Стратегия фирмы в условиях несовершенной конкуренции

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 34 34 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 07.01.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность несовершенной конкуренции 5
1.1. Структура рынка: совершенная и несовершенная конкуренция 5
1.2. Основы теории несовершенной конкуренции 9
Глава 2. Рыночная концентрация и деятельность фирмы на рынках несовершенной конкуренции 13
2.1. Количественная оценка структуры рынка 13
2.2. Оценка уровня рыночной концентрации 15
2.3. Качественная оценка структуры рынка 23
2.4. Оценка концентрации российского банковского рынка 25
Заключение 30
Список использованной литературы 33
Фрагмент для ознакомления

Косвенным подтверждением наличия (или отсутствия) входных барьеров могут стать факты редкого (или интенсивного) появления на рынке с достаточно высокой нормой прибыли новых продавцов за определенный период времени (как правило, 3–5 лет). Однако даже этот факт не может стать окончательным свидетельством того, что доступ на рынок затруднен. Таким образом, количественные и качественные характеристики, отражающие структуру отраслевого рынка, следует рассматривать во взаимной связи, поскольку указанные характеристики отображают в совокупности методологический подход к ее изучению.

2.4. Оценка концентрации российского банковского рынка
На основе данных о количестве банков, можно оценить тенденцию движения количества банков в России:



где N представляет количество банков, а t период времени.
Основываясь на количестве банков, можно сделать вывод, что российский банковский рынок - рынок монополистической конкуренции. Это значит, что на рынке действует большое число банков, но они предлагают дифференцированные продукты. Все-таки, чтобы определить структуру рынка, необходимо проанализировать рыночную концентрацию.
Рыночная концентрация может быть измерена различными показателями, но наиболее известные показатели – индекс концентрации и индекс Херфиндаля. Индекс концентрации является мерой концентрации, которая показывает какую долю занимают r самых крупных участников рынка. На практике чаще всего используется индекс концентрации на пять или десять крупнейших фирм на рынке. Это самый простой и наиболее часто используемый показатель концентрации. Чтобы рассчитать индекс концентрации, все значения долей рынка должны быть расположены в порядке от более высоких к низким:



Индекс концентрации рассчитывается по формуле:



где N обозначает число участников рынка, r число самых больших участников, для которых рассчитывается концентрация и xi стоимость каждой доли.

В совершенной конкуренции индекс концентрации близок к 0, а в монополии он является равным 1. Чем индекс концентрации ближе к 1, тем структура рынка ближе к монополии. С другой стороны, индекс концентрации близкий к 0 указывает на структуру близкую к совершенной конкуренции.
При анализе концентрации банковских рынков обычно используется индекс C5. Он показывает долю рынка 5 самых крупных банков. Следующий график показывает движение индекса концентрации C5 в России.



Рисунок 2. Индекс концентрации C5 в России

C5 индекс концентрации в России крайне неравномерен. В начале периода он составляет 71,1, а в конце 75,5. Самая низкая его стоимость была в 2002 году, а самая высокая в 2011 году. Финансовый кризис может быть причиной повышения индекса концентрации после 2007 года. Оценено регрессионно уравнение движения индекса концентрации C5:



Это означает, что среднегодовой прирост индекса концентрации 0,56. Но в следующие несколько лет реально ожидать стагнацию значения индекса концентрации C5.
Индекс Херфиндаля является наиболее известным показателем промышленной концентрации. Его использование на практике очень распространенно. Так как при расчете индекса Херфиндаля в расчете включены все компании на рынке, он предоставляет больше информации, чем индекс концентрации. Этот показатель большее значение дает компаниям с большей долей рынка, потому что доля рынка рассчитывается как квадрат.
Индекс Херфиндаля рассчитывается как сумма квадратов долей компаний на рынке:



где pi есть доля каждого участника рынка.

Чем значение индекса Херфиндаля ниже, тем конкурентнее рынок, и наоборот. В случае монополии индекс Херфиндаля предполагает значение 10000, а в совершенной конкуренции близко к 0.
У рынков с низкой концентрацией индекс Херфиндаля менее чем 1000. Область между 1000 и 1800 считается средней концентрацией. Значение индекса Херфиндаля больше чем 1800 указывает на высокую концентрацию.


Рисунок 3. Индекс Херфиндаля в России

Значение индекса Херфиндаля в России около 1300. Это означает средний уровень концентрации на банковском рынке. Самое низкое значение было в 2002 году, а самое высокое в 2011 году. Изменение индекса Херфиндаля можно оценить уравнением:



Средний годовой рост индекса Херфиндаля 8,78. На основе построенной модели можно ожидать дальнейшего роста индекса Херфиндаля в ближайшие годы. По значению индекса Херфиндаля, российский банковский рынок считается умеренно концентрированным.






