проживающих в экстремальных условиях Северо-Востока России //Сибирский психологический журнал.- 2008.- № 30. - С.77-81.
3. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 528 с.
4. Булгакова О.С. Психосоматическая нормализация в современном мире // Журнал «Фундаментальные исследования». 2008. №6. С.56-57.
5. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.: «Мир», 1988.
6. Бурлачук Л.Ф., Михайлова Н.Б. К психологической теории ситуации // Психологический журнал.- 2002.- №1.- С. 5-17.
Буянова М. О., Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики, «Проспект», 2002 г., стр. 92
7. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. «Психология здоровья человека» - М., 2001
8. Величковский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. В 2 т. Т. 1. – М.: Смысл, 2006. – 448 с.
9. Виноградова Л.В. Интеллектуальный контроль как способ интерпретации эмоционально-трудных жизненных ситуаций // Психологический журнал.- 2004.- №6.- С. 21-28.
10. Губарева Л. И., Будкевич Р. О., Агаркова Е. В. Психофизиология: Учеб. пособие. М.: Владос, 2007. - 189 с.
11. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Патофизиология. Т.1 Общая патофизиология (с основами иммунопатологии). Учебник для студентов медВУЗов. – СПб: ЭлБи-СПб, 2008.
12. Залевский Г.В. «Некоторые проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни» - Сибирский психол. журнал, №35, 2010, с. 6-11
13. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. - СПб., 2005
14. Краснов В.Н. Расстройства аффективного спектра. М.: Практическая медицина, 2011.
15. Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психические состояния. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1990. – 144 с.
16. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса: Психологическая антропология стрес-са. – М.: Академический проект, 2009. – 943 с.
17. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Личностные расстройства // Питер, 2010.
18. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. – М.: «Академия», 2007.
19. Мамут Л. С., Социальное государство с точки зрения права // Государство и право // 2001 г., № 7, С. 5.
20. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных си-туациях. – Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издатель-ский центр «Академия», 2008.
21. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М.: Изда-тельский центр «Академия», 2008.
22. Психология эмоций/ Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: изд-во Московского ун-та, 1993.
23. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общ. Ред Ю.С. Шойгу. – М., 2007.
24. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности: Теория и практика психодиагностики.- СПб.: Речь, 2003.
25. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – Москва: Когито, 2001.
26. ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 г., № 195-ФЗ
27. ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 г., N 122-ФЗ
28. ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 г., № 195-ФЗ
29. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности/ Г.Х. Шингаров; Ред. К.К. Платонов.- М.: Наука, 1971.- 223 с.
30. Штарик С. Ю. Взаимосвязь повышенного уровня тревоги и артериальной гипертонии // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2010. - № 2 (59). – С. 69-73.
31. Эмоции человека в нормальных и стрессовых условиях/ Под общ. ред. А.И. Яроцкого, И.А. Криволапчука.- Гродно: Изд-во Гродн. гос. ун-та, 2001.- 494 с.
Буянова М. О., Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики, «Проспект», 2002 г., стр. 31.
ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 г., № 195-ФЗ
ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 г., № 195-ФЗ
ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 г., N 122-ФЗ
Буянова М. О., Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики, «Проспект», 2002 г., стр. 92.
Мамут Л. С., Социальное государство с точки зрения права // Государство и право // 2001 г., № 7, С. 5.
Бурлачук Л.Ф., Михайлова Н.Б. К психологической теории ситуации // Психологический журнал.- 2002.- №1.- С. 5-17.
Бурлачук Л.Ф., Михайлова Н.Б. К психологической теории ситуации // Психологический журнал.- 2002.- №1.- С. 5-17.
Эмоции человека в нормальных и стрессовых условиях/ Под общ. ред. А.И. Яроцкого, И.А. Криволапчука.- Гродно: Изд-во Гродн. гос. ун-та, 2001, с. 137
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общ. Ред Ю.С. Шойгу. – М., 2007
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общ. Ред Ю.С. Шойгу. – М., 2007.
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общ. Ред Ю.С. Шойгу. – М., 2007.
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общ. Ред Ю.С. Шойгу. – М., 2007. 23
«Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса»// Марищук В.Л., Евдокимов В.И.,М. 2001
Магомед-Эминов, М. Ш. Новые аспекты психотерапии посттравматического стресса. Методические рекомендации / М. Ш. Магомед-Эминов, Г. И. Кадук, А. Т. Филатов, О. Г. Квасова.- М.: АНОУМО "Инсайт, 2004.
Магомед-Эминов, М. Ш. Новые аспекты психотерапии посттравматического стресса. Методические рекомендации / М. Ш. Магомед-Эминов, Г. И. Кадук, А. Т. Филатов, О. Г. Квасова.- М.: АНОУМО "Инсайт, 2004.
