3. Экономические блага и их классификация

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 35 35 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 11.01.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Материальные и нематериальные экономические блага 4
1.1.Понятие экономических благ 4
1.2. Понятие материальных и нематериальных благ 5
1.3.Теория потребительского поведения 9
Глава 2. Экономические блага, прямо удовлетворяющие потребности людей и косвенно 22
2.1.Понятие прямых и косвенных экономических благ 22
2.2. Потребительский рынок, как рынок реализации прямых и косвенных благ 22
2.3. Динамика потребительского рынка косвенных благ 25
Глава 3. Взаимодополняемые и взаимозаменяемые экономические блага 29
3.1. Понятие взаимодополняемых и взаимозаменяемых благ 29
3.1. Проблема потребительского спроса 29
3.3. Поведение потребителя при наличии товаров-субститутов и товаров-комплементов 31
Заключение 34
Список использованной литературы 35
Фрагмент для ознакомления

Рис. 2.1. Формулировки понятия «потребительский рынок»
Потребительский рынок составляет сферу непосредственного экономического воздействия на человека и фактор социальной стабильности в обществе. Его сбалансированность по ценам, товаропотокам, количеству и качеству товаров и услуг является необходимой составляющей оценки качества жизни населения.
На рис.2.2. приведены факторы, влияющие на потребительский рынок и его участники.


Рис.2.2. Факторы влияния и участники потребительского рынка
Непосредственными участниками потребительского рынка являются предприятия и организации торговли, общественного питания, бытовых услуг и конечные потребители, которые вступают между собой в товарно-денежные отношения.
Участниками, обеспечивающими деятельность потребительского рынка, являются органы власти (регулируют деятельность непосредственных участников на основе законов и административных ресурсов), банковский и финансовый сектора (обеспечивает участников необходимыми финансовыми ресурсами), местные производители и поставщики оборудования.
На развитие потребительского рынка оказывают влияние различные группы факторов: экономические, социально-демографические и технологические.
2.3. Динамика потребительского рынка косвенных благ
Динамика оборота на потребительском рынке товаров и услуг была приведена в главе 1.
Перейдем к рассмотрению косвенных благ, к которым относится динамика развития производства.
В таблице 2.1 покажем индекс производства по видам экономической деятельности в динамике по укрупненным показателям.
Таблица 2.1
Индекс производства по видам экономической деятельности ,%
  2010 2011 2012 2013 Промышленное производство 1) 107,3 105,0 103,4 100,4 из него:         добыча полезных ископаемых 2) 103,8 101,8 101,0 101,1 обрабатывающие производства 2) 110,6 108,0 105,1 100,5 производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2) 102,2 100,2 101,3 97,5
Наблюдается снижение темпов роста промышленного производства за исключением добычи полезных ископаемых. Наибольшее снижение в 2013 году наблюдается в сегменте обрабатывающих производств, далее мы подробнее рассмотрим динамику по отраслям обрабатывающих производств.
На рис.2.3. приведена динамика прироста промышленных обрабатывающих производств. В целом динамика отрицательна, за исключением химической отрасли, текстильно-швейного производства и обработки древесины.

Рис.2.3. Динамика индексов обрабатывающих производств
Дополним данную динамику динамикой производства косвенных благ по объему их отгрузки – рис.2.4.

Рис.2.4. Динамика объема отгрузки товаров собственного производства
В объеме наиболее выражена динамика роста у обрабатывающих производств, как мы уже выяснили в химической, текстильной и деревообрабатывающей отраслях. Растет в динамике добыча полезных ископаемых, в частности производство кокса и нефтепродуктов.
В целом, в динамике наблюдается снижение производства как прямых, так и косвенных материальных благ.

Глава 3. Взаимодополняемые и взаимозаменяемые экономические блага
3.1. Понятие взаимодополняемых и взаимозаменяемых благ
Есть блага взаимозаменяемы (заменители или конкурирующие в потреблении) и взаимодополняемы (комплементарны). Взаимозаменяемые блага могут заменять друг друга в удовлетворении определенной потребности, их не нужно преобразовывать, например: маргарин и сливочное масло, масло подсолнечное и оливковое, автомобили различных марок. Другие могут удовлетворять потребности только тогда, когда используются совместно, например, чай и сахар, автомобили и бензин.
Сначала подробнее рассмотрим проблему потребительского спроса и далее поведение потребителя при потреблении товаров- субститутов (взаимозаменяемых благ) и товаров- комплементов.
3.1. Проблема потребительского спроса
Задача поиска точки потребительского спроса может быть представлена в геометрической интерпретации (графике). В обычном случае спрос является точкой касания кривой безразличия и бюджетной линии, как это изображено на рис. 3.1. Таким образом, для того чтобы показать спрос потребителя, необходимо изобразить бюджетный треугольник и одну из кривых безразличия. Передвигая кривую (перемещаясь от одной кривой безразличия к другой) нужно найти точку касания с бюджетной линией. Маршаллианский спрос – наилучший набор благ на данной бюджетной линии.

