Экономические функции государства в условиях рынка.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 23 23 страницы
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 05.01.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание



Введение 3
1. Государственное регулирование в рыночной экономике 4
1.1. Необходимость государственного регулирования экономики 4
1.2.Формы государственного регулирования экономики 7
2. Экономические функции государства 12
3.Государственное регулирование как реализация экономических функций государства 14
Заключение 21
Список используемой литературы 22

Фрагмент для ознакомления

При этом также увеличивается вес организаций, которые говорят о недостатке факторов производства для его расширения на перспективу года. На фоне общего роста финансового состояния не сокращается доля тех организаций, которые в последние 6 месяцев не имели инвестиционных планов. Другими словами, промышленность понимает наличие дефицита ресурсов для своего развития, но ничего не делает для его преодоления.Кроме того, в случае обострения дисбалансов в мировой финансовой системе и дальнейшего сокращения темпов роста мировой экономики российская экономика может повстречаться с дополнительными тяжестями, которые обусловлены сокращением объема российского экспорта и ослаблением российского рубля, в результате чего может проявиться существенное ухудшение основных макроэкономических индикаторов. Таким образом, перед российской экономикой со всей неизбежностью и остротой стоит проблема скорейшего выхода на новую модель роста с акцентом на опережающую экономическую модернизацию и с опорой на новые источники национального развития.Ввидуинформационных проблем и проблемы отсутствия необходимых стимулов дажесамые передовые методы регулирования могут лишь уменьшить, но неискоренить недостатки, присущие государственному регулированию. Крометого, во многих странах государственное регулирование выходит за те рамки, вкоторых оно играет существенную роль в исправлении недостатков рынка.Поэтому в значительной мере решение проблемы неэффективногорегулирования лежит в сокращении степени вмешательства государства вэкономику, а именно: использование вместо регулирования рыночныхмеханизмов и конкуренции. Этот вопрос стал одним из ключевых направленийреформ во многих странах мира, и Россия не должна быть в этом случаеисключением.В России сокращение степени государственного вмешательства вэкономику связано с рядом сложных вопросов, разобраться в которых можнотолько на основе международного опыта и знаний специфики России. Так,например, в настоящее время в России наблюдается мощная тенденция кувеличению интеграции и концентрации собственности, что создает очевидныепроблемы для развития конкуренции. С другой стороны, нам также известно,что одной из движущих сил такой интеграции в России является укреплениедоверия к взаимосвязанным фирмам. Из-за слабого юридического обеспечениясоблюдения договорных обязательств заключения договоров междунезависимыми предприятиями часто бывает недостаточно, чтобы обеспечитьдоверие к партнерам. Проблема обеспечения платежей за поставленные товарыи услуги является наглядной иллюстрацией этого.Ни в каких других отраслях проблемы сокращения степенигосударственного регулирования экономики не являются столь запутанными,как в газовой отрасли и электроэнергетике. Здесь российское правительствонамерено использовать опыт других стран в проведении организационныхреформ, которые позволят сломить власть монополий и развивать конкуренциюв тех секторах, которые не являются естественными монополиями. Подобногорода реформы могут оказаться действительно чрезвычайно благотворными дляРоссии. Однако в этой связи возникает целый ряд сложных вопросов. Одним изключевых является вопрос о том, как можно двигаться в этом направлении вусловиях крайне неэффективного регулирования и ценовой политики, окоторых я говорил выше. При нынешних условиях государственногорегулирования в России вполне можно ожидать, что попытки развиватьконкуренцию в газовой отрасли и электроэнергетике могут привести кобескураживающим результатам. Поэтому на данном этапе необходима четкаякоординация действий по проведению организационных реформ и реформрегулирования вкупе с реализацией необходимых программ социальнойподдержки и других программ. Выражая свое личное мнение по данномувопросу, должен сказать, что решение ряда основных проблем в областигосударственного регулирования, о которых я говорил выше, является залогомуспеха организационной реформы в целом. Однако этот вопрос, безусловно,нуждается в более детальном обсуждении.