"Третья волна Тоффлера" и возникновение "четвертой волны"

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и практика СМИ
  • 32 32 страницы
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 07.01.2015
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Концептуальный замысел «Третьей волны» 4
Глава 2. Характеристика «цивилизации Третьей волны» 15
Глава 3. Возникновение «Четвертой волны» 20
Заключение 30
Список литературы 33
Фрагмент для ознакомления

Следовательно, с появлением информационных технологий человеческое общество фактически перешло в новую фазу развития.Вместе с тем возрастающая роль информации в условиях постиндустриального общества ставит и ряд проблем в области исследования личности и требует их разрешения в различных науках, в том числе философии. В частности, необходимо исследование информационно-технологической среды как таковой, которая открывает перед человеком широкие возможности для новых видов активности, содержит и потенциальные опасности деформаций в структуре личности, так как, во-первых, состояние современного культурного пространства, его динамика во многом определяется технологической средой (телевидение, компьютеры, Интернет, сотовая спутниковая связь и т. д.); во-вторых, развитие общества нового типа несет в себе элементы дегуманизации – потерю людьми основополагающих ценностей, разобщенность, равнодушие, враждебность.Сегодня Интернет – одна из самых модных и романтически коннотированных тем в современном дискурсе гуманитарных наук. Интернет обладает важным качеством, которое способствует повседневному восприятию его именно как виртуальной реальности. Речь идет о дистанционном общении, опосредованном компьютером.Виртуальная реальность как технико-психологический феномен, существующий за счет создания мнимых ощущений-иллюзий, в рамках вымышленной действительности, взаимодействуя с реальностью, вырабатывает собственные культурные нормы и ценности, что приводит к качественным изменениям человеческих коммуникаций и способствует трансформации восприятия действительности.Следовательно, виртуальная реальность дает своим пользователям так называемое ощущение независимости и свободы от всех устоев общественного бытия, «ощущение социальной невесомости». Одним из следствий такой независимости является «онтологическая безответственность виртуальной реальности».Если иметь в виду традиционные моральные, религиозные, эстетические ценности, то следует признать, что доступность к любой информации в Интернете ведет к качественным изменениям в духовной жизни общества. Высокая степень развития технологий и информации обусловила зарождение и утверждение так называемой техносферы, под влиянием которой происходит трансформация всего человеческого общества, в частности, его потребностей, которые в данном случае выступают как обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. Ценности обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях.Иными словами, в информационном обществе регулятивное значение традиционных ценностей значительно сокращается. Фундаментальной ценностью, воздействующей на нормы, идеалы, ценностные ориентации и оценки, становится информация. Ценности выступают как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом жизненных испытаний. Они упорядочивают действительность, вносят в нее осмысление, оценочные моменты, позволяют соизмерять свое поведение с нормой, идеалом, целью, которые выступают в качестве образца, эталона.На современном этапе развития человеческого общества прослеживается тенденция трансформации ценностей и ценностной иерархии, утверждаются антиценности. Традиционные нормы и ценности, лежавшие в основе бытия общества, оказались под мощным прессингом тенденции универсализации, обусловленной процессами глобализации и становления информационного общества. Информационные технологии подчас бесцеремонно вмешиваются в частную жизнь людей и организаций и преобразуют, а иногда и разрушают ее, что способствует трансформации ценностей и появлению новых информационных ценностей. В частности, зарождается новое мышление информационного общества; виртуальный мир становится особым комплексом ценностей, полноценным фактором воздействия на человека; традиционные ценности приобретают виртуальную форму; влияние информационных технологий способствует трансформации социальной структуры общества.Следствием высокой интенсивности виртуального существования не становится возможность замены у человека интересов и жизненных целей реальной жизни ценностями виртуального, искусственного мира.Современные информационные глобальные сети, в частности, Интернет, формируют киберкультуру. Киберкультура как таковая представляет собой духовную общность людей – компьютерных фирм, организаций, клубов, неформальных групп или группировок. Она содержит особую кибернетическую идеологию, определенные этические нормы и ценности, эстетические установки и потребности, мифологию, вкусы, предпочтения, которые определяют повседневную жизнь и быт отдельных «кибернетчиков» и их сообществ.Киберидеология – это та система понятий и представлений, которая складывается в групповом сознании «кибернетчиков». Это та их философия, которая мотивирует, оправдывает и определяет весь образ и стиль их жизни, выстраивает линию поведения, заставляет брать на себя те или иные обязательства.Киберкультура способствует зарождению новых кибер- (виртуальных) ценностей. Цифровая реальность, располагающая особыми этическими средствами внушения, интуиции, художественности, способствует развитию новой виртуальной этики и эстетики сетевой культуры, формированию норм и ценностей, образующих то, что можно назвать нетэтикетом.Интернет создает особую форму реализации ценности свободы. Пользователь обладает правом самостоятельного выбора информации из различных источников, время выхода, круга тех, с кем он намерен общаться. Существует свобода принятия или непринятия тех или иных правил, которые установлены разными группами пользователей.В современных условиях становление ценностных ориентаций индивидов происходит под влиянием включенности как в реальный, так и виртуальный мир, что приводит к противоречию данных миров. Наиболее активная и прогрессивная часть социума принимает в качестве ведущих ценности виртуального мира либо формирует сочетание ценностей той или другой системы взаимодействия социальных субъектов. Возникает «раздвоенный» образ жизни, противоречиво сочетающий ценности реального и виртуального мира. Виртуальный мир создает важную для повседневной жизни ценность умелого выбора знаний, которые востребованы в динамично меняющемся мире. Разное содержание ценностей образа жизни, возникающих под влиянием реальности и включенности в виртуальное пространство, ставит молодого человека в ситуацию выбора ведущих для него жизненных ориентиров.