Анализ и развитие системы планирования в России
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 15.01.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты системы планирования 5
1.1 Стратегическое управление и стратегическое планирование: основные черты и особенности 5
1.2 Стратегическое планирование: сущность и задачи 9
1.3 Нормативное регулирование государственного стратегического планирования 10
Глава 2. Анализ системы планирования в России 15
2.1 Институты системы планирования в России 15
2.2 Анализ финансового планирования в России 18
2.3 Проблемы планирования в России и пути решения 22
Заключение 25
Список литературы 27
за баррель;- формирование расходов в соответствии с предельными расходами федерального бюджета («потолками» расходов) на реализацию государственных программ Российской Федерации на срок не менее восьми лет.Показателем же реализации подпрограммы является наличие долгосрочной (на срок не менее 12 лет) бюджетной стратегии.Долгосрочная бюджетная стратегия представляет собой документ, включающий долгосрочный (на срок более 12 лет) прогноз основных параметров бюджетной системы Российской Федерации, факторов и условий формирования и реализации основных направлений бюджетной политики, основных параметров финансового обеспечения государственных программ Российской Федерации с учетом целей, параметров и условий социально-экономического развития страны в долгосрочном периоде. Основной целью долгосрочной бюджетной стратегии станет определение финансовых возможностей, условий и предпосылок для достижения ключевых целей и результатов государственной политики, сформулированных в долгосрочной стратегии социально-экономического развития, других стратегических документах, и повышение эффективности бюджетных расходов.Долгосрочная бюджетная стратегия содержит:- основные параметры бюджетной системы Российской Федерации (с выделением федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов), уровня государственного и муниципального долга;- основные положения бюджетной, долговой и налоговой политики Российской Федерации в долгосрочном периоде;- предельные объемы («потолки») расходов на реализацию государственных программ Российской Федерации (на срок до 12 лет);- условия и параметры, характеризующие риски для бюджетной системы, формирование и обоснование мер по их предотвращению (минимизации).Долгосрочная бюджетная стратегиявходит в состав документов бюджетного планирования, что свидетельствуют о начале перехода от среднесрочного к долгосрочному финансовому планированию. Долгосрочное бюджетное планирование осуществляется в формате «скользящего периода». Данный формат включает:- ежегодную корректировку долгосрочной бюджетной стратегии (без изменения ее временных горизонтов) при разработке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;- продление каждые три года горизонта «потолков» расходов на реализацию государственных программ Российской Федерации на три года (с переутверждением каждые шесть лет государственных программ Российской Федерации на новый 12-летний срок);- утверждение новой долгосрочной бюджетной стратегии каждые шесть лет с продлением горизонта определения основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на шесть лет.В рамках долгосрочной бюджетной стратегии определяются предельных объемы расходов («потолков» расходов) по каждой государственной программе. «Потолки» расходов по госпрограммам формируются в двух вариантах — базовом и дополнительном. При этом определены требования, предъявляемые к дополнительному варианту «потолков» расходов: во-первых, в нем не должно быть «длящихся» расходов, во-вторых, должны быть обеспечены более высокие, чем в базовом варианте, значения показателей и качественных характеристик достижения целей и результатов социально-экономического развития. Представленный подход жестко взаимоувязывает изменение объемов средств, выделяемых на государственную программу, с изменением определенных в ней показателей и качественных характеристик достижения целей.Внедрение долгосрочного бюджетного планирования требует соответствующего информационного обеспечения, которое позволяет получать необходимые данные для формирования прогнозов, проектировок и проводить непрерывный мониторинг и прогнозирование параметров, определяющих долгосрочную устойчивость федерального бюджета. 2.3 Проблемы планирования в России и пути решенияУправление развитием системы любого уровня сложности должно исходить из того, что ей придется установить и преодолевать факторы, противодействующие развитию в соответствии со стратегическими целями. Например, к таким факторам могут быть отнесены, в частности: недостаток собственных денежных средств; низкий платежеспособный спрос на новые продукты; высокая стоимость реализации инноваций; длительные сроки окупаемости инвестиций и инноваций, высокие хозяйственные риски; низкий инновационный потенциал предприятий, недостаток квалифицированного персонала; недостаток информации о новых технологиях и неподготовленность производств к их внедрению; отсутствие точной информации о рынках сбыта; высокие издержки кооперации с другими предприятиями и научными организациями; недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регламентирующих те или иные процессы инновационной и инвестиционной деятельности. Все эти факторы составляют ограничения реализации стратегии, исходящей из продуктивных целей. Тем самым разработка стратегии развития экономической системы должна строиться на оценке имеющегося потенциала и факторов сопротивления решению важнейших проблем. Стратегическими проблемами социально-экономического развития являются проблемы, связанные с использованием трудового потенциала, производственного, научно-технического, инфраструктурного, социокультурного и других видов капитала, которыми располагает экономическая система. В связи с этим стратегические проблемы — это всегда проблемы развития структуры экономики в широком смысле. Имеется в виду структура ресурсного потенциала, занятости населения, инновационных результатов, фондов. Оценка структурной динамики представляется важнейшей научно-практической задачей, поскольку, по большому счету, стратегические проблемы социально-экономического развития развертываются вокруг двух векторов: 1) стремление населения жить комфортно (благоустроенно, с недорогим доступом к важнейшим социальным функциям); 2) способность социально-экономической инфраструктуры отражать и удовлетворять основные потребности граждан, в том числе в творческом труде. По этой причине определяющим условием развития выступает укрепление промышленной базы и занятости населения, стимулирование роста доходов работников, создание дохода посредством продуктивной деятельности. Конечно, такая задача автоматически порождает проблему инструментов управления, которыми располагают органы управления на всех уровнях. Решение подобной управленческой задачи возможно в рамках реализации принципа Я. Тинбергена — соответствия целей и инструментов экономической политики, а также институционального расширения этого принципа.