Протопресвитер Николай Афонасьев и святоотеческая традиция

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История религии
  • 10 10 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 06.01.2015
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Н.Афанасьев настаивал на том, что Церковь проявляет себя везде и всегда в единстве и полноте. Единство и полнота Церкви принадлежат местной Церкви, а не аморфному, неопределенному определениюуниверсальной Церкви. Евхаристия там, где Христос живет в полноте Его Тела; никогда бы не свершалась Евхаристияв местной Церкви, если бы местная Церковь была не более чем частью Церкви Божией. Где Евхаристия, там полнота Церкви; наоборот, где нет полноты Церкви, там Евхаристия не свершится.Как и Христос Церковь одна, но в эмпирической действительности она проявляется в многих разных местных Церквях. Множество местных Церквей не рушат единство Церкви Божией, так же, как много евхаристических собраний не рушат единства Евхаристии во времени и пространстве. В евхаристической экклезиологии Евклидова математику не применить: один плюс один будет равно одному. Любая местная Церковь, как и несколько местных Церквей в общности это одна и та же Церковь Божия в ее единстве и полноте. Евхаристическая экклезиология,отрицая идею «частей», исключает определение универсальной Церкви, так как универсальная Церковь состоит из частей. Но парадоксальным образом эта экклезиология при этом не отрицает универсальность Церкви,различает внешнюю универсальность, которая проявляется в эмпирической множественности местных Церквей, и внутреннюю универсальность, которая всегда равняется себе при любых обстоятельствах, так как это значит, что Церковь проявляется везде, всегда в единстве и полноте.Опираясь на способ мышления, который принят в евхаристической экклезиологии Н.Афанасьева, глава евхаристического собрания значит глава местной Церкви. С начала истории церкви всегда существовал один особый человек, совершая Евхаристию, который преломлял Хлеб и благословлял Чашу. Главой местной Церкви и был главой Евхаристического собрания. Значит в любая местная Церковь должна иметь предстоятеля, который является образом Христа и занимает место, впервые занявший Петр в Иерусалиме.Афанасьев, рассматривая Послание Климента Римского к Коринфской Церкви, в первую очередь обратил внимание на то, что это послание на самом деле написано не от имени одного лица, а от всей Римской Церкви: «Церковь Божия, которая пребывает в Риме, Церкви Божией, которая пребывает в Коринфе». Из самого названия послания видно, что Церковь Рима не ставит себя над Церковью Коринфа и поэтому не имеет власти отменять изгнание коринфских пресвитеров. Написано послание в форме увещевания, но в это же время оно показывало, что Церковь Рима знала о решающем весе ее свидетельства в рецепции решений, которые приняты в других Церквях.ЗатемН.Афанасьев рассматривает два известных выражения из Послания к римлянам священномученика Игнатия Антиохийского, где Игнатий называет Римскую Церковь «председательствующей в земле римлян» и «председательствующей в любви»Афанасьев в заключении рассматривает произведения священномученика Иринея Лионского «Против ересей», которое он считалосновным источником, который позволяетвыяснить положение Римской Церкви. Латинский термин convenire, который употребляется в дошедшем до нас латинском переводе Adv. Haer. III, 3, 2, Н.Афанасьев понимает как «согласовываться», «обращаться за помощью», а не «быть в согласии» с Римской Церковью, по самым распространенным переводам. Два значения convenire — «соглашаться» и «согласовываться», «обращаться к.» — близки, но не одинаковы. Афанасьев считает «Быть в согласии», значит, что Церковь Рима может объявлять относящиеся к вере и церковной дисциплине нормы как указы, которые имеют силу закона, и что другие Церкви, обязаны быть в согласии с данными нормами, фактически обязаны им повиноваться. Согласно Иринею, при возникновении споров, любая местная Церковь обязана (necesse) обращаться за помощью к Церкви Рима, не предполагает юридического обязательства. Следовать свидетельству Римской Церкви является свободным актом со стороны местных Церквей.Н.Афанасьев делает важное заключение, не смотря на все различия, существующие между двумя типами экклезиологии, обе они признают идею о том, что вся Церковь как целое обязана следовать единому руководству (they agree in both accepting the idea that the whole Church must follow a single directive). Опираясь на догмат о промысле Божием, Евсевий Кесарийскийпредпринял попытку создания универсальной хронологии истории различных народов, в центре которой— воплощение Христа. Мировая история в «Церковной истории» делится на период до Воплощения, «преуготовление Евангелия», и историю его последствий. Тем самым Евсевий заложил основы той хронологии истории, в которой события датируются либо по нисходящей («до рождества Христова»), либо по восходящей («после рождества Христова») хронологии, систематически разработанной в VII веке Исидором Севильским и развитой в VIII веке Бедой Достопочтенным.