Рис.3.1.Маршаллианский спрос
Рассмотрим вопрос о том, какие денежные средства требуются потребителю при данных ценах для достижения необходимого уровня благосостояния и какие товарные наборы обеспечивают минимальное значение потребительских расходов. Ответы на эти вопросы можно получить с помощью следующей задачи:
,(4)
В этой задаче требование к минимально возможному уровню благосостояния задается потребительским набором x.
Отображение называется спросом по Хиксу (хиксианским спросом) . В случае если данное отображение является однозначным, h(p,x) называется функцией спроса по Хиксу . Таким образом, хиксианский спрос при заданных p и x — это самый дешевый потребительский набор при заданных ценах p, среди всех товарных наборов, которые не хуже, чем x, в то время как обычный (маршаллианский) спрос- это наилучший с точки зрения предпочтений потребителя набор при имеющемся бюджете. На рис. 3.2 в случае двух благ иллюстрируется разница в понятиях маршаллианского и хиксианского спросов.

Рис.3.2. Спрос по Маршаллу и Хиксу
3.3. Поведение потребителя при наличии товаров-субститутов и товаров-комплементов
Проблема, с которой потребитель сталкивается в рыночной экономике, состоит в том, чтобы предпочесть такие уровни потребления товаров, которые были бы доступны для их покупки на рынке. Такие товары и услуги называют благами. Можно предположить, что число благ конечно и равно : N = n 1, 2,…,N . Некое пространство благ, сочетающее разнообразные наборы товаров и услуг, будем обозначать как N R . Товарным набором является определенное число благ из данного пространства, которое человек потребляет в течение определенного времени. Набор товаров может быть рассмотрен как точка в пространстве благ и обозначается следующим образом:
,(5)
Пусть, например, первое благо – это мясо, второе – чай, третье – сахар. И потребитель в течение одной недели употребляет 3 кг мяса, 5 чашек чая и 0,5 кг сахара, а другими товарами и услугами не пользуется. Тогда его товарный набор будет представлен так:). ,..., , , , ( x 0 0 0,5 5 3 = .
Совершенные субституты – это товары, которые направлены на удовлетворение одних и тех же потребностей и потребителю безразлично какой из товаров приобретать. Предпочтения потребителя в отношении двух таких товаров описываются функцией полезности:
,(6)
Предельная норма замещения MRS = a/ b, значит, MRS здесь не убывает, а является константной величиной, показывающей пропорцию, в которой один товар может быть заменён другим. На рис. 3.3 представлена карта кривых безразличия для товаров – абсолютных субститутов. Задача максимизации полезности для случая абсолютных субститутов будет выглядеть так:
,(7)


Рис.3.3.Карта кривых безразличия для совершенных субститутов
При изменении рыночного соотношения цен линия бюджетного ограничения станет более крутой и вполне вероятно, что потребитель переключит свое внимание на потребление только одного блага, исключив другое.
Абсолютно взаимодополняемые товары (совершенные комплементы). Это товарный набор, который потребляется вместе и в одной и той же пропорции. Товары не потребляются друг без друга, например пара обуви (состоит из левого и правого ботинка). Кривые безразличия на рисунке 3 имеют угловую конфигурацию. Их вид для товаров-комплементов означает, что прирост потребления одного из товаров без одинакового прироста количества другого товара не изменит полезности этого набора для потребителя. Отсюда следует, что для этих товаров не действует эффект замещения.
Представленный материал дополняет исследование, проведенное в первой главе. Потребитель, переключает свое внимание на другое благо при снижении доступности. Так, согласно статистике, потребитель стал меньше потреблять непродовольственных товаров, из-за роста цен и снижения дохода.