Продолжающийся сегодня с новой силой мировой финансово-экономический кризис на Западе — зримое подтверждение неадекватности либеральной идеологии объективным потребностям развития — сделал чрезвычайно актуальной проблему кардинальной смены отечественной разновидности экономической системы. Финансовый крах модели сырьевого государства, основанной на поиске глубинных источников развития российской экономики преимущественно за пределами нашей страны, требует формирования качественно иной модели национального хозяйства (модели инновационного типа), которая опирается на внутренние источники развития последнего. В настоящее время олигархический капитал при поддержке немалой части властных структур стремится серьезно продвинуться в приватизационных делах (включая сферу образования и культуры) и тем самым максимально убрать государство из экономики. Поэтому, даже если не ставить вопрос о новом радикальном перераспределении собственности в нашей стране (в русле пересмотра результатов приватизации), без переориентации потоков формирующихся доходов и защиты сферы производства общественных благ нам не обойтись. В противном случае сколько-нибудь значимого государственного сектора, а значит, и современной смешанной экономики в России не будет. Но этот поворот возможен только в случае нахождения действенных механизмов, обеспечивающих трансформацию сложившейся в прошлом модели социально-экономического устройства российского общества. Между тем к настоящему времени долгосрочным правительственным программам (включая «Программу 2020») присущи как иллюзорное представление о производственных возможностях государственно-корпоративной модели, так и явная диспропорция между масштабными целевыми установками и аморфным инструментальным обеспечением их реализации. Нельзя не отметить, что представления отечественных политиков и широких масс населения об этой модели существенно расходятся с научным пониманием ее содержания. Так, на бытовом уровне мышления социальная справедливость как сущностная черта данной разновидности экономической системы ассоциируется прежде всего со значительными объемами уравнительно распределяемых трансфертных платежей населению, причем без сколько-нибудь заметного роста эффективности производства [08, c. 203]. Таким образом, анализ данной главы показал, что важной предпосылкой формирования в России модели социально ориентированной рыночной экономики выступает появление в ней в ходе реформ массового слоя экономически активных и материально обеспеченных людей, которым глубоко чужды иждивенческие настроения и которые способны плодотворно использовать предоставляемые государством возможности реализации своих способностей на собственное благо, а уже затем, по линии обратной связи (через финансовую систему) — на результативную поддержку своих социально уязвимых сограждан. ЗаключениеСовременная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира. Рыночная экономика, которая основана на экономической свободе хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности их экономического привлечения к рациональному хозяйствованию, в значительной степени позволяет обществу реализовать сильные стороны товарного производства и рынка в интересах социально-экономического прогресса.С одной стороны, рынок представляет собой наилучший, т.е. наиболее эффективный способ хозяйственной организации из всех известных истории, а с другой стороны, у него есть весьма существенные недостатки, которые могут и должны быть нейтрализованы или смягчены с помощью разных форм вмешательства государства, политических и общественных организаций. Именно поэтому нормальной экономикой повсюду считается регулируемая рыночная экономика, в которой более или менее удачно решается задача совмещения саморегуляции рыночных отношений с их корректировкой в соответствии социально-приоритетными ценностями.Длительное время в России отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок.Список используемой литературыАкулов, В.Б. Макроэкономика, учебное пособие / В.Б. Акулов – П.:ПетрГУ, 2010.Акулов, В.Б. Кейнсианская модель макроэкономического регулирования / В.Б. Акулов – СПб.: Издательство СПбГУ, 2013.Белов, А.В. Структура рыночной экономики: Курс лекций. – А.В. Белов –М.:Форум,2009.Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: Учебник-2-е изд., перераб.и доп. / Е.Ф. Борисов – М.:Проспект, 2009Вечканов, Г.С., Макроэкономика / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова - СПБ.:Питер, 2009, 389 сГребенников, П.И. Макроэкономика / П.И. Гребников, А.И.Леусский, Л.С. Тарасевич -М.: Юрайт,2011. 675 с.Думная, Н.Н. Экономическая теория. Кейсы из Российской практики: бакалавриат. Учебное пособие для ВУЗов / Н.Н.Думная, М.А.Эскиндаров–М.:КноРус, 2009.Елецкий, Н.Д. Предметные миры экономической теории в мире формационных перемен.// Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2009.Качалин, В.В. Конкуренция в России и конкурентоспособность российских компаний на международных рынках.// Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2009.Кувшилин, В.И. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник 3-е издание / В.И. Кувшилин –М.: Издательство РАГС,2010.Кудров, В.М. Мировая экономика: социально-экономические модели развития: учеб. пособие / В.М. Кудров–М.:Магистр,2012.Лихачев, М.О. Макроэкономическое равновесие как базовая концепция современной макроэкономики: Автореф. дис. доктора экон. наук /М.О. Лихачев - М., 2010.Макроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. пособие/Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. М.:КНОРУС,2010.Мировая экономика. Учебник/Под ред. проф. А.С. Булатова.—М.: Экономистъ, 2010.Федеральная служба государственной статистики–www.gks.ruWorld Economic Outlook,-Washington, IMF, October 2006.

