Создание адаптивной образовательной среды в общеобразовательной школе (спортивной).
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 01.07.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Проблемы создания адаптивной образовательной среды в общеобразовательной школе
1.1. Создание адаптивной образовательной среды в историческом аспекте
1.2. Педагогическая стратегия создания адаптивной образовательной среды в общеобразовательной школе
1.3. Концепция создания адаптивной образовательной среды в общеобразовательной школе
Выводы
Глава 2. Использование концепции создания адаптивной образовательной среды в общеобразовательной школе
2.1. Направления программы развития по созданию адаптивной образовательной среды в общеобразовательной школе
2.2. Особенности компонентов адаптивной образовательной среды в образовательном учреждении
Выводы
Список литературы
Имеются примеры проведения уроков раздельно для мальчиков и девочек. На таких уроках легче решать задачи индивидуализации и дифференциации нагрузок, обучения новым навыкам, повышения учебной направленности.Индивидуальная подготовленность школьников определяется их эрудицией, знаниями, способностями. В том случае, знания, умения, навыки выше у тех учащихся, у которыхвыше уровень познавательной активности. Например, школьники с большими способностями воспроизводят новое действие сразу после показа, те же учащиеся, у которых способности ниже, осваивают действие по частям. 2.2. Методика индивидуального и дифференцированного обучения в адаптированной образовательной среде общеобразовательной школыВ педагогической практике существуют множество методик индивидуального и дифференцированного обучения в адаптированной образовательной среде общеобразовательной школы. Рассмотрим более подробно некоторые методики индивидуального и дифференцированного обученияМетодика обучения как дифференциация нагрузки учащихся разным уровнем знаний, умен6ий, навыков. Суть методики заключается в том, что учитель распределяет на занятии учебную нагрузку в зависимости от уровня знаний, умений, навыков достигнутых каждым учеником. От величины, применяемых на уроках учебных нагрузок, зависит эффективность работы каждого ученика. Учебную нагрузку составляют объем заданий (количество упражнений, задач, примеров) и интенсивность (время затраченное на выполнение упражнения). Следует оценивать значения компонентов: продолжительность выполнения упражнения, их интенсивность, число повторений.В том случае, когда учащимся дается одинаковая учебная нагрузка, то для одних она оказывается оптимальной, для других - недостаточной, а для третьих - высокой. В результате такого подхода: первые повышают уровень знаний, умений, навыков;вторые только упражняются, оттачивая умения; третьи не в состоянии выполнить предлагаемый объем заданий и … отказываются от работы, что приводит к снижению результатов. Поэтому учителя предлагают следить за индивидуальными реакциями каждого учащегося на ту или иную учебную нагрузку, варьируя ее в зависимости от подготовленности.Так, при прохождении одинакового для всего класса программного материала педагогами рекомендуетсяпредлагать упражнения и задания учащимся, исходя из индивидуального уровня подготовленности ученика или группы учащихся. В этой связи неоценим индивидуальный и дифференцированный подход в отношении школьников, с недостаточным уровнем подготовки, а также к тем, кто пропускал занятия.Некоторые учителя индивидуализируют учебную нагрузку путем выбора индивидуального прохождения учебного материала, в том темпе, который доступен ученику, регулированием количества повторений упражнений на то или иное правило. Это предоставляет возможность учащимся не только справляться с требованиями учебной программы, но и опережать ее.Методика обучения на основе выбора учителем форм организации учащихся на уроке в условиях индивидуализации и дифференциации.Известны следующие разнообразные формы организации работы со слабоуспевающими учащимися: - проведение занятий со слабым учеником в классе;- индивидуальные для каждого, спланированные на год задания и объемы заданий по каждому учебному предмету;- работа на основе результатов контрольных работ;- закрепление за слабыми и средними учениками сильных одноклассников с высоким уровнем знаний, умений, навыков. Таким образом, согласно теории, хотя на практике это не подтверждается в массовой школе, слабые ученики подтягиваются до уровня средних, а средние постепенно достигают уровня сильных.