Гарнов В.М. Основные принципы организации психолого-психиатрической помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях // Медицинская помощь. - 2004. - №3. - С. 30-32
Магомед-Эминов, М. Ш. Новые аспекты психотерапии посттравматического стресса. Методические рекомендации / М. Ш. Магомед-Эминов, Г. И. Кадук, А. Т. Филатов, О. Г. Квасова.- М.: 2004.
Медведев В.И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях.// Экологическая физиология. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. - М.: Наука, 2009. - С. 625-672.
Кассиль Г.Н. Внутренняя среда организма. - М.: Наука, 2003.
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 2003.
Медведев В.И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях.// Экологическая физиология. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. - М.: Наука, 2009. - С. 625-672.
Бодров В.А. Психологический стресс: к проблеме его преодоления.// Проблемы психологии и эргономики. - Тверь, 2001. - № 4. - С. 28-33. Бодров В.А. Информационный стресс. - М.: ПЕР СЭ, 2000.
Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознанное восприятие. - М.: Наука, 2003.
Залевский Г.В. «Некоторые проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни» - Сибирский психол. журнал, №35, 2010, с. 6-11
Залевский Г.В. «Некоторые проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни» - Сибирский психол. журнал, №35, 2010, с. 6-11
Залевский Г.В. «Некоторые проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни» - Сибирский психол. журнал, №35, 2010, с. 6-11
Залевский Г.В. «Некоторые проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни» - Сибирский психол. журнал, №35, 2010, с. 6-11
Виноградова Л.В. Интеллектуальный контроль как способ интерпретации эмоционально-трудных жизненных ситуаций // Психологический журнал.- 2004.- №6.- С. 21-28.
2
2. Бартош Т.П., Бартош О.П., Вассерман Л.И. Комплексное психофизиологическое и медико-психологическое исследование подростков, проживающих в экстремальных условиях Северо-Востока России //Сибирский психологический журнал.- 2008.- № 30. - С.77-81.
3. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 528 с.
4. Булгакова О.С. Психосоматическая нормализация в современном мире // Журнал «Фундаментальные исследования». 2008. №6. С.56-57.
5. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.: «Мир», 1988.
6. Бурлачук Л.Ф., Михайлова Н.Б. К психологической теории ситуации // Психологический журнал.- 2002.- №1.- С. 5-17.
Буянова М. О., Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики, «Проспект», 2002 г., стр. 92
7. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. «Психология здоровья человека» - М., 2001
8. Величковский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. В 2 т. Т. 1. – М.: Смысл, 2006. – 448 с.
9. Виноградова Л.В. Интеллектуальный контроль как способ интерпретации эмоционально-трудных жизненных ситуаций // Психологический журнал.- 2004.- №6.- С. 21-28.
10. Губарева Л. И., Будкевич Р. О., Агаркова Е. В. Психофизиология: Учеб. пособие. М.: Владос, 2007. - 189 с.
11. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Патофизиология. Т.1 Общая патофизиология (с основами иммунопатологии). Учебник для студентов медВУЗов. – СПб: ЭлБи-СПб, 2008.
12. Залевский Г.В. «Некоторые проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни» - Сибирский психол. журнал, №35, 2010, с. 6-11
13. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. - СПб., 2005
14. Краснов В.Н. Расстройства аффективного спектра. М.: Практическая медицина, 2011.
15. Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психические состояния. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1990. – 144 с.
16. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса: Психологическая антропология стрес-са. – М.: Академический проект, 2009. – 943 с.
17. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Личностные расстройства // Питер, 2010.
18. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. – М.: «Академия», 2007.
19. Мамут Л. С., Социальное государство с точки зрения права // Государство и право // 2001 г., № 7, С. 5.
20. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных си-туациях. – Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издатель-ский центр «Академия», 2008.
21. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М.: Изда-тельский центр «Академия», 2008.
22. Психология эмоций/ Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: изд-во Московского ун-та, 1993.
23. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общ. Ред Ю.С. Шойгу. – М., 2007.
24. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности: Теория и практика психодиагностики.- СПб.: Речь, 2003.
25. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – Москва: Когито, 2001.
26. ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 г., № 195-ФЗ
27. ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 г., N 122-ФЗ
28. ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 г., № 195-ФЗ
29. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности/ Г.Х. Шингаров; Ред. К.К. Платонов.- М.: Наука, 1971.- 223 с.
30. Штарик С. Ю. Взаимосвязь повышенного уровня тревоги и артериальной гипертонии // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2010. - № 2 (59). – С. 69-73.