Постановка стратегических целей и подбор методов для их достижения должны осуществляться на основе выявления долгосрочных предпочтений. При этом следует решать проектировочную задачу относительно структуры экономики, делать выбор таких пропорций, которые наиболее целесообразны, обеспечат рост и развитие хозяйства. Если предоставить формирование таких пропорций на откуп неким рынкам, то порождается стохастический процесс развития с высокой вероятностью крушения планов, пересмотра предпочтений, растраты ресурсов. Очевидно, что необходимые критерии стратегического планирования составляют, в частности: осознанная постановка целей; функциональное обеспечение развивающейся системы управления; оптимизация затрат; повышение устойчивости (адекватности и адаптивности при принятии решений); обоснованность мероприятий (опора на расчеты, включая расчет и оценку различных видов эффективности); точность в формировании области приложения усилий; учет времени принятия решений и синхронизации действий; снятие факторов сопротивления.ЗаключениеК основным целямформирования системы стратегического планирования относятся определение оптимальныхпутей перехода от действующей ситуации в области социального и экономического развития страны и обеспечения национальной её безопасности к желаемому состоянию, концентрация финансовых, организационных, кадровых,информационных и других ресурсов для достижения намеченных целей, консолидация усилий государства, органов исполнительной власти, структур и корпораций гражданского общества с целью достижения целей социального и экономического развития страны и обеспечения её национальной безопасности.Предпринимаемые действия создадут условия для достижения целей социального и экономического развития страны и обеспечения её национальной безопасности в соответствии с главными приоритетами государственной политики, повысят эффективность использования имеющихся ресурсов с целью достижения намеченных целей, увеличат прозрачность и эффективность деятельности органов исполнительной власти, повысят исполнительскую дисциплину на базе использования объективных оценочных критериев деятельности субъектов стратегического государственного планирования. Разработка и принятие ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» является значительным шагом в создании системы стратегического управления. При этом необходимо предусмотреть внедрение системы мониторинга и корректировки реализации стратегического планирования, основными задачами которого являются разработка предложений по увеличению уровня эффективности стратегического планирования и оценка результативности. Нормативный акт является основой целостной системы государственного стратегического планирования в России.На сегодняшний день при создании системы стратегического планирования в России представляется целесообразным применятьнакопленный мировой опыт в регулировании рыночной экономики. Вместе с рыночными регуляторами в развитых странах применяется система госрегулирования экономики, которая включает централизованное прогнозирование, программирование и планирование социально- экономических процессов. Планирование во многих странах предусматривается в пределах основных конституционно-правовых институтов, однако в отдельных странах действует законодательство о планировании. Все развитыестраны имеют функционирующую систему органов, которые осуществляют различные виды планирования и прогнозирования.Список литературы1. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2012.2. Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования. М.: Прогресс, 2012. 3. Веснин В.Р. Стратегическое управление: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Просᴨȇкт, 2014.4. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов. - М.: Гардарика, 2010.5. Дой Д. Стратегический маркетинг. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2012.6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2012.7. Сухарев О.С. Институциональная теория и экономическая политика. Т. 2. М.: Экономика, 20118. Ювица Н.В. Государственное стратегическое планирование и прогнозирование.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2013.9. Стратегическое планирование: Учебное пособие / Под ред. проф. А.Н. Петрова. СПб.: Знание, ГУЭФ, 2013.10. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"11. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 202012. Аткина Н.А., Ханжина В.Л., Попов Е.В. Стратегическое планирование // Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. - №2 – С.32-34.13. Кузнецов В.С. О стратегической альтернативности // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - № 2. – С. 15-1814. Кунакбаев Р.Ф. Стратегическое планирование: проблемы и перспективы// Стратегия развития экономики. -2014 - №17. – С.54-58.15. Соловьев А.И., Сулакшин С.С. Проблемы стратегического государственного планирования и управления в современной России// Стратегия развития экономики. – 2014. - №23. – С. 74-76.16. Сухарев О. С. Возможности и ограничения государственного стратегического планирования// Стратегия развития экономики. – 2014. - №27. – С. 43-50. 17. Шрайэг Г. Тенденции и ᴨерсᴨективы развития стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - №5. – С. 93-95.18. Круглый стол «ЭКО» Стратегический менеджмент: повторение забытого и открытие нового. // ЭКО. - 2011. - №11. – С.132-134.
1. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2012.
2. Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования. М.: Прогресс, 2012.
3. Веснин В.Р. Стратегическое управление: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Просᴨȇкт, 2014.
4. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов. - М.: Гардарика, 2010.
5. Дой Д. Стратегический маркетинг. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2012.
6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2012.
7. Сухарев О.С. Институциональная теория и экономическая политика. Т. 2. М.: Экономика, 2011
8. Ювица Н.В. Государственное стратегическое планирование и прогнозирование.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2013.
9. Стратегическое планирование: Учебное пособие / Под ред. проф. А.Н. Петрова. СПб.: Знание, ГУЭФ, 2013.
10. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"
11. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020
12. Аткина Н.А., Ханжина В.Л., Попов Е.В. Стратегическое планирование // Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. - №2 – С.32-34.
13. Кузнецов В.С. О стратегической альтернативности // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - № 2. – С. 15-18
14. Кунакбаев Р.Ф. Стратегическое планирование: проблемы и перспективы // Стратегия развития экономики. - 2014 - №17. – С.54-58.
15. Соловьев А.И., Сулакшин С.С. Проблемы стратегического государственного планирования и управления в современной России // Стратегия развития экономики. – 2014. - №23. – С. 74-76.
16. Сухарев О. С. Возможности и ограничения государственного стратегического планирования // Стратегия развития экономики. – 2014. - №27. – С. 43-50.
17. Шрайэг Г. Тенденции и ᴨерсᴨективы развития стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - №5. – С. 93-95.
18. Круглый стол «ЭКО» Стратегический менеджмент: повторение забытого и открытие нового. // ЭКО. - 2011. - №11. – С.132-134.
Вопрос-ответ:
Какие особенности имеет стратегическое управление и стратегическое планирование?
Стратегическое управление и стратегическое планирование имеют ряд особенностей. Они являются долгосрочными процессами, направленными на достижение главных целей организации. Они базируются на анализе внутренней и внешней среды организации и позволяют определить ее конкурентное преимущество. Они также требуют участия высшего руководства организации и включают в себя разработку стратегических целей и планов действий для их достижения.
Какие задачи решаются при стратегическом планировании?
При стратегическом планировании решаются следующие задачи: определение миссии, целей и стратегических приоритетов организации, анализ внешней и внутренней среды, определение конкурентного преимущества организации, разработка стратегических целей и планов действий для их достижения, контроль и корректировка стратегии, обеспечение реализации стратегических планов.
Какое нормативное регулирование существует в государственном стратегическом планировании?
В государственном стратегическом планировании имеется ряд нормативных документов, регулирующих данный процесс. Один из таких документов - Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации", который определяет основы государственного стратегического планирования. Он включает в себя положения о целях, принципах и этапах стратегического планирования, а также о механизмах его реализации и контроля.
Какие институты входят в систему планирования в России?
В систему планирования в России входят следующие институты: Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и другие.
Какие основные черты и особенности стратегического управления и стратегического планирования?
Основные черты стратегического управления и стратегического планирования включают определение долгосрочных целей и приоритетов, анализ внутренней и внешней среды, разработку и реализацию стратегий, контроль и оценку результатов. Стратегическое управление и стратегическое планирование также характеризуются множеством акторов и уровней, включая государственные и негосударственные организации, их руководителей и специалистов.
Какова сущность и задачи стратегического планирования?
Сущность стратегического планирования заключается в определении долгосрочных целей и направлений развития организации, а также в создании стратегий и планов для их достижения. Основными задачами стратегического планирования являются анализ внутренней и внешней среды, выявление потенциальных возможностей и проблем, формирование стратегических альтернатив, выбор оптимальных стратегий, разработка действий и ресурсов для реализации выбранной стратегии, а также контроль и оценка результатов.
Каким образом государственное стратегическое планирование регулируется нормативно?
Государственное стратегическое планирование регулируется нормативно через ряд законодательных актов и документов. В России основными нормативными актами являются Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Государственная программа "Развитие государственного стратегического планирования" и другие правовые акты на федеральном и региональном уровнях. Эти документы определяют основные принципы, порядок и этапы государственного стратегического планирования.