Заключение

В работе проведена классификация экономических благ. К прямым экономическим благам относятся товары и услуги, к косвенным товары производственного рынка. Материальные экономические блага –это товары, материальные неэкономические блага –это услуги.
Анализируя динамику оборота материальных экономических и нематериальных экономических благ мы можем сделать вывод о снижении их доступности в 2013 году. В динамике наблюдается снижение производства как прямых, так и косвенных материальных благ
Наблюдая рост потребления продовольственных товаров наряду со снижением спроса на непродовольственные, мы можем сказать, что осуществляя выбор, потребитель исходит из теории полезности.
Рациональное экономическое поведение – это стремление получить выгоду при наименьшем расходовании ресурсов. Рациональное поведение индивида рассматривали Саймон и Скитовски. Рациональное поведение индивида в группе – Олсон. Рациональность на макроуровне отражена в трудах Беккера и Уильямсона.
Теории дополняют друг друга и вместе образуют всесторонний взгляд на рациональное экономическое поведение.
Потребитель, делая выбор на рынке, исходит и из теории рационального экономического поведения.
Потребитель, переключает свое внимание на другое благо при снижении доступности. Так, согласно статистике, потребитель стал меньше потреблять непродовольственных товаров, из-за роста цен и снижения дохода.


Список использованной литературы

Гринева Н.В. Экономико-математическое моделирование микроэкономических процессов и систем.-М.:Финакадемия,2008.-104 с.
Максимова В.Ф.Микроэкономика. Учебник.6-е издание - М.: Маркет ДС,2008.-560 с.
Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебное пособие под. ред.Н.А. Нагапетьянца.- М.:Вузовский учебник,2011.-288 с.
Микроэкономика под ред. Г.А. Родиной, С.В. Тарасовой.- М.:Юрайт.-2013.272 с.
Носова С. С. Экономическая теория. – М.:ВЛАДОС, 2009. 832 с.
Океанова З. К. Экономическая теория. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2010. 352 с.
Парамонова Т.Н. Маркетинг.- М.:Кнорус,2010.-188 с.
Седов В. В. Экономическая теория. – Челябинск, Челяб. гос. ун-т, 2012. 215 с.
Экономическая теория / Под ред. Николаевой И. П. – М.: Проспект, 2012. 246 с.
Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика / Под ред. Николаевой И. П. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 352 с.
Стрижкова Л. Факторы экономического роста // Экономист, 2012, № 6. 21 с.
Шульгин М.В. Методические подходы к изучению экономического поведения на стыке экономики и психологии// Психология в экономике и управлении, 2012-№1- С.71-78
Потехина Н.В. Роль человеческого капитала в экономическом росте -http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/295/image/295_207-209.pdf
Росстат- Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#
http://worldofeconomy.ru/index.php?newsid=419


Седов В. В. Экономическая теория. – Челябинск, Челяб. гос. ун-т, 2012.-С.34
Парамонова Т.Н. Маркетинг.- М.:Кнорус,2010.-.-С.75
Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебное пособие под. ред.Н.А. Нагапетьянца.- М.:Вузовский учебник,2011.-С.26
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/#
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/#
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/#
Носова С. С. Экономическая теория. – М.:ВЛАДОС, 2009.-С.44
Максимова В.Ф.Микроэкономика. Учебник.6-е издание - М.: Маркет ДС,2008.-С.226
Микроэкономика под ред. Г.А. Родиной, С.В. Тарасовой.- М.:Юрайт.-2013.-С.132
Шульгин М.В. Методические подходы к изучению экономического поведения на стыке экономики и психологии// Психология в экономике и управлении, 2012-№1-С.71
Экономическая теория / Под ред. Николаевой И. П. – М.: Проспект, 2012.-С.149
Экономическая теория / Под ред. Николаевой И. П. – М.: Проспект, 2012.-С.153
Экономическая теория / Под ред. Николаевой И. П. – М.: Проспект, 2012.-С.156

http://worldofeconomy.ru/index.php?newsid=419

http://worldofeconomy.ru/index.php?newsid=419

Микроэкономика под ред. Г.А. Родиной, С.В. Тарасовой.- М.:Юрайт.-2013.-С.174

Казаков С.В. Экономика отрасли: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2010. –С.54
Потребительский рынок города состояние и перспективы: монография / кол. авт. под рук. Т.В. Усковой. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012.-С.22
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/industrial/#
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/industrial/#
Гринева Н.В. Экономико-математическое моделирование микроэкономических процессов и систем.-М.:Финакадемия,2008.-С.7
Гринева Н.В. Экономико-математическое моделирование микроэкономических процессов и систем.-М.:Финакадемия,2008.-С.10