Книга начинается с того, Герма любуется купающейся в Тибре девушкой. Затем, в молитве эта девушка является к Герме с небес и начинает обличать его нечистые помыслы. Затем он видит старую женщину за кафедрой и с книгой, которую вначале принимает за Сивиллу, но потом она оказывается олицетворением Церкви, которая существовала прежде создания мира. Дальше Герма видит строительство великой башню на водах, составляемую из блестящих квадратных камней. Это также метафора Цекрви, так как воды при основании означают крещение. Шесть юношей, приносящих камни, это ангелы. Сами камни - это люди. Те кто кладутся в основание - праведники, те кто отбрасывается - грешники. Вокруг башни стоят 7 женщин: Вера, Воздержание, Простота, Невинность, Скромность, Знание, Любовь. При завершении строительства башни наступит конец света.Апокриф содержит мораль необходимости "жизни в мире" и "заботы друг о друге"По мнению некоторых «отцов церкви», Пастырь в своё время считался очень ценной и полезной книгой. Недаром он входил в один из первых христианских канонов священных книг. Можно сказать, и поныне эта книга не устарела. Даже если забыть обо всем остальном в её содержании, то проблемы, на преодолении которых она фокусируется, будут чрезвычайно актуальны для христианства во все времена.Обличению ересей посвящены два его сочиненияЕпифания Кипрского: «Анкорат» (греч.ανκύρωτος, якорь), где раскрывается православное учение о Троице, воплощении, воскресении мертвых и будущей жизни, преимущественно против ариан, полуариан, духоборцев и аполлинаристов; и «Панарион» (греч.πανάριον — аптека, ящик с лекарствами), в котором описываются и опровергаются 20 ересей дохристианских и 80 христианских. Оригена, к которому наиболее знаменитые богословы III и IV вв. относились с особенным уважением, широко пользуясь его трудами и идеями, Епифаний считает более языческим философом, чем христианином и приписывает ему такие мнения, которых Ориген никогда не высказывал. При всех своих недостатках, оба сочинения Епифаний представляют обильный материал для истории развития христианских идей и в особенности идей еретических, заключая в себе, вместе с тем, массу сведений из других областей истории.В своих сочинения Дионисий «О мистическом богословии», «О небесной иерархии» и др., которые имели исключительное значение для развития христианской мысли, усердно изучал и много комментировал в Средние века. В этих сочинениях он рассматривает проблему богопознания, соединив христианство с платоновской философией. До VI века об этом сочинении не было известно. Впервые (в 533г.) «Ареопагитики» огласили монофизиты. В следующем веке Максим Исповедник доказывает православный характер этих сочинений и отстаивает написание корпуса святым Дионисием Ареопагитом.Евхаристическая экклезиология протопресвитера Н.Афанасьева, при всех ее плюсах и влиянии на современное богословие, естественно, нуждается не только в дальнейшем развитии, но и в новом переосмыслении, в основном, — в ее исходных посылках: во взгляде на сущность и происхождение церковной иерархии, в учении о рецепции и оценке значения канонического предания Церкви. Трактовку, которую предложил Афанасьев проблемы первенства, естественно, также не может быть воспринята православным богословием во всей полноте.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ трудах о. Николая можно много найти канонических обоснований служения мирян в Церкви. Потому что основа Церкви - миряне, не Патриарх и пресвитеры, все вместе взятые, а вы, миряне. Поэтому служение их как в древней Церкви, как в сознании древней Церкви оно формировалось, очень полезно и для нас. И это нужно иметь в виду, при обсуждении создавшегося критического положения в жизни церкви при обсуждении современных наших условий. Безусловно, о.Николай, как мы уже отмечали, в ряде положений евхаристической экклезиологии порывает с традицией, становясь на путь модернизма. Но постановка им проблем, связанных сактивизацией церковной жизни и повышением роли мирян в православии, была полезной. Не случайно патриарх Алексий (Ридигер) в докладе на Архиерейском соборе 2004 г. назвал протопресвитера Афанасьева «замечательным русским богословом XX века»В целом богословское наследие Афанасьева еще ждет внимательного и добросовестного изучения, а также объективной оценки. Вопросы, поставленные евхаристической экклезиологией, затрагивают важнейшие стороны церковной жизни, от них нельзя просто отмахнуться. Чрезмерный оптимизм при анализе современного состояния православия так же опасен, как и безысходный пессимизмСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАфанасьев Николай, протопресвитер. Церковь Духа Святого / Протопресвитер Николай Афанасьев. – Париж: YMKA-PRESS, 1971. – 332 с.Афанасьева М. Как сложилась «Церковь Духа Святого» // Н. Афанасьев, протопресв. Церковь Духа Святого. Киев, 2005Беседы великих русских старцев. М., 2003. С. 17Вступление в Церковь. Париж, 1952, М., 1993Две идеи вселенской Церкви. // Путь, №45, 1934.Об изучении Слова Божия в свете Православия // Путь, №1, 1934.Лисовой, Н.Н. Обзор основных направлений русской богословской академической науки в XIX – начале XX столетия / Н.Н. Лисовой // Богословские труды. – 2002. – № 37. Свт. Киприан Карфагенский. О единстве Церкви // Творения. М., 1999.Служение мирян в Церкви П., 1955, М., 1995Трапеза Господня. Париж, 1952, Киев, 2003.Экклезиология. 1. Вступление в клир. Париж, 1968. (репринт., Киев, 1997)