31. Эмоции человека в нормальных и стрессовых условиях/ Под общ. ред. А.И. Яроцкого, И.А. Криволапчука.- Гродно: Изд-во Гродн. гос. ун-та, 2001.- 494 с.
Вопрос-ответ:
Какое понятие имеет социальное обслуживание?
Социальное обслуживание - это система мер и программ, направленных на оказание помощи и поддержки людям в различных сложных жизненных ситуациях, включая жертв посттравматического стрессового расстройства.
Какие особенности социальной работы существуют на современном этапе?
Социальная работа на современном этапе характеризуется индивидуальным подходом к каждому человеку, учетом его особых потребностей и возможностей, стремлением к активному участию клиента в процессе реабилитации и оказания помощи.
Какое влияние оказывает посттравматическое стрессовое расстройство на психику и поведение человека в современном обществе?
Посттравматическое стрессовое расстройство может привести к серьезным психическим и поведенческим изменениям у человека, таким как тревога, депрессия, повторяющиеся кошмары, эмоциональная оглушенность, избегание ситуаций, напоминающих о травме и повышенная раздражительность.
Как определить экстремальную и чрезвычайную ситуацию?
Экстремальная и чрезвычайная ситуация - это ситуация, которая ставит под угрозу жизнь, здоровье или благополучие людей, вызывая у них сильный стресс и необычные реакции.
Какие особенности социально психологической реабилитации жертв посттравматического стрессового расстройства?
Особенности социально психологической реабилитации жертв посттравматического стрессового расстройства включают в себя совокупность методов и техник помощи, направленных на восстановление психологического равновесия и функций, нарушенных в результате травмы или стрессового воздействия. Эти методы и техники включают психологическую поддержку, терапевтические сеансы, обучение навыкам управления стрессом, социальную поддержку и другие. Важной особенностью реабилитации является включение жертвы в социальную среду и поддержка ее возвращения к нормальной жизни.
Что такое социальное обслуживание в контексте социальной работы?
Социальное обслуживание в контексте социальной работы представляет собой комплекс мер, направленных на оказание помощи и поддержки определенным категориям населения, которые испытывают социальные проблемы или находятся в затруднительном положении. Это может включать предоставление материальной помощи, организацию бесплатных услуг, консультаций, психологическую поддержку и т.д. Социальное обслуживание обычно осуществляется специалистами социальной работы, которые помогают людям решить их проблемы и повысить качество жизни.
Какие особенности социальной работы на современном этапе?
На современном этапе социальная работа стала все более специализированной и ориентированной на конкретные социальные проблемы. Особенности социальной работы включают учет индивидуальных потребностей и особенностей клиентов, использование различных методов и подходов социальной помощи, взаимодействие с другими профессионалами и организациями, а также работу по предотвращению социальных проблем. Современная социальная работа также активно использует информационные технологии и предоставляет различные онлайн-ресурсы для помощи клиентам.
Какие особенности социально психологической реабилитации жертв постравматического стрессового расстройства?
Особенности социально психологической реабилитации жертв постравматического стрессового расстройства включают в себя необходимость комбинированного подхода, включающего как психологическую, так и социальную помощь. Реабилитационные программы должны учитывать индивидуальные особенности каждого пациента, а также факторы окружающей среды, в которой они живут. Важным аспектом реабилитации является создание безопасной и поддерживающей среды, где жертвы могут чувствовать себя защищенными и понимаемыми.
Что такое социальное обслуживание?
Социальное обслуживание - это комплекс мер, направленных на оказание социальной помощи и поддержки гражданам, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Это может быть помощь в получении медицинского обслуживания, поиск работы, оказание материальной поддержки и другие социальные услуги. Цель социального обслуживания - улучшение жизненной ситуации людей и помощь им в преодолении возникших трудностей.
Какие особенности социальной работы на современном этапе?
Социальная работа на современном этапе характеризуется учетом широкого спектра социальных проблем и увеличением количества клиентов, нуждающихся в помощи. Важной особенностью является использование инновационных методик и технологий, таких как онлайн-консультации, социальные сети и т.д. Также в современной социальной работе акцент делается на партнерство с клиентом и его участие в процессе принятия решений. Кроме того, социальные работники должны быть готовы к работе с разными культурными и этническими группами, учитывая их особенности и потребности.
Что такое социальное обслуживание?
Социальное обслуживание - это система мер, направленных на удовлетворение социально значимых потребностей населения. Основная цель социального обслуживания заключается в оказании помощи людям, которые находятся в трудной жизненной ситуации, нуждаются в социальной поддержке или имеют определенные социальные проблемы.