2


Список использованной литературы

1. Гринева Н.В. Экономико-математическое моделирование микроэкономических процессов и систем.-М.:Финакадемия,2008.-104 с.
2. Максимова В.Ф.Микроэкономика. Учебник.6-е издание - М.: Маркет ДС,2008.-560 с.
3. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебное пособие под. ред.Н.А. Нагапетьянца.- М.:Вузовский учебник,2011.-288 с.
4. Микроэкономика под ред. Г.А. Родиной, С.В. Тарасовой.- М.:Юрайт.-2013.272 с.
5. Носова С. С. Экономическая теория. – М.:ВЛАДОС, 2009. 832 с.
6. Океанова З. К. Экономическая теория. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2010. 352 с.
7. Парамонова Т.Н. Маркетинг.- М.:Кнорус,2010.-188 с.
8. Седов В. В. Экономическая теория. – Челябинск, Челяб. гос. ун-т, 2012. 215 с.
9. Экономическая теория / Под ред. Николаевой И. П. – М.: Проспект, 2012. 246 с.
10. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика / Под ред. Николаевой И. П. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 352 с.
11. Стрижкова Л. Факторы экономического роста // Экономист, 2012, № 6. 21 с.
12. Шульгин М.В. Методические подходы к изучению экономического поведения на стыке экономики и психологии// Психология в экономике и управлении, 2012-№1- С.71-78
13. Потехина Н.В. Роль человеческого капитала в экономическом росте -http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/295/image/295_207-209.pdf
14. Росстат- Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#
15. http://worldofeconomy.ru/index.php?newsid=419

Вопрос-ответ:

Что такое экономические блага?

Экономические блага - это материальные и нематериальные объекты, которые удовлетворяют потребности людей и могут быть предметом экономических отношений.

В чем заключается разница между материальными и нематериальными экономическими благами?

Материальные экономические блага представляют собой конкретные материальные объекты, которые можно увидеть и ощутить, такие как продукты, машины, дома. Нематериальные экономические блага, в свою очередь, не имеют материальной формы и являются интеллектуальными продуктами или услугами, такими как знания, авторские права, консультации.

Какие объекты относятся к прямым экономическим благам?

Прямые экономические блага непосредственно удовлетворяют потребности людей. Это товары и услуги, которые используются для непосредственного получения удовлетворения, например, пища, одежда, медицинские услуги.

Что такое потребительский рынок и как он связан с реализацией экономических благ?

Потребительский рынок - это рынок, на котором предлагаются и приобретаются товары и услуги для удовлетворения потребностей конечных потребителей. Именно на этом рынке реализуются экономические блага, как прямые, так и косвенные.

Какие факторы влияют на динамику потребительского рынка косвенных экономических благ?

Динамика потребительского рынка косвенных экономических благ зависит от нескольких факторов, включая изменение спроса и предложения на эти товары и услуги, изменение цен, инновации и технологические прогрессы, сезонные колебания спроса и другие экономические условия.

Что такое экономические блага?

Экономические блага – это материальные и нематериальные объекты и услуги, которые удовлетворяют потребности людей и имеют стоимость на рынке.

В чем разница между материальными и нематериальными благами?

Материальные блага – это объекты, которые можно увидеть и потрогать, такие как продукты питания, одежда, автомобили. Нематериальные блага – это услуги, навыки, знания или права, которые не имеют материальной формы, например, образование, здравоохранение, авторские права.

Что такое потребительское поведение?

Потребительское поведение – это изучение того, как люди принимают решения о покупке и использовании товаров и услуг. В процессе потребительского поведения рассматриваются факторы, влияющие на выбор потребителя, его предпочтения, потребности и поведение на рынке.

Что такое прямые и косвенные экономические блага?

Прямые экономические блага – это товары и услуги, которые прямо удовлетворяют потребности людей, например, еда, одежда, медицинские услуги. Косвенные экономические блага – это товары и услуги, которые необходимы для производства и распределения прямых благ, например, оборудование, транспорт, финансовые услуги.

Какова динамика потребительского рынка косвенных благ?

Динамика потребительского рынка косвенных благ определяется изменениями в спросе и предложении на эти блага. Например, с развитием технологий и повышением спроса на электронику, спрос на компьютеры и другие косвенные блага растет. Кроме того, изменения в экономической политике и инвестициях могут также влиять на динамику этого рынка.

Что такое экономические блага?

Экономические блага - это предметы, услуги или ресурсы, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей людей и обладают ценностью на рынке.

Какую классификацию имеют экономические блага?

Экономические блага можно классифицировать на материальные и нематериальные. Материальные блага - это конкретные предметы или услуги, которые можно купить и потреблять. Нематериальные блага - это понятия, идеи, знания или опыт, которые также можно использовать для удовлетворения потребностей, но их нельзя купить или трогать.