-

Опубликовано

42

Содержание

Введение

1. Царское священство в Ветхом и Новом Завете

2. 1 Pet. 2:9 в понимании святых отцов

3. Значение богословского учения о царственное священство

4. Предварительные выводы, относящиеся к управлению в Церкви,

5. Поместный собор Российской Церкви 1917-1918

Вывод

Список используемых источников

Введение

Идея священства королевской в сознании современных верующих людей почти забыли. это происходит по той причине, что до конца еще не изжито в сознании верующих, дуалистичное мышление. По дуалистичному взгляда Церковь делится на клир и мирян. В результате такого подхода, в жизни Церкви имеет место двойная дилемма ложная. Или считается, что священство-это удел узкопрофессиональной группы внутри Церкви. Или, концепция всеобщего священства начинает доминировать настолько, что потребность в служении иерархической вообще не чувствуется. В связи с этим, необходимо провести анализ учения о царственном священстве в Новом и Ветхом Завете и учения святых Отцов, для того, чтобы определить, действительно, церковь о царское священство и получить взвешенный, выровнены Традиции, в ответ на вопрошания сознания верующего народа.

Одним из самых важных отрывков из Нового Завета, который говорит о том, царственное священство "Но вы-род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет" (1 пет. 2:9).

Для того, чтобы понять учение церкви о царственное священство, вы должны обратиться к всем контексте Писания и Традиции Церкви. И это место будет основной точкой отчета в этом исследовании вопроса. В связи с этим, постоянно может показаться вопрос, который был достигнут в начале этой работы. Как, сколько и в какой степени должны быть объединены и разграничены одновременно священство царя, то есть всеобщее священство верных и священство, как класс внутри Церкви.

В то же время, мы должны ответить на другой вопрос. С появлением и возможность обновления царского священства встает вопрос, какие функции будут принадлежать народу божьему, что стали "царями и священниками".

1. Царя священство в Ветхом и Новом Завете

началом освящения проблемы хотелось бы с цитаты протопресвитера Николая Афанасьева: "Современной школе-образование, не только минимизировало учение о царственном священстве народа божьего, но и взял под подозрение. Слово божие оказалось, опасно. Во всяком случае, об этом не совсем прилично говорить. Если наши эти страхи и сомнения знали бы Климент Римский, Ириней Лионский, Иустин Мученик, Ипполит Римский, Климент Александрийский, Ориген, наконец, Иоанн златоуст, блж. Иероним и целая плеяда других отцов Церкви, на которые, вероятно, не только был бы чрезвычайно удивлен, но просто не поняли бы нас. Бы в ответ на слова Иринея Лионского: "omnes справедливости sacerdotalem habent ordinem". Иринея Лионского, не может быть обвинен, как тертуллиана, в монтанизме, но он, как и Тертуллиан, признался, что лаики - священники. Он не боялся этого, так как знал, что, как и вся ранняя церковь, что священство не подрывает служение епископов. Он, больше чем кто-либо другой, способствовал развитию епископского служения" Николай Афанасьев, протоиерей. Церковь Святаго Духа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azbyka.ru/tserkov/svyaschenniki/afanasev_tserkov_duha_svyatogo_01-all.shtml