Список используемой литературы

01. Акулов, В.Б. Макроэкономика, учебное пособие / В.Б. Акулов – П.:ПетрГУ, 2010.
02. Акулов, В.Б. Кейнсианская модель макроэкономического регулирования / В.Б. Акулов – СПб.: Издательство СПбГУ, 2013.
03. Белов, А.В. Структура рыночной экономики: Курс лекций. – А.В. Белов –М.:Форум,2009.
04. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: Учебник-2-е изд., перераб.и доп. / Е.Ф. Борисов – М.:Проспект, 2009
05. Вечканов, Г.С., Макроэкономика / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова - СПБ.:Питер, 2009, 389 с
06. Гребенников, П.И. Макроэкономика / П.И. Гребников, А.И.Леусский, Л.С. Тарасевич -М.: Юрайт,2011. 675 с.
07. Думная, Н.Н. Экономическая теория. Кейсы из Российской практики: бакалавриат. Учебное пособие для ВУЗов / Н.Н.Думная, М.А.Эскиндаров–М.:КноРус, 2009.
08. Елецкий, Н.Д. Предметные миры экономической теории в мире формационных перемен.// Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2009.
09. Качалин, В.В. Конкуренция в России и конкурентоспособность российских компаний на международных рынках.// Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2009.
10. Кувшилин, В.И. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник 3-е издание / В.И. Кувшилин –М.: Издательство РАГС,2010.
11. Кудров, В.М. Мировая экономика: социально-экономические модели развития: учеб. пособие / В.М. Кудров–М.:Магистр,2012.
12. Лихачев, М.О. Макроэкономическое равновесие как базовая концепция современной макроэкономики: Автореф. дис. доктора экон. наук /М.О. Лихачев - М., 2010.
13. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. пособие/Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. М.:КНОРУС,2010.
14. Мировая экономика. Учебник/Под ред. проф. А.С. Булатова.—М.: Экономистъ, 2010.
15. Федеральная служба государственной статистики–www.gks.ru
16. World Economic Outlook,-Washington, IMF, October 2006.

Вопрос-ответ:

Какие функции выполняет государство в условиях рыночной экономики?

Государство выполняет ряд экономических функций в условиях рыночной экономики, включая регулирование экономических процессов, обеспечение правовой и социальной защиты, поддержку экономического роста и стабильности, инфраструктуру и многое другое.

Почему необходимо государственное регулирование экономики?

Государственное регулирование экономики необходимо для борьбы с рыночными несовершенствами, создания равных условий для всех участников рынка, обеспечения эффективности и стабильности экономики, защиты национальных интересов и других целей, которые не могут быть достигнуты только рыночными механизмами.

Какие формы государственного регулирования экономики существуют?

Существует несколько форм государственного регулирования экономики, включая фискальную политику, монетарную политику, торговую политику, индустриальную политику, социальную политику и другие. Каждая из этих форм направлена на достижение определенных целей в экономике.

Какие экономические функции выполняет государство?

Государство выполняет такие экономические функции, как обеспечение общественных благ, регулирование экономических процессов, поддержка экономического развития, создание инфраструктуры, распределение доходов и многое другое. Эти функции направлены на обеспечение устойчивого и справедливого развития экономики и общества в целом.

Что означает государственное регулирование как реализация экономических функций государства?

Государственное регулирование как реализация экономических функций государства означает использование различных инструментов и политик для достижения экономических целей и обеспечения эффективного функционирования рыночной экономики. Это может включать в себя изменение налоговых ставок, внедрение стимулов и субсидий, контроль за инфляцией и др.

Зачем государству регулировать экономику?

Государственное регулирование экономики необходимо для достижения определенных целей, таких как стабильность, справедливость, эффективность и устойчивый рост. Государство вмешивается в экономические процессы, чтобы обеспечить баланс и предотвратить возможные негативные последствия рыночной экономики.

Какие формы государственного регулирования экономики существуют?

Существует несколько форм государственного регулирования экономики, включая фискальную политику, монетарную политику, тарифы и квоты, антимонопольное регулирование, социальную защиту, субсидии и другие меры. В зависимости от конкретной ситуации и задачи, государство выбирает наиболее подходящую форму регулирования.

Какие экономические функции выполняет государство?

Государство выполняет несколько экономических функций, таких как распределение ресурсов, обеспечение общественных благ, регулирование экономического развития, поддержка социальной справедливости, защита прав потребителей, обеспечение стабильности и т.д. Одной из основных функций государства является создание благоприятного экономического окружения для бизнеса и инвестиций.

Как государственное регулирование связано с экономическими функциями государства?

Государственное регулирование экономики является основным инструментом реализации экономических функций государства. Через регулирование государство может влиять на распределение ресурсов, стимулировать экономический рост, создавать правовую базу для бизнеса, защищать интересы потребителей и исполнять другие функции. Правильное государственное регулирование помогает создать устойчивую и развивающуюся рыночную экономику.