В целях формирования мотивации к учению и ответственности за результаты своей работы, многие педагоги практикуют выполнение заданий небольшими порциями или небольшими заданиями, выполнение которых позволяет создать ситуацию успеха в учебе. Среди выделенных учащихся, слабоуспевающие школьникиособенно нуждаются в создании ситуации успеха. Среднеуспевающие школьники нуждаются в стимулировании учебных действий – учитель прибегает к методам поощрения.Методика обучения как дифференциация и индивидуализация заданий с помощью учебных карточек.Учителя разрабатывают дидактический материал: наглядные пособия, учебные карточки, с помощью которых учащимся предлагаются разноуровневые задания. Такая индивидуальная работа с учеником дает возможность каждому школьнику выполнять (выбирать самостоятельно) конкретные учебные задания, которые необходимы и доступны именно ему. Например, некоторые учителя используют в учебном процессе такие карточки как: 1) задания со специальными упражнениями на закрепление определенных тем, учебных навыков; 2) правила (алгоритм) по изучению или выполнению техники упражнений; 3) методички для выполнения упражнений; 4) варианты по выполнению заданий.Суть в том, что более подготовленные учащиеся выполняли все упражнения и выбирали задания повышенной сложности, менее подготовленные - простые задания. Таким образом, с помощью дидактического материала, разработанного для выполнения индивидуальных заданий, каждый ученик может самостоятельно выбрать для себя доступные варианты решения поставленной задачи. Вся,проводимая педагогом работа, направлена на достижение конкретного результата - повышение уровня знаний, умений и навыков по предмету в соответствии с индивидуальными знаниями, умениями, навыками учащегося.2.3. Индивидуальное оценивание задания как способ контроля и оценки деятельности учащихсяВведение федеральных образовательных стандартов, единых механизмов измерения результатов учащихся с разным уровнем подготовленности актуализирует проблему оценивания. Педагогов в массовых школах не удовлетворяет традиционный подход к отметке. Отметка, по нашему мнению, должна отражать индивидуальное развитие ученика, способствовать формированию знаний, умений, навыковв учебной деятельности.Наиболее объективным способом оценки успеваемости учащихся, на наш взгляд, будет оценка за качество выполнения задания и за показатели сдвигов в учебе по результатам контрольных работ.При организации работы по системе оценивания знаний учащихся по итогам контрольных работ необходимо придерживаться определенных принципов: 1) не следует оценивать результаты выполнения контрольных работ при первом их выполнении; следует повторить контрольную работу; 2) контрольные работы рационально проводить после изучения каждой из учебных тем, с тем, чтобы поддерживать у учащихся интерес к занятиям и иметь время для коррекции используемого материала, не ожидая конца четверти; 3) результаты контрольных работ, т.е. показатели одного ученика нельзя сравнивать с показателями другого. Учащихся следует оценивать не за достижения и показатели, а за сдвиги в учебной деятельности. Такой подход к учебной подготовленности учащихся соответствуют уровню подготовленности каждого учащегося.Думаю, что для учащихся в ОУ будет более приемлема рейтинговая система. Набрав к концу года определенную сумму очков, ученик получает итоговую отметку за год. Система позволяет объективно оценивать достижения отдельных учеников, всего класса, проводить сопоставления итогов учебной работы в разных классах. Нам следует более внимательно изучить механизм действия рейтинговой системы и адаптировать его к условиям школы.ВыводыТаким образом, мы рассмотрели пять направлений при построении системы личностно-ориентированного обучения в современной педагогической практике:- особенности распределения учащихся на группы разной подготовленности;- подходы к дифференциации нагрузки для групп учащихся разной подготовленности;- выбор учителем форм организации учащихся на уроке в условиях дифференциации;- дифференциация и индивидуализация заданий с помощью учебных карточек;- поиск эффективных способов контроля и оценки деятельности занимающихся.На этой основе созданы организационно-педагогические условия привлекательности для учащихся содержания учебных занятий:- обеспечена взаимосвязь интересов обучающихся и потребностями социума на уроках и внеклассных мероприятиях в соответствии с особенностям возрастного развития, моторики и психики учащихся, их спортивным, творческими интересам;- предоставлена возможность для освоения этических, нравственных, духовных ценностей образования; - разработана система стимулирования и мотивации работы педагогических кадров для разработки и реализации новых образовательных проектов;- позволило приблизить образование к решению главной задачи - предоставлению возможности каждому учащемуся чувствовать себя уверенно, при этом грамотно формируя и сберегая свое физическое, духовное и нравственное здоровье.