Либо он будет в первую очередь стремиться к реализации ценностей, характерных для виртуальной реальности, либо приоритетным станет ценность образа жизни реальных, повседневных практик.В заключение можно сказать что, информационная эпоха знаменует собой появление общества нового типа, для которого характерно развертывание информационно-коммуникационных сетей и в котором информационные потоки имеют приоритетные значение. И самое главное, что каждый глава государства осознает что, само по себе компьютеризация и цифровизация производиться не будет, и как было отмечено выше, необходимы координирующие действия со стороны органов государственной власти и непосредственно главы государства. В противном случае переход к новому информационному обществу затянется не на один десяток лет.ЗаключениеЭ. Тоффлер в своей работе «Третья волна» приходит к выводу, что современный мир, современная цивилизация стоит на пороге грандиозных перемен: технических, социальных и культурных. Стремительное развитие информации и техники оказывает необратимое воздействие на все стороны социальной жизни, происходит трансформация всего жизненного уклада общества, а именно, меняется экономическая система, разрушаются ценности, преобразуются семейные и бытовые отношения и т. д. По существу, рождается новый цивилизационный уклад, в котором принципиально иной будет сфера труда, управления, досуга. В будущей экономике должно произойти слияние двух субъектов этой экономики н производителя и потребителя, что станет главным условием роста самообеспечения отдельного человека. Иными словами, общество в своем экономическом развитии должно в будущем совершить крутой поворот от рыночной экономики к натуральной, т.е. возвратиться к экономическим основам «цивилизации первой волны». Думается, нелепость данного утверждения столь очевидна, что она не нуждается в каком-либо комментарии.«Цивилизация третьей волны» н это не утопия и не антиутопия. Она представляет собой концепцию практопии, т.е. некий набор позитивных и даже революционных, реалистичных по своей сути рекомендаций, ориентированных на индивидуальное развитие личности в ее всестороннем разнообразии в условиях новой цивилизации, основанной на обособленном домохозяйстве, передовых новациях, новых этических и моральных нормах, демократических и гуманных принципах управления, что позволяет обеспечить равновесие общества с биосферой, преодоление экономической зависимости от остального мира, стабильность и свободное развитие всех членов данного общества. Как видим, вопреки мнению автора, в такой абстрактной интерпретации эта концепция действительно ничем не отличается от утопических проектов мыслителей прошлых эпох, стремившихся выработать конкретные рекомендации, касающиеся переустройства существующих социальных порядков на разумных началах. Вопрос о «первой» причине перехода от второй волны к третьей суть неправильно поставленный вопрос, не имеющий никакого отношения к последней. Ибо в качестве такой причины может выступать множество каузальных связей (например, энергетический кризис, демографический взрыв, сексуальная революция и т. п.). Отрицая, таким образом, возможность установления указанной причины, автор в то же время отмечал, что хотя в рамках второй волны происходят различные конфликты (классовые, расовые, половозрастные и др.), тем не менее решающую роль здесь играет сверхборьба между людьми Второй и Третьей волн. Но подобная трактовка, игнорирующая социально-классовую группировку самих людей, не позволяет объяснить конечную причину этой сверхборьбы между ними. Главной движущей силой коренной трансформации «цивилизации второй волны» является не взрывоопасная политическая революция, а проектирование новых политических институтов, основанных на трех принципах демократии: 1) власти меньшинства, исключающей правление большинства, характерного для данной цивилизации; 2) полупрямой демократии, предполагающей переход к такому положению, при котором каждый будет представлять сам себя, а не других лиц; 3) разделении решений, т.е. передаче права принятия решений тем, кто должен непосредственно заниматься реализацией этого права в различных сферах общественной жизни (экономической, политической, информационной и др.). Отсюда следует, что данная трансформация исключает необходимость насильственного низвержения существующего общественного строя, поскольку он может быть преобразован в другой общественный строй посредством целого ряда демократических мер, ориентированных на создание новой политической системы. Но подобного рода утверждение опять-таки не выходит за рамки очередного утопического проекта, практическая реализация которого вряд ли возможна даже в США – самой передовой «демократической» стране современного мира.Появление "Четвертой волны" связывается с возвращением человечества к всеобщим интерактивным коммуникациям (уже на глобальном уровне посредством Интернета), чрезвычайной интенсификацией электронных коммуникаций, виртуализацией социального пространства Интернета и возникновением виртуального сообщества, которое формируется в системе Интернета не просто с целью обмена информацией, а для общения, "проживания" "жителей Сети" в новом типе электронно-виртуальной организации.Информационная эпоха знаменует собой появление общества нового типа, для которого характерно развертывание информационно-коммуникационных сетей и в котором информационные потоки имеют приоритетные значение. И самое главное, что каждый глава государства осознает что, само по себе компьютеризация и цифровизация производиться не будет, и как было отмечено выше, необходимы координирующие действия со стороны органов государственной власти и непосредственно главы государства. В противном случае переход к новому информационному обществу затянется не на один десяток лет.Список литературыБелл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / пер. с англ. В. Л. Иноземцев (ред. и вступ. ст.). М.: Academia, 1999.Гаврилов Д.Е. Ремесленная деятельность в постиндустриальной экономике: гипотеза «волнового» подхода // Теория и практика общественного развития. 2013. №12.Макбрайт У. Глобализация и международный диалог // Вопросы философии. 2003. № 83.Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999.ПанцеревК.А. Информационная политика стран тропической Африки в условиях глобализации мирового порядка: докторская диссертация, СПб.,2011.Таратустра Е. Философия виртуальной реальности. СПб., 2007.Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.Украинский телекоммуникационный портал. Режим доступа: http: // portaltele.com.uaШарков Ф.И. Интерактивные электронные коммуникации (возникновение "четвертой волны"). Учебное пособие. М., 2012.