Заключение

Конкуренция - основная отличительная черта рыночных отношений. В зависимости от способов ее осуществления различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
Рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией если ни один из продавцов (покупателей) не способен оказать существенного влияния на цену.
Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли - совершенные конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых обладает информацией о ценах, действует независимо и объем его спроса относительно мал.
Несовершенная конкуренция - это конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной. Рынки, на которых продавцы или покупатели способны воздействовать на рыночную цену, называются несовершенно конкурентными.
Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схожа с положением монополии, ибо отдельные монополии обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой - схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие множества мелких фирм, а также свободный вход на рынок и выход с рынка, т. е. возможность появления новых фирм.
Основные положения теории монополистической конкуренции Э. Чемберлина таковы:
«чистая конкуренция» – это такая ситуация на рынке, когда число продавцов и покупателей настолько велико, что никто не имеет возможности контролировать цену; «чистая монополия» – такое состояние рынка, при котором однородный продукт производится и продается одной фирмой, что дает возможность производителям полностью диктовать цены.
Традиционная неоклассическая доктрина рассматривала конкуренцию и монополию как взаимоисключающие понятия. Чемберлин подчеркнул, что в реальной жизни более типичен синтез этих двух начал – монополии и конкуренции в виде «монополистической конкуренции».
Теория Чемберлина опровергает принцип неоклассической теории о противопоставлении моделей «чистой конкуренции» и «чистой монополии», выдвигая тезис об их синтезе в форме «монополистической конкуренции». Чемберлин признавал возможность сознательного формирования спроса монополистами, включив в анализ феномен манипулирования потребительскими предпочтениями. Он показал, что конкуренция по ценам замещается соревнованием по качеству товаров и обслуживанию потребителей.
Э. Чемберлин представил интерпретацию рыночных структур, которые ранее не анализировались в рамках прежней теории совершенной конкуренции. Его усилиями была создана новая модель цены для условий монополистической конкуренции.
Исходным положением концепции Дж. Робинсон стало признание реального факта влияния монополий на ценообразование, что, собственно, и понимается под термином «режим несовершенной конкуренции». По мнению ученого, неоклассическая школа вслед за классиками чрезмерно идеализирует реальные условия современного рынка, так как «везде можно наблюдать действие тенденции к монополизации, проявляющейся в программах ограничения, системах квотирования, рационализации, росте гигантских компаний». Имеющая место концентрация ведет к возникновению преимуществ крупномасштабного производства, так как способствует снижению издержек на единицу продукции при увеличении объема выпуска (закон возрастающей отдачи). Однако концентрация ведет и к сосредоточению производства в руках весьма ограниченного числа крупных компаний, которые в силу указанных преимуществ получают возможность воздействовать на рыночные соотношения предложения и спроса, а также и на рыночные структуры на отраслевом уровне. Дж. Робинсон приходит к выводу, что монополия может воздействовать на цены и сбыт, в результате которого монопольная цена становится выше, а объем производства ниже в сравнении с условиями совершенной конкуренции.


Список использованной литературы

1.           Агапова И.И. История экономической мысли. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2008. – 248 с.
2.           Гелбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества. – М.: Прогресс, 1998.
3.           Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика). – М.: «ВЛАДОС», 2007. – 384 с.
4.           Курс общей экономической теории / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб., 2006.
5.           Курс экономической теории/Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 2004.
6.           Лебедев О.Т., Каньковская А.Р., Филиппова Т.Ю. Основы экономики / Учеб. пособ. под ред. д-ра эконом. наук, проф. О.Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп. – СПб.: ИД «МиМ», 2007. – 224 с.
7.           Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. – М.: МП ТПО «Квадрат», 2001.
8.           Макконнелл К., Брю С. Экономикс:  принципы, проблемы и политика. – М.: В2 -х томах, Изд-во «Республика», 2002. – 400 с.
9.           Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/Под редакцией А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», 2003. – 544 с.
10.       Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 520 с.
11.       Общая экономическая теория/Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: 2005.
12. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции – М.: Прогресс, 1986
13.       Самуэльсон П. Экономика. – М.: Издательство «Алгон», 2002.
14.       Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. – М.: Дело, 2009. – 864 с.
15.       Чемберлен Э. Теория монополистической конкуренции. – М.: 1959.
16.       Чемберлен Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости. – М.: ИЛ , 1951.
17. Чемберлен Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация стоимости). М.: Экономика, 1996.
18.       Экономиика и бизнес /  Под ред.  В.Д. Камаева. – М.: Издательство МВТУ им. Баумана, 2003.
19.       Экономика. Учебник / Под редакцией А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: «ПРОСПЕКТ», 2004. – 792 с.
20.       Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. / Под ред. Н.И. Базылев, А.В. Бондырь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 550 с.
21.       Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Издательство «ГНОМ-ПРЕСС», 2008. – 384 с.
22.       Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 320 с.


Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С. 89
Экономика. Учебник / Под редакцией А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: «ПРОСПЕКТ», 2004. – С. 125
Общая экономическая теория/Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: 2005 С. 84
Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 176.
Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 202












2

Агапова И.И. История экономической мысли. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2008. – 248 с.
2. Гелбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества. – М.: Прогресс, 1998.
3. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика). – М.: «ВЛАДОС», 2007. – 384 с.
4. Курс общей экономической теории / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб., 2006.
5. Курс экономической теории/Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 2004.
6. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р., Филиппова Т.Ю. Основы экономики / Учеб. пособ. под ред. д-ра эконом. наук, проф. О.Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп. – СПб.: ИД «МиМ», 2007. – 224 с.
7. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. – М.: МП ТПО «Квадрат», 2001.
8. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: В2 -х томах, Изд-во «Республика», 2002. – 400 с.
9. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/Под редакцией А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», 2003. – 544 с.
10. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 520 с.
11. Общая экономическая теория/Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: 2005.
12. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции – М.: Прогресс, 1986
13. Самуэльсон П. Экономика. – М.: Издательство «Алгон», 2002.
14. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. – М.: Дело, 2009. – 864 с.
15. Чемберлен Э. Теория монополистической конкуренции. – М.: 1959.
16. Чемберлен Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости. – М.: ИЛ , 1951.
17. Чемберлен Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация стоимости). М.: Экономика, 1996.
18. Экономиика и бизнес / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Издательство МВТУ им. Баумана, 2003.
19. Экономика. Учебник / Под редакцией А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Больша¬кова. – М.: «ПРОСПЕКТ», 2004. – 792 с.
20. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. / Под ред. Н.И. Базылев, А.В. Бондырь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 550 с.
21. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Издательство «ГНОМ-ПРЕСС», 2008. – 384 с.
22. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 320 с.

Вопрос-ответ:

Что такое совершенная и несовершенная конкуренция на рынке?

Совершенная конкуренция на рынке предполагает наличие большого числа мелких производителей и покупателей, отсутствие различий в качестве товаров и услуг, свободное вхождение и выход производителей на рынок и идеальную информированность всех участников о ценах и условиях сделок. В несовершенной конкуренции рынки более концентрированы, меньшее число компаний контролирует большую часть рынка, что позволяет им влиять на цены и условия сделок.

Каковы основы теории несовершенной конкуренции?

Основы теории несовершенной конкуренции включают такие понятия, как монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Монополистическая конкуренция характеризуется наличием большого числа фирм, производящих схожие, но немного отличающиеся товары. Олигополия предполагает наличие небольшого числа крупных компаний, контролирующих значительную часть рынка. Монополия представляет собой ситуацию, когда на рынке существует только одна фирма.

Как можно количественно оценить структуру рынка?

Структуру рынка можно количественно оценить с помощью таких показателей, как индекс Герфиндаля, коэффициент концентрации и индекс Эрлиха-Герфиндаля. Эти показатели позволяют определить уровень концентрации рынка и соотношение между долей крупных компаний и мелких производителей на рынке.

Как можно качественно оценить структуру рынка?

Структуру рынка можно качественно оценить, исследуя такие факторы, как наличие барьеров для входа новых фирм на рынок, наличие совместной деятельности компаний и их влияния на цены и условия сделок, наличие дифференциации товаров и услуг, степень свободного вхождения и выхода производителей на рынок.

Что такое несовершенная конкуренция?

Несовершенная конкуренция - это ситуация на рынке, при которой небольшое число фирм или даже одна фирма контролирует большую часть рынка. Это противоположность совершенной конкуренции, где большое число фирм конкурируют между собой без значительного контроля. В условиях несовершенной конкуренции, фирмы имеют возможность влиять на цены и уровень производства, что отличает их от фирм в совершенной конкуренции.

Как оценивается уровень рыночной концентрации?

Уровень рыночной концентрации оценивается с использованием различных индексов концентрации. Один из таких индексов - индекс Херфиндаля-Хиршмана (ИХХ), который вычисляется путем суммирования квадратов долей рыночной доли каждой фирмы на рынке. Более высокое значение ИХХ указывает на более высокую концентрацию рынка.

Что такое несовершенная конкуренция?

Несовершенная конкуренция - это рыночная форма, характеризующаяся наличием небольшого количества крупных фирм, которые имеют значительное влияние на цены и условия сбыта товаров.

В чем отличие между совершенной и несовершенной конкуренцией?

В совершенной конкуренции много мелких фирм, продукция которых однородна, нет особых ограничений на вход на рынок и нет значительного влияния на цены. В несовершенной конкуренции же присутствуют крупные фирмы, они имеют контроль над ценами и условиями продажи.

Как оценить уровень рыночной концентрации?

Уровень рыночной концентрации можно оценивать с помощью различных индикаторов, таких как коэффициент концентрации, доля рынка, индекс Хиршмана и другие. Эти индикаторы позволяют определить, насколько рынок сконцентрирован и насколько крупными являются основные игроки на нем.

Как качественно оценить структуру рынка?

Качественная оценка структуры рынка включает анализ таких параметров, как наличие барьеров к входу, наличие или отсутствие продуктовой дифференциации, наличие сильной позиции крупных фирм и другие факторы, которые влияют на конкурентное положение компаний на рынке.