социально-этические проблемы генной инженерии человека
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 17.01.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Подходы в научной литературе к рассмотрению генной инженерии человека 6
Глава 2. Корреляции между научной картиной мира и подходом к проблемам генной инженерии человека 7
Глава 3. Могущество и бессилие человека при манипуляциях с генетическим материалом 8
Глава 4. Исследование социальных и этических аспектов вмешательства в природу человека посредством методов генной инженерии 11
Заключение 15
Список литературы 16
» и «В каких случаях мы можем противостоять природе, ее эволюционной мудрости?». И отвечает, что сущность человека нередуцируема исключительно к его набору хромосом, ибо существует еще необычайно важная сфера культуры, морали. К тому же человек является единственным существом, которое способно сказать природе «нет»: он противостоит законам природы тогда, когда опирается на рациональность морали. Например, законы природы ведут к элиминации слабых индивидов (достаточно относительно плохого зрения, чтобы в природных условиях обладать меньшей способностью к выживанию). Вся медицина основана на стремлении противодействовать законам природы, которые мы считаем несправедливыми. Это относится как к физически слабым индивидам, так и к больным диабетом или фенилкетонурией.И здесь благодаря широкому применению метода рекомбинантных ДНК (один из методов генной инженерии) человек способен спасти самой природой преждевременно обреченных на смерть больных и слабых. Иными словами, человек бросил «вызов природе», объявил ей, фактически войну, однако в ней он не будет победителем, так как исходит из ложного убеждения. В итоге своих размышлений Б. Рок приходит к следующим выводам: «И как трудно понять, что, может быть, своей природой человек предрасположен к жизни в гармонии с природой, к сохранению того, что позволило ему возникнуть и что способствовало его развитию в дальнейшем. Во имя каких целей он объявляет ей войну? Во имя каких целей он разрабатывает такое мощное оружие, какое ему дает генетика? Разве слава, деньги и профессиональная карьера - как это отмечает Кук - может уравновесить однозначно последствия такого шага для всего человечества? И вместе с тем имеем ли мы право запретить исследования, которые могут принести облегчение миллионам страдающих в мире индивидам? Так, этика или биология?». Итак, рефлексии Б. Рока над актуальными этическими проблемами, поставленными генной инженерией, и в первую очередь проблема соотношения этики и биологии ни к чему позитивному не приводят. Проблема взаимоотношения этики и биологии остается нерешенной, что обусловлено, на наш взгляд, доминированием в мышлении Б. Рока старой, аналитично-механической парадигмы, контрастным, черно-белым видением мира, противопоставлением двух (естественнонаучной и гуманитарной) культур.Генные технологии имеют отношение к правам человека и в судебных случаях, например, установление происхождения в делах по отцовству и материнству и идентификации подозреваемых преступников.Права человека нарушаются и тогда, когда насильственное или даже добровольное тестирование методами генной технологии может представлять угрозу частной жизни индивида, если информацию помещается в доступную базу данных. Такого рода «генетическая рыбалка» может означать поиск всех людей с одинаковыми генетическими нарушениями, чтобы раскрыть то или иное преступление.Самым существенным нарушением прав человека служит разработанное на основе генной инженерии этническое оружие. Согласно сообщениям прессы, военные эксперты считают, что в мире создано так называемое «этническое оружие», обладающее выборочным летальным воздействием на представителей различных этнических и расовых групп. Технология «этнического оружия» может базироваться на достижениях генной инженерии, причем особые свойства такого оружия полностью блокируют усилия медиков найти «противоядие» для людей, подвергшихся его воздействию. На существование такого вида оружия косвенно указывают последствия войны в Персидском заливе. Большинство английских военнослужащих, принимавших участие в освобождении Кувейта от иракской оккупации, испытывают серьезные проблемы со здоровьем и десятки человек умирают ежегодно от неизвестного заражения. Характерными проявлениями болезни являются лихорадка, а также сыпь на коже и слизистых оболочках - именно эти симптомы сопровождают оспу у обитающих в Сирийской пустыне животных. Ирак мог использовать вирусы оспы животных, в частности, верблюда, для «обработки» войск противника в годы войны в Персидском заливе. Этот вирус, смертельный для европейцев, является абсолютно безвредным для бедуинов.ЗаключениеВ заключение темы хотелось бы привести цитату Ж. Доссе, еоторая на мой взгляд отражает всю полемичность изучаемой нами темы. Ученый пишет: «я хотел бы развеять возникший в общественном сознании миф о генетике. Вполне естественно, что нынешнее состояние дел в этой области порождает у людей страхи, но насколько они оправданны? Люди часто испытывают страх перед кажущимся им всемогущим ученым. Не ученого им нужно бояться, а лиц или группы лиц, движимых жаждой власти и нередко зараженных тоталитарной идеологией. Итак, нам следует спокойно воспринимать происходящую в наши дни революцию, революцию, которую нужно обуздать и направить на служение человечеству. Мы надеемся, что она поможет сделать жизнь человека долгой, счастливой и лишенной болезней»Список литературыГорелов А.А. Концепции современного естествознания. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 496 с.Давидович В.Е. В зеркале философии. Ростов-на-Дону. 1997.С.362.Доссе Ж. Научное знание и человеческое достоинство // Курьер ЮНЕСКО.1994. Ноябрь.С.5-6Лавриненко В.Н, Ратников В.П. Концепции современного естествознания.3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 317 с.Поликарпова В.А. Социокультурные проблемы генной инженерии человека. Дисс. на соиск. степ. д-ра фил.наук. Ростов-на-Дону. 227 С.Садохин А.П. Концепции современного естествознания. Учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 447 с.Самыгин С.И. Концепции современного естествознания. 4-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 448 с.Сваминатхан М.С. Что такое биотехнология // Курьер ЮНЕСКО.1994. Август.С.8.Die Herstellung der Natur: Vhansen und Risiken der Gentechnologie. Bonn.1995.S.14 Fritzhand M. Op. cit.S.5Kimbrell A. The Human Body Shop: The Engeneering and Marketing of Life.N.Y.,1985.P.3. Maurice J. Unerevolucion? La vaccination par AND // Recherhe.1995.N 276.P.556-559. Rok B. Etykaczylibiologia // Czlowiekiswiatopogland. 1984.N 8.S.86.Testar J. Przejrzysta komorka.W.,1990.S.31.Urbanek A. Rewolucjanaukowa w biologii.W.,1973
2. Давидович В.Е. В зеркале философии. Ростов-на-Дону. 1997.С.362.