Список литературы
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / пер. с англ. В. Л. Иноземцев (ред. и вступ. ст.). М.: Academia, 1999.
2. Гаврилов Д.Е. Ремесленная деятельность в постиндустриальной экономике: гипотеза «волнового» подхода // Теория и практика общественного развития. 2013. №12.
3. Макбрайт У. Глобализация и международный диалог // Вопросы философии. 2003. № 83.
4. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999.
5. Панцерев К.А. Информационная политика стран тропической Африки в условиях глобализации мирового порядка: докторская диссертация, СПб., 2011.
6. Таратустра Е. Философия виртуальной реальности. СПб., 2007.
7. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.
8. Украинский телекоммуникационный портал. Режим доступа: http: // portaltele.com.ua
9. Шарков Ф.И. Интерактивные электронные коммуникации (возникновение "четвертой волны"). Учебное пособие. М., 2012.

Вопрос-ответ:

Что такое Третья волна в концепции Тоффлера?

Третья волна в концепции Тоффлера - это фаза развития человеческого общества, возникшая после промышленной революции. В этой фазе основные устои и структуры общества меняются под влиянием информационных технологий и сформированной информационной культуры.

Какие характеристики имеет цивилизация Третьей волны?

Цивилизация Третьей волны отличается от предыдущих фаз развития цивилизации новыми характеристиками. Она является информационной, постиндустриальной и постмодернистской. Также эта цивилизация характеризуется децентрализацией власти, ростом роли индивидуализма и культуры сетевых отношений.

Какая связь между Третьей и Четвертой волнами?

Четвертая волна является продолжением третьей волны в развитии человеческого общества. Появление информационных технологий и все большая роль информации в условиях постиндустриального общества послужили мощным импульсом для возникновения четвертой волны. Однако, Четвертая волна предполагает еще большую интеграцию технологий и информации в обществе.

Какая роль играют информационные технологии в Третьей волне?

Информационные технологии играют ключевую роль в развитии и функционировании цивилизации Третьей волны. Именно благодаря информационным технологиям происходит передача, обработка и хранение информации, что влияет на все сферы жизни общества. Они стали основой для развития информационной экономики, информационной культуры и информационного общества в целом.

Как появилась Четвертая волна?

Четвертая волна возникла в результате постепенной эволюции информационных технологий и углубления их интеграции в обществе. Она предполагает еще большую автоматизацию, искусственный интеллект, интернет вещей и другие технологии, которые изменят не только экономику и социальные отношения, но и саму структуру общества и личности.

Что такое Третья волна и каков ее концептуальный замысел?

Третья волна - это концепция, предложенная американским социологом Элвином Тоффлером, описывающая переход от промышленной эпохи к информационной. Ее концептуальный замысел заключается в том, что развитие технологий и информационных систем будет иметь революционное влияние на общество и экономику.

Какие особенности характеризуют цивилизацию Третьей волны?

Цивилизация Третьей волны характеризуется рядом особенностей. Во-первых, она базируется на передаче и обработке информации, а не на производстве материальных товаров. Во-вторых, в ней активно используются информационные технологии и компьютерные сети. В-третьих, она отличается глобальным подходом и взаимосвязанностью между различными областями жизни и работы людей.

Каким образом возникает Четвертая волна и что это за волна?

Четвертая волна - это предполагаемая следующая стадия развития человеческого общества после Третьей волны. Возникновение Четвертой волны происходит благодаря продолжающемуся развитию информационных технологий, таких как искусственный интеллект, интернет вещей и блокчейн. Эта волна будет характеризоваться еще более интегрированными и автоматизированными системами, которые будут влиять на все сферы жизни человека.