Подводя итог, можно сказать, что имеющийся опыт создания адаптивной образовательной среды в образовательных учреждениях позволяет реально оценить возможности педагогов школ, повысить уровень знаний, умений, навыков обучающихся; активизировать познавательную, творческую, спортивную деятельность и определить перспективы развития образовательной деятельности в школе.Список литературыБунеев Р.Н. Образовательная система нового поколения: теория и практика: монография / Р.Н. Бунеев. – М.: Баласс, 2009. – 298 с.Григорьева М.В. Школьная адаптация: механизмы и факторы в разных условиях обучения / М.В. Григорьева. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. – 212 с.Иванова В.И. Личностно ориентированный подход к проектированию образовательной среды // Сб. материалов X Международной конференции по технологическому образованию школьников/ Под ред. Ю.Л.Хотунцева. - М.: МИОО, 2004.- С.21-24.Иванова С.В. Образование в организационно-гуманистическом измерении. М.: РУДН, 2007, 240с.Карпова Е.В. Современное состояние проблемы структурной организации мотивационной сферы личности в учебной деятельности// МатериалыМеждународной конференции «Чтения Ушинского». – Ярославль: ЯГПУ, 2008. – с.87-91.Третьяков П.И., Митин С.Н., Бояринцева Н.Н. Адаптированное управление педагогическими системами. Учебное пособие. Изд-во: Academia, 2003, с. 368.Шамова, Т.И. Здоровьесберегающие основы образовательного процесса в школе/ Т.И. Шамова, О.А. Шклярова // Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе на ресурсной основе: сб. материалов научной сессии ФПК и ППРО МПГУ (25 января 2007 г.). – М.: ООО УЦ «Перспектива», 2007. – С. 3-11.Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Академия, 2005. – 384 с.Ясвин В.А.. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. М., Смысл, 2001.- 368 с.
1.Бунеев Р.Н. Образовательная система нового поколения: теория и практика: монография / Р.Н. Бунеев. – М.: Баласс, 2009. – 298 с.
2.Васильева Е.Н. Теоретико-методологические аспекты исследования социокультурного образования // Вестник Томского государственного университета. – № 294. – январь 2007. – С. 109 – 112.
3.Вознесенская И.Н. На пути к психологической безопасности образовательной среды // Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. Москва, 2008. – с 39.
4.Григорьева М.В. Школьная адаптация: механизмы и факторы в разных условиях обучения / М.В. Григорьева. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. – 212 с.
5.Иванова В.И. Личностно ориентированный подход к проектированию образовательной среды // Сб. материалов X Международной конференции по технологическому образованию школьников/ Под ред. Ю.Л. Хотунцева. - М.: МИОО, 2004.- С.21-24.
6.Иванова В.И. Организационно-управленческие аспекты формирования образовательной среды // Вестник университета (Государственный университет управления). № 2. 2008.- С. 42-44.
7.Иванова С.В. Образование в организационно-гуманистическом измерении. М.: РУДН, 2007, 240 с.
8.Карпова Е.В. Современное состояние проблемы структурной организации мотивационной сферы личности в учебной деятельности // Материалы Международной конференции «Чтения Ушинского». – Ярославль: ЯГПУ, 2008. – с.87-91.
9.Пешков В.Ф. Разработка и создание комплекса здоровьесохраняющей технологии и внедрение его в средней школе // Всероссийский научно-технический информационный центр. – М., 2001. – 94 с.
10.Современная школа в инновационном образовательном процессе / под ред. Е. Н. Васильевой. Тюмень: Тюм ГУ, 2003. – 186 с.
11.Третьяков П.И. Практика управления современной школой. - М., 1995.
12.Третьяков П.И., Митин С.Н., Бояринцева Н.Н. Адаптированное управление педагогическими системами. Учебное пособие. Изд-во: Academia, 2003, с. 368.
13.Шамова, Т.И. Здоровьесберегающие основы образовательного процесса в школе/ Т.И. Шамова, О.А. Шклярова // Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе на ресурсной основе: сб. материалов научной сессии ФПК и ППРО МПГУ (25 января 2007 г.). – М.: ООО УЦ «Перспектива», 2007. – С. 3-11.
14.Шамова, Т.И. Актуальные проблемы управления образованием // Управление образованием. – 2009. – № 1. – С. 5-8.
15.Шамова, Т.И. Экспериментальные площадки: эффективный способ взаимодействия педагогической теории и практики/ Т.И. Шамова, С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова// Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения/ С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова, М.М. Новожилова, Е.В. Орлова и др. – М.: «5 за знания», 2009. – С. 14-28.
16.Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Академия, 2005. – 384 с.