3. Доссе Ж. Научное знание и человеческое достоинство // Курьер ЮНЕСКО.1994. Ноябрь.С.5-6
4. Лавриненко В.Н, Ратников В.П. Концепции современного естествознания. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 317 с.
5. Поликарпова В.А. Социокультурные проблемы генной инженерии человека. Дисс. на соиск. степ. д-ра фил.наук. Ростов-на-Дону. 227 С.
6. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. Учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 447 с.
7. Самыгин С.И. Концепции современного естествознания. 4-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 448 с.
8. Сваминатхан М.С. Что такое биотехнология // Курьер ЮНЕСКО.1994. Август.С.8.
9. Die Herstellung der Natur: Vhansen und Risiken der Gentechnologie. Bonn.1995.S.14
10. Fritzhand M. Op. cit.S.5
11. Kimbrell A. The Human Body Shop: The Engeneering and Marketing of Life.N.Y.,1985.P.3.
12. Maurice J. Une revolucion? La vaccination par AND // Recherhe.1995.N 276.P.556-559.
13. Rok B. Etyka czyli biologia // Czlowiek i swiatopogland. 1984.N 8.S.86.
14. Testar J. Przejrzysta komorka.W.,1990.S.31.
15. Urbanek A. Rewolucja naukowa w biologii.W.,1973
Достижения и проблемы генной инженерии
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение...................................................................................... 3
1. Генетика и эволюция................................................................ 5
2. Генная инженерия. Исследования аспектов.................. 9
3. Генная инженерия. Практические результаты.............................. 12
Вывод................................................................................. 14
Литература.................................................................................. 15
Приложение................................................................................ 16
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
Генетика вначале была использована для борьбы против дарвинизма. Устойчивость генов трактовалась как их неизменность. Мутационная изменчивость отождествлялась непосредственно с видообразованием и, как казалось, как будто отменяла естественный отбор как основной фактор эволюции. Но, к концу 20-х годов XX века, становится все более ясно, что генетика раскрывает конкретный механизм изменчивости, соотношение свойств организма и характера внешних воздействий в возникновении индивидуальных изменений.
Основатель мутационной теории Гуго де Фриз считал, что каждая мутация ведет к возникновению нового вида и сводил эволюцию к простому накоплению мутаций. На самом деле мутации лишь ему, а поддерживает неоднородность популяций и других эволюционных групп. Но это необходимое, но еще недостаточное условие эволюционного процесса. Необходимы также необратимые изменения среды — как абиотические о происхождении изменения климата, горообразование и др.), так и биогенные, порожденные самой жизнью, к которым присоединились антропогенные, вызванные деятельностью человека.
Важную роль в объединении генетики и эволюционной теории, в разработке генетики популяций, сыграли С. С. Четвериков, Н. Н. Дубинин и другие российские ученые. В 40-50-е годы ХХ века И. И. Шмальгаузен, опираясь на достижения генетики, конкретизировал учение о естественном отборе, выделив две формы: стабилизирующий отбор и ведущий отбор.
Генетика — наука о наследственности, порядок передачи признаков от родителей к детям, о механизмах индивидуальной изменчивости организмов и способ их управления.
Оригинальные законы наследственности были открыты чешским ученым Грегором Менделем в 1865 году и переоткрыты независимо от того, он Гуго де фризом в Голландии, Карлом Корренсом в Германии и Эрихом Чермаком в Австрии. Они-основатели генетики. Вторым крупнейшим этапом в истории генетики было оправдание, Моргана хромосомной теории наследственности, согласно которой основную роль в передаче наследственной информации играют хромосомы клеточного ядра.