17.Юдин В.В. Образовательный результат: от компетенций до личности / В.В. Юдин // «Образование и наука»: Известия уральского отделения Российской академии образования. – 2008. – № 4 (52). – С. 13 - 24.
18.Ясвин В.А.. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. М., Смысл, 2001.- 368 с.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы возникают при создании адаптивной образовательной среды в общеобразовательной школе?
При создании адаптивной образовательной среды в общеобразовательной школе могут возникать следующие проблемы: недостаток финансирования, нехватка специалистов, сложности в организации разнообразных образовательных программ и т.д.
Какая педагогическая стратегия используется при создании адаптивной образовательной среды?
Одной из педагогических стратегий, используемых при создании адаптивной образовательной среды, является индивидуальный подход к каждому ученику, учет его особенностей и потребностей, а также использование разнообразных образовательных методов и технологий.
Какова концепция создания адаптивной образовательной среды в общеобразовательной школе?
Концепция создания адаптивной образовательной среды в общеобразовательной школе предполагает создание условий для успешного обучения и развития каждого ученика, независимо от его индивидуальных особенностей и способностей. Это включает в себя организацию гибкого учебного плана, индивидуального подхода, обеспечение доступности образования и т.д.
Какова роль исторического аспекта при создании адаптивной образовательной среды?
Исторический аспект играет важную роль при создании адаптивной образовательной среды, так как позволяет изучить опыт и достижения прошлых поколений в области образования, а также выявить ошибки и проблемы, которые могли возникнуть. Это позволяет разработать более эффективные стратегии и подходы к созданию адаптивной образовательной среды.
Какая роль финансирования в создании адаптивной образовательной среды?
Финансирование играет важную роль в создании адаптивной образовательной среды, так как для обеспечения доступности образования для всех учеников необходимы дополнительные ресурсы, включая материальные, технические и кадровые. Без достаточного финансирования стало бы невозможно реализовать многие мероприятия по адаптации образовательной среды к нуждам учащихся с разными потребностями.
Какие проблемы возникают при создании адаптивной образовательной среды в общеобразовательной школе?
При создании адаптивной образовательной среды в общеобразовательной школе могут возникать следующие проблемы: недостаток финансирования для реализации необходимых изменений, отсутствие квалифицированных педагогов и специалистов, ограниченные возможности для индивидуального обучения каждого ученика, сложности в организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Какую педагогическую стратегию следует использовать при создании адаптивной образовательной среды в общеобразовательной школе?
При создании адаптивной образовательной среды в общеобразовательной школе следует использовать индивидуальный подход к каждому ученику, учитывая его особенности и потребности. Необходимо создание гибкого расписания, которое позволит ученикам выбирать предметы и форматы обучения. Также важно применение разнообразных методов и технологий обучения, чтобы обеспечить доступность знаний для всех учащихся.
Какова концепция создания адаптивной образовательной среды в общеобразовательной школе?
Концепция создания адаптивной образовательной среды в общеобразовательной школе заключается в том, чтобы предоставить возможность всем учащимся получить качественное образование, учитывая их индивидуальные особенности и потребности. Это включает в себя создание условий для успешного обучения каждого ученика, применение разнообразных методов и технологий обучения, а также поддержку со стороны педагогов, специалистов и администрации школы.
Какие выводы можно сделать по результатам исследования о создании адаптивной образовательной среды в общеобразовательной школе?
По результатам исследования о создании адаптивной образовательной среды в общеобразовательной школе были сделаны следующие выводы: необходимо улучшение финансирования и ресурсов для успешной реализации адаптивных программ, важно повышение квалификации педагогов и специалистов, необходимо активное вовлечение родителей и широкая поддержка со стороны администрации школы.
Почему создание адаптивной образовательной среды в общеобразовательной школе является проблемой?
Создание адаптивной образовательной среды в общеобразовательной школе является проблемой, потому что требует учета различных потребностей учащихся, их разнообразия и индивидуальных особенностей. Это требует дополнительных ресурсов и усилий со стороны педагогов и администрации школы.
Какие основные принципы лежат в основе педагогической стратегии создания адаптивной образовательной среды в общеобразовательной школе?
Основные принципы педагогической стратегии создания адаптивной образовательной среды в общеобразовательной школе включают индивидуальный подход к каждому ученику, учет его потребностей и особенностей, использование различных методов и форм обучения, активное привлечение учащихся к учебному процессу и создание благоприятной обстановки для их развития.